Что можно отнести к социальным факторам. Социальные факторы, влияющие на жизнь и здоровье человека

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. makros «большой»), мезо- (mesos «средний») и микро- (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения, средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

2.3. Микросоциум

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросоциум.

Микросоциум - это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

    пространственные характеристики;

    архитектурно-планировочные особенности (открытость -замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);

    благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;

    культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);

    демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей);

    социально-психологический климат, который определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума.

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья - важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономи-ческий определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Институты воспитания - это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профес-сионального слоя.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты воспитания играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. О том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками можно судить посредством следующих критериев, выделяемых М. И. Лисиной:

    внимание и интерес к другому человеку;

    эмоциональное отношение к партнеру;

    стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;

    желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.

Отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отсутствии жестких норм и правил общения, преобладании инициативных высказываний над ответными, функциональном разнообразии.

Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.

Социальные факторы - факторы, определяющие поведение потребителя, к ним относят референтные группы, семью, социальные роли и статусы.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.
Семья является важнейшей потребительской ячейкой общества. Семейные ценности - ценности, складывающиеся в результате всей жизни потребителя в отношении религии, политики, экономики, самоуважения, любви. Маркетологи всесторонне изучают семью. Они интересуются распределением ролей в семье и воздействием, которое оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов: мужа, жены, детей, дедушек, бабушек.
Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.
Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив - группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет. Тот же самый подросток, возможно, стремится избежать какой бы то ни было связи с группой приверженцев религиозных культов.
Субъекты рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние, по крайней мере, тремя путями:
индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни;
группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив;
группа подталкивает индивида к конформизму, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок.
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья, ориентирующая потребителя, включает родителей индивида, которые ориентируют его в отношении религии, политики, экономики, личных амбиций, достоинства и любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
Соотношение влияний мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории. Жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. Однако с увеличением числа работающих жен и возросшей готовностью мужей делать больше семейных закупок ситуация меняется.
В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Социальная роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждый социальный статус потребителя отражает степень положительной оценки его со стороны общества, это показатель положения потребителя в обществе, в системе социальных связей и отношений. Роль заведующей производством в крупной фирме имеет в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери.
Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес", носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов.

Еще по теме Факторы социального порядка:

  1. Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)
  2. Дискуссия по докладу П. Козловски «Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)»
  3. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  4. Раздел 4 Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие
  5. § 3. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
  6. Тема 4. Социальная компетентность и ответственность.Социальное партнерство. Социальная отчетность
  7. 78. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  8. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  9. В.А. автономов. Социальное рыночное хозяйство Теория и этика экономического порядка в России и Германии. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Санкт-Петербург, 1999, 1999
  10. Понятие правового порядка. Соотношение общественного и правового порядков

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Социальные факторы

В обобщенном виде все социальные факторы можно разделить на микросоциальные, включающие непосредственные социальные связи и условия жизни человека, и макросоциальные, включающие более широкие социально-экономические условия его существования.

Под микросистемой понимается конкретное жизненное пространство человека с вполне определенными пространственными, временными и интерперсональными характеристиками, например: дом, школа, рабочее место. В рамках микросистемы человек находится в определенный отрезок времени, в определенном месте и в определенной роли. Сюда относится и система межличностных отношений. В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам.

Макросистема включает законы, правила, предписания экономической, политической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регулирующие повседневную жизнь.

К патогенным макросоциальным факторам относятся перенаселенность, загрязненность окружающей среды, высокий уровень насилия и уменьшение социальной поддержки, безработица, бездомность, миграция.

Изучение соотнесения распространенности психических расстройств с половой принадлежностью показали, что более высокая распространенность ассоциируется с принадлежностью к женскому полу, низким уровнем образования и возрастом после 30 лет.

Установлено, что работающие женщины реже страдают депрессией, чем неработающие. Важным фактором психической патологии является сексуальное и физическое насилие, от которого в первую очередь страдают женщины.

Исследования показывают, что огромные масштабы технологических перемен также представляют собой важный стрессогенный фактор, провоцирующий рост психических расстройств.

Следует также отметить влияние этнокультуральных факторов на распространенность и характер течения различных психических расстройств. Известно, что для восточных народов характерно преобладание соматических симптомов, маскирующих эмоциональные проявления депрессивных и тревожных расстройств.

Необходимо отметить социокультурные факторы как ценности, культивируемые в обществе. Влияние культуры на специфику психических расстройств, в частности деструктивное влияние ценностей общества потребления и конкуренции, представляют собой предмет специального изучения в современной клинической психологии.

Неуклонно растущий объем исследований приводит к выводу о многофакторной биопсихосоциальной природе психических расстройств.

Биопсихосоциальные модели – важный шаг на пути к комплексному решению проблемы психического здоровья человека через призму биологического, психологического и социологического подходов.

Периоды психического развития человека

В развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности его жизненного цикла, формирования психических способностей, становления психики в целом.

Развитие людей, включая их психическое развитие, происходит неравномерно. Это касается как разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы общего восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни.

