Сочинение на тему "собачье сердце и социально-философская сатира на современное общество". "собачье сердце" как социально-философская сатира на современное общество

Класс 9

Тема урока: ««Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество».

Цель: познакомить со сложной судьбой повести «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить учащихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Задачи урока

Предметные – определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”; обеспечение понимание проблематики повести.

Метапредметные – ставить учебные цели и задачи; обучать учащихся работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой; развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Личностные – формировать нравственно-этическое оценивание, активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

УМК : Литература: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.

Средства обучения: текст художественного произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», учебник, презентации, видеофрагменты фильма, карточки.

Ход урока

Я писатель, я мыслю… И протестую.

М.Булгаков.

І. Организационный момент.

– Приветствие.

– Проверка подготовки рабочего места к уроку.

На экране появляется портрет М. А. Булгакова (звучит музыка).

Ι I . Актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим работу над повесть М.Булгакова «Собачье сердце». Для начала обратимся к эпиграфу.

1. О чём это Булгаков?

2. Как он может выразить свой протест? (Прибегая к сатире).

3. Что такое сатира? Фантастика?

4. Какую задачу выполняет сатира? (Констатирует факт).

5. … сатирическая фантастика? (Предупреждает общество о грядущей опасности).

6.Какие знаете средства сатиры?

В чём отличие сатиры от сатирической фантастики? Сатира констатирует; сатирическая фантастика предупреждает.

- О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

На этот вопрос прошу вас ответить в конце урока.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя . Начало ХХ века, время глобальных катастроф, мало располагало к созданию сатирических произведений. Революция и гражданская война принудили русскую литературу к духовному аскетизму. Но новая экономическая политика и сопровождавшая ее определенная демократизация общественной жизни позволяли уже не только восхищенно, но и критически осмыслить действительность. Поэтому литературный процесс 20-х гг. с его революционной романтикой, психологическим реализмом пополнился произведениями юмористическими и сатирическими.

М.Булгаков был одним из первых, кто средствами сатиры написал об уродствах новой жизни, о странных, с его точки зрения, для революционной страны контрастах. Его сатирические произведения – «Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Собачье сердце» - рождены фантазией и реальной действительностью.

От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков?

Предполагаемый ответ: мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.

IΙI . Определение темы урока. Беседа

Сегодня тема нашего урока - «Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество.

Каким образом донёс до нас свои взгляды Булгаков? (Аллегория.)

На многие мысли наталкивает уже первый эпизод повести. Как изображена Москва?

ΙV . Работа над художественными деталями.

Учитель :

Представьте и опишите Москву, в которой происходят события повести. Цитатами из текста подтвердите, что в Москве – обстановка хаоса, ненависти, распада. Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу?

    «Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню».

    «Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»

(Москва представляется грязной, холодной, неуютной и мрачной. В этом городе живут озлобленные люди, которые пытаются удержать то, что у них есть, либо – захватить побольше. Человек, ранее бывшим никем, получает власть, но употребляет ее во благо себе, не считаясь с окружающими. В квартире Филиппа Филипповича же жизнь идет по другим законам: там порядок, уют, но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером пытается разрушить ее, переделать по своим законам)

Чьими глазами мы видим Москву?

Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии .

1. Индивидуальное сообщение учащегося о времени, изображенном в повести.

Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была средоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.

2. Беседа

Пес Шарик. Какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.

Каково отношение Шарика к первой категории людей? (ненависть, отвращение)

Ко второй? (уважение, уверенность, что не обидит). Почему?

Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом проф. Преображенского)

Как Булгаков относится к профессору? (Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта.)

Почему Преображенский неоднократно произносит фразу: «Пропал дом!»

(Мир Преображенского находится под угрозой).

3. Реализация домашнего задания.

О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия - преображает ).

Случайна ли фамилия Преображенский? (Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.)

Какие еще Библейские символы использует автор? Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).

Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?

(Шарик должен быть толстым, упитанным)?

Изменился ли Шарик за неделю? (Профессор-барин – ему почтение; Дарья Петровна-символ тепла и уюта, сытости; друг Борменталь – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.

- Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;

- нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;

- изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».)

С какой целью его подобрал профессор Преображенский? (Совершить научный эксперимент.)

С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален - лицемерен, способен приспособляться, мстителен).

В чем суть эксперимента профессора Преображенского?

Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?

Каким предстает Шарик в сцене операции?

4. Работа с текстом. Обратимся к сцене операции (гл. IV).

Представлял ли он, к чему приведет эксперимент? (Тема ответственности ученого за свое открытие.)

Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции? (Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл. Дома учащиеся выписывали оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в момент операции: В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики , звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.

