Система стандартизации в рф является. Система стандартизации в российской федерации. И направления ее реформирования

Деятельность по стандартизации осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация в России осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • технической и информационной совместимости;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

К документам в области стандартизации относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации :

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта всем заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Проект национального стандарта передается разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное заключение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

С переходом к рынку изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работ по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

Государственные стандарты РФ (ГОСТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ);

Технические условия (ТУ);

Стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;

Стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

Государственная система стандартизации регламентирует процессы построения, изложения, и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ Р 1.0-92 Г.С.С. РФ. Основные положения;

2) ГОСТ Р 1.2-92 Г.С.С. РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3-92 Г.С.С. РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

4) ГОСТ Р. 1.4-92 Г.С.С. РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ Р. 1.5-92. Г.С.С. РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Существующая система стандартов преследует правовые и социально-экономические цеди. Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции. В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов. Немаловажное значение имеет и дальнейшее развитие комплексности, которая предусматривает охват всех стадий производства, процессов и услуг системой стандартов в целях обеспечения стабильного выпуска продукции заранее определенного уровня качества.

Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

Значительно расширить круг заказчиков и потенциальных пользователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

Превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

Стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

Превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

Создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

Система стандартов ТПП России представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, применяемых территориальными ТПП, руководящими органами и подразделениями центрального аппарата ТПП России, а также предприятиями и объединениями, входящими в структуру ТПП России в целях наиболее полного и качественного выполнения своих уставных задач.

Основными задачами формирования системы являются:

– обеспечение взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между всеми сторонами–участниками работ, относящихся к уставной деятельности ТПП России;

– установление оптимальных требований к важнейшим составляющим процессов различного вида работ (услуг), выполняемых торгово-промышленными палатами, а также их результатам в интересах заказчиков и государства в целом;

– унификация требований к составу и формам представления документов, отражающих результаты экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;

– установление требований по обеспечению единства, достоверности и воспроизводимости измерений, осуществляемых в процессе экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;

– формирование нормативной базы системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

– формирование эффективной системы информации (баз данных и знаний) для оперативного предоставления членам ТПП России информации, необходимой для обеспечения предпринимательской деятельности, а также распространения среди населения, субъектов хозяйственной деятельности, органов государственного управления информации о целях, методах и формах работы ТПП России;

– содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации.

Правовой базой стандартизации ТПП России является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников предпринимательской деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.

Система предусматривает разработку нормативных документов ТПП России с учетом принципов, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами и стандартами промышленно развитых зарубежных стран.

В нормативных документах ТПП России своевременно проводится замена устаревших положений и требований путем периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям и передовому опыту. В настоящее время в ТПП РФ действует свыше 200 СТО ТПП, их перечень ежегодно пополняется.

В настоящее время в ТПП РФ реализуется проект «Дайджест СТО ТПП РФ» . Формат дайджеста удобен для ознакомления с основными новостями стандартизации ТПП России. Цель создания данного информационного продукта - ознакомление экспертов торгово-промышленных палат, их экспертных организаций с фондом стандартов системы стандартизации «ТПП Эксперт» Торгово-промышленной палаты России. Дайджест содержит информацию об авторах, объеме, области применения и содержании стандартов. Весь информационный материал объединен в тематические группы в соответствии со структурой системы стандартизации «ТПП Эксперт».

В Российской Федерации действует Государственная система стандартизации (ГСС), в которую входят все действующие на данный момент стандарты, органы и организации стандартизации.

ГОСТ Р - государственные стандарты, действующие на территории Российской Федерации.

ОСТ - отраслевые стандарты, распространяющиеся на область, являющейся отраслью производства определенного вида продукции.

СТП - стандарты предприятий.

СТО - стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги межотраслевого производства или применения, а также на конкретную продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции этим требованиям подтверждается обязательной сертификацией продукции.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам обязательны для субъектов хозяйственной деятельности, если они подтверждены договором или технической документацией изготовителя продукции. Соответствие продукции этим требованиям может подтверждаться добровольной сертификацией продукции.

Соответствие продукции требованиям государственных стандартов может удостоверяться путем маркировки продукции знаком соответствия государственным стандартам.

