Признаки осуществления фиктивной хозяйственной деятельности. Уголовная практика за создание фирм-«однодневок. Недорого купить диплом на оригинальных бланках

В 90-е годы появилось понятие «фирма-однодневка» , с тех пор эта проблема актуальна и по сей день.

Истребление таких фиктивных компаний выделено в одно из направлений налоговой политики. Борьба с ними ведется во всех экономических сферах. Их появление опасно как для честных участников рынка, так и для их учредителей.

Предусмотрена уголовная ответственность за создание фирмы-однодневки . На 2019 год значительно ужесточились требования к юридическим лицам с целью выявления однодневок.

Понятие и признаки

Закон не дает определения фирмам-однодневкам . Но сам термин в предпринимательской лексике встречается постоянно. До сих пор в строительных и банковских сферах использование подобных компаний является нормой.

Между тем результат работы с однодневкой может быть очень печальным – от доначисления всевозможных налогов вплоть до уголовной ответственности директора.

В общепринятом смысле под фирмой-однодневкой понимают юридическое лицо, созданное не для предпринимательской деятельности и не обладающее самостоятельностью.

В начале 2016 года ФНС вынесла приказ, где перечислены все признаки фирмы-однодневки . В нем порядка 10 показателей. Жесткая проверка необходима, чтобы все фиктивные организации исключить из списка ЕГРЮЛ. До этого было непонятно как налоговики должны были их проверять.

По данным ФНС до 1 мая в Российской Федерации было зарегистрировано около 5 млн компаний, из них 20 % не сдают налоговую отчетность больше года. За прошлый 2015 год из реестра исключили 3 % юридических лиц. Сильный контроль способен сделать реестр максимально достоверным.

К основным признакам фирм-однодневок относятся:

  1. Адрес массовой регистрации . Является самым распространенным признаком. На портале ФНС можно указать ИНН или название организации и проверить, является ли указанный юридический адрес массовым или нет.
  2. Отсутствие ресурсов и имущества .
  3. Отсутствие непосредственных контактов с контрагентами . То есть предполагается, что руководитель фирмы-поставщика должен иметь прямые контакты с руководителем компании-покупателя при заключении сделок.
  4. Отсутствие документов , которые подтверждают личность и полномочия директора и представителя фирмы-контрагента.
  5. Нет никаких данных о месте расположения контрагента и его рабочих площадей.
  6. Выпуск, а также купля-продажа вызывающих недоверие векселей , получение и выдача денежных займов без какого-либо обеспечения.
  7. Сделки с контрагентом содержат в себе условия, которые не характерны для обычной практики.
  8. Закупка товаров, которые производятся физическими лицами , происходит через посредников. К таким товарам относятся сельскохозяйственная продукция, продукция промысла, металлолом.
  9. Задолженность за поставленные товары , услуги, работы. При этом поставки продолжаются, а действия по взысканию долга не осуществляются.
  10. Фирма налоговую отчетность не подает . Если и подает, то только с нулевыми показателями.

При выборе контрагента следует проявить добросовестность и осмотрительность. Это поможет впоследствии избежать уголовной ответственности за ведение дел с однодневкой или в случае спора с налоговым органом по поводу доначисления.

Ответственность

Последствия за создание фиктивных компаний ложатся на плечи номинального директора и номинального учредителя.

Ответственность директора за создание фирмы-однодневки зависит от ситуации. Наказание может быть в виде административного штрафа или уголовной ответственности.

Также не исключается ответственность учредителя за фирму-однодневку. Он может привлекаться за фальсификацию, указание ложных данных при регистрации и незаконное образование юридического лица. Это регулируется статьями 173.1 и 173.2 УК РФ.

«Номиналы» в зависимости от тяжести преступления могут быть:

  • оштрафованы до 500 тысяч рублей;
  • привлечены к исправительным и обязательным работам;
  • лишены свободы на срок до 5 лет.

При этом причастность настоящего владельца бизнеса всегда трудно доказать , он обычно отделывается только легким испугом.

При предложении поработать за хорошие деньги подставным лицом не стоит забывать про уголовную ответственность, к которой в равной степени привлекаются как учредитель, так и директор компании.

Как бороться с однодневками

Постоянную борьбу с фирмами-однодневками ведут все государства без исключения , потому что они в итоге наносят существенный урон бюджету.

Самым действенным и простым методом воздействия является обнародование «черных списков» в интернете. Списки однодневок составляют налоговые службы, банки, службы экономической безопасности больших предприятий и просто энтузиасты-любители.

Кроме этого, время от времени принимаются разные поправки к законам, которые усложняют жизнь фиктивным организациям .

Так за последние 2 года произошли следующие изменения:

  1. Введена программа АСК НДС-2 , которая проверяет данные и находит несоответствия по НДС. Нарушителей ждут выездные налоговые проверки.
  2. При возникновении подозрений налоговые инспекторы имеют право приостанавливать на месяц ликвидацию, реорганизацию и внесение изменений в учредительные документы.
  3. Налоговики могут отмечать в реестре все недобросовестные компании.
  4. Юридический адрес стало сложнее поменять . Инспекторы проверяют куда переезжает организация, не является ли фиктивным этот переезд. Миграция теперь сильно затруднена.

