Бесплатная электронная библиотека. Ориентированные на внутренний мир. Движимые поиском средств к существованию

Ирландский автор и философ, специализирующийся в организационном поведении и менеджменте. Из-под его пера вышло несколько книг, которые пользуются огромным успехом, как у профессионалов, так и у массового читателя – яркие метафоры и простой и ясный слог сделали их доступным чтением даже без специальной подготовки. Интересы Хэнди широки и простираются от религии и философии до организации рабочего места.


Хэнди вошел в список "50 мыслителей" (Thinkers 50), т.е. список наиболее влиятельных ныне живущих теоретиков в сфере менеджмента. В 2001 году он был 2-м в этом списке, уступив 1-е место американцу Питеру Друкеру (Peter Drucker, умер в 2005), а в 2005 году отодвинулся на 10-е место. Когда "Harvard Business Review" готовил специальный выпуск, приуроченный к пятидесятилетию издания, Хэнди, Питера Друкера и Генри Минцберга (Henry Mintzberg) попросили написать специальные статьи. В июле 2006 года Чарльз Хэнди был награжден почетной докторской степенью юридических наук (доктор права) дублинским Тринити-колледжем (Trinity College, Dublin).

Чарльз Хэнди родился в 1932 году в Ирландии (Ireland) и был воспитан в благородной нищете в семье англиканского священника, служившего в небогатом сельском приходе графства Килдэр (County Kildare). Он учился в школе-интернате Бромсгроув (Bromsgrove School), после чего поступил в оксфордский Ориэл-колледж (Oriel College, Oxford). Он начал свою карьеру как сотрудник отдела маркетинга нефтегазовой компании "Royal Dutch Shell" и был направлен на работу на буровых вышках в джунглях Борнео (Borneo). С 1956 года Хэнди возглавлял маркетинговый отдел компании, однако, в 1972 году перспектива перевода в Либерию (Liberia) заставила его уволиться и перейти на должность профессора в области менеджмента в недавно основанной Лондонской Школе Бизнеса (London Business School), одним из инициаторов создания которой Хэнди выступил в 1967-м. Хэнди оставил преподавание в бизнес-школе только в 1994 году. С 1977 по 1981 год он какое-то время работал на правительство, но затем снова ушел в "свободное плавание", продолжая оставаться писателем, лектором и консультантом. С 1981 года Хэнди широко издается и часто выступает на радио и телевидении.

Большую часть своей жизни он провел в Великобритании (Britain) и не только стал ведущим британским экспертом в области менеджмента, но и сыграл ключевую роль в формировании образования в этой сфере на протяжении 60-х и 70-х. Хэнди провел год в Бостоне (Boston), наблюдая за тем, как строилось обучение управлению бизнесом в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology), и вернувшись домой, принял самое активное участие в создании Лондонской Школы Бизнеса, предоставляющей управленческое образование.

В 1987-1988 годах Хэнди был председателем Королевского художественного общества (Royal Society of Arts). Он был удостоен почетной докторской степени от Бристольского Политехнического Университета (Bristol Polytechnic), Университета Восточной Англии (University of East Anglia), Эссекского Университета (University of Essex), Дублинского Университета (University of Dublin) и других высших учебных заведений. В 2000 году Хэнди стал командором ордена Британской империи (Commander of the Order of the British Empire).

Чарльз Хэнди (Charles Handy) — английский теоретик менеджмента. Родился в 1932 году в Килдере (Ирландия), в семье известного англиканского священника.

Закончив в 1956 году Oriel College (Оксфорд), Хэнди поступил на службу в Shell International Petroleum и находился там до 1965 года, после чего в течение года работал в Charter Consolidated (Лондон). В 1967 году он поступил на международный факультет Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте. После этого Хэнди уже не думал о карьере бизнесмена.

Вернувшись в 1968 году в Великобританию, он стал сотрудником Лондонской школы бизнеса (LBS) и отвечал за организацию слоуновской программы по менеджменту. В 1972 году он занял в LBS профессорскую кафедру, после чего периодически приезжал туда читать лекции по менеджменту. В период между 1977 и 1981 годами Хэнди руководил частным семинаром и исследовательским центром в St. George’s House в Виндзорском замке.

В 1976 году он опубликовал первую книгу «Understanding Organizations» («Осознание организации»), содержание которой стало хрестоматийным. В 1984 году появилась, вероятно, его главная книга «The Future of Work» («Будущее труда»).

