Схема управления охраной труда. Организация системы управления охраной труда на предприятии: особенности модели. Планирование улучшений функционирования суот

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) - это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда» путем:

а) обеспечения безопасности среды и

б) обеспечения безопасности поведения человека.

Достижение поставленной цели связано с решением основной задачи управления - обеспечением безопасности:

    предметов труда;

    средств труда и средств производства;

    продуктов труда;

    технологий и производственных процессов;

  1. природно-климатических факторов и т.д.

Обеспечение безопасности достигается за счет применения комплекса средств управления , таких как:

а) профессиональный отбор работающих (обеспечивает снижение травматизма в ряде случаев на 40-50%);

б) психологическое воздействие на работающих (создание благоприятного психологического климата, предупреждение об опасности, разбор конкретных несчастных случаев, предупреждение об опасных состояниях внешних факторов – гравитационных воздействий, земного магнетизма, ионизации атмосферы, солнечной активности, погодных условий и т.д.);

в) пропаганда охраны труда,

г) экономическое стимулирование.

В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

а) анализа условий труда и

б) разработки по результатам анализа методов защиты человека

от опасностей.

При анализе условий труда необходимо:

1 – выявить опасности, потенциально присущие рассматриваемому

2 – дать количественную оценку показателей опасностей и сравнить

их с нормативными значениями;

стояние условий безопасности;

4 – сделать выводы и дать заключение об условиях труда.

Для анализа производственного травматизма применяют 4 основных метода: статистический, топографический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по отчетным документам за определенный период времени. Этот метод позволяет получить общую картину состояния травматизма, определить его динамику, выявить связи между обстоятельствами и причинами несчастных случаев.

Для количественной оценки уровня травматизма определяются относительные статистические показатели частоты и тяжести травматизма.

Показатель частоты травматизма К ч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный календарный период (месяц, год). Он рассчитывается по формуле:

К ч = (Т / Р) * 1000,

где Т – число травм (несчастных случаев) за расчетный период;

Р – среднесписочное количество работающих на предпиятии.

Показатель тяжести травматизма К т характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

К т = Д / Т,

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчаст-

ным случаям.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносят условными знаками на планы цехов, в результате чего становятся наглядно видны рабочие места, участки с повышенной травмоопасностью, требующие особого внимания и проведения профилактических мероприятий.

Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай: трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

При этом широко применяют технические способы и средства исследований – испытание оборудования, контроль параметров производственной среды и т.д.

Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

Методы защиты разрабатываются в следующей последовательности:

1 – намечаются возможные принципы и методы защиты от опасностей;

2 – рассчитывается стоимость реализации вариантов;

3 – производится оценка эффективности мероприятий и определяется оптимальный вариант;

Таким образом, управление охраной труда складывается из рядя последовательно осуществляемых стадий :

    оценки состояния охраны труда и ее составляющих (ТБ и ПС);

    формирования целей;

    составления программ действий;

    оперативного управления программами;

    оценки эффективности осуществления программ;

    стимулирования исполнителей.

Управление охраной труда осуществляют:

На предприятии - директор и главный инженер (технический

директор),

В цехах и службах - руководители этих подразделений;

В бригадах - бригадиры.

Эффективность работы системы управления охраной труда зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по охране труда. Поэтому на предприятии разрабатывают и утверждают Положение или стандарт предприятия , где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц в решении вопросов охраны труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников (или их представителей) на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия ) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом или распоряжением по предприятию.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы.

Основные функции комитета :

    изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

    анализ эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

    содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда;

    изучение обеспечения работников спец. одеждой, спец. обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

    участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии.

Организационно-методическую работу по охране труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда , непосредственно подчиненная работодателю.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основными задачами службы охраны труда являются:

1. Организация и координация работы по охране труда на предпри-

2. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране

труда работниками предприятия.

3. Профилактическая работа по улучшению условий труда.

4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охра-

ны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие основные функции :

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на

рабочих местах.

2. Анализ состояния и причин производственного травматизма и

профзаболеваний.

3. Оказание помощи подразделениям предприятия в аттестации ра-

бочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны

4. Проведение проверок технического состояния зданий, сооруже-

ний, оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

5. Оказание методической помощи разработчикам инструкций по

охране труда.

