Предназначение датчика экспозамера. Какой режим замера экспозиции лучше? Режимы измерения экспозиции

Начинающему фотографу довольно сложно понять для чего нужно столько разных замеров экспозиции, ведь в большинстве цифровых фотоаппаратов чаще всего используется только один, относительно сложный метод измерения экспозиции - матричный (он же мультизонный, он же оценочный), который обычно устанавливается по умолчанию.

Матричный (мультизонный, оценочный) замер экспозиции

Принцип работы матричного (мультизонного) замера экспозиции основан на том, что кадр разбивается на большое количество зон в которых замеряется освещённость, затем оценивается экспозиция в каждой зоне отдельно. После замера, результаты приводятся к среднему значению, которое позволяет получить приемлемую экспозицию в каждой из зон.

На рисунке справа показано примерное деление кадра на зоны, которые похожи на матрицу. Поэтому мультизонный (оценочный) замер экспозиции часто называют матричным, но он не имеет никакого отношения к самой матрице фотоаппарата.

Матричный (оценочный) способ замера экспозиции подходит для портретов и даже для объектов с задней подсветкой в контровом свете.

Если матричный замер экспозиции можно применять практически всегда и получать неплохие результаты, то зачем же нужны другие методы замера экспозиции? Матричный (оценочный) замер экспозиции очень похож на фотосъёмку в полностью автоматическом режиме и даёт хорошие результаты при достаточно простых условиях освещения.

Если матричный (оценочный, мультизонный) режим измерения экспозиции не даёт ожидаемых результатов, используйте другие режимы, поддерживаемые вашим фотоаппаратом.

Центрально-взвешенный (усреднённый) замер экспозиции

Вторым, достаточно часто используемым режимом является центрально-взвешенный (усреднённый) режим измерения экспозиции.

Принцип его работы полностью соответствует названию: данные об освещённости считываются по всей площади кадра, однако основное внимание уделяется освещённости в центре.

Центрально-взвешенный (усреднённый) режим замера экспозиции оказывается очень удобным, если необходимо сфотографировать объект, находящийся в центре сцены. При этом обеспечивается необходимая экспозиция по объекту съёмки, а окружающие области или фон характеризируются другим уровнем освещения.

Частичный замер экспозиции

Если яркость фона довольно сильно отличается от яркости основного объекта съёмки, при этом, фотограф решил пожертвовать деталями фона, но максимально точно проработать объект съёмки, то вместо центрально-взвешенного режима предпочтение следует отдать частичному режиму замера экспозиции. Желтая область на рисунке справа показана зона измерения экспозиции в режиме частичного замера.

Точечный замер экспозиции

Опытные фотографы очень часто используют точечный режим измерения экспозиции, который позволяет фотографу получить полный контроль над замером экспозиции.

В режиме точечного замера экспозиции данные об освещённости считываются только в относительно небольшой части сцены (как правило, это центр сцены, вписанный в рамку экспозамера у компактных камер или в центральный круг видоискателя зеркального фотоаппарата). Некоторые фотоаппараты позволяют при этом считывать данные об освещённости в точке автоматической фокусировки.

Точечный режим измерения экспозиции, очень удобно использовать совместно с фиксацией экспозиции. На большинстве цифровых фотоаппаратов, кнопка фиксации экспозиции отмечена знаком . Именно точечный замер экспозиции совместно с фиксацией экспозиции использовался

Доброго времени суток! С вами на связи, снова Тимур Мустаев. Уверен, что прогрессивная категория фотолюбителей уже наслышана о понятии . Ведь это одна из определяющих характеристик фотографии!

Все, чем вы и ваш фотоаппарат занимаетесь, это – светопись. А как вы полагаете, сам метод определения количества и качества поступающего света также важен при этом? Я скажу однозначное “да”. Среди функций любой камеры есть замер экспозиции.

Не все фотографы активно пользуются им, а зря, ведь он может существенно повлиять на изображение.

Повторюсь, что нужно уметь разбираться в процессе настройки всех нужных параметров, составляющих экспозицию, то есть светочувствительности (), .

Но помимо этого, важно правильным способом измерять эту самую экспозицию, или видимое световое излучение. Это делается посредством техники, не всегда способу “на глаз” можно доверять.

