Веселые конкурсы на осенний бал. Осенний ветер — конкурс на Осенний бал для начальных классов. Зайцы серые и белые

С приходом осени в каждой школе проходит настоящий Осенний бал, которого ждут и дети, и взрослые, так как вокруг витает прекрасный аромат осенних цветов, дети изготавливают гирлянды из желтых листьев и гроздьев рябины.

Кроме того, в каждом классе можно встретить на столах, в красивых вазах, различные дары осени. На уроках рисования школьники рисуют шедевры на осеннюю тематику. В больших холлах созданы выставки рисунков, поделок и композиций.

Но для того, чтобы осенний бал прошел незабываемо и оставил след в душе каждого школьника, конкурсы для школьников на осенний бал нужно подбирать тщательно, чтобы они не только понравились детям, но и выполняли развивающую функцию, в которой бы были задействованы и память, и мышление, и логика.

Детям разного возраста нравятся загадки. Поэтому можно подобрать несколько интересных загадок и вопросов на осеннюю тематику. Например:

— Пришла ко всем без красок и без кистей, но смогла ярко покрасить все листья (Осень) ;

— Когда сядет – зеленеет, упадет – вмиг пожелтеет, а как ляжет – станет черным (Лист) ;

— Все его просят и с нетерпением ждут, а по его приходу – прячутся (Дождь) ;

— У него есть шапка, но нет головы, есть ножка, но без обуви (Гриб) ;

— Он видит, но не слышит, везде свищет, ходит и бродит (Ветер) .

Школьники также с удовольствием будут размышлять над интересными вопросами:

— Кто осенью яблоки собирает спиной?

— Всем известно, что осенью птицы летят в теплые края. А есть ли животные, которые перелетают?

— У какого зверька щека вместо мешка?

— Какое животное сушит грибы на зиму?

— Какие деревья имеют осенью красные листья?

— Куда в холодную пору исчезают лягушки?

— Какой зверь имеет в ноябре потомство?

— Какие песни имеют осеннее настроение?

— Какой лес не имеет листья?

— Как в давние времена называли сентябрь, октябрь и ноябрь?

Стоит отметить, что тот ребенок, который отвечает правильно, должен обязательно получать небольшой презент. В этом случае дети будут активнее размышлять. На праздник осени все должны быть одеты так, чтобы можно было увидеть какую — то примету осени. К примеру, листочек с номерком, а в конце праздника, во время викторины, несколько счастливых номеров могут получить призы.

Осенние конкурсы для школьников могут быть такого плана:

Конкурс — литературный. Его суть в том, что нужно заранее подобрать строки русских поэтов про осень, а участники должны отгадать, кто является автором поэзии.

Конкурс – музыкальный. Для его проведения необходимо подобрать песни знаменитостей об осени. Пусть присутствующие попробуют их отгадать. Тем, кто угадает, можно вручать специальные фишки, которые в конце бала можно обменять на ценные призы.

Конкурс следующий должен определить звание Короля и Королевы Осеннего бала. Для этого потребуются несколько кандидатов, и зрители должны проголосовать за понравившихся участников.

Во время проведения 4-г конкурса «Венок из листьев» нужно задействовать несколько участниц. Каждая из них должна сплести уникальный венок из осенних листьев и трав. Побеждает та участница, которая, по мнению зрителей, сплела шикарный венок. Победительница определяется путем зрительских аплодисментов.

Еще один конкурс имеет название «Приятного аппетита». Для его проведения понадобиться сочный и вкусный арбуз, который нужно как можно быстрее съесть закрытыми глазами. Выигрывает тот игрок, который скушал долю арбуза быстрее остальных.

Осенние игры для школьников также должны быть веселыми и занимательными, поднимающими настроение. К примеру, можно взять несколько яблок и подвесить их на веревку. Участники должны без рук съесть их. Победители, естественно, награждаются.

Также можно поиграть в игру «Собери картошку». Ведущий объясняет, что в осеннее время именно картошка является королевой. Поэтому участникам предлагается собрать картошку, разбросанную по залу. Интерес в том, что глаза игроков нужно завязать. Кто соберет больше картошки за минуту, тот и победитель.

