Исследование операций. Основные методы исследования операций. Реферат Исследование операций: методология, история развития

Исследование операций представляет собой применение научного метода к сложным пробле­мам, возникающим в управлении большими системами людей, машин, материалов и денег в про­мышленности, деловой сфере, государственном управлении, обороне и др. .

Корни исследования операций уходят в далекую историю. Резкое увеличение размеров произ­водства, разделение труда в сфере производства обусловили постепенную дифференциацию и управ­ленческого труда. Появилась необходимость в планировании материальных, трудовых и денежных ресурсов, в учете и анализе результатов труда и выработке прогноза на будущее. В управленческом аппарате начали выделяться подразделения: отдел финансов, сбыта, бухгалтерии и планово­экономический отдел и др., принявшие на себя отдельные управленческие функции.

К этому периоду относятся первые работы по исследованию в области организации труда и управления - предвестники будущей науки.

Как самостоятельное научное направление, исследование операции оформилось в начале 40-х годов XX столетия. Первые публикации по исследованию операций относятся к 1939-1940 гг., в ко­торых методы исследования операций применены для решения военных задач, в частности, для ана­лиза и исследования боевых операций. Отсюда и возникло название дисциплины.

Основная задача исследования операций состоит в том, чтобы помочь менеджеру или иному ли­цу, принимающему решение, научно определить свою политику и действия среди возможных путей
достижения поставленных целей. Коротко исследование операций можно назвать научным подходом к проблеме принятия решений. Проблема - это разрыв между желаемым и фактически наблюдае­мым состояниями (прежде всего целями) той или иной системы. Решение - это средство преодоле­ния такого рода разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий, кото­рый позволил бы перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.

В настоящее время под операцией понимается система действий, объединенных общим замыс­лом (управляемое целенаправленное мероприятие), а под основной задачей исследования опера­ций - разработка и исследование путей реализации этого замысла .

Ясно, что такое весьма широкое понимание операции охватывает значительную часть деятель­ности людей. Однако наука о принятии решений, о поиске путей достижения цели и особенно ее математическая составляющая еще весьма далеки от завершения даже по основным вопросам.

Совокупность людей, организующих операцию и участвующих в ее проведении, принято назы­вать оперирующей стороной. Следует иметь в виду, что на ход операции могут оказывать влияние лица и природные силы, далеко не всегда содействующие достижению цели в данной операции.

Во всякой операции существует лицо (группа лиц), облеченное полнотой власти и наиболее информированное о целях и возможностях оперирующей стороны и называемое руководителем операции или лицом, принимающим решение (ЛПР). ЛПР несет полную ответственность за ре­зультаты проведения операции.

Особое место занимает лицо (группа лиц), владеющее математическими методами и исполь­зующее их для анализа операции. Это лицо (исследователь операции, исследователъ-аналитик) са­мо решений не принимает, а лишь помогает в этом оперирующей стороне. Степень его инфор­мированности определяется ЛПР. Так как исследователь-аналитик, с одной стороны, не имеет об операции всей информации, которой обладает ЛПР, а с другой, - как правило, более осведомлен в общих вопросах методологии принятия решений, то желательно, чтобы взаимоотношения между исследователем операции и оперирующей стороной имели характер творческого диалога. Резуль­татом этого диалога должен быть выбор (или построение) математической модели операции, на основе которой формируется система объективных оценок конкурирующих способов действий, более четко обозначается окончательная цель операции и появляется понимание оптимально­сти выбора образа действий. Право оценки альтернативных курсов действий, выбора конкретного варианта проведения операции (принятие решения) принадлежит ЛПР. Это обусловлено еще и тем, что абсолютных критериев рационального выбора не существует - во всяком акте принятия решения неизбежно содержится элемент субъективизма. Единственный объективный критерий - время, - в конце концов, покажет, насколько разумным было принятое решение.

