Значение труда в развитии человека. Роль труда в становлении человека и общества


Учных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей.

Современное производство, осваивая разнообразные ресурсы и преоб­разуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздействие на окружающую природную среду. В производственные процессы вовлека­ются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, мировой океан, космос.

Под влиянием научно-технического прогресса (НТП) происходят та­кие процессы, как систематическое изменение содержания преимущест­венно физического труда в результате комплексной механизации, авто­матизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный и культурно-техниче­ский уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень и качество жизни населения.

Мощным фактором роста производительных сил общества является органическое соединение науки с производством, ибо научно-техниче­ская революция (НТР) означает не просто применение новых видов энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и даже ком­плексной автоматизации производства, а глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации и управления.

Появление электронно-вычислительной техники и рост быстродей­ствия ЭВМ оказались одним из наиболее впечатляющих направлений НТР. Производство и применение ЭВМ в развитых странах растет быст­рыми темпами, но при этом полностью учитывается и роль «человече­ского фактора» в руководстве производством благ и услуг, роль мене­джеров всех рангов.

Одним из существенных моментов развития производства является переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается его расширение преимущественно с по­мощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производ­ственный процесс. Интенсификация производства означает количествен­ный рост и качественное улучшение продукции в первую очередь за счет существенного повышения степени использования всех средств произ­водства - как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения производитель­ности труда на основе применения более совершенной техники и техно­логии производства, быстрого освоения достижений научно-техническо­го прогресса.

Опыт развития производства в странах с рыночной экономикой пока­зывает, что наряду с концентрацией производства по горизонтали - пу­тем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикали - в виде комбина-


49

Тов, т. е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различными формами об­щественного разделения труда и специализации производства. Нагляд­ные примеры вертикальной концентрации производства - металлурги­ческие, нефтехимические, лесохимические и другие комбинаты. Прогрес­сивной формой концентрации является комбинирование производства.

В условиях НТР существенную роль играют научно-производствен­ные объединения, комплексно осуществляющие процесс «исследова-ние- производство». Как правило, наиболее крупные из них включают кроме производственных звеньев проектно-конструкторские, технологи­ческие, научно-исследовательские организации, лаборатории, опытные производства, обеспечивающие необходимую научно-конструкторскую и технологическую подготовку. Это приближает науку к производству, со­здает условия для быстрейшего использования достижений науки и тех­ники в хозяйственных единицах, определяет необходимость квалифика­ционного роста работников.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участника­ми. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его об­щественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойст­венные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования тру­да - познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция
труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественного богатства (деятельность, посредством кото­
рой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует,
контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя


Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего об­щественного развития - формирует социальные слои общества и ос­новы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, высту­
пая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду
общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает зна­
ния и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаи­
модействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям воз­
можность заранее учитывать все более отдаленные естественные и
общественные последствия своих действий).

Следует отметить, что последняя функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и с помощью труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы. Что касается других функций, то они как бы подготавливают реализацию свободотворческой функции труда.

По мере развития научно-технического и социального прогресса отно­шения между функцией труда как создателем общественного богатства и человекотворческой функцией становятся все более гармоничными. Это объясняется тем, что количество и качество продуктов труда, техниче­ское совершенство, экономическая эффективность общественного произ­водства все в большей степени зависят от применения в производстве достижений науки, воплощенных в живом и овеществленном труде. Ка­тегория «содержание труда» выражает профессиональную принадлеж­ность труда, состав выполняемых работ, их сложность, последователь­ность выполнения.

Содержание труда - это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средства­ми труда и формой организации производственного процесса. Эти осо­бенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уро­вень технических возможностей, соотношение исполнительских функ­ций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т. д.


Глава 3. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 51

Те и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития про­изводительных сил предъявляет свои требования к труду, создает пред­посылки для формирования определенного типа работника, изменяет со­отношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функ­ций - совокупность выполняемых работником действий, их соотноше­ние и взаимосвязь.

При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:

логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы
необходимых трудовых операций;

исполнительская - приведение средств труда в действие различными
способами в зависимости от состояния производительных сил и непо­
средственное воздействие на предметы труда;

регистрация и контроль - наблюдение за технологическим процессом,
ходом выполнения намеченной программы;

регулирование - корректировка, уточнение заданной программы. Каж­
дая из перечисленных функций может присутствовать в той или иной
степени в труде отдельного работника, но непременно свойственна
совокупному труду. В зависимости от преобладания тех или иных
функций в трудовой деятельности человека определяется сложность
труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и
физического труда.

