Рембрандтовский свет. Делящее освещение или боковое освещение. Освещения типа «Бабочка»

Для создания классического портрета фотографу нужно учитывать сразу несколько важных факторов, а именно: схему освещения, соотношение источников освещения, точку съемки, разворот лица. В этой статье речь пойдет о схемах освещения: что это такое, почему они важны, и как ими пользоваться.

Без бликов глаза станут темными и безжизненными. Поэтому белая точка должна быть хотя бы в одном из глаз модели. Обратите внимание, что блик освещает глаз в целом и подчеркивает зрачок.

2. Освещение типа «Петля»

При освещении типа «Петля» на щеке модели появляется небольшая тень от носа. Чтобы построить такую схему света, нужно установить источник света чуть выше уровня глаз модели и расположить его в 30-45 градусах от камеры (угол установки света зависит от типа лица).

Посмотрите на фотографию выше: на левой щеке есть небольшая тень от носа. Однако при «петле» тень от носа НЕ касается тени от самой щеки. Тень должна быть маленькой и смотреть вниз. При этом источник света не стоит устанавливать слишком высоко, иначе тени станут некрасивыми, а из глаз исчезнут блики. Схема освещения «петля» — один из самых популярных видов освещения портрета, поскольку свет легко расставить, и он подходит большинству моделей.

На этой схеме черный фон – это деревья на фоне моделей. Солнце светит из-за деревьев, но зелень находится в тени. Слева от камеры установлен белый лайт-диск, который отражает свет на лица молодоженов. Необязательно, чтобы на лайт-диск падали лучи солнца, даже без них можно хорошо осветить лица. Меняйте положение лайт-диска, чтобы получить нужное направление света. Для освещения типа «Петля» отражатель был установлен в 30-45 градусах от камеры, выше уровня глаз моделей, чтобы «петля» тени от носа была направлена в сторону губ.

Примечание : Очень часто начинающие фотографы устанавливают отражатель ниже уровня глаз моделей и направляют его вверх. Это приводит к тому, что лица освещаются в неестественном направлении света – снизу вверх. Не допускайте таких ошибок.

3. Свет Рембрандта

Свет Рембрандта назван в честь художника Рембрандта, который часто использовал такой вид освещения для портретов. Для его автопортрета, опубликованного выше, использован именно такой свет. Освещение Рембрандта узнают по световому треугольнику на щеке модели. В отличие от «петли», где тень от носа и тень щеки не касаются друг друга, в этой схеме освещения они сливаются, в результате чего на щеке появляется небольшой освещенный «треугольник». Чтобы портрет был правильно освещен, нужно, чтобы блик от источника света был виден в обоих глазах модели. Эта схема используется для выразительных и эмоциональных портретов.

Чтобы получить свет Рембрандта, нужно, чтобы модель слегка отвернулась от источника света. Источник освещения должен располагаться над головой модели, чтобы тень от носа падала на щеку. Эта схема подходит не для всякого лица. Такой свет идет человеку с высокими или выраженными скулами. Для портретов людей с маленьким носом или плоской переносицей такой свет поставить сложно. Кроме того, вам не следует строго придерживаться той или иной схемы освещения. Если вы сумели подчеркнуть все преимущества внешности тем или иным светом, значит, он подходит модели. Для постановки света Рембрандта можно использовать свет от окна — в плане освещения он предоставляет все для фотографа , при условии, что окно расположено достаточно высоко, и нижняя его часть закрыта материей.

4. Освещение «Бабочка»

Название «бабочка» эта схема получила из-за того, что при таком освещении под носом модели появляется тень в виде бабочки. Источник рисующего света устанавливается выше уровня глаз и сзади камеры. Фотограф оказывается прямо под источником освещения. Чаще всего такой свет используют для съемки в стиле гламур и для того, чтобы создать тени под щеками и подбородком. Такой свет хорошо подходит моделям среднего и преклонного возраста, поскольку морщины на лице не выделяются так сильно, как при боковом освещении.

