Фольклорный праздник «Деревенские посиделки. Сценарий праздника "деревенские посиделки"

Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».

Согласно ФГОС второго поколения - духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию , где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.

Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.

Цель проекта : воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления , по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)

Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».

Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.

Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).

Дорогие гости,

Будьте как дома!

Наш уют домашний

Каждому виден.

В тесноте, быть может,

Да не в обиде.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.

ПИРОГИ
музыка Виталия Алексеева
слова Инги Лейме

Текст песни

Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки-подружки!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Хоз.

Рада видеть вас у себя в гостях.

Давно вас поджидаю.

Праздник большой, праздник радостный начинается,

что по старинному обычаю посиделками называется.

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.

Мальчик: Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

Нетёсан терем,

Нетёсан, только хорошо окрашен.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).

Мальчики:

1-й.

Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

2-й.

Хлебу да соли долог век!

Хозяюшке более того!

3-й.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтобы своё водилось и нам хватило!

4-й.

А девицам-красавицам мы принесли подарки:

Пряники печатные, конфеты сахарные.

(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)

Хоз.

Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?

1-й.

Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет - всякий спляшет и споёт.

Хоз.

Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?

2-й.

А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).

Девочка: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус -

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Девочка: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:

Два мальчика поочерёдно:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался!

Девочка и мальчик:

Сын, сходи за водой.

Да живот болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

Две девочки:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

Два мальчика:

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Девочка.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Два мальчика.

Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает

Выходят девочка и мальчик.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу!

«Как у наших у ворот» (танец)

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

Удалец - молодец!

Девочка: Шла собака через мост

Четыре лапы - пятый хвост,

А шестое брюхо.

Выходи, Ванюха!

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не смотрите на меня -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад -

Сапоги мои лежат.

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.

Было семеро детей - было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).

Девочка: Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Все: Тары - бары - растабары,

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Все: Тары - бары - растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины» .

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.

Цель: познакомить учащихся с русскими обрядами, показать, как и для чего проводили посиделки, прививать интерес к истории русского народа.

Ход мероприятия

1 ведущий: Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Начинаем наш фольклорный праздник “Деревенские посиделки”.

В старые времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет, да танцует. Всем было весело.

Но отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. На этих праздниках наши предки прославляли свое Отечество, свою Родину – нашу матушку Россию.

Главенствующей чертой посиделок было смех, да веселье. Потому что Смех есть праздник жизни. Более того, по народным воззрениям, Смех способен вызывать и возрождать жизнь. Считалось, чем веселее посиделки, тем плодородней и урожайней будет будущий год. Поэтому безудержное веселье стало характерной чертой деревенских посиделок.

2 ведущий:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.

Собрались мы позабавиться,
Пошутить! Поиграть,
Посмеяться!
Смех вам да веселье!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите.

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Гость: Ехал мимо, завернул до дыма.

Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – да не в обиде.

Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки. Под кустом у дорожки сидят скоморошки. Я – скоморох Прошка, Я – Федул – скоморошка.

Прошка І:

– Федул, чего губы надул
– Кафтан прожег.
– Можно зашить?
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Да один ворот остался.

Порошка II.

– Сын, сходи за водой.
– Да живот болит.
– Сынок, иди кашу есть.
– Что ж, раз мать зовет, надо идти!

Порошка III.

– Фома, чего из лесу не идешь?
– Да медведя поймал.
– Так веди его сюда.
– Так он не идет.
– Ну так сам иди.
– Так он сам меня не пускает.

Порошка IV.

– Здорово, кума!
– На базаре была!
– С праздником поздравляю!
– Петуха купила.
– Ты что, кума, глуха?
– Хочу жареного петуха.
– Здорово кума!
– На рынке была.
– Никак ты, кума, глуха?
– Купила курицу и петуха!
– Прощай кума!

Федул: А ну хватит вам болтать время игры начинать.

1 ведущий: Игры были самые различные. Некоторые из них мы вам покажем.

Игра в соседи. Все садятся по лавкам, а один парень ходит и спрашивает – “довольны соседом?” Кто говорит “доволен”, а кто говорит – нет. – Кого тебе? – Подай мне, вон эту! Ребята девчонок кличут, а девчонки стесняются. Названная девушка подходит и садится около назвавшего ее парня, а на ее место садится прежняя соседка.

Игра в жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери, к водящему подбегали, хлопали его полотенцем, или дотрагивались рукой, он должен был поймать себе замену.

за волосы – ы-ы-ы,
за платье – е -е-е,
за кофту – у -у-у”.

Если кто-то не выдерживал и начинал смеяться, на него наскакивала целая толпа и понарошку начинала теребить за нос, за уши, за волосы. Потеребили, дальше продолжают играть.

