Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений. Классификация инноваций. Признаки классификации Не бывает инноваций в сфере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методы формирования позитивного отношения к нововведениям в организации. Приемы стимулирования исполнителей нововведений. Восприимчивость организации к нововведениям, социология внедрения. Основные стереотипы антиновационного восприятия нововведений.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2010

    Сущность и классификация нововведений. Необходимые условия для нововведений и создание новаторской атмосферы на предприятии. Риски инновационной деятельности. Практическая разработка условий для нововведений на примере туристского агентства "Авантаж-Тур".

    курсовая работа , добавлен 01.11.2011

    Характеристика основных видов инновационных стратегий, их особенности и условия применения. Стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. Расчет лизинговых платежей по договору лизинга для осуществления инновационного проекта.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2012

    Методические основы разработки и внедрения организационных нововведений. Анализ механизмов организационной поддержки инноваций, их нормативно-правовое обоснование. Оценка роли и значения внедрения нововведений на предприятии на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2012

    Сущность инновационных процессов. Способы управления, освоения и распространения нововведений. Анализ инновационного менеджмента, рассмотрение нововведений на примере ОАО "КароСтройСервис". Направления деятельности предприятия, стратегии развития.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Понятие, значение и особенности инновационной стратегии, проблемы ее формирования и этапы разработки. Виды инновационных стратегий и их особенности. Анализ инновационных стратегий за 2007-2014 г. на примере BMW Group, их практическое применение.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2015

    Понятия и актуальность инновационной деятельности. Современные концепции теории инноватики. Понятие жизненного цикла. Понятие и виды инновационных стратегий. Инновационный аспект базовых стратегий. Классификация, опредиление типов конкурентного поведения.

    Инновация (нововведение) – создаваемые осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды товаров, продукции и услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий товаров, продукции или услуг на рынок.

    Новшества, разработанные, но не внедренные в практическую деятельность, называются Новацией .

    Инновация - конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствования технологического процесса, технологии, товаров, услуг.

    Цель инновации: удовлетворение потребностей.

    Виды инноваций:

    1.Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

    2.Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

    3.Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

    4.Организационные - совершенствование системы менеджмента.

    5.Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

    Классификация инноваций:

    Признак классификации Виды инновации
    Степень радикальности (новизна, оригинальность и др) 1.Радикальные (пионерные, базовые и др.) 2.Ординарные (новые технические решения, изобретения) 3.Усовершенствующие (модернизация)
    Характер применения 1.Продуктовые – включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. 2.Процессные (операционные) означают новые методы организации производства (новые технологии).
    Стимул появления (источник) 1.Вызванные развитием науки и техники 2.Вызванные потребностями производства 3.Вызванные потребностями рынка
    Место в системе (на предприятии, в фирме) 1.Инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др) 2.Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др) 3.Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной)
    Назначение инноваций 1.Для производителя и потребителя 2.Для общества в целом 3.Для локального рынка

    Источники инноваций

    Ученые-теоретики выделили следующие источники инноваций:

    Внутренние источники (возникают в рамках отрасли или организации)

    1) Неожиданное событие (успех, неудача, событие во внешней среде)

    2) Неконгруэнтность - несоответствие или несовпадение между реальностью и ее отражением в наших мнениях и оценках

    3) Потребности производственного процесса

    4) Внезапные изменения в структуре отрасли и рынка, «захватившее всех врасплох»

    Внешние источники (возникают за пределами предприятия или отрасли):

    5) Демографические изменения

    6) Изменения в восприятия и настроения потребителей

    7) Новое знание (научное или ненаучное)

    Из 7 типов наиболее важными являются 3 и 7, т.к. они носят наиболее радикальный характер.

    Реализация 3 типа источника предполагает необходимость понимания, что:

    а) недостаточно определить потребность, важно разобраться в ее сути;

    б) не всегда возможно удовлетворить потребность, в этом случае остается решение какой-то ее части.