Типы замеров экспозиции

Я расскажу вам о существовании трех типов замеров в фотоаппарате:

  • первый – матричный ;
  • второй – центровзвешенный ;
  • третий – точечный .

Их может быть и больше, эти – основные.

Теперь подробнее о каждом. Рассмотрим, почему они имеют такие названия, чем отличаются друг от друга и какой замер использовать в зависимости от ситуации.

Считается, что предпочтение какого-либо из них вносит существенный вклад в то, какой по освещенности будет вся фотография и ее отдельные части.

Обращаю ваше внимание, что замеры могут быть по-разному названы – все зависит от модели камеры. Но Nikon, Canon или какая-то другая марка фактически не меняет их специфики.

Сразу приведу пример, где использовался разный замер экспозиции. Фотографии не обрабатывались. Съемка велась в домашних условиях под обычным освещением. Параметры: , ISO-100, f/7.1, — лампа накаливания.

Замер первый — матричный

Режим замера — матричный. Еще его можно именовать как оценочный, также мультисегментный.

Вполне можно догадаться, что означает термин: матрица – это в математике прямоугольная таблица, разделенная столбами и строками; а приставка мульти- говорит о множественности или многократности (например, сегментов или неких секторов).

Делаем вывод о том, что благодаря этому замеру фототехника делит кадр на несколько зон, в которых измеряет освещение. После чего все замеры суммируются и выдается некое среднее значение.

Для каких же жанров и сюжетов он больше полезен? Сюда можно отнести:

  • пейзаж и съемка природы, где все части и все объекты на разных планах играют роль в общей картине. Поэтому имеет значение оценка освещения в каждом углу кадра.
  • фотография с многими значимыми элементами, которые расположились по всему снимку, в том числе в светах и тенях.

Изображение получится в целом удовлетворительное, если внешние условия довольно просты, в более сложных попробуйте другие экспозамеры.

Второй замер — центровзвешенный

Центровзвешенный вариант. Что это? Возможно, немного сбивает с толку слово “взвешенный”. Но здесь оно выступает в смысле оцененный и измеренный.

Главное здесь – центр . Похож на предыдущий замер, так как свет учитывается во всей сцене, но больший процент (около 70-80) все же приходится на середину.

Предполагается, что как раз в центре и будет находиться основной объект, персонаж, то есть предмет более значительный, более яркий, интенсивный и т.д.

Иногда встречается частичный тип. Отличие от центрального лишь в том, что он охватывает меньшую площадь, где производит замер. Примерно всего 10 процентов. А так он аналогичным образом акцентирует внимание на центре снимка.

Вероятно, он полезен, если в средине фото находится неоднозначный по световым особенностям объект или важно замерить какую-то определенную деталь объекта, которая приходится на данную область.

Замер номер три — точечный

Точечный, или экспозамер с помощью точек, советуют выбирать при фотографировании портретов.

Можно не согласиться – почему бы тогда не использовать центровзвешенный? Единственное преимущество третьего способа измерения экспозиции состоит в возможности определять, в какой именно зоне необходимо оценить освещение (не обязательно в центральной).

Правда, эта область будет совсем маленькой, даже меньше, чем для частичного вида. Есть один нюанс. Пользователи кэнон утверждают, что в отличие от никон, их точечный замер работает только опять же посредине фотографии, а движение точки фокусировки никак не влияет на него.

Какой-либо режим экспозамера я посоветовать не могу. Матричный или центровзвешенный замер я использую реже, чем точечный. В разных случаях используется свой замер.

Как вы могли понять из вышеизложенного, определенная ситуация, определенные условия съемки и объекты требуют соответствующий тип замера. Это в идеале. На самом деле стоит попробовать все, а затем уже сделать личный выбор в пользу наиболее удобного для себя.

Полезные факты

Знаете ли вы, что существует прибор для точного определения экспозиции? Возможно, Вы уже слышали о нем или прочли из моей недавней статьи. Это (экспонометр).

В отличие от внутрикамерного замера, то есть экспонометра, многие фотолюбители прибегают к данному внешнему устройству. Он, конечно, не идет вместе со стандартным набором фотооборудования, приобретается отдельно.

