Скачать презентацию на тему современные левши. был сложным и противоречивым. Детские годы его

Цели:

  • познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
  • развивать умение работы с текстом;
  • заинтересовать необычностью повествования;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1 , слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.

– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1 , слайд 2)

2. Заочное путешествие в город Орел

– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.

Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1 , слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1 , слайд 4)

Среди них и знакомый нам тульский оружейник Левша, он колдует над наковальней с молоточком в левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел поковать удивительную заводную блоху из «аглицкой вороненой стали, сработанной в Лондоне». Колонна, на которую поднят Левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не случайно. Эта часть города связана с жизнью и творчеством Лескова. Будущий писатель жил неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он ежедневно ходил на службу В Орловскую уголовную палату через речку Орлик мимо церкви. (Приложение 1 , слайд 5)

Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1 , слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках, бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.

А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1 , слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1 , слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.

Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит:»Повоюем еще, черт возьми…».

А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:

Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Лесков был глубоко убежден в том, что ни один русский город не может существовать, если в нем нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь, «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».

3. Знакомство с новым литературным термином

Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?

4. Работа с иллюстрациями

– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1 , слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.

– Почему художник изобразил в заглавии портрет Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает «посрамительную для аглицкой нации» работу? Какие инструменты изображены на рабочем столе мастера? Почему на столе нет микроскопа?

5. Работа с текстом произведения

– Но свое произведение Лесков начал не с истории о Левше. Давайте прочитаем начало произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование: Россия – держава-победительница, русские воины в Отечественной войне 1812 года не только свое Отечество защитили, но и народам Европы освобождение принесли. Есть чем гордиться! Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости. Можно представить себе, какое чувство гордости испытывает русский император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время поездки? Соответствует ли это нашим читательским ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей, в котором хранятся редкие вещи,т.е. кунсткамеру. Представьте, что вы экскурсоводы в музее, проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам текст произведения и следующая иллюстрация. (слайд 10)

– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.

Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоско п – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.

– Для чего Лесков «искажает» звучание этих слов?
– Действительно, многие сцены в произведении заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1 , слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?
– Как изображены герои? как переданы настроение и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может, расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»? Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными строками 3-й главы. Что художник добавил нового?

6. Словарная работа

– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2 )

7. Проблемный вопрос

– Как вы думаете,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?

8. Подведение итогов

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:

Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.

Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе… Я с народом был свой человек…»

