Литография как делается. Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати. Переводы с плюра

Литография (греч. lithos graphō - рисование камнем) – это разновидность эстампа, основанная на антипатии воды и жиров, особый способ печати графических изображений. Рисунок выполняется путем печати с камня. Собственно сам способ тиражирования также называется литографией.

Техника выполнения изображений

Для выполнения печатей используется камень (известняк) с ровной поверхностью или пластина. Материал должен быть гладким для имитации рисунка пером и зернистым для воспроизведения техники карандашного рисунка. Изображение наносится жирной краской. Иногда используется литографический карандаш. Далее пластина опускается в кислоту, которая воздействует лишь на необработанную краской поверхность. С подготовленного таким образом камня впоследствии смывается рисунок и наносится краска уже непосредственно для тиражирования. Изображения при этом выполняются путем накладывания штампа под давлением.

Разновидности литографии

Автолитография . Разновидность литографии, при которой печатную форму выполняет сам автор рисунка. В связи с развитием метода офсетной печати, более подходящего для тиражирования, автолитография на сегодняшний день является самой широко используемой формой литографии.
Хромолитография (греч. chroma lithos grapho - цветное изображение камнем). Техника изобретена русским художником К.Я. Тромониным. При выполнении рисунка используется сразу несколько форм, на каждую из которых нанесен краситель определенного цвета.
Фотолитография . Изображение выполняется на тончайшей пластине. Для его получения используется свет с определенной длиной волн. На пластину наносится тонкий слой материала для формирования рисунка. Далее на него наносят другое вещество, способное менять свои свойства при облучении светом. Затем сквозь специальный шаблон проводится экспонирование. В результате облученные участки изменяют степень своей растворимости кислотой и удаляются в процессе травления. Процесс может быть негативным или позитивным.
Электронная литография . Полностью автоматизированный процесс, выполняемый в специальных вакуумных емкостях. Особое электронное экспонирование.
Рентгенолитография. Выполняется с использованием рентгеновских лучей. Отличается очень высокой разрешающей способностью.

История развития

Литография изобретена в Германии в 1796-98 годах. Впервые печать этого вида использовал А. Зенефельдер. В XVIII веке литография повсеместно применяется для выполнения морских карт, книжных иллюстраций, плакатов, этикеток, репродукций. В 30-х годах ушедшего века как метод тиражирования начала вытесняться офсетной печатью. С этого времени литография начинает развиваться как техника выполнения художественных эстампов.
Характерные особенности автолитографии проявились еще в XVII веке во Франции и формировались под влиянием романтизма. Общую стилистику и основное направление этого вида полиграфического искусства задали такие известные мастера, как Ф. Гойя и П. Бонингтон. Большой вклад в становление литографии внесли так же Т. Жерико (анималистический жанр), О. Раффе и Н. Т. Шарле (военная тематика), А. Девериа (портрет), Э. Изабе (исторический жанр). Весьма известны также иллюстрации Э. Делакруа к произведениям Шекспира и Гете. В это время большое распространение получает бытовая карикатура (Л. Буальи). После революции 1830 года этот жанр замещается социальной карикатурой. Широко известны, например, сатирические литографические произведения Ш. Ж. Травьеса, Гранвиля и других. В 1851 году в моду входят альбомы с работами выдающихся художников. Такие сборники печатаются в лучших мастерских Германии.
В России литография получила широкое признание в начале XIX века. Этим видом эстампа увлекались такие известные русские художники, как А. Венецианов, К. Брюллов, А. Орловский и многие другие. После Первой Мировой войны литография переживает свой очередной расцвет. В этой технике работают такие известные мастера, как П. Пикассо, М. Шагал, А. Матисс., Х. Рихтер. Из российских художников, увлекавшихся литографией в это время, можно отметить П. Кузнецова, В. Лебедева, М. Добужинского, И. Рудакова.

Известные литографии:

. Серия «Бык» (1945-46 гг.) Пабло Пикассо. Данную работу можно рассматривать как некий мастер-класс великого художника. Постепенно, шаг за шагом мастер преобразует первоначальное реалистичное изображение быка в полностью абстрактное.
«Гаргантюа» (1831 г.) Оноре Домье. Представляет собой карикатуру на короля, за которую художник был заключен в тюрьму.
Наиболее известной русской литографией можно считать серию «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1920-е) – сборник нескольких художников- футуристов. В альбоме представлено 42 вида тогдашней столицы. Сегодня, несмотря на появление более современных технологий, литография довольно часто используется в процессе печати книг, упаковок, газет и карт.