Для того чтобы пояснить, какое место занимает математическая составляющая в исследова­нии операций, опишем коротко основные этапы разрешения проблемы принятия решения.

2- й шаг - выбрать модель (рис. 2).

В случае, если проблема сформулирована корректно, появляется возможность выбора готовой модели (из банка моделей, описывающих стандартные ситуации), разработка которой поможет в раз­решении рассматриваемой проблемы, либо, если готовой модели нет, возникает необходимость соз­дания такой модели, которая в достаточной степени точно отражала бы существенные стороны дан­ной проблемы.

Модели могут быть очень разными: есть физические (iconic) модели, аналоговые (analog). Мы будем говорить здесь в основном о математических моделях.

Существует много разнообразных математических моделей, которые достаточно хорошо описы­вают различные ситуации, требующие принятия тех или иных управленческих решений. Выделим из них следующие три класса - детерминированные, стохастические и игровые модели.

При разработке детерминированных моделей исходят из предпосылки, что основные факторы, характеризующие ситуацию, вполне определенны и известны. Здесь обычно ставится задача оптими­зации некоторой величины (например, минимизация затрат).

Стохастические модели применяются в тех случаях, когда некоторые факторы носят неопреде­ленный, случайный характер.

Наконец, при учете наличия противников либо союзников с собственными интересами необхо­димо применение теоретико-игровых моделей.

В детерминированных моделях обычно имеется некий критерий эффективности, который требу­ется оптимизировать за счет выбора управленческого решения. (Впрочем, следует иметь в виду, что почти всякая сложная практическая задача является многокритериальной.)

В стохастических и игровых моделях ситуация усложняется еще больше. Зачастую выбор самого критерия зависит здесь от конкретной ситуации и возможны различные критерии эффективности принимаемых решений.

При выборе и/или создании модели важно суметь найти верный баланс между точностью моде­ли и ее простотой. Привлечение успешно действующих моделей приходит с опытом и практикой, в соотнесении конкретных ситуаций с математическим описанием наиболее существенных сторон рас­сматриваемого явления. Конечно, ни одна математическая модель не может охватить всех особенно­стей изучаемой проблемы.

3- й шаг - найти решение (рис. 3).

Для поиска решения необходимы конкретные данные, сбор и подготовка которых требуют, как правило, значительных совокупных усилий. При этом стоит подчеркнуть, что даже в случае, если не­обходимые данные уже имеются, их часто приходится преобразовывать к виду, соответствующему выбранной модели.

4- й шаг - тестировать решение (рис. 4).

Полученное решение обязательно должно быть проверено на приемлемость при помощи соот­ветствующих тестов. Неудовлетворительность решения обычно означает, что модель не точно отражает истинную природу изучаемой проблемы. В этом случае она должна быть либо как-то усо­вершенствована, либо заменена на другую, более подходящую модель.

На схеме (рис. 7) пунктирной линией отмечена та часть процесса принятия решения, где замет­ную роль играют различные соображения математического характера.

Отметим, что сам термин «управление» можно понимать по-разному. Это и организация, в том числе и технологическая, той или иной осмысленной деятельности для достижения каких-либо целей (в качестве математического обеспечения здесь используются преимущественно детерминированные и стохастические модели), и изучение моделей поведения взаимодействующих сторон (здесь приме­няются игровые модели).

В настоящее время к решению сложных управленческих задач, представляющих практический интерес, привлекаются большие коллективы людей (и, добавим, значительные вычислительные сред­ства) с разной профессиональной подготовкой и ориентацией, с разной степенью осведомленности о задаче в целом и, конечно, с разной степенью ответственности - от руководителя (ЛПР) до специа- листа-разработчика (исследователя) и рядового исполнителя.