Еще одна игра имеет название «Препятствия». Для ее проведения нужно несколько участников, которые должны пройти полосу препятствий, чтобы добраться до приза. Участники должны пройти ровно по лежащей на полу веревке, проползти под скакалкой, не затронув ее, которую держат ведущие, и так далее.

Также можно провести викторину знатоков осенних даров. Участники должны отгадать названия овощей и фруктов.

Для проведения следующей игры нужно задействовать двух парней, которым вручаются две машинки на веревочках. Участники должны проехать определенную дистанцию с препятствиями, обходя стороной кегли, расставленные на полу. . Тот автогонщик, который не затронет ни одной кегли, получает стихотворный подарок — поэзию Б. Пастернака «Золотая осень».

Таким образом, если принять во внимание вышеприведенные рекомендации, праздник Осеннего бала никого из присутствующих не оставит равнодушным, все школьники пополнят свой багаж знаний и отдохнут с пользой.

Игры и развлечения для детей к Осеннему балу

Игры и развлечения для организации осенних мероприятий в начальной школе

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю вашему вниманию игры и конкурсы для организации развлекательных и игровых программ к Осеннему балу и другим мероприятиям на осеннюю тему. Материал может быть востребован организаторами внеклассной работы, воспитателями интернатов, учителями начальной школы. Игры и конкурсы предназначены для детей начальной школы, но могут быть использованы как для дошкольников, так и для ребят среднего звена.
Цель: использование при организации внеклассных осенних мероприятий
Задачи : создавать позитивное настроение,
развивать фантазию, воображение,
развивать ловкость, быстроту реакции,
закреплять знания о деревьях, овощах,
познакомить с поэтическими произведениями об осени.

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, конкурсов и развлечений, которые можно провести при организации осенних мероприятий и дискотек.

«Загадочный овощ»

Перед этим развлечением можно провести конкурс на узнавание овощей на вкус и на ощупь. После этого ведущий говорит, что так каждый может угадать, а вот он может отгадать, что за овощ в руках у ребёнка, повернувшись к нему спиной. Затем он просит о помощи одного из коллег (ассистента) сообщать ему, когда уже можно отгадывать.
К столу с овощами подходит любой ребёнок и берёт в руки понравившийся овощ, например, редис.
Ассистент говорит, обращаясь к ведущему (к примеру, ко мне):
-Татьяна Александровна, разгадывайте.
Или:
-Татьяна Александровна, разве Вы не чувствуете, мы готовы.
Я отвечаю:
-Редис.
Если ребёнок взял в руки помидор, ассистент может сказать:
- Татьяна Александровна, пожалуйста, называйте.
Или:
-Татьяна Александровна, пора отгадывать.
Могу сделать вид, что думаю, и отвечаю:
-Помидор.
И так со всеми овощами, а некоторые можно поднимать дважды.
Все в недоумении и восторге. А вы догадались, в чём дело?
Обратите внимание на название овоща и слово, которое ассистент произносит первым, после обращения к ведущему?
Редис – разгадывайте, разве.
Помидор – пожалуйста, пора.
Эти слова на ту же букву, что и название овоща. В этом и весь секрет. Естественно, что ассистент – заранее подготовленный человек.
После этого вас будут спрашивать, как вам это удалось, и не только дети. Молчите, пусть это останется вашей маленькой тайной. Потом также вы сможете угадывать и фрукты, и ягоды, и животных – что душа пожелает. Но обязательно надо учесть, что не должно быть овощей, названия которых на одну букву. Картошка и капуста встретиться в этой игре не должны.

«Листопад»

Эту игру можно провести и с дошкольниками.
Для игры дети должны сидеть по кругу на стульях, но могут просто встать в круг. У каждого в руках лист дерева. Достаточно взять 4-5 видов, например, листья дуба, клёна, берёзы, ивы. Один ребёнок без листика в руках стоит в центре круга. Ведущий говорит: «Падают листья клёна». Все ребята с листиками клёна должны быстро поменяться местами, а ребёнок в центре круга должен занять чьё-то место. Ребёнок, который не успел встать или сесть в круг, отдаёт ему свой листик и встаёт в центр круга, игра продолжается. Можно усложнить игру, меняя движения. Например, листики должны поменяться местами, прыгая на одной ноге, шагая на пятках и т.д.
Эту игру можно проводить и на прогулке, просто листики для этого должны быть покрыты скотчем.

