Лесные тайнички. Выживание в лесу: каша из семян ели

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

2-й класс

Еловая каша

У всех день рождения – радость. А у клестят – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…

А родители хоть бы что! Вон папа-клёст – сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва. Будто трубку курит.

Это я так про клестят думаю. Только вижу, что сами клестята живут – не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения – всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!

(Н.И. Сладков)

Вопросы и задания

а) клёст белокрылый;

б) клёст-еловик;

в) клёст-сосновик

2. Как ты думаешь, почему этих клестов так называют?

__________________________________________________________________

3. Почему насекомоядные птицы выводят птенцов в основном летом? Ответ выпиши из текста.

4. В какое время года, в основном выводят птенцов клесты?

а) весной; б) зимой; в) летом; г) осенью.

5. Почему клесты выводят птенцов в основном в это время года? Ответь кратко. ____________________________________________________________

6. Какое образное выражение использует автор-рассказчик, отмечая особенность клестов выводить птенцов «не по правилам»? Ответь кратко.

__________________________________________________________________

7. Какого числа в феврале вывели птенцов клесты в нашем тексте?

а) 26-го; б) 27-го; в) 28-го; г) 29-го.

8. Выдели близкие по значению слова к выражению «не тужат».

Клестята живут –

а) не горюют; б) не печалятся; в) веселятся; г) радуются.

9. Чем питаются клестята? Ответь кратко. _____________________________

10. Почему клестята толстые и неугомонные? Отметь верные утверждения.

а) от забот маминых; б) от еловой каши; в) от яркого солнышка;

г) от морозного ветра; д) от сосновой каши.

11. Придумай своё заглавие к этому тексту.

__________________________________________________________________

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2-й класс

Урок дружбы

Жили два воробья: Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

– Не надо... Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты и ешь!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

– Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

(М.С. Пляцковский)

Вопросы и задания

__________________________________________________________________

2. Проговори тихонько имена воробьёв. Пение каких птиц напоминают эти звуки?

а) Сорок; б) синиц; в) воробьёв; г) ворон.

3. Какой подарок получил Чик от бабушки? Ответь кратко.

__________________________________________________________________

4. Почему Чик склевал пшено один? Найди ответ в тексте. Укажи порядковый номер нужного предложения. ______________________________

5. Какое качество не смог победить в себе Чик при принятии этого решения?

а) Бережливость; б) жадность; в) запасливость; г) щедрость.

6. Как поступил Чик с найденными зёрнышками? Ответь кратко.

__________________________________________________________________

7. Почему Чирик решил разделить найденные зёрнышки пополам? Ответ выпиши из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему Чику стало стыдно? Чику стало стыдно, так как:

а) сам он не оставил другу ни одного зёрнышка;

б) Чик боялся, что Чирик узнает про ящик пшена;

г) он понял, что поступил не по-дружески;

д) Чику не хотелось есть, он был сыт.

9. Какая пословица (образное выражение) больше других отражает главную мысль этого произведения?

а) Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

б) Для друга ничего не жаль.

в) Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.

г) Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.

10. Прочитай заголовок произведения. Почему оно так названо? Объясни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Клест : детям о природе . Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки, презентация про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел».

Сегодня новая страничка нашей детской энциклопедии о зимующих птицах на сайте «Родная тропинка». Она познакомит нас с удивительной птичкой – с клестом.

Какая птица выводит птиц зимой?

Рассказ для детей о клесте в картинках

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Попробуй нарисовать крестик карандашом. А теперь выложи крестик из двух палочек. Похоже на клюв клеста? Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!

Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):

«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая — птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Знаешь ты такую кашу? Нет? Вот послушай, что это за каша и как растут маленькие клестята».


Н. Сладков. Еловая каша

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.<
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
<А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!<

Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!

Потом клестята подрастают, и мама ненадолго начинает вылетать из гнезда. Как же холодно тогда малышам! Они прячут голову под животик, чтобы не замерзнуть. А когда мама вернется, быстро отогреваются под ней. Кормит маму и детишек папа-клест. Он приносит семена ели, отдает их маме. А мама ими кормит своих малышей – клестят.

Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.

Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Как же они могут лес посадить, если у них и рук нет – только крылышки? (Дайте возможность ребенку поразмышлять над ответом на этот вопрос, подскажите ему вопросами: «Из чего вырастает ель или сосна? Из шишки! Где должна быть шишка, чтобы семена из нее попали в землю и стали потом маленькими елочками или сосенками? Как клест может помочь дереву и его деткам — семенам?». Расскажите, что из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают)

Речевое упражнение «Какие бывают клесты: Придумай слово»

Наверняка, ты видел разных собак. Есть собаки – овчарки. Есть спаниели, есть пудели, бульдоги, колли и много других разных собак. И клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

  1. Одних клестов называют так: «Клест – сосновИк » (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны).
  2. Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. ?(ело-вИк
  3. А третий клест называется «белокрылый ». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? (Выслушайте все предположения ребенка, пусть он придумает свои слова, поощрите словотворчество и любые придуманные варианты слова. А потом скажите: «За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком . Красивое слово – «лиственничек», правда? Тебе оно нравится?»)

А теперь давайте поиграем в сказку-пальчиковый театр для детей.

Как сорока клеста судила:

сказка для детей 5-6 лет

После чтения этой сказки обсудите ее с ребенком:

  • Почему сорока-белобока решила клестов судить? Какие лесные порядки нарушили клесты?
  • Какие птицы прилетели на зов сороки? Согласились ли они с сорокой? Почему?
  • Что интересное ты узнал о жизни клестов? Что еще хочешь узнать? (Умение задавать вопросы – очень важное умение, которое нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Поэтому поощрите любые вопросы малыша и найдите на них ответ вместе с ним в книге, энциклопедии или в Интернете)
  • Что означают слова о птенцах «на крыло встанут»?

На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:
- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
- Что за шум? За что клеста судить? - спросил он.
- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
- И холодов не боишься?
- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? - поинтересовался он.
- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
- А как же она питается? - спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.
- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. - Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:
- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.
- Трещишь без толку, - поддержала его синица.
- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой. (Автор – Н.В. Нищева. Сказка из книги «Развивающие сказки» — Детство-Пресс, 2002 год)

Мультфильм для малышей про клеста

В этом мультфильме малыши познакомятся с лесными обитателями и узнают, кто как зимует. После просмотра мультфильма спросите ребенка: «Почему дрозд (гусеничка, медведь, клест) не смогли прийти к зайчонку на Новый год? А кто пришел к елке? (Рассмотрите последние кадры — снегири, лисенок, олененок, кабан, белка, зайцы)». Спросите, кого из лесных обитателей Ваш малыш пригласил бы на новогодний праздник (кто смог бы на него прийти). А кого бы пригласил на летний праздник?

http://youtu.be/wOvOuLQ4VAc

С кем дружат клесты?

Вспомни, с какими деревьями клесты «дружат»? (С елью, сосной, лиственницей).

Друзья всегда друг другу помогают. Как же клесты и ели да сосны друг другу помогают? Чем клестам ель и сосна помогает? (Елка и сосна дают им корм – семена шишек). А как же клесты этим деревьям помогают? (Напомните ребенку, что клесты едят только часть семян, остальные семена остаются в шишке. Шишка с семенами падает на землю, а весной семена прорастают. Получается, что клесты как лесники лес сажают и этим деревьям помогают)

С какими животными «дружат» клесты? Кто ест семена из шишек, которые обронили клесты на снег? (Белки, мышки)С мышками клесты настоящие друзья! Мышка не может сорвать шишку с дерева. А клесты роняют шишки с семенами на землю, вот и кормятся мышки этими семенами и «Спасибо» за это клестам говорят. Можно сказать, что еда сама к ним приходит, точнее, прилетает с дерева!

А кто еще ест семена шишек в лесу? Белочки. Они тоже доедают семена шишек за клестами. Только вот с клестами белки не дружат. Даже «спасибо» им за еду не говорят. Хочешь узнать, почему?

Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след - охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола - на сучок, с сучка - на ветку. С берёзы - на сосну, с сосны - на ёлку. Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.

Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты - под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу - оставляет след. По следу - собака. За собакой - охотник.

Спасибо клестам, - говорит охотник, - спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение - падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

  • Почему же белки клестам «спасибо» не говорят?>Чего они забыть не могут?
  • Почему белки не любят зимой на землю спускаться с деревьев? Что их заставляет спускаться с деревьев на снег зимой?
  • Что такое «падалица»?