Для того чтобы такое сложное образование могло достаточно плодотворно функционировать, важно подготовить тех, кто был бы способен к действенному связыванию разных его блоков, кто осуществлял бы нетривиальные коммуникационные функции, был посредником как между ЛПР и специалистом-разработчиком, так и между разработчиком и исполнителем. Этому посреднику вовсе не обязательно знать в деталях всю техническую сторону вопроса (это задача для найденных при его посредстве специалистов), а достаточно ориентироваться в основных идеях. Иными словами, если касаться только математической части, у него должны быть определенные представления о возможностях математических методов, об их идейных основаниях и о банке готовых математических моделей и ключевых методов.Одной из целей настоящего исследования является преодоление математической, методологиче­ской и языковой разобщенности исследователей сложной практической управленческой задачи. Только это дает возможность, с одной стороны, как можно точнее отразить в создаваемой (или выби­раемой) модели реальные процессы, а с другой - создать (или выбрать) модель, простую настолько, чтобы можно было надеяться решить задачу до конца и получить обозримые и уже этим полезные результаты.

Накопленный опыт в решении практических задач исследования операций и его систематизация позволяют выделить по содержательной постановке следующие типичные классы задач : 1) управление запасами; 2) распределение ресурсов; 3) ремонт и замена оборудования; 4) массовое обслуживание; 5) упорядочение; 6) сетевое планирование и управление; 7) выбор маршрута; 8) ком­бинированные.

Рассмотрим краткие особенности каждого класса задач.

Задачи управления запасами составляют самый распространенный и изученный в настоящее время класс задач исследования операций. Они обладают следующей особенностью. С увеличением запасов увеличиваются расходы на их хранение, но уменьшаются потери из-за возможной их нехват­ки. Следовательно, одна из задач управления запасами заключается в определении такого уровня за­пасов, который минимизирует следующий критерий: сумма ожидаемых затрат по хранению запасов, а также потерь из-за их дефицита.

Задачи распределения ресурсов возникают, когда существует определенный набор работ (опера­ций), которые необходимо выполнять, а наличных ресурсов для выполнения каждой работы наилуч­шим образом не хватает.

Задачи ремонта и замены оборудования появляются в тех случаях, когда работающее оборудо­вание изнашивается, устаревает и со временем подлежит замене.

Изношенное оборудование подвергают либо предупредительно-восстановительному ремонту, улучшающему его технологические характеристики, либо полной замене. При этом возможная по­становка задачи такова. Определить сроки восстановительного ремонта и момент замены оборудова­ния модернизированным, при которых суммарные ожидаемые затраты по ремонту и замене, а также потери вследствие ухудшения технологических характеристик - старения за все время эксплуатации оборудования - минимизируются.

Задачи массового обслуживания рассматривают вопросы образования и функционирования оче­редей, с которыми приходится сталкиваться в повседневной практике и в быту. Например, очереди самолетов, идущих на посадку, клиентов в ателье бытового обслуживания, абонентов, ожидающих вызов на междугородной телефонной станции и т.д.

Задачи упорядочения характеризуются следующими особенностями. Например, имеется множе­ство различных деталей с определенными технологическими маршрутами, а также несколько единиц оборудования (фрезерный, токарный и строгальный станки), на которых эти детали обрабатываются. Так как одновременно обрабатывать более одной детали на одном станке невозможно, у некоторых из станков может образоваться очередь работ, т.е. деталей, ждущих обработки. Время обработки ка­ждой детали известно, нужно определить такую очередность обработки деталей на каждом станке, при которой минимизируется некоторый критерий оптимальности, например, суммарная продолжи­тельность завершения комплекса работ. Такая задача называется задачей календарного планирования или составления расписания, а выбор очередности запуска деталей в обработку - упорядочением.

Задачи сетевого планирования и управления (СПУ) рассматривают соотношение между сроком окончания крупного комплекса операций и моментами начала всех операций комплекса. Они акту­альны при разработке сложных и дорогостоящих проектов.

