Как не отстать от жизни. Итак, в чем же заключается успешная защита? Знакомьтесь с новыми людьми

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, далеко не праздный. Думается, существует множество факторов, повлиявших на резкий рост влечения людей к сказкам. Проанализируем некоторые из них.

ПЕРВЫЙ ФАКТОР - СОЦИАЛЬНЫЙ
По-видимому, этот фактор действует как бы с двух полюсов. С одной стороны, полностью обеспеченная, беззаботная (а потому скучная) жизнь одной части населения направляет ее внимание на потребление сказочной продукции как способа развлечения. С другой стороны, в серых и порой драматических буднях другой части (большинства) населения сказочные миры создают возможность отвлечься хоть на время от многочисленных проблем и погрузиться в совершенно иную - удивительную и прекрасную реальность. Этот фактор достаточно очевиден, и нет смысла подробно на нем останавливаться.

ВТОРОЙ ФАКТОР ОПРЕДЕЛЕН ТРАДИЦИЯМИ ИСКУССТВА
Дело в том, что сказочность, метафоричность, мифологичность произведений искусства - это не только что появившаяся черта, а свойство, издавна присущее продуктам художественного творчества. А.А. Брудный пишет: «Метафорическое видение мира и соответствующее его понимание современные психологи (в частности, представляющие такие направления, как глубинная и радикальная психология) склонны связывать с генезисом человека и соответственно - с человеческой культурой» (1998, с. 30). Иными словами, не сегодня родилось это явление, корни его - в человеческой культуре. Можно вспомнить давно известный культурологам, литературоведам, психологам факт, что многие сказки являются пересказом мифов и между сказками и мифами существует прочная родственная связь. Следовательно, мифологизм, присущий ряду произведений искусства, определяет те эстетические переживания, которые формировались в человеке культурой.
Вообще-то, традиционно мифология и литература противопоставляются. Многие исследователи полагают, что мифология и письменная литература являются двумя принципиально различными способами видения и описания мира, существующими одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившимися в те или иные эпохи. Мифологические тексты отличаются высокой степенью ритуализации и повествуют о коренном порядке мира, законах его возникновения и существования. Мифы исторически появились раньше письменных текстов, а собственно художественное повествование, как полагают литературоведы, родилось в результате дробления единого мифологического образа и сюжетного языка.
Однако «расхождение путей» мифологических и художественных текстов оказалось недолгим. Встреча произошла впервые особенно ярко в литературе эпохи Возрождения, а потом в XIX веке - в произведениях основоположника «неомифологизма» Вагнера, который считал, что народ именно через миф становится создателем искусства, что миф - поэзия глубоких жизненных воззрений, имеющих всеобщий характер.
Но только начало ХХ века оказалось по-настоящему благотворным для расцвета литературы, ставшей предвестницей современных мифологизированных и сказочных жанров. Мифология в силу символичности, изначально ей присущей, оказалась удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса. Великая тройка писателей-мифотворцев - Т. Манн, Д. Джойс и Ф. Кафка - реабилитировала миф в литературе полностью и, думается, надолго. Появились многочисленные литературные сказки, вошедшие не только в сокровищницу мирового искусства, но и в арсенал современных психологов-сказкотерапевтов: произведения Лаймена Фрэнка Баума, Джеймса Барри, Карло Коллоди, Джанни Родари, Астрид Линдгрен. А к середине ХХ века приемы мифологизации были развиты и приобрели совершенно особые черты в книгах родоначальников жанра фэнтези Дж.Р.Р.Толкиена и его друга Клайва С. Люиса.
Не буду останавливаться на всех этапах развития сказочной литературы и проявления в ней мифологизма: приведенных примеров достаточно, чтобы удостовериться в богатых традициях. Именно мифологизация и сказочность предоставляют возможность писателям на основе имеющихся литературных традиций выйти за пределы обыденной реальности, преодолеть ограничения привычных сюжетов. По-видимому, именно в последние годы мифологизм в искусстве достиг своего расцвета, что и отразилось в росте популярности сказок.