Самосознание человека формируется в процессе всей жизни, по дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально неравномерность психического развития может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором также наблюдаются неравномерности умственного, социально психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Проблема возраста. Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки создания возрастных периодизаций связаны с необходимостью определения понятия "возраст", которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие "хронологический возраст", означающее длительность жизни человека от момента его рождения.

Периодизация психического развития человека предполагает выделение критериев соотнесения хронологического возраста и психологического. Одной из первых попыток такого соотнесения было введение Альфредом Бине понятия "умственный возраст". А. Бине, французский психолог, в начале XX в. создал первый тест умственного развития. Умственный возраст он определял как способность решать задачи, отражающие представления об уровне владения понятиями и умственными операциями. Отношение умственного возраста к хронологическому служило показателем умственного развития, которое по предложению У. Штерна было названо коэффициентом интеллекта (IQ).

Социальное развитие и понятие "социализация". Социальное развитие – процесс вхождения человека в окружающую социальную действительность – одна из важнейших сторон его психического развития в целом. Без способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп трудно представить взрослого, "зрелого" человека.

Многочисленные факты, полученные при наблюдении последствий социальной депривации и в ходе специальных экспериментов, свидетельствуют о решающей роли социального окружения для всех сфер психического развития человека: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания.

Выделение сферы социального развития как отдельной стороны психического развития является условным, так как ни одно живое существо не является столь социально зависимым и одновременно не обладает столь же выраженными возможностями влияния на свое окружение, как человек. По сути, именно процесс постоянного взаимодействия человека со своим социальным окружением, все более и более расширяющийся и усложняющийся по мере взросления, служит своего рода "двигателем" всех остальных сфер его психического развития.

Процесс социального развития личности, как процесс развития вообще, осуществляется на основании взаимодействия личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного включения человека в систему социальных связей обычно и используется понятие "социализация". Поэтому понятия "социализация" и "социальное развитие" в ряде случаев выступают как синонимы. Однако, как правило, они используются в различных гносеологических контекстах.

Социализированность понимается как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение или процесс социальной адаптации. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Таким образом, в отличие от социализированности социализация подразумевает:

  • – способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • – избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • – низкую социальную ригидность;
  • – наличие личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

В последние два десятилетия активно используется термин "ресоциализаця" для обозначения процесса "вторичного" вхождения индивида в социальную среду, что стало необходимым из-за имеющихся "дефектов" социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социального и культурного окружения (ресоциализация мигрантов).

В качестве центральной характеристики социального поведения человека в процессе ресоциализации рассматривается умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному. В сложном процессе социализации, как правило, выделяют четыре направления.

Во-первых, акцент при анализе социализации делается на культурально задаваемых ценностях, моделях поведения, способах социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации рассматривается как процесс усвоения социальных навыков, интернализации различных типов социального опыта. Социальное развитие соответственно будет связываться с механизмами этого усвоения и содержанием усвоенного.

B-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу результатов социализации, т.е. речь, скорее, будет идти о социализации как об адаптации. Такое понимание предусматривает анализ характеристик человека, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Основным критерием в оценке социального развития личности рассматривается его социальная успешность.

Все эти три направления социализации отражают первую (условно скажем – пассивную) сторону социализации: момент "вхождения" человека в общество. Вторая сторона социализации, отражающая момент активного использования человеком усвоенного социального опыта, значительно реже исследовалась в социологии и психологии. Это требует выделения четвертого направления социализации: рассмотрение ее как процесса конструирования. В настоящее время проблема конструирования человеком социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания.

Естественно, что выделение этих четырех граней социализации весьма условно. Для характеристики социализационного процесса в целом подобное его структурирование представляется оправданным.

Согласно результатам эмпирических исследований в процессе социализации можно выделить три ряда факторов, определяющих успешность адаптации. Это, прежде всего, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

Суммируя результаты исследований социализации с точки зрения развития адаптационных процессов, следует отметить их следующие общие положения: социализация понимается как конечный процесс, представление о возможности достижения конечного уровня, адекватного социальной ситуации, остается неизменным: ход и содержание социализации определяются социальными требованиями, которые были заданы.

Механизмы психической адаптации и дезадаптации. Организм человека представляет собой такую динамическую систему, в которой одни и тс же морфологические и физиологические структуры обеспечивают множество функций и приспособительных процессов. Система психической адаптации образована многоплановыми подсистемами, находящимися в сложных взаимоотношениях. Поэтому психическая адаптация не может быть объяснена на основании статистических отношений составляющих ее элементов.

Представления о роли функциональных систем в психической деятельности и ее нарушений позволяет объединить отдельные факты и в каждом отдельном случае оценивать их место и значение в работе общей функциональной системы. Таким образом, ведущее место принадлежит изучению функционирования системы в целом, а не составляющих ее звеньев.

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным подсистемам. Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое позволяет ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Принципиальным отличием деятельности функциональной системы психической адаптации человека от всех других функциональных систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

Психическая деятельность, находящаяся в состоянии адаптации, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда эти "способности" соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека.