Рассказы о клестах для детей

Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел» (Н. Сладков) для детей 6-7 лет

Презентацию к этой сказке Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел группы «Документы» в правой колонке). В ней даны все картинки этой статьи в хорошем разрешении и высоком качестве для более удобного просмотра их с детьми на мониторе домашнего компьютера или на экране.

Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, — сказал Клест. — Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

Рассказ о клестах В. Бианки «Кому законы не писаны» (для младших школьников)

Сейчас все лесные жители стонут от жестокой зимы. Лесной закон велит: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю.

Ну, а кому и зимой пищи полон лес, тому этот закон не писан.
Наши корреспонденты нашли на высокой ёлке гнездо маленькой птички. Ветка, на которой гнездо помещается, вся засыпана снегом, а в гнезде яички лежат.

Пришли на следующий день наши корреспонденты, - как раз мороз трескучий был, носы у всех красные,- глядят, а в гнезде уже птенчики вывелись, голенькие лежат среди снега, слепые еще.
Что за чудо? А чуда никакого нет. Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.
Такая уж птица клёст, что ни холода, ни голода зимы не боится.

Круглый год можно видеть в лесу стайки этих птичек. Весело перекликаясь, они перелетают с дерева на дерево, из леса в лес. Круглый год они ведут кочевую жизнь: сегодня здесь, завтра -там.

Весной все певчие птицы разбиваются на пары, выбирают себе участок и живут на нём, пока не выведут птенцов.
А клесты и в это время летают стайками по всем лесам, нигде подолгу не останавливаясь.

В их шумных летучих стаях круглый год можно видеть вместе со старыми и молодых птиц. Точно птенцы у них так и родятся в воздухе, на лету.

В Ленинграде у нас клестов зовут ещё „попугаями». Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках, тоже как попугаи.

Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых - зелёные и жёлтые.
Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.

Совсем чудом кажется, что тело клеста после смерти очень долго не гниёт. Труп старого клеста может пролежать лет двадцать - и ни одно перышко с него не упадёт, и запаха не будет. Как мумия.

Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.
Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя - вверх.

В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.

Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный еще нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек.

Тут всё и становится понятным.

Почему клесты всю жизнь бродят по лесам?
Да потому, что они ищут, где лучший урожай шишек. В этом году у нас в Ленинградской области шишки уродились. Клесты у нас. В будущем году где-нибудь на севере шишечный урожай, - клесты туда.

Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
Да почему же им не петь и птенцов не выводить, раз пищи кругом вволю? Гнездо тёплое - там и пух, и перо, и мягкая шёрстка, а самка, как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей самец таскает.

Сидит самка, греет яйца, а птенчики выклюнутся, - она их кормит размягчёнными в зобу еловыми да сосновыми семечками. Шишки-то ведь круглый год на деревьях.

Сойдётся парочка, захочет своим домком пожить, малых деток вывести,-улетит из стаи, всё равно зимой ли, весной ли, осенью ли (в каждом месяце гнёзда клестов находили). Совьют гнездо - живут. Птенцы подрастут,-всё семейство опять пристанет к стае.

Стихи о клестах

Клесты

Зимой, когда птицы на юг улетели,
Покинув привычное место своё,
В лесу закружили снега и метели,
В берлоги и норы залезло зверьё.

Лишь только клесты на ветвях веселятся,
Еловые шишки проворно лущат.
Они семенами с лихвой наедятся —
Любые морозы тогда победят.

Весёлые песни они распевают
И в лютую стужу выводят птенцов.
Их яркие перья на солнце сияют.
Ну кто же поймёт этих смелых клестов?

И вниз головой на ветвях повисают,
Ухватистым клювом за ветку держась.
Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают,
В мерцающем небе подолгу кружась.

Когда всё в лесу до весны замирает,
Лесные тропинки печально пусты,
Под снегом холодным земля засыпает.
Но жизнь торжествует — на ветках клесты. (Татьяна Керстен)

Птенчики клесты

Снег кружится, падая,
мчит метелицей,
белизною радуя,
мягко стелется
и снежинок блёстками
землю порошит.
Снег руками жёсткими
все укрыть спешит.

