Как убрать виньетирование объектива. Виньетирование - что это такое в фотографии? Художественная фотография. Устранение дефектов оптики

Рассматривая фотографии, вы можете увидеть, что на многих снимках края затемнены. Это говорит о том, что в процессе съемки на них попадает меньше света. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Эффект падения яркости кадра от его центральной части к краям называют виньетированием.

Слово «виньетирование» происходит от французского Vignette - «виньетка», то есть рамка, закрывающая изображение по краям. Виньетирование наиболее характерно для широкоугольных объективов , телеобъективов и для оптических систем, обладающих большой светосилой. Сильное виньетирование наблюдается при надевании объектива предназначенного для камеры с кропнутой APS - C матрицей на полноформатную камеру по причине разницы углов обзора.

В некоторых случаях виньетирование используется как художественный прием. Принято считать, что чем меньше виньетирование, тем лучше объектив. Эффект виньетирования также проявляется в том случае, когда на объектив надета защитная линза или светофильтр с высокими бортиками, многократно увеличивающими виньетирование.

От чего зависит появление виньетирования?

Эффект виньетирования наблюдается в следующих случаях:

Он может достигаться целенаправленно при использовании инструментов постпроцессинга. При этом результат виньетировния выбирается самим фотографом. Таким образом, достигается некоторая степень художественности фотографии. Прием часто используется в портретной съемке . Виньетирование также может применяться для придания фотографии оттенка старины.

Виньетирование может быть природным, зависящим от угла падения света на объектив и сенсор изображения. В отличие от широкоугольных объективов, зум-объективы, превышающие определенное фокусное расстояние , менее склонны к появлению природного виньетирования.

Третий случай виньетирования происходит из-за физического препятствия между лучами света, проникающими в фотоаппарат и пучками света, попадающими на сенсор изображения случайно. Из этого несложно сделать вывод, что при небольшом значении диафрагмы , механическое виньетирование увеличивается. При увеличении значения диафрагмы нежелательный эффект виньетирования снижается или исчезает совсем.

Фактические размеры современных объективов - еще одна причина появления виньетирования. В дорогих объективах очень часто имеется около 20 отдельных элементов и более. Пока свет проникает через них, теряется часть его интенсивности, так как у задних элементов от входящего света имеется защита в виде линз, которые находятся перед ними.

Как избавиться от виньетирования?

Использовать виньетирование или избавиться от него - личный выбор фотографа. Главное здесь - не переусердствовать, чтобы не выглядеть дилетантом. Нежелательное виньетирование частично или полностью убирается путем редактирования фотографий программными продуктами (к примеру, Photoshop), а также автоматически. Камеры Canon, например, оснащены функцией коррекции периферийного освещения. Виньетирование, образующееся из-за применения объективов для кропнутых камер или фильтра, на полноформатных камерах убрать нельзя. Снизить эффект виньетирования или избавиться от него полностью можно, уменьшив относительное отверстие диафрагмы в оптической системе.

Виньетирование в объективе - хорошо это или плохо?

Как уже отмечалось выше, отсутствие виньетирования является одним из признаков качественного объектива. Следовательно, эффект виньетирования можно считать уделом его плохого качества. Но так ли уж плох сам по себе этот эффект?

В некоторых случаях эффект виньетирования неприемлем, например, при съемках голубого неба, так как смотрится грубо и портит картинку. Другое дело - портретная съемка, здесь подобное искажение выглядит уместно и выигрышно, так как позволяет сконцентрироваться на центре композиции - лице человека на портрете.

Еще один вариант применения виньетирования - это фотографии в стиле ретро с эффектом старины. Не стоит отказываться от покупки, если объектив обладает данным эффектом, так как его можно использовать для привлечения внимания к центральной части кадра или убрать, используя для этого специальные программы. .

Показать html-код для вставки в блог

Что такое виньетирование в фото?

Рассматривая фотографии, вы можете увидеть, что на многих снимках края затемнены. Это говорит о том, что в процессе съемки на них попадает меньше света. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Эффект падения яркости кадра от его центральной

Читать подробнее

Эффект виньетирования в сфере фотографии – это методика затемнения углов того или иного изображения/фотоснимка/кадра. Нередко подобное виньетирование могут называть попросту «виньеткой». В более широком и глубоком смысле методика виньетирования может предполагать изменение яркости изображения от его центра и вплоть до краев. Допустимо делать и так называемое «виньетирование наоборот», то есть, когда края фотоснимка будут более светлыми, нежели его центр.

