Все о концернах в наше время. Смотреть что такое "Концерн" в других словарях

Понятие концерна, объединение предприятий и фирм, концерн General Motors

Мировой рейтинг концернов авто производителей, концерн Hubert Burda Media, концерн Siemens, концерн Toyota, концерн Hyundai,

Раздел 1. Характеристика концерна

Раздел 2. Концерн Hubert Burda Media

Раздел 3. Концерн "Сименс"

Раздел 4. Концерн Мицубиси

Концерн – это означает форму объединения предприятий и фирм.

Концерн – это добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий.

Концерн - это финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко говорящих стран Европы и в странах Прибалтики.

Характеристика концерна

В отличие от конгломерата концерн характеризуется единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий.

Номинально входящие в концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями.

Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Фактически в рамках концернов наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Международные концерны известны под названием транснациональных концернов.

Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Косимо Медичи.

Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства, в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность, и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.


Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Например, концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заём в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мульти национальным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Dräger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.




Объединяться в концерн могут промышленные предприятия, торговые предприятия и фирмы, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские фирмы.

Объединение в концерн предполагает наличие общей (единой) собственности, единый контроль, единые интересы, договора, наличие производственно-технологических связей между всеми участниками концерна.

Концерн подвержен меньшей диверсификации и отличается от конгломерата единством собственности и контроля.

На практике объединение в концерн происходит вокруг крупного предприятия, чаще всего головного или материнского предприятия.

Головное предприятие держит у себя акции всех участников концерна. Дочерние предприятия концерна могут территориально располагаться в разных частях страны и за рубежом, иметь хозяйственную самостоятельность, оставаться юридическими лицами.

Головное предприятие концентрирует управление и хозяйственное подчинение в своих руках, поэтому члены концерна не могут входить в состав других концернов.

Концерны бывают национальными и мульти национальными.

Концерн Hubert Burda Media

Hubert Burda Media - это международный издательский концерн, представительства которого находятся в Германии, Центральной и Восточной Европе, России и Азии. На территории Германии наряду с штаб-квартирой в Оффенбурге предприятие имеет представительства в Мюнхене, Берлине и Гамбурге. На сегодняшний день сфера деятельности концерна - это выпуск 262 журналов в Германии и других странах, доли в многочисленных интернет проектах и радиостанциях, ТВ-проекты и директор-маркетинг. Кроме того, концерн Hubert Burda Media задает высокую планку и в таких областях, как Digital Business и Digital Lifestyle.


75 журнала концерна издаются в Германии: Bunte, Freundin, Frau im Trend и т. д. Кроме того, концерн выпускает такие известные международные журнальные бренды, как Elle (Германия), InStyle (Германия), Playboy (Россия, Германия) и другие. Из собственных брендов (а большинство изданий Hubert Burda Media - собственные) достаточно привести в пример знаменитые журналы Lisa, Focus и Bunte. За последние пять лет число журналов, издаваемых за пределами Германии, увеличилось в два раза: 188 журналов выпускаются дочерними компаниями Burda Eastern Europe, Burda Holding International, Medien Park International и Vogel Burda Holding. Концерну Hubert Burda Media принадлежат также типографии в Оффенбурге, французском городе Вье-Танн и в столице Словакии Братиславе. На предприятиях Hubert Burda Media работает более 7 900 сотрудников.

Издатель Хуберт Бурда Hubert Burda Media, семейное предприятие с более чем столетней историей, сочетает традиции и инновации в бизнесе. Сегодня Hubert Burda Media - это одно из крупнейших издательств в Германии и всемирно известный медиа концерн.

Доктор Хуберт Бурда начал работу в издательстве в шестидесятых годах прошлого века. После смерти своего отца он в конце 1986 года принял руководство издательством, выпускавшим в то время 15 журналов, и типографией. Хуберт Бурда заложил основные вехи развития немецкого медиа ландшафта: общественно-политический журнал Focus, женский еженедельник Lisa и издания под его брендом, журнал о звездах Bunte - это всего лишь несколько примеров успешных проектов издательства. История успеха концерна началась в Оффенбурге, городе на юго-западе Германии, с типографии, на которой вначале работало всего три человека. Основатель империи Франц Бурда издавал свои первые журналы еще во времена императора Вильгельма II. Его сын, сенатор Франц Бурда, стал его преемником и, обнаружив в себе издательский талант, начал расширять предприятие.

Особую роль в успехе издательского предприятия Франца Бурды II сыграла его жена Анна Магдалене Леммингер, известная всему миру как Энне Бурда. Более 50 лет она выпускала издания, посвященные моде. Сегодня журнал Burda выпускается на 16 языках в 90 странах мира.