Не озябли б птенчики,
жёлтые Клесты.
Щёлкают, как щипчики,
клювики-кресты.
Под еловой лапою
птенчики сидят.
Деткам мама с папою
шишки теребят. (Ирина Батый)

Загадки про клеста

Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный …
(П. Смолин)

Клюв у птицы той не прост-
Крепкий, загнут и внахлёст,
Невелик той птицы рост,
А зовут ту птицу-…(клёст).
(Владимир Талызин)

Вот и подошла к концу наша встреча с удивительной птичкой, которая называется клест. Надеюсь, что она была интересной для Вас и Ваших детей. До новых встреч в рубрике !

Презентацию с картинками этой статьи в высоком разрешении и хорошем качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видозаписями сообщества). Презентация доступна для редактирования.

Чтобы было удобнее заниматься с детьми по материалам этой статьи, ниже я даю презентацию с картинками статьи. Для полноэкранного просмотра нажмите значок в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Клест»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в хорошем разрешении и качестве вы можете или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе группы «Документы»).

Еще о зимующих птицах интересные материалы для игр, занятий, проектов с детьми вы найдете в статьях:

Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Контрольная работа по литературному чтению

2 класс

ОС "Гармония"

Составитель

Крайнова Е.А.,

учитель начальных классов

1) Прочитай внимательно текст.

Николай СЛАДКОВ
Еловая каша

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

2) Выполни задания к тексту.

1. О каких птицах идёт речь в тексте?

а) синицы б) дятлы в) клесты г) вороны

а) клёст белокрылый б) клёст - еловик в) клёст - сосновик

3. В какое время выводят клесты своих птенцов?

а) весной б) зимой в) осенью г) весной

4. Какого числа в феврале вывели клесты свих птенцов?

а) 26 б) 28 в) 27 г) 29

5. Какое образное выражение использует автор - рассказчик, отмечая особенность клестов выводить птенцов не по правилам?

____________________________________________________________________________

7. Почему насекомоядные птицы выводят своих птенцов летом? Ответь словами текста.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выпиши из текста, как выглядят птенцы клестов, когда вылупятся из яйца?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какой пищей питаются клесты посте рождения?

а) еловой кашей б) гусеницами в) снегом г) шишками

10. Выпиши из текста, как согреваются птенцы в гнезде.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Почему клестята толстые и неугомонные? отметь верные утверждения.

а) от забот маминых б) от еловой каши в) от сосновой каши г) от морозного ветра

д) от яркого солнышка

Ключи к заданиям.

п-п

Задания

Ответ

Балл

1.

О каких птицах идёт речь в тексте?

а) синицы б) дятлы в) клесты г) вороны

2

а) клёст белокрылый б) клёст - еловик в) клёст - сосновик

3

В какое время выводят клесты своих птенцов?

а) весной б) зимой в) осенью г) летом

4

Какого числа в феврале вывели клесты свих птенцов?

а) 26 б) 28 в) 27 г) 29

5

Какое образное выражение использует автор - рассказчик, отмечая особенность клестов выводить птенцов не по правилам?

Одним клестам законы не писаны.

6

Прямо хоть плач: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод.

(по 1 баллу за один ответ)

7

Почему насекомоядные птицы выводят своих птенцов летом? Ответь словами текста.

Когда тепло и сытно.

(по 1 баллу за один ответ)

8

Выпиши из текста, как выглядят птенцы клестов, когда вылупятся из яйца?

А ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

(по 1 баллу за один ответ)

9

Какой пищей питаются клесты посте рождения?

а) еловой кашей б) гусеницами в) снегом г) шишками

10

Выпиши из текста, как согреваются птенцы в гнезде.

Снизу гнездо - как пуховая перинка, сверху мама - как перяное одеяльце. А изнутри каша греет.

(по 1 баллу за один ответ)

11

Почему клестята толстые и неугомонные? Отметь верные утверждения.

а) от забот маминых б) от еловой каши в) от сосновой каши г) от морозного ветра

д) от яркого солнышка

ИТОГ

21б

Критерии оценивания:

0-10 баллов - отметка "2"

13 баллов - 15 баллов- отметка "3"

16 баллов - 19 баллов - отметка "4"

20 баллов - 21 балл - отметка "5"

Текущая страница: 2 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

ЕЛОВАЯ КАША

У всех день рождения – радость. А у клестят – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители: детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст – сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения – всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

БЕЗ СЛОВ

– Чего они, дурачки, меня боятся? – спросила Люся.

