Правило динамической симметрии в фотографии. Симметрия и асимметрия. Что же дает принцип симметрии фотографу

Например , используя нечетное число элементов в фотографии, можно сделать ее интереснее, как раз благодаря тому, что симметрия нарушается. Представим себе фотографию, объектом которой являются цветы. Если мы выберем два или четыре цветка, это сильно привлечет наше внимание и заставит задуматься о том, почему одна или две пары цветов изображены на фотографии. Наоборот, если мы используем нечетное число цветов, как несовершенное число, общее их количество станет незаметным, что приблизит нас к основному объекту фотографии: просто цветам.

С другой стороны , если мы хотим выразить неестественность, идеальность или порядок, то поиск симметричных композиций в формах или четных количествах изображаемых объектов поможет нам усилить основные идеи. В то же время, попытка зафиксировать симметрию в фотографии обязывает нас быть более строгими в отношении техники, которая является частью фотографии. Ведь отразить симметрию - это путь к тому, чтобы отразить идеальность. Таким образом, она должна проявляться во всем, включая и технику.

Итак, отвлеченно от фотографии: симметрия окружает нас везде. «Где?» -спросите вы. Посмотрите в зеркало.

Посмотрите на дома, на предметы, что вас окружают . Вокруг так много симметрии, что порой мы забываем о ней. С другой стороны, в природе симметрия - редкий гость. Взгляните на деревья, скалы. Но и там она встречается.

Однако перейдём к съёмке. Первые вопросы, которые приходят на ум: «Когда имеет смысл сделать снимок симметричным? В какой момент понять, что именно сейчас нужно сделать кадр с «симметричной композицией»?». Лучший подсказчик, конечно - это вдохновение. Но в фотографии, оно, как правило, советчик немногословный. «Вот это классно!» - скажет вдохновение и тут же умолкнет. А уж вам, бедолаге, придется отдуваться за него, пытаясь передать «Вот это классно!» через фотографию, и самому решать, каким будет снимок, с какой композицией.

Симметрия будет уместна при съёмке фотографий не динамичных, передающих состояние покоя. Редко фотография с симметричной композицией передаёт ощущение движение или опять-таки динамики.

Как правило, это статичная, можно даже сказать, «тяжёлая» фотография.

В большинстве случаев используется вертикальная симметрия (то есть когда правая часть - это отражённая левая).

Реже - горизонтальная.

Впрочем , ось симметрии может располагаться и под углом. И, разумеется, их может быть несколько.

Как правило , используя этот приём хорошо снимать архитектуру. Только при этом учтите, что, скорее всего, будет потеряно «пространство кадра» и с большой вероятностью кадр получится «плоским».

Интересно получаются пейзажи с использованием отражения в воде . В этом случае применяется как раз горизонтальная симметрия.

Домашнее задание:

Сделать фото с применением правила симметрии.

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

урок был взять вот тут)

http:/ /grablimk.blogspot.ru/2014/01/blog-post_8896.html

Мы знаем что такое равновесие в фотографии и что оно является одним из наиболее важных элементов композиции. Размеры, характер и расположение в пространстве элементов композиции должны быть подчинены зрительному равновесию. Но вот как сбалансировать изображение, какие есть способы - рассмотрим в этой статье.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это наиболее очевидный и простой способ достичь композиционного равновесия. Симметрия прослеживается во всем: в природе, в строении человеческого тела, в предметах повседневной жизни.

Не все уравновешенные или сбалансированные фотографии симметричны - все симметричные композиции по умолчанию находятся в равновесии.

Симметричное равновесие на фотографии достигается тогда, когда объекты с одинаковым визуальным весом будут размещены равноудалённо от центра изображения. Но, создавая такую композицию, необходимо учитывать, что нарушить равновесие может даже небольшой элемент, присутствующий на одной из частей композиции, но отсутствующий на другой. Композиция уже не будет восприниматься симметричной - появится дисбаланс и визуальное напряжение. Происходит это от того, что при восприятии симметрии наш мозг устанавливает определённый ритм объектов и интервалов между ними, предполагает наличие определённой последовательности и интервала. А если этого не происходит - испытывает беспокойство.

