Пумпянский скроет убытки «Синары» перетасовкой заводов

Приоритетными бизнес-направлениями Группы являются транспортное машиностроение, финансовые услуги, девелопмент. Численность сотрудников предприятий компании на 2013 год 8000 человек. Центральный офис Группы Синара расположен в г. Екатеринбурге.

Руководство

На июнь 2013 года:

  • Пумпянский Дмитрий Александрович – председатель Совета директоров
  • Ходоровский Михаил Яковлевич – генеральный директор

Активы

Группа Синара создана как инвестиционная компания, внедряющая современные технологии управления бизнесом, с учетом единых принципов ведения производственной, технологической, инвестиционной, социальной и информационной политик. Деятельность компании направлена на эффективные инвестиции и повышение стоимости бизнеса.

На июнь 2013 года в состав группы Синара входили:

Транспортное машиностроение

  • ОАО «Синара – Транспортные Машины» (Екатеринбург)
  • ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» (Людиново)
  • ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Екатеринбург)
  • ООО «Центр инновационного развития СТМ» (Екатеринбург)
  • ООО «СТМ-Сервис» (Екатеринбург)
  • ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения» (В. Пышма)
  • ООО «Уральские локомотивы» (В.Пышма)

Девелопмент

  • ОАО «Синара – Девелопмент» (Екатеринбург)
  • ООО «фирма «КОМ-БИЛДИНГ» (Волгоград)
  • ОАО «Уральский выставочный центр» (Екатеринбург)

Финансовые услуги

Туристический бизнес

  • ОАО «Пансионат отдыха Бургас» (Сочи)
  • ОАО «Архыз-Синара» (Карачаево-Черкесская Республика)
  • ООО «Архыз-1650» (Карачаево-Черкесская Республика)

Агробизнес

  • ОАО «Каменское» (Каменск-Уральский)

Энергетический бизнес

  • ЗАО «Синэрго» (Екатеринбург)

Показатели деятельности

По итогам деятельности Группы Синара в 2012 году выручка от реализации (без НДС) составила 53,5 млрд руб. (в 2011 г. - 20,74 млрд руб.). Размер EBITDA – 5,9 млрд руб. (в 2011 г. - 3,44 млрд руб.).

История

  • 2001 год – создание закрытого акционерного общества Группа Синара
  • 2003 год – приобретение промышленных и агроактивов
  • 2004 год – оформление Группы как диверсифицированной компании
  • 2005 год – Группа приобрела контрольные пакеты акций управляемых предприятий – оптимизация корпоративной структуры управления
  • 2006 год – реорганизация в форме слияния ЗАО "Металлпром" и ЗАО Группа "Синара", увеличение уставного капитала и активов общества
  • 2007 год – совершенствование корпоративного управления, начало структурирования активов предприятий Группы Синара по отраслевому принципу и формирование дивизиональных холдингов. ЕБРР приобрел 25,9% акций СКБ-Банка. Учреждение дивизионального холдинга ОАО «Синара – Транспортные Машины» (СТМ)
  • 2008 год – укрупнение приоритетных бизнес-направлений, вхождение в состав новых предприятий. Совместно с Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтенс (Германия) разработана Стратегия развития Группы до 2022 гг.
  • 2009 год – формирование дивизионального холдинга «Синара – Девелопмент»
  • 2010 год – создание СП с концерном «Сименс» по выпуску современного подвижного состава; начало реализации проекта по строительству крупнейшего на Урале международного выставочного центра совместно с Корпорацией развития Среднего Урала.
  • 2011 год – подписание контракта с РЖД на поставку 1200 вагонов электропоезда типа Desiro Rus («Ласточка»). Создание опытного образца тепловоза с гибридной силовой установкой SinaraHybrid. Открытие Центрального стадиона в Екатеринбурге на 27 тысяч мест

Убытки предприятий транспортно-машиностроительного сегмента группы «Синара» вынудили бизнесмена Дмитрия Пумпянского перекроить структуру управления своими активами. Теперь проблемный «Уральский дизель-моторный завод» будет более чем за 100 млн рублей управлять закредитованным «Людиновским тепловозостроительным заводом» под Калугой, который также себе в убыток выпускает маневровые тепловозы. Велика вероятность, что тепловозостроители в рамках сокращения инвестпрограммы РЖД могут и вовсе остаться без части заказов. Украинского рынка они уже лишились. Под угрозой находится и совместный проект с концерномSiemens «Уральские локомотивы». «Российским железным дорогам» дешевле заплатить неустойку за отказ от контрактов, чем обслуживать русско-немецкие электрички «Ласточка».