Для «бабочки» рисующий источник света нужно поставить прямо за камерой и немного выше уровня глаз или головы модели (все зависит от типа лица). Иногда эту схему дополняют отражателем, который располагают под подбородком модели (часто лайт-диск дают в руки модели). Такой тип освещения лучше подходит моделям с выраженными скулами и худым лицом. Моделям с круглым и полным лицом лучше подходит освещение типа «петля» или раздельный свет. Имея в наличии только отражатель или свет из окна, такую схему трудно смоделировать. Чаще всего требуется источник более , такой как солнце или вспышка, чтобы тень под носом получилась более выразительной.

5. Световой полуоборот

Говоря о световом полуобороте, имеют в виду не схему освещения, а, скорее, тип освещения. Любая из выше описанных схем освещения может быть смоделирована либо со световым, либо с теневым полуоборотом, будь то «петля», свет Рембрандта или раздельный свет.

При световом полуобороте лицо модели слегка развернуто от камеры, и более широкая часть лица (которая смотрит в камеру) освещена основным источником света. Таким образом, освещенной оказывается большая площадь лица, а в тени остается меньшая часть лица. Световой полуоборот иногда используется для портретов в «высоком ключе». При этом типе освещения лицо человека становится зрительно шире (отсюда и название), поэтому его используют для съемки моделей с худым лицом. Большинство людей, тем не менее, хотят выглядеть на фотографии худее, поэтому такая схема не подойдет для освещения моделей с полным или круглым лицом.

Для светового полуоборота нужно, чтобы модель отвернулась от источника света. Обратите внимание, как хорошо освещена широкая часть лица, которая смотрит в камеру. Зрительно меньшая часть лица находится в тени. Вывод: при световом полуобороте освещается та часть лица, которую лучше всего видно на фотографии.

6. Теневой полуоборот

Теневой полуоборот – тип освещения, противоположный световому полуобороту. Как видно из примера, при теневом полуобороте часть лица, обращенная на камеру (и соответственно, зрительно более крупная), уходит в тень. Такой тип освещения часто используют для портретов в «низком ключе». При теневом полуобороте лицо находится в тени, а сама фотография кажется более объемной. Теневой полуоборот можно использовать для съемки большинства людей.

Обратите внимание, что на этой фотографии лучше освещена часть лица, которая зрительно меньше и находится дальше от камеры. Вывод: при теневом полуобороте зрительно крупная часть лица обращена в тень.

Что с этим делать?

Как только вы поймете разницу между схемами и типами освещения, можно приступать к практике. Чтобы подобрать нужную схему света для модели, нужно изучить ее лицо. Таким же образом подбирается настроение портрета, заданное светом. Портрет модели с круглым лицом для студенческой виньетки и портрет музыкальной группы, члены которой хотят выглядеть гордо и профессионально, должны освещаться различными способами. Зная основные схемы освещения, понимая направление и качества света, а также соотношение разных источников света (о чем мы поговорим в следующей статье), вы будете хорошо подготовлены к любой съемке.

Конечно, гораздо проще изменить схему света, перемещая его искусственные источники в студии. С солнечным светом и светом от окна все сложнее – их невозможно передвинуть. Поэтому вместо смещения света, нужно попросить модель развернуться, либо самому выбрать другую точку съемки.

Практическое задание

Найдите модель (желательно человека, а не собаку или кошку) и попытайтесь воспроизвести каждую из схем освещения, о которых вы сегодня узнали:

  • «Бабочка»
  • «Петля»
  • Свет Рембрандта
  • Раздельный свет

Не забудьте снять портреты как со световым, так и с теневым полуоборотом для каждой схемы, если это возможно. Во время этой съемки не заостряйте внимание на других факторах (мощность света, заполняющий свет и т.д.), приложите все усилия к усвоению самих схем. Используйте свет из окна, солнечный свет или обычный свет в комнате и обязательно наблюдайте за тем, как он обрисовывает лицо (я советую не использовать вспышки первое время, поскольку на них сложнее учиться – направление и характер света неясны до тех пор, пока не снята фотография). Кроме того, попробуйте для начала снять портреты в фас (как на паспорт), без поворота головы, за исключением портретов, для которых вам потребуется получить световой или теневой полуоборот.

Приветствую читателей! В этом выпуске я хочу рассказать о схеме света, которую я часто использую в своих съемках.
Эту схему называют «Рембрандтовский свет». Описание «Рембрандтовского света» мы можем встретить в интернете. Я хочу рассказать об этой схеме со своей точки зрения, показать ее плюсы и минусы, провести параллели между живописью и фотографией.