В фотографии наиболее часто используются три вида симметрии:

  • Зеркальная (двусторонняя). Как уже понятно из названия, в основе лежит равенство двух частей композиции, которые расположены по разные стороны центральной оси снимка и являются практически зеркальными отражениями друг друга. Ориентация оси может быть как вертикальная, так и горизонтальная. Симметрию называют чистой, если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно. Но в природе такое встречается достаточно редко, ведь ни для кого не секрет, что даже человеческое тело не полностью симметрично. В большинстве случаев мы имеем дело с неполной симметрией - когда отражения не полностью идентичны и имеют незначительные отличия.

  • Радиальная (лучевая или круговая) . В её основе лежит равное удаление всех элементов композиции относительно центральной точки (или общего центра). Количество объектов, как и угол их расположения относительно центра, могут быть различны. Главное понимать, что пока есть некий общий центр - симметрия сохраняется.

  • Трансляционная (кристаллографическая) . Это вид симметрии, в которой элементы композиции повторяются через определенные промежутки. Как пример - колонны или окна здания. В трансляционной симметрии ключевую роль играет совпадение направления элементов. С помощи такой симметрии можно создать ритм, движение, показать скорость или очень динамичное действие.

АСИММЕТРИЯ

Асимметрия - это отсутствие или нарушение симметрии. Но это вовсе не значит, что асимметрия - это отсутствие равновесия композиции.

Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.

С его помощью можно дать ощущение движения, жизни и энергии. И если симметричная композиция воспринимается "как есть" - легко и сразу, то асимметричную нужно "читать" постепенно. Асимметричное равновесие сложнее построить, но у него есть огромное преимущество - оно оставляет нам большой простор для творчества.

Применяя знания на практике, вы можете совмещать симметрию с асимметрией и добиваться прекрасных результатов и привлекать больше внимания. Вот несколько примеров:

  • композиция приближается к абсолютной или чистой симметрии:

  • симметричное равновесие асимметричных форм:

  • асимметричная в целом композиция состоит из симметричных частей:

  • композиция может быть и в целом, и в деталях полностью асимметрична:


Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что:

  • визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы;
  • симметрия создаёт баланс сама по себе и, как правило, считается красивой и гармоничной. Но есть и обратная сторона медали - она зачастую лишена динамики и может показаться статичной и скучной;
  • асимметрия, как антипод статичной симметрии, обычно привносит в композицию динамику.

Симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение в повседневной жизни, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира и позволяет создавать неповторимые фотографии!

Читайте ещё о композиции в других наших статьях.

Сегодня мы с вами поговорим о явлении, с которым каждому из нас приходится постоянно встречаемся в жизни: о симметрии. Что такое симметрия?

Приблизительно мы все понимаем значение этого термина. Словарь гласит: симметрия – это соразмерность и полное соответствие расположения частей чего-нибудь относительно прямой или точки. Симметрия бывает двух видов: осевая и лучевая. Сначала рассмотрим осевую. Это, скажем так,«зеркальная» симметрия, когда одна половина предмета полностью тождественна второй, но повторяет ее как отражение. Поглядите на половинки листа. Они зеркально симметричны. Симметричны и половины человеческого тела (анфас) – одинаковые руки и ноги, одинаковые глаза. Но не станем заблуждаться, на самом деле в органическом (живом) мире абсолютной симметрии не встретить! Половинки листа копируют друг друга далеко не в совершенстве, то же относится к человеческому телу (присмотритесь сами); так же обстоит дело и с другими организмами! Кстати, стоит добавить, что любое симметричное тело симметрично относительно зрителя только в одном положении. Стоит, скажем, повернуть лист, или поднять одну руку и что же? – сами видите.

Подлинной симметрии люди добиваются в произведениях своего труда (вещах) - одежде, машинах… В природе же она свойственна неорганическим образованиям, например, кристаллам.

Но перейдем к практике. Начинать со сложных объектов вроде людей и животных не стоит, попробуем в качестве первого упражнения на новом поприще дорисовать зеркальную половинку листа.