Очень любили парни и девушки петь хороводные песни. Они ходили по кругу, пели и жестами показывали, о чем поют. Мы попробуем так исполнить старинную песню “Посею лебеду на берегу”. Хороводные песни переходили в озорные частушки. Их пели как девушки, так и парни.

Эй, девчонки-хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей.
Чтоб порадовать гостей.

Частушки:

Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.

На опушке два цветочка
Голубой, да аленький
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.

Эх, топну ногой
Да притопну другой
Сколько я не топочу
Все равно плясать хочу.

Ох, ноги, мои ноги,
Что мне делать с вами.
Для хороших, для гостей
Пляшите вы сами.

Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ох ты матушка – Россия,
До чего же хороша!
Все мы весело живем
Вместе пляшем и поем.

Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

По деревне мы прошли
И Ванюшку видели.
Под кустом сидел и плакал –
Курицы обидели.

2 ведущий: В каждом хуторе были свои первые парни-силачи и на посиделках они показывали свою удаль. Выходили на круг и поднимали гири (гантели).

– Ай да богатыри! Ай да молодцы!
Силушки-то сколько!

– А знаете, есть поговорка “Сила есть – ума не надо”

– Давайте-ка докажем, что это не так. Отвечайте на мои вопросы, да побыстрее.

– Почему в старину на подушках вышивали цветы? (Чтобы снились хорошие сны ).

– Почему на полотенцах вышивали петухов? (Петух – символ утра. Надо рано утром вставать с пением петухов ).

– Что получится, если 30 раз написать “я”? (Зоя)

Продолжаем наши посиделки “Конкурсом с поговоркой”.

Много зарубежных пословиц схожи с нашими по смыслу. Я вам задам зарубежную пословицу, а вы скажете в ответ нашу русскую.

  • Вьетнамская. “Прежде чем сказать, поверни язык семь раз” (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” )
  • Финская . “Шуму много, а шерсти мало – сказал черт, остригая кошку” (“Много шума из ничего”).
  • Африканская. “Сын леопарда тоже леопард” (“Яблоко от яблони недалеко падает”).
  • Польская. “Не тому слава, кто начал, а тому, кто кончил” (“Конец – делу венец”).
  • Афганская. “Укушенный змеей боится пестрой ленты” (“Кто обжегся на молоке, дует на воду” ).

Ребята, а загадки отгадывать вы мастера?

  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух )
  • Зубов много, а ничего не ест (Расческа )
  • Три теленка, сколько ног (Сколько не три, все равно 4 ноги )
  • Когда звонят в “овсе” колокола? (Никогда )
  • Посреди двора золотая голова (Подсолнух )

1 ведущий: Эту песню пели только мужчины “Во кузнице” (мальчики исполняют песню)

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да сказочку послушать.

Сказка “Курочка Ряба”

Жили-были дед и баба
И была у них курочка-Ряба.
Снесла курочка яичко
Не простое яичко – золотое.

Баба. Эй, старик, проснись скорей!

Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Да смотри, что я нашла.
Наша курочка-пеструшка
Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело.
Что ты, баба, обалдела?

Да яйцо-то не простое.
А гляди-ка, золотое!

Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!

Баба. Погляди, горит как жар!

Дед. Не случился бы пожар?

Баба. Ой, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Ты пойди, запри засов,
Да спустить бы надо псов.

Дед. Ты в сундук запри его.

Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло!
Ненароком принесло.

В среду в город я поеду
Там базар бывает в среду
Богатеев много там!
Им яичко и продам!
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок 40 штук,
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам
Нет, уж если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже.
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются, мне не жалко!

Да уймись ты, не кричи!
Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет?

Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.

Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда,
Будем жить, как прежде жили.
И работать как всегда.

И шубенку справить можно
И подправить можно дом.

Эх! Только то, видать надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха дверь
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседка!

Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок.
У меня хорош квасок.
И варенье, и соленье.

Заходите без стесненья!
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара.
С сухарями, с крендельками
С бубликами вкусными
С сушками, с ватрушками
Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара,
Чаю сладкого попьем!
Нашу песенку споем

2 ведущий: И заканчиваем наш праздник “Деревенские посиделки” Грамотой (зачитывается грамота).

