История журнала "мурзилка". Презентация на тему "мурзилка"

История создания журнала «Весёлые картинки».

Прежде, чем приступить к исследованию материала в выбранном нами ракурсе, остановимся на основных этапах истории возникновения данного издания и общей его характеристике. Для адекватного анализа лексико-стилистических особенностей журнала необходимо принимать во внимание также социальный и политический аспект. Понимая то, в каких условиях существовал журнал, и какие исторические события на него повлияли, можно точнее представить особенности языковой игры этого издания.

Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить с 1956 года на волне «хрущевской оттепели». Идея его появления принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Изначально журнал был задуман им как познавательно-воспитательный. Иван Семёнов же и стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег - известных художников, академиков - Аминадава-Каневского и Алексея Лаптева.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.

Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и известный карикатурист Константин Ротов.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал популярен, войдя в разряд дефицитных изданий, подписаться на него было очень непросто. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» стал стремительно увеличиваться и в 80-е годы уже достиг 9 150 000 экземпляров.

В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня.

В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции стремление к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».

Интересно при этом, что «Веселые картинки» являлись единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре. Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто не может содержаться опасной информации.

«Веселые картинки» был также единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать его портрет в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции журнала пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. Сам журнал выпускается по сегодняшний день ежемесячно.

Концепция журнала осталась неизменной. Журнал рассчитан на детей от 4 до 8 лет, но фактически аудитория журнала - вся семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала, правильно ли отгадана загадка. Это связано с возрастными особенностями аудитории. Известно, что дети обладают повышенной речевой одарённостью, постепенно убывающей к пятому классу школы. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению словВеракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М., 2003. С.23.. Поэтому язык в произведениях для детей должен быть особенно богат, оставаться живым при всей своей литературности и вместе с тем быть доступным.

Эти особенности учитывают создатели «Веселых картинок». Так, неизменно в каждом выпуске «Весёлых картинок» выходит очередной «комикс-сказка» о приключениях «весёлых человечков». Произведения для малышей часто представляются очень простыми, чуть ли не примитивными, но эта простота является результатом сложнейшего взаимодействия художественных приёмов и средств. Вот, к примеру, «Урок фантазии» Юрия Дружкова: «Волшебник без фантазии всё равно что велосипед без колёс, фонарик без батарейки, мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика. Вот какая важная штука - фантазия… На этом уроке, дорогие мои будущие волшебники, вы станете рассказывать мне самые разные небылицы, кто какую придумает… Я буду ставить вам отметки. За каждое правдивое слово на уроке фантазии отметка будет снижена. Кто не сложит небылицу, тот получит единицу» Веселые картинки, № 8 1974г. С 6..

Как видим, автор прибегает к сравнению, пытаясь показать, что такое волшебник без фантазии: непонятное слово «волшебник» и еще более непонятное «фантазия» объясняются через узнаваемые, наглядные аналогии: «мальчик без царапин и синяков, луна без неба, рыбка без воды, огурчик без пупырышков, мышонок без хвостика». При этом юных читателей вовлекают в игру, тем самым еще раз объясняя, что такое фантазия - то, чего не существует в реальности, то, что неправда («не сложит небылицу, тот получит единицу»). Игра тоже узнаваемая, с системой отметок, как в школе. В этом коротком фрагменте сочетаются познавательная, воспитательная и рекреативная функции.

Юмор очень важен для детей младшего возраста, и авторы «Весёлых картинок» не забывают об этом, и, учитывая возраст своего адресата, используют юмор на страницах журнала, который в большей степени проявляется в различных формах языковой игры.

Учтено в журнале и то, что маленькие дети быстро устают и нуждаются в частой смене занятий - на каждой странице новое задание, новая игра, стихотворение, рассказ и т.д. «Внимание детей неустойчиво (прямо пропорционально возрасту); Чтобы привлечь его к сюжету, к отдельному материалу и удерживать во время прочтения, осмысления, нужны достаточно сильные раздражители. Это цвет, иллюстрирование, верстка, контраст, ритм элементов композиции, наличие дополнительных стимулов (вклеек, вкладышей, призов, поделок). Многоцветность и многокрасочность журнала, яркие цветные пятна привлекают внимание, снимают напряжение зрительных нервов, являются примером ценностного ориентирования: актуальнее материал - ярче спектр»Фролова С.В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С.111..