– Кто боится тебя? – спросил я.

– Воробьи.

В скверике прыгали воробьи. Люся кидала им крошки, а они в страхе улетали.

– Почему они улетают? – удивлялась Люся.

Загадала девочка мне загадку! Действительно – почему? Раньше я не думал об этом: боятся и боятся. На то они и дикие птицы. Но вот девочка хочет их накормить, воробьи голодны, но они улетают. Почему?

– Почему они меня боятся? Я ведь никогда их не обижала! – говорит Люся.

– Ты не виновата, – успокаиваю я её.

– А кто виноват?

– Мы виноваты. Все-все. Одни – потому что всегда птиц обижали, другие – потому что позволяли обижать.

– Но за что же их обижать? Они ведь маленькие…

– Ничего, – сказал я Люсе. – Ты бросай и бросай им крошки, и они поймут, что ты им ДРУГ.

– Вы думаете, они поймут?

– Непременно поймут! Ведь поняли же они, что надо спасаться, когда в них кидают камни.

– Я им скажу, что я бросаю не камни, а крошки!

– Ничего не нужно говорить, Люся. Они поймут без слов.

– Без слов? А я-то думала, что они дурачки! – сказала Люся.

Птицы поняли Люсю.

ДОМАШНЯЯ БАБОЧКА

Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло из коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.

Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкой веерок стал отвисать и распрямляться.

У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

Всю зиму куколки пролежали мёртво и неподвижно, словно камешки. Они терпеливо ждали весну, как ждут её семена в земле. Но комнатное тепло обмануло: «семена проросли» раньше срока. И вот по окну ползает бабочка. А за окном зима. А на окне ледяные цветы. Живая бабочка ползает по мёртвым цветам.

Она порхает по комнате. Садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».

Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.

Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.

Завести бы дома красивых жуков: бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!

А волчье лыко, медвежье ухо, вороний глаз! А почему бы не развести в горшках прекрасные мухоморы, огромные грибы-зонтики или гроздья опят?

На дворе будет зима, а у вас на подоконнике – лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо-цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.

…И чего только не напридумываешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ
Окунь и Налим

– Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные, апатичные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?

– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!

– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

Выдра и Ворон

– Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?

– Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.

– Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!

Королёк и Пухляк

– Ну, брат Королёк, и растолстел же ты за зиму! Сразу и не узнаешь – эвон какой верзила. Что в длину, что в ширину. Тяжелей меня небось стал?

– Тяжелей тебя, Пухляк, разве станешь… Вон ты дылда какой – сучки под ногами ломаются, ветки до земли гнутся! Сколько веса-то уже набрал?

– Я-то? Да десять граммов тяну, а ты?

– А я семь…

Заяц и Полёвка

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть – терпи до весны. А где ещё та весна – за горами да за морями…

– Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.

Барсук и Медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?

– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!

– А может, Медведь, нам вставать пора?

– Не пора. Спи ещё.

– А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?

– Не бойся! Она, брат, разбудит.

– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!

– О-го-го-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.

Сорока и Оляпка

– О-о-ой, Оляпка, никак, купаться в полынье вздумал?!

– И плавать, и нырять!

– А замёрзнешь?

– У меня перо тёплое!

– А намокнешь?

– У меня перо водоотталкивающее!

– А утонешь?

– Я плавать умею!

– А… а… а проголодаешься после купанья?

– А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

Март


Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте – синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой!

В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми.

Днём на солнце капель.

Ночью – звонкий мороз.

А на рассвете – морозный пар. Белые берёзы в седой дымке. Как будто это пар от тёплого их дыхания, как будто берёзы дышат.

Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме конец, а весне – начало.

ЗИМНИЕ ДОЛГИ

Расчирикался Воробей на навозной куче – так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

– Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

– Крылья зудят, Ворона, нос чешется, – отвечает Воробей. – Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

– А вот испорчу! – не отстаёт Ворона. – Как задам вопрос!

– Во напугала!

– И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

– Клевал.

– А зёрна у скотного двора подбирал?

– Подбирал.

– А в птичьей столовой у школы обедал?

