Финансово-кредитный механизм и его значение. Финансово-кредитный механизм лизинговых операций

Исходя из сущности и функций финансов, государство в процессе реализации финансовой политики осуществляет построение финансово-кредитного механизма, адекватного сложившимся условиям социально-экономического развития.

Финансово-кредитный механизм представляет собой систему управления, и его успешное функционирование прямо связано с использованием категорий теории управления производством. Однако раскрыть сущность финансово-кредитного механизма довольно сложно, поскольку закономерности управления финансами исследованы еще недостаточно. Причина такого положения состоит в недооценке основных достижений теории управления производством, которая дает методологию подхода к решению актуальных для всего народного хозяйства проблем усиления воздействия финансов и кредита на производство.

Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления - это определенный вид деятельности в управлении, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. К их числу относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль . В сфере управления финансами функции управления имеют свое специфическое содержание.

Планирование. Планирование - это научное предвидение хода развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Финансовое планирование является органической составной частью планирования экономики страны. Оно обеспечивает взаимное согласование его отдельных элементов, способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России, в котором сосредоточена большая часть финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства для реализации его финансовой политики. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами предприятий и отраслей народного хозяйства, финансовыми планами организаций имущественного и личного страхования, кредитными планами. При этом планирование показателей финансовых и кредитных планов посредством регулирования условий налогообложения существенно зависит от показателей госбюджета, поэтому бюджетное планирование занимает центральное место в финансовом планировании.

Процесс управления финансами предприятий и хозяйственных организаций - другого важного звена единой финансово-кредитной системы - начинается с составления каждым предприятием финансового плана, входящего заключительным разделом в бизнес-план, в котором отражаются в денежной форме доходы, расходы и финансовые результаты производственной и прочих видов хозяйственной деятельности. Финансовые планы предусматривают на планируемый период формирование и расходование фондов денежных средств, тем самым предопределяется весь процесс управления их финансами.

Управление страховым, кредитным и другими звеньями финансово-кредитной системы также осуществляется согласно финансовым планам. При этом в каждом звене финансовой системы планирование выступает ведущей функцией управления.

Организация. Эта функция управления финансами выражается прежде всего в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчиненности, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле данная функция Предполагает также выработку новых методов воздействия на улучшение результатов производства, например выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных видов банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.

Координация . В области управления финансами координация означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования фондов денежных средств. Эти диспропорции возникают вследствие изменений хозяйственных условий. Так, в управлении финансами предприятий координация проявляется в современном выявлении причин невыполнения финансового плана и выработке предложений по финансовому оздоровлению предприятия, изыскании дополнительных источников финансирования и кредитования в развитие производства, а также в ликвидации временных финансовых затруднений.

Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за предприятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.

Стимулирование. Выполняя данную функцию, органы управления связывают трудовую активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

В современных экономических условиях использование материальной заинтересованности стало объективной необходимостью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных, коллективных и личных интересов. Финансы, представляя собой систему экономических отношений, тесно связаны с экономическими интересами отдельных работников предприятий и коммерческих организаций, акционеров акционерных обществ.

Общество заинтересовано в развитии производства и успешном претворении на этой основе финансовой политики государства в области финансирования жилищного строительства, социального обеспечения, повышения уровня образования и культуры. Эти общественные интересы удовлетворяются посредством отчисления части финансовых ресурсов предприятий в государственный бюджет. С этой же целью в госбюджет перечисляется часть доходов граждан в форме налогов с населения.

В рыночных условиях хозяйствования стимулирование как функция управления объективно исходит из основной цели предпринимательской деятельности, связанной с получением прибыли. Заинтересованность в конечных результатах финансово-хозяйственной деятельности может выражаться в увеличении оплаты труда, получении дивидендов по акциям акционерных обществ, установлении справедливой системы налогообложения, соблюдении экономически целесообразных пропорций в распределении чистой прибыли предприятий на накопление и потребление.

Стимулирование означает и определенную материальную ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации материальной ответственности на практике различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников.

Конкретной формой материальной ответственности на предприятии могут быть пени, неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погашении банковских ссуд, неплатежах в бюджет. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. К руководителям предприятий система штрафов применяется в случае нарушения хозяйственного законодательства. К отдельным работникам предприятий и хозяйственных организаций применяются штрафы, лишение премий, увольнение с работы при нарушении трудовой дисциплины.

Контроль как функция управления в сфере финансовых отношений основан на общих принципах системы государственного контроля.

Формы финансового контроля определяются требованиями финансовой политики государства. Финансовая система государства охватывает все виды фондов денежных средств как на федеральном, так и на региональном уровне, а также на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и выполнения им своих функций по управлению экономикой. Прежде всего это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью предприятий и государственных организаций.

Контроль за финансами негосударственного сектора экономики направлен на выполнение денежных обязательств перед государством, прежде всего по налогам и обязательным налоговым платежам, соблюдение законности и целесообразности в расходовании выделяемых предприятиям бюджетных субсидий и кредитов, а также на соблюдение установленных государством правил ведения денежных расчетов, учета и отчетности.

Таким образом, сложившийся в современных экономических условияхфинансово-кредитный механизм представляет собой систему финансовых и кредитных методов и рычагов управления в целях реализации финансовой политики.

Необходимое условие успешного функционирования финансово-кредитного механизма - это формирование и выбор рациональной его структуры. В смысле организации под структурой управления понимается система органов управления.

Управление финансами осуществляется как органами государственной власти, так и специальными финансовыми органами управления.

Правильно сформулированная финансовая политика и хорошо отлаженный финансово-кредитный механизм, учитывающий требования системного подхода к его построению и функционированию, представляют собой всего лишь необходимые условия для эффективного управления финансами. Для того чтобы поставленные цели и способы их достижения составили единый процесс управления, необходим профессиональный менеджмент.

Финансовая политика РФ

В разработке финансовой политики государства участвую законодательная и исполнительная ветви власти. По действующему законодательству и в соответствии с Конституцией РФ приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.

В рамках реализации поставленных задач Правительство РФ разрабатывает законодательную основу функционирования финансовой системы экономики на предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и не утверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы.

Основными чертами финансовой политики РФ в настоящее время являются:

Возросшая взаимосвязь между денежно-кредитной политикой ЦБ и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

Рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

Бурный рост рынка «фиктивных» капиталов.

Финансовая политика РФ в 21 веке определяется следующими стратегическими направлениями:

Единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

Обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

Определение новых структурных пропорций экономики и развитие все секторов экономики;

Создание новых финансовых инструментов и механизмов;

Обуздание инфляции;

Повышение роли региональных и местных бюджетов.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечения основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства - между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта. Следует изменить воспроизводственную сущность финансовой политики, которая ныне направлена на всемерное стимулирование сферы обращения в ущерб развитого производства потребительских и инвестиционных товаров. В результате, за истекшие годы произошел весьма значительный прирост количества рыночных структур в сфере коммерции, продажи и перепродажи, оказания финансовых услуг и т.д., тогда как число непосредственных производителей увеличилось в несравненно меньшей степени. Объемы коммерческих услуг возросли в десятки раз, а производство продукции из года в год весьма значительно уменьшалось при гипертрофированном повышении цен. Реформирование финансовой политики должно затронуть всю систему регуляторов - ценностные, налоговые, кредитные, эмиссионные и другие инструменты регулирования экономики. Эти регуляторы должны реализовывать новые методы финансирования и кредитования экономики, управления структурной и инвестиционной политикой, доходом и накоплением, вовлечения финансовых средств в бюджет, организовывать их обращение не только по отраслевым и ведомственным вертикалям, но и по горизонтали между предприятиями, их ассоциациями, регионами. Финансовая политика должна быть органически вписана во все мероприятия структурной реформы, воспроизводственного процесса - по преобразованию экономической, социальной, материально-вещественной, организационной структур общественного производства. Ближайшие цели структурной политики - это преодоление спада производства, падения жизненного уровня наиболее активной части трудоспособного населения, восстановление инвестиционной деятельности. Считаю, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся сектор среднего и малого бизнеса, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством.

