Ндс при импорте из стран таможенного союза. Торговля со странами из еаэс: нулевая ставка и «ввозной» ндс

НДС при импорте товаров из стран - участниц Евразийского союза (ранее Таможенного союза) - Киргизии, Армении, Казахстана и Белоруссии - уплачивается. Однако уплата НДС при импорте товаров из Евразийского экономического союза имеет некоторые особенности, в частности, в виду отсутствия на границе между государствами таможенного контроля, подтвердить факт ввоза товара в РФ и уплаты на таможне НДС невозможно (да и сам налог на добавленную стоимость уплачивается не в таможенный орган, а в налоговый - по месту налогового учета налогоплательщика/импортера). Вместо таможенной декларации на товары (ДТ, ранее - грузовой таможенной декларации, ГТД) в фискальный (налоговый) орган в качестве подтверждающего документа предоставляется декларация НДС при импорте товаров .

НДС при импорте товаров из стран бывшего Таможенного союза уплачивается налогоплательщиками на любой форме налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСНХ), т.к. ввоз в Россию импортных грузов является исключением в освобождении от обязанностей налогоплательщика косвенных налогов для «упрощенцев ». Порядок расчета и уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС в Россию един для всех государств и регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014). Порядок, в целом, стался тем же самым, что существовал во времена Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии.

От уплаты НДС при ввозе товаров из Армении, Казахстана или Белоруссии возможно освобождение , если товары перемещаются между филиалами одного юридического лица либо если ввозимый товар облагается нулевой ставкой косвенного налога. Для исчисления подлежащей оплате суммы НДС необходимо брать цену сделки (стоимость, подлежащая поставщику). Ввозной НДС надо рассчитывать на дату принятия импортного товара на бухгалтерский учет. На дату же принятия товара на учет берется курс ЦБ РФ для пересчета цены товара в валюте в рубли.

В налоговый орган для подтверждения ввоза товаров из стран Евразийского экономического союза и для определения и оплаты НДС необходимо подать следующие документы:

  • уже опоминавшуюся ранее декларацию по косвенным налогам (не следует путать с обычной декларацией по НДС);
  • заявление о ввозе товаров в 4-х экземплярах: один остается в налоговом органе, три возвращаются заявителю с тем, чтобы один из них у него же и остался, а два других были переданы поставщику с целью применения им вычета НДС по экспорту;
  • копию выписки из банка в качестве подтверждения уплаты косвенных налогов (если была переплата по федеральным налогам и эта переплата ушла в зачет долга по НДС, то такой выписки не требуется);
  • копии счет-фактур от продавца (если поставщик не является плательщиком НДС, то просто счет или иной платежный документ);
  • копии транспортных документов - для подтверждения точек отправления и назначения, а также маршрута следования транспортного средства с импортируемым товаром;
  • копии договора поставки и (или) посреднического (агентского) договора, если таковой имеется;
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (когда товар приобретен у поставщика из одной страны ЕАЭС, а фактически ввезен в РФ из другой) - такое сообщение составляет продавец с указанием своих данных, данных договора и спецификаций;

Заявление о ввозе подается в бумажном виде или в электронной форме, но только если может быть подписано электронно-цифровой подписью. Если заявление было подано в бумажном виде, то налоговая служба проставляет на всех трех экземплярах отметки и вернет их заявителю, если же в электронной, то и ответ будет в электронном виде. В этом случае контрагенту (поставщику) отправляется или электронная форма документа (если налажена система электронного документооборота) или бумажная.

Информационное сообщение требуется в том случае, если требуемых данных нет в договоре. Если оно составлено не на русском языке, требуется его перевод.

НДС при экспорте товаров в рамках ЕАЭС

При экспорте грузов из России в страны ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Но право на ее применение следует подтвердить документально:

  • копиями заявления о ввозе товаров от иностранного контрагента;
  • договором на поставку продукции за рубеж (отсутствие транспортных документов согласно Письму Минфина РФ от 19.07.2012 №03-07-13/01-42 не противоречит законодательству и вместо них может использоваться товарная накладная по форме ТОРГ-12);
  • транспортными и (или) товаросопроводительными документами.