Люди добрые, послушайте,
Потом не говорите, что вы
Не слышали нашу грамоту
12 марта 2010 года
Проходите, проходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте
Нас добрым словом вспоминайте
Без корней, даже дуб засыхает,
И беда, коль традиций не знает
Наше Поколение молодых.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
1

Подготовила и провела
руководитель школьного
краеведческого музея
Якимова Г. К.
2012­13 учебный год

"Деревенские посиделки"
(Посиделки проводятся после экскурсии по музею)
Цели:
 Знакомство со старинными обычаями и традициями русского народа;
 Формирование интереса и уважения к традициям на Руси:
 Активизация интереса обучающихся к истокам и истории своего народа:
 Воспитание нравственных качеств личности
Задачи:
 познакомить обучающихся с русскими обрядами, существовавшими в старину;
 воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
 прививать интерес к истории русского народа.
Ход мероприятия
2
1 ведущий: А сейчас приглашаем Вас в деревенскую избу на посиделки. В старые
времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали
посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за
вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Всем было
весело.
Главой чертой посиделок были смех да веселье. Считалось, чем веселее
посиделки, тем плодородней и урожайней будет год. Поэтому безудержное веселье
стало самым главным на деревенских посиделках.
2 ведущий:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
1 ведущий:

Собрались мы позабавиться,
Пошутить! Поиграть,
Посмеяться!
Смех вам да веселье!
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите.
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Гость: Ехал мимо, завернул до дыма.
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду,
кому песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли
места хватило?
Гость: Гостям­то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте – да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах­светлицах, щелкают орешки, да
творят насмешки
Песня «Завалинка». Выходят участники и рассаживаются на скамейке
3
Хозяин: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Сосед:
Привез сарафаны я жене,
Мишке внучонку привез собачонку:
Носик торчком, хвостик крючком,
ма­а­ленькая!
А еще привез забаву,
На забаву – всем на славу!
Да где же они забавники?
Выходят Фома и Ерема.
Вместе:
А вот и мы оба: Фома да Ерема.
Низко поклонились – колпаки свалились.
Колпак надеваем – снова начинаем.
Мы пришли к вам оба: Фома и Ерема.
Фома: Людей посмотреть.
Ерема: Себя показать.
Фома: Да небылицы вам рассказать.
Ерема: Подвинься.

Фома: Нет, ты подвинься.
Ерема: Фома вредный, голос медный,
Сам с кувшин, голова с аршин.
Фома:
Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой,
Ерему поднимали, животы надорвали.
Отворачиваются друг от друга.
Фома: Начинай
Ерема: Нет, ты начинай
Вместе:
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина.
Фома: Овцы в донцы,
Ерема: Тараканы – в барабаны,
Фома: Утки – в дудки,
Ерема: Сверчки – в смычки,
Фома: Комары – в котлы,
Ерема: Козел пляшет – ножкой машет
Фома:
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
Ух, ух, ух, ух.
Ерема: Попляши, Фома, за двух.
Фома:
А теперь сядем рядком,
Да поговорим ладком.
Ерема:
Пошел я на лыко, гору драть.
Увидел – на утках озеро плавает.
Я бросил три палки:
Одну – еловую, другую – березовую.
Третью – рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил березовую – перебросил,
Озеро вспорхнуло, полетело,
А утки остались.
Фома:
Эх! Это что! А со мной случай был!
Летит пуля – жужжит.
4

Я в бок – она за мной,
Я в другой – она за мной,
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб,
Я цап рукой, а это жук.
1 ведущий: Ох, и шутники вы! Проходите к нам, мы гостям всегда рады.
Хозяйка:: Ну­ка, девицы и молодцы, кто у нас самый смекалистый?
(Загадывает загадки).
1. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем (Пальцы).
2. Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу (Шапка).
3. Черненькая собачка, свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок).
4. Черный конь скачет в огонь (Кочерга).
5. Черненька меленька,
В платье вскочила.
Царя разбудила. (Блоха).
6. Два брюшка,
Четыре ушка (Подушка).
7. Одну меня не едят,
А без меня мало едят (Соль).
8. Не огонь, а жжется (Крапива).
9. Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым).
10. Три братца
Пошли купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
Хозяин:
5

Эй, девчата­хохотушки,
Запевайте­ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
частушки:
1.Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете.
Я не с вашего села –
Вы меня не знаете.
Я плясал на три ноги,
Потерялись сапоги.
Оглянулся я назад –
Сапоги мои лежат.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи!
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем.
Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!
На опушке два цветочка,
Голубой да аленький,
6

Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Хозяйка: А это дело было, голубчики, в старину.
Когда задумал дед Архип залезть на Луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.
Одну переняла, да вам привезла
Сказка «Репка»
Дед:
Посадил я репку в грядке мягкой, теплой,
Поливал досыта вкусною водой.
Полюбило крепко солнце нашу репку,
Подружилась репка с ясною звездой.
Репка подрастала – выше грядки стала,
Репка вырастала – мне по пояс стала.
Репке мал огород!
Репка небо достает! (Тянет)
По­та­щу! По­та­щу!
Всю деревню у­го­щу!
Петух: Куры, куры, ку­ка­ре­ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко­ко­ко!
Интересно, кто кого?!
Народ: Тянет­потянет…
Вытянуть не может!
Бабка помоложе!
Бабка поможет!
Бабка: Погоди­ка, петушок!
Помолчи­ка, мой дружок!
Мы посмотрим, кто кого.
Я ведь бабка – ого­го!
Вместо утренней зарядки
Я пропалываю грядки,
И могу для внучки
Сшить по моде брючки.
7