Примеры виньетирования

В сети вы можете встретить массу ярких примеров данного эффекта. К примеру, его может давать такой объектив, как Nikon 50mm f/1.8 В AF Nikkor в ходе использования на камере полнокадрового типа в лице Nikon D700. Условия применения данного эффекта:

  • Фокусировка объектива на «бесконечность»
  • Полностью открытая диафрагма
  • Фотографирование обычного белого листа со штатива (пример)
  • По углам изображения вы сможете заметить резкое падение яркости. Наиболее яркой частью фотоснимка окажется именно его центр. Если брать во внимание тот факт, что в ходе применения полнокадровых объективов по типу Nikon FX или даже любых других на 35 мм пленке кропнутых камер Nikon DX, то матрица кропнутой камеры сможет четко зафиксировать только лишь центр снимка. А вот сам эффект виньетирования в данном случае будет практически сведен к нулю.

    Сокращение виньетирования как результат управления диафрагмой

    Как, наверняка, знают опытные фотографы, процесс виньетирования неразрывно связан с числом F. Чем оно больше, и, следовательно, чем сильнее закрыта диафрагма, тем менее заметным становится и виньетирование. И наоборот, чем меньше значение числа F, тем более сильно открыта диафрагма и отчетливей заметно виньетирование. Допустимо ли как-то управлять этим числом А и его значением? Разумеется, но для этого фотографу следует детальнее ознакомиться с тематикой «Диафрагма».

    Редкий специалист встречал где бы то ни было информацию и сведения о том, что дистанция фокусировки может иметь влияние на степень виньетирования. В различных моделях объективов в ходе фокусировки на «бесконечность» и минимальную дистанцию фокусировки может проявиться различная степень виньетирования. Подобный эффект можно заметить и в ходе эксплуатации кропнутого объектива непосредственно на полнокадровой камере, когда:

  • При минимальной дистанции фокусировки объектив не давал эффекта виньетки
  • При фокусировке на «бесконечность» виньетка оказывалась некачественной
  • — это эффект затемнения углов изображения. Часто виньетирование называют просто ‘виньеткой

    В более широком смысле, виньетирование — это изменения яркости изображения от центра до краев изображения. Можно сделать и ‘виньетирование наоборот’, когда края будут более светлыми, нежели центр изображения.

    Выше показан пример виньетирования, которое дает объектив при использовании на полнокадровой камере и при полностью открытой диафрагме, объектив сфокусирован на бесконечность, сфотографирован белый лист со штатива. По углам изображения заметно падение яркости, а самая яркая часть изображения находится в центре изображения.

    Учитывая тот факт, что при использовании полнокадровых , или любых других объективов под 35-ти миллиметровую пленку на кропнутых , матрица кропнутой камеры фиксирует только центральную часть изображения, то эффект виньетирования в таком случае практически полностью сводится к нулю.

    Управление диафрагмой уменьшает виньетирование

    Виньетирование напрямую связано с числом F. Чем больше число F (чем сильней закрыта ) — тем меньше виньетирование. И наоборот, чем меньше число F (чем сильней открыта ) — тем сильней заметно виньетирование. Как управлять числом ‘F’ можете почитать .

    Зависимость виньетирвования от . На закрытой диафрагме виньетка меньше.

    Я нигде не встречал информации о том, что дистанция фокусировки также влияет на степерь виньетирования . У разных объективов при фокусировке на бесконечность и на МДФ (минимальную дистанцию фокусировки) проявляется разная степень виньетирвоания. Такой эффект я заметил при , когда при МДФ объектив вовсе не давал виньетки, а при фокусировке на бесконечность виньетка была просто ужасной. Ниже необычный пример фотографии, который показывает взаимосвязь дистанции фокусировки и силы виньетирования при использовании полнокадровой камеры в обычном режиме работы и кропнутого объектива.

    Необычный эффект виньетирования. Кропнутый объектив не дает виньетки при МДФ на полнокадровой камере.

    В зависимости от типа объектива, эффект взаимосвязи виньетирвоания и дистанции фокусировки проявляется по разному. Ниже пример разной степени виньетирования при использовании объектива на камере , при МДФ виньетирвоание сильней, чем при фокусировке на бесконечность.

    Также, у зум объективов при разном фокусном расстоянии наблюдается разная степень виньетирования. Обычно самая сильная виньетка заметна на предельных значениях фокусного расстояния.

