Атомная энергетика

Машиностроительный дивизион Росатома - АО «Атомэнергомаш» отправил в Санкт-Петербург, в ООО «Балтийский завод – Судостроение» первый реактор силовой установки «РИТМ-200» для серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь».

«РИТМ-200 – новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. При изготовлении первых реакторов для головного ледокола «Арктика» специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Они доказали свою эффективность в ходе производства реакторов для «Сибири», и можно уже говорить об успешном выходе в серийное производство судовых реакторных установок нового типа», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

Одновременно завершается изготовление второго реактора «РИТМ-200». В настоящее корпус реактора успешно прошел гидроиспытания и начинается процесс контрольной сборки с внутрикорпусными устройствами и крышкой. Отгрузка второго реактора для ледокола «Сибирь» состоится в конце сентября.

Справочно:

«РИТМ-200» - новейшая реакторная установка для ледокольного флота. Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Основное преимущество нового силового блока в компактности и экономичности. «РИТМ-200» имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого он в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе это обеспечивает улучшенные технические характеристики новых ледоколов по скорости, ледопроходимости, а также двойную осадку судов, что позволит им вести работу как в морской акватории, так и на малых глубинах сибирских рек. Расчетный срок службы реакторов - 40 лет. Безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс. тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания реакторной установки, от проектирования и производства заготовок до изготовления и отгрузки заказчику. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает АО «ОКБМ Африкантов», основные производственные операции выполняются в ПАО «ЗиО-Подольск».

Универсальные двухосадочные атомные ледоколы ЛК-60Я проекта 22220 станут самыми большими и мощными в мире. Они смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лёд толщиной до трех метров.

Что завершило изготовление реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире «Арктика», спущенного на воду 16 июня в Санкт-Петербурге. 26 июня с производственной площадки завода «ЗиО-Подольск» на Балтийский завод был отправлен второй реактор силовой установки. Ранее, 26 мая состоялась отгрузка первого реактора.

РИТМ-200 - новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

Отдел корпоративных коммуникаций «ЗиО-Подольск» - ИК «ЗИОМАР»

«РИТМ-200 - новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний дивизиона: ОКБМ Африкантов, как проектировщик и комплектный поставщик, ЗиО-Подольск, как изготовитель корпусного оборудования, а также ЭМСС, ЦНИИТМАШ. В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире. Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др. Поэтому успешная отгрузка РИТМ-200 - важное событие не только для дивизиона, но и для атомной отрасли, и отечественного машиностроения», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

«Строительство атомного ледокола - крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - сказал руководитель проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергей Черногубовский.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т.д.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло около 2,5 лет. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Для перевозки ледокольного реактора специалисты АЭМ изготовили специальную транспортировочную упаковку из металла. Поскольку реактор является негабаритным грузом, то доставляется заказчику на специальном железнодорожном транспортере сочлененного типа грузоподъемностью 240 тонн.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173 метра, ширина - 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Строительство ледокола ведётся на верфях «Балтийского завода» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») в Санкт-Петербурге. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.


Погруженный на специальный 240-тонный железнодорожный транспортер второй реактор реакторной установки РИТМ-200 для строящегося атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60Я). Подольск, 26.06.2016 (с) www.aem-group.ru

Изготовленный на заводе «ЗиО-Подольск» второй реактор реакторной установки РИТМ-200 для строящегося атомного ледокола «Арктика» проекта 22220 (ЛК-60Я). Подольск, 26.06.2016 (с) www.aem-group.ru

Машиностроительный дивизион Росатома – АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире «Арктика», спущенного на воду 16 июня в Санкт-Петербурге. 26 июня с производственной площадки завода «ЗиО-Подольск» на Балтийский завод был отправлен второй реактор силовой установки. Ранее, 26 мая состоялась отгрузка первого реактора.

РИТМ-200 новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная АО «ОКБМ Африкантов». Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.

«РИТМ-200 – новое поколение реакторных установок, поэтому для производства оборудования потребовались нестандартные инженерные решения и очень слаженная командная работа. В реализации проекта принимали участие сразу несколько компаний дивизиона: ОКБМ Африкантов, как проектировщик и комплектный поставщик, ЗиО-Подольск, как изготовитель корпусного оборудования, а также ЭМСС, ЦНИИТМАШ. В ходе выполнения производственных операций специалистами дивизиона были разработаны сразу несколько новых технологий и инструментов, не применявшихся ранее не только в России, но и в мире.
Среди них новая технология сверхточного сверления глубоких отверстий, новые виды режущих инструментов и др. Поэтому успешная отгрузка РИТМ-200 - важное событие не только для дивизиона, но и для атомной отрасли, и отечественного машиностроения», - отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов.