Несмотря на свои маленькие размеры, он может дорого стоить. Дело в том, что фотоаппарат не всегда четко определяет, какие настройки подойдут в конкретном случае. Особенно ему сложно справляться тогда, когда сюжет в кадре контрастный, много ярких и темных участков.

Поэтому если вам важно получить идеальный кадр, полностью соответствующий задумке, то рекомендую купить себе флешметр. Он не только замеряет поступающий свет разными способами, но и способен сохранять несколько проведенных измерений.

С таким прибором вам, скорей всего, проще будет подстроить все фотографические значения в ходе съемок и меньше времени в последующем тратить на обработку изображения. К тому же, простым фотоэкспонометром, встроенным в фотоаппарат не обойтись при работе с импульсным светом в студиях.

Перед тем, как сказать вам до свидание, хотелось познакомить вас с видео курсом «» — для обладателей NIKON или «Моя первая ЗЕРКАЛКА » — для обладателей CANON. Чем он хорош? Ответ прост – вы научитесь понимать свой зеркальный фотоаппарат и делать достойные снимки, выжимая максимум с него. Вы узнаете много нового, о чем даже не догадывалась о своей фотокамере. Не стойте на месте, развивайтесь, все в ваших руках!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — если у вас зеркальный фотоаппарат NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — если у вас зеркальный фотоаппарат CANON.

До свидания, посетители моего блога! Подписывайтесь и читайте новые статьи!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Экспозамер это функция в фотоаппарате, ответственная за измерение количества света, поступающего на матрицу фотокамеры и позволяющего правильно определять экспозицию (, ). Все современные профессиональные фотокамеры обладают встроенным экспонометром, по форме он похож на небольшой датчик. Существуют также и внешние экспонометры, но в данной статье я расскажу основные понятие экспозамера при участии встроенного датчика. В процессе свадебной фотосъемки менять режимы экспозамера бывает иногда очень сложно, учитывая скорость происходящих на свадьбе событий. Однако это одно из основных понятий в теории фотосъемки и поэтому необходимо понимать, что такое экспозамер и разницу между его основными режимами.

Свет, поступающий в камеру делится на два вида: отраженный и падающий. Встроенный экспонометр ориентируется на информацию поступающую от отраженного света.

Режимы экспозамера.

Для правильной экспозиции кадра, учитывая разные условия освещения, в камерах предусмотрено несколько режимов экспозамера.

— Матричный

— Центровзвешенный

— Точечный

Матричный экспозамер.

Работа данного режима основывается на следующем принципе. Кадр делится на многочисленные зоны (в зависимости от фирмы производителя фотокамеры их бывает разное количество) и каждая из них отдельно анализируется на яркость и темные/светлые участки. Также при замере учитывается точка фокусировки, цвета и расстояние от камеры до объекта/предмета съемки. Впервые этот режим был представлен компанией Никон в 1983 г. в фотоаппарате Nikon FA. В настоящее время в фотокамерах Никон датчики экспозамера оснащены зонами, по количеству приближенные к тысяче. Матричный экспозамер стоит по умолчанию в большинстве фотокамер. Это самый часто используемый вид экспозамера, и лучше всего его использовать в условиях равномерного освещения.

Во время создания следующих фотографий изменялся только режим замера экспозамера, все остальные оставались одинаковыми.

Цетровзвешенный экспозамер.

Бывают ситуации, когда необходимо измерить освещение только части кадра, например, при съемке фотопортрета с солнцем на заднем плане или при условии контрастного освещения во время фотосъемки на природе. В таком случае цетровзвешенный экспозамер даст наиболее точные результаты. При данном режиме измеряется только центральная часть кадра и в отличие от матричного режима, точка фокусировки не влияет на конечный результат, так как замер идет четко по центральной части кадра.

Точечный экспозамер.

Данный вид экспозамера использует только маленький участок изображения в самом центре кадра для определения экспозиции. Приблизительно замер происходит 1 – 5 % от общей области кадра. Точечный экспозамер лучше использовать, когда главный объект съемки яркий, а остальная часть кадра темная. Хороший пример, луна на фоне темного неба.

Переключатель режима экспозамеров во многих профессиональных фотокамерах находится на корпусе фотоаппарата.

