Армия обороны израиля

E-2 Hawkeye с момента принятия на вооружение (1964 год) выполняет задачи дальнего радиолокационного патрулирования авианосных групп американских ВМС и управления действиями палубной авиации. Данный самолет является одним из немногих специально спроектированных для выполнения задач дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полет прототипа состоялся в октябре 1960 г. Для размещения на авианесущих судах самолет выполнили максимально компактным. Было построено 59 самолетов E-2A, в январе 1964 года первый самолет был передан военно-морским силам, 51 из них модернизировали до модификации E-2B. Затем начался выпуск E-2C. Данная модификация выполнила первый полет 23.09.1972. До 1994 г. для американских ВМС построили 139 машин. Малосерийное производство было возобновлено в 2000 г. Внешние различия между этими тремя вариантами невелики, но бортовое оборудование отличается радикально. Первоначально на E-2C устанавливалась поисковая РЛС APS-125, с 1988 года на модификации Group I она была заменена на AN/APS-139, на Group II – РЛС AN/APS-145, которая позволила обнаруживать цель типа "истребитель" на фоне земли на удалении 407 км. Пассивная система обнаружения предупреждает экипаж E-2C Hawkeye об облучении самолета радиолокационной станцией противника на дистанции, которая в два раза превосходит дальность действия РЛС E-2C.


Благодаря пассивной системе обнаружения и новой РЛС Е-2С Hawkeye является одним из наиболее эффективных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления в мире. Он уступает только крупногабаритным и более сложным российскому А-50 и американскому Е-ЗА. На Е-2С также установлены более мощные двигатели Т56-А-425 "Аллисон" мощностью по 4910 л.с.

Эскадрилья VAW-123, которая дислоцировалась на береговой авиабазе военно-морских сил в Норфолке, стала первой получившей на вооружение Е-2С. Первым авианосцем, получившим в сентябре 1974 г. Е-2С, стала "Саратога".

Самолеты Е-2С в эскадрильях флота постепенно заменяли предыдущие Е-2В (в 1988 г. с вооружения сняли последний). В процессе производства постоянно совершенствовалось бортовое оборудование самолета, иногда весьма серьезно, однако на обозначении машины эти доработки не отражались. В декабре 1976 года начали устанавливать радиолокационную станцию AN/APS-125, которая позволяла с высоты 9 км на удалении 480 км обнаруживать 800 воздушных целей и наводить на 40 из них истребители; аналоговая бортовая ЭВМ была заменена цифровой. В 1977-1984 годах на всех построенных Е-2С РЛС "120" заменили на "125".

Самолет Е-2С Hawkeye выполнен по схеме двухмоторного высокоплана с размещением двигателей на крыле.

Фюзеляж – полумонокок, круглого поперечного сечения, с максимальным диаметром 1981 мм. Для его изготовления использовались алюминиевые сплавы. Экипаж самолета состоит из 5 человек: 2 летчика находились в кабине в передней части фюзеляжа, в фюзеляжном отсеке – 3 оператора систем; первый оператор следит за работой всего боевого информационного поста, второй управлял самолетами-перехватчиками, третий - оператор радиолокационной станции. Кабина летчиков, отсеки операторов и оборудования герметизированы. В хвостовой негерметичной части фюзеляжа находятся блоки допплеровского радиолокатора и проводки системы управления. В нижней части фюзеляжа смонтирован тормозной гак.

Трапециевидное трехлонжеронное крыло с положительным V (3 градуса). Центроплан закреплен к верхней части фюзеляжа, внутренние объемы центроплана используются в качестве интегральных топливных баков. Внешние части крыла (длина консоли 7,8 м) для удобства хранения на авианосце убираются с поворотом назад на 90 градусов. Складывание осуществляется при помощи гидроприводов. Механизация крыла – зависающие элероны и закрылки Фаулера.

За крылом, над фюзеляжем, на специальном опускаемом на 640 мм подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны радиолокационной станции диаметров 7320 мм. Антенная система включает ФАР РЛС дальнего обнаружения, привод вращения, антенна запросчика системы опознавания, а также антенна передачи данных.

Стабилизатор располагается в хвостовой части фюзеляжа, имеет 11-градусное положительное V. На стабилизаторе имеются рули управления по тангажу. На стабилизаторе установлено четырех шайбовидных киля. Крайние шайбы имеют рули направления.

Трехопорное шасси с носовой стойкой убирающееся. Двухколесная носовая опора – в фюзеляж, одноколесные основные стойки – в гондолы турбовинтового двигателя. В хвостовой части фюзеляжа – опускаемый тормозной гак и предохранительная опора.

Силовая установка – пара турбовинтовых двигателей «Аллисон» Т56-А-427, мощность каждого 3800 кВт. Четырехлопастные винты «Аэропродакс» Т-41 имели диаметр 4,1 м.

Находящиеся в составе американских ВМС самолеты Е-2С имеют стандартный камуфляж: боковая и верхняя поверхности светло-серые, нижние поверхности белые.

Элементы бортового радиоэлектронного комплекса сведены в шесть основных подсистем связанных между собой:

1. В основе подсистемы обнаружения лежит трехкоординатная радиолокационная станция ANA\PS-145. Главным отличием данной РЛС от предыдущей модификации является возможность дальнего обнаружения надводных и воздушных целей на фоне любой подстилающей поверхности. Станция способна сопровождать до 1200 целей одновременно, на 40 из которых может наводить истребители.
2. Подсистема опознавания решает задачи опознавания гос. принадлежности воздушных судов по принципу «свой-чужой» а также управляет воздушным движением. Состоит из запросчика обеспечивающего работу со всеми международными стандартами опознавания, процессора обработки сигналов и антенны запросчика размещенной в обтекателе вместе с ФАР РЛС.
3. Подсистемой навигации определяется местоположение, пространственное положение и скорость самолета-носителя для географической привязки объектов разведки, а также стабилизации положения антенны радиолокационной станции.
4. Подсистемой связи и передачи данных обеспечивается связь оперативной группы E-2C и наземных (корабельных) ПУ и самолетов в воздухе.
5. Подсистемой обработки данных выполняются функции, аналогичные тем, что возложены на аналогичную систему самолета Е-3.
6. В подсистему отображения и управления входит три автоматизированных рабочих мест AN/UYQ-70, которые объединенных в локальную сеть.