– Спасибо ребятам, подкармливали.

– То-то! – надрывается Ворона. – А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

– А я один, что ли, пользовался? – растерялся Воробей. – И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была…

– Ты других не путай! – хрипит Ворона. – Ты за себя отвечай. Брал в долг – отдавай! Как все порядочные птицы делают.

– Порядочные, может, и делают, – рассердился Воробей. – А вот делаешь ли ты, Ворона?

– Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя, и другие птицы стараются.

– Ты тоже за других не ручайся! – упирается Воробей. – Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

– А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверить.

Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

– Поздравляю с новосельем! – Воробей говорит. – На радостях-то небось и про долги забыла!

– Не забыла, Воробей, что ты! – отвечает Синица. – Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

– По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

– Да вот расчёт с меня требуют, – чирикает Воробей. – А ты, Дятел, как расплачиваешься? Как расплачиваешься?

– Уж так-то стараюсь! – отвечает Дятел. – Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже…

«Ишь ты, – задумался Воробей. – А я думал…»

Вернулся воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

– Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что – хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не кусали! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока свободное время есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

ЗАЯЧИЙ ХОРОВОД

Мороз на дворе, особый мороз, весенний. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце – горит. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли: замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне деревьев вода блестит, теневая затянута матовой коркой льда.

Порыжели ивняки, а ольховые заросли стали лиловыми.

Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз.

Пришла пора заячьих песен. Самое время ночных заячьих хороводов.

Как зайцы поют – по ночам слышно. А как хоровод водят – в темноте не видать.

Но по следам всё понять можно. Шла прямая заячья тропа. От пенька до пенька, через кочки, через валежины, под белыми заячьими воротцами – и вдруг закружила немыслимыми петлями! Восьмёрками среди берёзок, кругами-хороводами вокруг ёлочек, каруселью между кустов.

Будто закружились у зайцев головы, и пошли они петлять да путать. Пляшут и поют: «Гу-гу-гу-гуу! Гу-гу-гу-гуу!»

Как в берестяные дудки дуют. Даже губы подскакивают!

Нипочём им сейчас лисицы и филины. Всю зиму жили в страхе, всю зиму прятались и молчали. Довольно!

Март на дворе. Солнце одолевает мороз.

Самая пора заячьих песен.

Время заячьих хороводов.

ВЕСЕННИЕ РУЧЬИ

Весенние ручьи говорят, говорят…

Сидел я на пне у лесного ручья. Сидел и слушал. Сперва просто так бубнил ручей. А потом заговорил:

«Я лесной ручей: из лесного снега рождён. Топтали этот снег лоси да волки, зайцы-беляки по снегу прыгали, тетерева и рябчики под снегом спали. Теперь все следы растаяли, в звонкие капельки превратились. Столько за зиму всяких историй произошло – за всю весну не перескажешь. Расскажешь – не перескажешь, расскажешь – не перескажешь…»

Перебрался я к полевому ручью. Слышу, и полевой поёт:

«Зень-зень-зень! Зиме конец, конец зиме… Я ручей полевой, из полевых снегов рождён. Топтали снег зайцы-русаки да серые куропатки. Рыжая лиса мышковала – полёвок ловила. Все события на снегу отпечатались. А теперь следы растаяли, в певучие капельки обратились. Столько событий: рассказать – не рассказать, рассказать – не рассказать…»

Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят…

Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать – сядь у речки на бережок.

Может, чего и услышишь.

ВЕЖЛИВАЯ ГАЛКА

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый – альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и всё растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели – солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё и расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит.

Ветер её треплет – так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!

Моя галка кусок свой схватила в клюв – и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!

А чужая галка хвать у моей кусок из клюва – и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала – клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе – под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, глупая, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, – думаю, – чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая – драчунья». Ничего я тогда не понял…

А недавно вижу: обе галки – моя и чужая – сидят себя рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики.

Эге, гнездо строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь. И уж, конечно, не всеми уважаемая.

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

ПЕРВЫЕ

Закапало с сосулькиных носов. Холодное небо залила тёмная солнечная дымка.

Каждую весну я с изумлением слежу за великим переселением птиц с юга. Мчат над головой быстрые кулики. Совсем недавно бегали они по отмелям тропических рек, кося глазком на зубастых крокодилов. Летят журавли, – может, на перьях их ещё сохранилась пыль берегов Нила.