    Наиболее радикальные изменения происходят на основе новых знаний. Эти инновации, как правило, трудно управляемы. Это связано: а) наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, б) проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге. Нововведение, основанное на новых знаниях, должно «созреть» и быть воспринято обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В сфере товарного обращения новые идеи формируются, как правило, под влиянием мнения потребителей о возможных способах удовлетворения их потребностей. Широкие контакты с потребителями позволяют формировать более объемный портфель новых идей, сокращает время поиска новых решений, обеспечивает гибкое реагирование на изменение конкурентной среды.

    Существуют ещё и другие источники инновационных идей:

    1. Потребители. Развитие потребностей требует глубокого изучения потребительского спроса и поведения потребителя;

    2. Ученые. Занимающиеся изобретениями или поисками новых материалов товарных свойств, которые могут привести к созданию оригинальных или усовершенствованных вариантов товарной продукции или услуг;

    3. Конкуренты. Их действия могут привести к зарождению новой идеи;

    4. Торговые агенты, дилеры и прочие посредники;

    5. Консультанты предприятия по определенным элементам деятельности;

    6. Непосредственные работники организации.


    14. Торговая инновация: сущность, свойства, функции

    Торговая инновация представляет собой осуществление целенаправленных экономических, технических, социальных, организационных изменений торговой деятельности, поведения потребителей с целью получения соответствующего эффекта.

    Торговой инновации присущи свойства :

    Ø совместимость – характеризует потенциальную возможность использования инноваций при неразрывной взаимосвязи систем производства и потребления.

    Ø мобильность – отражает функциональную зависимость торговой инновации от времени и пространства, ее локальность и рассредоточенность.

    Ø оперативность – связана со значимостью коммуникационной составляющей возможной инновации.

    Ø коммерческая реализуемость – определяется потенциальной прибыльностью инновации с учетом возможных рисков;

    Ø безопасность – выражается в гарантии безопасности людей при использовании инновации;

    Ø ценность – характеризует новизну, потенциальную полезность и конкурентоспособность.

    Сущность инновации проявляется в ее функциях :

    1. воспроизводственная – инновация представляет собой важных источник финансирования расширенного воспроизводства, ее смысл состоит в получении прибыли от инновационной деятельности и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.

    2. инвестиционная – прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в т.ч и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Т.образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание данной функции.

    3. стимулирующая – инновации приносят предпринимательский доход, который служит стимулом для внедрения новых инноваций, и побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

    Функции по ее конспекту :

    Инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технологических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере движения его от ступени к ступени);

    С помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей);

    Инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда);

    Концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

    1. Введение
    2. Понятие инновации (измерение, функции, жизненный цикл)
    3. Виды инноваций
    4. Понятие инновационного процесса
    5. Понятие инновационного менеджмента
    6. Приоритетные направления поддержания инновационной деятельности в РФ
    7. Инновации в туристской сфере
    8. Заключение
    9. Список источников

    Введение.

    21 век неотделим от ставшего в последнее время очень «модным» понятия «инновация». В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
    Термин "инновация" стал активно использоваться еще в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

    В жизни все меняется. Изменения - основа прогресса. А инновации - ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование - естественная форма существования всякой человеческой деятельности. Поэтому нет ничего удивительного в том, что к новым идеям, предложениям, разработкам постоянно приковано внимание.

    В моей работе в качестве объекта рассмотрения выступает понятие инновации. Предметом рассмотрения являются инновации в туристской сфере, а также направления инновационного развития в РФ. Цель работы – составить представление об инновациях и родственных им понятиям. Задачи – определить понятие «инновация», выделить виды инноваций, рассмотреть понятия «инновационный процесс», «инновационный менеджмент», обратить внимание на современные направления инновационной деятельности в РФ и инновации в туристской сфере.

    Понятие инновации.

    Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимаются «инвестиции в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги.

    Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

    Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

    В литературе насчитываются сотни определений. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
    Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений - новый момент динамизации экономического развития.
    В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
    Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.
    Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
    Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
    1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
    2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
    3. Использование нового сырья.
    4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
    5. Появление новых рынков сбыта.
    Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
    Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий.