Также существует законопроект о подключении контрольно-кассовых аппаратов в режиме онлайн к операторам связи , которые уполномочены налоговой. В случае принятия закона налоговики будут видеть все операции по кассе в режиме реального времени.

За создание фирм-однодневок и внесение неверных данных в ЕГРИП и ЕГРЮЛ ужесточена ответственность. Данные, которые содержатся в этих реестрах, каждый гражданин может получить бесплатно.

Эти меры помогут свести к минимуму количество фиктивных фирм и улучшить конкурентоспособность добросовестных организаций на рынке.

Но полностью истребить однодневки возможно будет только тогда , когда к ответственности будут привлекаться настоящие владельцы фирм, невзирая на их должности и чины.

Saturday, May 20, 2017

Практика налогового консультирования ТоргПромПраво специализируется на представлении интересов бизнеса во взаимоотношениях с налоговыми и правоохранительными органами.
В настоящей статье приведено обобщение практики по наиболее актуальным в 2017 году вопросам, связанным с проблемой фиктивности сделок.

Проблематика

Saturday, May 20, 2017


В процессе проведения проверочных мероприятий налоговая инспекция может сделать вывод о фиктивности сделок и хозяйственных операций налогоплательщика с определенными контрагентами. В данном случае подразумевается, что при совершении сделок (операций) проверяемая организация не преследовала какой-либо разумной хозяйственной цели. Сделки (операции) оформлялись исключительно с целью снижения налогов.

Подобные выводы налоговых органов приводят к достаточно серьезным последствиям для компании. Могут быть доначислены налоги, пени и штрафы в размере, сопоставимом с годовой выручкой юридического лица. Кроме того, неуплата налогов в крупном размере влечет автоматическую передачу материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов.

При этом часто подобные выводы касаются далеко не полуформальных теневых компаний. В группу риска вполне могут попасть и организации, ведущие легальный «белый» бизнес и не применяющие «околозаконные» методы налоговой оптимизации. Для этого достаточно просто иметь партнеров по бизнесу (контрагентов), которые по каким-либо причинам попали в поле зрения налоговиков.

Методы выявления фиктивности сделок и хозяйственных операций

Saturday, May 20, 2017


В процессе проведения плановых проверочных мероприятий или камеральных проверок налоговые органы проверяют контрагентов налогоплательщика на предмет вхождения в списки фирм-однодневок и другие реестры компаний, ведущих «подозрительную» деятельность.
При выявлении у проверяемой организации подобных контрагентов налоговые органы осуществляют комплекс мероприятий, направленных на сбор доказательств фиктивности хозяйственных операций.

В числе таких действий налоговые органы могут предпринять нижеследующее:

Осмотр помещений юридического лица и его контрагентов. В ходе таких осмотров выявляются факты присутствия/отсутствия юридического лица по месту его регистрации, наличие/отсутствие необходимых для выполнения работ (оказания услуг) площадей или оборудования, наличие на месте руководства и другого персонала.Опросы очевидцев. Налоговики часто подкрепляют свои доводы показаниями очевидцев. Здесь налогоплательщику следует обратить внимание на идентификацию лиц, дающих показания. Очень часто в протоколе осмотра налоговые органы ограничиваются лишь общими формулировками, например, «со слов сотрудников других организаций, проверяемое юридическое лицо они не знают».Допросы свидетелей. Протоколы допросов свидетелей также являются одним из доказательств, которые в совокупности могут подтвердить правоту налоговых органов. Поэтому при подготовке к судебному оспариванию решений налоговых органов следует внимательно изучить и проанализировать все подобные документы.Осмотры, оперативные/следственные мероприятия, проводимые правоохранительными органами. При наличии признаков налоговых или других преступлений в офис компании могут быть направлены сотрудники правоохранительных органов. Это может быть как совместный рейд с налоговой инспекцией, так и мероприятие, проводимое по инициативе правоохранителей.

При проведении таких мероприятий в организации крайне желательно присутствие внешнего адвоката, имеющего опыт подобной защиты доверителей. Юристы, сотрудники службы безопасности в указанной ситуации могут быть подвергнуты допросу, как рядовые сотрудники компании. А адвокат обладает определенным иммунитетом (адвокатская тайна), конечно, при условии, что ранее он не участвовал в схемах незаконной налоговой оптимизации в отношении данной компании.

Сотрудники налоговых инспекций и правоохранительные органы иногда находят документы и печати контрагентов компании в ящике стола бухгалтера, в помещении архива и в сейфах компании. Данные факты документируются и являются в дальнейшем очень серьезными доказательствами вины налогоплательщика. Кроме того, часто изымаются компьютеры сотрудников компании, в которых в дальнейшем обнаруживается весьма нежелательная переписка и файлы «черной» бухгалтерии.