Финансовый механизм

Для успешной реализации финансовой политики необходим финансовый механизм.

Финансовый механизм – совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых для обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач. Следовательно, финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране.

Структуру финансового механизма можно представить следующим образом:

Финансовые методы;

Финансовые рычаги;

Нормативно-правовое обеспечение;

Информационное обеспечение.

При этом финансовая система, как и любая другая, нуждается в эффективном управлении. С этой целью в РФ создан соответствующий аппарат управления финансами.

Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенной цели.

Субъект управления – те организационные структуры, которые осуществляют управления.

Объект управления – различные виды финансовых отношений (основные группы финансы хозяйствующих субъектов, финансы страхования, финансы государства, финансы населения (домохозяйств).

Конкретными формами и методами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Принятие финансового законодательства;

Система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами, называют финансовым аппаратом.

В любом государстве именно финансовый аппарат управления выполняет работы по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.


Финансовые отношения в российской экономике находятся в постоянном развитии и выступают объектом реформирования под влиянием многообразия форм собственности и ее дальнейших преобразований (реорганизации, структуризации, концентрации, интеграции и т.д.), естественных монопольных структур (отраслей) хозяйства, региональных и других особенностей условий хозяйствования.
В экономической науке особое внимание уделяется разработке адекватного формированию финансовых отношений предприятия финансового механизма. Отсутствие единства взглядов на данное понятие вызывает необходимость теоретического обоснования самого определения, конкретизации его формулировки. Определения финансового механизма, сформулированные известными российскими экономистами в переломный для экономики период, совпавший с концом XX века, представлены в приложении 1.
Анализ определений, сформулированных российскими учеными, свидетельствуют об отсутствии единого системного подхода к сущности финансового механизма, его состава и характеристик элементов, его образующих. Одни авторы в качестве объекта воздействия рассматривают финансовые отношения (Дробозина Л.А, Родионова В.М. , Сергеева И.Г. , Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.), другие - финансовые ресурсы (Балабанов И.Т.5, Казак АЛО.6, Венедиктов 10. А., Черепанов А. МЛ Ковалев В. В Л Рай- збергБ.А.). В определении, приведенном в Экономической энциклопедии финансовый механизм выделен как обособленная часть в структуре экономического механизма и подчеркивается его особая роль в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта.
«Механизм» в нашем понимании - это «внутреннее объективное устройство», приводящее в движение систему. Следует отметить, что механизм не может выступать раздельно в качестве формы организации или системы, как это прослеживается в приведенных трактовках. Система предполагает единство определенным образом расположенных форм организации, на-ходящихся во взаимной связи. Механизм, в экономическом понимании, не может сам по себе создавать, образовывать, распределять или использовать, в частности финансовые ресурсы, а формы сами по себе не могут взаимодействовать, Это функция институтов, осуществляющих процесс (взаимодействие).
С точки зрения организации денежного оборота производственной сферы, под финансовым механизмом понимается совокупность средств и способов использования финансовых и кредитных форм организации денежных потоков финансовыми институтами, определяющими функционирование структурных уровней (сфер) системы денежных отношений общественного воспроизводства. Теоретическое обоснование приведенного определения вытекает из сущности категорий, которые он представляет. Исходя из взаимной обусловленности движения денег в формах наличного и безналич- ного оборота, финансового и ссудного капиталов и учитывая принцип возвратности, который, как считает автор определения, присущ всем денежным отношениям, большую динамичность границ между финансами и кредитом, можно предположить, что она правомерна. Рассматриваемая формулировка служит обобщением макро- и микроуровневых подходов. С одной стороны, она отражает необходимость наличия организационных предпосылок для распределения денежных средств между институциональными субъектами денежных отношений, то есть для формирования макроэкономического платежеспособного спроса. С другой стороны, воплощает весь комплекс финансовых и расчетно-крсдитных методов организации денежного хозяйства предприятий, как реакции на регулирующее воздействие государства.
Определение, данное в финансово-кредитном энциклопедическом словаре, раскрывает* сущность финансового механизма с позиции признания его двойственного характера. Во-первых, этот механизм отражает сущность объективной категории финансов и в этом смысле является носителем объективных экономических отношений. Во-вторых, - конструирование конкретных финансовых связей (создание целевых фондов, форм и условий формирования финансовых ресурсов, методы расчета финансовых показателей, организация и субъекты управления финансами, и т.д.) - есть субъективная сторона проявления финансового механизма. Однако финансовые отношения могут рассматриваться скорее как объект воздействия, чем субъект. В качестве субъекта могут выступать государство, собственники, агенты управления, которые оказывают воздействие на совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Целенаправленное воздействие они осуществляют с помощью финансовых рычагов, методов, инструментов, регуляторов.
Зрелость организационных методов и форм финансового механизма отражает понимание обществом объективной сущности категории финансов. «Определяющим признаком оптимального соотношения объективного и субъективного является глубина познания и использования экономических законов, тенденций и результатов развития данного способа производства»14.
Финансовый механизм, приводящий в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование. При этом, чем выше уровень развития общества и его экономики, тем значительнее роль финансового регулирования. Финансовое обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Проблема практического использования этих форм заключается в установлении оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.
Финансовый механизм предприятия предусматривает определенные отношения внутри самого предприятия, с другими предприятиями и органи-зациями, в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов, аг- рарно-промышленных объединений, торгово-закупочных организаций, с фи- наисово-кредитной системой, фондовым рынком, страховой и таможенной системами, с вышестоящей организацией.
Финансовый механизм имеет сложную структуру в связи с разнообразием форм организации финансовых отношений. Функционирование финансового механизма обусловлено размером финансовых ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финансовых ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся денежные средства, на каких условиях они выделяются и используются. В зависимости от способов формирования и распределения финансовых ресурсов финансовый механизм может строиться по принципу централизации и концентрации средств (реди- стрибутивная модель или модель фирмы) или по принципу децентрализации и самофинансирования субъектов экономики (рыночная модель).
Таким образом, в отечественной финансовой науке рыночного периода резко возрос интерес к исследованию сущности, формированию структуры, функций и границ финансового механизма как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. В основном понятие финансового механизма как экономической категории сформировалось. Его мы положим в основу авторской интерпретации экономической сущности объекта исследования.
Методологически важной для дальнейшего исследования является проблема взаимосвязи категорий «финансы» и «кредит». Существуют две диаметрально противоположных точки зрения, возникшие в XX столетии, в соответствии с одной из которых финансы и кредит относятся к разным областям знаний. На наш взгляд, это единственно правильное решение дискусси-онного вопроса, поскольку вторая точка зрения, основанная на компромиссном подходе, предложена П.Г. Буничем в отношении понятия «совокупный денежный оборот», который включает использование и заемных, и собственных средств для финансирования. В нашем дальнейшем исследовании понятия «финансы» и «кредит» рассматриваются как самостоятельные категории в соответствии со сложившейся научной классификацией областей знания, а также финансирование и кредитование рассматриваются как принци-пиально разные процессы. Однако необходимо подчеркнуть неразрывность этих понятий, основанную на специфических особенностях формирования денежного оборота производственной сферы, где переплетаются процессы простого и расширенного воспроизводства, которые требуют как распределения и перераспределения доходов и накоплений, так и привлечения заемных средств для беспрепятственной смены форм стоимости.
В соответствии с этим, основой систематизации отношений предприятия с внешней средой, разрозненных элементов и каналов пополнения, воспроизводства и концентрации капитала является не обособленный финансовый механизм, а финансово-кредитный механизм воспроизводственного процесса предприятия. Для агроформирований это должен быть единый интегрированный механизм, дающий не только возможность объединения и взаимопроникновения методов финансирования и кредитования, но и синергетический эф- фект. Своеобразие формирования такого механизма определяется организационными, отраслевыми особенностями сельского хозяйства.