При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент . Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир”.

Что при помощи сравнения хочет показать М.Булгаков? (При помощи сравнения (сопоставление Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром ) М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операци и).

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту? (Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки. Следует отметить несоответствие лексики происходящему . Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.)

И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем .

Зачем использует фантастическую ситуацию? Помогает понять абсурдность идеи.

Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?

Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?

Просмотр видеофрагмента

Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?

Каковы жизненные принципы “нового” человека?

Дайте характеристику Шарикова.

Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.

Запишите, какие качества Шарика исчезли после операции?

Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина? Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика .

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

Какие этапы становления проходит Шариков ? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?

(Новоявленное существо обругало своего создателя по матери; к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами; первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»; курение; балалайка в любое время суток; неприятность и безвкусица; выбор имени; профессор – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)

Напишите, какие качества появились в Шарикове после операции?

Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.

Шарик

Шариков

Добродушный

Несчастный

Преданный

Доверчивый

Безграмотный

Невоспитанный

Самонадеянный

Жестокий

Продажный

Кто же виноват в последствиях операции?

Что же унаследовал Шариков от собаки и что - от Клима Чугункина.

Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:

- Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!

Вывод учащихся. Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?

5.Работа в группах . Составьте сравнительную характеристику героев, используя высказывания, что у вас приведены на карточках .

Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:

Взгляды на жизнь.

Интересы и развлечения.

Отношение к животным.

Отношение к людям.

1.«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»

2. « В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего.»

3. «Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»

4. «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

У учащихся должна получиться следующая таблица:

Взгляды на жизнь

Почему же вы – труженик?

Да уж известно – не нэпман.

«Взять всё, да и поделить»

Интересы и развлечения

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

Отношение к животным

«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям

Донос «И произносит контрреволюционные речи»

Почему Шарик не стал человеком?

Вывод в тетради : Для того чтобы быть Человеком мало иметь человеческую внешность. Необходимо обладать рядом морально-этических качеств.

6. Эвристическая беседа

Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков? Пишет донос .

Он сам до этого додумался? Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер? (Поддержал его социальный статус и вооружил “идейной фразой”. Швондер - идеолог Шарикова, его духовный пастырь. Диалектика социальных отношений - большая путаница.)

Донос как социальное явление - вещь не новая.

Чем он характеризуется в эпоху революционных изменений в обществе?

Чье влияние на формирование Шарикова сильнее? (Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.)

Слово учителя. - Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.

Ради чего написана повесть? (Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?)

В чем смысл финала повести? (Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».)

Учитель. Эпилог рисует нам ситуацию через 10 дней после повторной операции, превратившей Шарикова снова в собаку. Швондер опять потерпел поражение, а профессор получил возможность спокойно работать. Но почему-то не покидает уверенность в том, что Швондер не оставит своих попыток уничтожить профессора, а Филипп Филиппович искать что-то в мозгах. Только Шарик опять думает, как ему повезло.

Оптимистичен ли эпилог повести?

Что понял пр. Преображенский в конце? («Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей)

Учитель. Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

Какова композиция повести?

(Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

V . Подведение итогов. Рефлексия.

1. Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (хамства, невежественности, стремления к власти любым путём…)

2. Беседа с учащимися.

    Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя? (Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент). Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

    В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной. (Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе .)

    Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?

    Вернемся к вопросу начала урока: О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова? (Повесть Булгакова предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным, хирургическим путём. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания “нового человека” и своим произведением вступает в явный спор с краеугольными постулатами новой идеологии: возможно форсированно изменить условия жизни и в итоге - самого человека.)

Слово учителя.

Повесть «Собачье сердце» можно считать самым интересным произведением раннего творчества Булгакова, т.к. здесь полностью проявились главные художественные принципы писателя. В небольшом произведении Булгакову удалось довольно подробно и сатирически изобразить современную жизнь страны Советов, поставить важнейшую нравственную проблему об ответственности ученого за свое открытие и даже изложить собственное видение путей развития человеческого общества. Новые социальные условия порождают «новых» людей, и повесть рассуждает о крушении идеи о том, будто «нового» человека можно создать быстро, например какими-нибудь чудесными педагогическими или хирургическими способами. Смелость профессора Преображенского, вздумавшего улучшить саму природу, была жестоко наказана.

Многоплановость содержания «Собачье сердце» напоминает главное произведение Булгакова – роман «Мастер и Маргарита», так как по жанровым особенностям и роман, и повесть совпадают – социально-философское сатирическое произведение с элементами фантастики.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

VΙ. Оценивание.

VΙΙ . Домашнее задание (дифференцированное). Дать письменный ответ на вопрос.