Следует, однако, указать на недостаточную разработанность в настоящее время показателей психической нормы и патологии. Применяемые в этих случаях социологические, психологические и медицинские критерии обычно строятся на негативной, часто субъективной, основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки.

Понятие о психической норме человека не является однозначным. Определить переход от нормы к патологии бывает очень сложно, особенно на основании учета лишь поведения человека в отрыве от всей его психической деятельности. Это связано с тем, что граница нормальной и патологической психической деятельности достаточно широка.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, в котором ее структура остается постоянной, но, в противоположность обычному равновесию, это постоянство сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения составляющего ее вещества (Л. Берталанфи).

Это определение психического здоровья было развито В. Я. Семке, который предложил рассматривать его как состояние динамического равновесия личности с окружающей природной и социальной средой, когда все заложенные в ее биологической и социальной сущности особенности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью.

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки – все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, а также позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать. Поэтому то или иное воздействие для одного человека может становиться психотравмирующим фактором, а для другого – являться индифферентным.

Системное представление о психической адаптации предполагает диалектическое единство общих, особенных и отдельных (единичных) ее характеристик. На возможностях психической адаптации человека отражается состояние всех систем организма. Нарушение функционирования любой из них может найти свое отражение в функциональной активности системы психической адаптации. Очевидно, что биологические и социально-психологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, в различной мере действуют на высший уровень проявлений адаптации – адаптации психической деятельности. Э го подтверждает чрезвычайную сложность структуры функциональной системы психической адаптации.

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных звеньев все время изменяются из-за нестабильности их биологической и социально-психологической основы.

На начальных этапах развития дезадаптированного состояния биологические и социально-психологические компоненты психической адаптации взаимно компенсируют возможные нарушения каждой из них. Это обеспечивается интегративными связями между ними, создающими широкие возможности пластичности, приспособления к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Это общее положение достаточно хорошо объясняет известную врачам легкость возникновения астенических, невротических расстройств при соматических заболеваниях. Она может быть объяснена тремя причинами: астенизацией больных и наступающими вследствие этого повышенной утомляемостью, психологической напряженностью и невозможностью адекватно реагировать на психотравмирующие воздействия, дополнительной невротической реакцией на болезненное соматическое состояние, а также тем, что в подобных случаях неблагоприятное взаимодействие испытывают различные звенья, которые формируют функционирование единого барьера психической адаптации. Это является причиной снижения их компенсаторных возможностей при повышенной нагрузке на каждое из звеньев в отдельности.

Одним из важнейших условий возникновения психических расстройств являются несоответствие имеющихся у человека психологических, социальных и биологических возможностей для переработки информации скорости ее поступления и количества, которое может быть как избыточным, так и недостаточным. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных нарушений упорядоченных взаимосвязей человека, выражающихся в виде невротических расстройств.

Все стадии напряжения барьера психической адаптации и его прорыва сопровождаются общими и неспецифическими для травмирующего воздействия биологическими изменениями, широко известными в настоящее время как проявления общего адаптационного синдрома, возникающего в ответ на стрессовое воздействие.

Канадский патофизиолог Г. Селье сформулировал понятие о стрессе как совокупности адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму. Он установил общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием.

Этот механизм последовательно включает три следующих этапа:

  • 1) реакция тревоги с "фазой шока", "фазой противошока", которые представляют собой генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям;
  • 2) стадия резистентности, наступающая вследствие перестройки организма в отношении травмирующего агента;
  • 3) стадия истощения, сменяющая состояние "напряженного резистентного покоя" во взаимоотношениях организма и продолжающая свое патогенное воздействие травмы.

Особое место среди различных травмирующих влияний на человека занимает эмоциональный стресс. При этом, как установлено Г. Селье и его учениками, сохраняется последовательность механизмов указанных трех стадийных биологических реакций.

Барьер психической адаптации. Важнейшим показателем нарушения психической адаптации является нарушение адекватного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации. Происходит прорыв строго индивидуального для каждого человека адаптационного барьера, который как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека.

В литературе указываются три уровня биологической и психологической регуляции, обеспечивающих активную адаптацию человека.

Первый из них – общебиологический уровень саморегулярции – обеспечивает динамическое постоянство внутренней среды организма, выработанное в процессе филогенеза и поддерживающее автономность основных жизненных процессов.

Второй, более высокий, уровень на основании генетически обусловленных общебиологических механизмов регуляции определяет инстинктивные формы поведения, являющиеся функцией спинальных, стволовых и подкорковых отделов центральной нервной системы.

Третий, высший, уровень регуляции развивается в течение жизни человека под влиянием его личностных потребностей и волевой активности. Эти три уровня находятся в тесной функциональной связи, нарушение которой, так же как и дезинтеграция деятельности каждого из них в отдельности, неизбежно ведет к нарушению барьера психической адаптации.

Концепция барьера психической адаптации и составляющих его компонентов содействует более четкому интегрированному представлению о психической деятельности. Это понятие объединяет все потенциальные возможности адекватной и целенаправленной психической деятельности, включает генетическую предрасположенность, индивидуальные социально приобретенные навыки, актуальные в определенные жизненные периоды, а также физическое и психологическое состояния человека.



Отчетность