«Строительство атомного ледокола – крайне сложный процесс, в котором очень важна тесная координация между изготовителями различных узлов и элементов. Своевременная поставка реакторной установки позволяет нам двигаться в графике, чтобы передать ледокол заказчику в строгом соответствии с утвержденными сроками», - сказал руководитель проекта 22220 ООО «Балтийский завод-Судостроение» Сергей Черногубовский.

Основное преимущество новой силовой установки в ее компактности и экономичности. Она имеет уникальную энергоэффективную интегральную компоновку, которая обеспечивает размещение основного оборудования непосредственно внутри корпуса парогенерирующего блока. За счет этого она в два раза легче, в полтора раза компактнее и на 25 МВт мощнее используемых в настоящее время реакторных установок для ледокольного флота типа КЛТ. В том числе, это позволило сделать ледокол двухосадочным и обеспечивает улучшенные технические характеристики судна по скорости ледопроходимости и т.д.

Срок службы реакторов 40 лет, безопасность их работы обеспечивает защитная оболочка из стали, воды и бетона. В качестве ядерного топлива используется активная зона кассетного типа с низким обогащением урана-235. Перезагрузка ядерного топлива происходит один раз в семь лет. Для примера, за это время дизельному ледоколу для работы пришлось бы потратить 540 тыс тонн арктического дизеля. А одна ТЭЦ аналогичной мощности израсходовала бы 1 миллион тонн угля, чтобы обеспечить энергией 30-тысячный город.

Основные производственные работы по изготовлению РИТМ-200 выполнялись в Подмосковье на заводе «ЗиО-Подольск» (вместе с ОКБМ «Африкантов» входят в «Атомэнергомаш»). Изготовление шло около 2,5 лет. Только процесс наплавки антикоррозионного слоя по технологии занимает 8 месяцев, за которые на корпус реактора наплавляется около 10 тонн антикоррозионной ленты. В настоящее время на заводе уже идет производство реакторной установки для серийного ледокола нового поколения «Сибирь».

Для перевозки ледокольного реактора специалисты АЭМ изготовили специальную транспортировочную упаковку из металла. Поскольку реактор является негабаритным грузом, то доставляется заказчику на специальном железнодорожном транспортере сочлененного типа грузоподъемностью 240 тонн.

Универсальный двухосадочный атомный ледокол «Арктика» станет самым большим и мощным атомоходом в мире. Его длина составит 173 метра, ширина – 34 метра, минимальная рабочая осадка - 8,5 метра, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн. Строительство ледокола ведётся на верфях «Балтийского завода» (входит в «Объединенную судостроительную корпорацию») в Санкт-Петербурге. Атомоход сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.

России есть чем гордиться, но вокруг мы слышим лишь про "санкции" и "импортозамещение". Наша промышленность очень часто подвергается необоснованной критике. "Всё развалили!", "Всё продали!", "Ничего не делают мужики, только пьют!". В прошлом году я уже рассказывал о наших достижениях в области строительства АЭС, а в этом году расскажу о другом уникальном проекте.

Россия - единственная страна в мире, обладающая атомным флотом. Наши атомные ледоколы с 1959 года работают на благо развития Арктического региона. Каждый корабль постоянно находится в работе. Пришло время смены поколений. Новые атомные ледоколы будут использовать и новую реакторную установку РИТМ-200. Именно о ней и начинается серия репортажей.

1. Вся история ядерных реакторов для всех отечественных ледоколов начиналась здесь, в Нижнем Новгороде в большой промзоне рядом с Московским шоссе. После окончания Великой Отечественной войны спрос на продукцию Горьковского артиллерийского завода №92 упал. Производственные мощности было решено оставить, а на этом месте создать "ОКБ по проектированию специальных машин". Так в Нижнем Новгороде появилось предприятие, начавшее работу над атомным будущим Советского Союза.

2. Руководить новым предприятием стал начальник артиллерийского завода генерал-майор Амо Елян. Под его руководством было много людей, а среди них Игорь Иванович Африкантов. По образованию судостроитель-теплотехник, начавший работу на прежнем заводе и постепенно поднимавшийся из начальника отделения в замначцеха, начцеха и выше, и выше.