«Литературные листики»

В игре участвуют 3-4 команды по 4 человека. У каждого члена команды определённый листик. На расстоянии стоит ведущий, а рядом с ним стул.
Ведущий читает строки из стихотворений об осенних деревьях. Как только звучит название дерева, дети, у которых листик с этого дерева, должны занять стул. Кто первый сядет.

Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист…
(А.Майков)

Ветер в поле на рассвете
Модницу-берёзку встретил.
Ветер дунул на берёзку -
И испортил ей причёску!

(А. Кулагина)

Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
(А.Лисица)

Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
(Е. Шендрик)

Листьев желтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Скоро осень!»
(А.Ефимцев)

Листья ветром снесены –
Голо и уныло.
В ожидании зимы
Всё вокруг застыло.
Но гляди-ка: вот стоят
Тёмные дубочки,
И на их ветвях шумят
Тёмные листочки.
(Н.Субботина)

Осенью дождливой
плакали берёзки.
По ветру роняли
золотые слёзки.
(Т.Тарасова)

Мокнут крыши и кусты,
Двор и улица пусты.
Дождик с самого утра
Моросит рассеянно...
Растерял все листья клён
И стоит растерянный.
(А. Кулагина)

Ветер в городе гулял,
Косы иве растрепал.
Осень ленточку нашла,
Косы иве заплела.
(М. Метелев)

Также с этими листиками можно провести множество других игр. Вот некоторые из них.

Листики рассыпать на полу. Ребят разделить на 4 команды. Каждая команда должна добежать до стула, подняв на бегу лист определённого дерева, положить его на стул, вернуться к команде. Затем бежит следующий участник и т.д. Чья команда справиться быстрее.

Листики положить кучкой в центре комнаты. Участникам завязать глаза.
Каждый должен на ощупь найти листики с определённого дерева. Можно договориться об определённом количестве листиков.

Каждый ребёнок получает комплект листиков: по 1 листику от каждого дерева. Их задача – с помощью обмена собрать комплект листьев с одного дерева. По команде ведущего они начинают с товарищами меняться листьями. Кто первый соберёт такой комплект – победитель.

Осенние вопросы-шутки.

Существует очень много вопросов-шуток, которые можно переформулировать, придав им осенний акцент.
Вот что у меня получилось:

Чем заканчиваются все осенние месяцы? (Буквой ь)
Что стоит между сентябрём и ноябрём? (Буква и)
Почему (по чему) мы осенью ходим в резиновых сапогах? (По земле)
Сколько яблок могут войти в десятилитровое ведро? (Ни одного, они не умеют ходить)
В каком осеннем месяце люди едят больше обыкновенного? (В октябре, т.к. в нём 31 день)
Что осенью начинают готовить, но не едят? (Уроки)
Где октябрь бывает раньше сентября? (В словаре)
Может ли осенью дождь идти два дня подряд? (Не, дни разделяет ночь)
Зачем (за чем) мы осенью едим овощи и фрукты? (За столом)
5 человек в осенний день стояли под одним зонтиком и не намокли. Почему? (Не было дождя)
1 сентября одного ученика удалили с урока. За что? (За дверь)
Что у человека под ногами, когда он идёт по осеннему лесу? (Подошва)
Когда сутки короче – в сентябре или ноябре? (Одинаковые)

«Загадочные буквы»

Эта игра больше подойдёт для ребят 3-4 класса и среднего звена. Ведущий показывает карточку, на которой написаны 2 буквы. Ребятам надо попытаться отгадать словосочетание на осеннюю тему, где первое слово – прилагательное, второе – существительное. Если ребята не отгадают зашифрованное словосочетание, победителем можно признать того, кто последним предложил свой вариант, или за самый остроумный ответ. После этого зачитываются строки с загаданным словосочетанием.
Например: на буквы БЛ ребята могут назвать такие словосочетания, как большая лужа, белый лебедь, бурый листик и т.д.