Задачи выбора маршрута, или сетевые задачи, чаще всего встречаются при исследовании разно­образных процессов на транспорте и в системах связи. Типичной задачей является задача нахождения некоторого маршрута проезда из города А в город В при наличии нескольких маршрутов для разных промежуточных пунктов. Стоимость проезда и затрачиваемое на проезд время зависят от выбранного маршрута, необходимо определить наиболее экономичный маршрут по выбранному критерию опти­мальности.

Комбинированные задачи включают в себя несколько типовых моделей задач одновременно. Например, при планировании и управлении производством приходится решать следующий комплекс задач:

Сколько изделий каждого типа необходимо выпустить и каковы оптимальные размеры партий изделий? (Типичная задача планирования производства);

Распределить производственные заказы по видам оборудования после того, как определен оп­тимальный план производства. (Типичная задача распределения);

В какой последовательности и когда следует выполнять производственные заказы? (Типичная задача календарного планирования).

Так как эти три задачи нельзя решить изолированно, независимо друг от друга, то возможен сле­дующий подход к решению данной комбинированной задачи. Сначала получают оптимальное решение задачи планирования производства. Затем, в зависимости от этого оптимума, находят наи­лучшее распределение оборудования. Наконец, на основе такого распределения составляют опти­мальный график выполнения работ.

Однако такая последовательная оптимизация частных подзадач не всегда приводит к оптималь­ному решению задачи в целом. В частности, например, может оказаться, что нельзя произвести все изделия в оптимальных количествах из-за ограниченности имеющихся ресурсов. Пока еще не найден метод, позволяющий получить одновременный оптимум для всех трех задач, а возможно, он не су­ществует для конкретных задач. Поэтому для решения подобных комбинированных задач применя­ется метод последовательных приближений, позволяющий подойти к искомому решению комбини­рованной задачи достаточно близко.

Предложенная классификация задач исследования операций не является окончательной. Со вре­менем некоторые классы задач объединяются и становится возможным их совместное решение, сти­раются границы между указанными классами задач, а также появляются новые классы задач.

Следует также отметить, что ряд задач исследования операций не укладывается ни в один из из­вестных классов и представляет наибольший интерес с научной точки зрения.

Список литературы

  1. Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М. и др. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 407 с.
  2. ЗайченкоЮ.П. Исследование операций. - Киев: Вища школа, 1975. - 320 с.
  3. АкофР., СасиениМ. Основы исследования операций: Пер. с англ. - М.: Мир, 1971. - 536 с.
  4. ВентцельЕ.С. Исследование операций. - М.: Сов. радио, 1972. - 552 с.
  5. Черчмен У., Акоф Р., Арноф Л. Введение в исследование операций: Пер. с англ. - М.: Наука, 1968. - 488 с.
  6. Давыдов Э.Г. Исследование операций: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 383 с.
  7. Кофман А., Анри-Лабордер А. Методы и модели исследования операций: Пер. с фр. - М.: Мир, 1977. - 432 с.
  8. Применение исследования операций в экономике: Пер. с венг. - М.: Экономика, 1977. - 323 с.
  9. Вагнер Г. Основы исследования операций: Пер. с англ. Т. 1. - М.: Мир, 1972. - 336 с.
  10. Вагнер Г. Основы исследования операций: Пер. с англ. Т. 2. - М.: Мир, 1973. - 488 с.
  11. Вагнер Г. Основы исследования операций. Пер. с англ. Т. 3. - М.: Мир, 1973. - 504 с.
  12. Тёрнер Д. Вероятность, статистика и исследование операций: Пер. с англ. - М.: Статистика, 1976. - 431 с.