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

3. Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?

4.Кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков - «человек с собачьим сердцем»?»

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это - мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится.

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! - воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. - За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих - характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова - явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

Конспект

открытого урока

на тему: ««Собачье сердце» -

сатирическая повесть М.А. Булгакова».

Тема урока : «Собачье сердце» - сатирическая повесть М.А.Булгакова. (Авторская позиция и способы её выражения. Особенности стилистики Булгакова.)

Цели урока : - проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; - привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её; - развивать умения и навыки работы с текстом.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством великого писателя – М.А. Булгакова, который создал особый, неповторимый художественный мир.

    Назовите известные вам произведения Булгакова.

    Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях

(Извечная борьба добра и зла, нравственности и аморальности, свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

3) Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы?

(Такие произведения называются философскими)

4) В чем особенность, необходимость творческой манеры писателя Булгакова?

(В его произведениях – сочетание реального и фантастического, чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны. До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г., и она завершает цикл сатирических произведений автора.

5) Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.

(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.)

II. Сообщение целей урока, эпиграфа урока.

Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого:

«Все великие положения в жизни одного человека, а также и всего человечества начинаются и совершаются в мысли. Для того чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли.»

На протяжении всего урока вы должны будете подумать, почему мы взяли этот эпиграф, как он связан с содержанием повести. Основная проблема нашего урока – выяснение вопроса: против чего направлена сатира Булгакова и в чём своеобразие сатирического стиля писателя, каковы способы выражения авторской позиции.

III. Аналитическая беседа.

В первых четырёх главах повести главный герой – это бездомный пёс Шарик. Казалось бы, что может быть примечательного в этом псе. Оказывается, в первых главах окружающий мир мы видим глазами Шарика. Точно так же, как и самому Булгакову, ему противна опасная, жуткая жизнь. Её пагубность, жестокость осознаёт и чувствует на себе даже жалкая дворняга.

Булгаков использует в описание Шарика приём сатиры: сочетание реального и фантастичного

    В чём фантастичность этого образа?

(Шарик – разумное существо, он способен рассуждать, делать выводы, он даже умеет читать.)

    Ему присущи чисто человеческие черты. Какие?

(Сострадание. Увидев на улице замёрзшую женщину, он рассуждает: «Жаль мне её, жаль» (глава I).

Он способен глубоко чувствовать: «На душе у него было до того горько и больно, одиноко и страшно, что мелкие собачьи слёзы … вылезли из глаз».

Он испытывает чувство благодарности за то, что профессор спас ему жизнь (глава 4).

И, наконец, он обладает каким-то секретом покорять сердца людей: «Через два дня он уже лежал рядом с корзиной углей и смотрел, как работает Дарья Петровна».)

Именно глазами этого умного пса видим мы, читатели, уродливые картины пролетарской жизни страны.

    Каким же предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами шарика?

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо ! Ведь они же, мерзавцы , из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал ».

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал », «щёткой сколька раз морду уродовали».)

Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».

Своеобразный приём использует Булгаков, показывая то, что он не приемлет, высмеивает. Использует все приёмы сатирического изображения: гротеск, гиперболу.

Использует он и приём противопоставления.

Основной темой повести является изображение трагической стороны тупого, серого, убогого общества и яркой человеческой личности.

    Кто противопоставляется жестоким, тупым, серым пролетариям, «товарищам»?

(«Из дверей магазина вышел гражданин , а не товарищ, и даже вернее всего – господин . Вы думаете, я сужу по пальто? – рассуждает Шарик. – Вздор».)

Обратите внимание на фамилию персонажа. Преображенский (от слов «преображать», «улучшать») – человек, который должен, по мысли автора, преображать, улучшать мир, и он, действительно, занимается проблемами омоложения людей.

    Как определил Шарик, что перед ним не товарищ, а гражданин, господин?

(«А вот пот глазам – тут уж ни вблизи, ни издали не спутаешь! О, глаза – значительная вещь! Вроде барометра».)

    В чем же его непохожесть на остальных людей, встречавшихся на пути Шарика.

(Он проявил исключительную заботу и доброту по отношению к бродячей собаке: «Он наклонился к Шарику, пытливо глянул ему в глаза и … провёл рукой … ласково по Шарикову животу».

Внешность профессора говорила о его достоинстве , значимости : «Хозяин вваливался в чёрно-бурой лисе, сверкая миллионами снежных блёсток, пахнущий мандаринами, сигарами, духами, лимонами, и голос его, как командная труба, разносился по всему жилищу».

Люди, которые окружали Преображенского, тоже красивы: «Дверь совершенно бесшумно раскрылась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом».

