Отношение к жизни и её многогранные аспекты — какой твой выбор? Позитивное отношение к жизни

1 682

Оптимизм и позитивный настрой являются главными причинами многих положительных преимуществ в жизни, таких как благополучие и счастье. Люди с позитивным мышлением, как известно, более успешные, чем другие, потому что они видят проблемы и неудачи, как возможность для продвижения своих знаний, так как эти люди способны учиться на своих ошибках.

Отношение к жизни представляет собой состояние ума, которое включает в себя убеждения и чувства, которые влияют на наше поведение и решения, которые мы принимаем. Позитивный настрой позволяет людям быть в очень оптимистическом состоянии души. Это самая сильная вера оптимистов, что хорошие вещи будут происходить в будущей жизни, как это случилось в прошлом. Человек с позитивным мышлением может списать негативные события как инцидент и принять шанс учиться на своих ошибках, чтобы избежать этих плохих событий в будущем.

Даже если вы были очень пессимистическим человеком с негативным мышлением, вы все еще можете изменить образ мышления и развить позитивный настрой. Все что вам нужно – это терпение и много практики.

1. Выявите негативные мышление и измените свои привычки

Самый первый шаг на пути к более положительному настрою и оптимистичным мыслям - это выявление ваших негативных мыслей. Вы должны знать, что можете полностью управлять своим мышлением. Пессимистическое мышление - это всего лишь отрицательная привычка, которая была разработана в течение многих лет. Но любая негативная привычка может быть изменена на более позитивную. Вы можете изменить свои негативные привычки, выработать положительное отношение следующей техникой:

Когда вы замечаете, что думаете в негативном ключе о предстоящих событиях в будущем, вы должны немедленно прекратить эту мысль.
Не позволяйте себе быть под влиянием своих страхов и тревог, которые вызвали негативные мысли.

Допустим, вы обнаружили следующие отрицательные мысли:

“Я, безусловно, не сдам экзамен по математике.”

Затем начните информировать себя о фактах теста:

“Это просто экзамен. Это не тест моей жизни или здоровья. Я тренировался и учился много для этого экзамена. Я хорошо подготовлен.”

“Экзамен по математике – это мой личный шанс применить все знания, которые я получил по этой теме. Я прослежу, чтобы вознаградить себя за все усилия, которые я провел для того, чтобы получить хорошую отметку по этому предмету. Я преуспею в этом тесте!”

2. Укрепите позитивное отношение мощными позитивными утверждениями

Вы также можете укрепить свой позитивный настрой, применяя

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • объект, предмет, категории, основные законы эстетики как науки;
  • содержание категорий "прекрасное", "совершенное", "безобразное";
  • содержание и этапы развития эстетики как науки;
  • выдающихся представителей эстетической мысли;
  • смысл эстетического идеала;
  • эстетические аспекты в жизни и деятельности человека, в том числе и таких специалистов, как юристы;

уметь

  • осмысливать суть прекрасного и безобразного в деятельности юриста;
  • применять полученные знания для выявления совершенного в юридической практике;
  • самостоятельно изучать и анализировать проблемы прекрасного и безобразного в юридической практике;
  • анализировать возможности проявления эстетического идеала в юридической практике;

владеть навыками

  • разрешения противоречий юридической практики на основе использования знаний эстетики;
  • использования положений эстетики в выявлении сути и содержания правонарушений;
  • определения мировоззренческой роли эстетических знаний в области юриспруденции и подготовки юристов, отвечающих требованиям современного этапа развития страны;
  • использования эстетических знаний в аргументации и принятия квалифицированных решений в юридической деятельности;
  • включения эстетических ценностей в формирование личности юриста.

Прекрасное и возвышенное в жизни человека

В реальной жизни, даже не вполне сознавая этого, мы постоянно обращаем свой взор к прекрасному, возвышенному , совершенному. Это может относиться к внешнему виду оппонентов, интерьеру помещений и другим аспектам бытия человека. Дело в том, что эстетическое в той или иной степени касается всех сфер жизнедеятельности человека и напрямую относится к профессиональной деятельности юриста. Речь в данном случае идет как о формах, средствах, способах этой деятельности, так и о самих

субъектах последней. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое имплицитно включены в эстетическую культуру юриста, которая исследуется наукой эстетикой.

Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая два взаимосвязанных феномена: эстетическое как результат творчества, отражающий ценностное отношение человека к миру, и сам процесс творчества, создающий совершенное, прекрасное, возвышенное (рис. 14.1).

Рис. 14.1.

Следует отметить, что длительный процесс развития эстетической мысли, который обусловливался как объективными условиями бытия людей, так и субъективными факторами, связанными с идеями настоящего и будущего человека и человечества, абсолютизировал каждый из этих феноменов, то устанавливая между ними связи, то трактуя их существующими независимо друг от друга.

Эстетическая мысль зародилась в глубочайшей древности, в мифологическом сознании первых представителей рода человеческого. Анализ мифов разных народов убедительно свидетельствует о том, что стремление людей осмыслить и создать прекрасное, совершенное сопровождало их жизнь постоянно. Данное стремление нашло отражение в различных видах искусств, в тех произведениях "второй природы", которую оставили наши предки.

История эстетики как учения началась лишь с формированием научно- теоретической мысли. Первый ее этап продлился в Европе до середины XVIII в. Развитие эстетических воззрений на Востоке шло несколько другим путем и базировалось на установке гармонии природы и человека, в то время как в Европе во главу угла был поставлен человек. В философии Древнего Китая и Древней Индии были созданы концептуальные схемы, которые не позволяют разделять результат творчества и сам процесс. Мы будем рассматривать развитие европейских эстетических воззрений, оказавшихся более близкими нашей культуре.

На первом этапе осмысления прекрасного, совершенного в античной Греции были сформулированы некоторые их критерии. Они дошли до наших дней, не потеряв актуальности. Например, пропорции высоты колонн и их диаметра принимались как совершенные, если их соотношение составляло число "7".