    Например, для пейзажной фотографии виньетирование часто крайне нежелательно, потому, чтобы получить изображения без виньетирования нужно снимать на прикрытых диафрагмах. А в портретной съемке виньетирование часто может идти только на пользу.

    Виньетирование измеряется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. Например, виньетирование -1E.V. означает, что края изображения затемнены на 1 ступень или на 1 стоп сильней, чем центр изображения. Один стоп равен падению в два раза.

    Еще одной причиной появления виньетирования могут служить светофильтры и бленды. Очень часто виньетирование появляется на фотографиях, которые были сняты на объектив с неправильно одетой блендой . Обычно бленды имеют форму ‘тюльпана’, и с одной стороны лепестки ‘бленды-тюльпана’ меньшего размера, чем с другой, это связано с прямоугольной формой матрицы или пленки. Если перепутать стороны бленды или не правильно установить бленду на объектив, то можно испортить целую серию фотографий. Компенсировать виньетку от светофильтра или бленды иногда просто невозможно и приходиться кадрировать изображение.

    Виньетирование очень просто исправить с помощью редактировании RAW файлов. Точно так же эффект виньетирования можно усилить специально, чтобы получить художественный эффект, как на снимке ниже. Многие камеры имеют встроенный обработчик корректировки виньетирвоания. Например, такую функцию имеют камеры , и т.д. У камер Canon за контроль виньетирование отвечает функция ‘контроль периферийного освещения ‘. Обычно виньетирование делается специально для того, чтобы выделить на фотографии ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение.

    Личный опыт

    Я вовсе не переживаю за эффект виньетки, так как практически всегда снимаю в RAW. Эффект виньетирования сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах, например является недопустимой. Несколько раз я не до конца закручивал бленду-тюльпан на объективе, и в результате получал виньетку на изображении. Многие фотографы очень часто перебарщивают с виньеткой, а сам эффект встречается чуть ли ни на каждой второй портретной фотографии.

    Выводы:

    Виньетирование — физическая особенность объективов по распределению светового потока от центра до краев изображения. Обычно под виньетированием просто понимают потемнение углов изображения . Чтобы уменьшить степень потемнения углов изображения следует прикрывать диафрагму. Также, на виньетку влияет дистанция фокусировки . Виньетирование легко исправляется автоматически самой камерой , либо с помощью программного обеспечения . При съемке в RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества. Виньетка также может служить в качестве неплохого художественного эффекта , особенно для создания портретных снимков.

    Лайкаем — . Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

    Слово «виньетка» происходит от корня слова «виноградная лоза», которое изначально было взято для обозначения декоративной границы на странице. В фотографии имеется ввиду участок по краям изображения. Эта граница обусловлена уменьшением интенсивности света от центра изображения. Уменьшение количества света может возникнуть по разным причинам: количество света, попадающее на сенсор, тип используемого объектива или намеренное добавление виньетирования при постобработке. В этой статье мы поговорим о последнем.

    При добавлении виньетирования в процессе постобработки у вас есть два варианта: темнее или светлее, мягкий градиент или жесткие края.

    Зачем добавлять виньетирование?

    Добавление виньетирования в постобработке сводится к вашему личному вкусу. Также это в большой степени зависит от вашего стиля в фотографии и типа изображения, которое вы обрабатываете. Говоря в целом, высокий ключ не требует темного обрамления. Если вы хотите добавить виньетирование в яркое изображение, то светлое будет смотреться лучше, но все же следует быть осторожным с ее добавлением.

    Виньетирование помогает привлечь внимание зрителя к центру изображения. Это особенно полезно, если оно загромождено или содержит отвлекающие элемента по краям. Точно так же, если по краям достаточно пусто, что делает изображение плоским, виньетка добавит иллюзию переднего плана или еще одного слоя, придавая таким образом глубины.

    Добавляя виньетирование, делайте это мягко и постепенно, так как она может усилить или испортить изображение. Что часто работает лучше всего, так это градиентное и очень слабое виньетирование, особенно для портретов. Более выраженная виньетка может быть уместна на некоторых художественных фотографиях – выбор за вами. Если вы хотите добавить в изображение световое пятно, то виньетирование будет необходимым. Жесткая виньетка, сделанная непреднамеренно, сделает ваше фото таким, будто вы смотрите через перископ, и может обжечь ваше изображение, как пламя обжигает крылья мотылька.