В Протоколе о взимании косвенных налогов указывается и необходимость предоставления выписки из банка, подтверждающей поступление выручки от реализации экспортной продукции, однако, делается оговорка «если иное не закреплено в законодательстве», что, собственно, и есть в Налоговом Кодексе РФ. Данное мнение подтверждено Письмами Минфина РФ от 12.09.12 №03-07-13/21 и от 16.01.12 №03-07-15/03.

Указанные документы должны быть поданы в налоговый орган в течение 180 дней с момента отгрузки товаров. Но срок подачи указанных документов приурочен к дате подаче декларации по НДС, т.е. даже если срок в 180 дней истек, но ближайшая дата подачи документов по НДС еще не наступила, это не должно повлечь за собой правовых последствий.

  1. Порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС.
  2. Документальное подтверждение операций по ввозу товаров.
  3. Принятия НДС к вычету российской стороной – спорные моменты.

С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС ) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.

При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением №18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее – Протокол ).

Соответственно с 1 января 2015 года не применяются положения действующих ранее международных соглашений о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенных Россией с указанными государствами.

1. Общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС

По общему правилу российские организации-покупатели обязаны уплатить НДС по ставке 18 % (либо 10%) при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС, за исключением освобожденных от налогообложения товаров согласно статье 150 НК РФ. Например, не уплачивается НДС при ввозе в Россию технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

При этом обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров распространяется также на тех российских организаций-покупателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и др.)

Кроме того, в отличие от общего порядка уплаты НДС при импорте товаров из-за границы, когда «ввозной» налог уплачивается российскому таможенному органу, при ввозе на территорию России товаров из государств-членов ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) НДС подлежит уплате налоговому органу по месту учета российской организации-покупателя.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортируемых товаров и выступает как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Причем если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то российская организация должна пересчитывать валютную стоимость товаров в рубли на дату принятия их к учету.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров, российская организация-покупатель должна уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган специальную декларацию по косвенным налогам. При этом в случае, когда в российской организации за предшествующий календарный год числится 100 и менее работников, такая специальная декларация может быть подана в налоговый орган на бумажном носителе.

2. Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации

Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:

  • Контракт , на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
  • Счета-фактуры , оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации.
  • Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
  • Выписка банка либо иного документа , свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
  • Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).

Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.

  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление )

Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).

При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).

В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:

  • один экземпляр заявления остается у налогового органа,
  • три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).

Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении .

В том случае, когда заявление было представлено в налоговый орган в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика, то налоговый орган должен направить в адрес российской организации в электронном виде документ в подтверждение уплаты налога.


3. Порядок принятия российской организацией НДС к вычету

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары (пункт 26 Протокола).

Тем самым российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС при соблюдении общих условий, установленных главой 21 НК РФ, а именно:

  • принятие ввезенных товаров к учету,
  • уплата «ввозного» НДС,
  • приобретение таких товаров для операций, облагаемых НДС.

При этом в периоде декларирования вычета по НДС в соответствующей налоговой декларации налогоплательщик в книге покупок отражает реквизиты соответствующего заявления и платежного поручения, подтверждающего уплату налога .

Важно учитывать, что до настоящего времени в правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о моменте возникновения у налогоплательщика права на вычет по НДС:

  • с момента уплаты организацией «ввозного» НДС и принятия на учет товаров,
  • либо имеется также дополнительное условие – наличие у организации заявления с отметкой налогового органа об уплате налога.

В частности, позиция финансового ведомства заключается в том, что «ввозной» НДС налогоплательщик вправе принять к вычету не ранее квартала, в котором налог уплачен и отражен в декларации по уплате косвенных налогов и заявлении о ввозе товаров (см. Письма Минфина России от 05.09.2012 №03-07-13/01-47, от 17.08.2011 №03-07-13/01-36 и др.).

Мнение финансового ведомства:

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой .

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Похожей позиции придерживаются арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 №КА-А41/7408-11 по делу №А41-42597/10, ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011 и др.). Однако следует отметить, что такая положительная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика имеется лишь в отношении применения ранее действовавших соответствующих международных соглашений, до вступления в силу норм Протокола.