16. Система исследовательских операций, направленных на выявление причин, определяющих результаты педагогического процесса, - это: *
а) контроль;
б) педагогический анализ;
в) выявление и формулирование проблемы.
17. Фазы разрешения проблемы следующие: *
а) принятие решения о путях разрешения проблемы - реализация этого решения - оценка результатов;
б) оценка результатов - принятие решения - обратная связь - сообщение о принятом решении - реализация решения;
в) принятие решения - сообщение о принятом решении - реализация решения -обратная связь - оценка результатов.
18. Общее в тенденциях развития системы дошкольного воспитания в 20-е и 90-е годы - это: *
а) глубокое научное методическое обеспечение;
б) многообразие типов дошкольных учреждений;
в) гибкая система подготовки кадров.
19. Процедура принятия управленческого решения заключается в следующем: *
а) работа по выявлению проблемы - определение критериев выполнения решения - формулирование альтернатив решения - оценка вариантов решения - выбор альтернативы;
б) работа с проблемой - формулирование путей решения проблемы - их оценка - принятие решения;
в) определение отклонения фактического состояния системы от желаемого -построение проблемы - разработка вариантов решения проблемы - выбор решения.
20. К социально-психологической группе методов относится: *
а) убеждение;
б) надбавка;
в) команда.
21. Специфика управленческого труда заключается в том, что: *
а) непосредственным результатом труда выступает информация;
б) труд не лимитирован временем;
в) высока степень ответственности.
22. Основополагающий организационный документ, регламентирующий работу ДОО, -это: *
а) Закон РФ «Об образовании»;
б) Типовое положение о ДОУ;
в) Устав ДОО.
23. Общее в тенденциях развития системы дошкольного воспитания в 40-е и 90-е годы: *
а) глубокая проработка содержания образования;
б) существенное влияние объективных факторов;
в) устойчивая нормативно-правовая база.
24. Функции контроля, педагогического анализа, целеполагания, принятия решения, планирования, организации составляют группу: *
а) социально-психологических функций;
б) общих функций;
в) процессуальных функций.
25. Работники ДОО имеют право: *
а) на участие в управлении ДОО;
б) быть избранным председателем Совета педагогов;
в) представлять интересы коллектива в любых учреждениях и организациях.
26. Общее руководство ДОО осуществляется: *
а) руководителем ДОО;
б) Советом педагогов;
в) органами местного управления.
27. Количество групп в ДОО определяется: *
а) учредителем;
б) руководителем ДОО;
в) родителями.
28. Порядок избрания членов Совета педагогов и вопросы его компетенции определяются: *
а) Положением о Совете педагогов;
б) Уставом ДОО;
в) Типовым положением о ДОУ.
29. Развитие системы дошкольного воспитания обусловлено: *
а) уровнем развития управления в системе;
б) характером идеологии общества;
в) наличием стабильной нормативно-правовой базы.
30. Наиболее объективная форма контроля - это: *
а) взаимоконтроль;
б) коллективный открытый просмотр;
в) плановый административный.

Исследование операций (ДО) - это дисциплина, занимающаяся разработкой и применением методов нахождения оптимальных решений на основе математического моделирования в различных областях человеческой деятельности. К тесно связано с системным анализом , математическим программированием , теорией оптимальных решений .

К - применение математических, количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. К начинается тогда, когда для обоснования решений используется тот или иной математический аппарат.


1. История

  1. План снабжения предприятий.
  2. Построение участка магистрали.
  3. Продажа сезонных товаров.
  4. Снигозахист дорог.
  5. Протилодочний рейд.
  6. Выборочный контроль продукции.
  7. Медицинское исследование.
  8. Библиотечное обслуживание.

Некоторые примеры формулировки задач, имеющих отношение к К:


4. Использование

Характерная особенность К - системный подход к поставленной проблеме и анализ . Системный подход является главным методологическим принципом ДО. Он заключается в том, что любая задача, которая решается должна рассматриваться с точки зрения влияния на критерии функционирования системы в целом. Для исследования операций характерно то, что при решении каждой проблемы могут возникать новые задачи. Важной особенностью ДО является направление найти оптимальное решение поставленной задачи (принцип "оптимальности"). Однако на практике такое решение найти невозможно по таким причинам:

  1. отсутствие методов, которые дают возможность найти глобально оптимальное решение задачи.
  2. ограниченность существующих ресурсов, что делает невозможным реализацию точных методов оптимизации.