Немного истории. Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), как мы знаем, великий и непревзойденный мастер светописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело (1573–1610). Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда и поступал дневной свет. Это окно называлось «Бычий глаз». Вот именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. По сути «бычий глаз» - прототип жесткого источника света.
Иллюстрации:
1. Караваджо. Давид и Голиаф.
2. Караваджо. Мадонна со змеей
3. Рембрандт. Флора
4. Рембрандт. Даная.



Но почему именно Рембрандт - мастер светописи? Изучая иллюстрации и живописные полотна можно увидеть, что теневая сторона на работах Рембрандта более прозрачна и читаема, детали и текстуры узнаваемы. В этом его мастерство - детальная прорисовка как света, так и теней.
У Караваджо - тень более глубокая, уходящая порой в черный цвет.

Итак, рисующий свет падает на объект под углом в 45 градусов, камера находится относительно источника света тоже под углом в 45 градусов (я не считаю, что надо строго придерживаться этого угла, лица и образы имеют разные формы, поэтому небольшие отклонения допустимы).

Рефлектор». Именно при таком расположении рисующего источника, предмет расскажет о своей форме и объеме максимально. Это произойдет потому, что мы сможем «остро» проследить за светотенью. Пример показан на самом простом предмете-шаре.


Но просто используя один рисующий свет, мы можем потерять текстуру в тенях! Чтобы этого не произошло (для того, чтобы приблизится к свету Рембрандта) - необходимо ставить заполняющий свет, подсвечивая теневую сторону. Для этого используем софт-бокс или отражатель, который
направляем на теневую сторону объекта.


Если на место рефлектора поставить мягкий свет - переход из света в тень будет более рассеянным.
Опираясь на схему «Рембрандтовский свет» - Вы можете создавать интересные художественные фотографии. Меняйте расположение источников, добавляйте контровый свет - изучайте полученное изображение.
Очень хорошо начинать учиться ставить свет именно с этой схемы. Она с одной стороны проста и понимаема, с другой стороны требует внимательности в настройках и параметрах света. Модель, позируя в таком свете должна понимать задачи, которые ставит перед ней фотограф.

Приветствую читателей! В этом выпуске я хочу рассказать о схеме света, которую я часто использую в своих съемках.
Эту схему называют «Рембрандтовский свет». Описание «Рембрандтовского света» мы можем встретить в интернете. Я хочу рассказать об этой схеме со своей точки зрения, показать ее плюсы и минусы, провести параллели между живописью и фотографией.

Немного истории. Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), как мы знаем, великий и непревзойденный мастер светописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело (1573–1610). Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда и поступал дневной свет. Это окно называлось «Бычий глаз». Вот именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. По сути «бычий глаз» - прототип жесткого источника света.
Иллюстрации:
1. Караваджо. Давид и Голиаф.
2. Караваджо. Мадонна со змеей
3. Рембрандт. Флора
4. Рембрандт. Даная.



Но почему именно Рембрандт - мастер светописи? Изучая иллюстрации и живописные полотна можно увидеть, что теневая сторона на работах Рембрандта более прозрачна и читаема, детали и текстуры узнаваемы. В этом его мастерство - детальная прорисовка как света, так и теней.
У Караваджо - тень более глубокая, уходящая порой в черный цвет.

Итак, рисующий свет падает на объект под углом в 45 градусов, камера находится относительно источника света тоже под углом в 45 градусов (я не считаю, что надо строго придерживаться этого угла, лица и образы имеют разные формы, поэтому небольшие отклонения допустимы).

Рефлектор». Именно при таком расположении рисующего источника, предмет расскажет о своей форме и объеме максимально. Это произойдет потому, что мы сможем «остро» проследить за светотенью. Пример показан на самом простом предмете-шаре.


Но просто используя один рисующий свет, мы можем потерять текстуру в тенях! Чтобы этого не произошло (для того, чтобы приблизится к свету Рембрандта) - необходимо ставить заполняющий свет, подсвечивая теневую сторону. Для этого используем софт-бокс или отражатель, который
направляем на теневую сторону объекта.