Палубные самолеты ДРЛО Е-2С кроме эскадрилий первой линии, имеют на вооружении на вооружении две резервные эскадрилий авиации флота. Помимо ВМС, «Хокай» имеются в Береговой охране и агентстве по борьбе с наркотиками. Самолеты ДРЛО, которые используют эти службы, арендуются у военно-морских сил. Обычно в каждой из служб имеется по два Е-2С. Экипажи и машины периодически меняются.

Кроме этого, «Hawkeye» привлекается гражданской службой управления воздушным движением для осуществления контроля воздушного пространства около мыса Канаверал во время запусков орбитальных кораблей «Спэйс «Шаттл».

Е-2С «Hawkeye» стал первым и единственным вариантом данного самолета который поставлялся на экспорт. Шесть E-2C приобрел Египет, три – Франция, четыре – Израиль, тринадцать – Япония, по четыре – Сингапур и Тайвань.

Первым иностранным заказчиком Е-2С «Hawkeye» стал Израиль, купивший четыре машины "Гроуп О" в 1977-1978 годах. В июне 1979 года экипаж "Хокая" координировал действия и наводил 6 F-15A и 2 "Кфира" над Южным Ливаном. В результате воздушного боя израильтяне сбили 6 из 8 сирийских МиГ-21. В воздушных боях 1982 года самолеты ДРЛО над Ливаном многократно успешно наводили израильские F-15 и "Фантомы". В декабре 1983 года один из израильских Е-2С был сбит советским расчетом ЗРК С-200, который находился в Сирии в "командировке". Ракету запустили на дальности 190 км. Советские военные специалисты считают, что основной причиной успеха авиации израильтян являлось использование самолетов ДРЛО.

Воздушные силы самообороны Японии в 1982 г. закупили 4 самолета в варианте "Гроуп О", в 1984 г. еще четыре машины аналогичной комплектации. В 1991 году под руководством американских специалистов на самолеты установили РЛС AN/APS-145. В 1992 г. Япония закупила два самолета "Гроуп II", и еще три в 1995 г.

Французские военно-морские силы приобрели два "Хокая" для атомного авианосца "Шарль де Голь". Необходимо отметить, что все страны, кроме Соединенных Штатов и Франции, используют Е-2С «Hawkeye» в качестве "сухопутного" самолета дальнего радиолокационного обнаружения с базированием на "обычных" аэродромах.

Кроме серийной модификации Е-2С Hawkeye и тренировочной модификации ТЕ-2С Hawkeye был разработан транспортный вариант С-2А "Greyhound". В целом данные машины были подобны самолету Е-2С. Отличия заключаются в отсутствии V-образности горизонтального оперения, вращающегося надфюзеляжного обтекателя и наличии нового фюзеляжа имеющего большую вместимость. Внутренние изменения заключались в усилении пола, его оснащении рельсовыми направляющими и демонтаже оборудования. Кроме перевозки грузов С-2А был способен вместить 20 носилок и четырех сопровождающих или 39 солдат.

В 2000 году компанией «Northrop Grumman» был разработан еще более совершенный вариант E-2C. В военно-морские силы США он поступил в конце 2001 года под обозначением E-2C Hawkeye 2000. Все системы самолета обновили, приборное оборудование выполнили по принципу «стеклянной кабины», установлены новые винты с восемью лопастями. В середине 2010 г. E-2C стояли на вооружении эскадрилий американских ВМС и будут эксплуатироваться до 2020 года.

Летно-технические характеристики
Размах крыла – 24,56 м;
Длина самолета – 17,54 м;
Высота самолета – 5,58 м;
Площадь крыла – 65,03 м2;
Масса пустого самолета – 17265 кг;
Максимальная взлетная масса - 23556 кг;
Внутренние топливо – 5624 кг;
Тип двигателя - 2 турбовинтовых двигателя Allison T-56-A-425 мощностью 3661 кВт (до 1989), 2 турбовинтовых двигателя Allison T-56-A-427 мощностью 3803 кВт (после 1989);
Максимальная скорость – 598 км/ч;
Крейсерская скорость – 576 км/ч;
Практическая дальность – 2583 км;
Дальность действия – 320 км (время патрулирования 3 – 4 часа);
Продолжительность полета – 6 ч. 06 мин.;
Практический потолок – 9390 м;
Экипаж – 2 пилота и 3 оператора ДРЛО.

Бурное развитие реактивной авиации в первые послевоенные десятилетия, повышение скорости и дальности полёта боевых самолётов, а также создание в СССР противокорабельных крылатых ракет морского и воздушного базирования, остро поставило вопрос защиты американских авианосных группировок. Если первая советская противокорабельная ракета воздушного базирования КС-1 «Комета» при дальности пуска около 90 км имела околозвуковую скорость полёта, то ПКР К-10С, появившаяся меньше чем через 10 лет, разгонялась до скорости более 2000 км/ч, при дальности пуска до 300 км.

При почти двукратном увеличении скорости существенно уменьшался рубеж перехвата, и сокращалось время, в течение которого средства ПВО могли воздействовать на цель. На таких скоростях противокорабельных ракет у истребителей-перехватчиков было мало шансов атаковать их вдогон, а атака в лоб была очень сложной. Всё это создавало предпосылки для прорыва ПКР к корабельному ордеру, что, с учётом возможного оснащения ПКР «специальными» боевыми частями, грозило уничтожением всей эскадры.

Наиболее простым способом парирования данной угрозы был перехват носителей ПКР до выхода их на рубеж пуска ракет. Для этого, кроме сверхзвуковых перехватчиков с большим радиусом действия, вооруженных управляемыми ракетами большой дальности, требовались палубные самолёты ДРЛО с мощными радиолокаторами, способные вести длительное патрулирование на значительном удалении от авианосца и уверенно обнаруживать цели на фоне морской поверхности.

