История науки и техники. Презентация на тему: Образование и наука Презентация по истории на тему наука

Слайд 2: 1. Грамотность и школа

В Англии в 1840-х гг. при венчании половина женихов и невест не могли расписаться в церковных книгах. В 1850 г. во Франции были неграмотными почти 40% мужчин. В германских государствах всеобщее начальное образование было введено в конце XVIII в. (в эпоху просвещённого абсолютизма). В Швеции и Швейцарии введение всеобщего начального образования произошло в середине XIX в. Во многих штатах США существовало бесплатное начальное образование, но оно не было обязательным.

Слайд 3: 1. Грамотность и школа

Развитие грамотности приобретает массовый характер. Причины: перемены в жизни общества и в экономике. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза или служащим в банке могли только грамотные люди.

Слайд 4: 1. Грамотность и школа

Начальное образование Светское, обязательное, бесплатное Среднее, высшее образование платное

Слайд 5: 2. «Читательская революция»

Чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества Увеличение печатной продукции (новые технологии в производстве бумаги и типографском деле) Чтение стало более доступным для народных низов. Большинство новых романов были дешёвыми Появились бесплатные, более доступные для низов многие библиотеки.

Слайд 6: XIX столетие - век науки

Слайд 7: XIX столетие - век науки

Домашнее задание: составить таблицу «Научные открытия» XIX века Учёный Научная область открытие Ч. Дарвин биология Теория эволюции М. Фарадей физика Электромагнитная индукция

Слайд 8: XIX столетие - век науки

Учреждение в 1901г. Нобелевской премии способствовало привлечению общественного интереса к достижениям науки и росту её престижа

Последний слайд презентации: Образование и наука: История – наука века

История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему; укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь народа от его истоков до современности. ученый Научная область открытие Леопольд Ранке история Теория объективности в истории (тщательная работа с источниками) Ф. Гизо история Представление о классах и классовой борьбе О. Конт философия Теория достижения подлинного «позитивного» знания

Функции наукиФУНКЦИИ НАУКИ
Культурная – процесс формирования человека,
как субъекта деятельности и познания
Социально-регулятивная – наука как социальная
сила
Проективно-конструктивная
Экологическая
Неогуманистическая – установка на заботу о
будущих поколениях

ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ НАУКИ

История науки – осмысление исторического
развития научного знания.
Ее разработка началась в XIX в. во Франции.

Предмет истории науки

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ НАУКИ
Совокупность
познавательных
моделей и законов
историко-научного
развития человечества.

Задачи и проблемы истории науки

ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ
НАУКИ
выявить исследователей, отметив, их заблуждения и ошибки
искать ценное, но забытое, что есть в каждой науке
исследование особенностей развития науки в отдельные
периоды
описывать механизм развития науки
выявить общие закономерности развития научного знания
представления о методах и приемах научного мышления
решения научных проблем с помощью исторической
аналогии
повышение культурного и научного потенциала общества

интеграцию естественно-научного и
гуманитарного знания
создание основы для разработки моделей
развития общества
расширение источниковой базы для научных
исследований
уточнение понятийного аппарата,
совершенствование методологии исследования

Эмпирическая база истории науки

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИСТОРИИ
НАУКИ
научные тексты
прошлого
переписка ученых
автобиографические
очерки и воспоминания

ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИСТОРИКО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Презентuзм - стремление
восстановить прошлое науки,
используя терминологический
язык современности;
Антuкварuзм желание
восстановить прошлое в
развитии научных идей без
ссылок на современность.

Принцип дополнительности

ПРИНЦИП
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ
Антикваризм и презентизм
дополняют друг друга.
Презентизм понимает
прошлое, а антикваризм
его объясняет.

Кун Томас Сэмюэл (1922–1996), американский историк и философ науки

КУН ТОМАС СЭМЮЭЛ (1922–1996),
АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК И
ФИЛОСОФ НАУКИ
невозможно перевести
термин «флогистон»
(вера в существование
особой субстанции,
которой нет в
реальности) на
современный язык науки.
Презентистский подход к
этой проблеме
невозможен, она может
рассматриваться только
с позиции антикваризма.

Классификация Аристотеля (384-322г. до н.э.)

КЛАССИФИКАЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ
(384-322Г. ДО Н.Э.)
1.
Теоретическая
2.
3.
Первая
философия
(метафизика)
Математика
Физика
Практическая
Творческая
Логика – органон
(гр. орудие или
инструмент)
познания

Классификация Ф. Бэкона (1561-1626)

КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. БЭКОНА
(1561-1626)
По критерию
познавательной
способности
человека:
память,
рассудок,
воображение.

1.
История – основана на памяти
Естественная
Гражданская
2.
Философия – основана на разуме
3.
Естественная теология
Антропология
Философия человека
Гражданская философия
Философия природы
Поэзия – основана на воображении

Ключ к наукам

КЛЮЧ К НАУКАМ
Логика
Диалектика
Риторика
Теория познания

Классификация Гегеля (1770-1831)

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕГЕЛЯ (17701831)
1.
2.
3.
Критерий –
уровень развития
абсолютной идеи
или мирового духа
Логика
Философия
природы
Философия духа

Логика = Диалектика =
Теория познания
Учение о бытии
Учение о сущности
Учение о понятии

Философия природы
Механика
Физика
Органическая физика
Геологическая природа
Растительная природа
Животные организмы

Философия духа
Субъективный дух
Антропология
Психология
Объективный дух
Социальная история
Абсолютный дух
Философия, наука наук

Классификация О.Конта (1798-1857)

КЛАССИФИКАЦИЯ О.КОНТА (17981857)
1.
2.
3.
Начальная
математикоастрономическая
Промежуточная
физикохимическая
Конечная биологосоциологическая

Классификация Ф. Энгельса (1829-1895)

КЛАССИФИКАЦИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА
(1829-1895)
1.
2.
3.
4.
По критерию
форм
движения
материи
Механика
Физика
Химия
Биология

Классификация В. И. Вернадского (1863-1945)

КЛАССИФИКАЦИЯ В. И.
ВЕРНАДСКОГО (1863-1945)
1.
2.
По критерию
характера
изучаемого
объекта
Науки где объект –
вся реальность
планеты, космос
Науки объектом
которых является
Земля

Классификация наук по предмету и методу познания

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО
ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ
Науки о природе
Науки об обществе
Науки о познании и мышлении
Технические науки
Математика

По критерию практической значимости

ПО КРИТЕРИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ЗНАЧИМОСТИ
Фундаментальные
Прикладные

Периодизация истории науки

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ
НАУКИ
Классификация наук
Периодизация - это их
развертывание по оси времени
в форме исторических
периодов.

Этап истории это целостность,
имеющая свою структуру и свои
характеристики
Границы между этапами
истории гибки и подвижны

Задача периодизации истории науки

ЗАДАЧА ПЕРИОДИЗАЦИИ
ИСТОРИИ НАУКИ
понимание исторического процесса в
различных фазах,
установить специфику этих фаз, сходство и
отличия, границы и связь
правильное проведение границ между фазами
стремиться к изучению всех ступеней, чтобы
затем выделить среди них главные, «узловые».

Периодизация науки с точки зрения соотношения анализа и синтеза

ПЕРИОДИЗАЦИЯ НАУКИ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ СООТНОШЕНИЯ АНАЛИЗА
И СИНТЕЗА
Аналитическая
Особенности:
непрерывная дифференциация наук;
преобладание эмпирических знаний;
акцентирование внимания на исследуемых
предметах, а не на их изменениях;
рассмотрение природы неизменной, вне развития,
вне взаимосвязи ее явлений.
Включает классическое и неклассическое
естествознание.

2. Синтетическая, интегративная
Особенности:
Возникновение междисциплинарных проблем
Появление «стыковых» научных дисциплин физхимия, биофизика, биохимия, психофизика,
геохимии и др.
Идет процесс построения целостной науки о
природе и единой науки о всей действительности в
целом.
Совпадает с постнеклассическим
естествознанием.

Два вида периодизации:

ДВА ВИДА ПЕРИОДИЗАЦИИ:
1) формальный, когда в основу деления истории
предмета на соответствующие ступени кладется
тот или иной отдельный «признак» (или их группа);
2) диалектический, когда основой (критерием)
этого деления становится основное
противоречие исследуемого предмета, которое
необходимо выделить из всех других
противоречий последнего.

Преднаука

ПРЕДНАУКА
Доклассический этап где
зарождаются элементы
(предпосылки) науки.
Зачатки знаний
на Древнем Востоке,
в Греции и Риме
в средние века, вплоть до 16-17
столетий.