В период Средневековья оценки прекрасного носили в основном спиритуалистический характер, а структура искусства трактовалась в символическом духе. Только в период эпохи Возрождения эстетическая мысль освободилась от теологических канонов и стала принимать содержание, вид и форму именно гуманистических воззрений. В ней начали утверждаться рационально обоснованные ценности. Правда, при этом в эстетических воззрениях исчезал философский подход, и это продолжалось примерно до первой половины XVIII в. Идеология Просвещения придала особую остроту и размах процессу теоретического, но не философского осмысления новых путей развития искусства, породив движение, которое именовалось "просветительская эстетика". С данным движением была связана постановка проблемы эстетического вкуса и рассмотрение возможностей ее разрешения. Здесь навстречу искусствоведческой мысли стала двигаться философская мысль. В философию начали включать эстетическую проблематику.

В середине XVIII в. А. Баумгартен доказал необходимость выделения самостоятельного раздела философии, который существовал бы наряду с логикой и этикой. Он же назвал этот раздел "Эстетика", обозначив его как "теорию чувственного познания". Разработка эстетики в конечном итоге воплотилась в создании цельного, взаимосвязанного учения о прекрасном, об искусстве в целом. А. Баумгартен назвал красоту совершенством чувственного познания, а искусство - воплощением красоты. Так начался второй этап развития эстетики, который завершил Г. Гегель, па основе диалектического подхода построивший грандиозную эстетическую концепцию, где теоретический анализ художественной деятельности человека был органически соединен с историческим. Данная концепция основывалась на идеалистическом мировоззрении.

После Г. Гегеля, внесшего свой вклад в философско-эстетические воззрения но созданию и оценке прекрасного, началась острая борьба различных методологических и идеологических подходов-ориентаций. С этого момента начался третий этап в развитии эстетики, характеризуемый тем, что развитие эстетической мысли в XIX-XX вв. предопределялось видами и формами самих философских учений. В качестве последних выступали разные формы объективного и субъективного идеализма, интуитивизма, виды антропологического материализма, феноменологии и экзистенциализма. Появился ряд эстетических воззрений, которые основывались на достижениях конкретных наук. Как результат, возникли психологическая эстетика, физиологическая эстетика, психоаналитическая эстетика, искусствоведческая эстетика, социологическая эстетика, семиотическая эстетика, математическая эстетика и т.д.

Сформировалась в это время и диалектико-материалистическая концепция эстетики, которая принципиально отличалась от всех других направлений эстетической мысли того времени тем, что в ней формулирование взглядов на прекрасное, совершенное, возвышенное базировалось на общественной практике, признании объективных закономерностей развития мира и тех ценностях, которые обеспечивают прогрессивное развитие человечества вообще. Данная концепция обосновывала мысль о том, что только в общественном труде формируется неизвестная никому, кроме человека, способность созидать но канонам красоты и совершенства и ко всему подходить с эстетической мерой. Таким образом, только в практически-преобразовательной деятельности человек начинает выявлять разнообразные эстетические ценности, которые отражаются в соответствующих категориях: "красота и величие", "гармония и драматизм", "трагизм и комизм".

Категории эстетики как науки разрабатывались и утверждались по мере развития общественной практики и совершенствования эстетического отношения людей к миру но мере освоения человечеством мира по законам красоты. Их можно разделить на четыре типа: 1) категории эстетики, которые характеризуют сам процесс творчества, создание феноменов бытия, обладающих эстетической ценностью; 2) категории эстетики, которые выражают наиболее значимые стороны эстетического отношения человека к реальному миру, созданному им самим в процессе труда; 3) категории эстетики, которые отражают специфику социальной ситуации, где происходит выявление эстетических ценностей; 4) категории эстетики, отражающие уровень эстетического познания действительности.

К основным "парным" категориям эстетики относятся следующие: а) "прекрасное и безобразное"; б) "трагическое и комическое"; в) "возвышенное и низменное". В контексте данных категорий каждый человек не только формируется, но и получает с определенным их учетом результаты своего труда.

Высшей эстетической ценностью является прекрасное. Секрет красоты - это секрет жизни. Разгадать его - значит понять истоки человеческого бытия. Над этой загадкой человечество размышляет уже на протяжении более 25 веков. Очевидно только одно: прекрасное рождается тогда, когда формы результата творчества совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.

Содержание категории "прекрасное" трудно определимо, ибо все, что понимается под ней, следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет и явление обладает формальными признаками, которые могут сделать их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно, выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы, обладающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В связи с этим необходимо сопоставить категории "прекрасное" и "красивое".

С древнейших времен категории "прекрасное" и "красота" употреблялись в контексте космологии, метафизики, богословия как синонимы. В то же время понятие "прекрасное" чаще использовалось в качестве широкой оценочной категории, а категория "красота" - для обозначения совершенства.

В античной Греции прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса, но проявляемое в разных основаниях. У Гераклита таким основанием является борьба противоположностей, что порождает "прекраснейшую гармонию". Фалес утверждал, что космос прекрасен как "произведение бога". Пифагорейцы усматривали красоту в числовой упорядоченности, гармонии , симметрии. Диоген видел прекрасное в мере всего. С Сократа, для которого красота из характеристики вещи превратилась в идею , понятие прекрасного, античные воззрения о прекрасном приобрели статус рационального осмысления, превратились в проблему сознания, разума. У Платона прекрасное часто соседствует с благим , но последнее он ставит выше. При этом главным помощником на пути продвижения по ступеням прекрасного становится любовь к прекрасному, или Эрот. Человек, достигший созерцания прекрасного, рождает истинную добродетель. Для Аристотеля в физическом мире "красота заключается в величине и порядке ". Он считал, что красивая вещь должна быть легко обозримой, а на идеальном уровне прекрасное - это то, "что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы и что, будучи благом, приятно, потому что оно благо".

