Разница между навыком и умением. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов…

Вы постоянно слышите и читаете слова "знание, умение, навык ".
А что это такое?
И в чем разница?
Это очень важный момент. Если в этом не разобраться, можно очень долго заниматься не тем, чем надо, и удивляться, почему результат совершенно не такой, как планировался.
Если Вам не хочется исследовать научную аргументацию - просто посмотрите "Волшебную таблицу" и перестройте свои занятия!
Если хотите разобраться поглубже - пойдём дальше.
Для начала посмотрим на классические определения и согласуем терминологию.
Потому что даже в среде профессиональных психологов, педагогов и методистов не всегда имеется общее мнение по этому поводу.
Например, одни считают умение недотренированным навыком, каким-то промежуточным звеном на пути к навыку.
Другие считают умение высшей стадией, объединяющей несколько простых навыков под управлением знания.
Третьи такой уровень просто называют знанием...
А в английском языке вообще нет такого слова, как "умею" и "умение"...
Кто же прав?
А все по-своему правы, это достаточно близкие слова, многозначные и многоуровневые, и нужно просто точно договориться о смыслах.

Информация —

  1. любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов;
  2. уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений.
Знание -
  1. обладание информацией;
  2. форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Творческое, динамическое измерение сознания.
Умение -
  1. способность выполнять какое либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности;
  2. освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Навык -
  • действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Мастерство -
  • способность качественно выполнять работу в определенной сфере деятельности. Высший уровень профессиональных умений в какой-либо области.
Вооружившись определениями, начнем наше исследование.
Любое действие человека, начиная от почесывания носа и заканчивая сложнейшей операцией хирурга, с точки зрения физиологии это серия нейронных импульсов в мозгу, вызвавшая движения, из которых сложилось это действие.
И языковое действие ничем не отличается от других. Это программа движения органов речи, закодированная в нейронных импульсах.
Эти импульсы приводят к рефлекторным сокращениям мышщ, (уровень Р0 на модели), из которых складываются микродвижения органов речи (уровень Н1).
Различные сочетания микродвижений приводят к произношению звуков и звукосочетаний(уровень Н2). Звуков в английском языке около 50 (44-52 по разным классификациям), а возможных сочетаний около 1000.
Из звуков складываются слова (уровень Н3). Слов в английском языке около миллиона, а с учетом морфологии - десятки миллионов словоформ.
Из слов складываются фразы или предложения - основные носители смыслов (уровень Н4). Их количество по сути бесконечно, но все они укладываются в несколько тысяч стандартных грамматических форм.
Наборы всех возможных фраз, которые человек может понять, сказать, прочитать, написать, и составляют основные языковые навыки . (уровень Н5)
Эти навыки образуют главные практические умения - мыслить и общаться (уровень Н6). Т.е. превращать смыслы, находящиеся в сознании, в языковые знаки, для себя и для других.
Мы видим, что каждый навык всегда состоит из навыков более низкого уровня. На самом нижнем уровне находятся элементарные двигательные рефлексы, на верхнем - высокоорганизованные формы поведения.
На многие навыки может быть направлено сознательное внимание, и некоторые из них могут быть поставлены под сознательный контроль. Такое объединение называется умением и может быть изменено и подстроено под конкретную ситуацию. Многократное повторение этого умения снова превращает его в навык, но уже следующего уровня, более сложный.
Начальную свернутую форму такого умения и будем называть знанием.
Итак, договоримся называть знанием - усвоенную информацию о способе выполнении действия, образовавшуюся в результате как минимум одного успешного выполнения этого действия.
Если человек получил информацию, но не усвоил ее путем практического применения, её так и нужно называть - информация. Но не знание.
Если Вы узнали, как что-то делать, но не попробовали это сделать - это не знание, это иллюзия. В большинстве случаев эта информация неполная, не усвоенная и не понятая до конца.
Кроме того, информация очень неустойчива и очень быстро забывается. По данным Эбингауза, через час в памяти остается меньше половины запомненной информации (а запомнить можно очень мало - объем оперативной памяти подчиняется числу Миллера 7+/-2)
Момент истины наступает при попытке выполнить действие. Если действие получилось правильно - значит информация усвоена и у Вас есть настоящее знание. Если не получается - нужно искать пропущенное или не понятое звено. Причем оно может быть далеко на нижних уровнях навыка.
Выполнение на уровне тела подкрепляет информацию движением и укрепляет знание. Время хранения знания - это уже дни, а не часы.
Многократное повторение действия улучшает и тренирует умение согласно теории обучаемости (Learning curve)
<Как измерить навык? Кривая обучаемости.> (статья under construction)
И в конце концов умение автоматизируется и превращается в навык - то, что представляет главную ценность и к чему нужно стремиться.
Почему навык так ценен?
Потому что только навыки можно объединять в умения следующего уровня.
Сознание в нас только одно, и в один момент времени можно пользоваться только одним умением.
Чем больше у Вас знаний и умений, тем тяжелее ими пользоваться , тем медленнее и труднее Ваши действия.
И только навыки могут объединяться в любом количестве в умение самого высокого уровня и дают возможность пользоваться им свободно и легко!
Если есть навык, все делается легко, быстро и красиво.
Если хотя бы одно умение недотренировано - оно требует внимания, и всё действие разваливается. Теперь у Вас в сознании не цель действия, а контроль за умением.
Когда Вы думаете, как произнести звук, какое подобрать слово, по какому правилу их сложить - Вы не можете думать о том, что сказать и что это значит.
А значит не можете ни думать, ни говорить на языке!
Сознание только одно!
Поэтому если внимание на нижнем уровне - умение более высокого уровня принципиально недоступно!
Это очень важно!
Хотите превратить свои знания и умения в устойчивые навыки -

Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.

Из чего выбрать

Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:

  • навыки межличностного делового общения;
  • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
  • внимание к различным нюансам и деталям;
  • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
  • умение проявлять гибкость;
  • навыки управления проектами;
  • деловое лидерство.

Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.

Умения лидеров

В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.

В качестве навыков можно указать такие умения:

  • разрешать конфликтные ситуации;
  • планировать и оптимально организовать рабочий процесс;
  • принимать решения и за их результаты отвечать самостоятельно;
  • критически мыслить;
  • эффективно управлять временем и людьми, находящимися в подчинении;
  • применять мотивационные программы;
  • стратегически и творчески мыслить;
  • вести переговоры;
  • коммуникативные навыки, умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.

Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.

Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.

Профессии связанные с общением

Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:

  • умение управлять временем;
  • опыт личностного общения и успешных продаж;
  • грамотная устная речь, хорошо поставленный голос, необходимая дикция;
  • творческий подход к продажам;
  • умение слушать, давать компетентные советы, находить подход к клиентам;
  • способность быстро обучаться и легко воспринимать крупные объемы информации;
  • навыки обслуживания людей, умение проявлять тактичность и толерантность.

Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:

  • владение английским, итальянским, французским или другим языком;
  • уверенное пользование ПК, знание программ MS Office;
  • навыки деловой переписки, в том числе и на иностранном языке;
  • умение проявлять внимание, заинтересованность, дружелюбие.

А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:

  • мотивированность на результат обучения;
  • высокая энергичность и инициативность;
  • умение сконцентрировать внимание группы людей и удерживать его определенное время;
  • наработанные навыки терпения и гибкости, которые необходимо проявлять при общении с обучаемыми;
  • умение планировать и грамотно организовывать рабочий процесс.

Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.

Иные варианты

Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:

  • проводить диагностику профессионального оборудования;
  • мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
  • владеть техническим английским;
  • работать с крупными объемами информации.

По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.

Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:

  • уметь аналитически мыслить;
  • организовать работу на закрепленном участке;
  • анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
  • грамотно планировать;
  • уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
  • правильно расставлять приоритеты;
  • уметь работать с большим количеством документов;
  • уметь выделять первостепенные задачи;
  • обладать навыками работы с контролирующими органами.

К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:

  • знание законодательства, принципов работы судебной системы;
  • умение составлять документы, договоры;
  • навыки анализа правовых документов;
  • возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
  • знание компьютера, программ MS Office;
  • коммуникативные навыки;
  • умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
  • многовекторность (умение работать в разных направлениях);
  • навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
  • способность работать с документами;
  • умение организовывать работу и планировать выполнение задач.

В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.

Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?

Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки. Они приходят с опытом и совершенствованием необходимых навыков. Различие между умениями и навыками отражает степень овладения конкретными действиями, необходимыми, чтобы справиться с поставленной задачей.

Определение

Умение – реализация способности осмысленно выполнять какую-либо работу, требующую теоретических знаний и практических навыков.

Навык – это сочетание стереотипных физических действий и мыслительных операций, которые выполняются в необходимой последовательности как часть определенного вида работы.

Сравнение

Навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, которые фиксируются в памяти на осязательном и мышечном уровне. Со временем их выполнение становится автоматическим и не требует дополнительной фиксации внимания.