«Вошёл тот, тяпнутый, оказавшийся теперь в ярком свете, очень красивым, молодым».

Поражает Шарика удивительно роскошная квартира (глава 2), кабинет, ужин профессора (глава 3).

Вывод: Преображенский – это профессор медицины. Он врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность.

Что же оказывается? Эта талантливая личность не может работать в полную силу. Ей мешают. Мешают люди, которые ничего из себя не представляют: серые, безмозглые, тупые. Занимая невысокую должность, они возомнили себя чем-то важным, значительным, потому что они «защитники революционного интереса».

В эпизоде встречи Преображенского со Швондером и его товарищами сатира Булгакова на социалистическое общество достигает своего апогея.

7) Прокомментируйте этот эпизод. Оцените поведение Швондера.

(Швондер со свитой – это манекены, у которых за душой нет ничего: они жалкие, хотя у них амбиции; значительные, злобные, они считают себя устроителями новой жизни.

Их принцип – отобрать и поделить Они хотят получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Булгаков в этой сцене сатирически рисует всю пролетарскую власть, которая считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.)

Большой смелостью нужно обладать писателю чтобы, а 1925 г. так язвительно высменять то, что считали правильным – уравниловку в подходе к жилищному вопросу. И вовсе не справедливость движет Швондером и его товарищами, а зависть бездарей к человеку, добившемуся благосостояния благодаря своему уму и таланту.

Довольно смелыми являются и слова Преображенского, брошенные в адрес членов домкома: «Да, я не люблю пролетариат».

Скептически относится Преображенский и к советской власти (глава 3, стр. 113 советские газеты).

Именно советская власть довела страну до разрухи (нравственной и духовной). Процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная (глава 3 стр.134).

Вывод: в повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Они просматриваются «через увеличительное стекло». Одна яркая деталь в портрете, в образе, поведении героя даёт возможность составить представление о нём.

В этом заключается неповторимое мастерство Булгакова.

Упрятанный от читателя Булгаков, войдя в свет с огромной задержкой, ничуть не опоздал, и через 60 лет после своей смерти актуален.

Домашнее задание: глава 4-9 (перечитать эпизод операции и превращения собаки в человекообразное существо), ответить на вопрос: «Почему Преображенский снова превратил Шарикова в собаку?»

И пасквиль ; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет - иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определённого лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъёмом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления - с другой. Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолётный характер [ ] .

Греко-римский мир

«Сатиры и послания Квинта Горация Флакка», напечатанные в 1814 году.

Корни сатиры уходят к началу 2-го тысячелетия до н. э. Сатира является одним из самых ранних примеров литературы. Плиний сообщает, что в VI веке до нашей эры поэт Гиппонакт написал сатиры на одного человека, которые были настолько жестоки, что объект сатиры повесился.

Самой старой формой сатиры считается Мениппова . Собственные сочинения Мениппа потеряны, но его почитатели и подражатели смешивают серьёзность и смех в пересказах его произведений.

Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан ; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона . Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром . Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона.

Среди видных сатириков римской литературы - Гораций и Ювенал, которые творили в первые века Римской империи . Другие известные римские сатирики - Луцилий и Персий . Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан , который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия .

Арабская сатира

В арабской поэзии жанр сатирической поэзии был известен как хижа . Сатира была введена в литературу прозы афро-арабским автором Аль-Джахизом в IX веке. Создавая сочинения о науках, которые мы назвали бы сегодня антропологией , социологией и психологией , он пользовался сатирическим подходом, «основанный на предпосылке, что хотя рассматривается серьёзный предмет, он может стать интереснее и таким образом достичь большего эффекта, если разбавить громаду серьёзности несколькими забавными историями или какими-нибудь остроумными или парадоксальными наблюдениями» . Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам » (племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед).

Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык «Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом . Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа (сатирическая поэзия). Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе.

Персидская и азербайджанская сатира

Али Акбар Деххода

В Персии самый известный ранний персидский сатирик - Убейд Закани (XIV век). Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой. Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы.

Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин». Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации.

В конце XX века персидская сатира пополнилась работами Эбрахима Набави. Он предложил новую форму персидской сатиры в своей работе, названной «Sotoon e panjom». Появление и развитие сатиры в Афганистане тесно связаны с его политической историей. Abdul Sabur Ghafory, Muhamad Yusof, Shaeq Jamal, Mahmud Tarzi были, возможно, самыми известными сатириками 1873-1965 гг., писавшими на фарси. Период с 1965 до 1978 был самым производительным периодом для сатиры; различные типы сатиры появились и процветали в Афганистане . Кроме того, ещё больше подобных произведений ввозилось из Ирана .