Получение сведений из банков. В процессе проведения проверочных мероприятий контрагенты осуществляют анализ банковских операций налогоплательщика и его контрагентов. Такой анализ, при этом, может коснуться и контрагентов следующих уровней. Налоговые органы при проведении данного анализа выявляют цепочки кругового движения денежных средств, перехода денежных средств на счета аффилированных компаний, вывода средств через фирмы-однодневки (обналичка) либо на счета зарубежных компаний.

Признаки фиктивности сделок. Что оспаривать?

Saturday, May 20, 2017


Итак, собрав доказательственную базу налоговые органы принимают решение о наличии или отсутствии фиктивных сделок в составе хозяйственных операций компании. Если решение положительное, то это, как правило приводит к перерасчету налоговой базы. Так, по налогу на прибыль для целей налогообложения не учитываются расходы по фиктивным операциям, а по НДС отказывается в возмещении сумм налога, перечисленного в составе платежей по фиктивным сделкам.

В итоге это дополнительно влечет доначисление пеней и штрафов. Если сумма недоплаченных налогов за трехлетний период составит более двух миллионов рублей, налоговые органы передадут материалы дела в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
Из данной ситуации есть только два выхода: оплатить сумму налоговых претензий в полном объеме либо оспаривать незаконные акты налоговых органов.

Если принято решение об оспаривании нужно быть готовыми опровергнуть все аргументы, выдвинутые налоговыми органами.

Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных признаков фиктивности сделок/хозяйственных операций, к которым апеллируют налоговые органы:

Отсутствие контрагента по юридическому адресу/регистрация контрагента по адресу массовой регистрации. Само по себе отсутствие контрагента по юридическому адресу не может подтверждать фиктивность сделок. Тем не менее, данный довод налоговой, как правило, принимается во внимание судами наряду с другими доказательствами. При отсутствии других признаков фиктивности деятельности юридического лица, суд скорее всего примет сторону налогоплательщика.Отсутствие ресурсов для выполнения контракта. Такими ресурсами могут быть необходимый персонал, оборудование, производственные площади, товары на складе. Так, иногда дорогостоящие контракты на выполнение сложных работ заключаются с компаниями, не имеющими каких-либо активов, в штате которых числится только генеральный директор. Хотя данный довод и не является самостоятельным подтверждением фиктивности сделок, он весьма существенен и не будет оставлен судом без внимания. Налогоплательщику для доказательства своей правоты придется обосновать причины заключения контракта с компанией без активов и персонала и ответить на вопрос, почему он остановился на выборе именно этого контрагента. Кроме того, целесообразно привлечь самого контрагента и представить документы, подтверждающие реальное выполнение спорных работ.

Неуплата контрагентом налогов в бюджет либо уплата им сумм налогов в минимальном размере.
Если контрагент получил от налогоплательщика серьёзный контракт на приличную сумму, но при этом имеет серьезную налоговую задолженность либо сдает в налоговые органы «нулевую» отчетность - это будет серьезным аргументом в пользу налоговых органов. Здесь налогоплательщику важно доказать проявление им должной осмотрительности, а именно - проведение необходимых проверочных мероприятий по контрагенту, наличие очных контактов с руководством и т.п.Показания руководства контрагента. Очень часто с подачи фирм, осуществляющих регистрацию юридических лиц, генеральным директором компании назначается лицо, не имеющее к компании какого-либо отношения. Как правило, это нуждающиеся граждане либо лица, ведущие асоциальный образ жизни, которые за деньги подписывают у нотариуса малопонятные им документы. Являясь директорами в десятках, а зачастую и в сотнях юридических лиц, они уже одним этим фактом компрометируют возглавляемые ими организации и контрагентов этих организаций.

Более того, налоговые органы производят допросы данных лиц относительно действительности сделок, в отношении которых имеются подозрения фиктивности. Данные директора в подобных ситуациях отказываются подтвердить свое отношение к организации и реальность спорных операций. Протоколы допросов данной категории свидетелей- серьезный аргумент в пользу налоговых органов.

Дополнительно у директоров отбираются образцы почерка и проводится экспертиза договорных и первичных документов на предмет их подписания руководством контрагента.

Экспертное заключение представляется в материалах проверки и служит весомым доказательством правоты налоговых органов.Транзитный характер движения денежных средств по расчетному счету. Бывают случаи, когда денежные средства, перечисляемые на счет контрагента, почти в полном объеме переводятся затем на счета третьих лиц. Это порождает сомнения в экономической обоснованности включения подобного контрагента в производственную цепочку и влечет пристальную проверку субподрядчиков второго, третьего и даже более высокого уровня.Признаки кругового движения денежных средств. Как указывалось выше, налоговые органы анализируют исходящие и входящие финансовые потоки налогоплательщика на предмет возврата платежей по фиктивной сделке. Таким образом, могут быть выявлены цепочки, в которых задействовано большое число фактически независимых юридических лиц. К возврату денежных средств могут быть приравнены зачисления денежных средств на счета аффилированных с налогоплательщиками организаций.Признаки нелегального вывода денежных средств. Под пристальное внимание налоговых органов подпадают также цепочки операций, финальными звеньями в которых являются фирмы-однодневки или зарубежные (в особенности оффшорные и приравненные к ним) компании. Данные операции документируются и представляются налоговыми органами наряду с другими доказательствами.