Наука как целостный феномен

НАУКА КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ФЕНОМЕН
Возникает в Новое время вследствие
отпочкования от философии
три этапа:
классический,
неклассический,
постнеклассический (современный).
Критерием данной периодизации является
соотношение (противоречие) объекта и
субъекта познания.

Тип
рациональности
Характеристики
рациональности
классическая
все относящееся к субъекту
не имеет значения
неклассическая
учитываются средства
познания
постнеклассическая
учитываются ценностноцелевые структуры

Каждая из стадий имеет свою парадигму
(совокупность теоретико-методологических и
иных установок), свою «картину мира», свои
фундаментальные идеи.

Современная наука и общество

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И ОБЩЕСТВО
Вектор связи «наука - общество»
в XIX в. был направлен от науки к обществу, так
как история цивилизации выступала в качестве
функции развития научных идей,
в ХХ в. - от общества к науке. Наука выступает как
функция развития общества.

Социальность науки

СОЦИАЛЬНОСТЬ НАУКИ
Наука превращается в
сложный социальный
организм,
включающий в себя
социальные структуры
разного типа:
лаборатории,
университеты,
группы ученых,
научное сообщество
и т.д.

Общественная поддержка науки

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
НАУКИ
финансовая (от государства или частных
фондов);
материальная (земля, здания, оборудование и
т.д.);
интеллектуальная (приток в науку молодежи);
высокий общественный статус, престиж
(понимание обществом ценности науки как
таковой).

ОБЩИЕ МОДЕЛИ ИСТОРИИ НАУКИ

1) история науки как
прогрессивный поступательный
процесс (кумулятивная модель);
2) история науки как процесс
развития научного знания через
научные революции;
3) история науки как совокупность
различных познавательных
программ «кейс стадис».

Первая модель исходит из установки, что новое
знание всегда совершеннее прежнего, поэтому
историческое развитие науки это подготовка ее
современного состояния. Теоретической
основой данной модели стала философия
позитивизма (конец XIX - начало ХХ в).

Вторая модель появилась в середине ХХ в. в связи
с кризисом позитивизма. Она исходит из идеи
прерывности развития научного знания. Время от
времени в науке происходят революции,
принципиально меняющие парадигму и
направление научного знания.

Третья модель понимает любое событие в науке
как неповторимое в других исторических
условиях. Она допускает одновременное
существование различных теорий, по-разному
объясняющих одни и те же научные факты.
Помимо указанных моделей история науки
может изучаться через теории отдельных ученых
или научных школ, исследующих определенную
область научного знания.

Структура научного познания

СТРУКТУРА НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ
Научное познание
Эмпирический
уровень
Теоретический
уровень

Презентация по истории на тему: «Образование и наука» . Выполнил ученик 8 класса «Б» Борисов Сергей Учитель Горячева И. В.

Образование. В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. 1803 г. – была проведена реформа в области образования, которая привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища.

В 1811 году был открыт Александровский(Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего дворянского общества(в их числе и А. С. Пушкин). На время Лицей стал не только самым престижным учебным заведением, но и центром свободомыслия.

Типы школ при Николае I. 1. Приходские одноклассные училища (обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике) 2. Уездные трёхклассные училища (обучали русскому языку, арифметике, геометрии, истории и географии; принимали детей купцов, ремесленников, мещан) 3. Семиклассные гимназии (учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии)

Рос объём выпуска литературы для всех слоев населения. В 40 е гг. известность приобрели книги издательства А. Ф. Смирдина, выпустившего в свет более 70 собраний сочинений крупнейших русских писателей.

В 1806 г. - И. А. Двигубский утверждал, что земная поверхность и населяющие её существа с течением времени под действием естественных причин претерпевают коренные изменения. В 1816 г. - И. Е. Дядьковский выдвинул и доказал идею и о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития. В 1834 г. - К. М. Бэр создал работу, которая стала серьёзным шагом вперёд в обосновании представлений о развитии живых организмов. «Всеобщий закон развития природы»

Выдающимся представителем отечественной медицины стал профессор Медикохирургической академии Н. И. Пирогов, явившийся основоположником военно-полевой хирургии.