Принцип неразрывности финансовой и кредитной систем заложен в методологических подходах авторитетных российских ученых. Методология исследования профессором О.В. Иншаковым трансформационной природы хозяйственного механизма основана на ее многомерности, в результате которой «возникает множество механизмов хозяйственной системы, отражающих структурные, функциональные и генезпсные аспекты, включающие механизм организации и реагирования, поведения и функционирования, роста и развития, стабилизации и трансформации. Каждый из этих механизмов может быть конкретизирован посредством методов, форм и средств реализации, вследствие чего самостоятельное значение приобретает выделение институциональных, ценовых, кредитных, бюджетных, нормативных, административных и т. п. механизмов» . В структуре механизма обеспечения стабилизации агропромышленного производства О.В. Иншаков выделяет финансово- кредитный механизм, основное назначение которого состоит в воздействии «на поддержание воспроизводственной сбалансированности АПК и через
IV
внеценовые рычаги экономического регулирования» .
Интегрированный подход применен и в последующих научных разработках ученых-экономистов при исследовании финансово-кредитной инфраструктуры АПК, которая состоит из двух относительно самостоятельных элементов: финансовой и кредитной подсистем (прил. 2). Основу финансовой подсистемы образуют отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования фондов денежных средств, направляемых для финансовой поддержки развития сельского хозяйства, других отраслей АПК и социальной сферы села. Финансирование АПК осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, а также внебюджетных источников, в пополнении которых участвуют самостоятельно хозяйствующие субъекты АПК, население в процессе налогообложения или добровольных отчислений. Основу кредитной подсистемы инфраструктуры АПК образуют экономические отношения по поводу движения средств в денежной или товарной форме на условиях платности, возвратности и срочности между кредитором и заемщиком, в роли которых могут выступать: государство, сельскохозяйственные предприятия, домашние хозяйства, общественные организации, другие институты. Кредитная подсистема инфраструктуры АПК позволяет преодолевать сезонность и неравномерность распределения финансовых средств в течение года в связи с весенним и осенним циклами сельскохозяйственного производства.
Объединение финансовой и кредитной подсистем в рамках финансово- кредитной инфраструктуры АПК обусловлено сходной целевой функцией (предоставление финансовых средств) и комплементарностью их функционирования, от степени согласованности которой зависит финансовая стабильность агропромышленного производства и социального развития села: в условиях недостаточности финансовых ресурсов хозяйственные субъекты должны иметь возможности получения заемных средств для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в АПК.
Соответственно, финансово-кредитный механизм воспроизводства капитала базируется на двух составляющих - финансовом и кредитном механизмах, но как экономическая категория, кредитный механизм не имеет классического исчерпывающего определения, которое бы четко регламентировало объект, субъект, цель, предмет и метод воздействия.
В современной науке обозначилась явная незавершенность исследований проблем кредитных отношений, что приводит к неопределенности самого понятия «кредитный механизм». До сих пор не решен вопрос о границах покрытия финансовых затруднений предприятий за счет кредита, источников долговременных инвестиций посредством кредита и др. Низкая эффекшв- иость функционирования кредитного механизма, сложившегося к концу 90-х годов XX века связана со слабой организацией кредитных отношений в рамках народного хозяйства, его несоответствием современному уровню развития производительных сил и недостаточным учетом действия объективных экономических законов.
Экономическое назначение кредитного механизма состоит в перераспределении ресурсов между разными звеньями и сферами процесса воспроизводства в целях обеспечения его бесперебойного функционирования с тем лишь отличием от финансового механизма, что оно осуществляется на временной, платной и возвратной основе. Процессы финансирования и кредитования переплетаются даже в том случае, если собственник вкладывает в производство свои собственные средства. Взаимопроникновение методов финансирования и кредитования особо проявляется в аграрном секторе экономики: с учетом финансирования (субсидирования) части процентной ставки агроформированиям предоставляется льготный кредит и другие финансовые услуги (страхование). На наш взгляд, максимальный эффект от управления финансовыми и кредитными ресурсами каждый хозяйствующий субъект получит от органичного их сочетания в едином финансово-кредитном механизме. Только в рамках такой интеграции можно решить противоречие между потребностью в дополнительных средствах и их дефицитом, чтобы не нарушить непрерывность процесса воспроизводства.
Анализ источников покрытия временной потребности в дополнительных денежных средствах покати,тает, что самым приемлемым вариантом являются временно свободные денежные средства, которые могут быть предоставлены в форме ссуды. Кредитный механизм поддерживает оптимальную структуру капитала предприятия на всех стадиях кругооборота.
По определению М.М. Коробейникова, кредитный механизм в отраслях АПК - это «организованное множество различных, связанных между собой элементов процесса кредитования, или определенная совокупность методов по рациональному использованию основного и оборотного капитала (основ- ных и оборотных фондов) предприятий и ссудного капитала банков, условий использования и погашения заемных средств и банковских ссуд» .
Кредитный механизм имеет свои принципы построения, выполняет специфические функции, объединяет совокупность способов, стимулов и рычагов, нормативно-правового и информационного обеспечения, что позволяет интефировать его с финансовым и рассматривать в дальнейшем как единый финансово-кредитный механизм.
По общепринятому определению в структуру финансового механизма предприятия входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. В соответствии с авторской концепцией формирования финансово-кредитного механизма известная структура финансового механизма дополняется следующими элементами: финансовыми инструментами (прямыми и производными), методами финансирования и методами кредитования. Как самостоятельный элемент выделяется ресурсное обеспечение. Множественность финансовых и кредитных отношений и взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансово- кредитного механизма). Составные элементы финансово-кредитного механизма отражены на схеме (рис. 1.1).
Первые пять элементов (все методы, рычаги, инструменты, их ресурсное обеспечение) можно отнести к функциональной подсистеме, а следующие три вида элементов (правовое, нормативное, информационное обеспечение) - к подсистеме обеспечения.
Финансовые методы трактуются как «способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным финансовые инструменты (поставочные, расчетные)
форварды,
фьючерсы, -опционы,
свопы,
ваучеры.
Ресурсное обеспечение
прибыль, дохох
амортизационный фэнд,
дотации,
субвенции,
субсидии,
ссуды, займы;
кредиторская задолженность,
страховое возмещение,
инвестиции (государственных фондов, международных ннеппутов)
Методы
(Ьинанснпонания
самофинансирование;
бюджетное финансирование;
софнпаисированнс;
страхование;
иивсспфованис внешнее;
венчурное;
государственные гара-гтии частным инвестором.
Методы (способы) кредитования
банковское: по обороту, по остатку, кредитная линия, вексельный кредит, оперативный лизинг, факторинг, овердрафт, финансовый лизинг, франчайзинг, ипотека.
кооперативное: займ;
коммерческое: товарный кредит.
Финансовые
I
инструменты: Контракты, договоры:
договор лизинга;
договор займа (облигация, вексель);
договор факторинга;
договор франчайзинга;
договор страхования;
договор банковского счета;
договор банковского вклала;
-договор поручительства;
договор залога;
гарантийное письмо.
Финансовые рычаги
цена;
нормативы, нормы, тарифы;
дивиденды;
схема распределения прибыли. (фондообразование, паевые взносы);
норма амортизационных отчислений;
арендная штата;
котировка валютных курсов;
финансовые санкции;
дисконт;
ставки налогов;
формы расчету**;
курсы валю г ценных бумаг.
Финансовые методы: (управления финансами)
улраолснис дпил"снием финансовых ресурсов(планирование, прогнозирование);
стимулирование к эффективному использованию денежных фонлои;
регулирование (обеспечение заданных параметров воспроизводства, координация действии финансовых органов);
финансовая ответственность, мониторинг н кошроль;
налогообложение;
учет, анализ, аудит.
Элементы финансово-кредитного механизма Правое обеспечение: законодатель* ные акты (за коны, указы, постановле ния, письма), -> Презндепто, Правительства: Министерства сельскою хо зяйства, Ми нистерства финансов; Центробанка. Нормативное обеспечение: инструкции, -> методические указания, нор мативная база. I Информаци онное обеспе чение: экономиче -> ская, коммер ческая. финан совая, учетная, техническая информация. РИС. 1.1. Состав финансово-кредитного механизма воспроизводственного процесса предприятия стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов» .
В этом определении метод и способ использованы как слова - синонимы. Толковый словарь Ожегова определяет способ как систему действий, применяемую при исполнении какой-либо работы (способ изготовления, способ производства и т.д.), в то время как метод предполагает установление связи между целью (результатом) и факторами, влияющими на нее. На наш взгляд финансовые методы следует определить как средства воздействия не финансовых отношений, а на финансовые отношения, то есть управления ими. При этом заметим, не так сложно отличить финансовые методы управления от методов финансирования, включающих бюджетное, самофинансирование, софинансирование, страхование, которые иногда включаются или в финансовые отношения, или в финансовые рычаги. Каждый метод финансирования имеет множество форм.