Дай надену я косынку,
Да задую керосинку. (Тянет)
Репку я в единый миг…
То­то будет рад старик!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Внучка помоложе!
Внучка поможет!
Внучка: Подожди­ка, Бабка!
Подожди­ка, Дедка!
Подожди и ты меня
В огороде, репка!
Засучу я брючки,
Туфельки обую,
Кремом смажу ручки –
Ладно, подсоблю я!
До чего же сладка
Пареная репка! (Тянет)
Вот как надо, Бабка!
Тренируйся, Дедка!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Жучка помоложе!
Жучка поможет!
8
Жучка: Что за шум и что за драка?
Гав­гав­гав!
Я устала как собака!
Гав­гав­гав!
Я облаяла соседку
И соседкину наседку.
Во дворе так много дела:
Целый день хвостом вертела!
А теперь под самым носом
Репка выросла без спроса!
Кто позволил, чтобы репа
От земли росла до неба? (Тянет)
Это что за беспорядки?
Убирайся, репка, с грядки!
Гав­гав­гав!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…

Вытянуть не может.
Кошка помоложе!
Кошка поможет!
Кошка: Я Кэт или Катце,
По­здешнему – Кошка.
На всех языках
Я мурлычу немножко.
Ведь я занимаюсь наукой,
И против меня не мяукай! Мяу!
Мышей не ловлю я,
Боюсь, что устану.
Люблю изучать молоко и сметану.
Свои ноготки с маникюром
Люблю я показывать курам! Мяу!
Такие, как я, исключительно редки,
Какое мне дело до дедкиной репки? (Тянет)
Открою я вам по секрету –
Я рыбу люблю! А не репу! Мяу!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Мышка помоложе!
Мышка поможет!
Мышка: Я Мышка! Я Мышка! Я очень сильна!
Сильнее медведя! Сильнее слона!
Хотите, я вытащу репку одна?
И мне ваша помощь совсем не нужна.
Ну­ка, Дедка, за репку берись!
Ну­ка, Бабка, за Дедку держись!
Внучка, и ты не ленись! Крепче за Бабку возьмись!
Жучка – за Внучку, Кошка – за Жучку…
Чур, не кусаться! Задам я вам взбучку!
Репки хотите? Дружно тяните!!
Дед:
Эй, ухнем!
Бабка: Эй, охнем!
Внучка: Эй, ахнем!
Жучка: Эй, гавкнем!
Кошка: Мя­ук­нем!
Мышка: Эй, пискнем!
Петух: Куры! Куры! Ку­ка­ре­ку!
Мышка вытянула репу!
Ай да Мышка! Ко­ко­ко!
Нет сильнее никого!
9

Народ: Повалили репку на бок,
Развалили десять грядок,
Заняла она весь двор,
Скособочила забор!
Во дворе ни встать, ни сесть,
Вам одним ее не съесть!
Мышка: Репку вытянула я!
Без труда, в одно мгновенье!
Репка, стало бы, моя!
Всех зову на угощенье!
Слава Мышке! Ну сильна!
Дед:
Бабка: Ты и впрямь сильней слона!
Внучка: Одолела репку нашу…
Жучка: Видно, много ела каши…
Мышка: Я и с Кошкой поборюсь!
Кошка: Этой Мышки я боюсь!
Народ: Поздравляем с урожаем!
Все:
Дед:
Мышка: И еще останется!
Всех на репку приглашаем!
Каждому достанется!
Хозяйка: Ну, ребята, кто сказку слушал – тот меду покушал. А кто не слушал, да
зевал, тот пустое блюдо полизал!
Хозяин: Повеселились, потешились, пора и честь знать.
10
Ведущий: А после окончания праздника всей гурьбой шли по деревне. Парни
провожали девушек по домам. А на следующей неделе собирались в другой избе на
посиделки.
Материалы сайтов nsportal.ru, RusFolklor.ru
Журналы «Досуг в школе», «Педсовет»
Использованные ресурсы

С цена ярко украшена. На заднем плане нарисованы печка, яркие фигурки дымковских игрушек: матрешки, уточки, солнце. Посреди сцены стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

П оявляются ведущие: хозяин с хозяйкой оба в русских народных костюмах.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

Хозяйка: припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

Н а сцену входят гости. Девочки в юбках из красного ситца и пестрых кофточках, на плечах - цветные шали. Мальчики в рубашках навыпуск, отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям -то, известное дело, хватило места. Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте - не в обиде.