Возможно вначале описанная в данной статье информация покажется трудной для использования. Не переживайте! Помните, что теория лучше всего закрепляется на практике, и чем больше ее будет, тем лучше. Желаю вам удачи в освоение новых высок фото искусства.

Многие фотолюбители не желая тратить силы и время на освоение нудных и многобуквенных тем в деле фотографии, так и остаются профанами в вопросе режимов измерения экспозиции. А новички и пользователи фотоаппаратов зачастую и вовсе не подозревают о существовании этой темы. Немудрено, ведь мыльницы не дают пользователю управлять этим процессом, осуществляя его в автоматическом режиме. Но начав пользоваться полу- или , важно в этом разобраться. Поэтому сейчас мы и рассмотрим, как техника это делает и какие режимы экспозамера фотоаппаратом бывают.

Кто такой этот экспозамер фотоаппаратом

Экспозиция – это один из фундаментальных критериев качества полученного снимка. По сути это количество света, которое будет запечатлено фотоаппаратом на вашей фотографии. Есть формирования этого количества света – , и . Но это факторы, влияющие на контроль пропускаемости света на . Но перед тем как попасть в «лапы» этих трех ребят, свет формируется на самих объектах съемки и измеряется встроенным экспонометром фотоаппарата. Процесс замера встроенным экспонометром количества света с определенного участка кадра и называется экспозамером.

Встроенный экспонометр

В былые времена, когда съемка осуществлялась в ручном режиме, каждый фотограф знал, что такое экспонометр и умел с ним работать. В современности же это чудо-устройство встроено в любой фото- видеотехнике и умеет работать без нашего вмешательства. За счет чего фотоаппарат и может работать полностью в автоматическом режиме. Основная и единственная задача экспонометра – замерять количество света в конкретных точках кадра. Эту задачу выполняет и встроенный экспонометр фотоаппарата, только с одним «но» – он замеряет не эталонный падающий свет, а свет, отраженный от объекта. Поэтому его легко ввести в заблуждение.

Разные объекты имеют разную степень отражаемости света, а встроенный экспонометр все объекты воспринимает одинаково (нейтрально-серыми), так как он всего лишь техника и не может знать на что конкретно сейчас направлен объектив. Одним из таких популярных «обманщиков» является снег. Который, за счет высокого свойства отражаемости света, заставляет думать технику, что он намного ярче, чем есть на самом деле. Как итог, остается . Поэтому на помощь экспонометру и существую корректировки, которыми мы помогаем фотоаппарату определиться с тем, с какого участка ему брать «пробу» для построения экспозиции.

Режимы измерения экспозиции

На данный момент существует несколько различных режимов измерения экспозиции фотоаппаратом:

  • усреднённый замер экспозиции (устаревший);
  • матричный (оценочный, многозонный) замер экспозиции;
  • центрально-взвешенный (центровзвешенный усреднённый) замер экспозиции;
  • частичный замер экспозиции;
  • точечный замер экспозиции;
  • замер по ярким участкам.

Усреднённый экспозамер (Average metering)

Также иногда называемый «интегральным». Учитывал яркость всего кадра в равной степени. Пригоден был для малоконтрастных сцен. Поэтому давал частые ошибки в экспозиции при съемке высококонтрастных кадров, например, фото на фоне яркого неба. В дальнейшем дорабатывался производителями фотоаппаратов. Так, некоторыми брендами система корректировалась для возможности замера экспозиции с приоритетом на нижнюю часть кадра и называлась «автокомпенсацией контраста». Ныне считается устаревшим и более не используется в современных фотоаппаратах.

Матричный экспозамер (Matrix Metering)

Фотоаппарат замеряет свет со всех датчиков, по всему кадру. Что делает этот экспорежим самым простым в использовании, удобным для новичков и тех, кому не хочется заморачиваться с зональными замерами. Современным фотоаппаратам удается делать в этом режиме просчета экспозиции вполне достойные кадры. Кроме случаев с высококонтрастными сценами. Если в кадре присутствует объект, например, с комнатным освещением и бьющий с окна свет, то фотоаппарат, пытаясь сбалансировать освещение, может выдавать непредсказуемые результаты. В таких сценах ей нужно помогать и пользоваться более точечными режимами замеров экспозиции.