Рисуем симметричный предмет - урок 1

Следим, чтобы получилось как можно более похоже. Для этого будем буквально строить нашу половинку. Не подумайте, что так легко, тем более с первого раза, одним росчерком провести зеркально-соответствующую линию!

Разметим несколько опорных точек для будущей симметричной линии. Действуем так: проводим карандашом без нажима несколько перпендикуляров к оси симметрии - средней жилке листа. Четыре-пять пока хватит. И на этих перпендикулярах отмеряем вправо такое же расстояние, какое на левой половине до линии края листика. Советую пользоваться линейкой, не очень-то надейтесь на глазок. Нам, как правило, свойственно уменьшать рисунок - на опыте замечено. Отмерять расстояния пальцами не порекомендуем: слишком большая погрешность.

Полученные точки соединим карандашной линией:

Теперь придирчиво смотрим - действительно ли половины одинаковы. Если всё правильно - обведём фломастером, уточним нашу линию:

Лист тополя дорисовали, теперь можно замахнуться и на дубовый.

Нарисуем симметричную фигуру - урок 2

В этом случае сложность заключается в том,что обозначены жилки и они не перпендикулярны оси симметрии и придётся не только размеры но ещё и угол наклона точно соблюдать. Ну что ж - тренируем глазомер:

Вот и симметричный лист дуба нарисовался, вернее, мы его построили по всем правилам:

Как нарисовать симметричный предмет - урок 3

И закрепим тему - дорисуем симметричный лист сирени.

У него тоже интересная форма - сердцевидная и с ушками у основания придётся попыхтеть:

Вот и начертили:

Поглядите на получившуюся работу издали и оцените насколько точно нам удалось передать требуемое сходство. Вот вам совет: поглядите на ваше изображение в зеркале, и оно вам укажет, есть ли ошибки. Другой способ: перегните изображение точно по оси (правильно перегибать мы с вами уже научились) и вырежьте листик по изначальной линии. Посмотрите на саму фигуру и на отрезанную бумагу.

Шедевр, наверное, хочет сделать каждый фотограф, но получается это не у всех.

Как сделать шедевр я вам не расскажу, а вот о том, как вы сможете улучшить снимки, используя простые советы, стоит поговорить.

В прошлый раз были озвучены следующие советы :

  1. Правило контрастов.
  2. Ракурс или точка съемки.
  3. Ритм в фотографии.
  4. Использование внутренних связей в фотографии.
  5. Горизонт должен быть горизонтальным.
  6. Аккуратней с кадрированием.
  7. Избегайте пустот в кадре.

Приступим к изучению нового.

Сделайте кадр простым и понятным, уберите с него все лишние детали, отвлекающие зрителя от главных объектов. Ненужный мусор (и в буквальном смысле этого слова тоже) из кадра можно убрать с помощью графических редакторов – Adobe Photoshop и Adobe LightRoom.

Основы композиции в фотографии

Сделайте кадр максимально большим. Это позволит зрителю быстрее понять смысл изображения без продолжительных блужданий по всей картинке.

Совет №16 – Баланс.

Постарайтесь сделать сбалансированную композицию так, чтобы правая часть фотографии не выглядела тяжелее левой (или верхняя тяжелее нижней).

Основы композиции в фотографии

Я уже говорил, что разные цвета воспринимаются по-разному. Стоит теперь упомянуть одинаковые цвета.

Основы композиции в фотографии

Один и тот же цвет будет восприниматься по разному в зависимости от занимаемой им площади. Черное пятно может быть уравновешено – чуть большим по площади серым.

Основы композиции в фотографии

А вот для того, чтобы уравновесить черное пятно белым цветом, пропорции будут уже совсем другими. Для этого понадобиться очень много белого цвета.

Основы композиции в фотографии . Совет №17 – Аккуратней с линиями в кадре.

При фотосъемке людей следите, чтобы линия горизонта или другие линии фона (столб, дерево) не проходили через голову человека. Иначе может получиться иллюзия, будто у человека выросли рога из головы, или столб… Что явно не добавит красоты снимку. Для того, чтобы избежать этого, нужно всего лишь изменить точку съемки.

Основы композиции в фотографии . Совет №18 – При съемке портрета следите за глазами.