Материалы, представленные в журнале, разнообразны по жанровому составу. На страницах журнала печатаются стихи Самуила Маршака, Владимира Лапина, Владимира Степанова, коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики, ребусы, загадки, рисунки, шутки, игры, лабиринты, любопытные задания для малышей и многое другое.

История создания журнала «Мурзилка».

Журнал «Мурзилка» существовал почти весь советский период истории страны. Но его предыстория началась гораздо раньше: ещё в XIX веке. В это время на последних страницах американских журналов появились первые комиксы. Одним из тех, кто поддержал это новшество, был художник Пальмер Кокс. Он придумал героев - крохотных сказочных человечков - и стал делать серии рисунков, посвященных их приключениям. Рисунки попались на глаза издателям из Петербурга - Товариществу М.О. Вольфа, которое решило напечатать их. Новый текст заказали детской писательнице Анне Хвольсон. В результате в 1887 году в «Задушевном слове» (детский журнал, основан с 1877 г. в Санкт-Петербурге М. О. Вольфом) впервые была опубликована сказка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков». На протяжении многих лет по страницам журнала путешествовал маленький человечек - Мурзилка. Его популярность росла. Вскоре издатели «Задушевного слова» открыли сначала специальный раздел «Почта Мурзилки», а с 1908 года целое приложение - «Журнал Мурзилки».

Успех юмористического героя, возможно, обусловил и название советского детского журнала. Однако оставить Мурзилку сказочным персонажем в советском издании было нельзя. «В те дни мрачные противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребёнок с огромным трудом постигает мир. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что разрешалось делать детским писателям, - создавать некоторые необязательные довески к учебникам».Шварц Е. Житие сказочника. М., 1991. С.20. Поэтому силами редакторов журнала Мурзилка был переделан в дворняжку. «Претерпевший превращение Мурзилка, во-первых, стал существом из реальной жизни, во-вторых, подходил под определение природы - животное всё-таки. В-третьих, он предстал не каким-нибудь аристократом от собак, а рабоче-крестьянским псом, четвёртым щенком в семье своей мамы Жучки».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.15.

Некоторое время журнал оставался без героя, но в 1937 году художник АминадавКаневский придумал и нарисовал Мурзилку таким, за которым одно время следили сразу почти 6 миллионов детей, - жёлтым, пушистым, в красном шарфике и берете, с фотоаппаратом через плечо. Как и прежний, дореволюционный, новый Мурзилка был создан для приключений. Авторами «Мурзилки» стали А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, Е. Благинина, Л. Воронкова.

«Словно повторяя судьбу «удивительно шустрой собачки», журнал начал менять хозяев».«Мурзилке» - 80! Страницы истории. М., 2005. С.18. В 1932 журнал перешёл от «Рабочей газеты» к «Комсомольской правде». В 1934-м его уже выпускало Издательство детской литературы, а с 1959-го вплоть до 1990-го года был «журналом ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина для октябрят». С начала 90-х гг. «Мурзилка» - журнал АО «Молодая гвардия». С 1997 года по настоящее время - учредитель и издатель журнала - ЗАО «Редакция журнала «Мурзилка».

" - популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет .

В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

Современный "Мурзилка" насыщен интересными, познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.

Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова "Галерея искусств Мурзилки". "Галерея" знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и "Школа безопасности", и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение "Головоломки, игры, затеи".

Интересны не только детям, но всей семье "Мурзилкины советы", "Приключения Мурзилки", самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.

Редакция получает много писем от учителей и родителей, в которых они сообщают о том, что журнал «Мурзилка» стал для них другом и помощником, отмечают разносторонность журнала, одобряют наличие интересной и полезной информации, знаний, которые расширяют школьные программы. Знакомый Вам с детства журнал «Мурзилка» вот уже более 83 лет радует читателей своим существованием. С тех пор, как Вы в последний раз держали его в руках, журнал сильно изменился. И мы хотим представить о нем более свежую информацию.