3. В 1951 году Африкантов стал главным конструктором предприятия, а с 1954 года в течение 15 лет одновременно был начальником предприятия. Несмотря на огромный вклад в развитие, имя Африкантова ОКБ получило лишь в 1998 году.

4. ОКБМ Африкантов с момента создания реактора для первого атомного ледокола Ленин и по сей день занимается разработкой реакторов. К сожалению фотографа и рассказчика, к счастью для России и развития нашей страны, никакие подробности разработки разглашать никто не будет. Если вы надеялись услышать от меня обо всех секретах, вы ошибаетесь.

5. Да, на территории конструкторского бюро создаётся множество деталей для будушщего реактора, но основная сборка происходит в другом месте. Нижний Новгород в первую очередь занимается мозговым штурмом и развитием технологий. Для одного лишь РИТМ-200 задействовать более 100 уникальных разработок: 96 ноу-хау, 7 изобратений и 21 компьютерную программа. Права на все эти разработки находятся у конструкторсокго бюро, а не приехали из-за рубежа.

6. Как бы кто не говорил, на этом предприятии было очень комфортно снимать. Люди спокойно делали свою работу и не сбегали из кадра при первой возможности.

7. РИТМ-200 - это водо-водяной реактор. Это означает, что вода используется и в качестве теплоносителя, и в качестве замедлителя. То есть вода выносит энергию, образовывающуюся в реакторе, она же охлаждает его.

8. Детали всей системы очень впечатляют. В будущих репортажах я покажу всю систему в сборе, а пока лишь некоторые детали. Глубина этой конструкции около 5 метров.

9. 16 июня прошлого года первый новый ледокол "Арктика" был торжественно спущен на воду. РИТМ-200 впервые установлен именно на нём.

10. Габариты оборудования угадать очень сложно, поэтому я покажу вам такой кадр.

11. Представляете габариты местных станков? Это ещё не самые большие!

12. Срок службы нового реактора - 40 лет. Теловая мощность 175 МВт.

13. Не секрет, что обслуживание арктического влота - дело не самое простое. Срок службы заменяемого оборудования составляет 20 лет, что означает одну остановку на ремонт/обновление/модернизацию. На одной загрузке топлива он будет ходить 7-10 лет.

14. Мощность на винтах составит 60 МВт, но вам это вряд ли что-то скажет. Более наглядна цифра толщины льда - 3 метра. Вот посмотрите на расстояние до потолка вашей квартиры. Такую толщину льда этот ледокол будет проходить как нож масло.

15. При создании каждой детали нужна очень высокая точность и аккуратность. Всё, что можно перенести краном - переносится. Всё, что нужно перекатить - перекатывается. Позже я ещё покажу как всё складывается - вот там максимальная точность!

16. Встречал я в сети мнения, что новые заводы должны быть исключительно красивыми, с современнным оборудованием, с модными станками в определённом дизайне. Это не так. Если для производства нужны новые станки, либо модернизация принесёт заметную пользу, это логично. А если новый станок будет просто новый, но пользы как от старого? Смысл такой замены. Доступный для публикации цех имеет новое оборудование, но и на старом люди успешно работают без потери времении качества.

17. Вот старое оборудование. Рабочий ждёт пока оно сделает свою работу.

18. А вот новое оборудование. Даже внешне ость большие отличия.

19. Всё оно здесь появилось для реальной модернизации производства в тех её частях, которые стоит значительно обновить.

20. Кстати как вы относитесь к модернизации? Меняете технику когда она уже значительно устарела или предпочитаете всегда пользоваться новым?

21. Вернёмся к реактору РИТМ-200. Почему у нас в стране занялись новыми атомными ледоколами? Есть ли в них смысл или атомная энергия на них - всего лишь часть идеи продвижения атомной энергии?

22. Эксплуатация на севере - процесс сложный и длительный. Возмём стандарт загрузки топлива в атомный ледокол. На заправку он прибудет один раз в 7 лет. За эти 7 лет арктический корабль на дизельном топливе использовал бы 540 тысяч тонн топлива. Я долго думал с чем сравнить. Решил выбрать самый большой пассажирский самолёт в мире Airbus A380. Вместительность его топливного бака - 248 тонн. Это в 2177 раз меньше. Я уже не говорю о том, что это топливо пришлось бы доставлять до ледокола, заправлять чаще чем раз в 7 лет. Об экологии и речи не идёт.