Завершением воззрений о прекрасном в античной философии можно считать концепцию Плотина. В двух трактатах "О прекрасном" и "О мысленной красоте" он обосновывал мысль, что красота пронизывает весь универсум и является показателем оптимального бытия всех его составляющих. Чем выше уровень бытия, тем выше степень красоты. Первая и высшая ступень красоты, соответствующая высшему уровню бытия, - это умопостигаемая красота. Она истекает от бога (Единого) - абсолютного единства блага и красоты. Ее носителями являются ум и душа мира. Последняя дает начало следующей ступени красоты и уровню бытия - красоте, постигаемой душой человека. На этой ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота добродетелей, наук, искусств. Нижнюю ступень красоты и уровень бытия занимает чувственно воспринимаемая красота. К ней Плотин относил видимую красоту материального мира и красоту произведений искусства.

Концепция красоты Плотина оказала сильное влияние на патристику и средневековые европейские воззрения о прекрасном, ядром которых был библейский креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. У Августина, как и у всех Отцов Церкви, красота - эго объективное свойство духовно-материального универсума. Августин различает прекрасное в себе и для себя и выстраивает христианскую иерархию красоты, источником которой является Бог, а высшим носителем - Логос-Христос. От последнего происходит красота универсума и духовная красота человека и его творений.

Представления о прекрасном, которые формулировали Отцы Церкви, обобщил Николай Кузанский. Понятие "прекрасное" он определял тремя главными факторами: а) слиянием формы и цвета, пропорциональностью элементов соответствующего объекта; б) способностью объекта пробуждать к себе влечение; в) любовью и умением "собирать все воедино".

Итальянский Ренессанс поставил в центр своих эстетических представлений и художественной практики красоту искусства. Развивая один из главных принципов Античности - идеализацию , достигшую апогея в греческой классической скульптуре, мастера Возрождения создали в живописи и скульптуре в русле христианской культуры уникальный и богатейший мир живописно-пластических идеализированных образов, сотворили "модель" прекрасного мира. Мыслители Ренессанса были убеждены в том, что только в искусстве проявляется истинная красота мира, "Божественная идея красоты", которая осеняет художника, и он стремится воплотить се в своем творчестве.

Классицизм придал этим идеям и принципам "холодный" академический формализм. Теоретически обосновывалась мысль, что создание красоты допустимо только для эстетически ориентированного класса искусств - "изящных искусств".

Для философии XVIII в. характерными являются поиски соотношения между выявлением объективных характеристик красоты и изучением субъективных реакций на нее человека, который все это воспринимает. Так, Г. В. Лейбниц определял красоту как принцип совершенного соответствия , на основе которого Бог сотворил мир как "гармонически упорядоченное единство в многообразии".

Значимым явилось то, что формула "единство в многообразии" стала на столетия удобным клише для определения прекрасного в эстетике. Отождествление прекрасного с совершенством также заняло видное место в философии красоты. На нем, в частности, основывали свое понимание прекрасного X. Вольф и его ученик А. Баумгартен, основатель науки эстетики. А. Баумгартен, разделяя красоту на природную и художественную, понимал ее как "совершенство явленного".

С XVIII в., с момента становления эстетики как философской науки, прекрасное стало рассматриваться в качестве главной категории философии. И. Кантом обосновывалась мысль о том, что категория "прекрасное" характеризует неутилитарные субъект-объектные отношения. Философ соотносил прекрасное с эстетическим вкусом , определяемым как созерцательная "способность судить о прекрасном". Другими словами, у И. Канта философия прекрасного строится на субъективной способности эстетического вкуса формировать о чем-то ценностные суждения. Мыслитель выделял два вида красоты: а) свободную красоту , определяемую только на основе формы и чистого эстетического вкуса ; б) привходящую красоту , основанную на определенном назначении предмета, цели.

В соответствии с двумя видами красоты И. Кант различал искусства механические , которые называл ремеслами, и эстетические , создающие чувства удовольствия и способные быть приятными и изящными. Первые доставляют поверхностное чувственное наслаждение в обществе и ориентированы на приятное времяпрепровождение. Вторые являются носителями красоты и развивают культуру межличностных коммуникаций на основе "всеобщей сообщаемости удовольствий".

В дальнейшем философские воззрения о прекрасном и красивом создавались, как правило, в результате более или менее талантливой интерпретации, толкования или упрощения идей И. Канта о прекрасном. Правда, в "Лекциях по эстетике" Г. Гегеля прекрасное состояло в красоте абстрактных форм идеи, закономерностях , правильности , симметрии , гармонии бытия реальных предметов.

В XIX в. социокультурная и художественно-эстетическая ситуации не способствовали фундаментальной философской разработке категории прекрасного. Главные направления в искусстве этого столетия - романтизм, реализм, натурализм, символизм - уже не ориентировались на выражение прекрасного и не создавали произведений изящного, в узком смысле, искусства. Тенденции изящного возродились на короткий срок и в ограни-

ценном культурном пространстве рафинированных локальных форм декаданса, эстетизма, модерна рубежа XIX-XX вв.

Во второй половине XIX в. начинается процесс девальвации феномена и категории "прекрасное" как в теории, так и в художественной практике. Такие понятия, как "эстетика", "эстетический", "эстетизм" приобретают в среде мыслителей и революционно ориентированных художников негативный оттенок. В эго время Н. Г. Чернышевский, полемизируя с гегельянской эстетикой, ее пониманием прекрасного как "равновесия идеи и образа", выдвинул и попытался обосновать в диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" тезис о том, что "прекрасное есть жизнь", когда мы находим ее такой, "какова должна быть она по нашим понятиям". В другом случае эта мысль звучит так: "Прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас" .

Следует признать, что Вл. Соловьев, во многом поддерживая идею Н. Г. Чернышевского, в русле своего христианского мировоззрения считал, что прекрасное является важнейшим показателем реализации постоянно длящегося процесса Божественного творения бытия. Прекрасное проявляется посредством воплощения божественной идеи в преодоление хаоса, т.е. философ трактовал прекрасное как процесс воплощения божественной идеи в человеческое бытие. Идеи Вл. Соловьева в XX в. были поддержаны и развиты русскими религиозными мыслителями П. Флоренским и С. Булгаковым.