Его последние работы — «The Age of Unreason» («Век абсурдов», 1989) и «The Empty Raincoat» («Порожний плащ», 1994)- были написаны в популярной манере и предназначались не только для «профессионалов», но и для массового читателя.

Книги (3)

Время безрассудства

Что ждет нас завтра? Какое влияние на вашу жизнь окажут грядущие неотвратимые перемены? Как подготовиться к этим изменениям так, чтобы и ваша личная жизнь, и ваш бизнес не только не пострадали, а, напротив, извлекли из них как можно больше выгоды?

Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся как далекого, так и ближайшего будущего, дает известный ученый, автор многочисленных бестселлеров, Чарльз Хэнди.

В первую очередь эта книга адресована тем, кто работает в организациях или управляет ими, однако идеи, изложенные в работе, представляют интерес для всех, кто хочет научиться управлять своей судьбой.

По ту сторону уверенности

По ту сторону уверенности. О новом мире внутри и вокруг организаций.

В этом увлекательном и захватывающем сборнике очерков классик мирового менеджмента Чарльз Хэнди берет нас с собой в интеллектуальное путешествие по изменяющемуся миру и показывает, как мы должны адаптироваться, чтобы не только выжить, но и преуспеть в новых экономических условиях.

Книгу можно рекомендовать не только практикующим специалистам по менеджменту и маркетингу, так как она содержит много интересной и полезной информации, но и всем, кто хочет научиться жить в ногу со временем и не бояться будущего.

Слон и блоха

Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса.

Слон и блоха — странная метафора, но она как нельзя более точно отражает структуру бизнес-сообщества, которая формируется сейчас в мире.

В современном мире, когда экономика стала переходить от производства к услугам, с огромными слонами прошлого (большими организациями) сосуществуют и успешно конкурируют индивидуумы или небольшие компании (блохи), которые вносят инновации в бизнес.

Каково будущее капитализма и как он изменится при условии, что ценность теперь облечена в знания и ноу-хау, а не в землю и вещи, которые можно увидеть и пересчитать? Как будут управляться новые, растущие корпорации и кому они будут подотчетны, если выручка многих из них больше, чем у большинства государств? Как общество приспособится к виртуальному миру, где территориальные границы стираются Интернетом? Каким станет мир работы в электронном веке, с новыми сочетаниями блох и слонов?

Чарльз Брайан Хэнди родился в 1932 году в Дублине (Ирландия). Высшее образование получил в Ориэл колледже в Оксфорде и Школе менеджмента имени А.Слоуна при Массачусетсском технологическом институте в Кембридже (штат Массачусетс, США). После окончания Оксфордского университета работал в отделе маркетинга компании «Шелл», а также в Англо-американской корпорации в лондонском Сити в должности главного экономиста. В 1967 году стал руководителем программы по исследованию психологии управления в Лондонской школе бизнеса, в 1972 году- профессором той же школы, а в 1974 году-ее директором. С 1977 года является руководителем St. George House - главного центра подготовки кадров для служителей англиканской церкви. Ч.Хэнди состоит также в должности председателя английского Королевского общества искусств.

Профессор Хэнди получил широкую известность в Великобритании и за ее пределами как автор ряда новаторских книг по психологии менеджмента, анализу трудовых процессов и систем производственной мотивации. Среди более чем двадцати изданных им книг следует особо отметить «Боги менеджмента» , «Будущее труда» , «Понимая организации» , «Эра неопределенности» , «Внутри организации» , «Форма без содержания: обнаружение смысла грядущего» , «За пределами определенности: изменяющийся мир организаций» , «Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном мире» . Суммарный тираж его публикаций превышает миллион экземпляров.

Ч.Хэнди начинает с методологических проблем, отмечая в первую очередь ограниченность возможностей, предоставляемых рыночным хозяйством, несовершенство чисто рыночной системы и условность традиционного понятия эффективности. Результатом такого анализа является определение им основных черт капитализма, отталкиваясь от которых, он предпринимает попытку обосновать неизбежность формирования и развития посткапиталистического типа общества.

В отличие от сугубо экономического подхода к данной проблеме, широко распространенного сегодня на Западе, профессор Хэнди на протяжении второй и третьей частей книги акцентирует основное внимание на проблемах личности, в том числе на вопросах субъективного восприятия человеком своего места в мире и осмысления разделяемой им системы ценностей. В его трактовке значения индивидуализма, его соотношения с коллективизмом в современных условиях можно заметить некоторое сходство с подходом ряда других исследователей, в частности Ф.Фукуямы.