    При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги - инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

    Таким образом, инновация выполняет следующие три функции:

    1. воспроизводственную ;
    2. инвестиционную ;
    3. стимулирующую .

    Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

    Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

    Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

    В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

    Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки.

    Под инновационным процессом понимается деятельность, пронизывающая научно-технические, производственные, маркетинговые и сбытовые процессы при изготовлении новой продукции и услуг и нацеленная на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

    Главной стороной и особенностью данного процесса является инновационная способность.

    Под инновационной способностью понимается структурная характеристика организации общественной и хозяйственной жизни в стране или же отдельной корпорации к быстрому восприятию производства и распространению новой продукции и услуг.

    Это иллюстрируется следующим примером: Индия обладает достаточно высоким уровнем развития науки, но имеет низкую инновационную способность. В тоже время ряд стран, ставших в некоторых отраслях лидерами технологических процессов (Япония, Тайвань, Южная Корея), не располагая соответствующей научной базой, опираются на научно-технический потенциал других стран, обладая высокой инновационной способностью.

    Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

    Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов.

    Для организации управления сложным инновационным процессом требуется проведение так называемой структуризации этого процесса, то есть разбивка его на определенные составные части.

    В укрупненном виде схема структуризации обычно формулируется в таком виде:

    1) исследования;

    2) разработки;

    3) производство;

    4) маркетинг;

    5) продажи.

    Более подробно схема структуризации представляется в следующем виде:

    1) фундаментальные исследования;

    2) прикладные исследования;

    3) разработки;

    4) изучение рынка;

    5) конструирование;

    6) рыночное планирование;

    7) опытное производство;

    8) рыночные испытания;

    9) коммерческое производство;

    10) сбыт новой продукции.

    Важным составляющим элементом научного теоретико-методологического обоснования инновационных процессов является классификация инноваций. Классификация основывается на познавательной деятельности, цель которой является установление порядка, определение структуры, систематизация конкретных нововведений. В данном случае классификация основывается на разделении элементов системы по различным признакам, которые учитывает сходства, различия и взаимосвязи. Также классификацию инноваций можно рассматривать как итог исследовательской деятельности, на основе знаний в сфере инноватики, приемов и способов познавательной деятельности.

    Следовательно, классификация может выступать как итогом, так и одной из целей познания, что способствует дальнейшей познавательной активности и развитию знаний. Классификация инноваций дает возможность ориентироваться в многообразии инновационных явлений, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между различными инновациями, репрезентировать содержательную специфику конкретных инноваций, осуществлять инновационную диагностику, прогнозирование и консультирование .

    Управление инновационной деятельностью зависит от условий изучения инноваций, которое необходимого для их отбора и использования. Следует различать:

    Инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах

    Незначительные технические или внешние изменения в продуктах(не изменяются- свойства, стоимость изделия и входящие в него материалы и компоненты;

    Расширение численности новой, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия .

    Классификация инноваций имеет большое значение как для дальнейшего развития инновационной теории, так и для успешной реализации инновационной практики. При построении различных классификационных моделей инноваций необходимо учитывать их специфику. К специфическим чертам инноваций можно отнести:

      открытость (необходимость постоянной ситуационной коррекции инновационной деятельности в ходе ее осуществления;

      нелинейность (непредсказуемость в появлении и реализации)

      высокий уровень динамики (постоянное развитие, совершенствование видов и форм инновационной деятельности, элементов творчества)

      незавершенность (присутствие постоянной интенции на генерацию новшеств, изобретений, появление творчества на всех уровнях для саморазвития и самоорганизации общества)

      процессуальность, (поэтапная реализация нововведений)

      альтернативность, возможность выбора и реализации множества инновационного развития

      вероятностный и рисковый характер (высокая степень неопределенности реализации и эффективности; отсутствие гарантий коммерческого и социального успеха)

      системность инноваций (осуществление при условии мобилизации всех видов и форм деятельности направленный процесс реализации главной инновационной идеи)

      объективность(детерминированность инноваций и обусловленность их социокультурными, историческими, производственными и другими обстоятельствами и потребностями)

    Данные черты инноваций рассматривают инновационные процессы как креативные, чувствительные к неопределенным ситуациям, а также предполагающие высокий уровень мотивации и наличие творческого потенциала у участников инновационного процесса .

    Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

    В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

    Продуктовые (применение новых материалов, полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);

    Процессные (новые методы организации производства (новые технологии. Могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия,фирмы)

    По типу новизны для рынка инновации делятся на:

    Новые для отрасли в мире;

    Новые для отрасли в стране;

    Новые для данного предприятия (группы предприятий).

    Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:

      Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

      Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

      Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

    В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

      радикальные (базовые);

      улучшающие;

      модификационные (частные).

    Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

    Российскими учеными из научно- исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

      технологические;

      производственные;

      экономические;

      торговые;

      социальные;

      в области управления .

    Н. Мончев по характеру основных операций и видов деятельности выделяет следующие нововведения:

    Технические- обеспечивающие технический прогресс и появление на рынке усовершенствованного изделия; научные- приводящие к формированию новых наук или научных направлений; научно-технические нововведения- трансформирующие изобретения в социально-экономически значимую продукцию с новыми технико-экономическими показателями .

    По предметному содержанию И. Перлаки выделяет: продуктные нововведения (производство и использование новых продуктов); технологические (создание и применение новых технологий для производства конечных продуктов; социальные (создание и применение новых структур и механизмов функционирования экономической сферы) и комплексные нововведения (единство всех предыдущих).

    И. Перлаки предлагает классифицировать нововведения и по степени новизны и представляет: радикальные нововведения (появление принципиально новых средств удовлетворения потребностей и вносящие качественные изменения в способы жизнедеятельности) и модифицирующие (обеспечивающие совершенствование средств удовлетворения общественных потребностей) .

    Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин:

    1. По распространенности:

    Единичные

    Диффузные.

    Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Благодаря ей происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

    2. По месту в производственном цикле:

    Сырьевые

    Обеспечивающие (связывающие)

    Продуктовые

    3. По преемственности:

    Замещающие

    Отменяющие

    Возвратные

    Открывающие

    Ретровведения

    4. По охвату:

    Локальные

    Системные

    Стратегические

    5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

    Радикальные

    Комбинаторные

    Совершенствующие

    Два последних направления классификации, которые учитывают масштаб и новизну инноваций в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений .

    Проведя сравнительный анализ подходов к классификации инноваций на современном (третьем) этапе, можно дифференцировать все репрезентированные здесь виды на два основных класса: относящиеся к материальной сфере и относящиеся к нематериальной сфере. Первые включают в себя все технико-технологические инновации и оказывают непосредственное прямое воздействие на инновационный процесс; а вторые - социальные в широком смысле слова и влияют на него опосредованно. При всем разнообразии подходов к построению классификационно-видовых матриц можно говорить о том, что основным критерием классификационного деления является сфера осуществления инноваций. Именно по этому критерию происходит дифференциация инноваций на концептуальные, научные, технико-технологические, экономические, организационно-управленческие, информационные, социальные .

    Эволюция и развитие теоретико-методологических подходов к обоснованию классификаций инноваций происходят параллельно с формированием инновационной теории, отражают тенденции ее развития, исследовательские приоритеты, осуществляются в русле господствующей познавательной парадигмы (технико-технологической, экономической или социальной) и отражают уровень развития инновационного знания на данный момент [тамже].

    Необходим систематический компаративный анализ классификаций инноваций, который позволит не только фиксировать их различные виды, но и оценить достоинства и недостатки сложившихся подходов в области дифференциации и систематизации инновационных феноменов; проанализировать методологические принципы, лежащие в основе обоснования и селекции критериев классификации; идентифицировать современные виды инноваций в рамках заданных критериев с целью их теоретико-методологического изучения и эффективного практического освоения [тамже].