Центровзвешенный экспозамер (Center-weighted Average Metering)

Так же называемый «центровзвешенный усреднённый», например, у бренда Canon. Снимает данные с большой зоны в центре кадра, а при обработке доминирует центральная часть зоны. Перекочевал этот вариант замера экспозиции данных о свете ещё с пленочных фотоаппаратов и ныне не самый популярный. На это есть несколько причин. Он также легок в использовании, как и матричный. Но при этом он что-то среднее между вышеописанным – матричным просчетом экспозиции и точечным, о котором речь пойдет ниже. По итогу, достаточно интеллектуальный матричный режим проще и удобнее в использовании для новичков, а точечный – хоть и более сложный, но качественнее, точнее выполняет свою задачу и предпочтительнее для профи.

Частичный режим замера экспозиции (Partial Metering)

Режим схож по своей методике с центровзвешенным, но имеет меньший охват, около 15% от центральной точки кадра. Удобен при сильно контрастирующих между собой объекте съемки и фоном кадра – когда фон сильно темнее или наоборот сильно светлее объекта в центре. То есть, это опять же переходящий режим, заполняющий пустоту между матричным и точечным режимами замера экспозиции. Также не имеет большой популярности.

Точечный экспозамер (Spot metering)

Один из самых сложных и в тоже время излюбленных и точных режимов у профессионалов, особенно у любителей портретной или предметной съемки. Сложен он тем, что вы сами указываете фотоаппарату от какой конкретной точки кадра она должна отталкиваться в построении экспозиции. При этом нужно быть аккуратным и обдумывать выбор точки. Укажете слишком яркую, получите недоэкспонированное изображение. Укажите сильно темную – получите пересвеченный . Поэтому этот режим и считается профессиональным, так как вам нужно понимать принцип формирования экспозиции и с этим пониманием указывать фотоаппарату точку.

Зато открывается огромный потенциал для творческих замыслов. В ваших руках появляется возможность создания высококонтрастных в темной комнате и, например, с лицом, частично погруженным в тень. Или деревьев в лесу, пронзаемых сквозь листву солнечными лучами. Или модель на фоне окна с контровым светом, бьющим в объектив фотоаппарата. А с учетом возможности блокировки экспозамера (речь пойдет ниже), есть возможность ещё больше расширить границы фантазии и сняв замеры с контрового света, бьющего с окна, продолжить компоновку кадра и сфокусировавшись на модели, создать черный силуэт на фоне светлого окна.

В общем возможности огромны, только придумывай и осуществляй. Но есть такие моменты, в которых точечный режим не пройдет. Например, общий портрет, стая животных. Все варианты, где объекты съемки находятся на удалении от выбранной точки и могут быть по-разному освещены. В таких случаях лучше подходят режимы с большей зоной покрытия датчиками – матричный, центровзвешенный, частичный.

Замер по ярким участкам кадра

Один из самых новых режимов замера экспозиции. Начал свое существование в фотоаппаратах от бренда Nikon (D750, D810). Рассчитан на фотографов, работающих с форматом RAW. Как известно, пересвеченные зоны кадра – головная боль фотографа и печаль для глаз зрителя. Ведь пересветы, в отличии от теней, невозможно или почти невозможно оживить, вернув в них детализацию. Сильные пересветы зачастую так и остаются белым выгоревшим пятном на фотографии. Режим замера экспозиции по ярким участкам призван исключить возможность данного явления. Ориентируясь по самым светлым участкам кадра, он строит композицию так, чтобы в крайнем случае кадр был недоэкспонированным (темноватым). При этом, как упоминалось ранее, расчет идет на то, что изображение сохранится в сыром формате RAW и в дальнейшем будет обработано в фоторедакторе. Так как сырой формат RAW, в отличии от прошедшего компрессию JPEG, позволяет намного более гибко манипулировать светом и тенями. За счет чего и будут вытянуты недоэкспонированные (темные) зоны изображения.

Режим блокировки экспозамера

Стоит осветить возможности фотоаппарата по временной блокировке экспозамера. Практически вся современная полу- и профессиональная техника имеет такую функцию. Достигается двумя путями с некоторыми отличиями.