Выводы

Saturday, May 20, 2017


1.Необходимо тщательно взвешивать все плюсы и минусы каждого средства налоговой экономии. Не стоит надеяться на применение судом принципа презумпции невиновности налогоплательщика либо истолкования в пользу налогоплательщика всех неточностей и неясностей. Суды в настоящее время применяют доктрину «баланса частных и публичных интересов». И это означает, что если организация столкнется с подозрением в фиктивности сделок, то именно самой компании придется доказывать свою добросовестность и наличие в проведенных операциях экономической целесообразности.

2.При заключении договоров стоит максимально подробно проверять информацию о контрагентах и документировать процесс сбора информации и полученные результаты. В компании на уровне высшего руководства должна быть исключена возможность подписания контракта без подобной проверки. Следует встречаться с директором и сотрудниками компании-партнера и фиксировать подробности таких встреч. Времена, когда для доказательства своей добросовестности достаточно было запросить копию свидетельства ОГРН, прошли. Налоговые органы, а затем и суды, сегодня очень пристально рассматривают все шаги, которые налогоплательщики делают при выборе своих партнеров.

3.При проведении в отношении организации проверочных мероприятий целесообразно как можно раньше привлечь специалиста, имеющего опыт сопровождения подобных проверок. Именно на этой стадии формируется доказательственная база как для налоговых органов, так и в интересах налогоплательщика. И при отсутствии надлежащих доказательств своей правоты противостоять в споре с налоговым органом будет очень сложно.

Предусматривающий очень много изменений, связанных с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Поправки, в частности, касаются нотариального заверения документов, ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, ликвидации организаций, смены их места нахождения, ответственности за создание «фирм-однодневок» и т д.

Уголовная ответственность

Какие фирмы считаются «однодневками»?

Законодательство не содержит определения «фирмы-однодневки». Как правило, под такими фирмами понимают подставные или фиктивные юридические лица, создаваемые для незаконного получения различного рода выгод и преимуществ (например, необоснованной налоговой выгоды). Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, и т д.

Сотрудничать с такими фирмами довольно опасно, поскольку это может повлечь отказы в вычетах по налогу на добавленную стоимость и проблемы в признании обоснованности произведенных расходов.

Учредителями или директорами «фирм-однодневок» зачастую становятся лица, которые даже не подозревают о своем участии в этих фирмах (например, если они когда-то потеряли паспорт, а кто-то им воспользовался для регистрации фирмы). Но бывает и так, что люди идут на это вполне осознанно (например, становятся директорами или учредителями за определенное вознаграждение). В связи с поправками «фиктивные» учредители и директора теперь могут быть признаны подставными лицами.

Изменено понятие подставного лица

Уголовная ответственность за незаконное создание организаций через подставных лиц была предусмотрена и прежде. Однако с 30 марта 2015 года вступили в силу отдельные положения, уточняющие понятие «подставного лица».

Как изменилось понятие «подставное лицо»?

Под подставными лицами понимаются:

  • лица, являющиеся учредителями (участниками) организации или органами управления организации, данные о которых были внесены в ЕГРЮЛ путем введения в их заблуждение либо без их ведома;
  • лица, которые являются органами управления организации, у которых отсутствует цель управления организацией.

Казалось бы, поправка небольшая. Однако рассмотрим ее подробнее.

Итак, прежде подставными лицами могли считаться только те, кто введен в заблуждение для образования организации. То есть подразумевалось, что лицо преступным путем введено в заблуждение и не отдает себе отчет в том, что совершает противозаконное деяние, становясь учредителем или генеральным директором «фирмы-однодневки».

С 30 марта 2015 года подставными лицами считаются не только введенные в заблуждение лица, но и лица, данные о которых без их ведома были внесены в ЕГРЮЛ. Это означает, что теперь подставным лицом может быть признан человек, который вообще не знает, что данные о нем в качестве учредителя или директора содержатся в ЕГРЮЛ. То есть, если человек подтвердит, что не подозревал о своем участии в организации, то уже можно будет говорить о наличии признаков состава преступления в действиях лиц, зарегистрировавших фирму с его участием.

Кроме того, подставными теперь являются лица, у которых отсутствует цель управления организацией (например, номинальные директора, фактически не управляющие организацией). Данное обстоятельство лишний раз подтверждает, насколько опасно предоставлять свои паспорта посторонним лицам, подписывать заявления о государственной регистрации и иные документы, если человек изначально не намерен в дальнейшем фактически управлять организацией и участвовать в ее деятельности. В этом случае его могут признать подставным лицом.

Если это произойдет, то налоговая инспекция будет вправе внести в ЕГРЮЛ информацию о недостоверности сведений об организации, а правоохранительные органы, в свою очередь, могут возбудить уголовное дело. У подставного лица могут возникнуть проблемы с возможностью в будущем стать учредителем или руководителем какой-либо фирмы. Дело в том, что с 2016 года вводится запрет на государственную регистрацию организаций на лиц, ранее задействованных в деятельности организаций, нарушивших законодательство.