Много внимания проблеме прекрасного уделяла марксистско-ленинская эстетика. Ею была раскрыта закономерная связь между прекрасным и трудовой деятельностью человека. Обосновывалась мысль о том, что только на основе практически-преобразовательной деятельности может возникнуть эстетическое отношение к миру, т.е. многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойствами прекрасного в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают в качестве человеческой ценности. Свободное развитие человека и его свободное утверждение в обществе раскрывают в нем высокий потенциал творчества, что является прекрасным, а также формируют в его мироощущении и мировоззрении тот совершенный эстетический вкус, который определяет прекрасное, вызывающее у него бескорыстную любовь, чувство радости, счастье. В контексте таких рассуждений прекрасное виделось как "совершенное в своем роде", "соотнесение с общественным идеалом", "высшая эстетическая ценность". Утверждалась историческая относительность прекрасного.

Как видим, даже краткий анализ главных исторических вех становления философских воззрений о прекрасном показывает, насколько труден и неуловим этот феномен для понимания и хотя бы косвенной вербализации, и это при том, что вроде бы не существует ни одного человека, который был бы лишен чувства красоты, не испытывал наслаждения от контакта с теми или иными прекрасными объектами. Более того, кажется, не существует человека, в котором не было бы заложено некое интуитивное "знание" прекрасного. Тем не менее человеческая мысль тысячелетиями бьется над проблемой словесного выражения, описания, объяснения прекрасного, и все попытки оказываются тщетными. Как итог данных устремлений, определение категории "прекрасное" было признано дискуссионным.

Что касается категории "красота", то ею обозначается совокупность свойств объекта , которые приводят к актуализации у человека чувств эстетического наслаждения. Уже в древнекитайской философии смысл красоты и вообще эстетического понимался как нечто , приводящее человека во вневременную гармонию с универсумом, выключающее его из обыденной преходящей действительности бытия, возводящее его на уровень истинного бытия. В связи с этим очевидна принципиальная бесперспективность поисков неких конкретных эмпирических характеристик и тем более канонов красоты, ведь их совокупность, как и большинство из них в отдельности, практически не поддается вербализации, хотя данный процесс практически ничего не дает ни разуму, ни чувству.

Вместе с тем красота является необходимым условием актуализации эстетического в модусе прекрасного. Нет красоты - нет и прекрасного. Правда, наличие красоты отнюдь не достаточное условие для того, чтобы событие прекрасного состоялось. В не меньшей мере оно зависит и от субъекта восприятия, его черт и свойств, к которым, в частности, относится и достаточно развитый эстетический вкус, художественное чутье. Более того, для выявления прекрасного нужна и субъективная установка на эстетическое восприятие объекта. При совокупности необходимых условий вполне может реализоваться событие прекрасного. Оно есть воспарение духа в некую смысловую форму, где человек погружается в состояние покойной благостности, ощущения предельной гармонии бытия и жизненной самореализации, полного соответствия отдельного общему, реального мира идеальному. Человек достигает состояния полной сопричастности личного бытия и бытия сущего, сопровождаемого неописуемым духовным наслаждением, которое он может обозначить как прекрасное.

Категория "безобразное", возникшая в эстетике как оппозиция понятию "прекрасное", отражает средоточие негативных характеристик бытия человека и общества. Данная категория, в отличие от других категорий эстетики, имеет сложный опосредованный характер существования. Дело в том, что она определяется только в отношении к другим категориям эстетики как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая. В данном случае речь идет о противопоставлении таким категориям, как "прекрасное", "возвышенное".

Еще в античной Греции отмечалось, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия. Оно противоречило главному идеалу античного мира: упорядоченному космосу и ориентированному на пего рационально организованному социуму. В неоплатонической иерархии красоты безобразными считались низшие материальные, телесные, "бесформенные" ступени. Фактически, в качестве безобразного понималось небытие. В данном случае имеет большое значение то, что смысл этой бытийной трактовки безобразного сохранился и до наших дней.

Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве. Аристотель "узаконил" его место в различных искусствах. В контексте своих эстетических воззрений он признавал, что изображение безобразных предметов, к которым философ относил отвратительных животных, допустимо в живописи. Именно в изображении бытия безобразное фактом искусного подражания доставляет удовольствие. В драматических искусствах, как считал Аристотель, безобразное как не доставляющее реального страдания трансформируется в смешное , например, в комедии , или способствует самоотрицанию , как в трагедии.

В христианской эстетике безобразное в человеке и обществе рассматривалось как следствие грехопадения и порчи. Поскольку чувственная красота - это источник вожделения и греховных соблазнов , христианам предписывалось если не умалять, то по крайней мере не увлекаться ею.

Согласно христианской доктрине неприглядный и даже безобразный внешний вид вполне может совмещаться с внутренней душевной красотой. Более того, некоторые из представителей религиозных служителей считали, что "невзрачный", "презренный" вид Иисуса, в каком он явился на земле, позволил Ему донести до людей красоту духовных истин, выполнить свою жертвенную миссию на земле. В связи с таким подходом "презренный", "достойный поругания" вид Христа становится символом его неописуемой Божественной красоты. Такие выводы и утверждения в определенной степени обусловливали формирование эстетики аскетизма, христианского монашества. В данной эстетике феномены безобразного становятся символами аскетического подвига, христианского мужества, духовной стойкости. Эта традиция была активно развита западным христианским искусством, где стали популярными экспрессивно-натуралистические изображения страдающего, умирающего, мертвого Христа и пыток мучеников. В данном случае безобразное является не антитезой прекрасному, а его опосредованным религиозным символом.

Что касается философской эстетики , то безобразному долго нс уделяли особого внимания. Традиционно оно рассматривалось противоположным прекрасному, возвышенному, возможным, но в определенной мере, изображением в искусстве. Г. Гегель вообще не уделил этой категории специального внимания. Досадный недочет восполнили его ученики.