В таком случае ограничиваются поиском не оптимальных, а достаточно хороших, с позиций практики, решений. Доводит искать компромисс между эффективностью решения и затратами на их поиск. Исследование операций дает инструмент для поиска таких компромиссов.

К используют в основном крупные компании для решения задач планирования производства (контроллинга , логистики , маркетинга) и др.. сложных задач . Использование ДО в экономике позволяет снизить затраты и, соответственно, повысить производительность предприятия. К активно используется армиями и правительствами многих стран для решения комплексных задач снабжения армии, передвижения армий, развития новых видов вооружения, развития новых стратегий войны, развития межгосударственных торговых механизмов, прогнозирования развития (например, климата) и других задач функционирования систем массового обслуживания . Решение комплексных задач повышенной важности производится методами ДО на

Определяются Уставом образовательного учреждения.

2. Лицензирование - это процедура установления соответствия условий осуществления образовательного процесса нормативным требованиям, предъявляемым к материально-техническому, кадровому обеспечению, санитарно-противопожарному состоянию образовательного учреждения.

3. Утверждение Типового положения об образовательном учреждении входит в компетенцию Министерства образования Российской Федерации.

4. Устав образовательного учреждения - это организационный документ.

5. Кем разрабатывается и принимается новая редакция устава образовательного учреждения - образовательным учреждением.

6. Кто определяет содержание обязательной части устава образовательного учреждения?Закон РФ «Об образовании».

7. Кто устанавливает структуру управления деятельностью образовательного учреждения - органы управления образованием.

8. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. На сколько частей допускается деление отпуска и возможен ли отзыв работника из отпуска - на несколько частей, но при этом необходимо, чтобы хотя бы одна из них была не менее 14 календарных дней. Отзыв из отпуска возможен.

9. Предоставлено ли право педагогическим работникам самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания Да.

10. Система - это совокупность множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

11. Управление - это элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их определенной структуры, поддержание режима жизнедеятельности, реализацию их программы и целей.

12. Планирование как функция управления - это деятельность участников образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий.

13. Организация как функция управления - это процесс реализации планов, координация действий отдельных элементов педагогической системы, достижение взаимного соответствия функционирования ее частей.

14. Педагогический менеджмент - этокомплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

15. Управление педагогическим процессом как составная часть педагогического менеджмента - это деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают ее направленность на достижение образовательных целей.


16. Отправная точка в структуре стратегического менеджмента - это цели.

17. «Миссия» образовательного учреждения - это социальный заказ учреждению вышестоящих органов.

18. Концепция образовательного учреждения - этосистема взглядов, комплекс основополагающих идей, принципов, правил.

19. Система исследовательских операций, направленных на выявление причин, определяющих результаты педагогического процесса педагогический анализ.

20. Деятельность по выбору реальных целей, программ их достижения через совокупность способов, средств и воздействий - это функция планирования.

21. Органом внутришкольного управления, определяющим цели и задачи развития школы, направления учебно-воспитательного процесса, формы и методы его организации, является какой совет педагогический.

22. Законодательный документ, устанавливающий приоритет государственной политики в области образования, стратегию и основные направления его развития, - это Закон РФ об образовании.

23. Главным структурным элементом системы образования в РФ являются Образовательные учреждения.

24. Какой орган управления в полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегические вопросы: основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяют язык обученияКонференция.

25. Высшим руководящим органом школы является Конференция.

26. В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает Совет школы.

27. Определение, по функциям управленческой информации к какому признаку относятаналитическая, оценочная, конструктивная, организационная.

28. Система образования в РФ представляет собой совокупность систем образовательных программ и государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и органов управления образованием.

29. Определите, к какому уровню структуры управления школ относится учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в системе внеучебной деятельности Третий уровень.