Хозяева усаживаются.

Хозяйка: небылицы в лицах, сидят в теремах- светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги.

Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Можно зашить. - Да иглы нет. - А велика ли дыра? - Один ворот остался. - Фома, что из леса не идешь? - Да медведя поймал! - Так веди сюда! - Да он не идет! - Так сам иди! - Да он меня не пускает! - Сынок, сходи за водицей на речку! - Брюхо болит! - Сынок, иди кашу есть! - Что ж, раз мать велит- надо идти!

Все гости поют песню "В хороводе были мы ".

Гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают? - Шьют да поют - А матушки? - Порют да плачут. - Фома у тебя в избе тепло? - Тепло. На печи в шубе согреться можно! Две девочки читают частушки перед исполнением пляски. - Эх топни нога, топни правенькая, Я плясать пойду, хоть и маленькая. - Пойду плясать по соломушке, раздайся народ по сторонушке! Четыре девочки выходят плясать, исполняют частушки: 1-ая Шире круг, шире круг, Дайте круг пошире. Не одна иду плясать, Нас идет четыре. 2-ая Не хотела я плясать. Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла Я не удержалася. 3-ая А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала- подружки. 4-ая По деревне я шла И Ванюшку видела Под кустом сидел и плакал: Курица обидела. 1-ая 2-ая Я плясала в три ноги, Балалаечка - гудок Потеряла сапоги, Свое дело знает Оглянулася назад: она в Ваниных руках Сапоги мои лежат. Хорошо играет. 3-ая 4-ая Сидит ежик на березе- Если б не было воды, Белая рубашка, Не было б и кружки. На головке - сапожок, если б не было девчат. На ноге фуражка. Кто бы пел частушки? На середину выбегают мальчики, они танцуют в присядку, один поет. 1-й На горе стоит телега, Слезы капают с дуги. Под горой стоит корова, Надевает сапоги. Мальчики кончают пляску. Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу. 1-ая Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник. 2-ая Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки. Один из гостей обращается к варчуньям - Акуля, что шьешь не оттуля? - 2-ая А я, батюшка еще пороть буду. - Хозяйка: гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать? Угощает всех конфетами.

Одна из гостей:

Жили -были дед да баба, была у них курочка - ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Начинается инсценировка сказки О. Высотской "Золотое яичко". Баба: Эй, старик проснись скорей! Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь старуха? Баба: Да смотри, что я нашла: Наша курочка - пеструшка под кустом яйцо снесла. Дед: Ну снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела? Баба: Да яйцо - то не простое, а, гляди-ка золотое. Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели. Баба: Погляди, горит как жар. Дед: Не случился бы пожар! Баба: Ох горит, слепит глаза! Дед: Чудеса! Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его. Раздается стук в дверь. Баба: Нету дома никого! Ишь, соседей, как назло, Ненароком принесло. Дед: Ты пойди запри засов, да спустить бы надо псов. Баба: (возвратившись) В среду в город я поеду, там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко и продам. Как дадут мне денег груду. Накидают мне рублей, на салоп себе добуду я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук. Шаль в цветочках голубую, до краев набью сундук. Дед: Что ты мелишь небылицы! Ишь, сыскалась молодица, наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трехэтажные палаты и беседки по углам. Баба: Да уймись ты, не кричи, вон упала на пол скалка, чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет! Дед: Я хозяин или нет?! Баба: Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось. И скорлупки не осталось, все куда-то подевалось! Дед: Ну чего мы затужили? От чудес одна беда. Будем жить, как прежде жили, и работать. Как всегда. Баба: И шубенку справить можно, и поправить можно дом. Дед: Только то, видать, надежно, что дается нам трудом. Открывай, старуха, дверь, что нам прятаться теперь! Эй, соседка! Баба: Эй, сосед! Забывать друзей не след. Заходите на часок, у меня хорош квасок, и варенья, и соленья. Дед и баба: (вместе). Заходите без стесненья! Гости подходят с поклоном к хозяевам.

Оборудование:

Макет лома с завалинкой. зеркало, вышитое полотенце, деревянная посула, русская печь (рисунок), рисунки учащихся для выставки, стол, пяльцы, прялка, музыкальные инструменты, плакат с пословицей "Не красна изба углами, а красна пирогами", конфеты и блины для угощения, русские народные костюмы.

Ведущий (на фоне музыки).

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мшистом?

В радости ли?

В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а с песней? С песней на Руси родились!

Дети исполняют песню.

В старые времена был такой обычаи у русских людей; как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: "От скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут-то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня собрались на посиделки.

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят к себе

на посиделки.

Будут песни, будут пляски

И игра в горелки.

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы."

Приводите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят хозяин и хозяйка, накрывают стол для гостей, В это время по улице движутся красны девицы и добры молодцы.