При фотосъемке портрета очень важную роль играют глаза, поэтому и фокусироваться нужно именно по ним.

Основы композиции в фотографии

Если фокус поймать сложно попробуйте сфокусироваться по пуговице на груди.

Основы композиции в фотографии . Совет №19 – Съемка движущихся объектов.

Когда фотографируете движущийся объект, оставляйте ему место для движения – располагайте его так, как будто он только что зашел на фотографию, а не покидает ее.

Основы композиции в фотографии

Еще один способ размывания фона – изменение фокусного расстояния. Во время экспонирования кадра меняется фокусное расстояние, при этом получается эффект размытости, при котором линии устремлены в центр.

Съемка с проводкой несколько легче чем данных эффект (во всяком случае для меня).

Как вы уже успели понять – если фон размыть, то эффект движения передастся лучше.

Основы композиции в фотографии . Совет №20 – Используйте нечетное число одинаковых предметов.

Три одинаковых предмета (растения / животного) будут выглядеть лучше, чем два или четыре

Основы композиции в фотографии

Основы композиции в фотографии . Совет №21 – Симметрия.

Помните, я рассказывал, что симметрия это зло и от нее нужно отучаться? Этому посвящены статьи про и .

Это действительно так, но есть и исключение из правил.

Симметрия достаточно часто встречается вокруг нас (посмотрите в зеркало), архитектура и другие предметы в нашей жизни используют симметрию.

Основы композиции в фотографии

В природе это более редкое явление. Деревья, скалы, камни и еще целая гора примеров ассиметричных предметов.

Основы композиции в фотографии

Когда уместна симметрия спросите вы?

Если вы хотите передать спокойствие, статичность, умиротворенность – смело используйте симметрию.

Основы композиции в фотографии

Правило симметрии можно использовать при съемке архитектуры, пейзажей с отражением в воде, также могут получиться интересными снимки с отражением в зеркале.

Муниципальная научно – практическая конференция учащихся

«Первые шаги в науку»

Секция «Математика вокруг нас»

Исследовательская работа

«Симметрия фотографии – асимметрия жизни»

Подготовила:

ученица 7 класса МБОУ «СОШ № 42» г. Энгельса

Абрамова Анна

Руководитель: учитель математики МБОУ «СОШ № 42» г. Энгельса

Нагимулина И.А.

г. Энгельс

2015 год

Оглавление:

    Оглавление ……………………………………………… 2

    Введение ……………………………………………….3

    Основная часть

Понятия»симметрии» и «асимметрии» ………………………….. 4

История фотографии ………………………..... 6

Исследование ретро – фотографий ………………………..... 7

Симметрия и асимметрия пейзажных композиций ……………… 7

Анализ фото личного фотоархива ………………. 8

Симметрия и асимметрия в современных фотопроектах ………. 10

    Заключение ………………………………………….13

    Список источников информации ……………………………………14

    Приложения

Приложение 1 ………………………………………… 15

Приложение 2 ………………………………………… 18

Приложение 3 ………………………………………… 19

Приложение 4 …………………………………...…… 20

Приложение 5 ………………………………………... 23

Приложение 6 ………………………………………... 24

Введение

Цель:

    Изучить понятия симметрии и асимметрии в аспекте их применения в фотографии.

    Выявить, насколько широко симметрия и асимметрия присутствует в фотографиях, в каких случая

  1. х фотографами используется тот или иной вид симметрии.

    Установить, на примере фотографий разных времен, какие эффекты позволяют достичь эффекта как симметрии и асимметрии.

Основополагающий вопрос:

Насколько часто симметрия и асимметрия используется при создании фотоснимков. Можем ли мы считать использование симметрии и асимметрии приёмами, гармонизирующим восприятие действительности на фотоснимках?

Гипотеза:

Симметрия и асимметрия широко используются при создании фотоснимков;

Невозможно расставить приоритеты в использовании принципов симметрии и асимметрии в современной фотографии.

Задачи:

Определить, что называют симметрией и асимметрией.

Рассмотреть некоторые виды симметрии и асимметрии в фотографиях.