    Необходим комплексный подход к установлению критериев классификации, которые должны быть существенными и давать возможность обозначения производных видовых инноваций, а также фиксировать комплексность инновационных процессов с учетом их эффектов и последствий, понимать их структуру. Классификация должна отвечать известным логическим правилам построения: критерии классификации должны быть обозначены по одному основанию, недопустимо пересечение критериев деления и наличия отсутствующих классов по выделенному критерию, обеспечение полноты объема делимого множества и непрерывность самой процедуры деления [тамже].

    Таким образом, классификация выступает методологическим средством объяснения инноваций и дает возможность:

    Осуществить точную идентификацию инноваций (что позволяет на базе фиксации существенных характеристик и параметров инноваций регистрировать инновационные явления, «находить» их в реальности, изучать и использовать с учетом их специфических особенностей);

    Проводить систематизацию характеристик инноваций (что способствует установлению места и роли конкретных инноваций в социальной практике с учетом их сущностных характеристик);

    Представить компаративный анализ инноваций (что позволит сравнивать их возможности и ограничения; понимать соотношение видов инноваций в различных сферах);

    Определить статус конкретных инноваций в сравнении с другими (что позволит наиболее эффективно осуществлять деятельность по инновационному консультированию, планированию и прогнозированию с целью минимизации издержек инновационной деятельности) .

    Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные. В данной работе будут рассмотрены понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Реферат

    Тема: «Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений»

    ВВЕДЕНИЕ

    1. Уровни новшеств в образовании 5

    2. Типы инновационных подходов к обучению 7

    3. Типы педагогических нововведений 9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА

    ВВЕДЕНИЕ

    Инновации (англ. «Innovation» - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

    В нашем контексте мы будем рассматривать не только термин инновации, но и педагогическую инноватику как науку. Педагогическая инноватика молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80 г. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и ее методология находятся в стадии научной разработки и построения.

    По определению С. Д. Полякова: «педагогическая инноватика - это особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования» .

    Педагогическая инноватика стала частью общей теории инноватики. Удачное определение этой научной дисциплины дано Н. Р. Юсуфбековой, она трактует ее как: «учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и, наконец, использовании и применении на практике» [Цит. по 3: с. 12].

    Таким образом, современный процесс образования предполагает создавать педагогические новшества, с целью удовлетворения запросов общества.

    Перед российской системой образования современный этап развития общества ставит целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

    В своей статье «Инновации в системе образования» Ю. З. Хуснутдинова отмечает, что: «появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования. Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата» .

    Таким образом, в данной работе будут рассмотрены уровни новшеств в образовании, типы инновационных подходов к обучению, а также типы педагогических нововведений.

    1. Уровни новшеств в образовании

    Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.

    Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

    «Инновация и нововведение - тождественные понятия. Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику.

    Нововведение (инновация) - внедренное (освоенное) новшество. Если новшество - это потенциально возможное изменение, то нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным.

    Новшество трактуется как изменение, во-первых, кем-то целенаправленно осуществляемое и, во-вторых, прогрессивное, направленное на повышение эффективности образования» .

    К уровням новшества в образовании относят:

    1. Усовершенствование.

    2. Рационализация.

    3. Модернизация.

    4. Эвристическое решение.

    5. Педагогическое изобретение.

    6. Педагогическое открытие.

    7. Инновация.

    «Усовершенствование - изменение одного или более элементов образовательного процесса; приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности (новые способы создания групп).

    Рационализация - установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач (иной способ составления расписания).

    Модернизация - изменение нескольких элементов действующей образовательной системы (вместо 11 лет обучения предполагается 12).

    Эвристическое решение - отыскание способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач (методика опорных конспектов В. Ф. Шаталова).

    Педагогическое изобретение - новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования (система погружения М. П. Щетинина).

    Педагогическое открытие - постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента (ТРИЗ-педагогика, компетентностный подход, дистанционное обучение).