Все спешат туда, где сами выклюнулись из яйца и впервые увидели синее небо и зелёную землю.

Удивительное это дело – перелёт птиц!

Но ещё больше изумляют п е р в ы е.

Капают сосулькины простуженные носы. По ночам ещё позванивает мороз. Только крошечные проталинки наклюнулись на белых холмах, а п е р в ы е уже тут.

…Лиловые тучи приподнялись над горизонтом и открыли оранжевую полоску зари. В оранжевую щель со свистом ворвался вихрь: зазвенела на ветру упругая жёлтая стерня. На чёрной маслянистой пашне вспыхнули от зари лужи, будто в подземных окнах включили свет.

На север, борясь с вихрем, мелькая белым брюшком, пролетела п е р в а я ласточка.

…Захлёбываюсь ветром. Ветер заливает рот, нос, глаза и уши. Тону в ветре, как тонут в бурной горной реке. Цепляюсь за жёсткие стебли травы, прячу голову за камень. Под камнем лисья нора – пахнет сырой землей и зверем. Неглубоко в норе птичка – горный конёк. Конёк спасается от бури. Это п е р в ы й конёк. Так и лежим рядом – человек и птичка. Слушаем, как обрушиваются на скалы тяжёлые валы ветра.

А в степи?

…На белую степь смотреть нельзя. Снег занастился и полыхает на солнце литым стеклом. Редко-редко чёрные точки – первые проталинки. В полдень над проталинками струится парок. И, как рождённая из пара, поднимается вверх на трепещущих крыльях птица. Льётся над снежной степью её ветряная песенка. Это п е р в ы й жаворонок.

На много дней полёта впереди своих стай, терпя голод и холод, страстно рвутся вперёд первые вестники весны – п е р в ы е птицы.

И захотелось мне узнать, какие же они, эти п е р в ы е? Чем они отличаются от остальных? Что это за птицы, которые наперекор всем невзгодам обогнали свои стаи и летят впереди?

Может, эти птицы больше ростом, сильней? Может, у них теплее перо и гуще пух? Может, крепче у них клювы и ноги? Или окраской они отличаются от всех других?

Я стал наблюдать.

Я находил их замёрзшими. Ловил обессиленных. Уж очень хотелось узнать тайну п е р в ы х.

Подробно разглядывал я этих птиц. Ощупывал крылья, дул под перо, измерял, описывал окраску. И потом сравнивал.

Нет, ничем эти п е р в ы е внешне не отличались от всех других. Такое же перо, та же окраска, те же размеры крыльев и клюва. Желудок только чаще бывал пуст. Да кожа под пером синеватая, без жира.

Так и не разгадал я тайну п е р в ы х. Так и не узнал, чем отличаются передовые от летящих позади. По виду они совсем такие же.

Значит, различие у них не снаружи, а внутри. Что ж, это очень похоже на истину. Пожалуй, это так и должно быть. У всех первых что-то особое внутри, а не снаружи.

Только вот – что?

КРЫЛАТЫЕ ПЕСНИ

Небо сияет – глаз не поднять. И в этом сиянии, невидимо, летят с юга на север птичьи песни. Летят в одиночку и стайками; никому их не видно, но всем слышно.

Медленно тонут в набухшем снегу нагретые солнцем соринки, чешуйки и щепки. Синицы собирают на снегу оттаявших комаров и мух. Услышав летучие песни, синицы скачут вверх по стволу, с сучка на сучок, всё выше и выше, как по ступенькам винтовой лестницы. Вот и конец, вот еловый шпиль; дальше синее небо, белое сияние – ничего не видать. Разве песни увидишь?

А песни летят; песня за песней, одна за другой, журчащие, как ручейки.

Осенью птицы улетают молча: были – и нет. Или кричат унылыми прощальными голосами. А весной каждая пичужка звенит, песни летят наперегонки. Видно, торопятся песни домой. Не видя, их узнаешь. Вон та – трясогузка, а эта – зорянка. А эта, что летит и журчит, – жаворонок. Близкая сердцу птица: песня и полёт!