Концерн "Сименс"

Концерн "Сименс" с местонахождением в Берлине и Мюнхене принадлежит к числу крупнейших в мире производителей бытовой техники и электроники, занимает лидирующие позиции на рынке.


Около 475 000 сотрудников концерна занимаются разработкой, проектированием и изготовлением оборудования и систем, а также оказанием высококачественных услуг. Основанное более 160 лет назад предприятие в настоящий момент осуществляет свою деятельность в 190 странах, оказывая своим клиентам поддержку в решении экономических и технических задач своими новаторскими технологиями и эксклюзивными ноу-хау. Деятельность концерна охватывает такие области, как автоматизация и контроль, энергетика, транспорт, медицина, информатика, коммуникация и освещение.

В настоящее время в 11 различных структурных подразделениях концерна "Сименс" установлены более 9 600 радиаторов фирмы "КЕРМИ".


Концерн Мицубиси

У любителей и знатоков автомобилей имя Mitsubishi (Мицубиси) рождает однозначную ассоциацию с автомобилями – мощными, маневренными, скоростными. У других эта японская марка вызывает образы надёжных, спортивных и в то же время комфортных и безопасных легковых автомобилей; третьи, в силу специфики профессии, отлично осведомлены о редком качестве грузовиков и другой специальной техники от этого производителя. Но мало кто знает, что, сложись история немного иначе, и транспорт, отмеченный маркой Mitsubishi, мог бы никогда не коснуться колёсами шероховатого асфальта автомобильной трассы, покоряя вместо этого просторы морей и океанов.


Считается, что компания Мицубиси была основана в конце 19 века Ятаро Ивасаки, но мало кто знает, что у истоков известного на весь мир концерна стоит человек-легенда – Сакамото Рёма.

В 1864 году Сакамото Рёма создаёт торговый картель «Камэяма», чьим официальным занятием является транспортировка различного вида товаров и продовольствия морем. А «неофициальной» (зачем и создавался) являлась поставка оружия “патриотам” Тёсю. Изначально картель «Камэяма» спонсировался ханом Сацума (собственно союз Сацумы и Тёсю, который и «завалил» в итоге бакуфу и есть важнейшая заслуга Рёмы, человека, изменившего историю страны). Позже, когда «Камэяма» трансформировалась в «Кайентай», официальным покровителем или управляющей стороной стал хан Тоса (ибо Сацума к тому времени была объявлена мятежной провинцией).

К сожалению, «Кайентай» не просуществуй долго – всего 3 года (1865 -1868 гг.), т.к. в 1867 г. Рёма был убит.

C потерей главного вдохновителя, «Кайентай» начал было распадаться.

Но тут на горизонте очень вовремя объявились Ятаро Ивасаки и его друг самурай Мунэмицу Муцу, который впоследствии станет яркой фигурой высокой политики.

Мунэмицу Муцу станет министром иностранных дел, одной из самых ярких и уважаемых личностей в политической истории Японии, чьи деяния чтятся до сих пор (очень яростно защищал интересы Японии в противоборстве с западом, который всячески пытался ущемить молодую Реставрацию).

Именно эти два человека окажут ключевое влияние на возрождение картеля, а Ятаро Ивасаки встанет у руля новой компании, которой он даст имя “Мицубиси” и символ в виде своего родового мона – три листа хиси и дубовые листья клана Тоса.

Сфера интересов компании, управляемой Ятаро Ивасаки, помимо судостроения, охватывала металлургию, нефтепереработку, лёгкую промышленность, страхование, торговлю недвижимостью и даже производство пива.

Дальнейшая история концерна во многом обусловлена политикой Японии первой половины ХХ века, основой которой была военная мощь, обеспечиваемая самурайскими дзайбацу. Концерну Mitsubishi, таким образом, была уготована роль обеспечения боеготовности японской армии. А в 1917 году компания выпустила первую модель автомобиля, который позже занял своё место в рядах ценных экспонатов на выставке японской промышленности.

В силу малой востребованности легковых автомобилей, из транспортных цехов концерна Mitsubishi в начале ХХ столетия выходили преимущественно автобусы и грузовики. Надёжные большегрузные машины, которые были запущены в производство в 1923 году, не только эффективно решали актуальные на тот период транспортные задачи Императорской армии, но и сыграли значительную роль в восстановлении Токио после разрушительного землетрясения 1923 года. Однако, несмотря на директивы правительства, заставляющие работать концерн на военную машину, 30-е годы вошли в историю компании Mitsubishi как эпоха ярких промышленных изобретений, ибо никакая политика не способна затормозить новаторство и прогресс. В этот период талантливыми конструкторами концерна были созданы новые двигатели, в числе который были революционные по своей конструкции дизели, выпущены в производство мощные автобусы и полно приводные грузовики и т.д. Все эти достижения вывели компанию на самую вершину успеха, обеспечив ей лидерские позиции среди крупнейших корпораций Японии.