БЛ – бабье лето
Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
(Д.Кедрин)

ГД – грибной дождик
Хрипят по утрам
Петушки молодые.
Дожди налегке
Выпадают грибные.
(А.Твардовский)

ЛЗ – листва золотая
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
(С.Есенин)

РД – рыжий дождик
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
(В.Шульжик)

ОР – огненные рябины
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идёт и сеет осень
Душистые грибы!
(И.Демьянов)

СК – скучная картина
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
(А.Плещеев)

РУ – разноцветный убор
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(К.Бальмонт)

СО – славная осень
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
(Н.Некрасов)

КЛ – кленовый лист
Пусто в домике стрижа -
Улетел, бедовый.
И как зонтик у ежа
Жёлтый лист кленовый.
(В.Степанов)

ХД – хмурый день
В лесу темнеет рано
Осенним хмурым днём,
И звёзды на полянах
Горят цветным огнём.
(В.Степанов)

УП – унылая пора
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
(А.Пушкин)

Весёлых вам мероприятий и позитивного настроения!

Ольга Новикова
Сценарий проведения осеннего бала в 1–4 класах

Праздник осени школе . Сценарий

Цели : организовать досуг ребят; развивать их творческие способности.

Оформление : сухие кленовые листья, шары, букеты осенних цветов .

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1.

В двери к нам стучится осень

В одеянье золотом.

Листьев горсть в окошко бросит

И расплачется дождем.

Ведущая 2.

В свой шатер, волшебный

И прекрасный,

Осень нас на праздник позвала,

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела.

Давайте позовем Осень .

Все : Осень , осень , в гости просим.

Осень : Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам , друзья!

Вы рады встретится со мной?

Я на праздник к вам пришла

Рада встрече очень я!

Осень :

Ребята, поприветствуйте меня - Золотую осень , расскажите стихотворения обо мне. (дети рассказывают стих-ия об осени )

1 класс

Листья желтые тихо кружатся,

Хороводом на землю ложатся.

И уже никогда не встают.

Вслед за осенью листья уйдут .

2 класс

Отряхнули березки

Свой летний наряд,

Птиц не слышно на ветках,

Не встретишь зверят.

Вот и лето пропало

За верхушками сосен .

На лесные опушки

Возвращается осень .

3 класс

Снова падают листья,

Снова дни все короче,

Все страшней и студеней

Бесконечные ночи

Скоро ветры завоют

Над пустыми полями,

Скоро серые тучи

Разольются дождями.

4 класс

Стало в друг светлее в двое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Осень :

Ребята, какая же осень без весёлых игр и затей!

И чтобы сегодня на празднике осени всем было интересно , мы устроим соревнования.

Я приглашаю занять места за столиками 2 команды.

1 команда – МОЛНИЯ

2 команда – РАДУГА

(команды выходят)

Ведущий 1 : - Какие же игры и соревнования без справедливого жюри?

Поприветствуем членов жюри :

Осень : - Итак, мы начинаем нашу игру!

- Осень обязательно сопровождается красивейшим зрелищем, кода с деревьев в плавном вальсе кружась падают листья. О чём я сейчас говорю, ребята?

И на нашем празднике не обошлось без листопада! Посмотрите, сколько листиков в зале. Они могут помешать проводить нам конкурсы .

И первый конкурс для команд называется «Кто быстрее…»

1. Игра «Кто быстрее…»

Зал делится пополам. Команды становятся на разные стороны. Им выдается пакеты для мусора. Задача игроков собрать листья с пола. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше листьев на полу.

Осень : ИГРА С ЗАЛОМ даются жетоны

К осени готовятся все жители земли : люди, птицы, звери, насекомые. Посмотрим, а как же вы готовились к осени , много ли вы обо мне знаете? Я буду загадывать загадки, а вы разгадывайте.

1. Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется -

Обнимает и дерется. (Ветер)

2. Прошла Маланья -

Зажглося пламя;

Прошел Пахом -

Затрясся дом. (Молния и гром)

3. Из норы за холку пышную

Я тянул лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку,

А хрустящую (морковку)

4. А на этой грядке.

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени - краснеют . (Помидоры)

5. А на этой

Грядке –

Горькие загадки.

Тридцать три одежки,

Кто их раздевает –

Слезы проливает.

6. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я (Подосиновик)

7. Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

8. Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

9. Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые (Лисички)

2. ИГРА «Шишкобол»

Вызываются 2 команды, дети по очереди кидают шишки в ведро, в чьем ведре окажется больше шишек, та команда победила.

(выступление 1 класса )

Игра со зрителями «Чей листок» .

(Давайте вспомним название деревьев и кустарников показывая листья дети должны узнать название дерева).

3. Игра «Узнай овощ или фрукт»

Участники должны закрытыми глазами определить овощ.

СО ЗРИТЕЛЯМИ Танцевальный конкурс

БЫСТРАЯ МУЗЫКА

Ведущий 1.

Поздняя осень . Все небо в слезах.

Ветер холодный поет в проводах .

И, отправляясь в последний полет,

Листья танцуют осенний фокстрот .

Все участники танцуют танец с яблоком (мячиком) . Каждая пара получает по яблоку, которое зажимается между лбами. Руками придерживать яблоко нельзя. Звучит медленная музыка, и пары начинают танцевать. Через какое-то время задание усложняется тем, что танцевать надо под быструю мелодию. Выигрывает та пара, которая дольше других удержит яблоко (мячик) .

(выступление 2 класса )

4. Конкурс «Одень друга»

Ведущий. Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.

Участники каждой команды за 1 минуту должны надеть на капитана как можно больше теплых вещей.

5. Конкурс «Перетяни репку» .

Для этого конкурса потребуется канат, на середине которого крепится РЕПКА. Какая группа перетянет, та и победила.

6. Конкурс «Осенний урожай »

Участники команд по очереди называют название растений, которые осенью вырастают на полях , в садах и огородах.

(выступление 3 класса )

7. Конкурс «Перепрыгни лужу» .

На полу мелом рисуют лужи. Диаметр первой лужи примерно 60 см; второй - 75 см; третьей - 90-100 см. Участник вначале перепрыгивают самую маленькую лужу, затем среднюю и, наконец, большую. Возвращается к команде, далее бежит следующий участник и так далее, кто быстрее.

8. Конкурс «Сбор урожая» .

Участники игры делятся на команды и выстраиваются в колонны. На определенном, одинаковом для всех колонн, расстоянии кладут клубни картофеля. Количество клубней равно количеству детей в команде. Первый участник бежит с мешком (пакетом) к картошке, кладет одну в мешочек, возвращается и передает мешочек второму игроку, второй бежит к картошке и т. д.

ЖЮРИ ПОДВОДЯТ ИТОГИ конкурсов.

(выступление 4 класса )

НАГРАЖДЕНИЯ - команд и наиболее активных зрителей 3 места по количеству жетонов.

Ведущий 1.

- Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень , что она собрала нас всех на осенний бал . Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень . Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни Осеннего бала . До новых встреч!

Наталья Черникова

Материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, педагогам и музыкальным руководителям при организации осенних досугов,развлечений,праздников для дошкольников.

Как правило,цель такого рода мероприятий-создание благоприятного эмоционального настроения у детей. Подборка данных игр,конкурсов и эстафет помогут реализовать её.

Эстафеты

Эстафета «Собери урожай»

Ведущий помогает детям выстроиться в 2-е команды. Перед каждой командой лежат в обруче фрукты и овощи. Их количество равно количеству детей в команде. Впереди напротив каждой команды на расстоянии примерно 10 м стоит корзина. По сигналу ведущего «Раз – два – три! Урожай собери!» первые участники берут любой фрукт или овощ из обруча, бегут к корзине, кладут в неё предмет и возвращаются к команде, встают в конец колонны. Далее урожай собирают все участники команд по очереди. Выигрывает команда, собравшая урожай первой.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Эстафета «Перенеси картошку в ложке»

Ведущий помогает детям построиться в 2-е колонны. У первых участников в руках ложка, в которой лежит 1 картофелина. Участники команд получают задание – по сигналу ведущего оббежать мешок с картошкой и вернуться к своей команде, передать ложку с картошкой следующему участнику, встать в конец строя. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.