Субъекты хозяйственной деятельности, получившие лицензии на маркирование продукции знаком соответствия, а также сама продукция, маркированная этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Государственные стандарты принимает Госстандарт РФ, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой РФ).

Требования, устанавливаемые в государственных стандартах, могут быть как обязательными, так и рекомендательными. В этом заключается одно из принципиальных отличий стандартизации в России от стандартизации в Советском Союзе, где обязательными были все требования государственных стандартов.

Обязательные требования подлежат неукоснительному соблюдению всеми без исключения органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требованиям государственных стандартов. Законом РФ «О стандартизации» и ГОСТ Р 1.0-92 к обязательным отнесены:

требования, содержащиеся в стандарте и обеспечивающие

  • 1. безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственную безопасность и санитарные нормы;
  • 2. техническую и информационную совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • 3. единство методов контроля и единство маркировки.
  • 4. любые требования, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Отраслевые стандарты (стандарты отраслей) устанавливаются на продукцию отраслевого производства или применения, а также на конкретную продукцию, закрепленную за соответствующим ведомством (министерством). ОСТы обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также предприятий других отраслей, применяющих эту продукцию. Отраслевые стандарты устанавливают дополнительные требования, отсутствующие в ГОСТах, которые необходимы для разработки, производства и эксплуатации продукции межотраслевого применения. ОСТы разрабатываются на отдельные потребительские товары, а также на сырье и полуфабрикаты, применяемые в отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно в целях совершенствования организации и управления производством, технологических процессов, технологической оснастки.

Требования СТП обязательны для соблюдения другими субъектами хозяйственной деятельности, если это оговорено договором.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

В зависимости от особенностей объекта стандартизации и предъявляемых к нему требований стандарты можно разделить на следующие виды:

  • · стандарты основополагающие;
  • · стандарты на продукцию, услуги;
  • · стандарты на процессы;
  • · стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования.

Объектами стандартизации здесь являются термины и определения, обозначения, общие требования и нормы, методы, размерные и параметрические ряды по основным характеристикам, общие потребительские характеристики продукции при ее изготовлении, поставке и эксплуатации.

К этому виду относятся и стандарты на системы управления качеством продукции, являющиеся организационно-методическими нормативными документами. ГОСТы устанавливают общие требования к разработке, организации и функционированию таких систем. СТП определяют особые условия деятельности предприятия, особенности продукции и технологии ее изготовления, организации производства и управления им.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Эти стандарты содержат нормы и требования для параметров конкретной продукции в зависимости от ее вида и назначения (для прочности, термостойкости, надежности, безопасности и т.д.), данные о форме и размерах готовых изделий или отдельных частей и деталей, химический состав материалов, номенклатуру марок, особенности конструктивного исполнения и основные размеры определенной группы изделий в целях их унификации и обеспечения взаимозаменяемости.

Стандарты на процессы устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

В том числе эти стандарты устанавливают требования к маркировке товаров в целях информации покупателя об их особенностях, требования к упаковке, условиям транспортирования и хранения, обеспечивающим сохранение качества товара.

Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Эти стандарты регламентируют методику определения показателей свойств товара. В них указываются правила и методы отбора проб, подготовки их к испытанию и проведения испытаний, правила обработки результатов испытаний. Все это позволяет обеспечить объективность и сопоставимость результатов испытаний.

По территориальному признаку все стандарты можно разделить по следующим категориям:

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Таковыми являются неправительственные организации ИСО (Международная организация по стандартизации) и МЭК (Международная электротехническая комиссия). Поэтому статус стандартов, принятых для применения в странах - членах ИСО и МЭК, добровольный.

Региональный стандарт - стандарт, принятый международной региональной организацией по стандартизации. Например, в рамках Европейского Экономического Союза (ЕЭС) существуют межправительственные организации CEN (Европейский комитет по стандартизации), CENELEC (Европейский комитет электротехнической стандартизации), ETSI (Европейский институт телекоммуникационных стандартов). Разработанные под их руководством и утвержденные ими стандарты имеют обязательный статус для стран-членов ЕЭС.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации. Таковыми являются, например, государственные стандарты Украины (ДСУ), Германии (DIN), Российской Федерации (ГОСТ Р).