Самолёт E-1В Tracer, о котором речь шла в первой части обзора, не удовлетворял предъявленным требованиям и рассматривался адмиралами в качестве временной меры. Главными недостатками этой машины были отсутствие на борту автоматизированной системы передачи радиолокационной обстановки и ограниченная способность управлять действиями истребителей. К тому же в качестве платформы использовался устаревший противолодочник S-2F Tracker с поршневыми двигателями воздушного охлаждения. РЛС самолётов E-1В Tracer, работающая в диапазоне коротких волн, не позволяла надёжно обнаруживать цели на фоне подстилающейся поверхности. Как следствие, «Трейсеры» были вынуждены летать на малой высоте и сканировать воздушное пространство в верхней полусфере, и в этом случае резко снижалась дальность обнаружения целей.

Сложность создания действительно эффективного палубного самолёта ДРЛО заключалась ещё и в том, что ВМС требовало обеспечить его размещение на старых модернизированных авианосцах типа «Эссекс» строительство которых велось в годы Второй мировой войны. В техзадании на новый «воздушный радарный пикет» в обязательном порядке предусматривалось условие интеграции бортовой аппаратуры системы передачи радиолокационной информации с тактической системой обработки данных (NTDS), установленной на авианосце.

Боевой пост системы NTDS

Испытания прототипа самолёта с РЛС AN/APS-96 начались в 1961 году. Летом 1962 года, в связи с реформой вооруженных сил и изменением системы обозначения, машина получила индекс Е-2А и имя собственное Hawkeye (англ. соколиный глаз). Две антенны, обзорной РЛС и системы госопознавания, размещались во вращающейся тарелке диаметром 7,3 метра над фюзеляжем. Для экономии места на авианосце крылья самолёта могли складываться.

Палубный самолёт ДРЛО Е-2А Hawkeye

В отличие от более ранних палубных самолётов ДРЛО, «Хокай» не создавался на базе машин другого назначения, а был разработан с нуля. Более того, впоследствии конструкторы фирмы «Грумман» в рамках программы Carrier Onboard Delivery (англ. грузовая доставка на борт) на базе Е-2А Hawkeye построили транспортный самолёт C-2 Greyhound, предназначенный для доставки грузов на авианосец находящийся в море.

C-2 Greyhound и Е-2 Hawkeye

При максимальной взлётной массе около 23500 кг, с 5700 литрами топлива на борту, без дозаправки в воздухе продолжительность полёта Е-2А превышала 6 часов. Самолёт мог вести патрулирование на удалении 320 км, что при дальности обнаружения около 200 км отодвигало рубеж обнаружения воздушных целей от авианосца более чем на 500 км. Экипаж самолёта составлял 5 человек: 2 пилота, 2 оператора РЛС и офицер управления.

Однако Е-2А, эксплуатация которого началась в январе 1964 года, так и не смог вытеснить с палуб авианосцев поршневые машины с устаревшими ламповыми станциями. Бортовая аппаратура первых «Хокаев», построенных в количестве 59 экземпляров, постоянно капризничала. Отказывались работать вычислительные системы на магнитных носителях, а радиолокатор из-за перегрева часто выходил из строя. Кроме того, на первом варианте «Хокая» не было аппаратуры, сопряженной с системой NTDS. При работе в прибрежных районах станция AN/APS-96, обнаруживавшая цели на фоне водной поверхности, касаясь лучом радиолокатора суши, выдавала засветку экрана и могла видеть только высотные цели. С учётом всех перечисленных недостатков более просторный, грузоподъёмный и скоростной по сравнению с E-1В Tracer самолёт ДРЛО Е-2А Hawkeye удовлетворить американских адмиралов не мог. Более того, через несколько лет после начала эксплуатации весь парк Е-2А по причине коррозии планера и проблем с надёжностью БРЭО пришел в нелётное состояние.

На слушаниях в Конгрессе представители ВМС были вынуждены объяснять, как такое могло произойти, почему самолёт с серьёзными недостатками приняли на вооружение. В итоге фирме «Грумман» пришлось дорабатывать выпущенные самолёты, проводить антикоррозионную обработку и вносить серьёзные изменения в состав бортовой электроники. В первую очередь доработке подверглась ЭВМ AN/ASA-27. С целью повышения путевой устойчивости, была увеличена площадь хвостового оперения. Из 59 построенных Е-2А, 51 машину модернизировали до уровня Е-2В.

Самолёт ДРЛО Е-2В после посадки на авианосец USS Coral Sea (CV-43)

В 1974 году начались поставки палубного самолёта ДРЛО Е-2С. По сравнению с ранними модификациями на этом самолёте удалось устранить большую часть недостатков. Внешне самолёт мало отличался от Е-2В. Он стал немного длинней (на 30 см), носовой часть кабины стала более обтекаемой, внутренние же отличия были куда существенней. Благодаря применению новой РЛС РЛС AN/APS-120 расширились возможности по обнаружению маловысотных целей, и появилась способность уверенно обнаруживать цели на фоне земли. Изменился состав навигационного оборудования, повысилась надёжность и улучшилась точность определения координат на маршруте патрулирования. В состав БРЭО вошла пассивная станция радиотехнической разведки, что позволило обнаруживать самолёты противника, фиксируя работу радиотехнических систем (БЛРС, радиовысотомера, аппаратуры связи и навигации) без включения собственной РЛС.

Если верить историкам ВМС США пассивная радиотехническая система AN/ALR-59 антенна, которой установлена в увеличенном по сравнению с предыдущими модификациями носовом обтекателе, способна засекать источники излучения, определять их местоположение и идентифицировать по спектру сигнала на расстоянии даже большем, чем это может делать РЛС AN/ APS-120. Наконец-то в составе БРЭО самолёта появилась работоспособная аппаратура системы передачи радиолокационной информации на командный пункт авианосца. При этом передача велась по закрытому каналу с помощью узконаправленной антенны, в случае постановки организованных помех предусматривался переход на резервную частоту. Кроме новой бортовой аппаратуры самолёт получил более мощные двигатели Allison Т56-А-425 по 4910 л.с. каждый, что позволило в свою очередь увеличить количество топлива на борту.