Особое внимание Ч.Хэнди уделяет в своей книге проблеме интерперсонального взаимодействия в рамках современной корпорации. Можно даже с определенной уверенностью утверждать, что сама идея посткапиталистического общества основана у него на противопоставлении традиционной индустриальной компании и новой организации, важнейшей задачей которой, наряду с удовлетворением нужд потребителей, становится развитие и совершенствование ее работников. Преодоление капиталистического общества связывается автором с формированием нового типа отношений внутри коллективов - от отдельной компании до государства, - когда руководство любой организации, включая и правительство, становится не распорядителем судеб своих подчиненных, а их слугой.

АЛЧУЩИЙ ДУХ ЗА ГРАНЬЮ КАПИТАЛИЗМА: ПОИСК ЦЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

До сих пор в капиталистическом обществе бытовало мнение, что лучший способ утолить духовный голод людей - это удовлетворить их насущные потребности. Ведь удобно думать, что если дать людям чуть больше хлеба да немного масла, то все и будут счастливы. Подобный образ мысли привел к тому, что деньги в конечном счете стали всеобщим мерилом, как о том и предупреждал Карл Маркс, а рынок - их верным слугой. Чем более конкурентоспособными будут товары, чем лучше станут вещи, которые можно купить за меньшие деньги, тем богаче будем мы все, а следовательно, и счастливее. Мы можем измерить нашу жизнь в фунтах, марках или долларах, а затем сравнить итог. Разумеется, в этом есть и положительный момент.

Деньги стимулируют творческое начало. Они также несут в себе выбор, своего рода свободу. Заработать в наши дни может любой, кто достаточно умен и энергичен. <...>

Между тем полагаю, что большинство из нас знает о существовании вещей, которые важнее денег. Как давным-давно заметил еще Аристотель, «богатство - отнюдь не то благо, которое мы ищем, оно лишь средство достижения чего-то еще. И коль скоро это так, удовольствия, добродетель или почести с большим основанием могут рассматриваться как благо, поскольку их жаждут ради них самих».

В нашем обществе деньги стали общим знаменателем, а повышение благосостояния - наипервейшей задачей, о которой объявляет любое правительство, приходя к власти.

Деньги, кроме того, остаются единственным критерием, принимаемым в расчет в ВВП - этой своеобразной табели о рангах для государств. Если какой-либо продукт или вид деятельности не имеют денежного выражения, они и не учитываются в нем.

Деньги, скорее всего, необходимое, но не достаточное условие счастья, а если так, то большее их количество не сделает вашу жизнь счастливее, если вы уже достаточно обеспечены материально. Если в вашем доме и так тепло, то от повышения температуры уютнее вам все равно не станет, хотя определенное количество тепла необходимо всем живущим в холодном климате.

Рынок не заинтересован в продуктах, затраты на производство которых больше получаемых от них доходов, или в клиентах, расходы на обслуживание которых превышают выручку. Если бы общество жило, руководствуясь строгой рыночной логикой, следовало бы увольнять людей, не имеющих знаний и умения, чтобы своим трудом произвести добавленную стоимость, достаточную для покрытия своего прожиточного минимума. Рыночные принципы не срабатывают там, где слишком большими оказываются альтернативные социальные издержки.

Трудность состоит в том, что необходимо определиться, где можно дать свободу действий рыночным отношениям, а где они могут нанести ущерб. Здесь требуется трезвый анализ, а не слепое поклонение. <...>

Рынок хорош тем, что увязывает цену с затратами, но он срабатывает лишь тогда, когда покупатель знает цены и имеет возможность выбора. Переведя государственные учреждения на рыночные рельсы, мы будем иметь частные монополии до тех пор, пока не появится альтернативное предложение, а государственное регулирование, сколь бы решительно и умно его ни проводили, не может заменить потребителю свободу выбора.

В теории рынок все приводит к общей норме. В конечном счете все стремится к тому, чтобы сравняться с лучшим или самым дешевым. Однако в действительности дело обстоит иначе: рынки некоторых продуктов - компьютерных программ, фильмов, юридических услуг - сегодня расширились настолько, что «победитель получает все», по меткому выражению Роберта Фрэнка и Филипа Кука, озаглавивших так свою книгу.