  1. Первый вариант, в режиме предварительной фокусировки (полунажатая кнопка спуска). В этот момент происходит замер экспозиции и фокуса и ждет вашего окончательного решения. Чем вы можете воспользоваться и перекомпоновать кадр (изменить объект съемки) и завершить полное нажатие спуска затвора. При этом ранее замеренные и зафиксированные данные применяются к вновь выбранному объекту;
  2. Второй вариант – отдельная кнопа на тушке (корпусе) AE-L (Automatic Exposure Lock), которая выполняет ту же функцию, но не трогая фокусировку и без полунажатия спуска затвора. То есть, наведя на объект с нужным освещением и нажав эту кнопку, есть некоторое время, чтобы перекомпоновать кадр и сфокусироваться на новом объекте съемки. Заметим, что в зависимости от производителя, на этой функции также может быть привязана и функция (AF-L) (Automatic Focus Lock). Что полностью повторяет режим предварительной фокусировки. Но в таком случае режимы работы данной кнопочки можно настроить в параметрах фотоаппарата.

В чем смысл? Зачастую используется при точечном и частичном замерах. Когда вы берете светопробу не со всего кадра, а с конкретной точки кадра или его части. Это дает вам неограниченные возможности в творческом подходе со светом.

Как можно понять, у каждого варианта замера экспозиции фотоаппаратом есть свои неопровержимые достоинства и недостатки. Если вам не хочется мучиться с зональными экспорежимами, которые требуют более глубоких знаний и понимания вопроса, то ваш вариант это матричный. Но помните, в сценах с контровым светом (бьющим в объектив фотоаппарата ярким светом) и в сильно контрастных сценах, результаты, чаще всего, будут не удовлетворительными. Многим нравится использовать точечный замер экспозиции, потому как результаты будут достаточно предсказуемыми и под вашим контролем. Но тогда нужно будет пользоваться или функцией предварительной фокусировки или кнопкой блокировки замера экспозиции. Или же постоянно, от кадра к кадру, бегать точкой выбора датчика экспонометра в кадре. Обладателям фотоаппаратов с новым режимом замера экспозиции по ярким участкам и не брезгующим дальнейшей обработкой RAW файла в фоторедакторе, приоритетен, как ни странно:), «режим замера по ярким участкам». То есть, каждому свое – дело вкуса. Кому какой тип замера пришелся по нраву, тот и берут на вооружение.

Что такое экспозамер? И почему первое, что вам необходимо освоить для работы с вашей камерой – помимо того, как устанавливать карту памяти, конечно, — умение провести замер яркости объекта, который вы собираетесь снимать?

Современные зеркальные камеры имеют встроенный TTL-экспозамер, который измеряет степень освещенности снимаемого объекта. В вопросах понимания цифровой фотографии и выбора правильной экспозиции, TTL-экспонометр камеры должен стать вашим новым другом. Как только вы освоите и начнёте хорошо понимать работу экспонометра, вы поднимете качество ваших фотографий на новый уровень.

Потому что при правильном использовании экспонометра, вы сможете максимально точно запечатлеть на фотографии снимаемую сцену, отобразив все детали, цвета, текстуры и тени.

Мы абсолютно уверены, что экспериментируя с камерой, вы не раз выбирали неверную экспозицию (да и кто не проходил через это?). Скорее всего, вы сталкивались с потерей данных изображения в зоне светов. В цифровой фотографии, к сожалению, как только вы переэкспонировали изображение – вы потеряли данные об изображении безвозвратно (съёмка в RAW, конечно, позволяет избежать этого). Так что у вас есть выбор: игнорировать эту особенность цифровой фотографии на свой страх и риск, либо поработать над вашими навыками использования режимов экспозамера.

Центрально-взвешенный режим замера экспозиции

В этом режиме камера считывает информацию о яркости объекта, поступающую из области, отображаемой в центральной части видоискателя (при этом информация о яркости остальных частей кадра поглощается, и данные о яркости, выдаваемые процессором камеры, как правило, бывают ниже).

В камерах различных производителей название этого режима может несколько отличаться, например, в камерах Canon он называется «Центрально-взвешенным усреднённым» (Center-weighted Average Metering), у Nikon же – «Центрально-взвешенный» (Center-weighted Metering).