Например, И. К. Ф. Розенкранц в работе "Эстетика безобразного" (1853) утверждал, что безобразное - это "отрицательно-прекрасное". Оно является "теневой" стороной прекрасного, антитезой "просто прекрасного" в диалектически понятом "абсолютно прекрасном". Внутренняя диалектическая связь между прекрасным и безобразным заключена в возможности саморазрушения первого на основе несвободы человеческого духа. Другими словами, если есть безобразное, то наличествует "несвобода духа". Более того, возможно "восстановление прекрасного из безобразного". Например, по мысли И. К. Ф. Розенкранца, в искусстве безобразное самореализуется в комическом. Он выделил три основных вида безобразного: а) бесформенность - аморфность, асимметрия, дисгармония; б) неправильность , или ошибочность в стиле, в отдельных видах искусства; в) уродство как "генетическая основа" любого безобразного.

В диалектико-материалистической философии признается, что воспроизведение безобразного способствует художественному изображению жизни во всей ее полноте. Одновременно философские воззрения материалистов не признают современные постфрейдистские, постструктуралистские, постмодернистские философско-эстетические разработки, посвященные безобразному. Дело в том, что имеющиеся в этих разработках утверждения построены на включении безобразного в жизнь на равных основаниях со всеми остальными эстетическими феноменами: прекрасным , совершенным , возвышенным.

Категория "возвышенное" является одной из относительно редких модификаций эстетического. В содержательном аспекте возвышенное включает в себя комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера. В результате этих взаимоотношений человек испытывает сложное чувство восхищения, восторга, ликования, благоговения и одновременно страха, ужаса, священного трепета перед объектом , превосходящим все возможности его восприятия и понимания.

Такая диалектика чувств обусловлена тем, что человек изначально переживает свою глубинную, внутреннюю психологическую и энергетическую сопричастность присущему объекту свойству, которое придает его духовным качествам и чувственным характеристикам самое неповторимое трепетание , как взлет в самые сокровенные мечты. Однако вслед за этим человек ощущает себя бесконечно малой величиной в этой связи взаимоотношений субъекта и объекта.

Следует отметить, что в теоретической эстетике категория "возвышенное" употреблялась мыслителями античной Греции в связи с таким феноменом, как энтузиазм. Последний трактовался как божественное воодушевление и приписывался прорицателям, провидцам, поэтам, живописцам. В таком смысле он использовался платониками в их наставлениях по ораторскому искусству. Формально энтузиазм для риторов был величественным, строгим стилем речи. Это закреплено в трактате "О возвышенном", автором которого был некто Псевдо-Лонгин, утверждавший, что энтузиазм - это такая речь, которая обладает неосознанно эмоциональным воздействием на слушателей, приводит их в состояние восторга, изумления, "подобно удару грома", и ниспровергает все прочие доводы. Автор трактата подчеркивал, что оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

В Средневековье проблема возвышенного не рассматривалась на теоретическом уровне. Вместе с тем дух возвышенного достиг и проявил себя в византийском и древнерусском искусстве: в живописи, архитектуре, церковном пении, храмовом богослужении.

На Руси возвышенное проявилось в эстетике аскетизма, житии святых, древнерусской иконописи. Бог представал в качестве антиномического, непостигаемо-постигаемого объекта духовного созерцания, вызывающего у верующего переживание возвышенного: ужаса и восторга, трепета и неописуемой радости и т.д. Эстетическое сознание в византийско-право

славном ареале было пронизано феноменом возвышенного. В связи с этим на первый план в эстетике православия был выдвинут Образ Бога, иконопись как символы, функционирующие в модусе возвышенного.

В дальнейшем осмысление возвышенного связано с трактатом одного из создателей эстетики Э. Берка "Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного", где автор проводит сравнительный анализ двух главных категорий эстетики - "прекрасное" и "возвышенное", - а также тех объектов, которые отражены в данных категориях. Так, объекты, вызывающие возвышенное, "огромны по своим размерам", шероховаты и небрежно отделаны. Они угловатые, темные, мрачные и массивные, могут быть даже зловонными. Из-за этого возвышенное близко стоит к категории "безобразное". Более того, все, что возбуждает ужас в человеке, может быть источником возвышенного.

М. Мендельсон в трактате "О возвышенном и наивном в изящных искусствах" определял возвышенное совсем иначе, как нечто, которое вызывает у человека восторг, восхищение, "сладкий трепет" и тем самим приводит его к постижению внезапно открывшегося совершенства. В искусстве мыслитель различал два вида возвышенного: 1) восхищение изображенным предметом самим по себе; 2) восхищение самим изображением предмета, достаточно заурядного, не вызывающего удивления.

И. Кант свои рассуждения о возвышенном основывал на созданной им самим концепции прекрасного. Он утверждал, что чувство возвышенного возбуждают, как правило, предметы бесформенные, безграничные, несоизмеримые с человеческим масштабом, так как главный акцент переносится па количество. По его утверждению, возвышенное используется для изображения неопределенного понятия разума. Удовольствие от возвышенного, как считал И. Кант, - это особое противоречивое удовольствие-неудовольствие.

Главное различие категорий "прекрасного" и "возвышенного" И. Кант видел в том, что прекрасное заключено в форме целесообразности природы объекта, а возвышенное связано с насильственно навязанным воображением. Философ выделял два вида возвышенного: 1) математически возвышенное; 2) динамически возвышенное. Первый вид определяется величиной объекта, увлекающей наше воображение в бесконечность, второй - угрожающими силами природы: бушующий океан, гроза с громом и молниями, действующий вулкан и т.д. Когда человек видит их из безопасного места, он ощущает увеличение своей душевной силы в процессе созерцания и получает удовольствие от осознания в себе "способности сопротивления" им. Душа воспринимающего начинает "ощущать возвышенность своего назначения по сравнению с природой".

Идеи И. Канта конкретизировал Ф. Шиллер, сместив некоторые акценты. Он считал, что чувство возвышенного сочетает в себе страдание , достигающее иногда степени ужаса, и радость , восходящую до восторга.

Ф. Шеллинг усматривал возвышенное в природе, искусстве и "душевном строе" и определял его как облечение бесконечного в конечное. Из этого следует, что хаос есть основное состояние бытия, которое предопределяет возникновение у человека возвышенного.