Ответственность за внесение «фиктивных» сведений в ЕГРЮЛ

До вступления в силу закона было предусматривалось, что уголовная ответственность наступает лишь за образование организации через подставных лиц. Однако теперь ответственность наступает не только за образование, но и за любое последующее внесение в ЕГРЮЛ сведений о таких лицах. То есть, к примеру, организация могла много лет действовать и иметь хорошую «налоговую» репутацию, но потом директора поменяли на «номинального» директора. Такие действия теперь будут считаться преступными.

Что за это грозит?

Заметим, что ответственность по статье 173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» формально не изменилась. Как и прежде, за данное преступление предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф от 100 до 300 тыс. рублей;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года;
  • принудительные работы на срок до трех лет;
  • лишение свободы сроком до трех лет.

Более жесткая ответственность предусмотрена за совершение преступления с использованием служебного положения и группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 173.1 УК РФ). В этом случае штраф может доходить уже до 500 тыс. рублей, а лишение свободы - до 5 лет.

Однако, несмотря на то, что ответственность не изменилась, попасть под нее стало куда проще. Ведь теперь заявление «номинального» директора о том, что он не имел цели осуществлять руководство организацией, может привести к возбуждению уголовного дела в отношении лиц, которые внесли в ЕГРЮЛ запись о таком директоре.

Документы на подставных лиц

Чтобы данные о подставных лицах попали в ЕГРЮЛ, их документы, как минимум, должны быть представлены на государственную регистрацию. С 30 марта 2015 года представление и приобретение документов для регистрации юридического лица через подставное лицо будет считаться преступлением.

Заметим, что прежде в состав описываемого преступления в качестве обязательного входил такой признак, как цель совершения преступления. То есть незаконное использование документов для создания юридического лица признавалось преступлением лишь в том случае, если юридическое лицо создавалось с целью совершения преступлений, связанных с финансовыми операциями или сделками с имуществом. Доказать наличие подобной цели было весьма сложно.

Теперь же цель незаконного использования документов значения не имеет. Это означает, что любой, кто представит для регистрации фирмы чужой паспорт (например, купленный или найденный), может быть впоследствии осужден за это деяние. Вне зависимости от того, какие цели он преследовал, подавая в инспекцию на регистрацию чужие документы. За незаконное использование документов предусмотрена следующая ответственность:

  • за представление документов или выдачу доверенности для внесения сведений в ЕГРЮЛ о подставных лицах - штраф в от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • за приобретение документа, удостоверяющего личность (например, покупку или присвоение) или использование персональных данных - штраф от 300 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет, либо принудительные работы на срок до 3-х лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Возникает вопрос о том, кто будет считаться лицом, совершившим описываемое преступление. Например, может ли считаться исполнителем преступления курьер, непосредственно подавший документы или фирма, готовившая пакет регистрационных документов? Очевидно, что вопрос об исполнителе, пособнике и организаторе описываемого преступления будет решаться индивидуально в каждом конкретном случае с использованием норм, регулирующих вопросы соучастия в преступлении (глава 7 УК РФ).

Административная ответственность

Кроме уголовной ответственности за нарушения в сфере государственной регистрации юридических лиц может применяться и административная ответственность. Закон также внес уточнения в этой части.

Дисквалификация

За представление заведомо ложных сведений для внесения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также повторное непредставление или представление недостоверных сведений предусмотрена дисквалификация для должностных лиц на срок от 1 года до 3-х лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ). Прежде за представление ложных сведений допускался штраф в размере 5 тыс. рублей. Теперь дисквалификация является единственной санкцией за описываемое правонарушение. Подробнее о последствиях дисквалификации можно прочитать в ст. 3.11 КоАП РФ .

Ответственность для учредителей (участников) юридических лиц

Введена возможность привлечения к административной ответственности учредителей (участников) юридических лиц. В целях привлечения к ответственности они теперь приравнены к должностным лицам (ст. 2.4 КоАП РФ).

Увеличен срок давности привлечения к ответственности

В отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до одного года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Административное расследование

Введена возможность проведения налоговыми органами административного расследования в отношении нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 28.7 КоАП РФ). Административное расследование является довольно неприятной процедурой. Если зачастую для фиксации обычного административного нарушения требуется лишь правильно составленный протокол, то административное расследование - это уже ценный комплекс процессуальных действий (в частности, с проведением экспертиз, установлением потерпевших и свидетелей, с допросом различных лиц.

Такое внимание законодательной и исполнительной властей к проблеме означает, что добросовестным организациям стоит еще внимательнее, чем прежде, проверять информацию о контрагентах. Ведь сделки с фиктивными фирмами могут привести к очень неблагоприятным налоговым последствиям и огромным финансовым потерям.

