ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(интерактивная сторона общения)
Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не па уровне отдельных действий, а лишь па уровне деятельности как таковои. и социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть обшей работы независимо от других - «совместно-индивидуальная деятельность» (пример - некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - «совместно-последовательная деятельность» (пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример - спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро) (Уманский. 1980. С. 131). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.
Однако задача исследования взаимодействия этим нс исчерпывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникация юн стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная cilc-тема взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничесгво).
Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие (Обозов, 1979). Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия;
даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается.
Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлении взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29); именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, условно названной нами перцептивной.
План
1. Место взаимодействия в структуре общения.
2. Роли и ролевые ожидания в общении.
3. Механизмы взаимопонимания.
4. Виды социального взаимодействия
5. Техники и приёмы общения
6. Правила слушания и ведения беседы,убеждения.
Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей.
Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая – по сравнению с коммуникативной – сторона общения.
В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия.
В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.
Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают:
а) деятель,
б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие),
г) ценности (которые принимает каждый участник),
д) ситуация (в которой совершается действие).
Деятель мотивирован тем, что его действие направлено на реализацию его установок (потребностей). В отношении «другого» деятель развивает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реакций другого.
Эта попытка оказалась неудачной: схема действия, раскрывающая его «анатомию», была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела. Несостоятельной она оказалась и для экспериментальной практики: на основе этой теоретической схемы было проведено одно-единственное исследование самим создателем концепции.
При таком подходе вообще невозможно схватить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом. Поэтому логичнее начинать с характеристики социальной деятельности, а от нее идти к структуре отдельных индивидуальных действий, т.е. в прямо противоположном направлении.
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это – совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) .
Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.
Показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А.А. Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.)
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.
3. Структура взаимодействия в общении
Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие- это процесс, который складывается из:
Физического контакта;
Перемещения в пространстве;
Совместного группового или массового действия;
Духовного вербального контакта;
Невербального информационного контакта.
Взаимодействия бывают:
Внутриличностные;
Межличностные;
Личностно-групповые;
Личностно-массовые;
Межгрупповые;
Массово-групповые.
В структуру взаимодействия входят:
Субъекты взаимодействия;
Взаимная связь субъектов общения;
Взаимное воздействие субъектов;
Взаимные изменения субъектов общения.
4. Социально-психологическая общность как результат общения
В общении и через общение формируется социально-психологическая общность - МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.
В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.
Понятие «общность» многозначно:
Социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания;
Объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.
Общность может выполнять следующие функции:
Закреплять групповые особенности;
Обособлять одну группу от другой;
Выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации.
Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.
Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.
Общность обычно проявляется в:
Идентификации людей друг с другом или с кем-либо;
Согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность;
Взаимопонимании;
Симпатии и эмпатии;
Кооперации деятельности.
Итак, общность - это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.
5. Социально-психологические механизмы общения
Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика.
Заражение - это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр.
Заражение - это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.
Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения - эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.
Источником заражения является носитель эмоционального заряда - индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает психический фон заражения. Он находится в прямой зависимости от численности аудитории и степени установочного накала индуктора. Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему.
Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя- ние. (Характеристики толпы рассматриваются в теме 20.)
Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности.
Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку.
Внушение - это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как активное и персонифицированное воздействие одного субъекта на другой, внушение осуществляется в основном вербальными действиями. Оно адресовано не логическому мышлению, а эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Наиболее эффективно внушение действует на людей, для которых характерно доминирование ситуативного психического настроя, а также состояние неуверенности в себе.
К основным условиям эффективности внушения относят:
Доверие к нему;
Отсутствие сопротивления к внушающему воздействию.
Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет внушающего выполняет функцию так называемой косвенной аргументации, своего рода компенсатора отсутствующей прямой аргументации, что м является специфической чертой внушения.
Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений:
При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо- ций: внушающий (суггестор) не подвержен здесь тому же состоянию, что и внушаемый (суггерент);
Процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу;
Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства - восклицания, ритмы и др.