23. Если провести сравнение с углём, то 7 лет реактора равны 1 миллиону тонн. Это 2 года работы ТЭЦ в городе с населением около 30 тысяч человек. Тоже очень много.

24. Сейчас специалисты трудятся над реакторами ещё для двух ледоколов: Урал и Сибирь.

25. Где-то рядом в отделах проектировщики уже занимаются следующей разработкой - РИТМ-400. Этот перспективный реактор будет установлен на ледокол "Лидер", которому 4 метра льда будут не помехой.

26. Помните я обещал показать как складывают детали? Вот так на каждой полочке каждая маленькая деталь должна лежать на своём месте!

27. Напоследок любопытный факт. В материалах, предоставленных нам, гостям предприятия, мощность реакторных установок в 175 МВт решили посчитать... в Олимпийских играх! Две подобные реакторные установки могли бы обеспечить энергопотребление Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Интересно. почему не в Сочах считали? Так была бы единица изменения - 1 Сочи. Никто же до сих пор не отменяет лошадиные силы.

28. Вот такая экскурсия по цеху ОКБМ Африкантов у нас получилась.

Конечно же это далеко не всё. чем занимается конструкторское бюро, но всё рассказывать нельзя. Вдруг всё это будут читать те. кто задумывает что-то нехорошее?)

Серия репортажей вскоре будет продолжена.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и отгрузило на Балтийский завод четыре гидроаккумулятора, которые входят в состав энергетической установки, для второго серийного универсального атомного ледокола нового поколения «Урал».

Гидроаккумуляторы предназначены для хранения запаса воды первого контура и подачи её в реактор давлением газа для охлаждения активной зоны в случае разгерметизации первого контура. Гидроаккумуляторы также используются в качестве компенсатора давления при работе реакторной установки и системы безотходной технологии. Масса одного аппарата составляет 11 тонн. Высота изделия — 5,1 метра, диаметр — 1,4 м.

В октябре ПАО «ЗиО-Подольск» завершило изготовление и отправило на Балтийский завод два реактора РУ «РИТМ-200» для ледокола «Урал». Сейчас оба ядерных «сердца» погружены на атомоход.

Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания силовой установки «РИТМ-200» — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».


  • www.aem-group.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» 16 октября отправил в Санкт-Петербург второй реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200» для ледокола нового поколения «Урал». Первый реактор был отгружен в адрес заказчика 24 сентября. Таким образом Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» полностью выполнил свои обязательства по изготовлению реакторных установок для универсальных атомных ледоколов ЛК-60Я проекта 22220, внеся существенный вклад в развитие и обновление атомного ледокольного флота России.

    Всего предприятиями дивизиона было изготовлено три реакторных установки, каждая из которых включает в себя два реактора РИТМ-200. В 2016 году состоялась отгрузка для головного ледокола «Арктика», в 2017 году — для первого серийного ледокола «Сибирь».


  • www.aem-group.ru
  • С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» в Санкт-Петербург направлен первый реактор реакторной установки (РУ) «РИТМ-200″ для ледокола нового поколения „Урал“.

    "Мы завершили изготовление первого парогенерирующего блока для атомохода „Урал“ и отправили его заказчику. Работы на втором блоке также вышли на финишную прямую: корпус реактора успешно прошел гидроиспытания, идет подготовка к контрольной сборке с внутрикорпусными устройствами и крышкой», — отметил генеральный директор АО «Атомэнергомаш.

    Вес реактора составляет 147,5 тонн, высота — 7,3 метра, диаметр — 3,3 м. Доставка негабаритного груза осуществляется на специальном железнодорожном транспортёре грузоподъёмностью 240 тонн. По железной дороге реактор будет транспортирован до станции «Новый порт» Санкт-Петербурга, где его перегрузят на специальную баржу и по воде доставят на верфи Балтийского завода.

  • www.aem-group.ru
  • В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) успешно прошли гидравлические испытания корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для второго серийного ледокола нового поколения «Урал». Этот процесс — один из завершающих этапов изготовления корпуса реактора, который подтверждает качество и служит гарантией для последующей эксплуатации изделия.

    В настоящее время на предприятии идёт подготовка к контрольной сборке корпуса реактора РУ «РИТМ-200» с внутрикорпусными устройствами и крышкой.