Вторая мировая война для Мицубиси стала испытанием, в котором концерн проявил себя с лучшей стороны, занимаясь не только поставками и обеспечением, но и изобретением и производством боевой техники. Открытое в 1920 году авиационное подразделение компании успешно наладило выпуск самолётов-разведчиков, тяжёлых и средних бомбардировщиков, но, наверное, самое известное изделие «Мицубиси юкогэ кабусикигайся» – истребитель А6М “Зеро”, ставший визитной карточкой Императорских ВВС времён Второй мировой войны.

Окончание войны ознаменовало не самые лучшие времена для Мицубиси – половина акций была продана частным инвесторам, что означало потерю контроля клана Ивасаки над компанией. Беда, как известно, не приходит одна, и вскоре мощному концерну предстояло быть разбитым на несколько десятков независимых компаний – такова была политика американских оккупационных властей, пытавшихся таким образом предотвратить восстановление военной мощи страны самураев. Через несколько лет эта же участь постигла и Mitsubishi Heavy Industry. Объединявшая под своими знаменами всю группу тяжелой промышленности, она была разделена на три региональные автомобилестроительные группы. Но жизнь продолжалась, а условия послевоенной разрухи с вечной нехваткой топлива диктовали особые требования к выпускаемым автомобилям, поэтому Мицубиси налаживает производство надёжных и экономичных трёхколесных грузовичков «Мидзусима», а также недорогих мотороллеров, троллейбусов и автобусов, работающих на альтернативном топливе.

Свежий ветер, несущие перемены, подул с окончанием оккупационной политики, когда несколько звеньев прежнего концерна вновь слились в единое целое, образовав Mitsubishi Corporation. Компания начинает выпуск новых моделей грузового и пассажирского транспорта, осуществляет первые экспортные поставки, а начало 60-х годов, когда экономика страны зацвела пышным цветом, и уровень доходов населения существенно возрос, стало новой эрой в истории знаменитой компании. Мицубиси со свойственным ей энтузиазмом принимается за производство начавших пользоваться спросом легковых автомобилей: Mitsubishi 500, Minica, Colt 600, Debonair и др. А спортивные модели выпускаемых Mitsubishi автомобилей приносят компании шумный успех, занимая первые места на самых престижных авторалли, в том числе «Париж – Дакар».

К концу 60-х годов репутация компании была столь безупречна, а производство автомобилей настолько масштабно, что была создана корпорация Mitsubishi Motors Corporation, объединившая воедино все связанное с автомобилями производство. С конвейеров предприятия сходят все новые и новые модели, в том числе знаменитый внедорожник Pajero (Montero на рынке Америки и Испании), а список спортивных достижений без устали пополняется новыми победами и титулами автомобилей Mitsubishi; да и печатные автомобильные издания щедро награждают выпускаемые корпорацией модели почётными званиями и регалиями. Не останавливается движение и в сфере научных разработок – в период охватившего мир нефтяного кризиса компания создает технологию бесшумного вала, лицензию на применение которого приобретают авторитетные гиганты Volvo и Porsche. Неудивительно, что концерн Mitsubishi получает заслуженное мировое признание, снискав славу и всему японскому автомобилестроению в целом.

Казалось, что эта удачливая автомобильная корпорация достигла вершины роста, но Mitsubishi продолжает расширять свою деятельность, выходя на мировой рынок, учреждая компании в других странах и континентах, выступая в качестве официального поставщика автомобилей для Олимпийских игр и других спортивных состязаний. Сегодня марка Mitsubishi известна даже в самом отдаленном уголке планеты, а быстрота и надежность этих признанных лидеров среди автомобилей подтверждена массой заслуженных призов.

Выросшая из огромнейшего энтузиазма и веры одного человека, закупившего нескольких колёсных пароходов, возящих рис и винтовки для сторонников Реставрации, сегодня компания Мицубиси является крупнейшим мировым концерном или кэйрэцу, огромной семьёй, в состав которой входят такие компании, как:

The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Ltd.

Kirin Brewery Co., Ltd.

Meiji Yasuda Life Insurance Company

Mitsubishi Aircraft Corporation

Mitsubishi Electric Corporation

Mitsubishi Estate Co.

Mitsubishi Heavy Industries, Ltd.

