Советские атомные ледоколы (8 фото). Из-за чего в России утилизируют атомный ледокол «Советский Союз»? Ледокол советский союз

В будущем году в эксплуатацию на Северном морском пути будет введён ещё один атомный ледокол. Таким образом, всего в Арктике будет действовать уже шесть судов этого класса. Об этом сообщил журналистам руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский, выступая на круглом столе, посвящённом теме «Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона».

«Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы в 2012 году вводим в эксплуатацию атомный ледокол, который находился в отстое, - сказал он. – Это будет шестое судно этого класса, которое выйдет на трассу Северного морского пути» .

Возвращаемый к работе ледокол называется «Советский Союз» , и именно под этим именем он будет ходить в Арктике, отметил Головинский. «Да, мы его не переименовываем», - подчеркнул он.

Первый российский атомный ледокол нового проекта будет построен в 2017 году , сообщил Головинский.

Строительство серии из трёх таких судов начнётся уже в 2012 году , сообщил представитель «Атомфлота». «Бюджет принят, деньги на это выделены», - отметил он, напомнив, что «удовольствие это недешёвое - стоимость строительства составляет 32 млрд рублей». Однако этот шаг необходим ввиду планов экономического освоения Арктики.

Основная задача новых ледоколов - содействие развитию полуострова Ямал, проводка судов, вывозящих добытые там природные ресурсы, пояснил Головинский. При этом суда смогут прокладывать фарватеры во льдах и на море, и на реках. Это достигается благодаря тому, что они будут менять свою осадку за счёт балласта воды в специальных танках. Ширина же корпуса судна такова, что «за ним практически свободно может идти танкер водоизмещением 70 тыс тонн», отметил специалист. На этом ледоколе будут внедрены самые передовые мировые технологии, подчеркнул Головинский.

Атомный ледокольный флот решает государственные задачи, сказал специалист. Основные из них – аварийно-спасательные операции при необходимости, участие в работах по определению границ шельфа, то есть, по сути, определению границ российской экономической зоны. Кроме того, отметил Головинский, «совместно с Росгидрометом мы занимаемся мониторингом погоды, а также завозим и забираем экспедиции „Северный полюс“, выполняем задачи министерства обороны по обеспечению деятельности Военно-морского флота в северных морях».

Однако при этом, подчеркнул представитель «Атомфлота», ледокольный флот выполняет всё больше работ на коммерческой основе. «Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот зарабатывал себе на жизнь сам. Но не увеличением тарифов, а наоборот, их снижением – за счёт соответствующего увеличения спроса», - сказал Головинский, отметив, что «мы сумели увеличить коммерческую выручку за три года в два раза».

В этой сфере у СССР не было конкурентов, так как во льдах у Союза было полнейшее господство. Мы кололи замёрзший лёд мощнейшими атомными ледоколами, которые были только у нас. 22 октября 1977 года в своё первое плавание отправился ледокол «Сибирь». Сегодня мы хотим показать вам 7 атомных ледоколов СССР!



1. «СИБИРЬ»
Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.


2. «ЛЕНИН»
Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.


3. «АРКТИКА»
Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.


4. «РОССИЯ»
Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.


5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.


6. «ЯМАЛ»
Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.


7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»
Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

«Сибирь»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.
В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

«Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.
На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

«Арктика»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.
«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

«Россия»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

«Ямал»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.
Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

«50 лет Победы»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.
В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.
Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 09.08.2017

Ледокол "Советский Союз" — атомный ледокол проекта 10521 Арктика, построенный в 1989 году. Предназначен для самых условий Арктики с толщиной льда до 3 метров, а так же в самые короткие сроки может быть переоборудован для военных нужд.

Обширная территория нашей страны, простирающаяся «с южных гор до северных морей», как пелось в популярной песне советских времен, заставляет иметь флот, который способен беспрепятственно перемещаться по водам этих самых суровых морей и Северному Ледовитому океану. Единственным видом судов, способных преодолевать толстые льды в приарктической акватории являются мощные атомные ледоколы. Поэтому в Советском Союзе, а потом в России, созданию кораблей этого класса уделялось и продолжает уделяться большое внимание. Как результат: наша страна единственная в мире обладательница флота атомных ледоколов.

Для обеспечения господства на водном пространстве этого района, выполнения народно-хозяйственных задач в начале семидесятых годов прошлого века был задуман и начал осуществляться проект по созданию десяти атомоходов класса «Арктика», названного по имени первого корабля в серии. После «Арктики», «Сибири» и «России» в последний день октября 1986 года с верфи Балтийского завода города Ленинграда был спустили на воду ледокол «Советский Союз». В его создании, впрочем, как и в производстве других судов класса, было задействовано большое количество предприятий, в том числе: ОКБМ им. Африкантова из Горького, ПО «Маяк» города Озерска Челябинской области, ленинградское ЦКБ «Айсберг» и др.

«Советский Союз» начал функционировать с 1989 года с планируемым рабочим ресурсом 25 лет. Прописка судна – Мурманский порт.