Конкурсы

Конкурс «Овощи-фрукты»

Ведущий вызывает 4-ёх человек, делит их на 2-е команды. Каждой команде даёт по корзинке. Одной команде предлагает из таза выбрать овощи и уложить их в корзину, а другой команде - фрукты.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (6-8 человек, делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).


Конкурс «Соберём урожай овощей»

Ведущий вызывает 8 детей. Четверо из них встают на одну линию, на расстоянии друг от друга на 1-1.5 м. Перед каждым лежит обруч – это грядка, в обруче овощи одинакового вида (5-6 шт.): в одном картошка, во втором - морковь, в третьем - лук, в четвёртом – капуста. Напротив каждого ребёнка, на расстоянии примерно10м, стоит помощник – ребёнок с мешком в руках. Помощники наклонены к мешкам, держат мешки открытыми. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Урожай собери!» дети берут по одному овощу из обруча, бегут к своим помощникам, кладут овощ в мешок, возвращаются к своей грядке. Снова берут овощ и бегут к помощникам. И так до тех пор, пока овощи с грядки не будут убраны. Побеждает та команда, которая первыми уберёт урожай с грядки.

Конкурс «Овощи для супа, фрукты для компота»

Ведущий выбирает детей для 2-ух команд: по 2-3 человека для каждой команды. Каждая команда получает корзинку и поднос. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Начни!» дети начинают раскладывать овощи в корзинку, фрукты на поднос.

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

/звучит музыка, оба участника пляшут;

в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.

Например: «Мухомор ты покажи».

/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/.

Конкурс «Выбери картошку»

В 2-ух обручах рассыпаны муляжи овощей, среди которых несколько штук картофеля. Ведущий вызывает 2-ух человек, завязывает им глаза и предлагает на ощупь выбрать картошку. Как только дети выбирают, по их мнению, картофель, они снимают повязки и проверяют, правильно ли справились с заданием. Затем ведущий вызывает новую пару. Рекомендуется каждый раз, когда у участников завязаны глаза, перемешивать муляжи в обруче.

Подвижные игры

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами /

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей. Игра повторяется снова.

Подвижная игра «С какого дерева листок»

Ведущий выставляет 3 макета дерева: клён, дуб, берёзу. У каждого ребёнка в руках по листочку. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Ведущий проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Макеты деревьев можно также поменять местами. Игра повторяется вновь.


Подвижная игра «Соберём букет одинаковых по цвету листьев»

Дети под весёлую музыку бегают по залу, когда музыка заканчивается, они приседают на корточки. Ведущий в это время поднимает к верху лист, например, жёлтого цвета, и тогда дети, у кого в руках жёлтые листочки, подбегают к ведущему и соединяют руки с листочками в букет. Затем снова звучит музыка, дети разбегаются по залу.

Игра повторяется столько раз, сколько цветов листьев (можно использовать красные, жёлтые, зелёные и оранжевые листья). В конце игры дети отдают ведущему листья.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Подвижная игра «Фрукты для компота»

Понадобятся 3 обруча разного размера - это банки. Ведущий вызывает детей по желанию, надевает им на голову ободки с изображением фруктов. Предлагает им занять место в большой банке. Для этого сначала ведущий кладёт на пол обруч большого размера. Под музыку фрукты двигаются по залу. Когда музыка заканчивается, фрукты занимают место в банке. Кому не хватает места, тот выбывает из игры. Ведущий хвалит фрукты, которые убрались в первую банку. Игра повторяется вновь, ведущий убирает обруч большого размера и кладёт средний по размеру обруч. Участников для игры можно вызвать других. В третий раз обруч кладут маленького размера и наполняют фруктами третью банку.