Рыночное содержание в финансовые методы авторами «Финансово- кредитного энциклопедического словаря» вкладывается не случайно. Это обусловлено тесной связью функций финансов в сфере производства и обращения с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет позволяет рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию (максимум дохода, прибыль на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. В агрофор- мироваииях, наряду с общепринятыми методами планирования, прогнозирования, стимулирования используются специфические методы, соответствующие специфическим фондам.
Финансовые методы и методы финансирования в своем единстве образуют механизм финансирования (более подробную характеристику которого дадим в п. 2.2.1.)
Методы кредитования рассматриваются как способы предоставления заемщикам денежных ресурсов в соответствии с принципами кредитования (срочности, платности, возвратности), которые определяют все остальные элементы системы кредитования (порядок выдачи и погашения ссуды, формы ссудных счетов, способы регулирования задолженности по ссуде, порядок и формы контроля за целевым и эффективным использованием кредитных ресурсов и за своевременностью их возврата). Методы банковского, коммерческого, кооперативного кредитования обладают специфичностью, что отражается основными характеристиками предоставляемых ссуд (форма: товарная, денежная; сроки, движение кредита, ресурсное обеспечение и т.д.)
Финансовые рычаги в трактовке финансово-кредитного энциклопедического словаря «представляют собой инструменты, используемые в финансовых методах. К ним относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, денежные фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и др.» .
Как мы отметили выше, финансовые инструменты - это самостоятельный элемент финансового механизма, поэтому под рычагами следует понимать финансовые регуляторы (стимулы), тесно связанные с финансовыми методами и используемые для изменения финансового состояния в соответствии с поставленными целями. С одной стороны функционирование финансовых рычагов определяется действием финансового механизма, организацией форм планирования и управления финансовыми отношениями, с другой - при помощи финансовых рычагов выражаются формы финансовых отношений, а также формы и способы формирования и использования доходов и фондов денежных средств. Под воздействием финансовых рычагов должна увеличиваться эффективность применяемого метода.
Финансовые рычаги рассматриваются с разных точек зрения: или как «вид денежных фондов или доходов, при формировании и использовании ко- торых создается предпосылка действенности финансово-кредитного механизма или как набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия» . Первое определение раскрывает экономическое содержание финансовых рычагов применительно к финансово-кредитному механизму организации, второе - их управленческое воздействие.
На наш взгляд, финансовые рычага можно представить как систему элементов, используемых при формировании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансовые рычаги применяются на разных уровнях управления и используются комплексно как в процессе образования денежных доходов, так и в процессе нх расходования, многие из них играют стимулирующую роль. Соответственно, при образовании централизованных фондов финансовые рычат, осуществляя (регулируя) финансовые отношения на макроуровне, представляют элементы системы механизма государственных финансов, во втором случае - финансового механизма хозяйствующих субъектов. Рычаги используются в качестве средства изменения финансового состояния объекта и воздействия на него в соответствии с поставленными целями.
Большая часть финансовых рычагов применяется постоянно, стабильно, другая часть обновляется вследствие изменения приоритетов и задач финансовой политики. Состав и количественное выражение финансовых рычагов, как финансовых регуляторов предопределяет пропорции стоимостного распределения на всех стадиях воспроизводства валового общественного продукта.
На предприятиях аграрной сферы применяется ряд специфических фи-нансовых рычагов-регуляторов, связанных с формированием натуральных резервных фондов (фуражного, семенного), с распределением доходов по земельным паям, с созданием сезонных производственных запасов, с наличием
значительного внутреннего оборота произведенной продукции.
Финансовые (кредитные) инструменты до сих пор не признаны полноправным элементом финансового механизма, о чем свидетельствует приведенное выше определение. Чаще в структуру финансового механизма их не включают, в отдельных формулировках инструментами называют и методы, и рычаги, и регуляторы. Поэтому рассмотрим несколько подробнее характе-ристику данного элемента.
Большинство финансовых отношений предприятия, являющихся объектом управления, в настоящее время строится на договорной основе (с поставщиками, покупателями, банковской системой, страховыми компаниями, инвестиционными институтами, аудиторскими фирмами и другими хозяйствую-щими субъектами). Финансовые (кредитные) инструменты включают все многообразие финансовых и кредитных договоров, которые используются в биз- нес-отношениях с момента их возникновения. Несмотря на активное исполь-зование данного понятия в научной литературе, его адекватное определение в нормативных документах (кодексах, федеральных законах) Российской Федерации отсутствует. До недавнего времени понятие финансовых инструментов практически ограничивалось ценными бумагами и основанными на них производными инструментами, что существенно сужало реальную совокупность финансовых инструментов. «Финансовые инструменты - документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. К основным финансовым инструментам относятся первичные и производные ценные бумаги, свидетельства о депозитном вкладе, кредитные договоры, страховые полисы и т.д.» . Но в последние годы все чаще можно встретить описание финансового инструмента, построенного на основе определения, разработанного Комитетом по международным стандартам финансовой отчет-ности, который достиг в этом вопросе наиболее ощутимых результатов. В соответствии с МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и предегавле- ние информации» и МСФО 39 «Финансовые инструменты: оценка и признание» финансовый инструмент представляет собой договор, результатом которого становится одновременное возникновение финансового актива у одной стороны и финансового обязательства и/или долевого инструмента - у другой стороны договора (и.5 МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»).
Договор является многосторонней сделкой (ГК РФ, ст. 420), что означает участие двух или более сторон, называемых контрагентами. Поэтому, на наш взгляд, наиболее полным является следующее определение: финансовый (кредитный) инструмент - это соглашение субъектов хозяйствования, направленное на установление, прекращение или изменение гражданских нрав и обязанностей, возникающих между участниками договора, то есть это документы, подтверждающие заключение сделки между сторонами и служащие основанием для признания вытекающих из них финансовых (прав) активов и финансовых обязательств. Представителями финансовых (кредитных) инструментов являются: договор лизинга, страхования, факторинга, франчайзинга кредитный договор, договор займа.
Не принадлежат к числу финансовых инструментов товарные контракты (договоры купли-продажи), поскольку товары (работы, услуги) не являются финансовыми акшвами, а договорные права их требования - финансовыми обязательствами. Такие контракты приобретают форму финансового (кредитного) инструмента только в случае продажи товаров в кредит, когда после передачи товаров у каждого контрагента возникает задолженность: у продавца - в форме права требовать денежные средства, у покупателя - в форме обязательства выплатить денежные средства. Традиционными финансовыми инструментами, связанные с товаром, являются расчетные (или без- поставочные) производные инструменты, имеющие в качестве базисного актива товары (товарные фьючерсы, форварды, опционы, свопы). Эти финансовые инструменты широко распространены на рынке сельхозпродукции. Расчетные товарные фьючерсы позволяют эффективно хеджировать товар- ные цены.
Таким образом, введение в состав элементов финансово-кредитного механизма финансовых (кредитных) инструментов вполне логично, поскольку их использование способствует решению конкретных управленческих задач при организации кругооборота кредитно-финансовых ресурсов.
Назначение второй подсистемы финансово-кредитного механизма - подсистемы обеспечения - это создание условий для эффективной работы функциональной подсистемы, а в конечном итоге - для реализации целей и задач управления финансами.
Правовое обеспечение функционирования финансово-кредитного механизма предприятия включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
Нормативное обеспечение предусматривает использования норм и нормативов оборотных средств, амортизационных норм, тарифных и налоговых ставок, а также методические указания и разъяснения по их применению.
Информационное обеспечение состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К этой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, о ценах, курсах валют, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.
Финансово-кредитный механизм воспроизводственного процесса в аг- роформированиях представляет собой единство всех его уровней (федерального, регионального и хозяйствующего субъекта) и также включает функциональную подсистему и подсистему обеспечения.
Особенности финансово-кредитного механизма сельскохозяйственных предприятий проявляются практически во всех его элементах: в методах финансирования и кредитования, методах управления финансовыми ресурсами, направлениях их использования, наборе финансовых рычагов, инструментов, регуляторов. Структура действующего в аграрном секторе экономики финан- сово-креднтного механизма далека от совершенства: его элементы не согла- сованы между собой, функционируют бессистемно, не обеспечивая главной цели - непрерывности и бесперебойности процесса воспроизводства*