Умение рекламировать свое имя становится не менее важным, чем профессиональные качества, однако любая рекламная кампания обходится дорого. Тем временем затраты, а следовательно, и стоимость участия в мероприятиях продолжают расти. В теории, повышение расценок способствует появлению новичков, которые предлагают более низкие цены, но рынок профессионалов ориентируется в первую очередь на престиж, который тем выше, чем выше стоимость оказываемых услуг, поэтому сбивание цен не приветствуется. В результате мы имеем рынок столь же нереальный, сколь и нечестный.

Рынком игнорируется все, что не имеет стоимостного выражения. Самый яркий пример - окружающая среда. Воздух не имеет цены, мы пользуемся им бесплатно и загрязняем его в большинстве случаев безнаказанно.

Некоторые вещи не бесплатны, но поскольку цена за их ежедневное использование не установлена, они кажутся бесплатными. Одним из примеров могут служить дороги. В. Многие люди стали бы реже пользоваться автомобилями, если бы знали, во сколько им это обходится на самом деле..

Неоплачиваемая работа по дому является еще одним ярким примером того, что рынок игнорирует не имеющий цены товар. Поскольку за домашнюю работу не полагается денежного вознаграждения, родители испытывают соблазн предложить свои услуги на оплачиваемом рынке труда и нанять прислугу

Мы не можем организовать любую работу на рыночной основе. Даже если бы я хотел получать деньги за воспитание детей, кто станет мне за это платить? Что мы могли бы сделать, так это шире признать, что безвозмездный труд жизненно важен для общества.. Игнорируя то, что по определению не поддается оценке, рынок может извратить наши ценности. <...>

Конкуренция генерирует энергию, награждает победителей и наказывает проигравших. Поэтому она служит горючим для экономики. Конкуренция предполагает, что Америка становится богаче, но при этом некоторые американцы становятся гораздо богаче других, а кое-кто и беднеет. Производительность не всем приносит одинаковые блага.

Мы можем так увлечься рационализацией производства, что забудем о первоначальной цели предприятия. Рентабельность не всегда есть синоним разумности.

Приходится признать, что эффективность может иметь решающее значение для существования общества, но в итоге ни она, ни экономическая модель, к которой она принадлежит, не могут удовлетворить духовный голод человечества, ответить на вопрос о смысле жизни. Возможно, нам придется больше времени и сил отдавать деятельности вне экономической сферы, активности, мотивированной не стремлением к эффективности, а желанием обрести внутреннее удовлетворение и достоинство. В такой системе ценностей деньги и рынок отойдут на второй план. <...>

Капитализм должен вновь обрести свою истинную роль - роль философии, призванной обеспечить средства для жизни, но не ее цель. капитализм есть лишь механизм, который позволяет каждому индивиду самому ставить себе цели. Убеждение, что деньги есть средство, а не цель, послужило бы не ограничению, а освобождению личности.

Все это предвидел Кейнс, обратившийся в своем эссе 1930 года «Экономические возможности для наших внуков» от экономики к философии и писавший: «Мы больны новым недугом, названия которого, возможно, еще не слышали некоторые читатели, но о котором они не раз услышат в ближайшие годы, а именно - технологической безработицей. Это безработица, возникающая в результате того, что изобретение новых способов экономии труда опережает появление новых областей применения рабочей силы... Последнее означает, что в будущем экономические проблемы перестанут быть вечным спутником человечества».

Кейнс считает, что, когда будет решен экономический вопрос, человечество утратит традиционную цель и перед ним встанет реальная проблема: как жить мирно, разумно и счастливо.

Для моего собственного удобства и каждодневного использования я дал стэнфордским категориям свои названия: «Выживание», «Достижение» и «Самовыражение», - но этим терминам не хватает точности стэнфордских. Последние определяются следующим образом:

Движимые поиском средств к существованию

Основная цель людей, которыми движет поиск средств к существованию, - безопасность, как финансовая, так и социальная. Одни из них бедны и/или не имеют работы, другие живут в достатке, но крепко держатся за то, что имеют. Эти люди склонны к клановости, закоснелы и противятся переменам. Они - «остаточный продукт философии сельскохозяйственной эпохи - верхушка, середина и основание феодальной пирамиды».

Ориентированные на внешний мир

Люди, ориентированные на внешний мир, многого добиваются. Они жаждут уважения и социального статуса в качестве внешних символов своего успеха. Поэтому в жизни им нужно иметь все самое лучшее или, по крайней мере, чтобы все было «как надо». Обычно они умны, хорошо образованны и честолюбивы. Они материалисты, за исключением тех кругов, где модно не быть материалистом. Они являются движущей силой экономически преуспевающих обществ.