ТРЕТИЙ ФАКТОР – МИФОЛОГИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Указание на причины возрастающего интереса людей к сказкам связано с утверждением непреодоленности современным человеком мифологического мышления. Иначе говоря, мифологический тип сознания - вовсе не достояние прошлого, он и сейчас реально существует.
Но сначала разберемся с тем, что такое вообще мифологическое мышление.
По А.Ф. Лосеву, в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово и действие, социум и космос, человек и вселенная, естественное и сверхъестественное, а универсальным принципом мифологического мышления является принцип партиципации («все есть все», логика оборотничества).
Можно говорить, что мифологическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. А.Ф. Лосев подчеркивает, что миф - не схема или аллегория, а символ, в котором два плана бытия неразличимы и осуществляется не смысловое, а вещественное, реальное тождество идеи и вещи.
Для мифологического сознания и порождаемых им текстов характерна прежде всего недискретность, слитность, изо- и гомоморфичность передаваемых этими текстами сообщений. То, что с точки зрения немифологического сознания различно, расчленено, подлежит сопоставлению, в мифе выступает как вариант (изоморф) единого события, персонажа или текста.
Концепция К.-Г. Юнга и специально проведенные эксперименты доказывают, что даже современный цивилизованный человек в своей реальной жизнедеятельности руководствуется подчас не осознанно принятыми решениями, базирующимися на рациональном мышлении, а установками, имеющими мифологизированный характер и не подчиняющимися законам формальной логики. Отсюда - неосознанное стремление к мифам и сказкам.
Установление Юнгом известных аналогий между различными видами человеческой фантазии (включая миф, поэзию, сказки, бессознательное фантазирование во сне), его теория архетипов расширили возможности поисков ритуально-мифологических моделей в самой психике. Юнг (кстати, увлеченный сказочно-мифологическими мотивами произведений Вагнера) не просто создал новую психологическую школу - он открыл человечеству неожиданные глубины психического, связанные с мифологизмом; его идеи послужили основой для создания огромного числа художественных произведений, в том числе и фантастических, и сказочных.
Последователи школы Юнга неустанно демонстрируют проявления архетипического в самых разных аспектах жизни человека. Литература и фантастика, по их мнению, являются ярчайшими проявлениями мифологизированного содержания коллективного бессознательного.

ЧЕТВЕРТЫЙ ФАКТОР – СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАФОРЫ
Оценивая роль метафоры и сказки в человеческой психике, О.А. Свирепо и О.С. Туманова пишут: «Именно это свойство - способность перекраивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, - делает ее столь ценным инструментом психотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акценты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора была эффективной (это в равной степени касается и символа, и образа), необходимо, чтобы она чем-то напоминала «первичные метафоры», «первичные мотивы», как бы работала на соответствующей частоте» (2004, с. 16).
Любопытно, что именно эти особенности метафоры отражены в современных романах жанра фэнтези, литературных сказках, фантастических кинофильмах. В них авторы, осуществляя научно-технический и социальный прогноз, мифологизируют будущее, а осуществляя философско-познавательную функцию в отношении эволюции человека и общества, опять-таки создают новый миф о реальности. То есть современные «сказочные» произведения опираются на прошлое (через древние мифы), по-новому толкуют настоящее (творят миф о действительности) и устремляются в будущее (ставя миф в качестве цели или прогноза). Культурно-психологические факторы, таким образом, не могут не влиять на запросы читателей, которые сознательно или бессознательно нуждаются в подобной «мифологической подпитке».
О.В. Защиринская выявляет ресурсы образа дурака в русских сказках: «Абсурд как изыск интеллекта является мощнейшим мотиватором к самоизучению и психокоррекции. Сказка ведет нас к человеческим ценностям, разуму от обратного, предъявляемого в гротескной форме. Давайте ужаснемся и сразу начнем думать в пользу позитивного самоизменения. Сказка - целитель сознания человека, затерявшегося в хаосе безумия и абсурда повседневности. Простота героя-дурака придает нам чувство веры в постижение возможностей собственной воли, интеллекта и могущества. Каждый - творец своей судьбы в этнокультурном контексте!» (с. 39).