6. Составление отчетности по охране труда.

7. Контрольные функции и т.д.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны прохо-

дить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях - на их руководителей.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии, в которые включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (гл. технолог, гл. энергетик и т.п.), представители профсоюзов.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих - не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ("Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения").

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

а) вводный;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный;

г) внеплановый;

д) целевой (текущий).

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (или специалист, его заменяющий), а остальные виды инструктажей - непосредственный руководитель работ (мастер цеха, отдела и т.п.).

О проведении каждого инструктажа и проверке знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. О проведении целевого инструктажа запись делается в наряде-допуске.

При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого не допускают к его работе. Он должен вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу, с командированными.

Повторный инструктаж - не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими.

Внеплановый инструктаж :

а) при изменении стандартов, правил и инструкций по охране труда;

б) при изменении технологического процесса;

в) при замене или модернизации оборудования или инструмента;

г) при нарушении работниками требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару;

д) при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) или более 60 календарных дней (для остальных работ).

Целевой инструктаж :

а) перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску,

разрешению или другому документу;

б) перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обя-

занностями по специальности;

в) перед ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и

катастроф;

г) перед проведением экскурсий на предприятиях или перед органи-

зацией массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях осуществляется планирование работ по охране труда, которое может быть:

    перспективным,

  • оперативным.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Законодательство РФ устанавливает надзор и контроль за охраной труда на предприятиях по трем направлениям: ведомственный и государственный надзор и общественный контроль.

Надзор – это наблюдение за точным соблюдением законов, нормативно-технических документов по охране труда и привлечение к ответственности их нарушителей.

Контроль – это проверка выполнения законов и нормативно-технических документов по охране труда.

Ведомственный надзор за охраной труда в объединениях и на предприятиях осуществляют их руководители, а также начальники структурных подразделений (цех, отдел).

Государственный надзор за охраной труда в РФ осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов.

В число надзорных органов входят:

1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция ), образованная в 1994 г. и действующая на основании Положения, утвержденного Правительством РФ 28 января 2000 г.

Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Федерации (областей, краев и т.д.) является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции :

а) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей

территории;

б) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на про-

изводстве, анализируют причины и разрабатывают предложения по

их предупреждению;

в) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об

административных правонарушениях;

г) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные

обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственные инспекции труда субъектов Федерации осуществляют свои надзорные функции через государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда .

2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор ). Госгортехнадзор осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением требований безопасности при ведении работ в промышленности и при эксплуатации оборудования:

а) подъемных устройств;

б) паровых и водогрейных котлов;

в) сосудов, работающих под давлением;

г) трубопроводов для пара и горячей воды;

д) технологических трубопроводов;

е) газового хозяйства предприятий,

а также требований безопасности при взрывных работах.

3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Он осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

4. Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор ). Он осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии.

5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор ). Он осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и должностными лицами санитарного законодательства РФ, а также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

6. Государственная экспертиза условий труда . На нее возложено осуществление государственного контроля за:

а) правильностью применения списков производств, работ, профес-

сий и т.д., по которым устанавливаются льготные пенсии и пре-

доставляются дополнительные отпуска;

б) предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в

неблагоприятных условиях труда;

в) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-

7. Госпожнадзор осуществляет надзор за пожарно-техническим состоянием объектов.

8. ГИБДД . Она осуществляет надзор за техническим состоянием автотранспорта и выполнением правил водительским составом предприятия.

Представители органов государственного надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия и организации любой формы собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий за нарушения в области охраны труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы.

Приветствую, дорогие друзья. Публиковать локальный документ, регламентирующий работу по охране труда в организации, а именно положение о системе управления охраны труда, который можно бесплатно скачать.