Ориентированные на внутренний мир

Побудительный мотив этих людей - проявить свои таланты и убеждения. Это не означает, что они замкнуты и отчужденны или что у них нет честолюбия, но они в меньшей степени материалистичны, чем две другие группы, больше заняты этическими проблемами, постижением механизма управления обществом. В систему их ценностей входят развитие личности, самореализация, обостренность восприятия и качество жизни их самих и других людей. Одни называют их «чудаками», другие считают их опасными. «Как научиться распознавать таких людей - и как искоренить эту напасть?» - спросил один менеджер, придерживавшийся авторитарных методов руководства.

Я прекрасно помню периоды, когда мной во многом руководил поиск средств к существованию, а на заре карьеры я попросту боролся за выживание. Потом наступил период, когда меня заботило самоутверждение. Я все еще ловлю себя на том, что бросаю завистливые взгляды на красивые дома, объявления о продаже которых печатают в журналах с глянцевыми бложками, так что у меня отнюдь не выработался иммунитет к символам успеха, столь привлекательным для ориентированных на внешний мир. Однако мне хочется верить, что теперь, будучи уже весьма пожилым человеком, я твердо придерживаюсь ценностей группы, ориентированной на внутренний мир, и ищу путей проявить мою истинную сущность оставить свой след в жизни.

Не так давно журнал «Time» составил список из 25 самых выдающих бизнес книг. По мнению редакции журнала, каждый бизнесмен, не важно начинающий он или уже довольно опытный, обязан прочитать все эти книги, ведь они считаются шедеврами бизнес литературы, способными раз и на всегда изменить вашу жизнь.

Среди прочих книг особое место в данном списке занимает «Век Абсурдов » написанная Чальзом Хэнди. Книга была издана в 1989 году, и уже с первых недель продаж обрела невероятных успех. Очень удивительно, что в нашей стране «Век Абсурдов» не получил такой огласки и популярности как в США и Европе. Даже в рунете скачать бесплатно «Век Абсурдов» не так и легко, ведь довольно мало сайтов дающих такую возможность.

«Век Абсурдов» — очень удачное название для этой книги, ведь в каждой строчке, на каждой странице изложена невероятно ценная информация, которая помогает взглянуть на мир совершенно иначе, увидеть всю абсурдность складывающейся ситуации. В книге описываются социальные, политические, экономические изменения, которые происходят как в повседневной жизни, так и внутри больших компаний. Почему так происходит? Уже тогда, в 1989 году, Чарльз Хэнди заметил, что появляются новые технологии, новые способы занятости, новые возможности для исполнения поставленных задач. Все это очень быстро, и очень кардинально меняет жизнь людей, их привычные устои, их видение мира. То, что еще вчера было нормой, сегодня уже могут посчитать абсурдным. Если еще вчера вы пользовались печатной машинкой, к примеру, то сегодня на Вас посмотрят, как минимум, с удивлением. Книга «Век Абсурдов » подчеркивает, что такие изменения требуют большой гибкости от каждого человека, умения подстраиваться под новые способы и модели ведения бизнеса.

Книга написана 25 лет назад, но по сей день является актуальной. Возникает вопрос, почему журнал «Times» включил «Век Абсурдов» в свой список? Что такого интересного каждый из Вас может узнать?
Многие кто читает это книгу, может узнать современный мир, современную Европу и США. Кажется, что Хэдни буквально вчера опубликовал свою творение, ведь оно очень точно передает все то, что происходит на данный момент в мире. Уже давно отмечается, что «Век Абсурдов» можно считать пророческой книгой, ведь процессы описанные в ней, начали еще больше усугубляться с развитием сети интернет, появлением социальных сетей, фриланса, аутсорсинга и других проявлений современного мира бизнеса и финансов.
Советуем Вам скачать «Век Абсурдов» бесплатно с нашего сайта, и начать читать не откладывая в долгий ящик.

Чарльз Хэнди: краткая биография автора

Чарльз Хэнди является известным теоретиком бизнеса и автором многих бизнес книг, некоторые из которых входят в списки самых лучших и самых востребованных бизнес книг современности. Родился Хэнди в 1932 году в Ирландии, в семье священника.