Например, навыки чтения заключаются в способности распознавать языковые символы, вслух или молча воспроизводить состоящие из них слова, соединять минимальные фрагменты текста в предложения, фразы или высказывания и понимать смысл прочитанного. Обладающему такими навыками человеку не требуется каждый раз воспроизводить в памяти весь алфавит, вспоминать значение каждого слова и задумываться о правильном ударении. В его непосредственном опыте уже сложился алгоритм согласованных действий, связанных с техникой чтения.

Умение – более сложное понятие. Оно сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным или профессиональным опытом способы действия. Умение складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.

Уметь читать – значит не только владеть техникой чтения, но и воспринимать сложные формы выражения авторской мысли, понимать метафорические образы и аллегории, интерпретировать содержание в соответствии с его идеей.

Если действие переходит в навык, оно становится не целью, а способом выполнения работы. Умение характеризует качество этого выполнения.

Выводы сайт

  1. Навык является закрепленным в сознании и автоматически выполняемым действием. Умение – это ряд выполняемых определенным способом действий, которые приводят к качественному результату работы.
  2. Навык приобретается при многократном повторении каких-либо операций. Умение формируется как устойчивое сочетание осознанной цели действий и применения необходимых для ее достижения навыков.
  3. Навык – начальная стадия овладения физическими упражнениями, трудовыми действиями и способами мышления. Умение – более высокий уровень выполнения действий, направленных на реализацию многоуровневых задач профессионального, интеллектуального или творческого плана.
  4. Приобретенный навык не требует концентрации внимания. Умение предполагает постоянное переключение внимания с одного вида выполняемых действий на другой.
  5. Навыки являются составной частью умений. Умение можно рассматривать как обобщенное понятие по отношению к навыкам.

Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определœенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Οʜᴎ обнаруживаются в быстроте, глубинœе и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, предопределяющими возможность их приобретения.

Зна́ние - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык - деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

При наличии способностей и при недостатке знаний, умений и навыков человек может вполне самостоятельно приобрести необходимые знания, умения и навыки. При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определœенными знаниями, умениями или навыками. У человека бывают способности, но при этом ему может недоставать знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности. Напротив, человек может иметь некоторые знания, умения и навыки в какой-либо области, но не иметь способностей, тогда он не сможет в полной мере применить эти знания, умения и навыки для успешного выполнения деятельности. Соответствующие знания, умения и навыки человек может получить не благодаря своим способностям, а лишь вследствие того, что у него были хорошие учителя, что его долгое время упорно и настойчиво заставляли чему-то учиться. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся. Способности - качества, благодаря которым человек может быстро и легко приобретать соответствующие знания, с успехом их применять при выполнении какой-либо деятельности.

Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками." 2017, 2018.

Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки».

Таким образом, сформированное умение или навык представляет собой действие, которое выполняется конкретным способом и с определенным качеством.

Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. УМЕНИЯ - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. УМЕНИЯ - освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения говорить - Умения говорить, важны практически для всех сфер деятельности человека.

Знания, умения, навыки, в чем разница?

Любой процесс обучения направлен на усвоение какой-то информации, которая в итоге станет умением, навыком или знанием. Умения это более сложное понятие, которое указывает на совместное применение знаний и навыков для реализации конкретной задачи. Умения приобретаются тоже со временем и подразумевают применение теоретических знаний на практике при уже выработанных навыках. Таким образом, если отработать некое действие до уровня навыков, можно механически осуществлять действие, а при этом работать над получением новых знаний, которые потом превратятся в навыки и умения.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. В каком-то смысле знания — это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Знания, умения и навыки — это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности.

Разница между умением и навыком

Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки.

Умение - способ, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Мы видим, что умение включает в себя навыки, а наличие навыка лишь упрощает получение новых умений. Есть три области приложения при обучении, поэтому в терминах они рядом. Знания, умения, навыки. Знания — информация о процессах и не только, умения — способность производить практические операции, навык — ловкость, мастерство, автоматизм в этих операциях.

Между терминами «навык» и «умение» в игре есть разница. Умение начинает действовать сразу после его изучения и постепенно становится всё более эффективным. Оно реально не улучшает то что я понимаю под всякими «братство», лампочка» и тп., либо улучшит? Бесполезная хрень. Ибо как такое повторяется регулярно, причем в обе стороны.» (с) Рядовой игрок про «Оленемер».

При отсутствии же способностей и наличии знаний, умений и навыков человек будет не в состоянии приобретать новые знания, умения или навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав развитых способностей человека, однако способности не обязательно сочетаются с определœенными знаниями, умениями или навыками. Хотя знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения некоторой деятельности, входят в структуру способностей, но сами способности к ним, очевидно, не сводятся.



Онлайн калькуляторы