Определение

Гравюра - вид графического искусства (графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками. Классифицируются таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в техниках высокой и глубокой печати.

Оттиски гравюры получают с «досок» (печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с рельефных поверхностей, в цветной гравюре - нескольких досок. Каждый оттиск считается авторским произведением (даже если доску вырезал гравер по рисунку художника). Иногда литографию и шелкографию ошибочно относят к гравюре.

История

Гравюра возникла в Европе в средние века. Интерес к ней существенно возрастает в начале эпохи Возрождения, так как она давала возможность легко тиражировать различные изображения. В России интерес к гравюре возник в первой половине XVIII века, когда гравюра являлась своеобразным орудием пропаганды и агитации для прославления России. Обычно на гравюрах воспроизводятся сюжеты уже написанных картин.

Классификация

В зависимости от способа получения оттиска, выделяют «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае, краска наносится на поверхность с плоскости доски, а во втором - из углублений штрихов.

В зависимости от материала печатной формы, гравюры делятся на гравюры на металле, линогравюры, ксилографию, гравюры на картоне, воске и т. п.

Форма гравюры на металле, в зависимости от способа обработки, подразделяется на следующие виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др.

Автогравюра - гравюра, в которой печатная форма выполняется самим художником - автором рисунка, с которого делается оттиск.

Литография

Определение

Литография - способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску. Изобретена в середине 1790-х гг. А. Зенефельдером.

Техника

Чтобы получить литографический оттиск, на отшлифованную поверхность литографского камня наносят рисунок специальными жиросодержащими материалами - литографским карандашом (особым жирным мелком) или литографской тушью. Затем рисунок слегка протравливают слабым раствором азотной кислоты с небольшими добавками. Теперь, если увлажнить камень и накатать на него жирную печатную краску, она пристанет в местах, где был рисунок. Обработанные же кислотой и принявшие влагу пробельные участки будут отталкивать жиpнyю краску.

Сравнительно с другими печатными техниками литографию отличает относительная дешевизна. Работать на камне легче и проще, чем на медной доске. Это одна из немногих техник, позволяющая вносить поправки и переделки в рисунок на печатной форме, а также многократно ее использовать для новых; рисунков, предварительно перешлифовав поверхность камня.

Широко распространена цветная литография. В это случае, для каждого цвета рисунок выполняется на отдельном камне. Оттиски на бумаге делаются последовательно со всех камней, строго следя за совмещением оттисков: от светлых тонов к темным.

Олеография - вид цветной литографии, применявшейся для воспроизведения масляной живописи. Был распространен во второй половине XIX века. Для большего сходства с живописными произведениями типографские оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, в результате которого получалась имитация поверхности холста и рельефных мазков.

Конечно, различать эти техники должны лишь художники. Но, согласитесь, иногда приятно блеснуть эрудицией в разговоре. Надеемся, наша статья вам в этом поможет.

От (греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий).

Литографию художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Литографию на специальном станке.

Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размывка, гравюра на камне). Нередко оригинал исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире.


Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна.

Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Литография стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики..

Литография относится к плоской печати, при которой печатающие и пробельные элементы печатной формы расположены на одном уровне и обладают способностью избирательного смачивания краской и отталкивания ее.

Литография (от греч. «litho» - камень, «grapho»- пишу) открыта в конце XVIII века Алоизием Зенефельдером во время поисков новых способов тиражирования нот, которые не было возможности набирать типографским способом, и они переписывались от руки. Изобретение отличалось в принципе от всех ранее известных печатных техник. Первоначально использовалась только литографская тушь, и печать велась в один тон, но изобретатель разрабатывает состав литографского карандаша, необходимого для получения полутоновых рисунков

В Европе начинают открываться литографические заведения, а с 1813 года появляются в России.

Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения.