В 1956 году Чарльз Хэнди заканчивает колледж при Оксфорде и начинает свой бизнес путь в компании Shell, в которой проработал до 1965 году. В 1967 Чарльз принимает решение поступать на международный факультет Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте. Именно учеба в школе бизнеса окончательно «переформатировала» потенциального практика бизнесмена в теоретика мира финансов.
В 1968 году Чарльз возвращается в Великобританию и становится сотрудником лондонской школы бизнеса. В 1972 году получает звание профессора и становится очень востребованным специалистом которого приглашают с лекциями в различные города и страны.

В 1976 году выходит его первая книга, которая была написана, в первую очередь, для профессионалов сферы бизнеса. Это теоретическая книга, с множеством терминов и очень специфических знаний. Но в дальнейшем творчество Хэнди становится все более адаптированное под широкую публику.
Одна из его последних книг «Век Абсурдов » получила мировое признание, и в ходит в сотню бизнес книг которые обязательны к прочтению любому человеку желающему заниматься бизнесом.


Чарльз Хэнди родился в 1932 г. в Килдере (Ирландия), в семье известного англиканского священника. Закончив в 1956 г. Oriel College (Оксфорд), Хэнди поступил на службу в Shell International Petroleum и находился там до 1965 г., после чего в течение года работал в Charter Consolidated (Лондон). В 1967 г. он поступил на международный факультет Слоунов-ской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте. Он испытывал явное влияние "гуру слоуновской школы", среди которых были Уоррен Бенине и Крис Арджирис, на которых, в свою очередь, сильно повлиял Дуглас Мак-Грегор (см. главу 16). После этого Хэнди уже не думал о карьере бизнесмена. Вернувшись в 1968 г. в Великобританию, он стал сотрудником Лондонской школы бизнеса (LBS) и отвечал за организацию слоуновской программы по менеджменту. В 1972 г. он занял в LBS профессорскую кафедру, после чего периодически приезжал туда читать лекции по менеджменту. В период между 1977 и 1981 гг. Хэнди руководил частным семинаром и исследовательским центром в St. George"s House в Виндзорском замке. В 1976 г. он опубликовал первую книгу "Understanding Organizations" ("Осознание организации"), содержание которой стало хрестоматийным. К 1993 г. вышло уже четыре издания этой книги. В 80-е гг. Хэнди продолжал публиковать свои работы, в которых писал не только об организационном поведении, но также и о более общих проблемах труда, этики и общества. В 1984 г. появилась, вероятно, его главная книга "The Future of Work" ("Будущее трдаа"), она будет рассмотрена в cледующем разделе. Его последние работы - "The Age of Unreason" ("Век абсурдов", 1989) и "The Empty Raincoat" ("Порожний плащ", 1994) - были написаны в популярной манере и предназначались не только для "профессионалов", но и для массового читателя. Благодаря последним книгам, а также журнальным статьям, лекциям, радио- и телепередачам, Чарльз Хэнди превратился в ведущего "гуру" Великобритании по вопросам менеджмента.

"The Future of Work" и две последних книги, "The Age of Unreason" и "The Empty Raincoat" были написаны в тот период, когда уровень безработицы был весьма высок (особенно в Великобритании). В послевоенное время индустриальному Западу не угрожала безработица, отравившая жизнь многих людей в период между войнами (см. главу 10). Долгий послевоенный экономический бум привел к появлению поколения рабочих, которые не боялись потери работы. Оптимизм в отношении экономической стабильности и прогресса разделялся также экономистами, политиками и промышленниками. Рынок труда с высоким спросом на рабочую силу усиливал позиции профсоюзов, в силу чего менеджмент, в известном смысле, вынужден был занять оборонительную позицию. Теоретики менеджмента разделяли этот оптимизм, считая, что полная занятость будет обеспечиваться и впредь. В такой ситуации техника менеджмента была призвана служить скорее целям убеждения, чем принуждения. Маслоу (см. главу 14), Герцберг (см. главу 15), Мак-Грегор и его коллеги (см. главу 16) были сторонниками мягкого управленческого подхода, при котором вовлечение должно было достигаться путем обеспечения возможности развития личности. Даже Браверман (см. главу 18), исходивший из идеи постепенной деградации труда, не предсказывал коллапса труда. Впрочем, через некоторое время стали появляться (во всяком случае, в Великобритании) первые признаки того, что послевоенный бум не будет бесконечно долгим. Примером этого может служить экономическая политика "стой-иди", т. е. попеременного сдерживания и стимулирования деловой активности, проводившаяся правительством консерваторов в пятидесятые годы. Как пишут Викерстаф и Шелдрейк, "к концу этого десятилетия многие стали считать, что "стой-иди" и прочие тактические приемы, определявшиеся финансовой политикой и призванные поддерживать платежный баланс, ведут к снижению притока инвестиций, к снижению роста производительности труда и темпов экономического развития, к общему снижению конкурентоспособности британской экономики и к постепенному росту внутренних противоречий" (Vickerstaff Sheldrake, 1989, p. 69).