Назван он по имени сказочного существа - желтого и пушистого Мурзилки. Сегодня Мурзилка живет на страницах журнала таким, каким нарисовал его в 1937 году известный художник Аминадав Моисеевич Каневский.

Основой журнала является художественная литература. Она выполняет главную задачу - воспитывает в ребенке лучшие нравственные качества: доброту, честность, справедливость, отзывчивость. В годы, когда наша страна переживала дефицит книг для детей, «Мурзилка» был связующим звеном между читателем и детской литературой. Многим детям, живущим на периферии или в других странах, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе, а также знакомит с новыми произведениями современных авторов.

«Мурзилка» тесно связан с жизнью и интересами юных читателей и очень живо на них откликается. Именно поэтому журнал также необходим и взрослым, в их работе с детьми - учителям, воспитателям, библиотекарям, родителям. Для этого в журнале содержатся разнообразные материалы.

Расширению лингвистических представлений, изучению русского языка читателей служат рубрики «Прогулки со словами» и «Поиграем в слова». В них публикуются: сказки, стихи, скороговорки, которые способствуют овладению русским языком, культурой речи, учат нормам правописания. В этих рубриках содержатся занимательные вопросы, задания, конкурсы, что особенно привлекает читателей и побуждает их к активной деятельности.

В рубриках «Веселая математика», «Зеленый мир» в занимательной, а часто и в стихотворной форме даются непростые задачи, задания, которые привлекают внимание читателей, их старших братьев, сестер и родителей.

Больше 15 лет ведется в журнале рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, с репродукциями картин, являющихся шедеврами отечественной и мировой живописи. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей.

Также в журнале печатаются материалы, в которых рассказывается о великих географических открытиях, о знаменитых путешественниках далекого прошлого и нашего времени; постоянно освещаются вопросы правового воспитания, психологии, этики, культуры общения, правила поведения в экстремальных ситуациях.

Большое внимание уделяет полезному проведению досуга. В каждом номере даются разнообразные самоделки.

Внутри журнала есть вкладки, клапаны, на которых располагаются развивающие игры, кроссворды, задания. Вкладки можно вырезать, кроссворды собирать в отдельные книжечки, вынимать из журнала репродукции картин.

В последние годы журнал видоизменился: каждый номер имеет отдельные приложения, аккуратно скрепленные в середине журнала. Приложения разные: «Галерея искусств Мурзилки», настольные игры, раскраски, самоделки, наклейки, выкройки, постеры и др. Подписаться на журнал можно с любого номера.

Кроме того, редакция журнала постоянно напрямую общается со своими читателями: организует для них встречи с коллективом редакции, авторами «Мурзилки»: писателями и художниками; устраивает художественные выставки.

Выставка представляет собой подборку более ста пятидесяти работ художников, сотрудничавших с журналом в разные годы. Это: К. Ротов, А. Каневский, А. Брей, Ю. Пименов, В. Сутеев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Ю. Коровин, В. Курдов, В. Лебедев, Ф. Лемкуль, Т. Маврина, А. Пахомов, Е. Чарушин, В. Фаворский, Е. Рачёв, М. Митурич, Г. Макавеева, Ю. Копейко, В. Чижиков, В. Лосин, Л. Токмаков, А. Соколов, В. Дмитрюк и др. Выставка уже побывала во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья и может, по желанию приглашающей стороны, перемещаться в любой пункт назначения, где будет проявлен к ней интерес.

В АРХИВЕ НОМЕРОВ можно почитать материалы из журнала за 2005-2009 годы

Презентация на тему «Детский журнал Мурзилка»

Учитель: Мухонькова Н.Г .


Откуда появился Мурзилка?

В конце XIX века канадский писатель Кокс придумал стихи про маленький народ «брауни».

Вначале XX века Анна Хвольсон по картинкам написала рассказы про маленьких человечков, где все имена придумала сама.

Так появился Мурзилка-человечек во фраке с тросточкой и маноклем.