Выводы судов:

Довод кассационной жалобы о том, что право на вычет соответствующих сумм налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее периода, указанного на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов, является несостоятельным, поскольку ни Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов (см. постановление ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011).

Российский импортер должен самостоятельно определить подлежащую уплате в бюджет сумму НДС при импорте товаров из страны, входящей в ЕАЭС. В этом заключается одно из отличий от прочего импорта, при котором сумму НДС рассчитывают таможенники. Поэтому крайне важно не ошибиться при расчете налога

01.07.2016

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия - это страны, входящие в Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). И в отношении операций с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол)).

Заключая договор на покупку товара из страны, входящей в ЕАЭС, в первую очередь необходимо иметь в виду, что уплатить НДС при импорте товара придется российскому покупателю. Причем уплачиваться налог будет не контрагенту в составе стоимости товара (как это происходит при внутрироссийских операциях), а непосредственно в бюджет. И неважно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Обязанность по уплате НДС в данной ситуации возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 Протокола).

Большое значение при определении суммы НДС имеет дата принятия импортированных товаров к учету. Именно на эту дату и следует рассчитывать налоговую базу. Последняя определяется исходя из стоимости приобретенных товаров. Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18%) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Уплатить НДС необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время компаниям-импортерам не остается ничего другого, как применять старую форму декларации по косвенным налогам при импорте, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза (Приложение № 1 к приказу Минфина России от 07.07.2010 № 69н).

Обратите внимание, что в отличие от обычной декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Иначе говоря, если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Вместе со специальной декларацией по НДС положения раздела III Протокола обязывают импортера представить в ИФНС и ряд документов (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.

Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

В настоящее время применяется форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

  • на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Чиновники уточняют (письмо ФНС России от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@), что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 года, должен применяться новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика (утв. приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

Кроме того, правила ЕАЭС предусматривают возможность представить в налоговый орган уточненное заявление о ввозе (п. 21 Протокола). Например, импортеру потребуется подать уточненное заявление при частичном возврате импортированных товаров. Если при подаче уточненного заявления вносить изменения в декларацию не требуется, то уточненную декларацию по НДС подавать не нужно. Вполне возможно, что к уточненному заявлению нужно будет приложить некоторые документы. Точный перечень документов зависит от причины уточнения.

Вычет НДС при импорте

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), то уплаченную сумму НДС при импорте из стран ЕАЭС он может принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Вычет можно применять не ранее того квартала, в котором импортированные товары были приняты к учету и проставлена отметка (получено сообщение о проставлении отметки) на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенного налога. Причем заявить вычет теперь разрешено в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия их на учет (пп. 1, 1.1 ст. 172 НК РФ).

Определившись, в каком квартале он хочет отразить вычет, бухгалтер должен зарегистрировать соответствующие документы в книге покупок за этот квартал. В графе 3 книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС. А в графе 7 книги покупок указать реквизиты платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Что же подразумевается под благозвучным и намекающим на неплохие перспективы словом "союз", когда идет речь об упрощении товарно-денежных отношений между государствами? По сути, это единая таможенная территория, которая на основе международного договора заменяет две или несколько таможенных территорий . В пределах официально оговоренных просторов отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли в отношении практически всех товаров. При этом каждый участник соглашения применяет единые таможенные пошлины и другие инструменты регулирования с третьими странами.

трех государств - России, Беларуси и Казахстана (ТС) - идея 15-летней давности. Сперва 6 января 1995 г. в Минске было подписано историческое Соглашение между Россией и Республикой Беларусь, которое, по сути, является фундаментом создания современного трехстороннего партнерства.

Новой ступенью в формировании ТС стал Договор от 6 октября 2007 г. "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", в результате которого к действовавшему Таможенному союзу присоединился Казахстан. Кроме того, было принято решение о создании единой таможенной территории и устранении процедур таможенного оформления и контроля между тремя странами.

Примечание. Образование Таможенного союза трех стран должно исключить процедуры таможенного контроля и администрирования внутри соответствующей территории, а также установить действие единого таможенного тарифа на территории союза.

Преимущества создания ТС очевидны. Восстановление и укрепление экономических связей между организациями трех стран благоприятно повлияют на экономическую обстановку - появятся новые рынки для сбыта продукции, а себестоимость товаров значительно снизится ввиду упрощения условий пересечения границы.