Участник.

Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка, звончата! (Стучит в дверь.)

Дома ль Марья, дома ль Дарья, дома ль душечка Катюшечка?

Мы ту точки.

Участник.

Красны девицы, добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Собрались мы позабавиться

Да потешиться!

Пошутить!

Поиграть!

Посмеяться!

Смех вам да веселье!

Дети имитируют движение по улице под мелодию "Светит месяц".

Отряхиваются на крыльце и стучат в дверь.

Тара-pa, тара-ра,

идут девки со двора!

Песни петь да плясать,

всех вокруг забавлять.

Про уроки.ru - деревенские посиделки. сценарий фольклорного праздника для постановки в начальных классах (1-4 класс) школы

Для постановки в начальных классах (1-4 класс)

Действующие лица

3 соседки

Гости: девочки и мальчики

Звучит русская народная музыка

Ведущий:

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти.

Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти. Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.

Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.

Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!

Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).

Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин: А что это такое - рифмы?

Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?

Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.

Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.

Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын: Федя!

Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.

1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.

2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.

1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.

Хозяика: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Стук в дверь.

Хозяин: Кого еще нелегкая несет?

Сосед: Можно, хозяин?

Хозяин: Гость - не кость, за дверь не выкинешь. Заходи. Что нового в свете?

Сосед: На ярмарке был, посмотри, чего купил. (показывает хозяевам)

Стук в дверь

Дочка: Ой, подрушки пожаловали.

Девочки заходят, кланяются и хором:

Девочки: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!

Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка: Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.

Раздает пяльцы, звучит песня.

Стук в дверь. Входят парни

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Шутят, рассаживаются.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте – не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки..

Мальчик

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все Вот это да!

Девочка

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все Не может быть!

Мальчик

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

Все Правда?

Мальчик Правда.

Девочка

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все Ой-ой-ой!

Мальчик

Лошадь ела кашу,

А мужик – овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.

Девочка: Зачинить можно!

Мальчик: Да иглы нет.

Девочка: А велика ли дыра?

Мальчик: Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?

Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка: Петр что делает?

Мальчик: Да на печи лежит.

Мальчик девочке

Мальчик: Вставай, Дунюшка, уже занимается!

Девочка: Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Мальчик: Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!

Девочка: Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга!

Мальчик: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

Девочка: Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

Мальчик: Вставай, Дунюшка, каша готова!

Девочка: А я уж за столом сижу!

Хозяйка: Ну, гости дорогие, посмеялися, чай проголодалися?

Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи!

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай... Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай! (разливает чай, гости отвечают)

1 гость: Чай пить - приятно жить.

2 гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!

3 гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!

4 гость: От чая лиха не бывает.

Хозяйка: Как Марфуша для Петра наварила, напекла,43 пирога, 92 блина. Вот какие блины! (угощает гостей блинами)

Исполняется песня «Блины»

Соседки: Ну, а теперь, красны девицы да добры молоды потешьте хозяев.

Исполняются Частушки

Эх, топни, нога, топни, правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая,

Я плясать пойду по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

Сидит ежик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Хорошо траву косить,

которая зеленая

Хорошо девку любить,

которая веселая.

Хозяин: (выходит и берет его за ухо) Рано тебе еще в наш круг, молоко мамкино на губах не обсохло.

Соседки: Складно молодцы поют, да и девицы от них не отстают. А плясать сегодня будем?

Исполняются пляски.

Девочка:

Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим.

Загадаем всем загадки.

Кто смышленей – поглядим!

Загадки

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух) .

Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поет. (Кошка)

Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Инсценировка русской народной сказки

Соседка: Ну, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

Гости встают, благодарят хозяев

1 гость: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.

2 гость: Спасибо за хлеб, за соль.

2 гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.

Сценарий. деревенские посиделки, посвящённые дню и дню отца. 2009 г

Деревенские посиделки, посвящённые Дню Матери и Дню Отца. 2009 год.

«У самовара всей семьёй»

1 Ведущий: Проходите, гости дорогие, пожалуйте! Давно мы вас ждём, поджидаем, Вечер без вас не начинаем. У нас для каждого найдётся И местечко, и словечко!2 Ведущий: Нам начинать досталась роль. Не путайте с нагрузками, Мы принесли вам хлеб и соль На посиделки русские.1 Ведущий: Жива традиция, жива – От поколенья старшего Важны обряды и слова Из прошлого для нашего.2 Ведущий: Сядем рядком, поговорим ладком. Сядем теснее, будет веселее.1 Ведущий: На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собрались посиделки пожилых и молодых.2 Ведущий: При лучине ли сидели, Иль под светлый небосвод – Говорили, песни пели и водили хоровод.