Если говорить о принципе работы центрально-взвешенного режима экспозамера, то он основывается на том, что чувствительность сенсора камеры распределена по полю кадра неравномерно: она выше в центре и спадает к краям. Таким образом, наиболее чувствителен сенсор именно в пределах области, обозначенной в видоискателе камеры центральным кругом.

С точки зрения практического применения, этот режим заставляет камеру сфокусироваться на объекте в центре кадра, особо не обращая внимания на тёмный или светлый фон или другие объекты в кадре. Поэтому он наиболее пригоден для репортажной фотосъёмки или съёмки сцен, где объект находится в центре кадра.

Например, центрально-взвешенный режим замера экспозиции идеально подойдёт для съёмки портрета вашей спящей кошки, или , разбитой в результате аварии.

Точечный режим замера экспозиции

Когда вы смотрите через объектив зеркалки, вы, обычно, можете видеть несколько точек фокусировки и/или меток центровки; это небольшие области кадра – иногда пользователь может самостоятельно выбрать одну из них – в которых камера производит замер яркости для определения экспозиции. Любые данные о яркости областей кадра, выходящих за пределы точки, в которой производится замер, при расчёте значения экспозиции игнорируются.

Принцип работы этого режима заключается в измерении яркости небольшого участка кадра (не более 5% от общей площади кадра).

Для точечного режима экспозамера характерны более ярко выраженные перепады чувствительности, по сравнению, например, с центрально-взвешенным режимом, поскольку при точечном замере остальная часть кадра, как упоминалось выше, в измерении не участвует вовсе. Однако, именно этот режим является наиболее точным из всех существующих, поскольку он позволяет предельно точно измерить яркость любых участков сцены.

Поскольку точечный режим замера крайне чувствителен к выбору точки проведения замера, он малопригоден для репортажной съёмки. Этот режим придёт вам на помощь, когда вам необходимо заснять контрастную сцену или сцену со .

Режим частичного измерения

Вы можете рассматривать режим частичного замера экспозиции, как расширенный вариант точечного экспозамера. В режиме частичного замера, информация о яркости считывается с области гораздо большей, чем при точечном экспозамере: около 10% кадра против 2-3% в точечном режиме.

Чаще всего этот режим замера экспозиции можно встретить в фотоаппаратах Canon, где он получил широкое распространение, как отдельный режим, начиная с модели Canon F-1.

Режим частичного экспозамера лучше всего использовать в случаях, когда объект съёмки сильно подсвечен, а вы хотите получить хорошо проэкспонированное изображение снимаемого объекта. В таких случаях этот режим экспозамера позволит вам правильно проэкспонировать снимаемый объект, в то время как фон может получиться переэкспонированным.

Таким образом, режим частичного замера позволяет вам более точно управлять экспозицией в конкретной области снимка.

Матричный (оценочный, многозонный) режим экспозамера

Матричный режим экспозамера – режим по умолчанию, при котором TTL-экспонометр замеряет яркость всех точек в кадре, после чего процессор камеры, основываясь на данных заложенных производителем, подбирает оптимальное значение экспозиции для снимаемой сцены.

Стоит отметить, что эффективность этого режима напрямую зависит от процессора камеры и количества точек фокусировки, доступных сенсору.

Матричный режим экспозамера наиболее оптимален при режимах с автоматическим управлением экспозицией и подходит для съёмки равномерно освещённых сцен, например, .

Для начала изучить сцену, которую собираетесь снимать, в видоискатель. Если она выглядит равномерно освещённой, используйте Матричный (оценочный, многозонный) режим экспозамера.

Если человек или предмет, снимаемый вами, освещён сзади ярким источником света или солнцем, то вам, вероятнее всего, следует выбрать Центрально-взвешенный режим замера экспозиции.

Если предмет вашей съёмки является наиболее значимой частью сцены, используйте Частичный режим экспозамера.

Заключение

Измерение экспозиции является одной из важнейших функций вашей камеры (хотя вы всегда можете использовать ручной экспонометр) поскольку правильный выбор экспозиции критичен для фотографии.

Конечно, некорректный выбор режима экспозамера не будет портить каждую фотографию, отснятую вами, однако, как только вы усвоите и научитесь использовать различные режимы экспозамера, вы сразу же заметите, насколько уменьшится среди ваших фотографий число недодержанных и/или передержанных.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Отчетность