Однако теплые отношения между государствами не отменяют возникновения налоговых последствий у участников внешнеэкономических отношений.

Что с экспортом?

С точки зрения косвенного налогообложения порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" основным принципом налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте товаров в пределах "дружественных" государств налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-экспортера.

Примечание. Нормативно-правовое регулирование

На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами :

Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";

Протоколом от 11 декабря 2009 г. "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе".

Процедурой подтверждения факта экспорта является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих документов или их копий:

Договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;

Выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

Заявления о ввозе товаров и уплате необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, налогового органа государства, на территорию которого импортированы товары;

Транспортных документов предусмотренных законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение товаров с территории одной страны на другую;

Иных документов, предусмотренных законодательством страны - участника Таможенного союза, с территории которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Документы, которые подтверждают факт экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии, Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные в свободное обращение на территории тройственного союза.

Что с импортом?

Основные положения по уплате таможенного НДС при импорте товаров остались прежними по сравнению с положениями Соглашения между Россией и Белоруссией от 15 сентября 2004 г., за исключением следующих моментов:

Введены новые правила определения налоговой базы;

Комплект документов, представляемых в налоговый орган, дополнен информационным сообщением;

Отсутствуют положения об особенностях уплаты обязательных платежей при транзите товара и освобождении от уплаты НДС при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Общим принципом обложения НДС является исчисление и уплата налога покупателем в бюджет государства, на территорию которого товары были импортированы.

Важно помнить, что если товары приобретаются на основании договора между резидентом государства - члена Таможенного союза и организацией, не имеющей отношения к тройственному союзу, но при этом товары импортируются с территории России, Беларуси или Казахстана, косвенные налоги уплачиваются тем участником сделки, на чью территорию импортированы товары.

В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Исчисленный НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров либо за месяцем, когда должен пройти платеж, предусмотренный договором.

При импорте Протокол от 11 декабря 2009 г. предусматривает обязанность представления вместе с налоговой декларацией комплекта документов :

Заявления на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

Выписки банка, подтверждающей фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иного документа, подтверждающего исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

Транспортных документов, предусмотренных законодательством государства - члена ТС, подтверждающих перемещение товаров на территорию другого государства - члена ТС. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства;

Счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством государства - члена ТС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена ТС;

Договоров, на основании которых приобретены или произведены импортированные товары;

Если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства, не входящего в тройственный союз, необходимо представить информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола об экспорте и импорте товаров);

Договора комиссии, поручения или агентского договора в случаях их заключения.

Проблемы воплощения идей

Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала "Расчет" указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится "на троих", Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.

Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.

Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия - Казахстан еще год останется неизменным.

Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.

Нет четкости в действиях на пути к сближению - нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.

Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда "в верхах" устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.

  • Как заполнить отчет об образовании, использовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов и формы 2-ТП (отходы)?
  • Что отразить в показатель строки «Среднесписочная численность» на титульном листе 4-ФСС и РСВ-1 за 2016 г.?
  • Можно ли принимать расходы по отоплению помещения, ремонту гаражей и складов, если на балансе ООО все это не стоит?
  • Необходимо ли нашей организации, будет составить и сдать форму статистической отчетности 2-ТП (отходы)?

Вопрос

НДС российская компания начисляет "сверху" на стоимость приобретенных импортных материалов, тем самым увеличивая себестоимость своей продукции. Вопрос: а реализация нашей (на упрощенке, ЕНВД) продукции, услуг так и будет без НДС? Т.Е не возникнет обязанность начислять НДС на нашу продукцию? Мы остаемся спецрежимниками?

Ответ

Совершенно верно. НДС при импорте из стран Таможенного союза рассчитывается по общей ставке (не по расчетной) к контрактной стоимости товара.

При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281.

Таким образом, импортный НДС начисляется «сверху».

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран – участниц Таможенного союза, обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).

Однако, реализация произведенной из импортных материалов продукции на УСН и ЕНВД к уплате косвенного налога не приводят. В данном случае действуют уже положения Налогового кодекса РФ. А это значит, что общество реализует на спецрежимах продукцию без НДС и не теряет право на данный спецрежим.