Кризисное состояние финансово-кредитного механизма аграрной сферы экономики определяют макроэкономическими (народнохозяйственными) и микроэкономическими (внутриотраслевыми) причинами. К макроэкономическим можно отнести: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, сокращение объемов централизованного субсидирования и кредитования, сведение к минимуму размеров инвестиций, низкий уровень оплаты труда.
Такие элементы финансово-кредитного механизма, как макроэкономические регуляторы, прежде всего, цены, дотации, трансферты, налоги, кредит, централизованные инвестиции не позволяют агроформированиям нормально функционировать, не дают возможности компенсации издержек и простого воспроизводства биотехнических средств производства, рабочей силы и других ресурсов. Макроэкономические финансовые регуляторы выполняют рамочную функцию, количественно ограничивая размер финансовых и кредитных ресурсов, направляемых государством в конкретные сферы для выполнения конкретных целей. За период преобразований в сельском хозяйстве России достигнут предел нерегулируемого квазиденежного оборота, что вызывает необходимость формирования нового финансово - кредитного механизма.
На микроэкономическом уровне причины кризиса финансово- кредитного механизма обусловлены особым финансовым поведением агроформирований и неэффективным управлением финансами.
Наиболее острым является вопрос об экономической роли государства относительно аграрного сектора экономики в связи со спецификой воспроизводства и кризисов в этой сфере. Финансово-кредитный механизм российского сельского хозяйства тяготеет к централизации, и практически не работает при децентрализации.
Роль государства можег быть определена в широком и в узком смысле слова. В широком смысле роль государства состоит в определении законода- тельной базы для действия собственно рыночных механизмов. В узком смысле слова государство выступает как непосредственный участник рыночных отношений. Следуя логике общеэкономических закономерностей развития (а не в силу действий аграрных лобби), государству в финансово- кредитном механизме воспроизводства капитала агросферы отводится роль (функция) активного регулирования.
При формировании структуры финансово-кредитного механизма мы исходили из декомпозиции финансовой среды предприятия в структуре современной экономики, где выделяют уровни нано-, мини-, микро- и мезоэко- номики (прил. 3). Становится ясным, что между хозяйствующими субъектами нано-, мини-, микро-, макро-, мегауровней не может установиться эффективная непосредственная взаимосвязь, она обычно опосредована ассоциированными представителями экономических интересов, которые выявляют и реализуют территориально-отраслевые предпочтения агентов ближайших и отдаленных уровней. В сферах, секторах и сегментах хозяйства эти предпочтения создают особые «мезослои» (от греч. mesos - средний, проме- жуточный) в системах отношений экономических агентов.
Авторская модель единого финансово-кредитного механизма может быть представлена в виде многоуровневой «конструкции», в верхней части которой находится структура макроуровня, представленная субъектами управления - руководящими органами власти (законодательной и исполнительной), имеющими свою иерархию и организацию, обладающими определенной совокупностью прямых и косвенных методов государственного воздействия на экономику агрокомплекса, способных обеспечить ее устойчивое развитие и преодоление допущенных в результате несовершенства (неразвитости) финансового механизма диспропорций. Система методов финансово- кредитного механизма данного уровня выражается в организации, планиро- вании и стимулировании использования финансовых ресурсов на решение конкретных задач и достижение реального эффекта. К таким методам мы относим финансовое регулирование межотраслевых пропорций, пропорций распределения и перераспределения финансовых ресурсов на основе федерального бюджета, индикативность посредством разработки эффективных целевых программ с поправкой на российские ориентиры и специфику переходного периода в аграрной сфере, методы финансовой стабилизации.
Наиболее действенный метод бюджетного регулирования включает такие финансовые регуляторы, как налогообложение, прямое инвестирование государственных финансовых ресурсов в виде субсидий и льготных кредитов, государственных гарантий и финансовых санкций.
Индикативное планирование предполагает реализацию стратегически важных для общества проектов ведения земледелия и животноводства и по обеспечению их гарантированными ресурсами. «Устойчивые экономические нормативы, четкие ориентиры и приоритеты политики, гарантированное госу-дарственное финансирование - это именно та стабильность, которой так не хватает АПК, переживающему плоды... тотальной ломки» .
Методы финансового оздоровления, которым должно уделяться основное внимание на первом этапе рыночных преобразований, включают целенаправленное воздействие на межотраслевое перераспределение в пользу аграрного сектора части национального дохода на сохранение и рост производственного потенциала, обеспечение паритетных отношений аграрной сферы с другими сферами экономики, устранение монополизма в первой сфере АПК, реструктуризация допущенных не по вине аграриев долгов.
Структурные преобразования касаются и регионального уровня поддержки аграрного сектора производства. Региональный механизм управления финансами занимает промежуточное положение - мезоуровень (мезоуровень L 6.3, прил. 3). В соответствии с территориальным делением региональный уровень включает финансово-кредитный механизм субъектов федерации и местных органов власти. Этот уровень не располагает такой концентрацией финансовой поддержки, как федеральный: большинство региональных бюджетов дефицитны при профиците федерального, однако его поддержка может быть более действенна, поскольку местные органы власти учитывают природно-географическое расположение объектов в регионе, наличие естественно-монопольных структур, степень развития региональной инфраструктуры, особенности и степень реформирования финансово-кредитных отношений в регионе, характер технологии и специфику производства, вид деятельности, инвестиционную привлекательность и значимость субъекта для региона в целом. На уровне региона подключаются дополнительные финансовые рычаги, регуляторы, а также различные фонды (инвестиционные, инновационные, страховые, венчурные и т.п.).
В силу неоднородности финансовой среды предприятия, усложнения структуры и усиления интеграционных процессов современного агропромышленного комплекса нами выделен подуровень финансово-кредитного механизма интефированных формирований, который обладает существенным потенциалом специфических инструментов и форм организации и регулирования максимальных и минимальных границ сотрудничества как между субъектами, входящими в их состав, так и в отношениях со специализированными субъектами финансово-кредитной системы.
Государственная поддержка аграрной сферы на федеральном и региональном уровне пока неудовлетворительна (см. п. 2.3).
Наибольшим многообразием финансовых отношений и возможностью воздействия на них отличается уровень предприятия. Финансово-кредитный механизм предприятия - это упорядоченная совокупность форм и методов, с помощью которых предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, перераспределяя которые между подразделениями на условиях фи-нансирования или кредитования, достигает определенного уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, получение прибыли и мак- симизации стоимости капитала.
Специфика функционирования финансово-кредитного механизма на уровне агропредприятия заключается в том, что основные принципы организации финансов сельскохозяйственных товаропроизводителей - самоокупаемость и самофинансирование - сегодня для большей части сельскохозяйст-венных предприятий недостижимы. Исследование распределительных отношений на уровне хозяйствующего субъекта свидетельствует о трансформации системы финансовых регуляторов и инструментов в режиме рыночного хозяйства. Причем внутрихозяйственные отношения должны рассматриваются в непосредственной связи с совокупностью отношений, в которые вступает система более высокого порядка - хозяйствующий субъект и через которые осуществляется государственное регулирование с целью удовлетворения общественных потребностей и непрерывности расширенного воспроизводства. Такой структуре отношений соответствует предлагаемое многоуровневое устройство финансово-кредитного механизма.
В условиях рынка многократно возрастает роль финансовых инструментов, которые присущи отношениям с различными контрагентами как на уровне предприятия, так и на внутрихозяйственном уровне. В аграрной сфере внутрихозяйственные договорные отношения отличаются спецификой в силу объективно существующего внутрихозяйственного оборота, который ранее происходил, минуя сферу обращения и соответственно денежную стадию. С появлением внутрихозяйственных цен возникли дополнительные финансовые рычаги воздействия на кругооборот ресурсов и обеспечение самовоспро-изводства на уровне каждого звена.
Однако адаптация финансово-кредитного механизма к рыночным усло-виям на уровне предприятия оказалась самой проблемной, что связано с недооценкой руководителями сельхозпредприятий необходимости перехода к рыночным методам управления финансами, а зачастую и просто их нежеланием менять укоренившееся поведение. Так, «общие ежегодные потери сельхозпредприятий Волгоградской области в 2000-2004 гг., вызванные дезадап- тацией и редистрибутивным поведением руководителей на основании экспертного опроса оцениваются в 60-80% от годового оборота этих сельхозпредприятий» .