Убеждение - это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок и принципов личности. Убеждение достигается социально-психологическим воздействием наличность.
Убеждение - это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Заинтересованность - это стремление получить определенную информацию и потребность осмыслить что-либо.
Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности убеждающего воздействия:
Убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата;
Убеждение является последовательным и доказательным;
Убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры;
Убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания;
Убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения - это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого.
Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно.
При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение -" преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
Подражание - это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), которые имеют некую эмоциональную окраску. Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г. Тард. В общих чертах она сводится к следующему.
Подражание - это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе - через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.
Различают несколько видов подражания:
Логическое и внелогическое;
Внутреннее и внешнее;
Подражание-мода и подражание-обычай. Сформулированы некоторые законы подражания. В частности:
Подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние;
Низшие по социальной лестнице подражают высшим. Установлены три способа подражания:
Когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции;
Когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение;
Когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему.
Частным случаем подражания выступает мода. Мода - это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений.
Мода - это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и средство социально-психологической компенсации неудовлетворенности.
Мода выполняет следующие функции:
Коммуникативную (общения);
Интерактивную (согласования, взаимодействия);
Компенсаторную (психологической защиты индивида).
6. Соотношение общения, деятельности и поведения
Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи.
В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность форм общения, и сам общественный процесс сводился лишь к процессу духовного речевого общения. При таком подходе индивид представлялся как общающееся, а не практически действующее существо.
Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу.
Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному:
Как параллельно существующие взаимосвязанные процессы;
Как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;
Как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения;
Как особый вид деятельности в двух ее разновидностях:
Как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно;
Как речевая деятельность.
По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить.
Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность.
Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме.
Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, неразрывном единстве деятельности, поведения и общения. Общение само по себе неизбежно характеризуется формой, т.е. своей поведенческой стороной. Контакт партнеров по общению, то, как происходит этот контакт, - это вопрос поведения в рамках данного общения. Такова авторская точка зрения на вопрос о соотношении общения, деятельности и поведения, и можно предположить, что поле эффективности этой точки зрения достаточно широко.
Контрольные вопросы:
1. Какова сущность понятия «общение»?
2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение - это:
Вид самостоятельной человеческой деятельности;
Атрибут других видов человеческой деятельности;
Взаимодействие субъектов.
3. Каковы основные элементы содержания общения?
4. Каково содержание функций общения?
5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?
6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?
7. Перечислите основные группы средств общения.
8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?
9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.
10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»?
11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание.
12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?
Психологический практикум
Игра «Слои»
Цель игры : показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее.
Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное животное, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, какой он. Один решил, что слон - это столб, так как ощупал его ногу. Другой сказал: «Это большая сабля», - так как ему «достался» бивень. Третий подумал, что слон - это что-то вроде шланга и т.д. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были уже готовы поубивать друг друга. - Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и не мог представить, что есть слон на самом деле.
Примерно одной трети участников игры завязывают глаза - им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников создает «скульптуру» и как она выглядит. Когда «слон», т.е. некая композиция из людей, застывших в разных позах, стульев и другой мебели готова, «горожане» на ощупь ее исследуют, стараясь понять, сколько человек задействовано в композиции и как расположены части «слона». Остальные наблюдают за мимикой и непроизвольными реакциями и «горожан», и тех, кто изображает «слона».
Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:
Какие они испытывали ощущения во время игры?
Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?
Игра «Нестандартный подход»
Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А.С.Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» сорока различными способами.
Каждый участник игры пробует произнести разными способами:
а) свое имя;
б) какое-нибудь из следующих выражений: «Прощай!», «Ну, хорошо!», «Спасибо!», «Я жду!», «Так дело не пойдет!», «Надо же!», «Давай-давай!», «Ну и денек!», «Ну и что», «Иди ко мне», «Вот это да!», «Привет» и др.;
в) какую-нибудь общую для всех фразу, например, «Хочу газировочки!»: один - как начальник, второй - как маленький ребенок, третий - как робот, четвертый - как умирающий и т.д.;
г) фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим», - как назидание, как жалобу, как заискивание, как пренебрежение, со злостью и т.д.;
д) фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.;
Обсуждение: участники анализируют проделанное, отвечая на вопросы:
Какой темп разговора кажется самым результативным?
