Уроки фотографии

Мы разобрались с тем, как импортировать в Lightroom ваши фотографии. Теперь у вас может возникнуть вопрос, что делать после импорта изображений и как устроен Lightroom?

В целом в Lightroom выделяется два основных модуля: организация изображений и обработка.

Если вы взглянете на изображение, открытое в окне Lightroom, то заметите, что эти модули отделены один от другого: вы не сможете видеть одновременно все инструменты организации и все инструменты обработки изображений. Чтобы сортировать и организовать свои фотографии вам нужно войти во вкладку Библиотека (Library). Для обработки фотографий служит вкладка Обработка (Develop).

Помимо двух упомянутых выше модулей - Библиотека (Library) и Обработка (Develop) - в Lightroom также есть модули Карта (Map), Книга (Book), Слайд-шоу (Slideshow), Печать (Print) и Веб (Web). Название каждого из них примерно даёт представление о том, для чего они служат. Если вы, например, хотите определить точные координаты отснятой фотографии, вам нужно будет открыть модуль Карта.

Безусловно, наиболее важные составляющие Lightroom - это Библиотека и Обработка. Очень немногие фотографы будут использовать другие модули так же часто, как эти два. Итак, как выглядят и какие инструменты предлагают Библиотека и Обработка? Об этом читайте ниже.

Модуль Библиотека

При открытии модуль Библиотека выглядит примерно так:

Давайте разберёмся, за что отвечает каждая из имеющихся вкладок меню.

Левая панель модуля Библиотека

В левой панели отображается файловая структура вашего компьютера (если вы не видите эту панель, кликните на кнопку с изображением стрелки в левой части экрана). В приведённом выше примере ыбранная фотография, размещается в папке по следующему пути: Мои фотографии> 2017> 03 марта.

В нижней части левой панели находится вкладка Коллекции (Collections). Небольшой спойлер: вкладка Коллекции в Lightroom очень важная. Для многих фотографов она является основой их организационной структуры. Подробнее об этом расскажу в одном из следующих уроков.

Верхняя панель модуля Библиотека

В верхней части экрана, ниже меню с модулями Библиотека / Обработка / Карта и т. д. (Library / Develop / Map…) располагается тонкая серая полоска, называемая Фильтр библиотеки (Library Filter). Если вы её не видите, нажмите клавишу «\» на клавиатуре или перейдите в меню «Вид» > «Показать панель фильтров». Ещё один спойлер: эта непритязательная вкладка является основным инструментом поиска в ситуациях, когда вы потеряли какую-то фотографию и пытаетесь её снова найти.

Правая панель модуля Библиотека

С правой стороны экрана находится ещё одна панель с раскрывающимися вкладками. Здесь расположены вкладки Быстрая коррекция (Quick Develop), Ключевые слова (Keywording) и т. д., предназначенные в основном для отображения информации о ваших фотографиях. Наиболее полезной из них является вкладка Метаданные, позволяющая просматривать развёрнутую информацию о ваших снимках. Я всегда пользуюсь Метаданными, чтобы посмотреть время съёмки, использовал ли я компенсацию экспозиции, на какую камеру/объектив я снимал ту или иную фотографию. В верхней части правой панели вы можете увидеть сводные данные, а также гистограмму выбранной фотографии.

Нижняя панель модуля Библиотека

Панель в нижней части экрана окна Библиотеки называется Панелью инструментов (если она не отображается, нажмите «T» или выберите Вид > Показать панель инструментов).

Панель инструментов позволяет вам выбрать, как ваши фотографии будут отображаться в окне модуля Библиотека. Это может быть набор миниатюр, одна фотография, заполняющая большую часть экрана, или сравнение нескольких фотографий, занимающих часть экрана. Эти варианты можно увидеть на скриншоте ниже:

Миниатюры - значок, расположенный слева - также известен, как Сетка (Grid View ). Этот вид отображения удобен, если вы одновременно просматриваете несколько фотографий.

Следом расположена кнопка Единичного просмотра или Лупы (Loupe View ). В этом режиме Lightroom частично заполняет рабочий экран вашей фотографией, в то же время оставляя видимыми боковые панели. Этот вид отображения удобен, если вы хотите рассмотреть каждую фотографию более детально, хотя мне больше нравится полноэкранное отображение изображения, которое вы можете активировать нажатием клавиши «F» (в старых версиях Lightroom вместо этого нажмите клавишу «L» или выберите в верхнем меню: «Окно»> «Экранный режим»> «Просмотр в полноэкранном режиме»).