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц , нужно руководствоваться и к Договору о Евразийском экономическом союзе.

А на официальном сайте ФНС России в разделе «Таможенный союз» можно посмотреть все международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза ().

Кто платит налог

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из , обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или ( приложения 18 к , НК РФ).

Не платят НДС при импорте лишь граждане, которые ввозят товары для личных нужд и целей, не связанных с предпринимательской деятельностью ().

Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ. Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
– при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому).

Главбух советует: в суде можно попытаться оспорить позицию налоговой службы и не платить НДС при ввозе товаров, поименованных в статье 149 Налогового кодекса РФ. Помогут следующие аргументы

При импорте товаров с территорий стран – участниц Таможенного союза руководствуйтесь и к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Устойчивой арбитражной практики по этой проблеме пока нет. Поэтому налоговые инспекции могут игнорировать решение окружного суда. Тем не менее доводы, на основании которых судьи вынесли свой вердикт, можно использовать для подготовки исковых заявлений в аналогичных спорах.

Ситуация: кто должен заплатить НДС при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническому договору: посредник или импортер

При ввозе товаров из стран – участниц НДС должен заплатить импортер – собственник товаров.

Поясним. По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза по посредническим договорам НДС платит российская организация, к которой переходит право собственности на товары. Поэтому налог при ввозе товаров из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии российская организация – импортер должна заплатить самостоятельно.

Это следует из положений пунктов , Приложения 18 к . Такие же разъяснения контролирующие ведомства давали и до заключения этого договора (письма и ).

Начисленную при ввозе сумму НДС нужно отразить в , форма которой утверждена . Посредники эту декларацию не составляют – ее тоже обязаны сдавать импортеры – собственники ввозимых товаров ( Порядка, утвержденного , приложения 18 к ). Сумма НДС, указанная в декларации по косвенным налогам, переносится в строку 160 раздела 3 общей декларации по НДС. После этого импортер – собственник ввозимых товаров может принять уплаченный налог к вычету.

Ситуация: нужно ли платить НДС при ввозе товара из страны – участницы Таможенного союза. Право собственности на товар к покупателю не перешло. Покупатель возвращает товар, поскольку условия сделки не исполнены

Нет, не нужно.

По действующим правилам при ввозе в Россию товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС платит импортер – собственник товаров. А собственником признается российская организация, к которой перешло право собственности на товары в соответствии с условиями договора (контракта). Об этом сказано в приложения 18 к .

Право собственности на товары у покупателя возникает с момента их передачи, если договором не предусмотрено иное (). Когда же особые условия в договоре прописаны (например, право собственности переходит после оплаты), то, пока они не выполнены, покупатель собственником товара не является. А значит, при таких обстоятельствах платить НДС при ввозе товара импортер не должен.

Поскольку возвращаемый товар на балансе покупателя не числился, то при возврате товаров продавцу реализации не происходит. А значит, не возникает и объект обложения НДС ().

Как платить налог

При импорте товаров на территорию России НДС платят в стране импортера, то есть это должен делать в России сам покупатель. Данное правило действует и для ввоза из стран – участниц (). приложения 18 к ). Перечислять НДС через инспекцию нужно:

  • с товаров, которые изготовлены в странах – участницах Таможенного союза и ввозятся в Россию,
  • с товаров, которые изготовлены в других странах и выпущены в свободное обращение на территории Таможенного союза.

Ставка НДС

Ставку НДС для ввезенных товаров надо определять по общим российским правилам ( приложения 18 к ). То есть либо 10, либо 18 процентов – зависит от вида ввозимой продукции ().

Дата определения налоговой базы

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет ( приложения 18 к ). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение – импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из приложения 18 к .

Расчет НДС

Сумму НДС, которую нужно заплатить в бюджет при импорте товаров из стран – участниц , рассчитайте по формуле:

Стоимость импортируемых товаров
1. Договор купли-продажи. При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к , . Несмотря на то что в письме Минфина сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу , эти разъяснения можно применять и в настоящее время.



Отчетность за сотрудников