Владелец группы «Синара»Дмитрий Пумпянский принял решение перекроить структуру управления своим транспортно-машиностроительным бизнесом, который вместо планируемой прибыли несет группе колоссальные расходы. «В компании решили попробовать переподчинить заводы друг другу. Возможно, такая стратегия позволит вывести предприятия хотя бы в зону безубыточности. Находясь в управлении ООО «Управляющая компания «Синара – Транспортные машины» (УК «СТМ»), крупнейшие производители целого спектра тепловозов и комплектующих уже как минимум второй год генерируют убытки», – рассказал источник , знакомый с ситуацией.

Владелец группы «Синара» Дмитрий Пумпянский

Согласно информации ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» (Калужская область, также находится в управлении УК «СТМ»), 24 декабря состоится внеочередное заочное собрание акционеров компании, которым совет директоров предприятия рекомендовал досрочно прекратить полномочия УК «СТМ» в качестве единоличного исполнительного органа. Контракт, по задумке руководства компании, будет расторгнут по соглашению сторон 31 декабря 2014 года. Взамен эту функцию планируется передать ООО «Уральский дизель-моторный завод» (Екатеринбург, входит в группу «Синара»). Согласно плану, договор об управлении активом будет заключен на 2 года. В общей сложности ЛТЗ заплатит за руководство собой 124 млн рублей.

Стоит отметить, что «Людиновский тепловозостроительный завод» по итогам 2013 года получил более 200 млн рублей убытка. В текущем году дела обстоят еще хуже. По данным на январь – сентябрь 2014 года, чистый убыток ЛТЗ достиг 173 млн рублей. Новая потенциальная управляющая компания и вовсе «не вылезает из убытков». В 2013 году убыток составил 150 млн рублей, в 2012 году – порядка 100 млн. Кроме того, на людиновском заводе висит поручительство по целому ряду кредитов холдинговой структуры – «Синара – Транспортные машины». Размер обеспечения перед « Газпромбанком» и ЗАО «УК «ТРАНСФИНГРУП» превышает 5 млрд рублей. Собственный объем краткосрочной задолженности предприятия также превышает 4,2 млрд.

Но, вероятно, взятых ранее кредитов не хватает для того, чтобы полностью обеспечить производственную деятельность, так как компания рассчитывает привлечь новый двухгодичный кредит «Газпромбанка» объемом 2,5 млрд рублей. Взамен ЛТЗ готов заложить свои здания и сооружения (рыночная цена зданий – 1,119 млрд рублей), а также контракт на поставку магистральных двухсекционных тепловозов «Торговому дому СТМ» на общую сумму 5 млрд рублей. Однако, по мнению оценщиков, залоговая стоимость двухлетнего контракта между дочерними структурами группы «Синара» не превышает 2,3 млрд.

Эксперты отрасли говорят о том, что в настоящее время тепловозостроительные предприятия России испытывают определенные трудности с контрактацией. «Тепловозы, которые выпускают предприятия группы «Синара», приспособлены для работы под постоянным током на железных дорогах с колеей 1520 мм, такие пути распространены в странах бывшего СССР. Как вы понимаете, в этом году они потеряли существенный украинский рынок, который также работает на «Пространстве 1520», – пояснил собеседник издания.

Перечеркнуло перспективы поставок уральских локомотивов наУкраину . подробно рассказывала о трудностях другого актива «Синары» в связи со срывом поставок продукции на Украину. У совместного предприятия «Синары» и компанииSiemens – ООО «Уральские локомотивы» (Верхняя Пышма) – в подвешенном состоянии оказался контракт на 325 миллионов долларов. По договору с компанией «Премьер Лизинг», которая, в свою очередь, подписала соглашение с «Укрзализныцей», планировалось поставить 50 электровозов в течение 5 лет. . Контракт с «Премьер Лизингом» в промышленной группе расторгнутым не считают. Хотя надежды на украинские деньги с каждым днем в «Уральских локомотивах» становятся все призрачнее.