Средневековая Европа

В раннее Средневековье примерами сатиры были песни голиардов и вагантов , ставшие особенно известными благодаря антологии Кармина Бурана и произведениям композитора XX века Карла Орфа . С приходом позднего Средневековья и рождением народной литературы в XII веке сатира стала чаще использоваться, в особенности Чосером . В эпоху Просвещения жили два великих мастера сатиры: Джованни Боккаччо и Франсуа Рабле .

Английская сатира

Джонатан Свифт

В эпоху Елизаветы (XVI век, Англия) авторы думали о сатире как о грубом и остром жанре. Елизаветинская «сатира» (как правило в форме брошюры) содержит больше прямого злословия, чем традиционной сатиры. В 1605 французский гугенот Исаак Казабон писал, что римская сатира была в целом более цивилизованной. Английская сатира XVII столетия нацелена на «исправление недостатков» (Джон Драйден). Сатира, затрагивающая социальные проблемы, усилилась в XVI столетии (и в результате подвергалась гневу короны).

В эпоху Просвещения, в интеллектуальном XVII и рациональном XVIII столетии, начался расцвет английской сатиры, в значительной степени благодаря политической борьбе двух политических партий: тори (ныне Консервативная партия Великобритании) и вигов (наследники - Либеральные демократы). В это время сатира стала выполнять свою первоначальную функцию - критики окружающей действительности, и в первую очередь политического положения дел в стране. Яркие образцы подобной сатиры находим у Даниэля Дефо («Простейший способ разделаться с диссентерами »), Джонатана Свифта , Джона Арбетнота , Джона Драйдена и Александра Поупа . В это время проницательная и резкая сатира политических сил и конкретных людей стала популярным оружием. Хотя сатира уже была общеизвестным жанром, Исаак Казобон обнаружил и издал труд Квинтилиана и указал на оригинальное происхождение слова (от латинского satura , а не греческого satyr ).

Джонатан Свифт был одним из самых значительных англо-ирландских сатириков и одним из первых, кто занялся журналистской сатирой. Например, в «Скромном предложении », изданном анонимно, Свифт «предлагал», чтобы бедные ирландские родители продавали своих детей для употребления в пищу представителями высших слоёв английского общества. Мотивировал Свифт своё «предложение» таким образом: дабы «не допустить, чтобы дети бедняков в Ирландии были в тягость своим родителям или своей родине, и, напротив, сделать их полезными для общества». В своей книге «Путешествия Гулливера » он пишет о недостатках в человеческом обществе в общем, и английском - в частности.

Цели сатириков могли быть разными: так, Свифт нападал на безразличие к тяжёлому, отчаянно плохому положению людей, а Дефо стремился защитить свободу совести. Джон Драйден также написал известное эссе «Разговор о происхождении и развитии сатиры», которое помогло дать ей точное определение в литературном мире.

Американская сатира

Марк Твен

Эбенезер Кук был среди первых, кто принес сатиру в британские колонии. Бенджамин Франклин и другие продолжали использовать сатиру, чтобы сформировать культуру молодого государства с помощью смеха.

Великим американским сатириком был Марк Твен ; в его романе «Приключения Гекльберри Финна » события развиваются на довоенном Юге. Моральные ценности, которым симпатизирует Твен, полностью противоречат убеждениям тамошних жителей. Главный герой, Гек, является простым, но добросердечным парнем, который стыдится «греховного искушения», побуждающего его помогать беглому рабу-негру. Фактически его совесть, искажённая миром, в котором он вырос, беспокоит его больше всего, когда он проявляет свои лучшие чувства. Гек собирается делать добро, полагая, что это неправильно.

Современная западная сатира

Ярким примером современной американской сатиры является шоу «The Colbert Report », где ведущий Стивен Кольбер изображает самоуверенного и убеждённого в своей правоте телеведущего-республиканца. Во время телевизионных интервью он прерывает людей, указывает на них и грозит им пальцем, и «невольно» использует много логических ошибок. При этом он демонстрирует принцип современной американской политической сатиры: насмешка над действиями политических деятелей и других общественных деятелей, доведение всех их утверждений и подразумеваемых убеждений до абсурдных логических выводов , таким образом показывая их лицемерие.

Одним из самых популярных сатириков в истории современной британской литературы является Терри Пратчетт , чей всемирной известный фантастический цикл «Плоский мир », являющийся сатирой на весь мир, распродан тиражом больше чем 55 000 000 экземпляров (не учитывая пиратских изданий).