30. Определите, к какому уровню структуры управления школ относится заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправленииВторой уровень.

31. Является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными результатов проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования Федеральная программа развития образования.

32. Определите, к какому принципу управления педагогическими системами относится целостность, наличие структуры, интегративности между компонентамисистемность и целостность.

33. Определите, к какому принципу управления педагогическими системами относится четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса единство единоначалия и коллегиальности.

34. Определите, к какому принципу управления педагогическими системами относится приоритетные ценностей самой личности в решении управленческих задачдемократизация и гуманизация.

35. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к компетенции каких органов управления - Органов государственной власти республик, краев, областей в составе РФ.

36. Вид контроля, направленный на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников - это Тематический контроль.

37. Вид контроля, направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя Фронтальный контроль.

38. В структуру какого компонента управленческой культуры руководителя школы входит усвоение новых теорий и концепций управления, владение умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые Аксиологический компонент.

39. Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом.

40. Создание объективной ситуации, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей - это планирование.

41. Создание объективной ситуации, которая предусматривает переход к комплексно-целевому планированию, позволяющему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели целеполагание.

42. Какой план составляется, как правило, на учебную четверть и является конкретизацией общешкольного годового плана - Текущий.

43. Какой план составляется, как правило, на учебный год, включая летние каникулы?Годовой.

44. Совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления обучения и воспитания населения каждой отдельной страны - это система образования.

45. Юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс и обеспечивающее образование и воспитание обучающихся - это образовательные учреждения.

46. Деятельность, направленная на обеспечение федеральной программы развития образования - это система образования.

47. Типовое положение о соответствующих типах и видах общеобразовательных учреждений - это устав образовательного учреждения.

48. Принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности - это гуманистический характер образования.

49. Принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит государственно-общественный характер управления образованием - это демократический характер образования.

50. Принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства - это единство федерального культурного и образовательного пространства.

51. Принцип государственной политики в области образования, в основе которого лежит адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников - это общедоступность образования.

52. К образовательным учреждениям относят государственные, муниципальные, частные, дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, для детей сирот.

53. К органам управления относят федеральные, ведомственные, республиканские.

54. Образовательные программы, реализующиеся в РФ общеобразовательные и профессиональные.

55. В структуру общеобразовательных программ входят следующие программы среднего профессионального образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

56. В структуру профессиональных программ входят следующие программы начального, среднего, высшего и послевузовского образования.

Исследование операций является одним из основных источников системного анализа. Основные концепции, принципы анализа систем являются развитием идей теории исследования операций и ее методы являются сегодня одной из основных глав системного анализа II4, 26J. Сам термин «исследование операций» родился в послевоенные годы, когда стало очевидно, что задачи широкого класса, возникшие в самых различных сферах человеческой деятельности, имеют, несмотря на их качественное различие, одно общее - они сводятся к выбору способа действия, варианта плана, параметров конструкций, т.е. к принятию решений. Этого общего достаточно для построения единой теории и единой системы методов. В таких условиях и возник термин «операция» - термин очень общий. Он означает любое целенаправленное действие. Говоря об операции, мы всегда ассоциируем с ней некоторого субъекта (оперирующую сторону), который формулирует цель операций и в интересах которого последняя проводится. Цель операции - обычно некоторый внешний (экзогенный) элемент, считающийся заданным.

Наряду с субъектом, т.е. с оперирующей стороной, мы всегда имеем дело еще и с исследователем операции. Он действует в интересах оперирующей стороны. Задача иследования состоит в том, чтобы найти способ использования ресурса (т.е. возможностей оперирующей стороны), обеспечивающий достижение некоторой цели. В такой общей постановке новая дисциплина отвечала потребностям целого ряда направлений человеческой деятельности. Начиная с 40-х годов проблемам исследования операций посвящается все большее и большее число работ }

Справочники