  • Дом, в котором родился Н.С.Лесков
  • Панин хутор
  • «Я вырос в народе, на гостомльском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… да на запашной панинской толчее, за кругами пыльных замашек…среди русской природы, которую сразу и не описать…»
  • Н.С.Лесков
  • 1841г. Орловская гимназия
  • «В науках далеко не зашелся», - скажет о себе Лесков и назовет себя «малообученным» для литературного дела.
  • Орловская гимназия, в которой учился Н.С.Лесков
  • Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».
  • Н.С.Лесков
  • Тургеневский бережок
  • Лесков первый указал своим землякам место в городе, где следует соорудить памятник Тургеневу, «прославившему свою родину доброю славою во всем образованном мире».
  • Памятные места
  • ул.Болховская,
  • Карачевская,
  • мост через речку Олик,
  • церковь Михаила Архангела
  • Дом-музей Н.С.Лескова
  • ул.Октябрьская
  • Дом-музей Н.С.Лескова
  • Кабинет
  • Дом-музей Н.С.Лескова
(1831 – 1895)
  • (1831 – 1895)
  • В своих книгах Лесков воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.
В Орле есть очень интересный памятник Н.С.Лескову на фоне храма Михаила Архангела: в центре сидит сам писатель, а вокруг расположились композиции из пяти его произведений: Левша; Тупейный художник; Соборяне; Леди Макбет Мценского уезда; Очарованный странник. Левша – это символ русского народа
  • Тула - старинный русский город,
  • прославившийся своими оружейниками и самоварами
  • Тульское оружие
  • Тульские самовары
  • Тульские пряники
Сказ «Левша» (1881г)
  • Сказ - эпический жанр, опирающийся на народные предания и легенды.
  • Его отличает сочетание точного описания народного быта и сказочно-фантастического мира.
  • В основе сказа - легенда, возникшая на основе реального события.
  • Повествователь – рассказчик, простой человек с особенной речью и народным взглядом на мир.
  • Найдите приметы сказового жанра в тексте.
Идея сказа:
  • показать, что наши, русские, не хуже заморских мастеров
  • вызвать в читателе чувство гордости за Россию, ее умельцев
Николай I
  • Александр I
Атаман Платов
  • Платов Матвей Иванович
  • (1751-1818)
  • –граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном.
  • Объясните, что означают слова…
  • тугамент бюстры буреметры морские
  • мелкоскоп преламут смолевые непромокабли
  • нимфозория керамида мерблюзьи мантоны
Значения выражений
  • Значения выражений
  • Буреметры морские – барометры морские
  • Нимфозории – инфузории
  • Мелкоско п – микроскоп Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
  • Преламут – перламутр Огромные бюстры – огромные бюсты Верояции – вариации Египетская керамида – египетская пирамида
  • Долбица- таблица
  • Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
  • Платов и император Николай Павлович
  • Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
«Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
  • «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил».
  • «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
  • «Был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал».
  • «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».
  • «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали».
Император Николай Павлович верил в свой народ
  • Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Император Александр Павлович
  • «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».
  • «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».
  • «Государь на все это радуется».
  • «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».
  • «Пожалуйста, не порть мне политики».
  • «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
  • «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».
  • Государь и англичане
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Платов на досадной «укушетке»
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Платов и тульские оружейники
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Герой войны казак Платов
  • Храбрость на войне и уважение к простому человеку – разные вещи. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа, но только на словах.
  • Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного,
  • некрасивого мастера Левшу. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол.
  • Тульские мастера за работой
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Мастера несут Платову царскую шкатулку
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша в государевом дворце
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша и император возле мелкоскопа
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Левша среди англичан
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
Русское оружие
  • Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри.
  • А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
  • Смерть Левши
  • Задание: найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации
  • Главный герой рассказа – тульский умелец Левша
  • В этом сказе два главных героя: блоха и левша. Сравните их. Что общего? Чем отличаются?
  • Общее:
  • -у обоих имени нет
  • оба бесправные мелкие существа
  • обоих перевозили из страны в страну и обратно, не спрашивая согласия
  • оба представляют национальное мастерство (английское и русское)
  • каждый приобретает за границей свой секрет(подковки и тайна чистки ружей)
  • оба погибают (блоха не пляшет, левша спивается)
  • Разное:
  • -левша –живой человек, блоха –вещь
  • блоху сделали, левша - сам мастер
  • левша живёт чувством, блоха –продукт точного расчёта
  • они представляют разные культуры(европейскую и русскую)
  • отношение к ним властей разное (блоху купили за миллион и футляр
  • за пять тысяч, а левшу голодного и без документов, как пуделя, везли)
Левша – это …
  • главный герой
  • талантливый мастер
  • герой с "человечкиной душой"
  • душа народа, его совесть
  • рыцарь добра
  • олицетворение народного таланта
  • собирательный образ народа
  • выразитель русского народа
  • талантливый мастер
  • безымянный мастер
  • на нем держится Россия
  • носитель трудовой доблести
  • носитель всемирной славы России
  • символ русского народа
  • Качества главного героя
  • - патриотизм
  • - талант
  • - усердие
  • - настойчивость
  • - целеустремлённость
  • - неприхотливость
  • - скромность
  • - трудолюбие
  • Главная идея
  • произведения
  • Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.

Слайд 2

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») - повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году. Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники»

Слайд 3

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Слайд 4

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

Слайд 5

Слайд 6

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им: Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Слайд 7

Повесть «Левша» - это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория, мелкоскоп, клеветон и др

Слайд 8

Левша в русском языке стало нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

Слайд 9

Как вы думаете, зачем Лесков ссылался на рассказ старого оружейника? Что такое сказ? Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Слайд 10

Работа над первой главой

Какие элементы фольклорных произведений вы заметили? Как вы считаете, кем мог быть рассказчик, повествователь? Когда и где происходит действие сказа?

Слайд 11

Характеристика героев

Найдите и прочитайте цитаты, характеризующие Александра Павловича и Платова. Обратите внимание на новые, необычные слова сказа. Как они образуются? Какова роль подобных слов?

Слайд 12

Характеристика персонажей

Как автор изображает Александра Павловича и Платова? Найдите в сносках годы жизни Платова. Найдите несоответствие в тексте 4 главы. Как вы считаете, на стороне какого из героев – Александра Павловича и Платова – находится симпатия автора? Как изображается жизнь царской семьи?

Слайд 13

Характеристики героев

Зачитайте цитаты – характеристики Николая Первого и Платова. Зачитайте историческую справку о Платове в учебнике. Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе?

Слайд 1

Николай Семёнович

Лесков 1839- 1895 г.г.

Слайд 2

Орёл - родина Н.С.Лескова

Город Орел - город детства и юности

Н.С.Лескова, его малая родина, которую он

называл "микроскопом всей земли русской".

Орел, отмечал Н.С.Лесков,"вспоил на своих

мелких водах столько русских

литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой

русский город".

Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были

источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор

"расселил" именно на орловской земле.

Слайд 3

Слайд 4

Вот рабочий кабинет. В нем отражены вкусы, пристрастия и характер хозяина:

многочисленные старинные часы перекликаются каждые четверть часа, бесчисленные портреты,

картины, на столе множество разноцветных ламп, масса безделушек.

Слайд 5

За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова.

Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в

Третьяковской галерее в Москве. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза

Глазами жадными лицо Лескова,

Как затаенная гроза,

В изображенье умного Серова.

С портрета В.А.Серова. 1894 г.

Слайд 6

Орел. Памятник Н.С.Лескову

В старой части Орла в 1981 году открыт памятник писателю.

В центре - четырехметровая фигура писателя, отлитая в бронзе, - установлена

на постаменте из полированного гранита.

Слайд 7

Фрагменты памятника.

Герои произведений Н.С.Лескова.

А вокруг, поднятые на высоту человеческого роста, оживают герои лесковских произведений.

Слайд 8

Здание мужской гимназии

Рядом с памятником – здание бывшей мужской гимназии, в которой в свое время учился Н.С. Лесков.

Слайд 9

Слайд 10

С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».

Слайд 11

“Умный, темпераментный,

с колючими чёрными глазами,

с душою сложной и причудливой,

полной бунтующих страстей” -

таким виделся Лесков современникам.

Слайд 12

«Очарованный странник»,

«Тупейный художник»,

«Леди Макбет Мценского уезда,

«Соборяне» - эти книги Николая

Семеновича Лескова вошли в золотой фонд мировой литературы.

В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека,

его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.

Слайд 14

Слайд 16

ВИКТОРИНА

Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете? 1 гр. «Вот если бы у меня хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал». 2 гр. «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». 3 гр. «Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше». 4 гр. «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся».

Слайд 17

Языковые особенности сказа Н.С.Лескова «Левша»

бюстры мерблюзьи мантоны непромокабль пистоля двухсестная карета аглицкая сталь мелкоскоп пубель тугамент постыждение

студинг публицейские ведомости твердиземное море долбица умножения стирабельная дощечка аболон полведерский буреметр клеветон

Слайд 18

1 гр. Почему Платов обращается за помощью именно к тулякам? Чем знаменита Тула? 2 гр. Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы? 3 гр. Как представлен левша? Найдите детали описания внешности, отметьте особен-ности поведения. 4 гр. Как ведется работа по созда-нию диковинки?

И. Глазунов. Иллюстрация к сказу Н.С.Лескова «Левша»

Слайд 19

Современные Левши Подкованная блоха

КУКРЫНИКСЫ "Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе". 1974

Слайд 20

Современные Левши Верблюды

Верблюды выполнены из платины. Их высота 80-100 микрон, что не на много больше диаметра человеческого волоса. В иголке размещены семь верблюдов. Еще около 10 было безвозвратно потеряно при изготовлении. Потеря или поломка работы на последней стадии завершения - это та плата которой приходится расплачиваться микроминиатюристам.

Семь верблюдов расположены в игольном ушке. Высота верблюдов 80-100 мкм (0,08-0,1 мм). Материал - платина. Верблюды в игольном ушке относятся к классическим работам искусства микроминиатюры.

Слайд 21

Современные Левши Гена и Чебурашка

Крокодил Гена и Чебурашка размещены на срезе макового зернышка. Высота Чебурашки - 0,6 мм, Гены - 1,4 мм. Выполнить эту работу было черезвычай-но трудно. Эти фигурки трехмерные, а обработать трехмерный маленький объект очень и очень сложно. Ведь плоский объект можно приклеить и затем обрабатывать, а трехмерный объект приклеить довольно сложно. Обратите внимание на пуговички и бабочку у Гены. У крокодила Гены есть даже зубы! Они сделаны из платины. Труднее всего было придать лицам героев выражение. Сложность создания проявляется и в том, что детали изготавливаются отдельно и собираются лишь на последней стадии.

Слайд 22

Современные Левши Буратино

На срезе виноградной косточки размещены Буратино, лягушка и черепаха Тортилла, выглядывающая из «воды». К сожалению, зрители редко замечают лягушонка, сидящего рядом с Буратинно. Черепаха протягивает Буратино именно золотой ключик.

Причем, обратите внимание, что черепаха выглядывает из воды, т.е. в воде есть продолжение черепахи. У нее есть даже задние лапки, но автору не удалось сделать воду настолько прозрачной чтобы их было видно. На заднем фоне виднеется кувшинка.