Как это связано с конкретной ситуацией?
Какие чувства возникают при изменении интонации или движения?
Игра «Место встречи»
Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении.
Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:
а) один описывает место в помещении, другой, с закрытыми глазами, должен это место найти;
б) один описывает место в городе, другой должен определить и назвать это место.
Обсуждение: игравшие отвечают на вопросы:
Что мешало понять собеседника?
Что помогало понять собеседника?
Что помогало «встать» на позицию говорящего?
Игра «Мечта»
Цель игры : научиться анализировать собственные позиции в общении.
Попробуйте пофантазировать наедине с собой на следующие темы: Если бы удалось перевоплотиться в животное, то каким животным захотелось бы стать? Что побуждает выбрать именно его?
Если бы можно было на недельку поменяться с кем-нибудь местам и, то кто это мог бы быть? Почему именно он? Если «золотая рыбка» пообещает выполнить любые три желания, чего захотелось бы пожелать? Если бы в течение трех дней удалось стать невидимым, то как бы захотелось этим воспользоваться?
Если бы можно было читать мысли другого человека, то кого именно хотелось бы выбрать для этой цели? Почему его? Если бы можно было чудесным образом переместиться в любой уголок земли, путешествовать во Вселенной или побывать в другой эпохе, то куда было бы предпочтительнее отправиться?
Тест «Коммуникативная компетентность»
В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число пунктов, обведенных кружком.
1. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.
2. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.
3. Уверенность в себе - лучший способ общения.
4. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.
5. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.
6. Улыбка - не обязательно признак радости.
7. Общение - это простой процесс.
9. Тот, кто приходит первым на заседание, часто - самый заинтересованный.
10. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.
11. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.
12. Вещи отражают индивидуальность.
13. Умение слушать - вполне естественное умение.
14. Люди обычно забывают то, что их не интересует.
15. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.
16. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.
17. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.
19. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.
20. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.
21. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.
22. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.
23 Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.
24. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти. ^
25. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.
26. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.
27. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.
28. Уверенное владение темой - почти стопроцентный залог успешного общения.
29. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.
30. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.
31. Молчание - знак согласия.
32. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.
33. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.
34. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятогослова.
35. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.
36. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован,
37. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.
38. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.
39. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.
40. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.
41. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.
42. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.
43. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.
45. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.
46. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.
47. Повторение только что сказанного - хорошее доказательство того, что сообщение было понято.
48. Люди часто общаются, не задумываясь.
49. Криком ничего не добьешься.
50. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разобл ач ител ьн ы м.
51. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.
52. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.
53. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.
54. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.
55. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто,громко и уверенно.
56. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение втом же смысле, в каком его понимает говорящий.
57. Начитанность человека может свидетельствовать о егр личности.
58. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить,
59. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.
60. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.
В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно»,
«несогласен» означает «верно».
1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28
31 34 37 40 43 46 49 52 55 58
2 5 8 И 14 17 20 23 26 29
32 35 38 41 44 47 50 53 56 59 .
3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 "
Степень коммуникативной компетентности: 1- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.
Основные стороны процесса общения и их характеристика
Филиал Волжский
Курсовая работа
По дисциплине "Социальная психология"
Тема:
Выполнил студент: Бузуверова Оксана Викторовна
№ контракта:
Направление: психология
№ группы: ОП-809-01
Подпись студента: ______________Дата сдачи работы: _____________
Работа принята: _______________________________________ ________
" " 200 г.
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал Волжский
Задание на курсовую работу
по дисциплине "Социальная психология"
Студента: Бузуверова Оксана Викторовна
1. Тема: "Основные стороны процесса общения и их характеристика".
2. Срок сдачи курсовой работы: " " 200 г.
3. Краткое содержание курсовой работы:
- Введение.
- Гл. I. Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
- Гл. II. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
- Гл. III. общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)
- Заключение.