Участникам экономических отношений, контрольным институтам, аналитикам и наблюдателям для понимания происходящих в экономике процессов необходимо не только знать правовые нормы, положения и принципы экономической теории, но и ориентироваться в производных инструментах ведения бизнеса.

Фиктивную организацию можно признать одним из самых популярных применяемых сегодня «деривативов». Такие субъекты экономики в России появились еще в начале 1990-х годов, но наиболее активно стали использоваться лишь в последние десять лет.

По сути, существование фиктивных организаций противоправно и поэтому не предполагается законодательством. Как следствие, в нормативных актах отсутствуют их определение и описание принципов работы. В рамках процессуальных отношений о таких фирмах упоминают только при рассмотрении конкретного случая, ограничиваясь констатацией обстоятельств и квалификацией в пределах случая на основе действующей правовой системы. Научное определение также окончательно не сформировано.

В различных группах общения признается достаточным поверхностное знание сущности и особенностей деятельности фиктивных организаций. Для взаимного восприятия используются отдельные сленговые определяющие понятия: «ёжик», «космонавт», «помойка», «ромашка», «синяк», «фирма-однодневка», «фонарь» и т. д.

Обобщая правоприменительный опыт, в качестве фиктивной следует признать организацию (данное определение в полной мере может быть отнесено и к индивидуальным предпринимателям), зарегистрированную и (или) осуществляющую деятельность с нарушением гражданского законодательства РФ, которое выражается в отсутствии у правомочных лиц (учредителя, руководителя) цели осуществления организацией хозяйственной деятельности.

Определяя нарушение при регистрации, необходимо располагать достоверными сведениями, что лицо, которое заявлено учредителем организации, не выражало намерений и одновременно не осуществляло действий по регистрации юридического лица, то есть является «формальным учредителем». При этом мероприятия по регистрации проводятся иными лицами, которые составляют и подписывают от имени формального учредителя документы регистрационного пакета и предоставляют их в государственный орган. При посещении налоговой инспекции используются либо поддельные документы, удостоверяющие личность формального учредителя, либо подложные доверенности от его имени. Случается, что документы на регистрацию представляются от имени умершего человека или человека, находящегося в бессознательном состоянии по медицинским показателям; лица, потерявшего и не использующего паспорт, указанный в документах регистрационного пакета или лица, находящегося в момент регистрации за границей Российской Федерации. Аналогичными следует признавать случаи, когда регистрация осуществляется от имени иной фиктивной организации.

Наиболее часто сейчас используется другой вариант создания фиктивной организации, когда нельзя говорить о нарушениях при регистрации, а следует признавать формальность деятельности. Здесь учредитель по каким-либо основаниям выражает свое желание на создание фирмы, подписывает документы «регистрационного пакета» и представляет их для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Мотивы могут быть разные — от наивного желания быть собственником своего предприятия до стремления к обогащению за счет оплаты этих действий другим лицом. После получения свидетельства о регистрации такой организации учредитель теряет к ней интерес, а учредительные и регистрационные документы передает ее реальным пользователям, чаще всего за вознаграждение. Для повышения размера оплаты учредитель может лично заключить договор на ведение банковского счета и подать документы для получения лицензии или вступления в саморегулируемую отраслевую организацию. Почти всегда указанные мероприятия проводятся по инициативе и под кураторством лиц, которые признают создание таких производных инструментов своим бизнесом («реальные создатели»).

В дальнейшем создатели уже самостоятельно распоряжаются фиктивной организацией и ее «ресурсами». Она может быть продана, что фактически происходит путем передачи покупателю оригиналов учредительных и регистрационных документов, а также электронных ключей доступа к банковским счетам, а может использоваться создателями для обеспечения производными инструментами собственной хозяйственной деятельности или деятельности по предоставлению производных финансовых услуг:

— обналичивания денежных средств;

— нелегального перевода денежных средств на указанный банковский счет (в том числе с конвертацией в иностранную валюту и зачислением на счета в иностранном банке);

— организации фиктивного денежного оборота;

— легализации денежных средств, полученных противоправным путем и т. д.

При использовании фиктивных организаций учредитель, являющийся в большинстве случаев и генеральным директором, не осведомлен об операциях, которые согласно документам осуществляет фирма. Сопутствующие сделкам документы и отчетность составляют и подписывают представители реального пользователя.

Особенности контрольной и правоохранительной деятельности в налоговой сфере, сформировавшиеся в последние семь лет, стали причиной появления самого дорогостоящего для создателей и пользователей типа фиктивных организаций, наиболее распространенное название которых — «белки». Учредители (руководители) таких фирм сами подписывают не только учредительные документы, но и отчетность и документы об операциях, в которых участвует организация. Также они посещают государственные органы и некоторых контрагентов, где подтверждают легальность существования организации и свою причастность к подписи на документах. Признаком фиктивности таких организаций является то, что их правомочные руководители самостоятельно не принимают управленческих решений, сами организации не осуществляют полноценную хозяйственную деятельность, а используются как финансовый механизм для различных сделок по инициативе сторонних лиц.