Е-2С Hawkeye

По мере поступления Е-2С они вытесняли самолёты модификации Е-2В, последний из которых был отправлен на базу хранения в 1988 году. Хотя характеристики БРЭО модификации Е-2С с самого начала были на высоком уровне, велось непрерывное его совершенствование, что подстёгивалось принятием на вооружение в СССР всё новых более эффективных противокорабельных ракет.

Рабочие места операторов РЛС одного из первых Е-2С

В конце 1976 года началось строительство «Хокаев» с РЛС AN/APS-125. Самолёт ДРЛО Е-2С оснащенный РЛС AN/APS-125, патрулирующий на высоте 9000 метров, мог обнаруживать более 750 воздушных целей на удалении до 450 км и осуществлять наведение 30 истребителей. Для увеличения скорости обработки данных аналоговую ЭВМ заменили цифровой. До 1984 года на всех строевых Е-2С смонтировали станцию AN/APS-125.

В середине 80-х ВМС США удалось реализовать на практике эффективное боевое взаимодействие самолётов ДРЛО Е-2С Hawkeye и палубных истребителей-перехватчиков F-14А Tomcat. Самолёты получили возможность обмениваться радиолокационной информацией и передавать её на другие перехватчики. По американской оценке, такое построение боевой работы позволяло сократить вдвое число истребителей ведущих патрулирование. В составе дежурных сил ПВО авианосного соединения в годы «холодной войны» обычно находился один самолет ДРЛО Е-2С и пара перехватчиков F-14A, патрулирующая в зоне на удалении 100-120 км от корабля базирования, в диапазоне высот 4500-7500 метров.

С 1983 года все вновь строящиеся «Хокаи» стали оснащать РЛС С AN/APS-139, способной обнаруживать и сопровождать малоскоростные воздушные и надводные цели. В случае постановки противником активных радиопомех предусматривался переход на одну из 10 фиксированных рабочих частот. Одновременно с улучшением РЛС велась работа по совершенствованию всего БРЭО. К началу 80-х годов Е-2С получили более совершенные пассивные станции радиотехнической разведки AN/ALR-73.

Рабочие места операторов одного из поздних вариантов Е-2С

С августа 1989 года начались поставки самолётов с ещё более мощными и экономичными двигателями Allison Т56-А-427 и. В дальнейшем самолёты оснащались приёмниками спутниковой навигации, новыми ЭВМ, аппаратурой отображения тактической информации и связным оборудованием.

Замена винтомоторной группы на Е-2С Hawkeye

В 2004 году практически одновременно с установкой РЛС AN/APS-145 самолёты вместо прежних четырёхлопастных получили новые восьмилопастные винты NP2000 из углепластика усиленные стальными вставками. Также при этом была модернизирована система управления двигателями. После введения в её состав цифровых контролеров и датчиков значительно сократилось время реакции на изменение тяги, и улучшилась топливная эффективность. Благодаря данному нововведению возросли взлётно-посадочные характеристики, дальность и продолжительность полёта. Значительная часть самолётов постройки 80-х годов имевших ещё большой лётный ресурс были модернизированы до уровня Hawkeye 2000.

Восьмилопастной винт NP2000

Во время боевых действий в Афганистане в 2003 году Е-2С, приписанные к авианосцу «Энтерпрайз», действуя с авиабазы Баграм, не только координировали полёты авиации союзных сил и контролировали воздушное пространство в регионе, но и осуществляли ретрансляцию радиосвязи и вели радиотехническую разведку. Самолёты с обновленным БРЭО продемонстрировали способность действовать в качестве воздушных командных пунктов, взаимодействуя в режиме реального времени с наземными силами. В 2014 году несколько E-2C эскадрильи 124-й эскадрильи «Медвежьи тузы» действуя с авианосца «Джордж Буш» использовались в качестве летающих командных пунктов и диспетчеров воздушного движения над Ираком во время нанесения ударов по исламистам.

Наиболее совершенной на сегодняшний день является модификация E-2D Advanced Hawkeye (англ. усовершенствованный ястребиный глаз). На этой машине впервые поднявшейся в воздух в 2007 году внедрены самые современные разработки по улучшению условий работы экипажа. Помимо новой связной, навигационной и аппаратуры отображения и обработки данных, наиболее заметным нововведением стала установка РЛС AN / APY-9 с АФАР.

Согласно неподтвержденной официально информации, эта станция способна обнаруживать высотные воздушные цели на дальности более 600 км. И благодаря высокому энергетическому потенциалу эффективно контролировать полёты летательных аппаратов выполненных по технологии малой радиолокационной заметности. Отмечается, что поздние модификации Е-2С Hawkeye вполне удовлетворяли требованиям ВМС, и появление E-2D Advanced Hawkeye в первую очередь связано с началом испытаний в России и КНР истребителей 5-го поколения Т-50, Chengdu J- 20 и Shenyang J-31.

E-2D Advanced Hawkeye

Кроме руководства действиями перехватчиков вооруженных ракетами AIM-120 AMRAAM, самолёты ДРЛО «Усовершенствованный Хокай» должны выдать целеуказание корабельным зенитным ракетам большой дальности RIM-174 Standard ERAM (SM-6).

Передача первого E-2D ВМС состоялась в начале 2010 года. 27 сентября 2011 года Е-2D был успешно запущен с электромагнитной катапульты на авиабазе Лэйкхёрст. Эта авиабаза в Нью-Джерси является аналогом российского испытательно-тренировочного комплекса НИТКА в Крыму. Но, в отличие от российского объекта, здесь имеется несколько катапульт различного типа. Незадолго до испытаний E-2D, с электромагнитной катапульты отрабатывался запуск истребителя F/А-18 Hornet.

Спутниковый снимок Google Earth: авиационная стоянка на авиабазе Лэйкхёрст

По состоянию на июнь 2014 года корпорация Northrop Grumman имела контракт с ВМС США на сумму $ 3,6 млрд. В рамках данного контракта предусмотрена поставка 25 самолётов, общий же выпуск E-2D для ВМС США должен составить не менее 75 машин до 2020 года.