- Библиографический список использованной литературы.
- Приложения.
4. Дата выдачи темы: " " 200 г.
Задание выдано: ____________________________________ ________
Ф. и. о. ответственного лица, должность подпись
" " 200 г.
Введение. ................................................................................................................................................... Стр....
Глава I. .................................................................................................................................................. Стр....
Стр....
Стр....
Стр....
Глава II. ..................................................................................................................................................... Стр....
Стр....
Стр....
Глава III. ....................................................................................................................................................... Стр....
Стр....
Стр....
Стр....
Заключение……………………………………………………………................................................................. Стр....
Библиографический список использованной литературы. . ……………………………………………... Стр. ...
Приложения............................................................................................................................................................ Стр....
Введение
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его
структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Я предлагаюхарактеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми
Глава1
Общение, как обмен информацией
(коммуникативная сторона общения)
Специфика обмена информацией в коммуникативном
Процессе.
Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.
При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.
При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:
1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнёре. Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.
По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.
2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.
3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.
4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.
При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множество вероятных адресатов
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может бытьинтердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.
Средства коммуникации. Речь
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса. Каждый из них необходимо рассмотреть в отдельности.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.
Вообще относительно использования речи как некоторой значковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации - понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете - понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Для учета всех переменных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена «матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько) в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одного элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложенной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет). Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.
1) Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор
2) Что? (передается) - Сообщение (текст)
3) Как? (осуществляется передача) - Канал
4) Кому? (направлено сообщение) - Аудитория
5) С каким эффектом? - Эффективность
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:открытая - коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты "в подтверждение этой точки зрения; отстраненная - коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; закрытая - коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее. Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия.
Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в более сложное явление - общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние люлеи друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем.
Невербальная коммуникация
Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара-и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.
Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см), социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.
Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это«контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительносгь их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, пределами сугубо интимного общения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал лаже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, т.е. сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
Глава 2
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(интерактивная сторона общения)
Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!»,как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии (Петровская, 1983).
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.
2. Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.
3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
общение восприятие взаимодействие общество
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными.
Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности.
Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.
Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира.
Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам массовой коммуникации).
Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди.
Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.
Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации.
Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.
Человек, передающий информацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент.
В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.
Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.
Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.
Однако специфика именно межличностного информационного обмена значительна.
Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.
Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения.
Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует.
Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.
Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.
Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.
Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении.
К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.
Общение всегда пространственно организовано.
Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость».
К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры.
Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями.
Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.
По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.
Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.
Психологическая совместимость – важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия.
Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.
А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность.
К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.
Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.
Мобильность и ригидность – качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны.
Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем.
При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим.
Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.
Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения.
Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.
Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения.
Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам.
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации.
Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.
Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя.
Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.
В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:
1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией.
Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;
2) аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;
3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.
У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.
Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают.
Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах.
Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.
Заключение
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) является взаимодействие. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимояействия (так называемая формальная социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29): именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008;
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 2008.
3. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 2008. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 2008.
4. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования – М.: изд-во АПН РСФСР, 2006.
5. Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 2009.
6. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2006.
7. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии.//Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. - Государственный университет управления. - 2009. - № 1 (2) .
8. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 2007.
9. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 2008.
10. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. - М.: Смысл, 2007.
11. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 2005.
12. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 2008.
13. Психологический журнал. – 2007. - №4. - т. 8.
14. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 2009.
15. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика. – В кн.: Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. - Фрунзе, 2005.
16. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории). - В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 2009.
17. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 2007.
18. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 2007.
Выстроить обоснование собственной позиции и т. д. Если деловое общение проходит неэффективно, это может привести к провалу самого дела. Поэтому в деловом общении особую значимость приобретают такие важные качества деловых людей, как обязательность, организованность, верность слову, а также соблюдение нравственно-этических норм и принципов. Деловое общение требует и более строгого отношения к...
... (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов и зависящая от этого. Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие – то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и...
... (два основных вида действий в общении –инициативные и ответные; задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в...
Онлайн калькуляторы