Таким образом, все многообразие финансовых регуляторов микроуровня финансово-кредитного механизма остается в значительной части невостребованным, не работает и не дает эффекта, пока продолжаются авторитарное управление финансами, неудовлетворительная отдача земельных и других ресурсов, преимущественно экстенсивный рост, отторжение инноваций, технологическая отсталость, прогрессирующая теневизация, падение мотивации и затратность производства сельскохозяйственной продукции.
Среди современных концепций формирования финансово-кредитного механизма инновационного развития производства выделяют две: продуктовую и воспроизводственную модели (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Сравшггсльная характеристика моделей финансового механизма29 Типы моделей Соответствие финансовой концепции Концепция Цели инвесторов Базовые критерии Продуктовая модель (поспроиз- водспгво товаров, работ и услуг) Классическая теория финансов Распределение (перераспределение) произве-денной продукции (работ и ус-луг) в стоимостной форме Долевое участие в разделе продукции, т.е. интерес сводится исключительно к инвестициям в сырьевые отрасли Рост ВВП на душу населения Воспроиз-водственная модель (вос-производство капитала) I ^классиче-ская теория финансов Финансовое поведение товаро-производителей и частных инвесторов на рынке капиталов Наращивание внутренней стоимости бизнеса, (наращивание капитала) Рост внут-ренней стоимости бизнеса Продукговая модель основана на привлечении прямых инвестиций, которое эффективно преимущественно в условиях несовершенной конкуренции или сильной политики протекционизма со стороны государства. Результатом
эксплуатации продуктовой модели вне ее взаимосвязи и зависимости от результатов воспроизводства капитальных ценностей неизбежно выступает неконкурентоспособная экономика и, как следствие, - экономический спад.
Формирование воспроизводственной модели основано на базовой концепции неоклассической теории финансов, в основе которой лежит институциональное исследование мотивации и результатов финансового поведения крупных товаропроизводителей на фондовом рынке и частных инвесторов в процессе перелива капитала.
Основными характеристиками воспроизводственной модели являются следующие:
Устойчивый рост капитала обеспечивает финансовую устойчивость товаропроизводителей и является основой конкурентоспособности товарной продукции.
Индикатором воспроизводственной модели выступает свободный перелив капитала и реальный контроль за результатами производства со стороны массовых инвесторов.
Свободный перелив капитала, в свою очередь, содержит реальный механизм эффективного страхования инвестиций за счёт двух факторов: роста капитализации накоплений и текущей выплаты дивидендов. Отечественная экономика не только не ориентирована на воспроизводственную модель экономического роста, но практически отсутствуют исследования базовых категорий, лежащих в ее основе. В частности, отсутствуют современная концепция и правовое определение капитала; финансовый механизм не содержит стандартных для развитых рыночных стран инструментов и методов оценки величины реально функционирующего капитала; отсутствуют индикаторы сбалансированного функционирования продуктовой и воспроизводственной моделей; крайне неудовлетворительно качество информационного отражения результатов общественного воспроизводства; недостаточно научное обоснование мотивационного поведения потенциальных инвесторов и полное от- сутствие исследований мотивациоиного поведения потенциальных инвесторов в инновационные проекты: отсутствие обоснованного механизма государственного регулирования процесса воспроизводства национального капитала.
Естественным результатом эксплуатации действующего финансового механизма продуктовой модели является отсутствие спроса на отечественную информационную базу данных (в части финансовой и статистической отчетности) как со стороны внутренних, так и внешних пользователей информации, что является естественным препятствием на пути вложения ими средств в отечественный бизнес.
Роль финансов в общественном воспроизводстве в отечественной финансовой науке достаточно полно исследована. Однако большинство научных исследований ограничено рамками стандартного объекта распределения - совокупного общественного продукта (внутреннего валового продукта). Такой методологический ход оправдан в статике, т.е. в анализе одного отдельно взятого воспроизводственного цикла. Воспроизводственные циклы в динамике, лежащие в основе экономического анализа механизма экономического роста, требуют дополнительного исследования взаимосвязей, возникающих между произведенным продуктом, реализованной стоимостью (доходом) и динамикой капитала.
В отечественной науке абсолютное большинство исследователей трактуют капитал в качестве фактора производства, классифицируя его на основной и оборотный (актив баланса). Тем самым приоритет отдается физической концепции капитала. В последнее время появились исследования (В.В. Ковалев, И.А. Бланк), в которых капитал определяется в качестве собственных источников организации (пассив баланса), т.е. акцентируется финансовая концепция. Диалектический подход к исследованию сущности вопроса, по нашему мнению, основан на единстве финансовой и физической характеристик данной категории. В этом случае достигается комплексная оценка его практических параметров, что и является основой принятия оптимальных управленческих решений.
Большинство ученых-аналитиков33 едины в критической оценке пройденного за период реформ пути: при решении задач количественного наращи-вания объемов производства не были достигнуты позитивные изменения в структуре воспроизводства общественного капитала. Различия во мнениях наблюдаются лишь в расстановке акцентов. Одни сосредотачивают внимание на диспропорциях в финансовой сфере (инфляция, укрепление рубля, рост кор- поративного внешнего долга) . Другие - на негативных тенденциях в реальном секторе, имея в виду прежде всего ухудшение состояния технико- технологической базы производства и сырьевую направленность всего воспроизводственного комплекса35.
Итак, критерием эффективного воспроизводственного процесса выступает прирост капитала в обществе и, напротив, неконкурентная экономика - это прежде всего воспроизводство, результатом которого служит относительное (а в ряде случаев - абсолютное) снижение массы национального капитала, что в релевантном периоде характерно даже при наращивании объема ВВП. В ряде сфер экономики (промышленности) природа такого парадокса связана со второй фазой воспроизводственных отношений - распределением произведенного продукта в стоимостном выражении на целевые фонды денежных средств и прибыль. В сельском хозяйстве финансовые причины дополняются спецификой кругооборота основного и оборотного капитала.
  • II. По видам хозяйственного использования:
  • 8. Основные направления охраны атмосферы.
  • 9. Правовое и экономическое регулирование состояние воздушного бассейна.
  • 10. Значение водных ресурсов и направления использования. Водопользование и водопотребление.
  • 12. Водохозяйственный баланс. Очистка сточных вод.
  • 13. Управление, правовое и экономическое регулирование использования водных ресурсов.
  • 14. Земельный фонд мира и рб.
  • 15. Государственное и правовое регулирование земельных отношений.
  • 16. Значение лесных и биологических ресурсов.
  • 17. Лесистость. Состав лесов Беларуси.
  • 18. Лесопользование и лесовосстановление.
  • 19. Правовое и экономическое регулирование использования и охраны биологических ресурсов рб. Направление охраны леса.
  • 20. Минерально-сырьевые ресурсы. Классификация.
  • 21. Баланс запасов полезных ископаемых Беларуси.
  • 22. Рациональное использование и охрана недр.
  • 23. Методы управления природопользованием. Их сущность.
  • 24. Основные функции управления природопользованием и его организационные структуры.
  • 25. Экологический менеджмент как система управления природоохранной деятельностью.
  • 26. Экологическое лицензирование, паспортизация, аудит.
  • 27. Планирование и прогнозирование в области охраны окружающей среды.
  • 28. Правовое регулирование природоохранной сферы.
  • 29. Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация.
  • 30 Экологическое нормирование.
  • 31. Мониторинг окружающей среды.
  • 32. Кадастры природных ресурсов.
  • 33. Экономико-статистический учет в сфере природопользования.
  • 34. Значение государственной экологической экспертизы и контроля.
  • 35. Экономическая оценка природных ресурсов. Затратная и рентная концепции.
  • 36. Понятие «экономическая оценка», стоимость, цена природных ресурсов. Концепции альтернативной стоимости, общей экономической ценности.
  • 37. Виды ущерба от загрязнения и истощения окружающей среды. Экономический ущерб и его составляющая.
  • 38. Социальный ущерб и его формы.
  • 39. Совокупный экономический ущерб. Методы оценки.
  • 40. Структура совокупного экономического ущерба и оценка его в рб.
  • 41. Природоохранные пред-и постзатраты.
  • 42. Природоохранные капитальные и текущие затраты.
  • 43. Интернальные и экстернальные экологические издержки.
  • 44. Ассимиляционный потенциал. Суть права на пользование.
  • 45. Оценка природоохранных затрат с оценкой совокупного экономического ущерба.
  • 46. Экономическая эффективность природоохранных затрат.
  • 47. Показатели инвестиционных проектов природоохранных мероприятий. Социальная эффективность.
  • 48. Сущность экономического стимулирования. Основные методы и их значение в рыночных условиях.
  • 49. Формирование системы платного природопользования в рб.
  • 50. Ценовое (налоговое) регулирование природоохранной деятельности.
  • 51. Механизмы рыночного регулирования в экологической сфере.
  • 53. Финансово-кредитный механизм природопользования.
  • 54. Экологические аспекты приватизации.
  • 55. Предпринимательство и развитие экологического рынка.
  • 56. Услуги экологического страхования.
  • 57. Глобальные и региональные экологические проблемы, и пути их решения.
  • 58. Международное экологическое сотрудничество.
  • 59. Деятельность оон в экологической сфере.
  • 60. Участие рб в международном экологическом сотрудничестве.
  • 53. Финансово-кредитный механизм природопользования.