Вот чибисы; кому не знакомо их тягучее «у-вы!» и «кувырк!». Но чибисов не видно, слышны только их голоса! Неужели, как в сказке, голоса обогнали хозяев и первыми прилетели домой? И так и не так.

Бегают по липкой пашне скворцы и кричат чибисиными голосами. Видно, устали чибисы в пути, и скворцы обогнали их. На лету подхватили чибисиные унылые крики и унесли их с собой. А может, налетела на чибисов беда, может, снежные вихри заломили им крылья и понесли по земле. Не долетела бы песня домой, если бы не скворцы.

Весна – вот и торопятся песни домой. Песни спешат наперегонки.

Песни летят как на крыльях!

ТЕТЕРЕВИНЫЕ НОТЫ

Ещё не поют в лесах тетерева. Ещё только ноты пишут.

Пишут они ноты так.

Слетает один с берёзы на белую поляну, надувает шею, как петух. И семенит ножками по снегу, семенит. Крылья полусогнутые волочит, бороздит крыльями снег – нотные строчки вычерчивает.

Второй тетерев слетит да за первым по снегу как припустит! Так точки ногами на нотных строчках и расставит:

«До-ре-ми-фа-соль-ля-си!»

Первый сразу в драку: не мешай, мол, сочинять! Чуфыкнет на второго да по его строчкам за ним:

«Си-ля-соль-фа-ми-ре-до!»

Прогонит, поднимет вверх голову, задумается. Побормочет, побормочет, повернётся туда-сюда и лапками на своих строчках своё бормотание запишет. Для памяти.

Потеха! Ходят, бегают – расчерчивают снег крыльями на нотные строчки. Бормочут, чуфыкают – сочиняют. Песни свои весенние сочиняют и ножками да крыльями их на снегу записывают.

Но скоро кончат тетерева песни сочинять – начнут разучивать.

Взлетят тогда на высокие берёзки – сверху-то хорошо ноты видно! – и запоют. Все одинаково запоют, ноты у всех одни и те же: бороздки да крестики, крестики да бороздки.

Всё разучивают да разучивают, пока снег не сойдёт. А и сойдёт – не беда: по памяти поют. Днём поют. Утром и вечером поют.

Здорово поют, как по нотам!

ТЁПЛАЯ СТРУЙКА

Зима – тяжёлое время. Даже могучие звери прячутся в берлоги и норы. Трудно представить, что где-то сейчас, в тайничках под снегом, лежат окоченевшие бабочки. Бывало, чуть ветер, чуть дождь, а они уже сникли. И пыльца на крылышках сбилась и потускнела.

Но они есть, они ждут; ждут весну и тепло.

Бабочка-крапивница зимовала в стогу. Солнце нагрело стог, и заструилось от него тепло. К теплу, на припёк, и выползла неловкая и сонная бабочка. Подкрылышко одно отпало, другие оббились, стёрлась пыльца. Нелегко зимовать в стогу.

Крапивница отогрелась и затрепетала от нетерпения. Качнулся ветерок, она вспорхнула и понеслась.

И вдруг её обдало жгучим морозом; вокруг стога ещё лежали снега. Лес и луга в снегу; один стог оттаял и высох. Крапивница сникла и опустилась на снег.

Хорош мартовский снег: в гранях и блёстках, с весенней голубизной. И крапивница на нём как первый цветок.

Но кому красиво, а крапивнице – смерть. Уже окоченела совсем, когда тёплая струйка ветра от нагретого стога протянулась и к ней; она встрепенулась, вспорхнула и понеслась по тёплой струе, как по знакомой дорожке. Струйка-тропинка привела её к стогу.

Каждый солнечный день теперь вылетает крапивница полетать. Смело носится над заснеженным полем. Но далеко не улетает. Текут от стога нагретые струйки, колышутся за ним, как невидимые ленты. Крапивница чувствует их тепло, они для неё – как дорожки к жизни.

Всё выше солнце, всё жарче стог, всё длиннее тёплые струи-дорожки. Всё дальше и дальше отлетает по ним от стога крапивница. Пока однажды не долетит до первой большой проталины. Там и останется весну встречать.

У всех день рождения - радость. А у клестят - беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст - сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся - и спать. Снизу гнездо - как пуховая перинка, сверху мама - как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло - выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения - всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.



Справочники