Многообразие содержания труда обусловливает распределение функ­ций между людьми, обрабатывающими предметы труда. Такими функци­ями являются:

методологическая, заключающаяся в применении и развитии методов
познания, в основе которых лежат объективные законы природы и
общества;

идеологическая, направленная на создание системы политических, пра­
вовых, нравственных, эстетических, философских взглядов и идей,
распространяемых через печать и публичные выступления;

воспитательная, направленная на подготовку людей к выполнению
задач социального и экономического характера путем целенаправлен­
ного воздействия на них, обеспечивающего формирование их личнос­
ти в нужном направлении;

Напправляющая, состоящая в организации планов и программ ускоре-


Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Ния социально-экономического развития страны за счет привлечения к их выполнению всех членов общества;

планирующая, состоящая в опережающем постижении развития объек­
тивных явлений на основе научности познания, обсуждения и провер­
ки динамики развития событий;

информационная, заключающаяся в пропаганде взглядов людей, пла­
нов, методов их реализации, основных положений через средства мас­
совой информации, систему образования, культуру;

управленческая, заключающаяся в реализации планов и директив вы­
шестоящих органов;

исполнительская, представляющая точное исполнение должностных
инструкций, юридических прав, технологии работы, уставных требова­
ний.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, - развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование тех­ники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулирования в точном соответ­ствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального произ­водств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промыш­ленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д.; труд по видам деятельности - труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера и т. п.; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содер­жание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракто­риста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т. д. может быть строго обозначено путем описания отличи­тельных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню развития производитель­ных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (харак­теру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую


Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производс тва 53

очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непо­средственно на производстве. Крупное машинное производство, углуб­ляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в еди­ном производственном процессе объединяются различные, но взаимосвя­занные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сто­рона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производствен­ных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной органи­зации труда проявляется в способе соединения работников со средства­ми производства, в специфических формах разделения труда и его соци­альной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных от­ношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

Форму собственности;

Отношение работников к труду;

Отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

Степень социальных различий в процессе труда.

В рыночной экономике различают две формы собственности: государ­ственную и негосударственную. Государственная собственность как сис­тема отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы. К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями, т. е. акционерная, кооперативная, корпоративная и т. п.

Отношение к труду выражает связь между работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных благ. Оно представляет собой объективную категорию, которая выражает ти­пичные отношения между людьми по поводу их совместного участия в производстве и проявляется через взаимосвязь основных социальных Функций труда: как средства к жизни, способа самовыражения и разви­тия личности, критерия положения человека в обществе. Вместе с тем

это сложное социальное явление, которое определяется различными

факторами, в том числе оплатой труда, условиями труда, его организаци-

Руководства, а также системой семейного и школьного воспитания и т. д.

Отношения распределения - это отношения между людьми по поводу


Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Эти отношения играют огромную роль в общественном хозяйстве, так как люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, хотят получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стиму­лов для участия в производственном процессе. Кроме того, распределе­ние определяет возможность достижения социально-экономических це­лей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей.

Отношения распределения, как и вся система производственных отно­шений, зависят от отношений собственности. Распределение доходов строится на том, что каждый собственник факторов производства полу­чает свой доход в зависимости от спроса и предложения на тот или иной фактор производства и от предельной производительности каждого фак­тора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они вы­полняют и как они это делают, т. е. основным критерием распределения выступает труд. Доход собственников средств производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализа­ции. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит рас­пределение по труду и капиталу.

В процессе трудовой деятельности происходит производственное взаи­модействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осущест­вляется между работниками смежных рабочих мест, основными и вспо­могательными работниками, руководителями и подчиненными. Взаимо­действие работников в процессе труда имеет и социальную сторону, т. е. взаимодействие между разными социальными группами, различающи­мися по полу, возрасту, стажу работы, образованию, семейному положе­нию и т. д. Социальная структура работников влияет на характер произ­водственного взаимодействия между ними.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневоль­ный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содер­жательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный и др.

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования ра­бочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического про­цесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в боль­ших количествах находит проявление в развитии отрицательных состо­яний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.


Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 55

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

История человечества свидетельствует о решающем значении труда в общественном развитии и развитии человека. Труд – первое и основное условие человеческой цивилизации. Труд позволяет удовлетворить потребности человека в пище, одежде, жилье. Человек, осуществляя в нормальных условиях труд , испытывает от него определенное удовлетворение и благотворное влияние на развитие своих качеств. Когда человек создает нечто новое, полезное, не встречающееся в природе, это вызывает у него чувство гордости, выступает сильным побудительным мотивом для новых дел и достижений.
В процессе труда происходит не только создание продукта, но и совершенствование человека. В ходе трудовых процессов человек от изменения предметов труда постепенно переходит к изменению и оптимизации собственных действий, способов труда и трудового поведения. Он приобретает новые знания путем накопления или заимствования опыта, то есть он совершенствуется сам. Происходит формирование человека более высокого уровня.
Совершенствуясь сами, люди совершенствуют и орудия труда и методы труда. Передавая из поколения в поколение накопленный запас знаний и опыта, они совершенствуют и развивают сам процесс труда. Новые и более эффективные трудовые процессы в свою очередь способствуют дальнейшему развитию человека. В этом заключается человекотворческая роль труда.
Помимо труда, предназначенного для обслуживания человеком себя и своей семьи, существует и общественный труд. Общественный труд – это работа людей друг на друга , иначе говоря, работа на общество. Он органически связан с общественным разделением труда. Люди, специализируясь на изготовлении того или иного продукта, производят его в первую очередь для других, а не для себя. Но взамен желают получить продукт труда других производителей, чтобы удовлетворить свои потребности. Так, работая на других, на общество, люди удовлетворяют свои и общественные потребности.
Очень важной ролью общественного труда является создание самого общества, оптимизация общественных отношений, а также создание национального богатства. Труд – это фактор общественного прогресса, проявляющийся в движении к более совершенным видам труда, организации производства и общества.
И, наконец, свободотворческая роль труда заключается в том, что он позволяет достичь подлинной свободы отдельной личности , коллектива и общества в целом. Овладевая профессией, приумножая знания, умения и навыки, повышая производительность труда, каждый человек расширяет границы своей личной свободы. Одновременно расширяются границы свободы самого общества по отношению к силам природы, его возможности прогнозировать свое развитие на будущее.