По мнению старшего аналитика ИФК «Метрополь»Андрея Рожкова , финансовые трудности тепловозостроителей с остановкой сотрудничества с Украиной связаны в меньшей степени.

«Дело в том, что такие предприятия большей частью контрактуются « Российскими железными дорогами» . Если учитывать это, я думаю, что ухудшения международной обстановки или волатильность на валютном рынке, как правило, на них влияют в меньшей степени», – пояснил он.

Между тем перспектив с заключением новых крупных контрактов с госмонополией не так много. «Насколько мне известно, РЖД пока еще согласовывают свою инвестпрограмму на следующий год. Сказать, какой конкретно она будет, сложно. Но велика вероятность, что компания будет сокращать свою программу, тем более что у них сейчас есть сложности с финансированием. Однако пока трудно прогнозировать, за счет чего будет сокращена программа, если это вообще произойдет. Но пока в РЖД идут разговоры о том, чтобы корректировать программу в сторону сокращения», – отметил эксперт.

Президент РФ Владимир Путин (в центре)

Стоит отметить, что в информповестке появились данные о том, что РЖД могут отказаться от покупки электропоездов «Ласточка», что принесет колоссальные проблемы «Уральским локомотивам». Еще год назад директор предприятия Александр Салтаев иДмитрий Пумпянский в красках . Но, с 1 декабря 2014 года ОАО «Российские железные дороги» исключит из обращения в Сочи и пригородах 12 электропоездов «Ласточка». Во время и после Олимпиады «Ласточек» было на сети 80, осенью больше половины отменили, с 1 декабря останется всего 22 электропоезда. По данным федеральных СМИ, убытки от перевозки «Ласточками» в Сочи с марта по ноябрь монополия оценила более чем в 1 млрд рублей. Компенсировать их должен краевой бюджет, но у него на эти цели просто нет средств.

Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин (слева) и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович (справа)

Напомним, в 2011 году РЖД подписали с «C инарой» иSiemens контракт на поставку 1200 вагонов «Ласточек» (240 поездов) за 2,1 млрд евро. Согласно этому контракту, до 2020 года количество электропоездов в парке госмонополии должно достигнуть 294 штук (1470 вагонов), первые поезда, произведенные на уральской площадке, должны быть отгружены весной 2015 года. По подсчетам источника газеты «Ведомости», в случае поставки 1200 вагонов убытки РЖД составят от 6 до 14 млрд рублей в год. Убытки «Росжелдорог» за 15 лет могут достигнуть 550-130 млрд рублей, а в случае расторжения контракта потери за 15 лет составят лишь 50 млрд рублей.

«На сегодняшний день вероятность того, что РЖД откажутся от этого подвижного состава, и вероятность обратного равны. Пока решение не принято. Вместе с тем, учитывая необходимость повышения качества обслуживания перевозок и увеличение их скорости, было бы логично сохранить закупки этих поездов, но при этом постараться принять меры по повышению эффективности их использования и снижению их закупочной стоимости. В первом случае речь может идти об организации на них межрегиональных перевозок, так как они стоят дороже, а технические и потребительские характеристики «Ласточки» позволяют их осуществлять. Во втором же случае необходимо ускорить локализацию производства, что может позволить снизить цену, а также сократить расходы на техобслуживание и эксплуатацию их уже в парке РЖД», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»Дмитрий Баранов .

Аналитик уверен, что шансы на «спасение» «Ласточек» все же есть. Проект, куда стянуты существенные средства и тысячи людей, возможно сохранить при кардинальном изменении ряда параметров. Для собственников это обойдется дешевле, чем полное закрытие. Эксперты отрасли сходятся во мнении, что в настоящее время машиностроительный бизнес для группы «Синара» является самым проблемным и низкорентабельным. «Велика вероятность, что скороПумпянский попробует выбить у федеральных властей льготы для своих заводов», – считает один из собеседников издания.



Доверенности