    К настоящему времени в нашей стране сложился разрозненный кредитно-финансовый механизм природопользования, состоящий из отдельных структурных единиц. В составе этого механизма можно выделить системы: прогнозирования и составления программ, финансирования и кредитования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, ценообразованию на продукцию добывающих отраслей промышленности и платности природных ресурсов. Отличительной чертой этого механизма является низкая эффективность, поэтому в последние годы принимаются меры, направленные на активизацию его отдельных звеньев.

    Целью создания целостного финансово-кредитного механизма природопользования является оздоровление экологической обстановки в стране с минимальными затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов на основе обеспечения максимально благоприятных экономических условий для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий.

    Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

    · повышение роли бюджетов разных уровней в финансировании природоохранных программ и мероприятий;

    · совершенствование системы государственных внебюджетных экологических фондов;

    · создание системы экологического налогообложения и страхования;

    · четкое разграничении источников финансирования;

    · активизация кредитного механизма в области природопользования.

    В РБ наблюдается чрезмерно расточительная добыча и потребление всех видов природных ресурсов, что отрицательно воздействует на окружающую среду. Переработка огромного количества природных ресурсов осуществляется к тому же в условиях низкого технологического уровня промышленности и высокой степени изношенности основных фондов.

    По мере обострения экологических проблем в странах с развитой рыночной экономикой на первом этапе стали создаваться централизованные системы управления охраной окружающей среды. При этом финансово-кредитные стимулы (льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.) играли второстепенную роль.

    Однако в последующие годы по мере роста затрат на охрану окружающей среды стала выявляться их малая эффективность. Использование экономических регуляторов в системе государственного управления природопользованием является важнейшей проблемой для стран с богатым опытом рыночного хозяйствования, а тем более для нашей страны. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой создаются государственные финансово-кредитные корпорации для финансирования и кредитования природоохранных мероприятий.

    Введение международных и внутренних экологических налогов и расширение их видов позволит, как считают зарубежные ученые, не только перераспределить финансовые ресурсы от более развитых стран, которые сильно загрязняют атмосферу Земли, к менее развитым. Самое главное, они позволяют обеспечить финансовыми ресурсами процесс разработки и создания малоотходных и безотходных технологий.