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой. Это привлекло к увлечению литографией известных художников: Жерико, Домье, Гаварни, Орловского, Кипренского и других. Фактура литографского карандаша на шероховатой поверхности камня очень близка к фактуре итальянского карандаша, излюбленного графического материала художников 18-19 веков. Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным. Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сначала литография была одноцветной, но уже в 1833 году московский художник К.Л. Тромонин получил первый литографский многокрасочный оттиск. Способ Тромонина назвали хромолитографией (греч. "chroma"- цвет), при котором количество красок, использованных для получения одного оттиска, соответствовало количеству камней. Широкое применение хромолитография нашла в репродукционной технике, заменив сложную по исполнению цветную акватинту. Двести лет мало что изменили в ручной литографии, но в промышленной полиграфии способ плоской печати нашел широкое применение. Камень заменили алюминиевыми и стальными пластинами, которые укрепляют на барабаны офсетных машин и со скоростью до 50 тысяч оттисков в час выпускают разнообразную печатную продукцию. Не смотря на все достижения офсетной печати, любители и ценители изобразительного искусства отдают предпочтение авторским литографиям, которые непосредственно выполнены на камне художником и напечатаны в ручном литографском станке.

Copyright © 2000 Аверьянов В.В.Дизайн

Литография относится к плоской печати. Материалом для печатной формы служит главным образом литографский камень - плита из твердого однородного известняка.

На отшлифованной поверхности камня рисуют специальным литографским карандашом или литографской тушью, содержащими жир. Там, где на поверхность камня легли штрихи или пятна этой краски, камень зажиривается и становится в этих местах олеофильным, т.е. принимает жирные вещества и отталкивает воду. Сделанный таким образом рисунок на камне протравливают так называемой вытравкой, содержащей слабый раствор азотной кислоты с добавленным в него декстрином или гуммиарабиком. Благодаря такой обработке поверхность камня, свободная от рисунка, т.е. пробельные места, становится гидрофильной, иначе говоря, способной принимать воду и отталкивать жир, а следовательно, и печатную краску. После этого рисунок смывают тинктурой, специальным составом, содержащим растворители.

Теперь, если камень увлажнить и прокатать валиком с печатной краской, то краска будет приставать только к тем местам поверхности камня, где был рисунок. Притиснув к камню бумагу, мы получим оттиск.

Аналогичным образом можно использовать не только литографский камень, но и цинк, алюминий, стекло и даже бумагу. Все эти способы отличаются от работы на камне рецептурой применяемых растворов.

Металлические пластины можно использовать в ротационной печати (печать с цилиндрической печатной формы на непрерывную бумажную ленту).

Существует несколько способов и приемов нанесения изображения на литографский камень, дающих различные эффекты. Рассмотрим их, не углубляясь в технологические тонкости.

1. Рисунок пером или кистью литографской тушью делается на гладко отшлифованном камне, так же как и обычный штриховой рисунок на бумаге.

2. Рисунок литографским карандашом, т.е. различной твердости специальным жирным мелком, вставленным обычно в держатель. Для рисунка поверхность камня делают шероховатой зернением песком или толченым стеклом. Такой камень называют корешковым, или корнованным. На шероховатом камне литографский карандаш оставляет мягкую сочную линию. В оттиске получается рисунок, близкий по своему виду рисунку угольным карандашом на бумаге.

3. Выскребание по асфальту. Камень с зерненой поверхностью покрывают асфальтом, растворенным в скипидаре, и после просушки проскабливают рисунок шабером и иглой. Там, где шабер слегка соскабливает асфальт, обнажаются только верхушки шероховатостей и получается темный тон. Там, где слой асфальта снимается глубже, получается тон светлее. Места с полностью соскобленным асфальтом будут в оттиске белыми. Черными будут те участки, на которых асфальтовый слой остался нетронутым.

После окончания работы камень обрабатывают вытравкой и, не смывая асфальт, приступают к печатанию.

4. Гравюра на камне. Камень предварительно протравливают по всей поверхности и покрывают фунтом, состоящим из темного пигмента и декстрина. По подготовленному таким образом камню фавируют изображение иглами различных сечений и заточек. После завершения работы награвированное изображение зажиривают деревянным маслом. По удалении фунта и смачивании накатывают краску, она будет задерживаться только в награвированных линиях.

5. На корешковом камне, обработанном специальной восковой эмульсией, делают размывку тушью. Работу ведут кистью литофафской тушью, разбавляемой до нужного тона водой. Дальнейшая обработка принципиально не отличается от карандашной литографии, но несколько усложнена из-за того, что изображение, нанесенное размывкой, очень легко стравить.

Существуют и другие приемы нанесения изображения на камень, такие как работа брызгами, с тангиром, аэрографом и другие. В нашем обзоре нет необходимости их описывать, поскольку они не имеют ничего принципиально иного, чем уже было сказано.