ГЕОЛОГИЯ. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений – «нептунистами» и «плутонистами» . Большинство геологов стояло на позициях плутонизма. Главным итогом развития геологии стал вывод о том, что Земля имеет длительную историю, в ходе которой её поверхность значительно изменилась. Николаем Ивановичем Кокшаровым была составлена первая геологическая карта Европейской России.

Астрономия. В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 г. - была открыта Пулковская обсерватория.

Математика. М. В. Остроградскийсделал великий вклад в развитие математической физики. В 1826 г. - создание неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Н. И. Лобачевским.

ФИЗИКА. В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока. В 1802 г. - В. В. Петров разработал гальваническую батарею. В 1833 г. –Э. Х. Ленц установил правило направления движущей силы индукции. В 1840 г. - Б. С. Якоби изобрёл гальванопластику. В 1832 г. - П. Л. Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф. В 1850 г. - Якоби изобрёл буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Химия. К. С. Кирхгоф- разработал способ получения глюкозы К. И. Гротгус- открыл основной закон фотохимии. В 1840 г. - Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии. В 1826 -1827 гг. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский положили начало порошковой металлургии. А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше и Н. Н. Зинин стояли у истоков органической химии.

Наука и производство! В 1817 г. На Пожевском заводе были успешно проведены первые опыты по переделу чугуна в железо методом пудлингования. В 1843 г. Началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой. Началось развитие машиностроения.

«Социально-гуманитарные науки» - Дискуссия. Разделение наук по предмету. Объект существует независимо от теории. Философско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Схемы неклассической и постнеклассической научности. Ответственность субъекта. Науки о природе. Нравственное сознание. Эмпирический субъект. Природа ценностей.

«Эстетика в науке» - Эстетические минутки. Учащиеся. Академик А. И. Китайгородский. Учитель. Необычность вопроса. Научный поиск. Знания, приобретенные на уроках. Красота. Гончаров. Формирование эстетического отношения к науке.

«Наука в современном обществе» - Андрей Дмитриевич Сахаров. Функции науки. Вывод. Наука в современном обществе. Цель. Свидетельство о вручении Нобелевской премии М.А. Шолохову. Рассел Бертран. Алфёров Жорес Иванович. В современном мире создана научная инфраструктура. Стокгольм. Научные факты. Научными исследованиями в мире заняты более 5 млн человек.

«Философия науки и техники» - Наука все более опирается на технический эксперимент. Техника - это совокупность артефактов. Эволюция образов техники. Техника - это то, чему можно учить и научиться. Необходимость систематического научного образования инженеров. Техника сделала из животного человека. Философскo-методологические проблемы техники и технических наук.

«Научные загадки» - Основные свойства живых организмов. Мировые загадки, сформулированные в конце 19 века Э.Геккелем. Главное свойство живой материи. Адаптация к среде обитания. Что такое жизнь с точки зрения физика. Раздражимость или активная реакция на окружающую среду. Можно ли блокировать реакции иммунной системы. Основные свойства живых организмов.

«Предмет науки» - Функции науки. Этика науки. Схема перехода от идеи до конечного продукта. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных функций науки. Теоретическое проникновение в сущность реальных явлений. План изучения новой темы. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией.

Всего в теме 27 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН: Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

ПРИЧИНЫ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ НАУК Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

ЗАДАНИЯ: 1 вариант: физики 2 вариант: биологи 3 вариант: эксперты

« ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ» В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. 07.10.18 Майкл Фарадей

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. 07.10.18 Джеймс Карл Максвелл

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет - разновидность электромагнитных колебаний. 07.10.18 Максвелл с цветовым волчком в руке

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению 07.10.18 Генрих Рудольф Герц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. 07.10.18 Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества 07.10.18 Хендрик Антон Лоренц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. 07.10.18 Рентгеновские снимки

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» 07.10.18 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». 07.10.18 Пьер и Мария Кюри В лаборатории

« РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ» Переворот в естествознании произвела книга великого учёного - натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» 07.10.18 Чарлз Дарвин

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию 07.10.18 Луи Пастер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. 07.10.18

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. 07.10.18 Эдуард Дженнер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой - к уху врача 07.10.18 Первые стетоскопы

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. 07.10.18 Генрих Герман Роберт Кох

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

« РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» «Как в разных государствах происходило развитие образования?»




Справочники