В 60-70-е гг. британское правительство пыталось сохранить послевоенный политический консенсус, для которого полная занятость имела очень большое значение. Господствовавшии в этот период экономический традиционализм черпал свои идеи из работ Кейнса и видел свою задачу (во всяком случае, на уровне политической риторики) в поддержании экономических потребностей как средстве борьбы с безработицей. Разумеется, всем было понятно, что подобная политика связана с большими инфляционными рисками, однако правительство считало их меньшим злом, чем безработица. Тем не менее, низкие по сравнению с конкурентами экономические показатели Великобритании начали не на шутку тревожить правительство. Так, например, в период между 1960 и 1976 гг. британская доля в мировом экспорте производственных товаров сократилась практически вдвое. В то же время явление "стагфляции", при которой низкие темпы роста сопровождаются ростом инфляции, рано или поздно приводит к гиперинфляции и крайне негативным социальным последствиям, которые обычно ассоциируются с денежным крахом. И без того сложная ситуация серьезно обострилась скачком цен на нефть, вызванным арабо-израильской войной 1973 г. Увеличение цен на нефть в четыре раза больно ударило по тем отраслям экономики, которые зависели от поставок импортной нефти. Хотя со временем Великобритания могла воспользоваться существенными ресурсами нефти Северного моря, хрупкой экономике страны был нанесен существенный ущерб. Безработица в 1975 г. составляла 4%, а к 1978 г. превысила 6%. В то же самое время инфляция стала заботить правительство куда сильнее, чем проблемы занятости. Достигнув в 1975 г. пикового значения свыше 24%, к 1978 г. инфляция снизилась до 8%, однако в 1980 г. вновь стала расти и достигла 18%. Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., сконцентрировалось на проблеме инфляции, совершенно оставив без внимания проблему безработицы. Безработица выросла с 5% в 1979 до 13,5% в 1985 г. Хотя в начале восьмидесятых рост безработицы стал замедляться, о полной занятости теперь не приходилось и мечтать. Как писал Хэнди, "на вопрос "возможна ли полная занятость?" можно уверенно ответить: "Только не при нашей жизни" (Handy, 1984/1994, р. 37).

Будущее труда

Хотя в данной главе речь шла о проблемах безработицы в Великобритании, с подобными же проблемами сталкивались и все остальные индустриально развитые страны Запада, включая исторически благополучные экономики Западной Германии и США. О влиянии Японии на международную конкуренцию в сфере производства уже говорилось в главе 19. В 70-е гг. начала складываться новая глобальная экономика, при которой быстрый обмен товаров, услуг и информации стал происходить уже за пределами национальных границ. Этому феномену способствовало стремительное техническое перевооружение, которое, помимо прочего, разрушало сложившиеся к этому времени основные модели и стереотипы трудового поведения. Вскоре все показатели, которые определяли уровень труда и трудовой жизни, стали восприниматься как избыточные, предприятия то и дело закрывались, и потеря работы стала обычным делом. Хотя появлялись и новые рабочие места, они не могли восполнить этой убыли. Хэнди описывает эту ситуацию так:

В семидесятые годы привычная картина трудовой жизни стала меняться. Крупные организации, которые в течение рабочей недели становились подлинным домом для большого количества людей, стали приходить в упадок. Многие знаменитые имена из нашего славного индустриального прошлого исчезли навсегда. Изменились не только имена на вывесках на Хай-Стрит, изменилась и жизнь тех, кто носил эти имена. Былая традиция, в соответствии с которой мужчина ходил на работу для того, чтобы содержать свою семью, стала статистической редкостью – к концу десятилетия этому стереотипу отвечало только 14% семей. "Застойная безработица", "молодежная безработица" и “излишек” стали хорошо знакомыми словами, звучащими во все социальных группах. Устроиться на те или иные места стало сложно, и понятие "работа" получило новый смысл, кроме традиционного "занятость на полный рабочий день". Такие понятия, как вторая и третья работа, теневая и неофициальная экономика, стали столь же привычными, как чип или видео. Старые стереотипы разрушались; им на смену приходили новые.