Данное положение можно взять за основу; что-то убрать, что-то оставить, что-то добавить, и получится ваше собственное положение об охране труда 😉

Текст положения:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», национальным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.
1.2. Система управления охраной труда – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ООО «ОХРАНА ТРУДА» (далее — Общество).
1.3. Органы управления Общества образуют Систему управления охраной труда.
1.4. Настоящее положение определяет порядок и структуру управления охраной труда в Обществе, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.
1.5. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

2. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1. Основными принципами системы управления охраной труда в Обществе являются:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и лиц, в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
— гарантии прав работников на охрану труда;
— деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
— обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда для создания здоровых и безопасных условий труда;
— наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
— планирование мероприятий по охране труда;
— неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.
2.2. Основные задачи Системы управления охраной труда в Обществе:
— реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
— разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
— создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
— формирование безопасных условий труда;
— контроль за соблюдением требований охраны труда;
— обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
— предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе;
— охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Обществе, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

3.1. Структура системы управления охраной труда
3.1.1. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.
3.1.2. Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет работодатель в лице директора Общества.
3.1.3. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.
3.1.4. Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет комиссия по охране труда.
3.1.5. Порядок организации работы по охране труда в Обществе определяется ее Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
3.2. Функции директора Общества при осуществлении управления охраной труда
3.2.1. Директор Общества в порядке, установленном законодательством:
— осуществляет общее управление охраной труда Общества;
— обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля, решений трудового коллектива, коллективного договора в части охраны труда;
— организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом Общества;
— обеспечивает безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий (помещений) Общества;
— утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для рабочих и служащих Общества;
— обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
— принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
— выносит на обсуждение производственных совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
— отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
— обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль за эффективностью их использования, организует обеспечение работников Общества спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику, при проведении общественно полезного и производительного труда и т.п.;
— осуществляет поощрение работников Общества за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
— осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;

— несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Обществе.
3.3. Служба охраны труда
3.3.1. Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Общества.
3.3.2. Функции службы охраны труда в Обществе возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно директору Общества.
3.3.3. Специалист по охране труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по охране труда.
3.3.4. Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Общества.
3.3.5. Основными задачами специалиста по охране труда являются:
— организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
— контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Общества;
— организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
— обеспечение работы кабинета охраны труда, оснащение его необходимыми пособиями, средствами обучения и т.п.;
— разработка и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.4. Комиссия по охране труда
3.4.1. Комиссия по охране труда (далее — Комиссия) является составной частью Системы управления охраной труда Общества.
3.4.2. Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства.
3.4.3. Комиссия взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля.
3.4.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, иными локальными нормативными правовыми актами Общества.
3.4.5. Задачами Комиссии являются:
— разработка на основе предложений членов Комиссии программы совместных действий директора Общества, профессионального союза по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.4.6. Функциями Комиссии являются:
— Рассмотрение предложений работодателя, работников, профессионального союза для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.5. Организация работ по обеспечению охраны труда
Организация работ по охране труда предусматривает:
— распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководством и персоналом Общества;
— участие работников и их представителей в управлении охраной труда;
— обучение и подготовку работников;
— разработку процедур по формированию документации системы управления охраной труда;
— разработку процесса сбора и передачи информации по охране труда.
3.5.1. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда
3.5.1.1. Роль директора Общества в управлении охраной труда направлена на создание результативной системы управления охраной труда. Она позволяет ему:
— определять цели;
— выделять приоритетные цели/задачи и необходимые ресурсы;
— содействовать планированию работ;
— обеспечивать работника всей необходимой информацией об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. Если работник на своем рабочем месте может соприкасаться с опасными веществами и материалами, в его распоряжении должна быть информация обо всех опасных свойствах данных веществ и мерах по безопасному обращению с ними;
— организовывать работу по обеспечению охраны труда;
— повышать мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач по обеспечению охраны труда;
— предоставлять необходимые условия и ресурсы для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комиссии и уполномоченного лица по охране труда профессионального союза;
— сводить к минимуму действие субъективных факторов.
Обязанности директора Общества в управлении охраной труда изложены в п.3.2. настоящего Положения.
3.5.1.2. Заместитель директора по производству:
— организует работу по соблюдению в производственном процессе норм и правил охраны труда;
— обеспечивает контроль за безопасностью используемых в производственном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств производственного процесса;
— контролирует своевременное проведение инструктажа работников, лиц, проходящих производственную практику, его регистрацию в журнале;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.5.1.3. Заместитель директора по административно-хозяйственной части:
— обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек Общества, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;
— обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории Общества;
— организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;
— несет ответственность за составление паспорта санитарно-технического состояния Общества;
— обеспечивает помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм охраны труда, стандартам безопасности труда;
— организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности наличия радиации, шума в помещениях Общества в соответствии с правилами и нормами по обеспечению охраны труда;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.5.1.4. Главный инженер:
— осуществляет организационно-техническое руководство работой по охране труда в соответствии с действующим законодательством о труде, постановлениями и распоряжениями вышестоящих органов, нормативными (правовыми) документами по охране труда, настоящим Положением;
— оказывает помощь специалистам в выборе и осуществлении рациональных технических решений, обеспечивающих безопасное и эффективное ведение технологических работ;
— обеспечивает внедрение в производство новых, более безопасных технологических процессов и оборудования, разработанных с учетом новейших научно-технических достижений, передового опыта и стандартов безопасности труда, а также внедрение изобретений, рационализаторских предложений, научно-исследовательских разработок, обеспечивающих повышение безопасности выполнения работ;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.5.1.5. Заведующий подразделения:
— принимает меры к повышению ответственности рабочих подразделения за соблюдение норм и правил охраны труда и трудовой дисциплины, за своевременное выполнение намеченных мероприятий по охране труда, предписаний органов государственного надзора;
— осуществляет организационно-техническое руководство в подразделении работой по охране труда в соответствии с действующим законодательством о труде;
— участвует в составлении плана мероприятий по охране труда в подразделении;
— участвует в совещаниях по рассмотрению вопросов состояния охраны труда в подразделении;
— осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда;
— обеспечивает выполнение планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда.
3.5.1.6. Главный бухгалтер
— осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на охрану труда;
— осуществляет бухгалтерский учет расходования средств на выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, планами мероприятий по охране труда;
— контролирует правильность предоставления компенсаций по условиям труда работникам;
— осуществляет учет расходов в связи с несчастными случаями, авариями, профессиональными заболеваниями, выплатами штрафов по решению государственных органов надзора и контроля;
— участвует в составлении плана мероприятий по охране труда;
— участвует в совещаниях по рассмотрению вопросов состояния охраны труда.
3.5.1.7. Обязанности работников
Работники Общества в соответствии с законодательными требованиями обязаны:
— использовать безопасные методы проведения работ;
— ознакомляться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.5.2. Подготовка и обучение персонала по охране труда.
3.5.2.1. Обучение и проверка знаний требований охраны труда.
Обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников осуществляют с целью обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников несет директор Общества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.5.2.2. Обучение по охране труда предусматривает:
— вводный инструктаж;
— инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый и целевой;
— обучение работников рабочих профессий;
— обучение руководителей и специалистов, а также обучение иных отдельных категорий, застрахованных в рамках системы обязательного социального страхования.
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
3.5.5.7. Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
3.5.6.Документация системы управления охраной труда в Обществе включает:
— материалы по лицензированию отдельных видов деятельности Общества;
— правила внутреннего трудового распорядка для работников Общества;
— приказы руководителя Общества по личному составу и личные дела работников;
— положение об организации работы по охране труда;
— приказ Директора Общества о назначении лиц, ответственных за проведение работ с повышенной опасностью, за организацию безопасной работы;
— протокол собрания профессионального союза по выборам уполномоченных лиц по охране труда;
— приказ директора Общества о создании комиссии по охране труда;
— протоколы проверки знаний по охране труда работников Общества;
— план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда, здоровья работающих и лиц, проходящих производственную практику;
— технический паспорт на здания Общества;
— журнал технической эксплуатации здания Общества;
— акты общего технического осмотра зданий и сооружений Общества;
— акт готовности Общества;
— акт приемки пищеблока;
— материалы по проведению специальной оценки условий труда;
— протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования;
— акт гидравлического испытания (опрессовки) отопительной системы;
— соглашение администрации и профессионального союза Общества по охране труда;
— акты проверки выполнения соглашения по охране труда;
— инструкции по охране труда;
— журнал учета инструкций по охране труда;
— журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
— программа вводного инструктажа по охране труда;
— программы первичных инструктажей по охране труда на рабочем месте;
— программы обучения по охране труда;
— журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
— журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;
— список работников Общества, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием вредных работ и вредных и опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, согласованный с территориальным органом Роспотребнадзора;
— перечень профессий и должностей работников, требующих присвоения I квалификационной группы по электробезопасности;
— журнал проверки знаний по технике безопасности у персонала с I группой по электробезопасности;
— личные карточки учета и выдачи специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты;
— журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
— журнал регистрации несчастных случаев с лицами, проходящими спортивную подготовку;
— и другие документы по охране труда.
3.5.7. Копии документов учитывают и располагают в местах, доступных для ознакомления с ними работников Общества. Отмененные документы изымают из обращения с принятием мер, исключающих их непреднамеренное использование в дальнейшем.
3.5.8. Записи по охране труда (журналы, протоколы, акты, отчеты) следует:
— систематически вести и оптимизировать;
— оформлять так, чтобы можно было их легко определять;
— хранить в соответствии с установленным определенным сроком;
— располагать в местах, удобных для пользования.
3.5.9. Работники должны иметь право доступа к записям, относящимся к их производственной деятельности и здоровью.
3.5.10. Передача и обмен информацией об охране труда.
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)

4. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

4.1. Расследования возникновения и первопричин инцидентов несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве направлены на выявление любых недостатков в системе управления охраной труда и должны быть документально оформлены.
4.2. Порядок расследования несчастных случаев на производстве установлен ст.ст. 227-231 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 г. № 73.
4.3. Результаты расследований доводят до сведения комиссии по охране труда для формулирования соответствующих рекомендаций.
4.4. Результаты расследований и рекомендации комиссии по охране труда доводят до сведения соответствующих лиц с целью выполнения корректирующих действий, включают в анализ эффективности системы управления охраной труда руководством и учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.
4.5. Анализ несчастных случаев осуществляют с применением:
— статистических методов, предусматривающих группирование несчастных случаев по различным признакам, оценки показателей и установления зависимостей;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)

5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

5.1. Предупредительные и контролирующие меры.
5.1.1. Предупредительные и контролирующие меры целесообразно осуществлять в следующем порядке приоритетности:
— устранение опасности и рисков;
— ограничение опасности и рисков в их источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
— минимизация опасности и рисков путем применения безопасных производственных систем, а также меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
— в случае невозможности ограничения опасностей и рисков средствами коллективной защиты или организационными мерами работодатель бесплатно предоставляет соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принимает меры по обеспечению их применения и обязательному техническому обслуживанию.
5.1.2. Устанавливаются процедуры или мероприятия по предупреждению и минимизации опасностей и рисков, обеспечивающие:
— определение опасностей и оценку рисков на рабочих местах;
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)
5.1.7.1. Поставку необходимой безопасной продукции поставщиком обеспечивают выбором на основе его способности выполнять требования заказчика.
5.1.7.2. Процесс выбора квалифицированных поставщиков должен содержать:
— оценку способности поставщика поставлять сертифицированное оборудование и материалы, измерительную технику, средства защиты, средства индивидуальной защиты;
— оценку полноты и достоверности предоставленной информации по опасным свойствам продукции и мерам по безопасному обращению с ней;
— определение, оценку и включение в условия договора материально-технического снабжения требований заказчика на поставки сертифицированных оборудования и материалов, измерительной техники, средств защиты, рабочей одежды и обуви;
— определение и оценку требований законов и иных нормативных правовых актов, а также требований организации по охране труда до приобретения продукции;
— входной контроль безопасности поставляемой продукции;
— выполнение предъявленных требований до использования приобретаемой продукции;
— требования по своевременному внесению изменений в документацию.

