Хохломская роспись олень. Хохлома – Культурный мега бренд России

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.
Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому. С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный
Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.

Легенда о "Хохломе"

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Изготовление "Золотой хохломы"

Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещиали избу. Сани, розвальни, дровни, телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда - всё делали из дерева.

Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетеные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.

Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем" .

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом посуду.

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой" позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.


Технология промысла

Итак, мы теперь знаем тайну хохломского золота. Но, оказывается, прежде чем стать золотой, "хохлома" бывает и серебряной и глиняной.

Первую из этих кружек называют "бельё".Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом . Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой . Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева.

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал.

Втирание полуды называется лужением . Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

Итак, серебристая луженая кражка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов.

Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Хохломские узоры

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богаство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент" , или просто "травка" . Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка" . Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.

Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент "пряник".

Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Хохлома - это старинный русский народный промысел, возникший в XVII веке в Нижегородской губернии (селе Семино, Заволжье) и по сей день, является самым известным видом русской народной живописи. Искусствоведы считают, что истоки орнаментики хохломской росписи с ее своеобразным сочетанием красок (ярко-алой киновари, черного цвета и золота, вьющимися ветками с гроздьями ягод в окружении "трав") следует искать в древнерусской декоративной культуре 15-16 веков. Именно в этих веках встречаются подобные сочетания цвета во фресках и иконах, в оформлении книг. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Само изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. После этого и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.

Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень, куда мастера из ближних деревень приносили свои изделия. Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей. Местные леса дали приют бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам. Эта земля была бедна, а народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов.

Народный промысел развивался постоянно. Уже в конце 19 века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. И после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос в различные страны. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии. Даже один из немецких предпринимателей взялся за производство деревянных ложек, которые выдавал за хохлому.

С началом 20 века народные промыслы пережили кризис, вызванный Мировой и гражданской войнами. Из-за этого многие мастера лишились заказов и закрыли свои мастерские. В советское время хохлома получила второе дыхание, появилось новое поколение мастеров. И теперь Хохлома "возвращается" к нам в Россию и мир.

Сказка


Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.

Легенда.

Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Из истории хохломской росписи.

Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.


Рисунок хохломы.

Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением.

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.


Процесс производства

Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, то есть блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик.



Хохлома - этот, пожалуй, самый известный вид русского народного творчества возник в 17 веке в Нижегородской губернии (село Семино). Разумеется, каждый из нас знает отличительные черты хохломской росписи - черные, красные, золотистые, иногда зеленые тона; витиеватый орнамент с растительными мотивами (ягоды рябины или земляники, цветы, листья), а бывает и с изображением животных: зверей, птиц, рыб.

Деревянные изделия с этими яркими узорами, начавшие свой путь четыре столетия назад, сегодня находят своих поклонников по всему миру.

Как же зародилось это удивительное искусство?

Появление хохломы - легенды и реальность

И по сей день с хохломой в сёлах Нижегородской области связывают удивительную народную легенду.

Поговаривают, что жил в древние времена в городе Москве иконописец - известный мастер. Сам царь-батюшка восхищался его мастерством и щедро платил за труды. Однако наскучил мастеру царский двор с его прелестями, и решил он уйти в глушь и начать там вольную жизнь. И вот однажды покинул он тайно царский двор, и ушел в керженские леса.

Построил он сам себе дом, да начал снова заниматься любимым делом. Мечтал он создать такую роспись, которая полюбилась бы каждому, и отразила бы, словно зеркало, всю красоту земли русской и русской души. И, налюбовавшись на родную природу, начал он расписывать чашки доселе невиданным чудно-красивым образом. И разнеслась о мастере слава, и приезжали люди из самых дальних земель специально, чтобы полюбоваться на его искусство.

Прознал о нем и грозный царь. Разгневался он от того, что мастер самовольно покинул его, и велел своим стрельцам привести беглеца обратно. Услышал об этом мастер, созвал своих друзей и раскрыл им все секрета своего искусства. Посланца царя появились лишь на следующий день, и увидели они, что дом художника горит ярким-ярким пламенем, а сам он исчез. Искали его царские люди, искали - да так и не нашли. Остались только краски его, вобравшие в себя алый жар огня и черноту пепелища.

Продолжили ученики поверенное им искусство, и так с тех пор оно и живет, напоминая своими пламенными узорами о сказочной истории своего родоначальника.

Такова народная легенда, и, несмотря на ее красоту, очевидно, что вымысла в ней больше, чем правды.

Если же говорить о реальности - историки связывают появление хохломы с появлением в на Нижегородских землях старообрядцев. Среди этих изгнанников было немало тех, кто занимался иконописью или рисовал гравюры для церковных книг. Объединив свое искусство со знаниями и умениями местных мастеров по изготовлению деревянной посуда, а так же резьбе по дереву, старообрядцы и дали рождение хохломе.

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.



Открытие бизнеса