Познакомиться с ретро – фотографиями и современными фотопроектами ведущих фотографов мира для исследования применения симметрии и асимметрии в современной фотографии.

Исследовать собственные фотографии на предмет использования принципов симметрии и асимметрии.

Я увлекаюсь фотографией. Мне очень интересно, как можно использовать получаемые мною знания в рамках изучения предмета «Математика» в реальной жизни, а не только для решения алгебраических и геометрических задач. Выбирая в качестве темы своей исследовательской работы тему «Симметрия фотографии – асимметрия жизни», я опиралась на огромное желание узнать новое и важное для меня, выстраив параллели между теоретическими знаниями и их практическим применением в интересующей меня области, являющейся моим хобби – фотографии. В своей работе я постараюсь исследовать важные аспекты в области симметрии и асимметрии в создании снимков, понять и ответить на вопросы их приоритетности или отсутствия таковой. В качестве приведенных доказательств, мною будут использованы известные в фотомире проекты и приведены в качестве примеров фотографии современных фотохудожников. Понять, какими средствами, какими аспектами симметрии и асимметрии руководствуются фотопрофессионалы при создании своих уникальных снимков – вот цель моего исследования.

Основная часть

Понятия «Симметрии» и «Асимметрии»

Остановимся на понятии «симметрия» и «асимметрия» в теоретическом аспекте.

Симметрия в определении Ожегова – это соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-либо, в том числе по противоположным сторонам от точки, прямой и плоскости.

Термин «cимме́три́я» - (др.-греч. συμμετρία) по гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

Симметрия в широком случае – соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые в каких – либо изменениях, преобразованиях. По преданию термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский, живший в городе Регул. Отклонение от симметрии он определил термином «асимметрия».

В любом виде искусства особое место занимает симметрия – способ создания гармонии, художественного образа, средство достижения единства и художественной выразительности.

Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции, средство, с помощью которого организуется форма композиции (группа деревьев, партерный цветник, сад в целом и т. п.), где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. В симметрии очень широк диапазон возможностей и аспектов художественной выразительности.

Симметрия - это наиболее очевидный и простой способ достичь в композиции равновесия

В искусстве фотографии наиболее часто используются два вида симметрии:

    самый простой вид симметрии – зеркальный (двусторонний) - основывается на равенстве двух частей композиции, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость (ось), которая делит такую композицию пополам, называется плоскостью (осью) симметрии. "Зеркальной" симметрией обладает бабочка, листок или жук и часто такой вид симметрии называют еще "симметрией листка".

    другой вид симметрии – радиальная (лучевая) симметрия - связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси (точки) симметрии, т. е. линии (точки), при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой. Радиальная симметрия характерна для центричных композиций: круглые клумбы, различные беседки, ротонды; в природе она характерна для гриба, ромашки, соснового дерева, поэтому иногда ее еще называют "ромашко-грибной" симметрией.


Симметричная композиция по умолчанию находится в равновесии. Если в симметричной композиции убирается даже мельчайший элемент, нарушается равновесие, и кажется, что вся композиция испытывает напряжение. При восприятии симметрии глаз устанавливает ритм объектов и интервалов между ними, предчувствует наличие следующего объекта и интервала и испытывает беспокойство, если этого не происходит.

Симметрия гармонична, но если всякую композицию делать симметричной, то вскоре мы будем окружены благополучными, но однообразными пейзажами, объектами, формами.

Асимметрия – это средство композиции, которое основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого.

Асимметрия - это отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Элементы композиции - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию. Если симметричная композиция воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно. Гармония развитой асимметричной композиции строится на сложнейших отношениях многих ее закономерностей, поскольку элементы композиции не связаны осью (точкой) симметрии.

Симметрия и асимметрия помогают достигать художественной выразительности статичных и динамичных композиций в фотографии:

В одних случаях композиция приближается к абсолютной симметрии.

В других, при наличии общей симметричной основы, прослеживается явная асимметрия деталей.

В третьих, наоборот, асимметричная в целом композиция состоит из симметричных частей.

И, наконец, композиция может быть и в целом, и в деталях полностью асимметрична.