6. КОНТРОЛЬ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

6.1. Контроль по вопросам охраны труда в Обществе осуществляется в соответствии с приведенным ниже порядком.
6.2. Постоянный контроль за состоянием охраны труда на рабочих местах является одним из средств по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, отравлений, и осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований правил и норм охраны труда с принятием необходимых мер по их устранению.
6.3. Проведение регулярных проверок предполагает:
— двухступенчатый контроль;
— оперативный контроль;
— целевые проверки;
— внеплановые проверки;
— комплексные проверки.
6.4. Контроль за состоянием охраны труда осуществляет:
— I уровень контроля – руководитель структурного подразделения Общества;
— II уровня контроля – директор Общества, заместители директора Общества, специалист по охране труда.
(ВНИМАНИЕ! Часть текста обрезана. Полный тест смотрите в исходном файле)

На этом у меня всё. До новых заметок!

Чтобы понять, как выглядит , нужно установить взаимосвязи её составных частей. Внимательно изучив вопрос, мы сами удивились, насколько элегантной получилась модель, отражающая организацию СУОТ. Взгляните!

Чем является организация системы управления охраной труда на предприятии?

По сути, является устойчивой неизменной совокупностью связей между её элементами. Если получится, попробуйте представить: положение о СУОТ определяет необходимость разработки процедуры специальной оценки условий труда, а та, в свою очередь, определяет для предприятия порядок организации предварительных и периодических медицинских осмотров. Вместе с тем процедура СУОТ (специальной оценки условий труда) тесно связана с информированием работников об их условиях труда. Изобразить такое множество взаимосвязей было бы не только сложным, но и малоэффективным. Именно поэтому перед нашими специалистами была поставлена задача описать модель, которая бы однозначно отображала взаимосвязи между элементами СУОТ. Иначе говоря, чтобы на одном простом рисунке отображалась вся

Организация системы управления охраной труда

Модель организации системы управления охраной труда построена таким образом, что каждый из элементов СУОТ находится на одном из трёх уровней, причём каждый из уровней определяется количеством взаимосвязей между элементами.

Организация системы управления охраной труда на предприятии

Так, I уровень модели (стратегический) включает в себя:>

  1. положение о системе управления охраной труда (СУОТ);
  2. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  3. управление документами СУОТ;
  4. политика работодателя в области охраны труда;
  5. распределение обязанностей по охране труда;
  6. планирование улучшений функционирования СУОТ.

II уровень модели организации системы управления охраной труда на предприятии содержит в себе процедуры:

  1. управления профессиональными рисками;
  2. планирования мероприятий по охране труда;
  3. специальной оценки условий труда;
  4. информирования работников об условиях труда.

Третий (тактический) уровень модели включает в себя:

  1. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  2. процедуру организации и проведения наблюдения за здоровьем работников;
  3. процедуру обеспечения безопасного выполнения подрядных работ;
  4. процедуру обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  5. процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
  6. процедуру обеспечения работников молоком.

Организация системы управления охраной труда на предприятии: особенности модели

Организация системы управления охраной труда на предприятии , представленная моделью, не просто удобное визуальное отображение элементов СУОТ. Элементы расположены таким образом, что:

  • чем ближе элементы к центру модели,тем более эпизодичный характер несут мероприятия, которые описаны в соответствующих процедурах. Так, медицинские обследования могут для отдельных организаций и не проводиться вовсе, тогда как специальная оценка условий труда обязательная для всех организаций, и проводится не реже, чем 1 раз в 5 лет .
  • Чем дальше элементы от центра модели, тем большим количеством взаимосвязей они обладают. Очевидное тому подтверждение — связано с каждым элементом системы, тогда как процедура выдачи СИЗ напрямую связана лишь с СОУТ и информированием работников об условиях труда.
  • В описании модели все элементы расположены последовательно и не случайно — данный порядок является рекомендованным для их разработки. Начало всему определяет положение о системе управления охраной труда и замыкает хронологию разработки системы процедуры выдачи СИЗ, обеспечения режимов труда и отдыха, обеспечения работников молоком.

Подводим итоги

Представленная в виде модели даёт возможность понять взаимосвязи между элементами системы и составить процесс проектирования СУОТ. Расположение элементов модели позволяет определить наиболее оптимальный хронологический порядок проектирования и разработки документов.

Надеемся, ещё одним вопросом про систему управления охраной труда стало меньше. Удачи в разработке!



Доверенности