6. Работа на автографской или переводной бумаге. Рисунок при этом способе делают не на камне, а на специальной бумаге, благодаря чему художник может работать с натуры, обходясь без тяжелого литографского камня.

Бумага эта покрыта клеевым слоем и должна иметь какую-либо фактуру. Рисунок наносят обычным литографским карандашом. После этого автографскую бумагу кладут рисунком вниз на увлажненный, гладко отшлифованный камень и притискивают к нему. Бумага с рисунком приклеивается к камню, и штрихи литографского карандаша зажиривают соответствующие места камня. Затем бумагу отмачивают и снимают, а переведенное таким способом изображение обрабатывают на камне, как обычно.

Аналогичным образом делают переводы изображений с одного камня на другой или оттисков гравюр и текста на камень. Для этого используют переводную бумагу. В отличие от автографской, переводная бумага гладкая. На нее оттискивают печатной краской так называемый жирный оттиск, а затем его переносят на камень, так же как и с автографской бумаги.

Литография широко используется для цветной печати. Художник для каждого цвета выполняет рисунок на отдельном камне, и потом со всех этих камней в определенной последовательности (обычно светлые тона печатают раньше) печатают на один лист бумаги, совмещая оттиски по рисунку. Для автолитографии применяют обычно около пяти цветов.

В свое время, когда не существовало фотомеханических способов воспроизведения, литография была широко распространенным методом репродуцирования цветных оригиналов. В этом случае для передачи всех оттенков оригинала использовали большое количество камней. Такие воспроизведения назывались хромолитографиями. А мастер, который разделял многоцветный оригинал на отдельные цвета, - хромолитографом.

Отношение к этим листам в наше время несколько пренебрежительное, как к обычной репродукции. Пора уже изменить такой взгляд на этот вид литографии и музейным работникам, и собирателям. Ведь хромолитография, по сути, такой же ручной вид печати, как и всякая другая репродукционная гравюра, резцовая или на дереве, только более позднего времени.Литография была изобретена Алоизом Зенефельдером (1771- 1834), мюнхенским малоизвестным драматургом, в 1797 г. Предназначался новый способ печатания, названный автором химической печатью, для издания нот. Но очень скоро стало ясно, что значение этого открытия много шире. Всю последующую жизнь Зенефельдер посвятил совершенствованию своего изобретения и в 1818 г. издал подробное руководство по литографии.

Первым значительным изданием Зенефельдера было воспроизведение дюреровских рисунков в молитвеннике Максимилиана (1808 г.), исполненное Н.Штрикснером (1782-1855). Вторым изданием, подготовленным Зенефельдером, но не им изданным, был альбом рисунков старых мастеров Мюнхенского кабинета (1810-1816 гг.). В альбом входили 432 литографии, основными исполнителями которых были Н.Штрикснер и Ф.Пилоти (1786-1844).

После этих шедевров литографского искусства литография в художественном отношении была на довольно низком уровне. Происходило это потому, что крупные художники еще не заинтересовались ею по-настоящему. И только в 1830-х гг. во Франции этот вид графического искусства занял достойное место. Расцвет литографии связан с такими французскими художниками, как Эжен Делакруа (1798-1863), Домье (1808-1879), Гаварни (1804-1866).

В Германии в середине 19 в. работал в технике литографии Адольф Менцель (1815-1905). В Испании в самом конце своей жизни сделал несколько литографий Гойя (1746-1828).

Литографии того времени часто раскрашивапись акварелью. Цветная же литография, в полном смысле слова, изобретена в 1835-1837 гг., хотя отдельные опыты в этой области проводились и ранее.

Не прошли мимо литографии и барбизонцы. Особенно интересны работы Камиля Коро (1796-1875) и Нарсиса Диаза (1808-1876). Существен вклад в искусство литографии импрессионистов, особенно Эдуарда Мане (1832-1883), Эдгара Дега (1834-1917), Огюста Ренуара (1841-1919), Анри Тулуз-Лотрека (1864-1901). В Англии Джеймс Уистлер (1834-1903) создал своеобразные, тонкие по цвету листы.

Интересны литографии экспрессионистов 20-х гг. 20 в. Из них хочется отметить немецких художников Кете Кольвиц (1867-1945) и Эрнста Барлаха (1870-1938), австрийца Оскара Кокошку (1886-1980) и норвежца Эдварда Мунка (1863-1944).