    Кроме того, завод завершил процесс приварки четырёх гидрокамер к корпусу второго реактора для атомохода «Урал». Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. Они предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Каждая имеет массу 4,5 тонны. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы.

  • Фото из открытых источников
  • «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило разработку эскизных проектов реакторной установки РИТМ-200Б для офшорного атомного ледокола и РИТМ-400 для атомного ледокола «Лидер» проекта 10510.

    Об этом сообщает пресс-служба конструкторского бюро, отмечая, что на базе установки РИТМ-200 также разработан принципиально новый проект РИТМ-200М для оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ). Мобильный энергоблок способен производить электроэнергию или обеспечивать комбинированное производство электроэнергии и тепла для бытовых и промышленных потребителей.


  • atominfo.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило изготовление четырёх гидрокамер для первого реактора силовой установки «РИТМ-200» второго серийного универсального атомного ледокола «Урал».

    Гидрокамеры являются неотъемлемой частью интегрированного корпуса реактора. Они предназначены для циркуляции охлаждающей среды внутренней полости реактора. Масса одной гидрокамеры — 4,5 тонны.

    Сейчас специалисты завода готовятся к процессу сборки гидрокамер с корпусом реактора. Процесс сварки будет проходить в специальном стапеле, где корпус реактора установят в вертикальном положении.

    В 2016-2017 годах с производственной площадки ЗиО-Подольска были отгружены и установлены на судне реакторные установки «РИТМ-200» для головного ледокола нового поколения «Арктика» и первого серийного атомохода «Сибирь».

    Предприятия АО «Атомэнергомаш» обеспечивают полную производственную цепочку создания РУ «РИТМ-200» — от проектирования и производства заготовок до изготовления и монтажа оборудования. Проектировщиком и комплектным поставщиком выступает входящее в холдинг АО «ОКБМ Африкантов».

    ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и подготовило к отгрузке четыре ёмкости запаса воды, входящие в состав реакторной установки «РИТМ-200», для второго серийного атомного ледокола «Урал».

    Данное ёмкостное оборудование предназначено для хранения запаса воды и обеспечения надёжного функционирования пассивного канала системы аварийного расхолаживания реакторной установки атомохода, а также для обеспечения «мокрого» хранения парогенераторов. Масса одной ёмкости составляет 3,2 тонны. Длина ёмкости — 2,3 метра, диаметр — 1,1 м.

    Центральные обечайки ёмкостей запаса воды изготовлены из легированной теплоустойчивой стали, обладающей высокой прочностью и большим сопротивлением к радиационному охрупчиванию, с антикоррозионной наплавкой. Крышка и днище сделаны из коррозионностойкой стали.


  • atominfo.ru
  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш») завершил процесс сварки корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для второго серийного универсального атомного ледокола нового поколения «Урал».

    Два составных полукорпуса реактора — фланец с обечайкой и обечайку с днищем — соединил замыкающий кольцевой шов.

    Завершающий процесс сборки корпуса проходил в два этапа. Первый — стыковка и замеры. Работникам соединили две части массой по 50 тонн с точностью по расположению осей — 0,2 мм. Второй этап — автоматическая сварка замыкающего кольцевого шва диаметром 2,6 метра при непрерывном подогреве металла до 200 градусов.

    Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм.


  • www.atominfo.ru
  • На площадке подмосковного завода «ЗиО-Подольск» завершили приварку патрубков к корпусу второго реактора РИТМ-200 для ледокола нового поколения «Урал». Уже скоро корпус будет собран в одно изделие и после приварки гидрокамер начнется установка внутрикорпусных устройств. А затем реакторная установка отправится в Санкт-Петербург, чтобы занять своё штатное место на строящемся судне.

    При проведении данной операции использовался один из самых сложных способов сварки — в неповоротном положении при постоянном подогреве металла в зоне сборки.

    Сварка деталей в неповоротном положении применяется в особых случаях, когда изделие невозможно кантовать, а доступ к шву затруднён.

    21 декабря корабелы Балтийского завода-Судостроение (г. Санкт-Петербург), (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) завершили монтаж реакторной установки РИТМ-200, погрузив на первый серийный атомный ледокол «Сибирь» проекта 22220 второй из двух парогенерирующих блоков (ПГБ).


  • oaoosk.ru

  • ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — «Атомэнергомаш») завершило поставку основного оборудования самой современной в мире судовой реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», который был спущен на воду 22 сентября. Предприятие изготовило и отгрузило на «Балтийский завод — Судостроение» интегрированный корпус второго парогенерирующего блока (ПГБ) реакторной установки «РИТМ-200». Масса изделия составила 147,5 тонны, высота — 7,3 метра, диаметр — 3,3 метра.


  • Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершил изготовление и отправил в Санкт-Петербург первый реактор силовой установки «РИТМ-200» для серийного атомного ледокола ЛК-60Я проекта 22220 «Сибирь», спуск на воду которого запланирован на 22 сентября этого года.

    А на заводе «ЗиО-Подольск» завершают изготовление второго реактора для строящегося судна. Оба они составят инновационную реакторную установку «РИТМ-200», которая входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый.


  • В ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершилась сложнейшая операция по сборке интегрированного корпуса первого реактора реакторной установки «РИТМ-200» для универсального атомного ледокола проекта 22220 «Сибирь». Закончились работы по приварке 12-ти кассет парогенераторов (ПГ) в зоне фланца.


  • АО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома -Атомэнергомаш) изготовило партию оборудования реакторной установки «РИТМ-200» для первого серийного универсального атомного ледокола «Сибирь».


  • ПАО «ЗиО-Подольск» завершило операцию по сборке интегрированного корпуса реактора силовой установки «РИТМ-200» для атомного ледокола «Сибирь». Об этом сообщает служба предприятия.

    Финальным этапом работы стала приварка четырёх гидрокамер к корпусу реактора, каждая из которых имеет массу 4,5 тонны. В дальнейшем в них будут установлены центральные электронасосы. Напомним, атомная энергетическая установка нового типа РИТМ-200 состоит из двух реакторов тепловой мощностью 175 МВт каждый. Предприятия АО «Атомэнергомаш» осуществляют полный производственный цикл создания данной РУ — от проектирования, которым занималось «ОКБМ Африкантов».

  • Сегодня в Санкт-Петербурге специалисты ООО «Балтийский завод — судостроение» завершили основной этап монтажа реакторной установки РИТМ-200, погрузив на строящийся универсальный атомный двухосадочный ледокол «Арктика» проекта 22220 второй парогенерирующий блок (ПГБ).

    РИТМ-200 это новейшая реакторная установка для ледокольного флота, разработанная в Опытном Конструкторском Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород). Она входит в состав главной энергетической установки ледокола и включает в себя два парогенерирующих блока тепловой мощностью 175 МВт каждый. Монтаж реакторной установки — одна из ключевых производственных операций процесса строительства атомных ледоколов.

    Первый парогенерирующий блок был на ледокол 2 сентября, погрузка двух ПГБ весом около 180 тонн каждый была выполнена с помощью плавучего крана «Демаг».


  • На производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в холдинг «Атомэнергомаш») выполнена сборка второго полукорпуса реактора силовой установки РИТМ-200 для первого серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Сибирь», сообщили 16 августа на предприятии.

    К настоящему моменту завершена сварка второго кольцевого шва, который соединил фланец и обечайку. На первой половине реактора сейчас идет процесс антикоррозионной наплавки в зоне патрубков.

    Также предприятие приступило к изготовлению реакторной установки РИТМ-200 для второго серийного ледокола «Урал», который был заложен на Балтийском заводе 25 июля. В настоящее время идет обработка первого фланца под антикоррозионную наплавку.

  • Машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш» завершает проект по изготовлению реакторной установки РИТМ-200 для самого мощного ледокола в мире — головного атомного ледокола проекта 22220 «Арктика», спущенного на воду 16 мая 2016 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Как сообщает пресс-служба АО «Атомэнергомаш», 23 июня на производственной площадке завода «ЗиО-Подольск» состоялась отгрузка второго реактора.

  • На производственной площадке ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — АО «Атомэнергомаш») началась сборка корпуса первого реактора силовой установки «РИТМ-200» для серийного универсального атомного ледокола проекта 22220 ЛК-60Я «Сибирь». В настоящее время завершена сварка первого кольцевого шва, который соединил днище и обечайку с патрубками. Сварное соединение проводилось с применением разработанной специалистами предприятия особой технологии. Процесс сварки кольцевого шва шел непрерывно четыре дня при постоянном подогреве металла до 200 градусов. Количество наплавленной металлической проволоки составило почти 600 кг, шов получился толщиной 150 мм. Данное сварное соединение относится к швам первой категории, поэтому к качеству проверяемой продукции предъявляются максимально высокие требования.



    Справочники