ПЯТЫЙ ФАКТОР – ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ: ОТКРЫТИЯ ФИЗИКОВ
Вот эта группа факторов представляется особенно интересной. Но не парадокс ли утверждение, что увлечение сказками - следствие открытий в физике середины и второй половины ХХ века?
Обосную это утверждение, сколь бы парадоксальным оно ни выглядело.
Дело в том, что создание волновой и особенно квантовой теории привело физиков - таких гениальных, как Нильс Бор и Вернер Гейзенберг, - к изучению сознания средствами физики!
В 20-х годах прошлого уже века Эрвин Шредингер открыл квантовые волны и описал их в своем знаменитом уравнении. Одно из положений современной физики: квантовые волны нельзя измерить - это математические понятия, волноподобные в области мнимых чисел. Их можно считать движущимися как вперед, так и назад во времени. До наблюдения эти волны нелокальны, то есть распределены во всей вселенной. Лишь в момент наблюдения волна коллапсирует, то есть переходит в частицу с точным местонахождением. А до того - она может быть в любом месте во вселенной.
Согласно квантовой теории, материальные частицы возникают из ничего, то есть из вакуума, из так называемых состояний нулевой энергии. Дэвид Бом полагает, что квантовая волновая функция является носителем информации, постоянно взаимодействующим со всем вокруг нас.
Нелокальность, признанная сегодня в современной физике, предполагает, что частицы, например парные фотоны, рожденные в одном квантовом событии от одной электрической лампочки, остаются связанными через сотни лет и тысячи километров. Если что-то происходит с одной частицей, то другая «знает» об этом. А если Вселенная родилась в результате Большого Взрыва, то все частицы в ней взаимосвязаны...
После экспериментального подтверждения Алана Аспекта в 1981 году физики пишут: «Нелокальность является фундаментальным свойством всей Вселенной»!
А теперь вспомним основной принцип мифологического мышления - принцип партиципации («все есть все»). Вспомним и тот факт, что одной из ведущих идей символистов - больших любителей мифологизма - является идея всеединства, почерпнутая в философии Владимира Соловьева.
Захватывающая и волнующая мысль о взаимосвязанности мира, недискретности его, взаимопереходах объектов друг в друга, проистекающая из физики (!), естественно, стала сильнейшим фактором создания фантастических и сказочных произведений, проникнутых мифологизмом. Тем более знаменателен тот факт, что и некоторые психологи подхватили знамя физиков и уже разрабатывают концепции о психике как способе проявления квантово-волновой функции (так, например, квантовая волна для людей, по Арнольду Минделлу, является личным мифом).
Так что причин, почему люди любят сказки, много. Мы рассмотрели далеко не все. Но, думается, и названных достаточно, чтобы понять: сказки это совсем не просто...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ЛИТЕРАТУРА

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998.
2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Издательство ДНК, 2001.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
4. Лосев А.Ф. Аристофан и его мифологическая лексика. В кн.: Статьи и исследования по языкознанию и классической филологии. - М., 1965.
5. Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. - М.: АСТ и др. 2003.
6. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка - это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» - потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.

Мы все любим сказки, потому что сказка - это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло.
В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.

У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.


"Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!" Среди основных тем этого литературного жанра - борьба добра и зла, борьба за любовь, правду и другие идеалы. Здесь обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Стандартная структура сказки - зачин (введение), основная часть (действие) и концовка (урок).

В принципе на этом можно закончить, так как именно жизненные уроки и познания и есть цель любого чтения, но давайте попробуем порассуждать еще.

Что такое сказка? Для чего она создана?

Согласно научному определению, сказка - "эпический литературный жанр, повествование о каких-либо волшебных или авантюрных событиях, которое имеет четкую структуру: зачин, средина и концовка". Из любой сказки читатель должен извлечь какой-то урок, он же мораль. В зависимости от вида, сказка выполняет различные функции. Также следует добавить, что сказка всегда идет в ногу со временем. Именно сказка раз и навсегда поставила резкую грань между добром и злом. Она является суровой обличительницей, поясняя читателям, что действительно хорошо, и что, наоборот, достойно беспощадного осуждения. Всю свою любовь и симпатию сказка отдает добру, а зло старается уничтожить любыми, доступными ей средствами.

Что такое сказка? Отвечают дети

Виды сказок

В первую очередь, сказки бывают фольклорные, или народные (жанр письменного и устного народного творчества), и литературные (авторские).

Литературные сказки чаще всего имеют одного автора. Персонажи литературных сказок, так же как и фольклорных, обычно вымышленные. Текст сказок такого рода не изменяется со временем, так как зафиксирован автором в письменном виде.

Фольклорные сказки - это творчество самого народа. Они передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В этих сказках имеет место отражение общенародных идеалов. Именно народной сказке нередко присущ определенный мерный склад - "и я там был, мед пил, по усам текло, да в рот не попало". Поэтический характер сказочного языка выражается также в обычных эпических повторениях, обыкновенно до трех раз - повторяется подвиг героя, важное изречение, ключевая встреча. Да и героев в сказках тоже часто бывает трое - например, три медведя, три брата, три сестры.