В России первая литография была выполнена в 1816-г. Александром Орловским (1777-1832), пропагандистом и энтузиастом литографии. Много сделали для ее развития Алексей Венецианов (1780-1847), Орест Кипренский (1782-1836), четыре литографии выполнил Владимир Боровиковский (1757-1825).

В 1840-х гг. наступил расцвет жанровой литографии. На бытовые темы работали Григорий Гагарин (1810-1893), Игнатий Щедровский (1815-1870/71), Рудольф Жуковский (1814-1886).

С 1851 по 1862 г. Василий Тимм (1820-1895) издает «Русский художественный листок», в котором помещает свои хроникальные зарисовки. Кроме Тимма, в этом издании принимали участие Михаил Микешин, Адольф и Иосиф Шарлемань, Михай Зичи. Это было единственное в своем роде издание, не имевшее ничего подобного на Западе.

Во второй половине 19 в. общий уровень искусства литографии несколько снижается и приобретает в какой-то степени ремесленный характер. Хотя в это время литографии делают такие большие художники, как И.Репин, И.Шишкин, А.Саврасов, В.Перов, В.Маковский. Но, за редкими исключениями, они обращаются к литографии эпизодически.

В начале 20 в. исполнили несколько листов художники «Мира искусства». Литографии были изданы отдельным альбомом. Особенно нужно отметить из этой группы художников В.Серова, создавшего наиболее значительные литографии этого времени.

В конце 19 - начале 20 в. очень высокого уровня достигла репродукционная хромолитография. Литография И.Кадушкина, Экспедиция заготовления государственных бумаг выпускали издания с большим вкусом. Примером могут служить билибинские сказки.

Подъем искусства литографии произошел в первые годы после революции. В это время издавалось много альбомов литографий Б.Кустодиева, А.Остроумовой-Лебедевой, М.Добужинского, В.Ватагина, П.Кузнецова, Г.Верейского, и многих других. Литография и по сей день остается излюбленной техникой наших художников.

×

Please note we may provide content or links from or to other web sites through our web site. This privacy policy does not apply to these other web sites and we recommend that you review the privacy policy at each web site to determine how that site protects your privacy.

The Information We Collect

We do collect web site usage information from visitors to our site. This information is used for statistical purposes and helps us to evaluate how visitors use and navigate our web site including the number, frequency and length of visits to each page. We are then able to improve and further develop the web site.

For security reasons we use software programs to monitor network traffic and identify any unauthorized attempts to change or upload information, or damage the system.

We collect personal information when you request services from us. Generally we will tell you why we are collecting information when we collect it and how we plan to use it or these things will be obvious when we collect the information. When we collect personal information such as your name, email address, telephone number it will usually be for the purpose of providing goods or services that you have requested and if the law requires us to, we will seek your consent to collect it. We may share your information with other companies within Australia for the purpose of providing goods or services that you have requested.

We also keep records of communications such as requests. We do this to make sure your requests and any issues you bring to our attention are attended to promptly and correctly.

Our Use of ‘Cookies’

‘Cookies’ are pieces of information that our web server transfers to your computer’s web browser for administrative reasons. Cookies do not personally identify people, rather they identify a computer, server and type of web browser. A cookie cannot retrieve any other data from your hard drive, pass on computer viruses, or capture your e-mail address or any other personally identifiable information. The information within the cookie is encrypted.

You can adjust your computer browser settings so that you are informed when a cookie is being placed on your browser. You can also set your browser to decline or accept all cookies.

The only cookies used on this website are for tracking purposes with Google.

Access to Personal Information

You have a right to access most personal information we hold about you and if we deny access in some circumstances we will tell you why. You may be required to put your request in writing for security reasons. We reserve the right to charge a fee for searching for, and providing access to, your information.

Your Information on the Public Record

There are numerous public records, such as birth certificates, judgments and orders, naturalisation records, ownership registrations patents and trademarks to name but a few. The Trade Marks Act, Patents Act, Designs Act and Plant Breeder"s Rights allow public access to certain documents.

How to Contact Us

If you have any questions in relation to privacy, please contact us using our online form at info@сайт.

Changes to Privacy Policy and More Information

We may need to change our privacy policy to take into account new laws, technology or changes to the way we provide our services. We will post any changes on the website or notify users by other means so that our clients are always aware of the information we collect and how we use it.



Справочники