В Lightroom есть ещё два варианта отображения фотографий - Сравнение (Compare ) и Обзор (Survey ) - которые пригодятся вам в случаях, когда вы захотите одновременно сравнивать друг с другом несколько фотографий.

Если же вы часто снимаете людей, то вам может быть полезен вид отображения Люди (People ), при котором Lightroom пытается найти фотографии с лицами людей и отобразить их в выдаче. Я не использую эти варианты отображения, но вам они могут показаться удобными. Не стесняйтесь экспериментировать.

Кроме того, обратите внимание, что в зависимости от выбора вида отображения, изменяется и набор доступных в соответствующей панели инструментов. Например, если вы выберите режим Лупы «Loupe View», вам станет доступна возможность присвоить своим фотографиям рейтинг - при выборе других режимов этот инструмент будет недоступен (хотя вы в любой момент можете присвоить фотографии рейтинг просто нажав кнопки от 1 до 5).

Нижняя всплывающая панель модуля Библиотека

Наконец, есть ещё одна всплывающая панель с миниатюрами изображений (Лента изображений или Диафильм), располагающаяся в нижней части окна Lightroom. Если вы её не видите, то нажмите на кнопку с изображением треугольника в самом низу рабочего окна Lightroom:

По традиции, я коротко расскажу о назначении каждой панели этого модуля:

Правая панель инструментов модуля Обработка

На правой панели вы можете увидеть множество инструментов для обработки изображения. Большинство из них относится к инструментам глобального редактирования - другими словами, они затрагивают всю фотографию сразу.

Другая категория инструментов относится к инструментам локального редактирования, которые оказывают влияние только на часть вашей фотографии. Инструменты в верхней части правой панели - это инструменты локального редактирования:

При работе в Lightroom, вы будете использовать правую боковую панель чаще любой другой. Это основная рабочая среда. Почти всякий раз, когда вы решите отредактировать фотографию, вы обратитесь именно к этой панели.

Левая панель модуля Обработка

В левой панели модуля Обработка вы сможете найти ещё несколько очень полезных инструментов.

Первая вкладка - Пресеты (Presets ) - позволяет применить к вашим фотографиям набор предварительно установленных настроек и корректировок. Зачем нужны пресеты, если каждая фотография отличается от другой? Ну я, например, для большинства своих фотографий использую пресет для повышения резкости. Поскольку большинство моих фотографий отсняты с одинаковыми значениями ISO и диафрагмы, я часто использую одни и те же настройки резкости, что ускоряет процесс обработку.

Ниже располагается вкладка Снимки (Snapshots ). Этот инструмент представляет собой способ запоминания точных настроек последующей обработки, использованной вами при редактировании фотографии. Если вам нравится внешний вид редактируемого вами файла, и вы хотите иметь возможность быстро и легко вернуться к нему (то есть не отменяя вручную все корректировки и настройки, которые вы применили к фотографии в последующем), вы можете сделать снимок, а затем в любое время вернуться к нему всего за пару кликов мышкой.

Следующая вкладка - История (History ) - будет полезна каждому пользователю. В ней Lightroom сохраняет всю историю ваших действий при редактировании фотографии. Благодаря этому вы можете в хронологическом порядке просмотреть как выглядела ваша фотография на любом этапе редактирования. Я всегда прибегаю к этой вкладке для сравнения результатов последних корректировок с более ранней версией фотографии. Однако, если вы достаточно сильно отредактировали какое-либо изображение, История может выглядеть переполненной, и ориентироваться в ней будет очень непросто.

Что касается вкладки Коллекции (Collections ), то, как упоминалось выше, она есть и в модуле Библиотека, так что я неуверен в необходимости его нахождения здесь. Но если вы активировали всплывающее окно с лентой миниатюр в нижней части окна Lightroom, вы можете перетащить любую фотографию в любую коллекцию по своему желанию даже в рабочем окне модуля Обработка. Кому-то это может показаться очень удобным.

Нижняя панель инструментов модуля Обработка

Нижняя панель инструментов предлагает несколько функций, и, скажу сразу, вы не будете использовать их слишком часто.
Первая - выбор варианта отображения рабочего окна модуля Обработка. Вариантов всего два: вы можете выбрать либо режим, в котором рабочий экран будет занимать одна фотография, либо так называемый режим сравнения, в котором окно делится напополам - в одной половине отображается оригинальная фотография (какой она была получена из камеры), а во второй - фотография с уже применёнными вами инструментами обработки. То есть при выборе этого варианта отображения вы имеете возможность видеть, как выглядит фотография до и после редактирования.