Mitsubishi Logistics Corporation

Mitsubishi Motors

Mitsubishi Paper Mills, Ltd.

Mitsubishi Plastics, Inc.

Mitsubishi Rayon Co., Ltd.

Mitsubishi Research Institute, Inc.

Mitsubishi Shindoh Co., Ltd.

Mitsubishi Steel Mfg. Co., Ltd.

Mitsubishi UFJ Trust and Banking Corporation (part of Mitsubishi UFJ Financial Group)

Mitsubishi UFJ Securities

Nikon Corporation

Nippon Oil Corporation

NYK Line (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha)

P.S. Mitsubishi Construction Co., Ltd.

Tokio Marine & Nichido Fire Insurance Co., Ltd.

13. Концерн Toyota

В 2009 году концерн VW стал номером 2. Количество произведенных легковых и коммерческих автомобилей весом до 3,5 тонн составило 6,4 млн. штук. Концерн из Вольфсбурга (Wolfsburg) собирается значительно сократить разрыв до лидера: ожидаемые продажи в год прогнозируются на уровне 9,1 миллиона автомобилей. До 2018 года Фольксваген намеревается стать компанией №1 в мире. При этом еще не учитывали партнера Suzuki - посчитали только 9 марок из 7 европейских стран: Volkswagen, Audi, Seat, Škoda, VW Nutzfahrzeuge, Bentley, Bugatti, Lamborghini и Scania. Porsche будут учитывать в общей статистике с 2011 года.

Мировой лидер, концерн General Motors усиленными темпами проводит свое финансовое оздоровление и стремится к успеху. Согласно прогнозам IHS количество продаж увеличится с 6,1 до 8,6 млн. к 2015 году. Таким образом, американский концерн есть и останется в ближайшем будущем на 3-м месте.

19. Концерн Suzuki

Источники

malb.ru - Малый бизнес

chtotakoeinfo.blogspot.com - Что такое

vocable.ru - Национальная энциклопедическая служба

burda.ru - Бурда

kinki.ru - Справочник-путеводитель по Кинки (Япония)

autoexpert.in.ua - Автоэкспорт

Слово «концерн» мы слышим очень и очень часто. В пример можно привести такие концерны, как «Калина», «Бабаевский», «Сименс», «Фольксваген». Но что означает это слово большинству из нас совершенно непонятно. Слово «концерн» произошло от английского «cocern». Слово это обозначает только одно – особую форму объединения нескольких предприятий и фирм. В концерн могут объединяться промышленные и торговые предприятия, транспортные, финансовые и научно-исследовательские фирмы. Проще говоря, концерн – это объединение нескольких фирм в одно целое.

Концерны не возникают ниоткуда. Они должны быть объединены вокруг самого большого, главного, «материнского» предприятия. Это предприятие контролирует действия своих «дочерей» и «сыновей», и держит у себя все контрольные пакеты акций мелких предприятий концерна. но в тоже самое время эти более мелкие предприятия имеют со своим головным офисом очень сильную связь. При этом все производственные вопросы решаются на общих собраниях.

В концерне нет такого – раз головное предприятие так решило, значит, все её дочерние «детки» должны точно выполнять полученные инструкции. Нет. В концерне все вопросы решаются сообща. При этом дочерние предприятия любого концерна могут располагаться не только на территории страны, на которой располагается головное предприятие, но и за рубежом. При этом дочернее предприятие может иметь свою, независимую, хозяйственную часть, и иметь своего директора предприятия.

Однако члены одного концерна не могут входить в другие концерны. И это правило должно соблюдаться на каждом предприятии и в каждом концерне.

Чаще всего концерном управляет один человек и называют его магнат. Но иногда бывает и так, что огромным концерном управляет не один человек, а целая группа лиц. Называются они руководящим органом концерна.

Не стоит думать, что концерны появились только в прошлом веке. На самом деле первый и самый известный промышленный концерн создал во Флоренции Козимо Медичи. Произошло это в 13 веке. Группа компаний этого человека имела свои дочерние предприятия в Африке и Исландии. А занимался этот концерн тем, что провозил грузы по Великому шёлковому пути.

А вот само слово «концерн» появилось намного позже. Первый концерн – биржа открылся в Амстердаме в 1602 году и с тех пор популярность этого объединения предприятий не спадала.

Концерны бывают трёх видов – горизонтальные, вертикальные и смешанные, которые иногда называют конгломераты. Вертикальный концерн контролирует всё – начиная от закупки материала для своего производства и кончая выпуском своего товара на рынок. В пример можно привести концерн «Фольксваген».