Кроме того, все сказки можно классифицировать по их содержанию и действующим в них лицам. Например, сказки о животных, волшебные сказки и так называемые бытовые сказки (такие истории чаще всего повествуют о событиях обычной жизни, освещая различные социальные проблемы и человеческие характеры. В них автор высмеивает негативные человеческие качества. Среди популярных художественных приемов здесь выделяются сатира, юмор, смех).

Что лучше - авторские или народные сказки?

Однозначного ответа здесь конечно же нет и быть не может. Особенностью народных сказок является то, что в простом и легкочитаемом тексте скрывается глубочайший социальный смысл. Считается, что самыми первыми героями народных сказок были явления природы - Солнце, Луна, Земля и прочее. Позднее, когда они стали подчиняться человеку, в сказки вошли образы людей и животных. Есть предположение, что все народные повествования имеют под собой реальное основание.

Иными словами, то или иное событие пересказывалось в форме сказки, изменялось на протяжении веков и дошло до нас в том виде, к которому мы привыкли.

Характерные черты авторской сказки - это психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи, использование стандартных клише, а также тот факт, что она может быть прочитана на разных уровнях. Так, одна и та же история воспринимается по-разному у представителей разных возрастных групп. Одни и те же сказки ребенку кажутся невинным рассказом, в то время как подросток или уже взрослый человек найдет в них серьезные проблемы и мораль. Часто книги, ориентированные изначально на юного читателя, растолковываются взрослыми иначе, равно как и фантастические истории для взрослых, пусть и по-своему, но нравятся детям.

Для чего нужна сказка?

Сказка - это живая, неумирающая история. Представьте себе, как был бы беден народ, у которого не было бы сказок! В разное время сказки пытались предать забвению, но покончить с этим жанром окончательно так и не смогли. Сказки постепенно оправились, приспособились к новым условиям и начали жить бок о бок с новыми изданиями. Гонимые сказки втихомолку делали великое дело сохранения нежной детской души в ее естественном стремлении к фантастической мечтательности. Они по-прежнему совершали великое дело - воспитывали в детском сердце основные начала идеальной нравственности: веру, дружбу и любовь.

Что читать с детьми?

1. Народные сказки

Для самых маленьких: "Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба", "Репка", "Три медведя", "Маша и Медведь", "Петушок и бобовое зернышко", "Соломенный бычок", "Крылатый, мохнатый да масленый", "Рукавичка", "Заяц-хваста", "Хвосты", "Снегурочка", "Гуси-лебеди", "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Заюшкина избушка", "Кот, лиса и петух", "Зимовье зверей".

Для тех, кто постарше: "Иван-царевич и Серый Волк", "Сивка-бурка", "Хаврошечка", "Лягушка-царевна", "Василиса Прекрасная", "Летучий корабль", "По-щучьему веленью", "Вершки и корешки", "Каша из топора", "Морозко", "Царевна Несмеяна", "Два мороза", "Чудесная рубашка", "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что", "Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо", "О молодильных яблоках и живой воде", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Финист - ясный сокол", "Приключения Синбада-морехода", "Волшебная дудочка", "Аладдин и волшебная лампа".

Авторские сказки

: "Под грибом", "Разные колеса", "Мешок яблок", "Кот-рыболов", "Снеговик-почтовик" и др.

Сказки Корнея Чуковского: "Цыпленок", "Так или не так", "Доктор Айболит", "Храбрый Персей", "Приключения Бибигона" и др.

Сказки Самуила Маршака: "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кошкин дом", "Двенадцать месяцев" и др.

Сказки Сергея Михалкова: "Три поросенка", "Упрямый лягушонок", "Упрямый козленок" (или "Как птицы козленка спасли"), "Заяц-обманщик", "Зеркало", "Заяц и Черепаха", "Праздник непослушания" и др.

Сказки Бориса Заходера: "Винни-Пух и все-все-все", "Ма-Тари-Кари", "Русачок", "Серая Звездочка", "Сказка про всех на свете", "Почему рыбы молчат", "Волчья песня" и др.

Сказки Софьи Прокофьевой: "Про башмачки", "Кто лучше?", "Самый большой друг", "Маша и Ойка", "Лоскутик и облако", "Неизвестный с хвостом", "Приключения Веснушки" и др.

Сказки Эммы Мошковской: "Кто самый добрый?", "Цыпленок шел в Куд-кудаки", "Про Ослика и Козлика".

Сказки Екатерины Каргановой: "Желтик", "Песенка Мышонка", "Чуня", "Как цыпленок голос искал" и др.