16 мая 1924 года в СССР вышел первый журнал «Мурзилка»,только это была уже собачка, которая появилась со своим хозяином Петей.


Первые выпуски Мурзилки.

  • «Мурзилка»-популярный ежемесячный литературно-художественный журнал для детей 6-12 лет.
  • На страницах печатали короткие рассказы и стихи.К ним рисовали иллюстрации.
  • В журнале начали свой творческий путь Агния Барто, Самуил Маршак, Борис Заходер, Николай Носов, Сергей Михалков.

«Мурзилка» с 1937 года…………

  • В 1937 году известный художник Каневский создает Легендарный образ Мурзилки-желтый щенок в красном берете, шарфе и с фотоаппаратом через плечо.
  • Это Мурзилка-корреспондент.
  • Теперь в журнале печатали не только рассказы и стихи, но и ребусы, загадки, кроссфорды, детективные истории, например про Ябеду- Корябиду и её агентов.
  • В журнале появляются различные рубрики про Историю России, Красную книгу и другие.

Самый добрый журнал для детей М У Р З И Л К А

  • В 2011 году «Мурзилка» занесен в книгу рекордов Гиннесса,как самый длительно существующий журнал для детей.
  • В XXI веке «Мурзилка»-полноцветное глянцевое издание. При этом журнал по прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей.
  • Несколько рубрик об искусстве, истории России, природе, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки-делают нового «Мурзилку» содержательным и интересным.

В Журнале «Мурзилка» много интересных познавательных материалов история, спорт, животный мир.

Если ты захочешь отдохнуть от серьезных дел, то тебя ждет множество разных заданий, головоломок, ребусов, кроссвордов .




Цель исследования: Познакомиться с историей создания журнала «Мурзилка». Задачи: собрать материал об истории журнала и его главном герое; сравнить журналы разных лет; выявить рубрики журнала и познакомиться с их содержанием; показать практическую значимость материалов журнала в учебной деятельности младших школьников; расширять круг чтения учащихся;


Кто ты, Мурзилка? В 1913 году в России вышла книга с рисунками канадского художника Палмера Кокса и текстом русской писательницы Анны Хвольсон "Новый Мурзилка.Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков". А главного героя сказочной повести звали… Мурзилка






Рубрики журнала "Мурзилка"


Загадочный портрет Он очень серьёзный, Солидный, почтенный, При этом – весёлый, Живой, современный. Смешной и пушистый, Ершистый порой, Учёный, художник, Рассказчик, герой. Мне скажут, таких Не бывает на свете… – Бывает… МУРЗИЛКА! – Ответят все дети. Андрей Усачёв


Результаты научно-исследовательской работы: Повышение уровня информированности учащихся о детском журнале «Мурзилка». Мы стали абонентами журнала Повышение мотивации к читательской деятельности. воспитание нравственных качеств (доброта, отзывчивость, трудолюбие, умение дружить, любовь к своей Родине).

"Мурзилка" - популярный детский литературно- художественный журнал. Издается с 1924 Однако и в таком обличии Мурзилка не очень нравился писателям, художникам, да и самим детям.






И с тех пор в журнале поселился пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо, такой, каким все знают его сейчас Он весёлый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Дети полюбили его, поверяют свои тайны, ждут от него совета, хотят поговорить по телефону, зовут в гости


Награды« «Мурзилки» 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 года. Журнал «Мурзилка» удостоен знака «Золотой фонд прессы» год. Журнал «Мурзилка» удостоен знака «Лучшее детям» год. Диплом Московского Союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства».







Писатели «Мурзилки» ТОВАРИЩАМ ДЕТЯМ Обычно От вас это держат В секрете, А я не скрываю, Товарищи дети: Хочу, чтобы вы, Дорогие читатели, Недаром За чтением время потратили. Хочу, Признаюсь откровенно и честно, Чтоб книжку Вам было читать Интересно. А если захочется вам Посмеяться, То этого тоже Не надо бояться: Ведь если смеются Товарищи дети, Становится сразу Светлее на свете! 1962 Борис Заходер






Отчетность за сотрудников