Описание

Все ледоколы класса «Арктика» имеют четыре палубы и две платформы. Для борьбы с ледяными заторами «Советский Союз» имеет двойной корпус, выполненный из легированной стали, отличающейся особой прочностью. Судно имеет возможность перемещаться по акватории, как в поступательном направлении, так и в режиме заднего хода при помощи трех гребных винтов фиксированного шага с четырьмя лопастями каждый.

Основным узлом ледокола являются два ядерных реактора ОК-900А, производящих энергию для «Советского Союза». Рабочими элементами паротурбинной установки являются вода и пар, которые заставляют вращаться ротор турбины. Она состоит из двух парогенераторов. Мощность каждого из них – 37 500 л. с. Система электроснабжения подстраховывают резервным комплексом, состоящим из дизельного генератора на 1 000 кВт и двух аварийных – по 200 кВт.

Современный атомный ледокол, каким является «Советский Союз», представляет собой большой плавучий дом, перемещаться по которому можно не выходя на палубу. Несмотря на оснащение высокотехнологичным оборудованием на судне остается место для размещения кают-компании, столовой, бара, медицинского отделения, сауны, бассейна, кинозала и т. д.

Технические характеристики

Приведем некоторые цифры характеристик атомного ледокола «Советский Союз», касающихся его габаритов и функциональных параметров.

  • Длина – 147,9 м.
  • Ширина – 29,9 м.
  • Высота по борту – 17,2 м.
  • Водоизмещение – 21 120 т.
  • Наибольшая скорость по свободной воде – 20,8 узлов (примерно, 38,5 км/час).
  • Мощность – 75 000 л. с
  • Глубина осадки 11 м.
  • Экипаж судна состоит из 100 человек.
  • Автономное плавание ледокола – семь месяцев.

Особенности Ледокола

Особенностями проекта «Советского Союза» было его возможное перепрофилирование в короткие сроки в корабль для несения военной службы. Некоторое подобное оборудование находится в законсервированном состоянии на судне, остальное – на береговых запасниках. Так предусмотрено использование корабельной системы управления артиллерийской стрельбой МР-123, состоящая из РЛС, помогающей обнаружить и сопровождать цели, а также телевизира и ЭБУ (электронных блоков управления). В качестве орудия возможно применение артиллерийской установки типа АК (автоматическая корабельная).

При создании большое внимание уделялось системе безопасности «Советского Союза». Была разработана система мер, которая контролировала и вовремя оповещала о любых отклонениях в работе ядерной начинки.

  • Контроль контура в первом теплоносителе.
  • Система обнаружения микроскопических утечек в теплоносителе атомной установки.
  • Наблюдение за состоянием металла оболочки ядерного реактора.

Надо сказать, что за годы эксплуатации ледоколов класса «Арктика», не было зафиксировано ни одного сбоя в работе этого сложнейшего устройства. Надежность судов остается на высочайшем уровне.

Эксплуатация

Его деятельность была чрезвычайно разнообразна. Перечислим основные моменты его эксплуатации.

  • Арктический туризм (1991, 1992, 1997,1998 гг.).
  • Установка оборудования для метеорологических наблюдений в 1991 г. Совмещая туристическую деятельность с научно-исследовательской практикой, экипажем были установлены на дрейфующих льдинах 5 автоматических станций и 1 метеорологический буй из США.
  • В 2002 была опробована практика подключения к энергетической установки ледокола «Советский Союз» электросеть зданий береговой линии Мурманска. Эксперимент полностью удался, но был признан слишком затратным.
  • В 2004 году была организована экспедиция к подводному хребту Ломоносова около Северного Полюса для осуществления уникального эксперимента по проведению буровых работ. В ней принимали участие помимо нашего атомохода два ледокола из Швеции и Норвегии. В теле хребта была пробурена скважина глубиной 428 метров. Установка находилась на норвежском судне «Vidar Viking». «Советский Союз» и шведский «Oden» своим постоянным маневрированием освобождали площадку для эксперимента от ледяных заторов.
  • Для увеличения срока службы в 2007-2008 годах родным Балтийским заводом было поставлено новое современное оборудование. За год до этого «Советский Союз» перестал эксплуатироваться.

В настоящее время на ледоколе ведутся работы по переоснащению судна. Их окончание намечено на 2017 год.

Будущее четвертого по счету атомного ледокола класса «Арктика» туманно. Руководство Росатомфлота, нынешнего владельца судна, хотят отправить его в ведомство Министерства обороны РФ для использования в качестве головного командного пункта Северного флота. Военное ведомство в свою очередь колеблется, не считая это предложение целесообразным. Конечно, не последнюю роль играет и финансовая сторона вопроса. Содержание атомного судна обходится в солидные суммы.

Если перепрофилирование «Советского Союза» не состоится, то ледокол вернется к своей привычной трудовой деятельности. Срок его нового трудового ресурса – 20 лет.


22 октября 1977 года в свой первый рейс отправился атомный ледокол «Сибирь». Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

1. «СИБИРЬ»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

2. «ЛЕНИН»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

3. «АРКТИКА»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

4. «РОССИЯ»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

6. «ЯМАЛ»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.



Отчетность