Труд как социальный институт

2. Роль труда в жизни человека и общества

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

Влияние культуры на развитие личности

Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни [цитата по 6,с.69]. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни...

Долг и ответственность как фактор общественных отношений

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями...

Методология классификаций качества жизни

Социальная политика -- сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей...

Образование как фактор социальной мобильности

Трансформация российского общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации...

Общество как социальная система

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия...

Основы социально–гуманитарных наук

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика...

Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия между людьми и как процесс информации, и процесс их взаимного влияния друг на друга, процесс сопереживания и взаимного понимания...

Современное толкование сущности социального конфликта

"Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива...

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

Одно из важных предназначений институтов культуры -- формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей...

Социология образования

Образование - важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности...

Урбанизация и ее роль в жизни общества. Социализация человека

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus - городской, urbs - город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил...

Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Функции труда:
1) производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;
2) обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

На современном этапе развития общества особенно актуальна экологическая функция труда. Теперь труд должен выполнять не только функцию преобразования материала природы, но и функцию, направленную на сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды. Реализовать такую функцию труда способно лишь высоко развитое общество, которое понимает такую функцию труда как естественную и неотделимую от функции создания новой потребительной стоимости.
3) формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

Труд, выступает условием существования и развития всего общества. Так как категория труда является центральной во всем общественном производстве. С его помощью преобразуется материал природы, создается «вторая природа», более приспособленная для удовлетворения потребностей человека.·

4) развитие самого человека, формирование творческой личности. ·

трудовая деятельность как форма становления личности. Труд выступает также источником развития человека: в ходе труда человек развивается физически, приобретает и закрепляет новые знания и умения, у него формируются творческие способности. Развитие человека, как и всего общества, происходит на базе смены техники производства, средств труда, технологии и организации производства. Кроме этого труд участвует в формировании личности. Он способствует социализации человека, его самовыражению, выполняет ряд гуманитарных функций, таких как, например, трудовая терапия. Именно последнее особенно актуально для современной трансформирующейся экономики Украины. Трудовая терапия позволяет преодолеть кризисные моменты как в развитии личности, так и в развитии всего общества.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сам человек, которыйц приобретает новые навыки, раскрывает свои способности, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Физическое развитие человека – физический труд (в нормальных условиях) формирует крепкую мускулатуру, костную, кровеносную, дыхательную системы, а в исторической перспективе человек благодаря систематическому труду приобрел современное строение тела.

Приобретение новых знаний и умений –происходит как за счет обучения, так и при самостоятельном занятии трудом

Закрепление новых знаний, навыков и умений –как в процессе систематического повторения трудовых циклов, так и в поколениях при передаче опыта от старших молодым

Формирование творческих способностей –на основании знаний и умений, приобретенных в процессе труда, у человека появляются креативные способности

Формы становления личности:

1. Социализации – человек, будучи участником трудового процесса, вступает в трудовые отношения, которые во многом определяют общественную и социальную структуру, и место человека в ней.

2. Самореализации – удовлетворение личных стремлений и желаний возможно только посредством труда в широком его понимании.

3. Гуманитарная – труд играет адаптационную и жизнеутверждающую роль, утверждает позитивный смысл жизни и цели

4. Трудовой терапии – особенно актуальна в периоды нестабильного состояния общества (личности).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду - все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, употребляет материалы природы, Которые позволяют ему добиться более удобных условий существования.Эти материалы он преобразует себя на пользу. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и Используя материалы природы - пшеницу или рожь, дерево или глину, лен, шерсть или кожу, человек создает новый продукт, т. Е. Сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, Используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда. Таким образом, если описать процесс труда, то он включает три основные составляющие: сырьевой материал, средства труда, затраты живого труда.

Результатом взаимодействия ЭТИХ трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека: Собранный урожай или выращенные скот, Построенный дом или мост, сшитые платье и обувь. Труд - источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставит перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонни, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно Развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.

Изменяется и организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое звучание. На первый план выдвигается принцип: "Не навреди".Защитить окружающую природную среду от сиюминутной пользы - одно из основных требований организации труда, которая в настоящее время серьезно озабочен проблемами восстановления и сохранения природы.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченном ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в Которые при этом вступают люди, - все это называется созданием, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, Осваивая материальные и культурные ценности, созданные в него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляете продукты труда, проявляйте свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.



Справочники