Данные категории стандартов принято применять в международной практике. Стандарт имеет распространение в пределах компетенции органа стандартизации. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и Госстрой России.

Конкурентоспособность продукции

Важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью продукции понимается ее способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени по показателям качества и затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию (или потребление) данной продукции.

Таким образом, наряду с качеством к составляющим элементам конкурентоспособности относятся также затраты потребителя на приобретение и эксплуатацию (потребление) данной продукции, которые определяются как цена потребления данной продукции. Конкурентоспособность товара является более широким понятием, чем конкурентоспособность продукции, поскольку включает также показатели, характеризующие условия реализации товара на рынке (например, коммерческие условия контрактов, уровень сервисного обслуживания и т.д.).

Цена потребления рассчитывается на основе экономических показателей, характеризующих цену продажи товара и эксплуатационные расходы на весь срок службы изделия (или потребления изделия).

В основе определения интегрального показателя конкурентоспособности изделия лежит соотношение суммарного полезного эффекта, рассчитанного как сводный параметрический индекс по показателям качества или технического уровня, и полных затрат на приобретение и использование изделия, рассчитанных как сводный параметрический индекс по цене потребления.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов, и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством, и базируется на следующих ведущих направлениях: обеспечении качества, управлении качеством, улучшении качества.

Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Управление качеством включает методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления и совершенствования элементов производства и системы качества.

Деятельность по созданию систем качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000 должна включать следующие этапы:

I. Анализ организационных и технико-экономических условий внедрения МС ИСО серии 9000.



II. Выбор МС ИСО серии 9000.

III. Разработка предложений по организации работы в области формирования и функционирования системы качества в соответствии с выбранным МС ИСО серии 9000.

IV. Документальное оформление системы качества предприятия на основе МС ИСО серии 9000.

V. Разработка и реализация программы проведения внутреннего аудита (внутренней проверки) системы качества предприятия и мер корректирующего воздействия в соответствии с результатами проведенной проверки.

Предприятие, исходя из политики в области качества, базируясь на данных проведенного исследования и руководствуясь критериями по выбору и применению стандартов МС ИСО 9001 - 9003, которые различаются полнотой требований к системе, осуществляет выбор одного из них. Самый полный стандарт 9001 охватывает все стадии от проектирования до поставки продукции, МС 9002 включает стадии производства и монтажа, стандарт 9003 регламентирует деятельность, связанную с техническим контролем и испытаниями готовых изделий.

Стандартизация в системе обеспечения качества

Правовой статус государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяется Законом "О стандартизации" 1993 г. В соответствии с этим законом стандартизация представляет собой деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

единства измерений;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в Российской Федерации является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В РФ сформирована Государственная система стандартизации (ГСС РФ). Она построена на единых для всей страны организационно-технических правилах проведения работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Основными нормативными документами по стандартизации являются

· государственные стандарты РФ - ГОСТ-Р;

·общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;

· стандарты отраслей - ОСТ;

· стандарты предприятий - СТП;

· стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

4. Сертификация продукции и систем качества

В условиях рыночной экономики, возрастающей роли неценовой конкуренции на товарном рынке потенциальные потребители становятся все более требовательны к качеству продукции и услуг, информация о которых должна быть объективной и достоверной. Определенные гарантии потребителю в области качества продукции дает сертификация.

Сертификация продукции (услуг) представляет собой деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Кроме сертификации продукции (услуг) в международной практике широкое распространение получила сертификация систем качества предприятий.

В международной и российской практике различают обязательную и добровольную сертификацию . Обязательная сертификация , осуществляется в соответствии с национальными законодательствами стран и, как правило, преследует цели защиты безопасности жизни, здоровья, имущества потребителя продукции (услуг) и охраны окружающей среды. Добровольная сертификация осуществляется по желанию изготовителя (продавца) продукции и направлена, главным образом, на повышение конкурентоспособности продукции и предприятия.

Законодательную основу сертификации в Российской Федерации составляют Законы РФ "О защите прав потребителей" 1992 г. и "О сертификации продукции и услуг". В соответствии с этими и другими документами создана Государственная система сертификации ГОСТ Р.

Тема 4.5 Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия



Онлайн калькуляторы