Хоровод «На горе – то калина»

1 Ведущий: А играли как? В горелки? Ах, горелки были хороши! Словом эти посиделки Были праздником души!2 Ведущий: Быт людей отмечен веком, Поменялся старый мир. Нынче мы по одиночке По квартирам все сидим.1 Ведущий: Наш досуг порою мелок, И чего там говорить:Скучно жить без посиделок, Их бы надо повторить.

2 Ведущий: Мир вам, гости долгожданные, Что явились в добрый час –Встречу тёплую желанную Мы готовили для вас.1 Ведущий: В знак признанья и отличия Нам приятно в этот час По старинному обычаю Хлебом – солью встретить вас.2 Ведущий: Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим. Вот мы сегодня с вами и вашими мамами и папами собрались на деревенские посиделки « У самовара всей семьёй» .

1 Ведущий: А почему? Потому что в последнее воскресенье ноября вся страна отмечала, и мы с вами - День матери, а в начале декабря отмечаем День отца. С этими праздниками от всей мы поздравляем наших мам и пап.

1 Ведущий: Любовь матери к детям – самое светлое чувство в мире. Сколько пословиц сложено об этом. А, ну-ка вспомнимзнаете ли ты пословицы о маме, подскажите вторую половину. 2 Ведущий: В народе говорят: «Есть хлеб, будет и песня»

Русская народная песня «Блины»

1 Ведущий: На Руси с давних пор любили почаёвничать. Если семья переезжала в новый дом, то первой пускали кошку, затем несли квашню, в которой замешивали хлеб, а потом самовар, потому что без этих вещей не обходилась ни одна семья. А за самоваром кто сидел? Конечно, мама!

2 Ведущий: Собрались мы сегодня позабавиться да потешиться, Пошутить, поиграть да посмеяться.

Представление команд.

Представление жюри.

1 Ведущий: Беззаветна любовь матери к своему ребёнку с самого и 1 называется «Из детства на всю жизнь». Каждой команде нужно исполнить детскую колыбельную песенку. Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

2 Ведущий: В каждой русской горнице стоял сундук или сундучок. В нём хранилась нарядная одежда, она называлась выходной, вышитые полотенца, холсты и многое другое. У нас тоже есть сундучок, но он с сюрпризом. В нём вещи из сказок. Угадайте какие? За каждый правильный – 1 балл.1) Предмет дамского туалета, который в сказке говорит человеческим голосом (зеркальце).2) Предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну (яблоко). В сундуке лежит ещё для вас сюрприз - народное средство воспитания детей. Что это? (ремешок).

Игра «Ремешок» под музыку

1 Ведущий: Конкурс «Ах волшебство, волшебство». Вам надо написать какие волшебные предметы помогали героям сказок. Сколько предметов вспомните и напишете, столько баллов и получите. Время 1 минута.- скатерть – самобранка- гусли – самогуды- сапоги – скороходы- шапка – невидимка- ковёр – самолёт- волшебный клубочек- волшебное зеркальце. А теперь посмотрим, что-же вы написали. Вот вам волшебный клубочек.

2 Ведущий: Что случилось? Почему клубочек остановился? Как же нам препятствие одолеть?

1 Ведущий: Препятствий не будет Ты смело пройдёшь Если на все вопросы Ответы найдёшь.

2 Ведущий: 4 конкурс «Узнай сказку и героя»1) В какой сказке женщина крайне неопределённых лет, утратившая надежду стать матерью, замышляет похитить чужого ребёнка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым. Одновременно в сказке уделяется внимание вопросам своевременного сбора урожая, пользы изделий из ржаной муки и тому, как в результате бесхозяйственности на фермах молоко утекает реками. (Гуси-лебеди).

2) Героиня какой сказки, облачённая в дорогую, не имеющую государственного клейма, шубу явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – уж ей приглянулась архитектура строения. И в какие только инстанции не обращался хозяин, пока действия непрошенной гостьи не были квалифицированы как незаконный захват жилища. (Лиса и заяц)

3) В какой из сказок личность, во всех отношениях очень серая, осуществляет коварный план, съесть обед у трёх лиц. (Машенька и медведь)

4) В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (Волк и семеро козлят)

5) В какой сказке речь идёт о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили подойти ему к самому финишу. Но финал трагичен: проявив преступную самонадеятельность и грубо нарушив правила техники безопасности, он погибает. (Колобок)

2 Ведущий: Ни на одних посиделках не обходилось без шуток, прибауток, былей, небылиц, потешек и игр. Следующий 5конкурс называется «Шутки- прибаутки». Конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.

Клубочек покатился, И мы за ним пойдём Кто это за нами повторяет Кто это с нами играет. Пока дети играют, жюри подводит итоги конкурсов.

Игры детства

Слово жюри.