Я люблю Adobe Lightroom. Но это не значит, что я хочу тратить много времени на его использование. Я лучше займусь съемкой или буду давать уроки Lightroom, поэтому мне нужно быстро обрабатывать свои фото в Lightroom.

Как обрабатывать фотографии в Lightroom быстрее

1. Используйте Caps Lock для Автосмены

Когда нужно быстро работать в модуле Библиотека (Library), мой любимый трюк - нажать Caps Lock на клавиатуре.

С включенным Caps Lock можно использовать клавиатурные сокращения для добавления метаданных изображению и автоматического перехода к следующему.

  • P , чтобы отметить снимок как выбранный
  • U , чтобы снять флажок с изображения или пропустить текущее
  • Цифры 1-5 используются для соответствующей оценки в звездах
  • 1-6 используются для цветного ярлыка

Я не могу рекомендовать Автосмену (Auto Advance) как быстрый и простой трюк, но при этом он очень эффективен. С ним можно быстро перемещаться по снимку, при этом держа пальцы на быстрых кнопках, что указаны выше.

Если не хотите использовать Caps Lock, можете активировать режим через меню Фото > Автосмена (Photo > Auto Advance).

2. Редактируйте при помощи смарт-превью

Смарт-превью (Smart Preview) - это как магия. Lightroom может создать меньшие версии ваших снимков внутри каталога, чтобы вы могли продолжить редактирование, если отключитесь.

Это очень полезно для владельцев ноутбуков с огромными фотоколлекциями на внешнем жестком диске. Когда пора оставлять жесткий диск дома и отправляться в путь, вы сможете продолжить редактирование благодаря Смарт-превью .

Ещё одна ключевая функция для Смарт-превью: можно редактировать с их помощью и наслаждаться повышенной производительностью. Вот как это работает: файлы смарт-превью меньше, чем RAW. С ними можно работать быстрее, чем с оригиналами, даже когда есть доступ к полному разрешению. Мы можем заставить Lightroom использовать Смарт-превью вместо оригиналов во время редактирования.

Чтобы работать со Смарт-превью, перейдите в окно Параметров (Preferences) Lightroom и выберите вкладку Производительность (Performance). Поставьте галочку Использовать Смарт-превью вместо оригиналов для редактирования (Use Smart Previews instead of Originals for image editing), чтобы активировать функцию.

3. Отключенная подсветка поможет сфокусироваться на снимке

Иногда мне нужно сфокусироваться на снимке, с которым я работаю, а не интерфейсе Lightroom. Именно здесь приходит на помощь режим Отключенная подсветка (Lights Out) .

Чтобы активировать этот режим, нажмите L , находясь в окне Библиотеки (Library). Пространство вокруг снимка затемняется, и он выглядит ярким и четким. Снова нажмите клавишу и пространство станет совершенно черным. Очередное нажатие L возвращает исходный вид.

Отключенная подсветка отлично работает как при просмотре одной фотографии, так и при работе с сеткой. Ключевая функция - интерфейс затемняется, чтобы вы могли фокусироваться на фотографии.

4. Добавьте свое лого в Lightroom

Давайте придадим немного персональности с новой функцией Lightroom - Личная надпись (Identity Plate). С ее помощью можно добавить свой собственный логотип или изображение в верхний левый угол Adobe Lightroom.

Перейдите в меню Lightroom > Настройка личной надписи (Lightroom > Identity Plate Setup). В выпадающем меню выберите Персональный (Personalized).

Есть два варианта для личной подписи:

Галочка Текстовая личная надпись (Use a styled text identity plate) позволит использовать системные шрифты, чтобы написать свое имя или бренд.

Галочка Графическая личная надпись (Use a graphical identity plate) позволяет использовать прозрачный PNG файл в качестве логотипа.

Личная подпись - идеальный вариант, если вы хотите использовать Lightroom для демонстрации снимков клиентам. Эта долька персональности придает Lightroom вид брендовой студийной программы.

5. Остерегайтесь клиппинга!

Клиппинг относится к потере деталей света или тени. По существу, когда во время постобработки вы переусердствуете, яркие участки будут пересвечены или тени потеряют важные детали.

Это может произойти и при съемке, если неправильно экспонировать снимок, но также встречается на этапе обработки.

Такой проблемы можно избежать, если нажать клавишу J на клавиатуре, находясь в модуле Обработка (Develop). Либо кликните на маленькие треугольники в верхних углах Гистограммы (Histogram), включив функцию.