Сказки Ирины Токмаковой: "Букваринск", "Сказка про Сазанчика", "Вечерняя сказка", "Котята", "Кукареку", "Где спит рыбка" и др.

Сказки Геннадия Цыферова: "Паровозик из Ромашково", "Жил на свете слоненок", "Дневник медвежонка", "Пароходик", "Маленький великанчик", "В медвежачий час", "Сказки старинного города" и др.

Сказки Владимира Орлова: "Хрюшка обижается", "Кто в доме живет", "Как малышу маму нашли", "Утренний поезд", "Чудеса приходят на рассвете", "Все вместе, все - на месте!", "Приключения Каштанчика".

Сказки Михаила Пляцковского: "Солнышко на память", "Ежик, которого можно погладить", "Счастливый день", "Как утенок Крячик свою тень потерял", "Как щенок Тявка учился кукарекать", "Непонятливый львенок" и др.

Сказки Сергея Козлова: "Ежик в тумане", "Поросенок в колючей шубке", "Правда мы будем всегда?", "Трям, здравствуйте!" и другие сказки о Ежике и Медвежонке.

Сказки Виталия Бианки: "Теремок", "Как муравьишка домой спешил", "Как лис ежа перехитрил", "Красная горка", "Лесные домишки", "Чей нос лучше?", "Сова", "Паучок-пилот", "Первая охота" и др.

Сказки Николая Сладкова: "Как медведя переворачивали", "Бюро лесных услуг", "Ивовый пир", "Вежливая галка", "Еловая каша" и др.

Сказки Альберта Иванова: сборник сказок "Приключения Хомы и суслика".

А также: Татьяна Иванова "Домовенок Кузька", Дина Непомнящая "Мама для мамонтенка", Энид Блайтон "Знаменитый утенок Тим", Лилиан Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду", Альф Прейсен "Козленок, который считал до десяти".

Сказки Максима Горького: "Воробьишко", "Жил-был самовар", "Про Иванушку-дурачка", "Случай с Евсейкой", "Горящее сердце", "Утро".

Сказки Николая Носова: "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

Сказки Евгения Шварца: "Два брата", "Сказка о потерянном времени", "Рассеянный волшебник", "Новые приключения Кота в сапогах".

Сказки Александра Волкова: "Волшебник Изумрудного города", "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Семь подземных королей", "Огненный бог Марранов", "Желтый туман", "Тайна заброшенного замка".

Сказки Александра Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о царе Салтане" и др.

Сказки Владимира Даля: "Война грибов с ягодами", "Девочка Снегурочка", "Журавль и цапля", "Старик-годовик", "Медведь-половинщик".

Сказки Михаила Салтыкова-Щедрина: "Премудрый пескарь", "Как один мужик двух генералов прокормил", "Медведь на воеводстве", "Карась-идеалист".

Сказки Владимира Одоевского: "Городок в табакерке", "Мороз Иванович".

Сказки Алексея Толстого: "Золотой ключик или Приключения Буратино", цикл сказок "Сорочьи сказки" и "Русалочьи сказки".

Сказки Сергея Аксакова: "Аленький цветочек".

Сказки Константина Ушинского: "Как рубашка в поле выросла", "Мужик и Медведь", "Петушок с семьей", "Четыре желания", "храбрая собака" и др.

Сказки Дмитрия Мамина-Сибиряка: цикл сказок "Аленушкины сказки", "Серая шейка", "Медведко".

Сказки Всеволода Гаршина: "Лягушка-путешественница", "То, чего не было", "Жаба и роза".

Сказки Валентина Катаева: "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик", "Жемчужина", "Грибы", "Пень".

Сказки Петра Ершова: "Конек-горбунок".

Сказки Павла Бажова: "Серебряное копытце" и другие сказки из цикла "Уральские сказы".

Сказки Редьярда Киплинга: "Маугли", "Рикки-Тикки-Тави", "Кошка, которая гуляла сама по себе" и другие сказки из сборника "Книга джунглей".

Сказки Джанни Родари: "Путешествие голубой стрелы", "Приключения Чиполлино", "Джельсомино в Стране лжецов", "Сказки по телефону".

Сказки Джоэля Харриса: цикл "Сказки дядюшки Римуса".

Сказки Беатрис Поттер: "Ухти-Пухти", "Кролик Питер и его друзья".

Сказки Льюиса Кэрролла: "Алиса в Стране Чудес", "Алиса в Зазеркалье", "Охота на Снарка".



Онлайн калькуляторы