Для придания вида законности существования фиктивных организаций с их счетов производится перечисление налогов (сборов) и иных обязательных платежей, а также выплата заработной платы сотрудникам (чаще всего только генеральному директору).

Таким образом, наиболее ценными «ресурсами» фиктивной организации являются, во-первых, наличие регистрации и юридически признаваемых реквизитов, во-вторых, возможность открытия расчетных счетов в банках и использования их для осуществления платежей.

Чаще всего банковские счета фиктивной организации используются для следующих операций:

1. «Транзитные» операции (сквозное перечисление денежных средств по счету)

Цель: сокрытие источника происхождения денежных средств при необходимости их перевода на иной счет или обналичивания. Механизм: денежные средства поступают на банковский счет со счета иной фиктивной организации. Затем, чаще всего в течение короткого промежутка времени (не более одного дня), денежные средства перечисляются на счет следующей фиктивной организации или частями на счета нескольких фиктивных организаций. После последовательной цепочки операций денежные средства поступают на счет конечного получателя и (или) на счет, с которого осуществляется противозаконное обналичивание денежных средств. Вознаграждение организаторов схемы: чаще всего не предполагается, так как является внутренним механизмом работы схемы. Возможно получение вознаграждения с иных «схемников», если предоставляются услуги по использованию данной схемы. Вознаграждение рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая должна быть переведена на счет конечного получателя.

2. Продажа товаров (работ, услуг) без идентификации поставщика

Цель: сокрытие лица, являющегося поставщиком товаров (работ, услуг) и суммы полученного им дохода. Это необходимо для сокрытия факта осуществления предпринимательской и (или) хозяйственной деятельности или занижения налоговой базы по налогам. Механизм: поставщики товаров (работ, услуг) (клиенты «схемников») оформляют сделку с «реальной» организацией от имени фиктивной организации. В соответствии с условиями договора реальная организация перечисляет денежные средства на счет фиктивной. Клиенты «схемников» дают поручения в схему о переводе полученных средств на определенный счет и (или) их обналичивании. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации. Размер процента зависит от порядка использования денежных средств (транзит или обналичивание).

3. Покупка товаров (работ, услуг) без идентификации покупателя

Цель: сокрытие лица, являющегося покупателем товаров (работ, услуг) и суммы осуществленных им расходов. Необходимо для сокрытия факта осуществления предпринимательской и (или) хозяйственной деятельности. Механизм: покупатели товаров, работ, услуг (клиенты «схемников») оформляют сделку с реальной организацией от имени фиктивной организации. Клиенты «схемников» организуют зачисление на счет фиктивной организации денежных средств для сделок. В соответствии с условиями договора фиктивная организация перечисляет денежные средства на счет реальной организации. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации. Клиенты «схемников» могут одновременно использовать операции и по покупке и по продаже товаров (работ, услуг) без идентификации покупателя.

4. Обналичивание денежных средств

Цель: получение наличных денежных средств, оборот которых не контролируется государством. Механизм: осуществляется организаторами схемы путем зачисления денежных средств на счет фиктивной организации и их дальнейшего обналичивания через банк под различные операции — выплату заработной платы, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, приобретение ценных бумаг у физических лиц и т. д.

5. Вывод денежных средств со счета под видом сделки.

Цель: вывод денежных средств со счета реальной организации с возможностью отражения в ее учете операции, определяемой как соответствующая законодательству. Это необходимо для:

— хищения денежных средств должностными лицами реальной организации;

— занижения налоговой базы реальной организации (в случае если часть выведенных денежных средств используется на оплату товаров (работ, услуг) поставщику, поступление которых отражено в учете реальной организации или если документы фиктивной организации используются для уклонения от уплаты налогов реальной организации при отсутствии встречных обязательств);

— оплаты иных сделок, отражение которых в учете реальной организации недопустимо;

— дальнейшего обналичивания денежных средств с целью их неофициального использования на нужды реальной организации (черная заработная плата, оплата поставщикам, «откаты», взятки и т. д.). Механизм: реальная организация (клиент «схемников») оформляет сделку с фиктивной организацией и переводит на ее счет денежные средства. Реальная организация дает поручения в схему о переводе средств фиктивной организации на определенный счет и (или) их обналичивании. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации. Размер процента зависит от порядка использования денежных средств (транзит или обналичивание).

6. Зачисление денежных средств на счет под видом сделки

Цель: зачисление денежных средств на счет реальной организации с возможностью отражения в ее учете операции, определяемой как соответствующая законодательству. Необходимо для ввода дополнительных инвестиций в реальную организацию без указания их источника; занижения налоговой базы реальной организации (в случае если цена с конечным покупателем товаров (работ, услуг) определена значительно выше, чем отражено в сделке между реальной и фиктивной организациями); получения оплаты по иным сделкам, отражение которых в учете реальной организации недопустимо. Механизм: реальная организация (клиент «схемников») оформляет сделку с фиктивной организацией. Клиенты «схемников» организуют зачисление на счет фиктивной организации денежных средств для сделок. В соответствии с условиями договора фиктивная организация перечисляет денежные средства на счет реальной организации. Вознаграждение организаторов схемы: рассчитывается в виде процента от суммы денежных средств, которая зачислена на счет фиктивной организации.