Г. Гегель считал, что возвышенное возникает у человека тогда, когда есть желание выразить бесконечное. Вместе с тем он полагал, что нет такого предмета, который оказался бы годным для этой цели. Дело в том, что возвышенное проявляется в стремлении показать, явить абсолютное выше всякою непосредственно существующего предмета. Что касается возвышенного в искусстве, то оно, по мнению философа, проявляется в абсолютном стремлении искусства к выражению божественной субстанции. Поскольку последняя значительно превосходит любые формы внешнего выражения, это и должно стать существованием внутреннего за пределами внешнего. Данные идеи Г. Гегеля оказали существенное влияние на основные принципы эстетик романтизма и символизма , представителями которых были предприняты небезуспешные попытки создать возвышенные произведения в поэзии, музыке, живописи.

С позиций материалистической диалектики возвышенное рассматривается как внутренняя значимость предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Материализм не противопоставляет возвышенное прекрасному и рассматривает его в тесной связи с героизмом , пафосом борьбы и творческой деятельностью человека.

Возвышенное, если его трактовать с позиций диалектического материализма, есть не что иное, как выражение идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое , представляющее собой своеобразную форму возвышенно-патетического и проявляющееся в жизнедеятельности людей, которые являются проводниками идей прогрессивного развития общества.

В конце XX в. в эстетических воззрениях вновь возрос интерес к категории "возвышенное". Предпринимались попытки модернизировать трактовки, которые накопила философская и в целом теоретическая мысль. Например, Ж.-Ф. Лиотар в "Лекциях по аналитике возвышенного" (1991) и других работах характеризует возвышенное как событие неожиданно возникшего конфликта между двумя типами мышления по какой-то теме, не имеющими общих правил организации. Возвышенное, по мнению данного автора, возникает в искусстве как эмоциональное переживание таких конфликтов и обычно возникает в авангардном искусстве: в абстрактной живописи, экспрессионизме, современном театре и других произведениях постмодернизма. Именно там потоки и пульсации энергии "не я" находят наиболее адекватное и сублимированное выражение.

Каждый человек, в том числе и юрист, соприкасаясь с красивым, наслаждаясь красотой горной реки, огромных деревьев, творениями Рафаэля и Леонардо да Винчи, Андрея Рублева и Феофана Грека, соборами Владимира, Киева и Москвы, которые до сих пор завораживают своим совершенством, осознает роль человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

В эстетическом восприятии красоты, прекрасного, возвышенного, совершенного, в соотнесении их с безобразным, всегда присутствует диалектика развития внутреннего мира человека, сопровождаемая процессом его совершенствования, возвышения к идеалу. Этот потенциал красоты нашел свое отражение в формуле "красота спасет мир".

  • Чернышевский II. Г. Избранные философские сочинения. М., 1950. Т. 2. С. 10.


Чтобы стать счастливым, в первую очередь нужно начать правильно относиться к жизни, но знают не все. Ведь когда человек правильно и позитивно смотрит на жизнь, он создает себе счастье и успех , так как существует две стороны медали, хорошая и плохая сторона. Человек вправе сам решать, с какой именно стороны медали ему смотреть на жизнь.

В статье психологи помогут вам понять, что такое позитивное отношение к жизни , дадут советы как выработать в себе такое отношение и желание жить счастливее и успешнее. Каждый при большом желании способен на невозможные вещи, даже начать жить счастливо, когда все окружающие совершенно иного мнении о жизни.

Смотрите на жизнь с точки зрения успеха и счастья

На самом деле зависит от того кто смотрит и как смотрит на жизнь. Одни люди смотрят с негативной стороны, считая, что жизнь несправедлива и трудна. Другие смотрят на мир с позитивной стороны и считают, что жизнь прекрасна и что проблемы – это возможности, которые позволяют развиваться еще быстрее и становиться еще счастливее. Поэтому примите решение, на какой стороне медали вам быть, на хорошей или плохой стороне.

Жизнь одна, но взгляды разные

Казалось бы, что как может быть две стороны медали, если жизнь одна, но на самом деле люди сами представляют себе данную иллюзию жизни, кто-то расстраивается, а кто-то радуется и живет красиво. Так зачем страдать, если есть возможность понять что такое позитивное отношение к жизни , начав жить новой и интересной жизнью. Узнайте, так как это основная причина, почему люди смотрят на жизнь серыми красками.

Смотрите на проблемы как на возможности

Понятно, что , зависит только от человека и его желания и если он смотрит на проблемы как на возможности, то его жизнь наполниться смыслом и приобретет позитивное отношение. Воспринимая проблемы как что-то опасное и плохое, вы никогда не ощутите радость жизни , так как такие проблемы есть, были и будут всегда. Думайте о путях решения проблемы и решайте проблему сразу, как она появилась, тогда для вас откроется новая возможность стать лучше, успешнее и счастливее.

Нет смысла изменять мир, измените свое отношение к жизни

Есть много людей, которым что-то постоянно не нравиться в жизни, они пытаются как-то изменить природу и мир , но у них ничего не получается и никогда не получиться. Так как природа все создала так, как оно должно быть, но люди неправильно все воспринимают. Есть много точек зрения, вот почему столько много конфликтов , так как в глазах каждого человека мир кажется другим. Поэтому чтобы воспринять , вам нужно изменить себя самого, а не мир и природу.

Отношение к жизни формируется в течение всей жизни и несколько раз изменяется, вот почему столько людей страдает, так как природа не позволяет никому уничтожить, или изменить себя. Подумайте над этим, когда захотите навредить миру с целью стать лучше, вы сами себе сделаете больно и будете страдать.