Самолёты радиолокационного дозора на постоянной основе эксплуатируются в составе одиннадцати американских эскадрилий раннего предупреждения приписанных к авианосцам и в 20-й лётно-испытательной эскадрильи ВМС на авиабазе Патексен-Ривер в штате Мэриленд. Во время длительной стоянки авианосца у причальной стенки в месте базирования, большая часть авиакрыла, как правило, размещается на сухопутном аэродроме.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-2С и C-2А на авиабазе Норфолк

На сегодняшний день машины модификаций Е-2С (Hawkeye 2000) и E-2D являются самыми совершенными самолётами ДРЛО палубного базирования. Как отмечают представители американского флота, эти машины по своим возможностям уступают только американскому Boeing E-3С Sentry и российскому А-50У, но это гораздо более тяжелые и дорогостоящие машины, требующие капитальных взлётно-посадочных полос большой протяженности.

По информации с официального сайта Northrop Grumman всего построено более 200 палубных «Хокаев». Очевидно, что самолет, спроектированный в начале 50-х оказался весьма удачным и имел большой модернизационный потенциал. При этом планер не подвергался заметным изменениям, и все улучшения сводились к совершенствованию БРЭО и двигателей.

Палубные самолёты ДРЛО используются не только ВМС, но и арендуются Таможенной службой США. «Хокаи» используются для выявления нарушений воздушной и морской границы и пресечения наркотрафика. Впрочем, командование ВМС очень неохотно идёт на выделение машин и экипажей из состава строевых палубных авиакрыльев, и поэтому Таможенная служба по большей части использует собственные самолёты на базе противолодочных «Орионов».

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Е-2С и P-3 AEW на авиабазе Пойнт-Мугу

Береговая охрана США до недавнего времени располагала пятью эскадрильями Е-2С. Самолёты ДРЛО береговой охраны рассматривались как дееспособный оперативный резерв ВМС. В основном в береговых эскадрильях служили Е-2С ранних серий, замененные на авианосцах машинами с более совершенным БРЭО. Однако американцы не спешили расставаться пусть и с не новыми, но ещё вполне работоспособными самолётами. Они, так же как и патрульная авиация Таможенной службы, привлекались для контроля над незаконным проникновением в страну воздушных и морских судов. Так, экипажи Е-2С 77-й эскадрильи раннего предупреждения «Ночные волки» во время патрулирования с начала октября 2003 года по апрель 2004 года выявили более 120 случаев незаконного проникновения в США.

В ряде случаев самолёты во время проведения антинаркотических операций размещаются не только на американских аэродромах, но и за границей. В 2011-2012 годах самолёты Е-2С развертывались на аэродроме в Колумбии, что позволило перехватить 17 крупных партий кокаина на сумму $ 735 млн. В 2015 году в связи с «оптимизацией» оборонных расходов было объявлено о поэтапном сокращении резервных эскадрилий радиолокационного дозора и передаче их техники на хранение. Компенсировать утрату возможностей за контролем над границами предполагается с помощью аэростатных и загоризонтных береговых РЛС.

Помимо успеха в качестве палубного самолёта ДРЛО, выяснилось, что «Хокай» обладает отличным экспортным потенциалом. Многие небольшие государства, основываясь на критерии «стоимость - эффективность» предпочли именно Е-2С, а не более крупные и дорогие Е-3 AWACS.

Первым иностранным покупателем Е-2С в 1981 году стал Израиль. Во время ливанской компании 1982 года четыре самолёта ДРЛО были одними из центральных действующих лиц сражений развернувшихся в воздухе. Наличие у израильтян «Хокаев» позволяло эффективно управлять действиями своей боевой авиации, что стало одной из причин поражения Сирии в воздушных боях над долиной Бекаа. Самолёты Е-2С в Израиле использовались весьма интенсивно, во время вооруженного противостояния в Ливане постоянно как минимум один «воздушный радарный пикет» круглосуточно вёл патрулирование под защитой истребителей F-15 Eagles.

В российских технических изданиях и в СМИ одно время муссировалась информация, что Е-2С, приблизившийся к сирийской границе, был сбит ракетой ЗРК большой дальности С-200В. Однако это не соответствует действительности, и все ссылки на то, что американцы срочно передали Израилю новый самолёт взамен сбитого, несостоятельны. Известно, что в Израиле информация о погибших военнослужащих является обязательной к открытой публикации, и скрыть гибель самолёта с экипажем невозможно. Вполне вероятно, что пуск зенитной ракеты по «Хокаю», вошедшему в дальнюю зону поражения ЗРК, действительно имел место. Но с уверенностью можно сказать, что операторы РЛС, обнаружив пуск ЗУР на большом расстоянии, не стали бы безучастно наблюдать за приближающейся ракетой и своевременно проинформировали об этом пилотов. У экипажа был достаточный запас времени, чтобы осуществить манёвр уклонения, уйдя ниже радиогоризонта радиолокатора подсвета цели ЗРК С-200В.

В 1994 году израильские самолёты, даже раньше, чем американские Е-2С получили оборудование для дозаправки в воздухе, а также новые радары, мониторы отображения информации и средства связи. В 2002 году три из четырёх израильских самолётов ДРЛО были проданы Мексике, а один занял место на мемориальной стоянке в израильском музее ВВС в Хацерим.

Прошедшие в 2004 году на предприятии IAI ремонт и модернизацию мексиканские Е-2С летали до 2012 года. Они несколько раз в месяц поднимались в воздух для контроля морской экономической зоны, также периодически участвовали в операциях по борьбе с незаконной транспортировкой наркотиков в акватории Мексиканского залива.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ВМС Мексики Е-2С на аэродроме Лас Бахадас

В 2012 году, ввиду неудовлетворительного технического состояния, самолёты поставили на хранение на аэродроме Лас Бахадас, а в конце 2013 года «утилизировали». Есть основания полагать, что ВМС Мексики в ближайшее время могут получить несколько бывших в употреблении американских Е-2С. По крайней мере, переговоры об этом велись и США заинтересованы в том, чтобы Мексика взяла на себя часть расходов по борьбе с незаконным наркотрафиком.