Если на место рефлектора поставить мягкий свет - переход из света в тень будет более рассеянным.
Опираясь на схему «Рембрандтовский свет» - Вы можете создавать интересные художественные фотографии. Меняйте расположение источников, добавляйте контровый свет - изучайте полученное изображение.
Очень хорошо начинать учиться ставить свет именно с этой схемы. Она с одной стороны проста и понимаема, с другой стороны требует внимательности в настройках и параметрах света. Модель, позируя в таком свете должна понимать задачи, которые ставит перед ней фотограф.

При съемке классического портрета есть несколько основных деталей, о которых вы должны помнить и держать их под контролем: общая световая насыщенность портрета, световая схема, выражение лица, угол съемки. На наш взгляд, каждый фотограф должен знать, как делается классический портрет. Зная эти простые правила, никто не может запретить вам их нарушать, следуя своим творческим целям и делая это осознанно.

В данной статье мы рассмотрим классические световые схемы, используемые в портретной съемке.

Смысл словосочетания «световая схема» можно раскрыть следующим образом: рисунок света и тени, придающий портрету различные формы, глубину, резкость и т.д.
Существует 4 основных световых схемы для классического портрета:
Разделяющее освещение (Split lighting)
Соединяющее освещение (Loop lighting)
Освещение Рембранта (Rembrandt lighting)
Освещение бабочки (Butterfly lighting)
Существуют еще два стиля освещения: «Широкое освещение» («broad lighting») и «Узкое освещение» («Short lighting»), которые обладают своеобразной стилистикой и могут использоваться в совокупности с перечисленными выше классическими световыми схемами.

Рассмотрим по порядку все 6 схем.

1. Разделяющее освещение (Split lighting)

Разделяющее освещение – как это понятно из названия, разделяет лицо модели на две равные половинки, когда одна сторона освещена, а друга в тени. Эта схема чаще всего используется для создания портретов музыкантов, артистов. Схема разделяющего освещения лучше подходит для мужских портретов, однако использовать эту схему для женских портретов вам никто не запрещает. Нет жестких правил, только рекомендации.

Для воссоздания данной схемы просто установите источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, и возможно, даже чуть сзади ее головы. Конкретный градус расположения источника света будет зависеть от формы головы вашей модели, поэтому экспериментируйте, наблюдая за рисунком теней на лице. Обратите внимание, что в классической схеме разделяющего освещения свет одинаково падает на глаза модели, однако не затрагивает другие части затемненной стороны лица. Если же у вас, при освещении обоих глаз модели, свет так же попадает, например, на щеку модели (которая должна была остаться в тени), то вполне возможно, что форма лица вашей модели просто не подходит для схемы разделяющего освещения.

Вы можете использовать данную схему не только для вида анфас, но и для профиля, ¾ и т.д. Просто помните, что источник света при этом должен оставаться под одинаковым углом к лицу модели. Если же модель повернула голову, а источники света остались на месте, у вас получится уже совершенно иная световая схема.

Помните про блик в глазах.

Посмотрите на фотографию выше. В глазах ребенка явно виден источник света, используемый при съемке. Во-первых, вы можете восстановить для себя используемую световую схему, посмотрев в его глаза. А во-вторых, без блика глаза оставались бы черными, неяркими, безжизненными. Поэтому не забывайте про блик, искорку в глазах вашей модели.

2. Соединяющее освещение (Loop lighting)

Соединяющее освещение создается путем создания небольшой тени от носа на щеке вашей модели. Для воссоздания данной световой схемы необходимо разместить источник света немного выше уровня глаз модели и на 30-45 градусов от фотоаппарата (градусы зависят от формы лица).

Посмотрите на фотографию выше, чтобы понять, откуда подает свет. Видите, на левой стороне лица присутствует небольшая тень от носа. Данная схема предполагает наличие такой тени, поэтому не убирайте ее еще одним источником света! Обратите так же внимание на то, что тень от носа и тень на щеке не соединены. Это важно. Будьте аккуратны и на заносите источник света слишком высоко, т.к. это приведет к возникновению неправильной формы тени, вытянутой, которая будет плохо смотреться. Схема соединяющего освещения, пожалуй, самая распространенная в портретной съемке, т.к. ее очень легко воссоздать, а результат устраивает абсолютно всех.