Станьте оптимистом и ваша жизнь наполниться радостью и смыслом

Позитивное отношение к жизни имеют оптимисты, которые смотрят практически на все с хорошей стороны и знают, что оно так и есть. Чтобы не происходило в реальном мире, они все равно обладают внутренним позитивом, что и дает им столько энергии достигать успеха и статья в жизни. Стать оптимистом может только тот, кто действует и не хочет жить, так как он живет сейчас. Желание, подкрепленное действиями, приведет вас к чему угодно, главное знать, куда и зачем вы идете . Оптимисты движутся вперед и развиваются, как можно выше и им, это дается проще, так как они осознали, что жизнь имеет обе стороны медали, и каждый сам выбирает себе свою жизнь. Узнайте, так как тот, кто не движется к цели или просто ее нет, никогда не сможет действовать, так как отсутствует энергия жизни, которая берется с цели.

Позитивное отношение к жизни, делает ее проще, дольше и счастливее

На практике доказано, что люди, с хорошим чувством юмора и которые улыбаются и постоянно находят даже в самых сложных проблемах возможности, не страдают депрессией и меньше болеют. В медицине пациенты, которые хотят жить и имеют позитивное мышление, избавляются даже от тех болезней, в которых медицина пока еще сегодня бессильна. Позитивные люди живут не только дольше, но и со смыслом, наполненным яркими красками жизни. Мы сами творим , или же оставляем все как есть, боимся что-то изменить, и продолжаем страдать. Но помните жизнь одна и жалко терять ее так бессмысленно.

  1. Я не могу изменить мир, но я могу изменить своё отношение к нему.
  2. Я не обязан ни перед кем извиняться за несогласие с ними.
  3. Вы сможете иметь всё, что захотите, только не сразу. И если вы считаете, что это печально, то представьте, что вы в один момент получили исполнение всех своих желаний. Вот это и есть печаль.
  4. Вы можете выбрать свою семью. Вы можете выбрать религию. Вы можете выбрать, каким человеком хотите быть сегодня и стать завтра. Однако вы никогда не сможете стать удобным и понятным для всех без исключения.
  5. Все вокруг - это просто проекция меня. Если я хочу изменить что-либо, то прежде всего нужно изменить себя.
  6. Свобода - это состояние души.
  7. Ничто в нашей жизни не вечно. Но часто мы забываем об этом и не спешим наслаждаться тем, что имеем.
  8. Кроме возвышенной любви, существуют ещё десятки её разновидностей. Кроме счастья, есть ещё множество других не менее захватывающих человеческих чувств. Несовпадение с шаблонным идеалом не означает провала. Жизнь вообще разная.
  9. Мы не запоминаем года. Мы запоминаем .
  10. Я не должен быть кем-то ещё, кроме себя настоящего.
  11. Никто не оплакивает на похоронах красивое лицо или одежду ушедшего. Все вспоминают его личность и душу. Не забывайте ни на секунду, что является действительно важным в человеке.
  12. Люди не полюбят тебя на основе всестороннего анализа твоих сильных и слабых сторон. Далеко не всегда самые красивые или самые богатые одновременно являются самыми любимыми. Помни об этом каждый раз, когда тебе покажется, что причина одиночества кроется в форме твоего носа или величине банковского счёта.
  13. Для того чтобы успешно преодолевать препятствия, важно всегда помнить, что каждое событие имеет свою причину. Устраняя последствия, не забывайте о причине.
  14. То, что сегодня кажется событием всей вашей жизни, завтра даже и не вспомнится. Зато простые малозначительные детали быта будут всплывать в памяти не один год.
  15. Всегда существует возможность найти новую работу, переехать в город своей мечты, обрести любовь. Главное - не отворачиваться от этих возможностей, когда жизнь в очередной раз будет тыкать в них носом.
  16. Худшие события в нашей жизни на самом деле являются просто уроками, которые предостерегают нас от настоящих несчастий.
  17. Вы потерпите настоящее поражение только в тот момент, когда перестанете пытаться.
  18. Не воспринимайте всё так серьёзно. Во всяком случае до тех пор, пока вы ещё живы.
  19. Я не могу изменить окружающих. Настоящие изменения происходят только тогда, когда каждый человек делает именно то, что должен, а не показывает пальцем на недостатки, которые .
  20. Мудрость состоит в осознании того, что никто не обладает окончательным знанием. Когда-то все считали, что Земля плоская, сегодня говорят, что круглая, а кто может предсказать, что они придумают завтра?
  21. Даже если вы отказываетесь от веры, надежды и любви, они не покидают вас.
  22. Когда вы входите в библиотеку, все знания мира лежат перед вами. Когда вы просыпаетесь утром, то вам открывается целая вселенная. Важно помнить про это, а не видеть просто полки с книгами и ещё один обычный день.
  23. Настоящее счастье скрывается в мелочах. В хорошей книге, свежих овощах, тёплой постели, прикосновении любимой. Про эти вещи как-то не очень принято говорить, но именно их и стоит ценить.
  24. Посмотрим на нашу жизнь с пессимистической точки зрения. Через сотню лет о вас точно никто не вспомнит и не будет обсуждать ваши решения. Так чего мы боимся жить той жизнью, которой хотим?
  25. Я не должен быть тем, кем ожидают меня увидеть другие люди. В конце концов, им-то откуда знать, каким мне лучше быть?
  26. Мы находимся в плену именно у тех людей или вещей, которыми хотим обладать сами. Свобода заключается в отказе от желания владеть чем-либо.

А какие выводы сделали из пройденного жизненного пути наши читатели? Поделитесь?

Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости превращают неприятные ситуации в возможность научиться чему-то новому. Только вот не все мы оптимисты. Однако наш мозг устроен таким образом, что его можно перепрограммировать и намного легче переживать жизненные неурядицы. Вот несколько советов от Джона Ардена, опытного нейрофизиолога и автора книги «Укрощение амигдалы» .

Оптимизм и стрессоустойчивость: где их искать

Эмоционально устойчивые люди адаптируются к обстоятельствам, концентрируясь на скрытых возможностях. Например, из-за нехватки финансов вы устраиваетесь на новую работу и обнаруживаете, что она намного труднее, времени и энергии уходит уйма, приходится работать сверхурочно. Вам тяжело выйти из зоны комфорта, потому и копится недовольство. Но, вероятно, спустя время вы обнаружите, что новая сфера деятельности интереснее и лучше прежней.