Красные участки показывают засвеченные места, а синие - потерю деталей в тени. Перетяните слайдеры назад в их диапазон, если хотите избежать неправильного экспонирования.

6. Перетаскивайте и организовывайте пресеты

Я люблю пресеты Lightroom. Это настройки, активируемые в один клик и используемые для стилизации или коррекции изображений. Если ваш каталог Lightroom такой же как у меня, со временем вы наверняка накопили слишком много пресетов и неплохо было бы их почистить.

Элементы панели пресетов можно перетаскивать, чтобы изменить их порядок и организовать по папкам.

Нужна новая папка? Просто кликните правой кнопкой мыши по панели пресетов и выберите Новая папка (New Folder). Дайте ей имя и получите еще одну группу, куда можно организовать необходимые пресеты.

7. Улучшите производительность

Если Lightroom работает медленно, могу предложить три способа то исправить:

  1. На вкладке Параметры > Производительность (Preferences > Performance) снимите галочку Использовать графический процессор (Use Graphics Processor).
  2. На вкладке Параметры > Обработка Файлов (Preferences > File Handling) увеличьте размер в поле Настройки кэша RAW файлов (Camera Raw Cache). Себе я установил 30 Гб.
  3. Периодически запускайте Файл > Оптимизировать каталог (File > Optimize Catalog).

8. Креативно кадрируйте

Вы наверняка знаете, что можно войти в режим обрезки, нажав клавишу R в модуле Обработка (Develop).

Однако, вы могли не знать о разнообразных сетках, которые можно расположить поверх снимка во время обрезки.

Этот скриншот демонстрирует различные сетки обрезки. Опробуйте их для более креативного кадрирования.

Находясь в режиме обрезки, нажмите клавишу O , прокручивая разные варианты. Они могут предложить отличные идеи, как необычно обрезать ваши снимки. Попробуйте разместить ключевые части фотографии на пересечении линий, чтобы привлечь взгляд.

9. Ослабьте действие пресетов

Мы уже говорили об организации пресетов, но вот отличный совет, как поменять их использование.

Есть пресеты, которые я люблю, но я хочу слабее их применять. Вместо полной силы эффекта, было бы неплохо иметь возможность наложить его как слой в Photoshop и сократить непрозрачность.

Именно для этого был придуман плагин The Fader . Скачайте его, а затем перейдите в меню Файл > Менеджер плагинов (File > Plug-In Manager) для установки.

После установки перейдите в меню Файл > Подключить дополнительные устройства > The Fader (File > Plug-in Extras > The Fader), начав использовать новый плагин. В выпадающем списке можно выбрать пресет и применить его. Сократите слайдер Непрозрачность (Opacity), отрегулировав силу эффекта.

10. Автоматически скрывайте панели

Я выполняю большую часть работы по редактированию на крошечном экране ноутбука, поэтому свободное место - это постоянная проблема. Трудно предоставлять достаточно пространства снимку со всеми контрольными панелями, которые есть у Lightroom.

Кликните правой кнопкой мыши по ленте фотографий, а также по левой и правой панели, выбрав Автоматически скрывать и отображать (Auto Hide & Show). Это скроет панели, оставив больше места для ваших снимков. Когда панель понадобится, достаточно просто навести на нужный угол и она появится.

Одно из долгожданных новшеств — это цветопроба, soft proof. Она дает возможность примерно узнать как изображение будет выглядеть на печати и какие именно цвета будут изменены в целевом цветовом пространстве. Будь то sRGB или профиль вашего принтера. Вы можете подкорректровать фото для конкретного устройства вывода, чтобы избежать неожиданных цветовых изменений.

Что печально, поддерживаются только RGB профили, то есть профили домашних струйных принтеров или просто стандартные профили, такие как sRGB, который используется в сети интернет. Если вы хотите сделать цветопробу для CMYK, по прежнему придется открывать фото в photoshop. Lightroom вообще работает только в RGB пространстве. Хотя он может импортировать CMYK изображения, работает он с ними в RGB и конечно он экспортирует их как RGB.

Цветопроба

Чтобы включить режим цветопробы, нужно в модуле Develop нажать клавишу S, первая буква слов Soft proof, или на панели инструментов отметить Soft Proofing - цвета немного изменяются и появляется почти белый фон, имитирующий бумагу. Цвет этого фона можно изменить через правый клик. Например, я сделаю 50% серого как у меня стоит в обычном режиме, где тоже цвет фона можно, кстати, менять.