    Вот четыре быстрых способа добавить виньетирование

    В Adobe Camera Raw

    Самый быстрый и простой способ добавить мягкое и плавное виньетирование в ваше изображение – это использование Adobe Camera Raw (работает как для Photoshop, так и для Lightroom).

    1. Использование закладки Коррекция дисторсии (Коррекция объектива)

    На изображении ниже вы видите ползунок Виньетирование линзы в закладке Коррекция дисторсии. Передвигайте его, чтобы добавить или удалить виньетирование в соответствии с вашими предпочтениями.

    2. С помощью инструмента Радиальный фильтр

    Светлую или темную виньетку можно добавить с помощью радиально фильтра. На панели настроек вы должны определить, где добавить виньетирование – в или за пределами радиуса, затем настроить экспонирование для осветления или затемнения виньетки (используя этот метод, вы даже можете применить размытие, уменьшить блики или изменить ее цвет – все с помощью ползунков). Это действительно очень удобная функция в ACR, так как она работает подобно маске слоя, хотя с помощью этого инструмента вы не сможете сделать тонкую настройку, как в Photoshop.

    Ниже приводится изображение с достаточно темным и тяжелым виньетированием. На мой взгляд, это слишком, и скорее отвлекает от изображения, чем улучшает его. Мне кажется, выглядит совершенно неправильно.

    Ниже то же фото, но со светлой виньеткой, на мой взгляд фото также выглядит неправильно в данном варианте

    В этом варианте, я думаю, виньетирование как раз то, что надо, оно улучшает первоначальный вид фотографии, что и было моей целью.

    В Adobe Photoshop

    Если вы выйдете из Adobe Camera Raw и откроете ваш файл в Photoshop, то найдете там еще несколько способов добавить виньетирование. Ниже приведены два самых быстрых способа, которые я нашла. Но прежде, чем добавлять виньетку в Photoshop, чтобы ваши действия были обратимыми, я рекомендую изучить использование слоев и масок.

    1. С помощью режимов наложения

    Первым быстрым способом добавления виньетирования в программе Photoshop является дублирование фонового слоя с помощью CMD/CNTRL + J. Все ваши настройки необходимо проводить на верхнем слое, который находится поверх фонового, таким образом ваш исходный файл будет в безопасности и нетронут.

    Измените режим наложения скопированного слоя на Затемнение или Умножение, чтобы добавить темную виньетку, или Экран или Осветление для светлой виньетки. Теперь добавьте маску слоя к скопированному слою. Если вы будете рисовать по виньетке, то убедитесь, что маска черная. Выберите большую мягкую кисть с очень низкой непрозрачностью и рисуйте белым цветом на виньетке по краям.

    В качестве альтернативы вы можете удалить виньетку вместо того, чтобы рисовать на ней, что я в данном случае предпочла бы. Добавьте белую маску к скопированному фоновому слою. Выберите большую мягкую кисть с более высокой непрозрачностью и рисуйте по маске черным цветом, начиная от середины и осторожно отходя в стороны до тех пор, пока вся виньетка не будет удалена из центра, оставив ее только по краям. Установите непрозрачность слоя на ваше усмотрение.

    Ниже приведены два примера преувеличенного виньетирования, добавленного в Photoshop данным способом.

    Прорисовка вручную или удаление виньетирования дает вам возможность применить его в нужном месте, отрегулировать глубину и интенсивность в зависимости от того, что подходит больше конкретному изображению.

    2. Использование слоя со сплошным цветом

    Другой быстрый способ состоит в добавлении сплошного цвета. Этот метод более экспериментален, так как изменить цвета одним щелчком инструмента Пипетка очень просто.

    Сплошной цвет разместится поверх вашего изображения, таким образом вы увидите прямоугольник определенного цвета. Теперь нужно применить маску слоя и приступить к удалению цвета, начиная от центра и двигаясь к краям. Еще раз, используйте большую мягкую черную кисть для удаления цвета. Если вы используете такой вид виньетирования, как на двух приведенных ниже изображениях, то это должно быть осознанно, так как оно совершенно не придает изображению естественного вида. Это подходит для скрапбукинга или других особых целей, но это не тот вид изображения, который я бы отдала клиенту.

    На изображении ниже виньетка была добавлена описанным методом сплошного цвета. Вы можете поэкспериментировать с режимами наложения, чтобы посмотреть, что выглядит лучше.

    Это было сделано с помощью сплошного цвета, как и выше, но использован режим наложения Затемнение основы.

    К этому изображению применен черный цвет с маской и режим наложения Перекрытие с непрозрачностью 80%.