(Handy, 1984, p. ix)

Если это так, если обычные модели трудового поведения, формировавшиеся с девятнадцатого столетия, действительно стали исчезать, то что появилось взамен? Согласно Хэнди, появилось много нового. Прежде всего, изменился сам смысл слова "работа", означавшего прежде оплачиваемый наемный труд в организации. Через некоторое время феминистки вполне обоснованно предъявили претензию на то, чтобы и домашние занятия женщин также назывались работой, пусть и "задаром". Во-вторых, возникновение частичной занятости, работ по контракту, временных и "случайных" работ побуждало людей устраиваться сразу в нескольких местах, что позволяло им получать больший суммарный доход. В-третьих, развитие волонтерской работы, особенно для лиц пожилого возраста, свидетельствовало о возможности трудовой активности, не подкрепляемой материальным вознаграждением. Хэнди суммирует все это так: "Существует несколько форм работы. Мы можем выделить три их вида:

1. Оплачиваемая работа на какой-то должности, включая самостоятельную занятость, в течение всего рабочего дня.

2. Дополнительная работа, которую мы делаем "на стороне", желая получить дополнительный доход, который может декларироваться или не декларироваться (в налоговой декларации).

3. Работа даром, т. е. вся совершаемая бесплатно работа в теневой экономике и работа волонтеров ".

(Handy, 1984/1994, р. 52)

Если быть кратким, то тезис Хэнди состоял в том, что в будущем человек не сможет удовлетворить всех или даже большинства своих экономических, социальных и статусных потребностей, полагаясь только на одну пожизненную работу. Вместо этого люди будут вынуждены "использовать целый пакет занятий и взаимоотношений, каждое из которых будет вносить свой вклад в осуществление наших жизненных и производственных потребностей" (Handy, 1984/1994, р. 8). "Пакетный" подход не только дает дополнительные возможности, но и вызывает некоторые проблемы. Молодой, хорошо образованный индивид, обладающий умением переключаться и не связанный обязательствами, с готовностью примет подобный стиль работы. Равным образом, пожилой человек, получающий неплохую пенсию, имеющий взрослых детей и не связанный с ипотекой, также будет рад подобной возможности. Но что будет делать в этой ситуации малообразованный человек с ограниченными способностями и значительными расходами и обязанностями? Не станет ли для него пакетный принцип причиной постоянной тревоги? Хэнди согласен с тем, что реализация подобного подхода сопряжена с определенными трудностями. В качестве иллюстрации он использует феномен "японского дрейфа", оборотную сторону японской индустрии, которая не подпадает под категорию пожизненного найма (см. главу 19). Он пишет:

Существует миф о том, что в Японии каждому гарантировано пожизненное трудоустройство. Это не так... Истина состоит в том, что крупные японские организации держатся на плаву благодаря небольшим субподрядчикам... Япония – страна малых частных предприятий, где используется дешевый рабочий труд и где нет пожизненного найма... В Японии также имеется небольшая армия "самозанятых", к числу которых относится и группа, эвфемистически именуемая "неоплачиваемыми надомными работниками", т. е. группа неработающих членов семьи, помогающих работающему мужчине. Сокращение рабочего времени самозанятых работников или работников фирм-субподрядчиков незаметно извне. В контрактах у 8% лиц, работающих на подобных малых предприятиях, нет даже упоминания о продолжительности рабочего дня. Неполная занятость и безработица – не совсем одно и то же.

(Handy, 1984/1994, pp. 91-92)

Исходя из растущего влияния японских подходов на британскую теорию менеджмента, Хэнди предвидит ситуацию, при которой в Великобритании также возникнет нечто подобное. Крупные организации передают ряд функций подрядчикам, многие из которых являются мелкими фирмами. Организации все чаще прибегают не к обычным формам найма на полный рабочий день, а к заключению временных контрактов и использованию работников в течение части рабочего дня ("занятость на неполный рабочий день"). Вследствие этого появились "центр и периферия". Работники, относящиеся к центру, получают достаточно высокую зарплату, работают в хороших условиях, имеют гарантию занятости и пенсию по выслуге лет. Периферийные же работники получают существенно меньшую зарплату, работают в худших условиях, не имеют практически никакой гарантии занятости и права на пенсию. Хэнди считает "японский дрейф" серьезной угрозой социальному согласию, поскольку развитие такой двухуровневой структуры найма неизбежно приведет к расколу между теми, кому посчастливилось получить полную занятость, и всеми остальными работниками.



Справочники