Горизонтальные концерны специализируются только на производстве одного и того же изделия или стадиях производства. В пример можно привести пивоваренный концерн, который выпускает только одну и ту же продукцию без каких-либо модификаций и изменений.

А конгломераты или смешанные концерны появились после того, как одно большое предприятие скупило целую массу маленьких и слабых фирм и перепрофилировало их под свои нужды. В пример можно привести Дженерал Электрик или Мицубиси.

КОНЦЕРН - это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Особенности концернов :

2)объединение производственного характера;

3)компании-участники номинально остаются самостоятельными юридическими лицами, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

4)в рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

5)головная компания концерна, как правило, организуется в виде холдинговой компании;

6)деятельность концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве материнской (головной) выступает чаще всего производственная компания, которая является держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;

7)в рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов:

Вертикальный концерн - концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).

Горизонтальный концерн - концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

КАРТЕЛЬ - объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании - соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.

Особенности картелей:

1)договорный характер объединения;

2)форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;

3)сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

4)объединение ряда компаний одной отрасли;

5)совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

6)наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

ТРЕСТ - объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенности трестов:

1)это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;

2)объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий;

3)сравнительная производственная однородность деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

4)компании-участники теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

der Konzern - интерес, участие) - финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений. Например, концерн Mitsubishi включает в себя предприятия автомобильной, электронной, судостроительной и прочих отраслей промышленности. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

История

Термин «концерн» заимствован из немецкого языка (куда пришёл из английского, а начало берёт от латинского «concernere» - смешивать) и тесно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи . Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути , включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в ), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Виды

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломератами). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого вида продукции - например, Volkswagen AG , объединяющий все аспекты автопроизводства. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 1960-х , с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на займы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё бо́льшие кредиты и использовать финансовые рычаги , таким образом, создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский

Компаний. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Термин «концерн» заимствован из немецкого языка (куда пришёл из английского, а начало берёт от латинского «concernere» - смешивать) и тесно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи . Группа его компаний ещё в конце XIII - начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути , включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в ), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через изготовление до сбыта одного определённого вида продукции - например, Фольксваген , объединяющий все аспекты автопроизводства. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х , с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги , таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик , немецкий Сименс , японская Мицубиси .

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс , ThyssenKrupp , Фольксваген , Dräger . Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Концерн" в других словарях:

    Одна из форм договорного объединения предприятий с правомюридического лица. КОНЦЕРН осуществляет деятельность на основе централизации функций научно технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, природоохранительной и… … Финансовый словарь

    - (от англ. concern участие, интерес) крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия… … Экономический словарь

    КОНЦЕРН, концерна, муж. (англ. concern) (экон.). Объединение нескольких торгово промышленных предприятий под общим финансовым руководством. Стальной концерн Моргана в Америке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Фирма, предприятие; монополия, объединение Словарь русских синонимов. концерн сущ., кол во синонимов: 5 автоконцерн (1) … Словарь синонимов

    Концерн - крупное объединение фирм, основной деятельностью которого является промышленное производство, имеющее собственный мощный сбытовой аппарат в лице торговых филиалов и разветвленную диверсифицированную структуру входящих в концерн фирм, объединенных … Официальная терминология

    концерн - Наиболее развитая форма объединения предприятий, осуществляется посредством системы участии, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний. Входящие в К. предприятия номинально остаются самостоятельными, а фактически подчинены… … Справочник технического переводчика

    - (англ. concern) форма объединения промышленных, торговых, транспортных предприятий, финансовых и научно исследовательских учреждений, характеризующаяся (в отличие от конгломерата) единством собственности и контроля, наличием технологических и… … Юридический словарь

    От англ. concern участие, интерес крупное объединение компаний, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности, с высокой степенью централизации управления и хозяйственного подчинения. Компании, входящие… … Словарь бизнес-терминов

    КОНЦЕРН, наиболее распространенная современная форма экономического объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования и… … Современная энциклопедия

    - (англ. concern) современная наиболее распространенная современная форма объединения предприятий промышленности, транспорта, торговли, банков, научно исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов на базе комбинирования и… … Большой Энциклопедический словарь

    КОНЦЕРН, а, муж. Одна из форм объединения разных предприятий с высоким уровнем концентрации и централизации капиталов и производства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Концерн Океанприбор. Исторический очерк , Г. Александров,Ю. Корякин,Константин Полканов,И. Селезнев,С. Смирнов. В данном очерке отражена история развития отечественной прикладной гидроакустики с начала XX в., основные этапы ее развития и современное состояние. Вся история гидроакустического…


Отчетность