В западной музыке

Рок-музыка

Сатира на общество и его минусы была одним из основ в зарождении рок-музыки , так как была частью протеста против «взрослого мира». Так, большая часть творчества панк-групп посвящена высмеиванию норм морали и устройства общества, иногда переходит в нигилизм , а группы первого из экстремальных направлений метала - трэш-метала часто использовали агрессию как аллегорию жестокости человека.

Одна из самых культовых панк-рок-групп «Sex Pistols » получила свою популярность именно за сатиру на современное общество, в том числе и на Королеву Великобритании.

В 2000-х годах параллельно волне альтернативной музыки в США стали появляться группы, которые сделали сатиру на общество главной темой лирики, среди них «System of a Down » и «Rise Against ». Гитарист System of a down Дарон Малакян часто изображал психа в видеоклипах и на выступлениях, а сами видеоклипы часто несли пародию на явления массовой культуры и политики США.

В видеоиграх

Одной из сатирических игр можно считать американскую флэш-игру «Bushgame», появившуюся в ходе президентской избирательной кампании в США в 2008 году. Она изображала выборы президента США с реальными кандидатами в президенты - Джоном Маккейном , Бараком Обамой и другими. Игра являлась сатирой на способы борьбы за поддержку избирателей, таких как взаимное обливание грязью своих оппонентов. Она вызвала противоречивые отзывы .

Критические моменты

Создатели мультсериала «Южный парк», Трэй Паркер и Мэтт Стоун, часто подвергались критике за сатиру на многие табуированные темы в сериале, но авторы заявили, что с юмором относятся к подобной критике

Поскольку сатира - субъективная критика, она может послужить причиной конфликтов. В 2005 году датская газета «Jyllands-Posten » опубликовала карикатуры на пророка ислама Мухаммеда . Это событие вызвало шок на Ближнем Востоке. Это был не первый случай мусульманских протестов против критики в форме сатиры, но Запад не ожидал подобной враждебной реакции. По всему Ближнему Востоку сжигались флаги Дании, на посольства нападали разгневанные люди; в общей сложности погибло 139 человек, главным образом в четырёх странах. Многие политические деятели Европы согласились, что эта сатира была аспектом свободы слова, и поэтому должна быть защищена. Иран угрожал начать Международное соревнование карикатур на тему Холокоста , на которое немедленно ответили евреи с израильским Антисемитским соревнованием мультфильмов.

В Российской империи

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Русская сатира жила уже в XVII веке и раньше в полународной повести, творчестве скоморохов и т. п. («Притча о бражнике », сатиры на суд Шемяки и о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове , и проч.). В Патриаршей летописи под 1410 годом можно встретить образчик сатиры XV века: «Той же осени князь Сшвитригайло Олгирдович, внук Гедиминов… от Едигеевых Татар утомился зело, бегая и со своею славною Литвою, а едучи паки к себе в Литву, пограбил град Серпухов и опустошил, и отъиде во свояси со многим богатством» .

Сатира, как стихия, захватила и всю журналистику в сатирических журналах, - начиная с XVIII в., - и комедию, и особенно рассказ, повесть, роман. Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но тем сильнее её влияние, как веяние, которым не захвачен редкий талантливый писатель. Тут и лирики (А. С. Пушкин - «На выздоровление Лукулла», «История села Горюхина » и др.; К. Ф. Рылеев - «Временщику»; М. Ю. Лермонтов - «Дума» и др.; Н. А. Некрасов - «Размышление у парадного подъезда», «Убогая и нарядная» и многие другие его произведения), и драматурги (Д. И. Фонвизин , Н. В. Гоголь , А. Н. Островский), и романисты (Гоголь с поэмой «Мёртвые души »; М. Е. Салтыков-Щедрин , бичующая и кусательная сатира которого временами достигает свифтовской силы).

Сатира в России расцвела в XVIII веке. Используются разнообразные жанры: эпиграмма , послание , басня , комедия , эпитафия , пародийная песня, публицистика . Сатира как произведение малого стихотворного жанра, ориентированного на античные и классицистические образцы, рождается из-под пера А. Д. Кантемира (восемь сатир в рукописном собрании 1743). В соответствии с европейскими классицистическими канонами действительность противопоставлялась здесь идеалу как варварское - просвещённому, бессмысленное - разумному. Кантемир, имитируя латинский стих, вырабатывал новый синтаксис, интенсивно использовал инверсии (обратный порядок слов) и переносы, стремился приблизить стих к «простому разговору», вводил просторечия, пословицы и поговорки. Новшества Кантемира не нашли продолжения в русской литературе. Следующий шаг в развитии российской сатиры был сделан А. П. Сумароковым . Сатира на бездарных авторов становится важным средством литературной борьбы.