Возможно, вам повезло и произошло что-то весьма близкое к вашим ожиданиям, но действительно ли это принесло вам удовольствие? Вполне вероятно, что вы оказались слишком занятым ожиданием следующего конкретного результата.

Если вы привязаны к ожиданию конкретного результата, а получается что-то другое, вы испытываете разочарование.

Как правило, все получается не совсем так, как вы того горячо желаете, и у вас есть два варианта действий: смириться с тем, что получилось, или сожалеть о том, что желаемый результат не достигнут. В любом случае вы лишаете себя возможности жить настоящим и получать удовольствие здесь и сейчас.

Душевная стойкость заключается в том, чтобы сохранять надежду перед лицом сложностей и делать то, что нужно, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Такого рода оптимизм - часть .

Вредный для здоровья пессимизм

Пессимистичный настрой плохо влияет не только на душевное, но и на физическое здоровье. Мартин Селигман из Пенсильванского университета выдвинул предположение, что пессимизм негативно влияет на здоровье по следующим причинам:

  • вы не верите, что ваши действия могут изменить ситуацию;
  • в вашей жизни случается больше плохого, потому что вы отрицательно реагируете на нейтральные ситуации, а также потому что напрасно или неправильно прикладываете усилия;
  • пессимизм подавляет иммунную систему.

Пессимисты сами себя загоняют . Их негативное восприятие мира не оставляет им возможности положительно оценить хоть какое-то событие.

Нейронауки и радость жизни

Оптимизм - это не просто уверенность в том, что стакан наполовину полон. Стресс дает вам шанс попытаться сделать что-то по-другому, по-новому - так, как никогда раньше. И если вы сфокусируетесь , то кто знает, к чему она приведет? Не зря говорят, что нет худа без добра. И что самое интересное, эта поговорка все чаще подтверждается наукой.

Способность к восстановлению после негативного эмоционального состояния - важная характеристика стрессоустойчивости.

Межполушарная асимметрия - она подразумевает, что в разных процессах (творчество, восприятие, речь) полушария участвуют по-разному, - связана и с эмоциями человека. Ученые выяснили, что люди, у которых доминирует левая область лобной доли, как правило, отличаются оптимизмом, активно действуют и верят в то, что их усилия принесут результат. А вот те, у кого «главнее» правая лобная доля, склонны к негативному эмоциональному стилю в поведении. Они больше подвержены тревожности, грусти, беспокойству, пассивности и отказу от активных действий.

Хорошая новость в том, что существуют способы «перепрошить» мозг. Люди, у которых доминирует левая лобная доля («позитивная»), умеют нейтрализовывать негатив. Получается, что стрессоустойчивость человека зависит от способности подавлять негативные эмоции, включая эмоцию страха, за проявление которой отвечает миндалевидное тело (или амигдала).

Ричард Дэвидсон из Университета Висконсина одним из первых начал исследовать явление межполушарной асимметрии и ее влияние на эмоциональное состояние человека. Он выдвинул предположение, что люди, практикующие позитивный эмоциональный настрой и отношение к жизни, например, с помощью медитации осознанности, становятся более стрессоустойчивыми.

Как изменить отношение к жизни

Подход к жизни и отношение к событиям, которые с вами происходят, сильно влияют на уровень стресса и на способность менять свою эмоциональную установку. Вот несколько советов, которые помогут перенастроить мозг на позитивную волну.

1. Не надевайте «футболку жертвы»

У людей, которые позитивно смотрят на мир и легче справляются с проблемами, есть реалистичное осознание, что то, что они делают, находится в области их контроля. Они считают себя активными участниками процесса, а не беспомощными жертвами сложившихся обстоятельств. Они не демонстрируют выученную беспомощность и умеют вовремя снимать .

2. Ставьте cебе амбициозные цели

В соответствии с тем принципом, что умеренный уровень стресса помогает перенастроить мозг и обеспечивает «прививку» от более серьезного стресса, ставьте перед собой цели, требующие от вас дополнительных усилий

3. Относитесь к переменам как к шансу на лучшую жизнь

Старайтесь расценивать изменения, пусть даже плохие (хотя это вероятнее всего так кажется на первый взгляд) как возможность действовать по-новому, а не как кризис, от которого нужно защищаться.

4. Не забывайте о социальной медицине

Поддержка друзей и семьи намного важнее, чем вы думаете. Люди с высоким уровнем стрессоустойчивости активно используют социальную поддержку, что смягчает для них последствия стрессовых ситуаций. При этом она должна быть направлена на заботу и поощрение, а не вызывать в человеке жалость к себе и зависимость.

5. Занимайтесь тем, что вам по душе

Ученые выяснили, что стрессоустойчивые люди вкладывают свои усилия и время в то, чем занимаются. Они полны энергии и интереса к своей работе.

6. Не давайте себе скучать

Умеренный уровень стресса не позволит вам заскучать от повседневной рутины. Профессор психологии Чикагского университета Михай Чиксентмихайи описал, как можно избежать состояния тревожности от чрезмерного стимулирования и в то же время не поддаться скуке. Нахождение баланса между двумя этими состояниями вызывает у человека состояние «потока», приносящее настоящее удовольствие.

7. Будьте любознательным

Любопытство играет важную роль в том, насколько эффективно работает мозг. Если вы разовьете в себе ненасытное любопытство, любая среда, в которую вы попадаете, станет для вас источником новых впечатлений и знаний. Эмоционально и интеллектуально богатая среда стимулирует свойство нейропластичности головного мозга, тогда как лишенная этих характеристик среда ведет к деградации.

Есть люди, которые после серьезных травм благодаря своей стойкости начали . Они не забывают, через что им пришлось пройти, но не сидят сложа руки в ожидании, когда произойдет что-то хорошее. Вместо этого они упорно работают. И надо собой в том числе. Ими стоит восхищаться и вспоминать о таких примерах, когда попадаешь в череду неудач. Перенастройку мозга можно начать с того, чтобы самому создавать у себя позитивный настрой, - и все получится.

P.S. Понравилось? Под писывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем подборку лучших статей из блога



Онлайн калькуляторы