    54. Экологические аспекты приватизации.

    Приватизация в природопользовании (в широком смысле этого понятия) помимо проблемы отношений собственности на природные ресурсы имеет и другой немаловажный аспект - экологический, связанный с задачами сохранения окружающей среды в процессе разгосударствления государственных предприятий.

    Под приватизацией подразумевается не только переход к частной собственности, но и более общий процесс смены собственника путем продажи или передачи на различных условиях государственной собственности коллективам, акционерам, иностранным фирмам, частным лицам. Названные субъекты хозяйствования в своей равноправной деятельности и здоровой конкуренции более всего отвечают требованиям цивилизованной рыночной экономики. Рынок в современном его понимании отрицает монополию одной формы собственности, располагает к их многообразию и экономическому равноправию.

    Приватизация госсобственности, безусловно, не является отечественным изобретением. Активный процесс приватизации наблюдался в ряде западных стран в 1980-е гг. Причинами приватизации послужили, с одной стороны, низкая рентабельность денационализируемых объектов, с другой - потребность правительств в наличных средствах. Многие приватизированные компании резко повысили свою эффективность.

    Политика в области приватизации в странах, вставших на путь рыночных преобразований, нацелена на получение доходов от продажи государственной собственности, обеспечение занятости, модернизацию приватизируемых объектов, оживление регионального экономического развития, рост налоговых поступлений и т.п.

    Дискуссии в обществе и государственных структурах по поводу приватизации связаны с тем, что передача объектов государственной собственности в частное владение затрагивает экономические, социальные и иные интересы отдельных граждан, коллективов, общества в целом. Но наряду с решением одних проблем приватизация может усугубить другие, в том числе экологические, поскольку пока не разработаны четкие правовые основы воздействия государства на субъекты хозяйствования, получившие в результате разгосударствления известный суверенитет. Как считают многие исследователи данного вопроса, права приватизированных объектов защищены законом в большей степени, чем интересы общества в области охраны природной среды.

    Промышленные предприятия - важнейшие объекты приватизации - являются и основными источниками загрязнения среды обитания. Техническая база промышленности постсоветских республик устарела. На большинстве предприятий она представляет традиционный (четвертый) или даже реликтовый технологический уклад. По ориентировочным оценкам, только около 18 % всего парка машин и оборудования в промышленности соответствуют мировому уровню, из них лишь 4 % задействовано в технологических процессах, отвечающих мировым стандартам. На большинстве предприятий, построенных десятки лет назад, используемые технологии далеко не всегда соответствовали экологическим требованиям того времени, тем более далеки они от сегодняшних экологических стандартов.

    Конечно, в рыночной экономике на помощь административным рычагам приходят экономические методы воздействия на предприятия-загрязнители, но в ближайшее время надеяться на их высокую эффективность не приходится. Ведь известно, что действующие нормативы платежей за загрязнение существенно меньше затрат, требуемых для снижения загрязнений, и предприятию выгоднее платить за выбросы, не сокращая их объема. Поэтому необходимо принять правила учета экологического фактора в процессе приватизации государственной собственности, запрещающие в первую очередь наращивать выбросы (сбросы) в окружающую среду выше имеющегося уровня.

    Важнейшим условием, предшествующим приватизации объекта, должно быть проведение экологического аудита. При этом в правилах должны быть уточнены значения экологических параметров, которым предприятие должно соответствовать. В то же время экологический аудит предприятий, подлежащих приватизации, должен стать первостепенным организационно-правовым механизмом разработки обоснованной программы экологической санации и, в конечном счете, обеспечения учета экологических интересов общества в процессе приватизации.

    Экологический аудит позволит установить экологически опасные предприятия, которые вплоть до проведения на них организационно-технических мер по экологической санации должны быть исключены из перечня объектов, подлежащих приватизации. И в целом процесс приватизации должен быть поставлен под контроль природоохранных органов, которые устанавливают экологические нормативы для приватизированных объектов и сроки для их реализации, а также обязаны осуществлять регулярный надзор за соблюдением экологических стандартов.

    Процесс приватизации госсобственности, грамотно регулируемый государством, может способствовать улучшению экологической ситуации, решению задачи экологизации производства. Одна из мер для этого - разработка системы льгот для предпринимателей, предлагающих передовые природоохранные и ресурсосберегающие технологии и обязующихся (в форме договора) провести реконструкцию приобретаемого производства в этом направлении.

    С помощью такого механизма осуществляется кредитная политика.


    Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

    Смотреть что такое "КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ" в других словарях:

      КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ - (англ. credit mechanism of money circulation) – образование платежных средств безналичного оборота и их движение, выдача наличных денег из касс банков и их возврат в эти кассы при проведении кредитных операций. При предоставлении ссуд и… …

      - (см. КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ) …

      Маржинальная торговля (англ. Margin trading) проведение спекулятивных торговых операций с использованием денег и/или товаров, предоставляемых торговцу в кредит под залог оговоренной суммы маржи. От простого кредита маржинальный отличается тем,… … Википедия

      КРЕДИТНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР - определенное количественное соотношение, на базе которого действует механизм кредитования коммерческого банка. К.м. показывает, насколько банки увеличивают денежную массу через кредитную эмиссию посредством многодепозитного расширения своего… … Внешнеэкономический толковый словарь

      финансовый механизм - Система институтов, обеспечивающих организацию, регулирование и планирование финансов, способы формирования и использования финансовых ресурсов у государства в целом, государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов, органов местного… … Справочник технического переводчика

      МУЛЬТИПЛИКАТОР кредитный, банковский, денежный, депозитный - механизм возрастания денежной массы на депозитных счетах по сравнению с первоначальной суммой денег в процессе движения безналичных денежных знаков через систему коммерческих банков. Возникает только тогда, когда центральный банк выполняет… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

      Совокупность финансовых инструментов и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, а также банковский кредитный и депозитный процент,… … Финансовый словарь

      Составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы … Экономический словарь

      финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает прежде всего цены, налоги, пошлины, льготы,… … Словарь экономических терминов

      Элемент всего хозяйственного механизма, совокупность финансовых инструментов, рычагов, форм и способов регулирования экономических процессов. Ф.м. включает в себя цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Книги

    • Финансы и кредит. Учебник , . В учебнике обобщаются последние достижения в теории финансов, денежного обращения и кредита, практике реализации современной финансовой и кредитной политики в России, а также современная…
    • Кредитный договор. Экономическая и правовая природа , Н. П. Бычкова, Г. Л. Авагян, Г. Л. Баяндурян. Рассмотрены экономическое содержание и правовая природа кредитного договора, его существенные и обязательные условия, порядок начисления и уплаты процентов, вопросы обеспечения кредита и…

    Финансирование коммерческих предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 70% предпринимателей в нашей стране. Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие фонда в финансировании, долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

    Механизм кредитования малых предприятий - в начале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с банками-агентами на местах.

    Для получения кредита субъекты честного предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в установленный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

    Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений частных предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

    Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования коммерческих организаций в настоящее время является банковский кредит. Для объектов предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Функционирование коммерческих предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

    При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

    Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

    На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов частному бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

    Внешним внебюджетным источником финансирования частного бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за какой-либо частной фирмой стоит крупная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

    Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

    Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие в капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.

    Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

    Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь, и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

    Финансированию частного бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих коммерческих организаций ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников. Большую роль в организации финансирования коммерческих организаций в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

    финансовый кредитный производственный инвестиционный



    Отчетность за сотрудников