ВМС Франции стали единственным иностранным заказчиком, кто эксплуатирует Е-2С с палубы авианосца. Всего французы приобрели три «Хокая». Как правило, во время похода на борту атомного авианосца «Шарль де Голь» имеется два самолёта ДРЛО. В настоящее время французские машины по очереди проходят модернизацию до уровня Hawkeye 2000 с обновлением БРЭО и установкой новых винтов. Французские Е-2С в недавнем прошлом координировали действия палубных «Супер Этандаров» и «Рафалей» во время нанесения авиаударов в Афганистане и Ливии. В данный момент Франция рассматривает возможность закупки нескольких самолётов E-2D Advanced Hawkeye.

После того как японские наземные радары в сентябре 1976 года не смогли своевременно обнаружить в своём воздушном пространстве угнанный предателем Беленко новейший советский истребитель-перехватчик МиГ-25П, японские Силы самообороны изъявили желание получить самолёты ДРЛО. По замыслу японцев, «воздушные радарные пикеты» должны были предотвратить прорыв иностранных самолётов на малой высоте.

Японский Е-2С

Всего в 80-е годы Воздушные Силы самообороны Японии получили 13 Е-2С. На этих самолётах индикаторы отображения информации и средства связи заменены аппаратурой японского производства. Все японские «Хокаи» с января 1987 года размещены на авиабазе Мисава. В связи с выработкой ресурса Е-2С японское правительство в 2015 году подало заявку на приобретение 4 E-2D.

Ещё одним эксплуатантом Е-2С на Ближнем Востоке стал Египет. Первые самолёты поступили в 1987 году. Всего эта страна до 2010 года приобрела 7 самолётов, все они модернизированы до уровня Hawkeye 2000.

Спутниковый снимок Google Earth: египетские самолёты Е-2С и С-130Н на авиабазе Западный Каир

В 2015 году «Хокаи» координировали действия египетских F-16C при бомбардировках позиций исламистов в Ливии. Все Е-2С ВВС Египта сконцентрированы на авиабазе Западный Каир.

Одновременно с Египтом в 1987 году четыре Е-2С приобрел Сингапур. Эти машины в условиях влажного тропического климата прожили не слишком долго. В апреле 2007 года было объявлено, что им на смену придут четыре самолёта ДРЛО Gulfstream G550 AEWS с аппаратурой от израильской фирмы Elta Systems Ltd. Стоимость сделки, в которой участвует также американская корпорация Gulfstream Aerospace, составляет $ 1 млрд.

Острую реакцию Пекина вызвала продажа в 1995 году Тайваню четырёх самолётов ДРЛО Е-2Т. В ответ на критику официальных представителей КНР американцы заявляли, что старые самолеты, построенные в 70-е годы, не представляют никакой угрозы безопасности КНР и не могут изменить баланс сил в регионе. На самом деле США лукавили. Е-2В, взятые с базы хранения Дэвис-Монтан, после капитального ремонта оснастили самым современным оборудованием, и тайваньские самолеты не уступали по своим возможностям Е-2С построенным в конце 80-х.

Спутниковый снимок Google Earth: самолёты ДРЛО ВВС Китайской Республики на авиабазе Пиндун

В период с 2011 по 2013 год самолёты ДРЛО ВВС Китайской Республики прошли модернизацию в США по стандарту Hawkeye 2000 и получили обозначение Е-2К. Судя по спутниковым снимкам, тайваньские самолёты ДРЛО, базирующиеся на авиабазе Пиндун в южной части острова, весьма активно эксплуатируются. По крайней мере, нет ни одного снимка, где бы на этих машинах были сложены крылья.

В прошлом, помимо стран, закупивших самолёты «Хокай», к ним проявляли интерес ОАЭ, Саудовская Аравия, Малайзия и Пакистан. В данный момент Индия обсуждает возможность приобретения шести E-2D Advanced Hawkeye с возможным опционом ещё на четыре самолёта. В настоящее время ВМС Индии, активно строящие авианосный флот, остро нуждаются в современных самолётах радиолокационного дозора. Соединенные Штаты, обеспокоенные резким усилением возможностей ВМС НОАК, рассматривают Индию в качестве противовеса КНР и продают Дели самые современные виды вооружений.

Посадка самолёта ДРЛО E-2D на палубу авианосца

Что касается палубных самолётов ДРЛО, то можно с полной уверенностью утверждать, что процесс совершенствования «Хокая» не завершен и E-2D - не последняя модификация. В будущем наверняка появятся новые варианты данного самолёта с ещё более совершенным БРЭО. Это в первую очередь связано с исключительно удачной базовой платформой, на долгие годы прописавшейся на палубах авианосцев. И хотя начало карьеры Е-2А было не слишком удачным, фирме-изготовителю совместно с флотскими специалистами удалось успешно преодолеть все трудности. Уже более полувека «Ястребиный глаз» несёт службу на авианосцах и береговых аэродромах.

Продолжение следует…

Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств попрежнему остается авиация... Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков - их глубокая специализация.

Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой - создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны.

К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C “Фантом”. Он отличался от своего прототипа - истребителя-бомбардировщика F-4C - отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.

Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО...

В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой “Локхид” по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия).

U-2 представлял собой, в сущности, высотный монопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км. Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы “Локхид” Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя.

Следующим проектом стратегического разведчика фирмы “Локхид” стал SR-71А “Блэкберд” (“Черная птица”). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C.

По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью 3М, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до +427° С, а обшивка форсажных камер до +593° С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов.

А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом. С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии “Стелc”, задачей которой является создание “невидимого” для РЛС самолета. С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета - удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элероны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской.

После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились “крылатые радары” - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО).

Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимых для корабельных РЛС.

На рубеже 40-50-х годов командование ПВО США заказало фирме “Локхид” самолет ДРЛО на базе пассажирского четырех моторного лайнера “Супер Констеллейшн”. Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.

В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В “Трейсер”, созданный фирмой “Грумман” на базе противолодочного самолета S-2 “Треккер”. Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа.

В конце 50-х годов фирма “Грумман” приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 “Хокай” (“Ястребиный глаз”), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение.

“Хокай” мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истребители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе “грязной” войны во Вьетнаме.

С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы “Грумман” Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.

Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО - американский Е-3А “Сентри”, поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета “Боинг-707-320” и способен обнаруживать и отображать координаты 1500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-3А в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов “противника”. Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации.

Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного высокоплана с двигателями на крыле. Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 1,981 м, выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем - в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй - за управление самолетами-перехватчиками (ударными самолетами), третий - за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки доплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.

Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 7,31 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания “свой - чужой” и антенна передачи данных.

Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3°. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогоидолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90° назад ниже уровня вертикального оперения.

Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11°, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу.

Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей). Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние - белые. Расположение опознавательных знаков - обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации.

В 1986 г. во время бомбардировок Ливии самолеты E-2C “Хокай” морского базирования успешно координировали атаки истребителей F-14 “Томкэт”, действовавших в составе ударной авианосной группы. Совместные действия самолетов E-2C и крейсеров АЭГИС обеспечивали полное господство ВВС США в воздухе.

Самолеты E-2C успешно обеспечивали управление системами ВТО во время войны в персидском заливе. Самолеты “Хокай” неоднократно совершали боевые и патрульные вылеты в воздушном пространстве Ирака. Благодаря им были уничтожены два иракских истребители МиГ-21, сбитых американскими F/A-18 в самом начале войны.

Кроме того, самолеты E-2С успешно используются в операциях по нейтрализации группировок наркомафии.

Модификации самолета:

Е-2А Hawkeye - первая серийная модификация на базе прототипа W2F-1 (Grumman G-123) c РЛС APS-96.

Е-2B Hawkeye - модификация Е-2А с компьютером Litton L-304 и c РЛС APS-120.

ТЕ-2B Hawkeye - тренировочная модификация Е-2В.

Е-2С Hawkeye - модификация самолета Е-2В, запущенная в серию с 1978 года. Установлена РЛС APS-125, с 1983 года APS-138, с 1988 года - APS-139, с 1991 года - APS-145.

ТЕ-2С Hawkeye - тренировочная модификация Е-2С.

Е-2Т Hawkeye - вариант Е-2В, модифицированный до уровня Е-2С, с РЛС APS-138, построенный по заказу ВВС Тайваня.

Тактико-технические характеристики самолёта Е-2:

Год принятия на вооружение - 1964

Размах крыла - 24,56 м

Длина самолета - 17,54 м

Высота самолета - 5,58 м

Площадь крыла - 65,03 кв.м

Масса, кг

Пустого самолета - 17265

Максимальная взлетная - 23556

Внутренние топливо - 5624 кг

Тип двигателя:

До 1989 - 2 ТВД Allison T-56-A-425

После 1989 - 2 ТВД Allison T-56-A-427

Мощность,

T-56-A-425 - 2 х 4980 л.с.

T-56-A-427 - 2 х 5170 л.с.

Максимальная скорость - 598 км/ч

Крейсерская скорость - 576 км/ч

Практическая дальность - 2583 км

Дальность действия - 320 км

Продолжительность полета - 6 ч

Практический потолок - 9390 м

Экипаж - 2 + 3 оператора ДРЛО


Задачи раннего обнаружения самолетов противника чрезвычайно важны для живучести авианосных соединений и координации действий палубной авиации. Поэтому в 1959 году ВМС США выдал заказ на разработку специализированного самолета ДРЛО. Уже в октябре 1960-го состоялся первый полет самолета W2F-1, а в 1961-м прошли испытания бортового оборудования. В июле 1962-го в связи с реформой в вооруженных силах США самолет получил индекс Е-2А.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Самолет выполнен по схеме двухмоторного высокоплана. На крыле расположены турбовинтовые двигатели «Аллисон» Т-56. Фюзеляж — полумонокок, круглого сечения, изготовлен из алюминиевых сплавов. Крыло трехлонжерное с положительным V (3°). Крыло складывается с поворотом назад на 90°. Хвостовой стабилизатор имеет рули с положительным V(11°). На стабилизаторе расположены четыре киля. Два крайних киля имеют рули направления.

Над фюзеляжем за крыльями расположен дискообразный обтекатель антенны РЛС диаметром 7,32 м.

Экипаж самолета — пять человек: два пилота в кабине в передней части, три оператора в фюзеляжном отсеке. Кабина летчиков, отсеки операторов герметизированы. В хвостовой негерметичной части фюзеляжа находятся блоки доплеровского радиолокатора и проводки системы управления. В нижней части фюзеляжа расположен тормозной гак и предохранительная опора.

МОДИФИКАЦИИ

  • W2F-1 — прототип. В 1962 году переименован в Е-2А.
  • Е-2А — первая серийная версия. Выпущено 59 самолетов, в т. ч. два учебных и три опытных экземпляра ТЕ-2 А.
  • YC-2A — два самолета переоборудованы в прототипы С-2 «Грейхаунд».
  • Е-2В — модернизированные Е-2А (52 ед.) с улучшенным вычислительным оборудованием.
  • YE-2C — переходная версия, прототип варианта Е-2С. Выпущено два самолета. В дальнейшем они были переоборудованы в учебные ТЕ-2С.
  • Е-2С — самая многочисленная версия (63 самолета), от Е-2В отличается новой электроникой и модифицированными двигателями.

Имеет следующие подгруппы:

  • Е-2С «Груп» 0 — первая модификация Е-2С с радарами AN/APS-120 или AN/APS-125.
  • Е-2С «Груп» I — версия с новым радаром AN/APS-139, обновленным программным обеспечением и улучшенными двигателями. Построено 18 самолетов.
  • Е-2С «Груп» II «Плас» — установлена новая авионика, включая систему GPS.
  • Е-2С «Хокай» 2000 — первый серийный самолет поставлен в 2001 году. Заменен центральный компьютер, программно-аппаратные средства, установлены новые терминалы автоматизированной системы боевого управления корабельных соединений СЕС (Cooperative Engagement Capability), средства связи и передачи данных, включая спутниковые. Установлена система дозаправки в воздухе. ВМС США получили 21 самолет.
  • E-2D «Эдванст Хокай» — первый полет совершил в 2007 году. Полностью обновленная авионика, увеличена площадь остекления кабины, новые графические дисплеи, новый двигатель «Аллисон»Т-56-А-427А мощностью 5438 л. с. Планируется изготовление 75 таких самолетов.
  • Е-2Т — вариант, сделанный для Тайваня.