Во второй половине XVIII в. стихотворная сатира в России утрачивает свою популярность. На её место вступает журнальная. В 1760-1790-е годы в России один за другим открываются новые сатирические журналы: «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень », издаваемые И. А. Крыловым «Почта духов », «Зритель » и многие другие. Один из первых образцов сатиры - комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль » (1782). Творчество И. А. Крылова высмеивает людские пороки.

В XIX в. журнальная сатира все более тяготеет к жанру фельетона . Сатира интенсивно проникает в роман и драму и способствует окончательному оформлению поэтики критического реализма. Наиболее яркие образы сатиры в русской литературе XIX в. представлены произведениями А. С. Грибоедова , Н. В. Гоголя , А. В. Сухово-Кобылина , Н. А. Некрасова , в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина , воплотившего на русской почве традиции «высокого негодования», бичующего ювеналова смеха. На жанровой природе произведений писателя сказалось влияние его сатирического подхода: романные формы тяготели к очерковости, фельетонности, к древней диатрибе - полемической проповеди-развенчанию. Спокойной и лаконичной является сатира А. П. Чехова .

Яркая страница в истории русской сатиры начала XX в. связана с деятельностью журналов «Сатирикон » (1908-1914) и «Новый сатирикон» (1913-1918), в которых активно публиковались крупнейшие писатели-сатирики: А. Аверченко , Саша Черный (А. Гликберг), Тэффи (Н. Бучинская) и др. Журналы не боялись политической сатиры, обращались к кругу стихов и прозы, привлекали в качестве иллюстраторов выдающихся художников (Б. Кустодиева , К. Коровина , А. Бенуа , М. Добужинского) .

В СССР

С 1962 года начинает выходить сатирический киножурнал «Фитиль ». В 1972 году вышел фильм «

Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира.

Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества.

Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать не об объясняющих эти запреты моментах, а об оправдывающих. Лично я понял, что Булгаков солидарен с крамольными, или, как говорит доктор Борменталь, “контрреволюционными” рассуждениями профессора Преображенского, скажем, о разрухе: “Это мираж, дым, фикция!”/…/ Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? /…/ Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!” Эти злые тирады профессора Преображенского обнажают неприязнь автора к новой действительности. Но это лишь один момент, когда Булгаков сам себя подставляет цензуре.

Второй момент более серьезный. Я бы сказал, даже более опасный для автора. Он выражает свои “крамольные мысли” через представителей новой действительности в лице домового комитета, в лице его председателя Швондера, а также примкнувшего к ним собакочеловека Шарикова. Мне ясно, что Шариков невозможен без Швондера, автор подчеркивает это гармоничное единение даже схожестью звукописи их фамилий. Они создают поле насилия и безнравственности под прикрытием классовых интересов, поле, которое принесло нашему народу столько бед.

Конечно, я далек от мысли полностью отождествлять мировоззрение автора и его героя профессора Преображенского. Писатель сходится со своим героем только в неприятии организованной разрухи, хамства швондеров и шариковых. Он предлагает читателю разделить с ним восхищение выдающимся умом и одаренностью профессора-медика. Но мы видим, кто использует эти медицинские достижения. Чредою проходят через кабинет Преображенского его, скажем так, клиенты. Это некий фрукт, с совершенно засаленными волосами, омоложенный доктором: “Пароль, д’оннёр двадцать пять лет ничего подобного! - субъект взялся за пуговицу брюк, - верите ли, профессор, каждую ночь обнаженные девушки стаями… Я положительно очарован. Вы - кудесник”. Далее - “шуршащая дама” со страшными черными мешками под глазами, желающая омолодиться ради молодого негодяя, карточного шулера. Какой-то известный общественный деятель, увлеченный несовершеннолетней девочкой.

Расхождение в мировоззрении автора со своим героем я заметил и в том, что главный научный подвиг профессора, возможно, рожден его брезгливой уверенностью в превосходстве научной мысли над всем. Преображенский делает все сознательно, он профессионально равнодушен к материалу своих научных опытов, в том числе и к человеческому материалу. Поэтому я не допускаю, что Преображенский где-то оплошал и ситуация вышла из-под его контроля. Не случайно и одиночество профессора. Ведь все окружающие его люди играют лишь роль помощников в достижении его целей. А для души ему нужны опера, вино, обед.

Но и такое резкое отмежевание автора от своего героя не спасло Булгакова от ярлыка “политически вредного автора”. Ведь потребности Преображенского в функционерах, слепо исполняющих его волю и не могущих рассчитывать ни на что более того, что определил им хозяин, очень созвучны правящей верхушке того времени. Поэтому, я считаю, Михаилу Булгакову было просто невозможно угодить большевистской цензуре, разве что бросить писать! Но этого, к счастью, не произошло.

    • Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор – представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. Все, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должны заниматься своим делом: в театре – петь, в больнице – оперировать. Тогда не будет никакой разрухи. А достигнуть материального […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • «...весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе». М. Булгаков Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из крити­ков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать - он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик. А сатириком его сделала эпоха. М. Булга­кову отвратительны были бюрократические формы управления […]
    • Система образов в повести М. Булгакова «Собачье сердце» - вопрос дискуссионный. По моему мнению, здесь ясно просматривается два противоположных лагеря: профессор Преображенский, доктор Борменталь и Швондер, Шариков. Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив […]
    • Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести «Собачье сердце» показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести – человек как существо общественное, над которым тоталитарные общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Личность разрушена, раздавлена, все ее многовековые достижения – духовная культура, вера, […]
    • Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть «Собачье сердце», написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести «Собачье сердце» становится изображение человека и мира в сложную переходную эпоху. 7 мая 1926 года в квартире Булгакова был произведен обыск, изъяты дневник и рукопись повести «Собачье сердце». Попытки вернуть их ни к чему не привели. Позже дневник и повесть были возвращены, но Булгаков дневник сжег и больше […]
    • Лично я читала роман "Мастер и Маргарита" 3 раза. Дебютное прочтение, как и у большинства читателей, наверное, вызвало недоумение и вопросы, не слишком впечатлило. Было непонятно: что же такого находят многие поколения жителей всей планеты в этой книжонке? Местами религиозная, где-то фантастическая, некоторые страницы - полный бред... Спустя какое-то время меня вновь потянуло к М. А. Булгакову, его фантазиям и инсинуациям, спорным историческим описаниям и неясным выводам, которые делать он предоставил […]
    • Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычен уже тем, что в нем тесно переплелись реальность и фантастика. Мистические герои погружены в водоворот бурной московской жизни 30-х годов, и это стирает границы между миром действительным и миром метафизическим. В облике Воланда перед нами во всей красе предстает не кто иной, как сам властитель тьмы, Сатана. Цель его визита на […]
    • С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну, распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч. Путеводный ориентир, на который можно опереться, как на руку надежного провожатого. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной […]
    • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]
    • «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», - писал М. Булгаков о романе «Белая гвардия». Правда, тогда еще не был написан вершинный роман «Мастер и Маргарита». Но, конечно, «Белая гвардия» занимает очень важное место в литературном наследии М. Булгакова. Это роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о судьбах людей в эти трудные времена.Словно с высоты времени озирает писатель эту трагедию, хотя гражданская война только закончилась.« Велик […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно рядом с нами, но не все способны видеть его проявления. Мир природы, рождение человека невозможно объяснить одним разумом, эта тайна пока не разгадана. Образ Воланда представляет собой еще одну оригинальную трактовку писателем сущности дьявола в понимании людей. Воланд Булгакова […]
    • Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
    • Древний Ершалаим описан Булгаковым с таким мастерством, что запоминается навсегда. Психологически глубокие, реалистичные образы разноплановых героев, каждый из которых – яркий портрет. Историческая часть романа производит неизгладимое впечатление. Отдельные персонажи и массовые сцены, архитектура города и пейзажи одинаково талантливо написаны автором. Булгаков делает читателей участниками трагических событий в древнем городе. Тема власти и насилия имеет в романе всеобщий характер. Слова Иешуа Га-Ноцри о […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Каждый из нас имеет право на счастливое будущие, на право выбирать и судить, иметь свое место в обществе. На эту тему было написано уйму художественной и научной литературы, многие из них ставшие бестселлерами. Будущее может нести разрушительные последствия, но так же может добавлять в нашу жизнь множество более хороших и светлых вещей. Мы - ключ к светлому будущему, но как же этим воспользоваться? Мы должны все изменить! Изменить прямо сейчас. Для этого нам просто нужно быть добрее, научится с достоинством […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • В своем творчестве Иван Сергеевич Тургенев старался всегда идти в ногу со временем. Он горячо интересовался событиями в стране, наблюдал за развитием общественных движений. К анализу явлений русской жизни писатель подходил со всей ответственностью и пытался досконально разобраться во всем. Свой роман «Отцы и дети» писатель точно датирует 1859 годом, когда в русском обществе видную роль стали играть образованные разночинцы, пришедшие на смену угасающему дворянству. Эпилог романа повествует уже о жизни после […]


  • Открытие бизнеса