На схеме выше изображена расстановка света, используемая для фотографии с молодоженами. Черный фон на схеме – это деревья и трава на заднем плане. Солнце выглядывает из-за деревьев, но молодая пара находится полностью в тени. Слева от камеры устанавливается белый отражатель для верного направления света на лица. Отражатель, при этом, может находиться как на солнце, так и в тени, вы все равно сможете уловить нужный свет. Просто играйте с углом наклона, однако не меняйте расположение отражателя по отношению к моделям и к камере, т.к. это изменит световую схему. Здесь отражатель находится на расстоянии 30-45 градусов от камеры и чуть выше уровня глаз молодой пары. Распространенная ошибка начинающих фотографов – расположение отражателя ниже уровня глаз модели, направление света как бы снизу вверх.

3. Освещение Рембранта (Rembrandt lighting)

Освещение Рембранта названо в честь картин одноименного художника, который использовал в своих портретах определенную световую схему, как на картине выше. Узнать данную схему легко по световому треугольнику на одной щеке. В отличие от схемы соединяющего света, где тень от носа и тень на щеке не соединены (это важная особенность схемы соединяющего света), здесь они сливаются, что и создает треугольник света на щеке.
Для создания данной схемы убедитесь в том, что глаз модели, находящийся в тени, все равно ловит свет и блик от источника. В ином случае, один глаз модели будет освещен, а другой останется безжизненным, без искорки в нем.
Схема Рембранта несколько драматична, создает характер портрета, несколько темное ощущение от него. Использовать данную схему необходимо соответственно.


Для создания данной схемы необходимо немного развернуть модель от света. Свет должен ложиться на модель сверху, так, чтобы тень от носа упала на щеку. Не все лица подходят для схемы Рембранта. Она сработает, если у модели высокие и ярко выраженные скулы. Но, например, если нос модели маленький или переносица плоская, схема вряд ли сработает.

4. Освещение бабочки (Butterfly lighting)

Схема бабочки названа так потому, что при ее реализации под носом модели образуется тень в форме бабочки в результате расположения источника света над камерой (немного за ней), прямо перед моделью. Фотограф обычно делает снимок именно под источником света. Эта схема часто используется для гламурных портретов, она создает тени под щеками и подбородком (очерчивая форму лица). Эта схема так же очень выгодна для портретов пожилых людей, т.к. подчеркивает их уникальные морщинки лучше, чем все другие схемы.

Как показано на схеме, источник света располагается над камерой, позади нее. На уровне, который будет чуть выше уровня глаз модели, или чуть выше ее головы (зависит от лица модели). Иногда эта схема дополняется отражателем, который располагается под подбородком модели, держит его часто сама модель. Эта схема подходит людям с очерченными скулами и худым лицом. Люди с округлым лицом или широким лицом будут выглядеть лучше на схеме Соединяющего света либо Раскалывающего света (дабы визуально сузить лицо).

5. Широкое освещение (broad lighting)
Широкое освещение, это не столько классическая схема, сколько просто стиль освещения. Широкое и узкое освещение может быть использовано со схемами разделяющего, соединяющего света, а так же со схемой Рембранта.

Широкое освещение: когда лицо модели немного повернуто в сторону от центра, при этом та часть лица, которая ближе к камере (она как бы шире), находится на свету. Этот эффект, по сути, делает осветленную часть лица визуально шире, а не осветленную – уже. Широкое освещение часто используется для портретов, выполненных в высоком ключе (hight key). Эта схема очень выгодна для людей, лица которых вытянутые, тонкие, т.к. позволяет сделать их визуально шире. Соответственно, не используйте эту схему для людей, которые имеют округлую форму лица.

Для создания схемы широкого освещения лицо модели должно быть отвернуто в сторону от источника света. Следите за тем, как та часть лица, которая ближе к камере, принимает на себя большую часть света.

6. Узкое освещение (Short Lighting)

В противовес схеме широкого освещения, схема узкого освещения, как вы можете видеть на примере выше, держит ту сторону, которая повернута ближе к камере, в тени. Эта схема часто используется для портретов в стиле низкий ключ (low key) или просто темных портретов. По сути, большая часть лица оказывается в тени, зато это придает портрету чувство объема, делает его скульптурным, визуально делает лицо уже, и нравится большинству людей.

Для схемы узкого освещения поверните лицо модели в сторону источника света. Следите за тем, как та часть лица, которая отвернута в сторону от камеры, получает большую часть света. Тени же падают на ту часть лица, которая развернута к камере.