Кроме того, открылась дополнительная панелька, где можно выбрать целевой профиль и вы видите, что цвета немного меняются при выборе разных профилей, что и понятно. Разные профили по разному пересчитывают изображение. Добавить сходства с бумажным отпечатком можно отметив Simulate paper & ink, симулировать бумагу и чернила. Еще больше цвета меняются при смене склонности, Intent.

Склонности

Relative будет сравнивать самые светлые цвета с целевым пространством и сдвигать все цвета соответственно, не входящие цвета будут сдвинуты в ближайшие цвета целевого пространства. А Perceptual будет стараться сохранить видимое соответствие между цветами чтобы они казались нормальными для человеческого глаза, даже если потребуется все цвета изменить. Это хорошо подходит для изображений, где много цветов не попадающих в целевое пространство. Relative сохраняет больше исходных цветов и хорошо подходит для фото, где мало цветов вне целевого пространства.

Контроль цветов не попадающих, в целевой профиль

Чтобы узнать какие именно цвета не попадают в профиль, нужно кликнуть на этой иконке. Алой заливкой выделяются области на фото с такими цветами. Мы видим, что здесь их мало, поэтому лучше для этого фото подойдет Relative и при печати нужно использовать именно этот intent.

Теперь, что можно сделать если у вас есть такая алая заливка. Ну, во первых, можно ничего не делать и отлично себя чувствовать. Цвета автоматически пересчитаются по профилю, как я только что рассказывал и возможно вы ничего не заметите на печати. Но если вы хотите вообще избежать изменения цветов и у вас откалиброванный принтер и монитор, то вы можете выбрать здесь свой профиль, полученный при калибровке принтера на данной бумаге и чернилах и попробовать вручную сдвинуть цвета, так чтобы они попадали в этот профиль.

Редактирование проблемных оттенков понижением насыщенности, виртуальная копия цветопробы

Легче всего это сделать понижением насыщенности данного цвета с помощью панели HSL, где нужно выбрать Saturation (насыщенность) и, воспользоваться “целью”. Помещаем её на самую густую часть заливки, и тащим вниз да тех пор пока заливка не исчезнет. Упс… Lightroom спрашивает, после того, как мы сделали первое изменение, не хотим ли мы создать виртуальную копию для этой цветопробы. Поскольку мы делаем коррекцию, специфичную для конкретного профиля, это вполне резонно. Но можно отменить изменение, применить изменение к этому фалу или все-таки создать копию с этим изменением. Создам виртуальную копию. Она ничем не отличается от обычной копии, кроме того, что в имени копии записано название профиля, для которого мы её обрабатывали, просто как напоминание.

Мы могли сделать копию заранее, как только перешли в режим цветопробы, с помощью вот этой кнопки.

Итак, мы понизили насыщенность конкретного оттенка на нашей виртуальной копии и теперь этот оттенок не изменится при конвертировании изображения в данный профиль. Не факт, что мы сделали это лучше, чем сделал бы профиль, но зато у нас всё под контролем и мы избежали возможного неожиданного изменения цвета. Отменю последнее действие клавишами Ctrl+Z, чтобы показать другой способ.

Редактирование корректирующей кистью

Можно воспользоваться кисточкой, чтобы не понижать насыщенность данного оттенка на всей фотографии. Сброшу все параметры кисти, сделаю только небольшое понижение насыщенности, flow поставлю примерно на половину и закрашу проблемные места на фото. Отмена…

Изменение оттенка проблемных цветов

Ещё один способ поправить этот цвет - это изменить сам оттенок. Включаем Hue на панели HSL и опять воспользовавшись целью пробуем сдвинуть оттенок так, чтобы он остался приемлемым эстетически и в тоже время входил в пространство профиля.

Индикация оттенков не входящих в профиль монитора

Кроме контроля цветов цветов для печати здесь мы можем включить индикацию цветов не входящих в цветовое пространство монитора кнопкой слева на гистограмме. То есть я сейчас не вижу настоящего цвета на своём мониторе в этих областях, залитых синим. Обычно, как вы видите на этом примере, оттенки синего плохо передаются на мониторе, а при печати - оттенки красного. Но это не обязательно. Многие оттенки зеленого плохо передаются и там и там. Вы сами сможете всегда это посмотреть. Если на картинке есть области, не входящие в оба цветовых пространства - они будут залиты розовым.

С этими участками можно сделать тоже самое что и с залитыми красным.