Перечень рассмотренных ситуаций не является исчерпывающим и может быть дополнен в ходе более тщательного изучения особенностей российской экономики.

Реквизиты фиктивной организации могут использоваться во всех случаях, когда требуется наличие зарегистрированного юридического лица. Использование фиктивной организации может быть как формальным, например, для увеличения числа участников при заявлении на тендер, так и активно противоправным, например, для хищения имущества или уклонения от уплаты налогов.

Лимонов Сергей Владимирович, начальник службы внутреннего аудита ОАО «Тоннельный отряд №44» (г. Сочи, Краснодарский край).

С.В. Лимонов для журнала «Бизнес-эксперт»


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Фирма-однодневка: подробности для бухгалтера

  • Креатив в действии или чем грозит реализация товара через фирму-«однодневку»

    При наличии у поставщика признаков «фирмы-однодневки» в правомерности вычетов по НДС... , что фактически поставки от налогоплательщика фирмам-«однодневкам» не было: нефтепродукты физически никуда... наличии у контрагента всех признаков «фирмы-однодневки» 7 . 4) Полнота исполнения покупателем... , налоги были начислены как поставщику «фирмы-однодневки», так и конечному покупателю 9 ... избегать взаимодействий с фиктивными контрагентами («фирмами-однодневками»). То есть надо проявлять осмотрительность...

  • Фирмы-однодневки: как выявить опасного контрагента?

    Избежать контакта с ней. С фирмой-однодневкой рискует столкнуться практически любая компания... контакта с ней. Что такое фирма-однодневка Несмотря на распространенность данного явления... российском законодательстве нет общего определения фирмы-однодневки. Однако его можно выделить через... добросовестной компании избежать контакта с фирмами-однодневками Практикующие юристы рекомендуют компаниям предварительно... нужно проверить, когда была зарегистрирована фирма (однодневки, как следует из названия, долго...

  • Как это сделать: выявить фирму-однодневку среди контрагентов

    Никогда, активно борются сейчас с фирмами-однодневками. Поэтому очень важно проверять контрагентов... никогда, активно борются сейчас с фирмами-однодневками. Поэтому очень важно проверять контрагентов... налоговое законодательство или имеет признаки фирмы-однодневки, сделка с ним будет рассматриваться...

  • Налоговые риски при работе с фирмами-«однодневками» (1 часть)

    Которые приобретались у «Абсолют», «Лидер» (фирмы-«однодневки»). Доводы налоговиков в части необоснованного... отсутствие реальных хозяйственных отношений с фирмами-«однодневками» (Постановления АС Уральского Округа от...

  • Необоснованная налоговая выгода

    Реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки) Использование судебной практики, отрицающей применение... налоговой выгоды – контрагент налогоплательщика является фирмой-однодневкой или аффилированной организацией, данный факт... организаций, относящихся к группе риска (фирмы-однодневки, аффилированные организации), необходимо провести комплекс... месту возможного нахождения первичной документации фирмы-однодневки; полученные результаты оперативно-розыскных мероприятий...

  • Допросы в налоговой проверке: особенности проведения и признание компании однодневкой

    Допроса «Записать в фирмы однодневки» могут в следующих случаях. Фирмы-однодневки часто используются для... не говорит, что компания является фирмой-однодневкой. Одним из широко используемых видов... о признаках нестабильной работы и фирме-однодневке. Изменение места нахождения организации является... , если рассматриваются его связи с фирмами однодневками. Например, в ходе проверки исследуются...

  • Оптимизация налогов или преступление?

    Взносов). Осуществление платежей в пользу фирмы-однодневки расценивается налоговыми органами как доказательство... . Иными словами, налоговые органы выявляют фирму-однодневку или компанию, имеющую ее признаки... пор существенно не изменялся. Под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее... быть предъявлены претензии. Размытость понятия фирмы-однодневки, тончайшая грань между посредником и...

  • Кому аннулируют декларацию: 22 тревожных признака

    Скомпрометировавшие себя номинальные руководители в фирмах-однодневках обычно меняются перед отчетностью, именно... . Компания неверно нумерует уточненные декларации Фирмы-однодневки часто уточняют свои налоговые обязательства...

  • Основные критерии проверки по НДС

    Подготовиться к требованию. Сделки с фирмами-однодневками На семинаре по налоговым проверкам...

  • Критерии фирм - «однодневок»

    Которым компанию можно отнести к фирмам-«однодневкам». Фирмы-однодневки в свете разъяснений контролирующих... @). Важно! Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не... о наличии проблемного контрагента либо фирмы-«однодневки» со всеми вытекающими налоговыми... в статье « Проверяем контрагента ». Фирмы-«однодневки» глазами арбитров Проанализируем сложившуюся арбитражную... Реквизиты судебного решения Критерии фирмы-однодневки Постановление АС Западно-Сибирского округа...



Отчетность