Выводы
Когда вы научитесь узнавать и воссоздавать классические световые схемы для портретной съемки, вам будет много понятнее, в каких случаях какую схему использовать. Изучайте лицо своей модели, думайте, какая схема ей лучше подойдет. Помните так же о том настроении, которое вы хотите получить на портрете. Удачи!

Тема сегодняшней беседы одна из самых известных и в тоже время одна из самых противоречивых. Многие про это слышали, много про это написано но очень мало реально правильного. Давайте же попробуем в этом разобраться.
И так, сегодня мы поговорим про Рембрандтовский треугольник. Так же его называют Рембрандтовский свет. М первое и второе считаю правильным, если автор точно знает что делает, как и зачем.

Но давайте по порядку. Своё название данная световая схема взяла от прекрасного художника Рембрандта. Эту схему он часто использовал в своих работах, но так же, сразу скажу, что не только он. Это классическая схема светотеневого рисунка и её использовали очень многие художники и до него и после. Но не будем уходить в историю.
Выглядит световая схема как прострел света через переносицу модели на теневую сторону лица. Так как любой треугольник имеет три стороны, то за формирование сторон треугольника в данном случае отвечают переносица, надбровная дуга и щека. В принципе и всё. Но.


Как всегда есть но и даже не одно. Есть несколько моментов при построении, на которые следует обратить внимание. Как Вы уже поняли, я не рисую где именно, относительно модели стоит свет, на каком расстоянии и на какой высоте. Всё очень индивидуально и зависит от многих показателей, от роста и позы модели до насадки на источнике света.
Свет ставится сбоку от модели так, что бы тень от носа, двигаясь по носогубной складке, соприкоснулась с тенью на щеке. Мы построили набросок, теперь его стоит корректировать под модель, а мы помним, что все лица у моделей разные, а значит к каждой, обязательно, будет отдельный подход. Для начала нам нужно расположить получившийся треугольник на лице. Верхняя сторона треугольника должна начинаться от верхнего века. За это у нас отвечает высота источника света, опуская или поднимая его, мы будем перемещать треугольник по вертикали. Так же для ориентира нам очень поможет блик в глазу. Если его не видно, то треугольник слишком низко. Но, опять же, всё зависит от лица модели и бывают случаи, когда треугольник расположен правильно а блика не видно.


Следующий шаг, это добиться максимальной ширины и выразительности треугольника, за это у нас отвечает заведение источника света немножко за модель или выдвижение ближе к фотографу. Тут нужно обращать внимание на тени, от носа и тень на щеке не должна размыкаться. Так же тень от носа не должна собой закрыть блик.
В принципе мы получили тот самый Рембрандтовский треугольник, но опять же НО. Мы все очень любим, когда световая схема на модели выглядит как нарисованная. С чёткими гранями, как по линейке выполненная. Но опять же, за формирование данной световой схемы отвечает три составляющих. Надбровная дуга, а значит, мы сразу должны брать в расчёт, на сколько глубоко посажены у модели глаза, а это в сою очередь будет отвечать за длину треугольника. Переносица, а значит, форма второй грани треугольника не всегда будет идеальная. Ну и третье, это щека, рельеф лица, а он, поверьте, очень может быть разный. В совокупи форма носа и щеки будет отвечать за его ширину. И получается, что при всей простоте данной световой схемы, идеально она получается у небольшого процента моделей. Он может быть узеньким и длинным, коротким и широким, может быть даже световым пятном практически бесформенным. В данном случае, треугольник на модели это как отпечаток пальца, очень индивидуален.

Но признаюсь, это очень выразительная световая схема и она стоит того, что бы пробовать и экспериментировать. Не даром огромное количество Голливудских портретов, на которые мы смотрим с восторгом, основаны на этом световом рисунке. Студенты на моих курсах отдают этой схеме по несколько занятий и потом постоянно используют её в своём творчестве.
Конечно же я не всё рассказал про неё, конечно же есть много тонкостей и нюансов на которые стоит обратить внимание, но и этого базового знания вполне хватит, что бы сделать прекрасный портрет и вообще понять специфику построения данного светотеневого рисунка.

За перепосты заранее огромное спасибо))))



Отчетность