Слайд 23

Современные Левши Авианосцы

На спинке колорадского жука размещены американские самолеты, на спинке божьей коровки - наши. В этой работе показана не столько техника, сколько преподносится идея. На колорадском жуке размещены американские самолеты, на божьей коровке - наши. Почему американские самолеты на колора-дском жуке - потому, что жук этот родом из Америки и очень прожор-лив. А почему наши самолеты на божьей коровке - потому, что она Божья.

Слайд 24

Современные Левши Рисовое зернышко

На срезе написан фраг-мент из рассказа Лес-кова Н. С. «Сказ о туль-ском Левше и о сталь-ной блохе». На рисовом зернышке уместилось 2027 букв в 22 строчки. Рисовое зернышко было разрезано и отполиро-вано. Текст выгравиро-ван.

Т.е. сначала очень остро заточенной иголочкой царапались буквочки, а затем они затирались черной краской. Если приглядеться, то можно заметить золотую подковку, расположенную рядом с первым словом.

Слайд 25

Слайд 26

Кроссворд По сказу «Левша»

1. Как звали писателя, который написал произведение «Левша»?

2. Город Мценск находился в Орловской … .

3. У собачки на сугробе сделана русская надпись: «Иван … во граде Туле».

4. В 1 –ой главе есть предложение: Платов ничего Государю не ответил, только свой горбоватый нос в лохматую … спустил.

5. Кем был Платов по отношению к родине?

6. Отчество Лескова?

Ответив на вопросы узнаешь писателя который написал произведение «Левша»

Слайд 27

Викторина По сказу «Левша»

1. Почему героя назвали Левшой?

2. Кто написал произведение «Левша»?

3. Чему удивился Александр I, когда они с Платовым приехали в Англию?

4. Кем был Матвей Иванович Платов? Как он относился к родине, к русскому народу?

5. Когда Александр I умер, кто занял его престол?

Слайд 28

учитель русского языка и литературы

Презентацию составили:

Политаева Татьяна Васильевна

библиотекарь Мухин Леонид

Сотник Людмила Валентиновна

ученица 6 в класса

Кроссворд по сказу «Левша» составила

Викторину по сказу «Левша» составил

Ждановских Элина ученик 6 в класса

МБОУ СОШ № 20 г. Ставрополя Учитель: Маслова Юлия Павловна Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.С. Лескова на тему: «Образ народа в сказе Н. С. Лескова «Левша» 1. На иллюстрациях изображены следующие эпизоды: 1 _____________________ 2 _____________________ 3 _____________________ 4 _____________________ 5 _____________________ 6 _____________________ 7 ______________________ 2. Художники обращают внимание на …. 3. Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации: « …….» 4. Главные черты образа левши (внешность, поведение, речь, характер) 5. Три самые главные, основные, яркие черты образа левши (+) 1 (-) 2 3 Сюжет Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней. Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев – проверяется их чувство любви к своему отечеству. Александр I Платов Матвей Иванович (1751-1818) – граф, генерал, атаман донских казаков, герой войны с Наполеоном. Тульские мастераоружейники Николай I Левша Тестирование: А) Знание текста: 1. С какой буквы автор пишет “ЛЕВША”? (со строчной) 2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы) 3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику) 4. Как называет сказитель таблицу умножения? (“Долбица умножения”) 5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.) Б) Проверка литературных терминов: Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Сатира – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. О Левше и о народе Н.С. Лескова спрашивали: «…так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?..» Аннинский Л.А. Укушетка Свистовые Долбица Аболон полведерский мелкий Мерблюзьи микроскоп Керамиды Верояции Нимфозория Пубель Ногавки студень пудинг Тугамент Дансе Публицейские Буреметр Твердиземное море клевета фельетон Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведникималенькие великие люди». М. Горький ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.). Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям». Праведники – «маленькие великие люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость. Праведник – это обязательно патриот, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…» РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. АНАЛИЗ ТЕКСТА художники Кукрыниксы художник И. Глазунов 1. На иллюстрациях изображены следующие эпизоды: 1 _____________________ 2 _____________________ 3 _____________________ 4 _____________________ 5 _____________________ 6 _____________________ 7 ______________________ 2. Художники обращают внимание на …. 3. Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации: « …….» 4. Главные черты образа левши (внешность, поведение, речь, характер) 5. Три самые главные, основные, яркие черты образа левши (+) 1 (-) 2 3 «Русский человек со всем справится». Он безмерно одарен, талантлив и простодушен, добр, душевно щедр, силен физически, бесстрашен и стоек, всегда способен прийти на помощь слабому, ему присущи высокая нравственность и патриотизм, русскому человеку «за народ очень помереть хочется», « а просвещение его остаются до времени в руке скрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам». Это основные черты русского национального характера. России и русскому народу суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдут они свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью.



Отчетность за сотрудников