Корректировка яркости и контраста при печати

Кроме Soft proof есть еще одно улучшение в Lightroom 4 касательно печати, которое находится в самом модуле печати. Это дополнительная корректировка яркости и контраста. Причем изменения не видны на снимке, они применяются при передачи изображения на принтер. Очень часто отпечаток выглядит темнее изображения на мониторе и после небольших экспериментов вы будете знать какие значения вам нужны для того чтобы минимизировать эту разницу.

Одно из нововведений в Lightroom 4 BETA - возможность осуществить Soft Proof.

Иначе говоря, соотнести цветовой охват изображения с тем, или иным цветовым пространством, дабы проверить, нет ли клиппинга (усечения)?
А в том случае, если клиппинг присутствует - то определиться, какие именно фрагменты картинки его вызывают?

Я знал, что Adobe реализовала в новой версии такую возможность, но вплотную "потрогал" её лишь сегодня утром, и нашёл те возможности, о которых не знал.

Как правило, проверку клиппинга интересно проводить для того, чтобы:

1. соотнести цветовой охват картинки с охватом Вашего монитора.
Разумеется - , иначе эта процедура не имеет смысла.
Если такая проверка показывает наличие клиппинга, Вы сразу видите, в какой части изображения монитору доверять нельзя.

2. соотнести цветовой охват картинки с охватом выводного устройства.
В случае WEB-публикации это всегда sRGB.
В случае печати - профиль принтера.

При обнаружении клиппинга стоит принять меры к компрессии цветового охвата изображения до устранения усечения.
Иначе при печати Вы получите во внегамутных областях непредсказуемый результат.

Для изучения нового инструмента Lightroom я взял фото несущегося с огромной скоростью мотогонщика, и специально "накрутил" цвета. Для того, чтобы гарантированно получить клиппинг в обоих рассмотренных случаях.

Мой монитор (NEC 2690 WUXi) имеет расширенный охват, близкий к AdobeRGB.

Для того, чтобы активировать Soft Proof в Lightroom 4, следует установить галочку в чек-боксе под картинкой.
При этом Lightroom переходит в режим Proof Preview, фон вокруг изображения светлеет, а в правом верхнем углу экрана открывается окно инструмента Soft Proofing:

1.


Это окно в 100% масштабе я дополнительно показал в левой части картинки.

В этом окне мы имеем:

Возможность задать цветовое пространство, с которым хотим соотнести охват нашего изображения:
2.

- возможность выбрать intent (алгоритм пересчёта между пространствами с различным цветовым охватом):
3.

Из 4-ёх типов intent, доступных в Photoshop, здесь заданы только те два, которые актуальны для работы с фотографиями: Perceptual и Relative.

В верхних углах окна с гистограммой можно наблюдать 2 маленькие пиктограммы:
слева - пиктограмма монитора;
справа - пиктограмма листа бумаги.

Эти две пиктограммы позволяют выполнить 2 вышеупомянутых типа проверки на клиппинг.

Если навести указатель мышки на пиктограмму монитора (слева, выделено на рис. 4 красной рамкой), то появляется всплывающая подсказка "Show Monitor Gamut Warning".
А на самом изображении синей заливкой выделяются те фрагменты, в которых происходит выход за пределы цветового охвата Вашего () монитора:

4.


Если наводить/убирать указатель мыши с пиктограммы монитора, либо щёлкать по нему левым кликом, то синяя заливка будет пропадать/появляться, что делает ее более заметной.

Наведение мышки на пиктограмму листа бумаги (справа, выделено на рис. 5 красной рамкой), приводит к появлению всплывающей подсказки "Show Destination Gamut Warning".
А на самом изображении красной заливкой выделяются те фрагменты, в которых происходит выход за пределы цветового охвата конечного устройства вывода:

5.

Сравнение рисунков 4 и 5 подтверждает тот факт, что охват моего монитора превосходит sRGB.
Четко видно, что выход за пределы Gamut в первом случае (сопоставление охвата картинки и монитора) заметно меньше, чем во втором (сопоставление охвата картинки и sRGB, который является умолчательным для WEB).

В целом, возможность Soft Proofing-а весьма полезна и давно ожидаема.

В рассмотренной реализации мне непонятны 2 момента:

1. Зачем при переходе в режим Soft Proofing столь сильно светлеет окружающий фон?
Это заметно влияет на зрительное восприятие изображения.

2. Есть ли в Lightroom настройка, позволяющая менять цвет этого фона, а также цвет красной и синей заливок при индикации внегамутных областей?

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.



Отчетность