Подвижная игра «Картошка рассыпалась»

Выбирается водящий, он может сидеть на скамейке. Участники игры встают в хоровод. Это картошка (можно использовать ободки с изображением картошки). Дети идут по кругу, произносят слова:

Ах, картошка ты, картошка,

Кормишь ты честной народ,

Если есть картошка в доме-

Будешь сытым круглый год!

Ведущий говорит:

А если картошка рассыпалась, что делать?

После этих слов, участники разбегаются, картошка как бы рассыпается. Водящий догоняет детей. Тех, кого догнал, ведёт к себе на скамейку, как бы собирает картошку. Игра повторяется снова. На роль водящего можно выбрать другого ребёнка.

Подвижная игра «Раз-два-три! Листья собери!»

На полу разбросаны листья. Дети идут гулять под музыку. Когда музыка останавливается, ведущий даёт команду - собрать листья. Например: «Раз-два-три! Кленовые листья собери!» или «Раз-два-три! Листья жёлтого цвета собери!» варианты команд можно разнообразить, ориентируясь на размер, цвет, принадлежность к дереву. Каждый раз после проверки выполнения задания дети отдают листья ведущему. Он их снова разбрасывает. В последний раз листья кладут в корзинку и убирают.

Творческое задание

«Раскрась листья»

Ведущий предлагает детям раскрасить листья осенними красками с помощью ватных палочек. Для этого понадобятся шаблоны листьев, которые можно закрепить на 3-ёх мольбертах. Необходимо подобрать шаблоны листьев клёна, дуба и берёзы. Можно уточнить у детей, с какого дерева листья, какие краски понадобятся для их раскрашивания. Использовать шаблоны рекомендуется крупного размера, чтобы каждому ребёнку хватило места для творчества. Детей необходимо разделить на 3 группы соответственно.

Логоритмические упражнения

Логоритмическое упражнение «Прогулка в осенний лес»

/дети поворачиваются друг за другом, проходят в центр зала, образуют круг, ориентируясь на разложенные листья, выполняют движения /

По тропинке по лесной

Все отправились гурьбой.

Дружно, весело шагайте,

Голову не опускайте. ходьба друг за другом

Осторожно мы идём,

Наши ножки бережём. ходьба на пятках, руки за голову

Наши дети не устали,

В чащу леса побежали. лёгкий бег

Логоритмическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу»

Мы шагаем, мы шагаем ходьба парами по кругу

По полянке мы гуляем.

Ветер дует с высоты взмахи руками сверху вниз перед собой

Клонит травы и цветы. наклоны вправо и влево с поднятыми руками

А теперь легко и вместе

Дружно прыгаем на месте. прыжки на двух ногах

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим мы на шаг. ходьба на месте, затем друг за другом

Общеразвивающие упражнения

«Листопад»

1.«Листочки качаются на деревьях»

И. п. : ноги слегка расставить, руки с листочками внизу.

1 - поднять руки с листочком вверх,

2 - покачать из стороны в сторону,

3 - вернуться в и. п. (повторить 4-6 раз)


2.«Листочки по ветру летят»

И. п. : то же.

Раскачивание прямыми руками вперёд-назад поочерёдно (повторить 4-6 раз)

3. «Листья кружатся в воздухе»

И. п. : ноги вместе, оба листочка в правой руке

1 – поднять руку с листочками вверх,

2 – встать на носочки,

3 - покружиться через правое плечо.

То же самое выполнить, взяв листочки в левую руку, кружиться следует через левое плечо (повторить по 3 раза в каждую сторону)


4. «Листочки опадают на землю»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки с листочками внизу, вдоль туловища.

1 - присесть, положить листочки на землю перед собой,

2 - встать, выпрямиться,

3 - присесть, взять листочки,

4 – встать, выпрямиться (повторить 4 раза)

5. «Прыжки с листочками»

И. п. : ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки с листочками перед грудью.

Прыжки с поворотом вокруг себя. Сначала в одну сторону, затем в другую (повторить по 3 раза в каждую сторону)

6. Дыхательное упражнение «Ветерок играет с листьями»

Дети берут листочек за черешок, набирают воздух через нос и выдыхают его, дуют на листик (повторить 4 раза)




Справочники