    Инновация - целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений» .

    Деятельность, направленная на осуществления инноваций и инновационных процессов, получила название инновационной деятельности, а изучая инновационную деятельность важно отметить педагогический ин новационный подход к обучению.

    Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций. Далее мы рассмотрим основные типы инновационных подходов в образовательной системе.

    2. Типы инновационных подходов к обучению

    Согласно исследованиям М. В. Кларина: «инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

    1. Инновации-модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленные на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение.

    2. Инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс, направленные на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.

    Репродуктивная и проблемная ориентации образовательного процесса воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения в современной педагогике, технологическом и поисковом.

    Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

    Поисковый подход преобразует традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как инициируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

    Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле технологического подхода к обучению является то, что они развиваются на основе установки на гарантированное достижение диагностично-заданных целей, как критериально фиксированных учебных результатов, характеризуются тотальной ориентацией обучения на заданный конечный результат, что в свою очередь ведет к сужению педагогических возможностей обучения» .

    3. Типы педагогических нововведений

    Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но и создателями, регуляторами, модификаторами инновации.

    Поляков С. Д. так писал о нововведениях педагога: «путь нововведения, рожденного как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами» .

    Обратимся к трудам А. В. Хуторского, доктора педагогических наук, современного исследователя и реализатора инновационных концепций и технологий. В своей статье « Педагогическая инноватика - рычаг образования» он рассматривает типы педагогических нововведений: «п едагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

    1. «По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования, в формах, методах, технологиях и средствах обучения, в системе диагностики, контроле и оценке результатов.

    2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определенных способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

    3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

    4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

    5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

    6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

    7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

    8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

    9. По объему новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

    10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

    В предложенной типологии одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением» .

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В данной работе мы рассмотрели основные понятия и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Мы узнали, что новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - процесс освоения этого средства. В идеале грамотно отобранное новшество должно гарантировать успех нововведения в максимально возможной степени.

    Инновации в обучении - это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Так, п едагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, для внедрения требуют новых форм, методик, педагогических технологий от современного педагога. Кроме этого требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

    Рассмотрев типы и подтипы педагогических нововведений можно отметить, что одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать свое место в различных блоках.

    Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Галеева И. Ш. «Педагогическая инноватика». Презентация. / 900igr.net // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 900igr.net /prezentatsii/pedagogika/Pedagogicheskie-innovatsii/001Pedagogicheskaja-innovatik a.html

    2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

    3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 176 с.

    4. Хуснутдинова Ю. З. «Инновации в системе образования». Scienceforum.ru Подписи к слайдам:

    Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений г. Нерюнгри, 2017 г.

    Новшество - это потенциально возможное изменение, а нововведение (инновация) - это реализованное изменение, ставшее из возможного - действительным. Новшество

    Изменение одного или более элементов образовательного процесса. Приспособление известной методики к новым условиям учебной деятельности Усовершенствование

    Установление нового правила использования известных педагогических средств, для решения традиционных задач. Рационализация

    Изменение нескольких элементов действующей образовательной системы Модернизация

    Отыскание способа решения известных педагогических проблем. Создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств, для решения актуальных педагогических задач. Эвристическое решение

    Новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств, для осуществления образования Педагогическое изобретение

    Постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента Педагогическое открытие

    Целенаправленное изменение в функционировании образовательной системы на основе нововведений Инновация

    Инновации Инновационная деятельность Инновационный подход введение и использование педагогических инноваций Инновационные процессы

    Инновации-модернизации Модернизируют учебный процесс. Направлены на достижение результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Типы инновационных подходов Инновации-трансформации Преобразуют традиционный учебный процесс. Направлены на организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСКОВЫЙ ПОДХОД ПОДХОД

    Типы педагогических нововведений

    Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.

    Уровни новшеств в образовании. Типы инновационных подходов к обучению. Типы педагогических нововведений




    Отчетность