    Вы можете также задать форму виньетки, используя инструмент Овальная форма. Он был применен для изображения ниже, создавая виньетку с жесткими краями. Задайте форму путем перетаскивания инструмента по изображению, и вы увидите мигающие точки вокруг созданной вами формы. Вам нужно инвертировать ее, используя комбинацию CMD/CNTRL + shift + I, таким образом будет выделена наружная часть формы и отмечена мигающим выделением (как показано ниже).

    Нажмите на иконку сплошного цвета и выберите нужный цвет. Новый слой с вашей формой автоматически заполнится выбранным цветом. Выберите этот слой и поиграйте с режимами наложения и непрозрачностью. Ниже вы увидите, как выглядят режимы наложения Разделить, Затемнение основы и Перекрытие.

    Режим наложения Затемнение основы

    Режим наложения Разделить

    Режим наложения Перекрытие

    Вы захотите растушевать маску на цветном слое или смешать края вручную с помощью кисти таким образом, чтобы края виньетирования не были четкими и видимыми. Я оставила это в таком виде, чтобы продемонстрировать, что делает слой с виньетированием.

    Ниже приведено финальное изображение только с оттенком виньетирования по краям для того, чтобы уменьшить яркость сцены.

    Я надеюсь, что эта статья дала вам несколько новых идей того, как улучшить свои фотографии с помощью виньетирования.

    Под виньетированием обычно понимают затемненные углы по краям кадра, но мало кто знает, что их можно корректировать автоматически.

    Виньетирование (от французского vignette ) может приносить, как вред так и пользу. Если вы фотографируете , то небольшое виньетирование поможет зрителю сконцентрировать внимание на модели, которая находится в центре кадра. Поэтому на портретных снимках я частенько добавляю его вручную, главное в этом деле непереборщить, как говорится.

    Но, если вы фотографируете яркое синее небо, то на фотографиях всё четыре угла затемнены, что выглядит довольно по-ламерски. Конечно, вы с лёгкостью можете убрать эти тёмные углы в любой программе на компьютере, но, чтобы не заниматься всякой порнографией за фотошопом и не тратить ваше драгоценное время, углы можно убирать автоматически.

    Чаще всего “плохое” виньетирование актуально для телевиков и широкоугольников. Если вы фотографируете какое-нибудь аэрошоу, виньетирование может быть целой проблемой.

    (наведите на фотографию чтобы увидеть разницу)

    Способствует возникновению виньетирования открытая диафрагма и светосильные линзы, чем больше вы открываете диафрагму, тем больше виньетирование, частично избавиться от него на кадре можно прикрыв диафрагму на несколько стопов. Проблемой на широком угле, из-за которой у вас появляется виньетирование может быть фильтр, который преграждает поток света.

    Не всем виньерирование мешает, на д40 я ленюсь его корректировать в программе, поэтому на некоторых фотоаппаратах есть спецовая функция, которая это делает автоматически.

    Коррекция периферийного освещения – такое мудрённое название мог придумать только Кэнон, простым и понятным языком эта функция называется “коррекция виньетирования”. Вы найдёте функцию “коррекция периферийного освещения” в первой вкладке меню настройки, зайдите в неё и посмотрите что там написано. Если вы видите надпись “данные для коррекции доступны”, значит вам повезло, всё в порядке и всё работает, если “данные не доступны” – начинаются привычные танцы с бубном.

    Дело в том, что кэнон исправляет виньетирование в зависимости от объектива, что собственно правильно с точки зрения подхода, но уж очень утомительно. В случае, когда предустановки для вашего объектива нет в фотоаппарате, её нужно загрузить.

    Для этого вам понадобится EOS Utility, который должен идти в комплекте к вашему фотоаппарату, если вы вдруг потеряли диск с ПО, можно .

    Следующим шагом вы подключаете через USB-кабель ваш фотоаппарат к компьютеру, запускаете EOS Utility и выбираете опцию peripheral illumination correction. После этого вам покажут огромный список из объективов, которые вы можете выбрать, находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите с программы. После проверяете всё ли работает, теперь в меню должна появится надпись “данные для коррекции доступны”.

    В Никоне всё просто, но работает коррекция не очень хорошо. Заходите в меню – находите функцию vignette control (если она у вас есть – повезло, если нет – “привет фотошоп!”) и включаете её, не нужно нигде ничего скачивать. Единственная проблема в том, что эта функция есть только в топовых камерах



    Отчетность