Симметрия и асимметрия при правильном их использовании в фотографии могут стать важнейшим средством решения задач гармонизации окружающего нас пространства.

История фотографии.

Не правда ли, довольно странная фотография? Вряд ли ее можно назвать удачной. Собственно говоря, и различить-то на ней что-нибудь весьма трудно.

Но ее достоинство определяется не четкостью изображения, а совсем другим критерием: порядковым номером. Она – первая. Первая в мире . И в этом смысле она абсолютно бесценна. Ученый Жозес Ньепс сделал ее из окна своей мастерской. Причем, в качестве светочувствительного слоя он использовал асфальт. Точнее битум – асфальтовый лак, нанесенный на свинцово-оловянную пластину. Экспозиция равнялась восьми часам. Столько требовалось ждать проявления светового рисунка, с которого потом делали гравюру.

Жосеф Ньепс, как и полагается всем великим изобретателям, умер полунищим.

Исследование ретро – фотографий.

Первые фотографии были предназначены для запечатления объекта, это и обусловливало отсутствие композиции как таковой. С развитием фотографии стали появляться портреты, пейзажи, а также сюжетные фото.

Проведя исследование ретро композиции «Московского музея фотографии», мною отмечены следующие тенденции в использовании принципов симметрии и асимметрии:

    На старинных фотопортретах для создания композиции используются строгие каноны симметрии:

Если это портрет одного человека, то объект располагался точно в центре композиции, симметричным оказывалось расположение частей его тела (фото «Купец Ознобшин», Приложение 1, снимок 1).

В случае создания коллективного фото фотограф располагал группу людей симметрично относительно некоторой оси симметрии (фото «Группа Нижегородских купцов», фото «Группа старообрядцев» (1897год),

Приложение 1, снимок 2,3).

    Исследуя фотографии начала ХХ века можно отметить первые признаки использования принципов асимметрии в фотографии, примером этого служит снимок «Черный пруд» (Приложение 1, снимок 4), на котором наряду с общей симметрией композиции старинного особняка можно наблюдать асимметричное расположение людей. Таким образом, автор снимка привнес динамику, движение в данную фотографию.

    Явным примером бурно развивающегося искусства фотографии может послужить снимок 1905 года «Жандармы» (Приложение 1, снимок 5). На нем мы можем увидеть целиком асимметрично построенную композицию, тем самым почувствовать экспрессию и динамику ситуации.

Симметрия и асимметрия пейзажных композиций.

Перейдем из прошлого века в наши времена. Сложно представить себе современного человека, не увлекающегося фотографией в меньшей или большей степени. С развитием современной техники создание фото собственными руками стало увлекательным, несложным технически, увлечением миллионов. В продолжение темы своего проекта мне бы хотелось остановиться на рассмотрении принципов симметрии и асимметрии на примере пейзажных снимков (Приложение 2)

    Зеркальную симметрию можно увидеть в отражении природных пейзажей в водяной глади (снимок 1 и 2).

    Асимметрия пейзажа представлена в виде работы известного во всем мире фотохудожника Тараса Перун (снимок 3, Taras Perun ).

    Сочетание симметрии и асимметрии представлено в виде фотоснимка «Золотая осень» (снимок 4).

Анализ фото личного фотоархива.

Я очень люблю делать снимки окружающей нас природы, ведь столько гармонии и неповторимой красоты вокруг нас создано богатой на выдумку и краски матушкой – природой! И, просматривая снимки в собственном фотоархиве, я пришла к выводу, что принципы симметрии и асимметрии представлены или использованы на каждом из них (Приложение 3).
г. Энгельс, берег Волги
Мост Саратов – Энгельс

Отважная компания на судне с веселым названием «Везунчик» (симметричность моста и асимметричность расположения «Везунчика» позволяет передать динамику ситуации).

В продолжение исследования симметрии и асимметрии в фотографии мне хотелось бы представить собственные фотоснимки с анализом использования данных принципов в композиции фотографий.


Удивительный пример осевой симметрии в природе мне удалось снять на фотоаппарат на пляже этим летом. Этот замечательный лягушонок буквально разделен пополам на две абсолютно симметричных половинки. И даже на фото «в полный рост» лягушонок любезно постарался создать пример осевой симметрии.