ОБОРУДОВАНИЕ

«Всевидящее око» самолета — его радар. На первом варианте «Хокая» был установлен поисковый радиолокатор AN/APS-96, работающий в УКВ-диапазоне. Он мог обнаруживать воздушные цели или в верхней полусфере, или на фоне водной поверхности. Война во Вьетнаме показала необходимость обнаружения целей и на фоне земли. Поэтому на модификации Е-2С стали устанавливать радары AN/APS-120 или AN/APS-125, способные это сделать. К середине 1980-х они были заменены более совершенными РЛС AN/APS-138, имевшими антенны с фазированной антенной решеткой, более устойчиво выделяющие цели на фоне земли. APS-138 может обнаруживать и сопровождать до 200 целей на дальности до 370 км.

С 1989-го на Е-2С стали устанавливаться еще более совершенные РЛС AN/APS-139, позволяющие обнаруживать малоскоростные воздушные цели и неподвижные корабли.

На Е-2С «Хокай» 2000 монтировались РЛС AN/ADS-18 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), a E-2D «Эдванст Хокай» оснащен РЛС AN/APY-9 с электронным сканированием. Кроме активной РЛС в самолетах варианта Е-2С есть система пассивного обнаружения ALR-59 «Литтон», работающая в четырех диапазонах частот от 500 МГц до 18ГГц.

Четыре антенны этой системы установлены в носовой, хвостовой частях самолета и на килях. Каждая антенна перекрывает сектор 90°, все четыре обеспечивают обнаружение целей по всем азимутам. Бортовой компьютер L-304 самолета Е-2С хранил в памяти и мог обрабатывать данные о 600 целях (300 — от РЛС и 300 — от пассивной системы). На новых модификациях L-304 заменили на ЭВМ с открытой архитектурой модели 940 фирмы «Рейтон».

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Е-2А поступил на службу ВМС США в январе 1964 года. Начиная с вьетнамской войны «Хокай» участвовали во всех военных конфликтах, в которых была задействована палубная авиация США.

В 1981 году в заливе Сидра два ливийских Су-22 были сбиты истребителями F-14, которые наводились «Хокаями». В 1989 году Е-2С в том же заливе предупредили экипажи самолетов «Томкэт» о приближении ливийских МиГ-23. В результате воздушного боя оба МиГа были сбиты. В Персидском заливе в 1990-1991 годах использовалось двенадцать Е-2С с шести авианосцев.

В ходе войны в Ираке в 2003 года «Хокай» осуществляли управление воздушным движением на маршрутах к целям.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУММАН Е-2 А «ХОКАЙ»

Тип : палубный самолет
Экипаж, чел .: 2 + 3 оператора
Двигатели : 2 х ТВД «Аллисон» Т-56-А-425 мощностью 2 х 4910 л. с.
Размеры, м :
длина: 17,54
размах крыла: 24,56
высота: 5,58
площадь крыла, м2:65,03
Вес, кг:
пустого самолета: 17 265
максимальный взлетный: 23 556
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 598
практический потолок, м: 9390
дальность, км: 2583

Возможно вам будет интересно:

3683

Самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» – глаза американского флота

Если сделать смелое предположение, что в составе российского ВМФ в самом скором времени появятся авианосцы, то новые корабли все равно не смогут стать полноценными боевыми единицами. Все дело в том, что для комплектования полноценного авиакрыла, базирующегося на авианосце, требуются самолеты, отсутствующие в настоящее время в боевом составе авиации ВМФ России. К таковым относятся палубные самолеты противолодочной обороны (ПЛО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и, главным образом, дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У). Без подобных летательных аппаратов авианосец никогда не станет грозным оружием российского флота и государства. Однако самолетов такого типажа в России нет даже в разработках. А без них отечественный флот никогда не станет по-настоящему океанским.

Самолет ДРЛО и У Е-2С «Хокай» способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а бортовая РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели (в зависимости от ее размеров и внешних условий) составляет от 270 до 740 км.
Фото: US NAVY

Благодаря эффективной бортовой РЛС и пассивной системе обнаружения, Е-2С «Хокай» является одним из самых эффективных самолетов ДРЛО и управления в мире, уступая лишь гораздо более сложному и крупногабаритному американскому Е-З.
Фото: US NAVY

«Хокай» оснащен мощным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, в состав которого входят инерциальная навигационная система, доплеровская РЛС, вычислитель аэродинамических данных, центральная гировертикаль, система воздушных сигналов, навигационный вычислитель, радионавигационная система «Такан», радиовысотомер, радиокомпасы дециметрового и коротковолнового диапазонов.
Фото: US NAVY

До настоящего времени изготовлено более 170 самолетов ДРЛО Е-2 «Хокай» всех модификаций, 127 из них по состоянию на начало 1999 г. находятся на вооружении США, Египта, Израиля, Сингапура, Тайваня, Франции и Японии.
Фото: US NAVY

В носовой части Е-2С «Хокай» находится кабина летчиков, в центральной – оборудование и рабочие места трех операторов. Над фюзеляжем, за крылом, установлен вращающийся обтекатель антенны поискового радиолокатора.
Фото: US NAVY

Усовершенствованные ЭВМ и программное обеспечение самолета Е-2С позволяют уверенно контролировать воздушную обстановку.
Фото: US NAVY

Операторы Е-2С «Хокай» способны осуществлять до 30 перехватов одновременно.
Фото: US NAVY

27 июня 1979 г. над Южным Ливаном экипаж Е-2С «Хокай» осуществлял координацию действий и наведение шести F-15A и пары «Кфиров». В результате воздушного боя израильтянам удалось сбить шесть из восьми сирийских МиГ-21.
Фото: US NAVY

В ближневосточной войне 1982 г. основной причиной успеха израильской авиации являлось использование самолетов ДРЛО типа Е-2С. Наземные РЛС не могли создать сплошное радиолокационное поле из-за гористого рельефа местности, в то время как РЛС Е-2С перекрывала основные районы воздушных боев и позволяла эффективно управлять действиями истребителей.
Фото: US NAVY

Показать источник



Открытие бизнеса