А вот такие цветы были сняты мною в разное время. На момент рождения фотокадра они понравились мне с точки зрения красоты, но, в ходе работы над своим исследованием, я понимаю, что красота не рождается сама по себе. Красота может быть исследована с точки зрения принципов симметрии и асимметрии.






И даже в милых мордочках любимых домашних питомцев предтавлены различные виды симметрии. Но вот вопрос: являются ли приведенные выше фотографии домашних животных абсолютно симметричными или в них можно рассмотреть элементы и принципы асимметрии?

В ходе исследования данного вопроса я задалась целью исследовать симметрию лица человека. Так ли уж однозначно симметричны черты нашего лица?

Симметрия и асимметрия в современных фотопроектах.

Не станем пока разбираться, существует ли на самом деле абсолютно симметричный человек. У каждого, разумеется, обнаружится родинка, прядь волос или какая-нибудь другая деталь, нарушающая внешнюю симметрию. Никто не усомнится, что внешне человек построен симметрично: левой руке всегда соответствует правая, и обе руки совершенно одинаковы!


Многие художники, фотографы обращали пристальное внимание на симметрию и пропорции человеческого тела, во всяком случае до тех пор, пока ими руководило желание в своих произведениях как можно точнее следовать природе. Во всяком случае, все мы симметричны!

«В споре рождается истина»- одна из любимых поговорок любителей дебатов и споров. И вот, в противовес теории полной симметричности человеческого тела, мне бы хотелось представить результаты исследования в области симметрии лица человека, в основу которых легли фотографии известного фотографа авангардиста Алекса Джона Бека.

« У каждого из нас есть хорошая сторона» - гласит известное изречение, и нью-йоркский фотограф решил показать, какая же сторона лучше. Алекс Джон Бек, 32 лет, использовал портреты 10 людей и создал симметричные изображения лиц, используя сначала в качестве основы правую, а затем-левую сторону лица.

"Я был удивлен, насколько эти изображения отличаются друг от друга", -говорит Алекс. Верхние изображения - это портреты, где за основу взята левая часть лица, соответственно, нижнее-то, где за основу взята правая часть лица (фото см. в Приложении 4). В результате проведенных исследований было установлено, что левая часть лица всегда более выразительная чем правая. Левое полушарие головного мозга отвечает, например, за язык, а правая - за ориентирование в пространстве и распознавание лиц. Правое полушарие головного мозга отвечает за левую половину тела.

В продолжении своей работы и подтверждение выдвинутых гипотез автор исследования рассмотрел фотопроект Джулиана Волькенштейна «Симметрия лица», созданный в 2010 году. Суть проекта состоит в том, что он показывает человеческое лицо таким, каким бы оно было, будучи абсолютно симметричным. Джулианом было отобрано несколько моделей, разного типажа внешности, которых он просто сфотографировал в своей студии так, как например мы фотографируемся на паспорт. Затем в графическом редакторе он разделил лицо на две половинки, создав два портрета, один из которых сложен из двух левых половинок, другой – из двух правых, зеркально отраженных по отношению друг к другу (см. фото в Приложении 4).

Существует миф, о том, что люди, с более симметричными чертами лица выглядят более привлекательными и красивыми. Но так ли это на самом деле? Если вы сделаете свой симметричный портрет, покажетесь ли вы себе более красивым, или, по меньшей мере, просто странным? Вы ли это вообще? (см. фото в Приложении 5).


Вроде бы симметричное лицо Дженифер Энистон как бы разделилось на портреты «дочери» и «матери».

Ричард Гир своим обаянием обязан левой половине лица.


А у признанной красавицы Анжелины Джоли разная ширина двух половин лица.

Так в чем же истина? Красоте строгой симметрии или ее балансе с асимметрией?

Так что же такое симметрия и асимметрия в фотографии? Как правильно расставить приоритеты в этих диаметрально противоположных понятиях? Ведь, создавая семейное фото или портрет, вы навряд ли поставите группу людей в один из углов композиции. А без принципов асимметрии просто невозможно воссоздать дуновение ветра, шум прибоя или завывание пурги на фотографии…Без использования принципов асимметрии просто невозможно было бы любоваться фотопроектом Дженны Мартин, чьи работы признаны как настоящее произведение искусства. По мнения фотографа «Правила следует знать, чтобы их нарушать». Может быть это залог успеха фотографий Дженны Мартин?



Заключение

В ходе своего исследования я получаю все больше доказательств того, что именно баланс симметрии и асимметрии позволяет воссоздать красоту и жизненную силу окружающего мира, именно их сочетание и гармоничное использование настоящими мастерами помогает создавать настоящие шедевры фотографии.

Мне очень нравится заниматься фотографией. Но, должна отметить, что делала это по-детски, по-делитантски… Работая над данной исследовательской работой, мне очень захотелось, чтобы объектив моего фотоаппарата начал смотреть на мир в унисон с моими новыми знаниями новыми стремлениями. Я заметила, что, работая над данным исследованием, я стала внимательнее относиться к важным вещам в фотографии, которые раньше мне казались не столь важными. А тема «Симметрия и асимметрия в фотографии» настолько стала понятна и близка мне за время работы над ней, что я точно знаю, что следующим этапом моей работы станет создание собственного фотопроекта по данной тематике.

Главный вывод моей работы – симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира, а применение навыков создания симметричных и асимметричных фотографий (или других видов работ) позволяет создавать неповторимую красоту и эстетику своими руками. Я рада, что на уроках математики я познакомилась с этими понятиями заинтересовалась их использованием в своем хобби. А это подтверждает еще и то, что математика – не сухая наука о цифрах и методах решения или построения, а неотъемлимая часть нашей повседневной жизни, а уроки математики могут быть красивыми, многогранными и необычайно интересными, а интерес к предмету – одна из самых сильнейших мотиваций к его изучению.

«Узоры математики, как и узоры художника или узоры поэта, должны быть красивы; идеи, как и краски или слова, должны сочетаться гармонически. Красота является первым критерием: в мире нет места для безобразной математики » ( Дж. Х. Харди).

Список источников информации.

    Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. Геометрия: Красота и Гармония. Волгоград: учитель, 2007 г.

    Вейль, Г. Симметрия. Пер. с англ. – М.: Наука, 1968.

    Волошинов, А. В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992

    Гарднер, М. Этот правый, левый мир. Пер. с англ. – М.: Мир, 1969.

    Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2010. № 2.

    Федотова В. А. Проект - эффектный метод обучения // Специалист. 2006. № 1.

    Узоры симметрии / Под ред. М. Сенешаль и Дж. Флека. - М.: Мир, 1980.

    Лапин А. Фотография как… М.; Издательство МГУ, 2003.

    Морозов С. Творческая фотография. М.; "Планета", 1985.

    Дыко Л., Головня А. Фотокомпозиция. 2-ое издание М.; "Искусство", 1962.

    Дыко Л. Беседы о фотомастерстве. М.; "Искусство", 1977.

    Гонт Л. Экспозиция в фотографии. М.; "Мир", 1989.

    Уэйд Д. Техника пейзажной фотографии. М.; "Мир", 1989.

    Шорохов Е.В. Основы композиции. М.; "Просвещение", 1986.

    Георгий Розов. Как снимать. Искусство фотографии. Изд.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006 г.

    Джон Хеджкоу. Новое руководство по фотографии. Изд.: АСТ, Астрель, 2005 г.

    Александр Ефремов Фотография без Photoshop. Секреты профессиональной фотосъемки. Изд.: Питер, 2008 г.

Интернет – источники:

    Снимок 3 «Старообрядцы», 1897 год

    Снимок 4 «Черный пруд»

    Торговка платками

    Снимок 5 «Жандармы»

    Приложение 2 Симметрия водяной глади.

    Композиция. Автор Taras Perun .

    Композиция «Золотая осень»

    Приложение 3. Фото личного архива.



    Приложение 4. Шокирующий фотоэксперимент. Автор Джулиан Вилькештайн.

    Приложение 5. Фотоэксперимент со знаменитостями.

    Приложение 6. Файн – арт фотографии. Автор Дженна Мартин.



Отчетность