1 Ведущий: Следующий конкурс 6 «Как вы знаете пословицы». Проверяем ваше внимание.- Бабушка, пусти гулять…- А уроки?- Хочу гулять!- Разве не знаешь: «Делу время, потехе час»?- Гулять хочу –у –у!- Ох, внучек, допёк ты меня! Придётся тебя за ушко да на солнышко.- Бабушка проверь, у меня что-то ответ не сходится.- Вот тут у тебя ошибка. Поспешишь – людей насмешишь.- Понял, бабушка, понял! Пошёл переделывать! Ура! Я всё! Можно теперь мне погулять?- Конечно, внучек. Кончил дело – гуляй смело. Какие пословицы прозвучали? Сколько? Запишите их.

1 Ведущий: 7 конкурс «Бой петухов». Этот конкурс только для мальчиков и пап.

2 Ведущий: Народная мудрость гласит: «Хлеб всему голова», «Хлеб – кормилец». К хлебу на Руси относились по – особому. Его уважали, почитали. А какое блюдо русской кухни считается самым распространённым?

1 Ведущий: Конечно каша! Кашей на Руси встречали новорожденного. Жених с невестой варили кашу – это было обязательной частью церемонии, отчего и пошло выражение: «С ним кашу не сваришь». Раньше говорили: «Русского без каши не накормишь» А какие вы знаете русские народные кушанья?

Каждая команда рассказывает о 2 самых распространённых кушаньях

2 Ведущий: Мы тоже для каждой команды приготовили по 4русских народных кушанья. Определите и напишите, что это такое. Проверяем. (Овсяный кисель, гороховый кисель, нужда, гороховые оладьи)

1 Ведущий: А сейчас мы всех приглашаем на русскую удалую пляску.

Пляска.

Слово жюри.

2 Ведущий: Мы чудесно поиграли, Много нового узнали. А теперь посидим ладком Поговорим мирком.

1 Ведущий: Мы думаем, что наши прекрасные и папы тоже вместе с нами вспомнили своё детство, беззаботные вечера, мир бабушкиных сказок.

Чаепитие.

Сотова Наталья Алексеевна
Сценарий мини-спектакля «Деревенские посиделки»

Денис : Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Дамир : На Руси все наши предки,

Чтобы время скоротать,

Собирали посиделки ,

Поиграть и поболтать.

Народ посмотреть

И себя показать,

Хороводы водить,

Песни-нескладушки петь,

Весёлые потешки-небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Денис : Хотели бы вы на таких посиделках побывать , да всё своими глазами увидеть? Ну тогда закрывайте глаза и считайте до 5.

Дамир : Оказались мы с вами в русской деревянной избе . А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.

(Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает)

Хозяйка : Дом вести – не головой трясти, всё надо припасти. Акуля, Акуля, что шьёшь не от туля?

Дочка (Настя Самострелова) : Да, я матушка, еще пороть буду.

Хозяйка : Поспешишь-людей насмешишь.

Дочка : Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Хозяин : Домом жить – обо всём надо тужить (Плетёт лапти, учит сына Федюшку)

Дамир : Родители трудолюбивы – и дети в этом доме неленивы.

Сын : Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин : А что такое рифмы?

Сын : А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи как твоего отца звали?

Хозяин : Моего папашу Кузьмой звали.

Сын : Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин : Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын : Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят. А как твово дедушку звали?

Хозяин : Иван

Сын : Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает –

Твово дедушку ругает.

Хозяин : Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? (сердито)

Ты зачем такие пустяки прибираешь?

Сын : Так это же для рифмы, тятенька.

Хозяин : Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын : Федя

Хозяин : Если ты Федя, то поймал в лесу медведя.

На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка : Будет вам ругаться, да ссорится, лучше загадку отгадайте.

Не сеяно, не пахано, не веяно, не молочено, водой смочено, камнем придавлено, на зиму припрятано. (Достаёт солёные огурчики)

Дочка : И я загадку знаю.

Пришёл Филипп, на нём сто лип. Он мал и короток, обежал городок, прижался в уголок (веник)

Стук в дверь. Выбегает соседка.

Соседка : Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!

Хозяйка : Ой, соседушка, не спеши, отдохни, толком всё нам расскажи.

Соседка : У Иванова двора загорелася вода.

Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили,

Пришел дедушка Фома, расседая борода,

Он народ погнал в овин, затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал.

Только слышно стороной, затушил он бородой!

Хозяин : Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.

Хозяйка : Всех речей не переслушаешь! Оставайся, соседка, у нас гости сегодня будут.

Соседка : Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки (садится на лавку) .

Раздаётся стук, шум за дверью

Хозяйка : Добрые гости всегда в пору!

Дочка (выглядывает за дверь) : Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!

Девочки заходят, кланяются и хором : Мир вашему дому!

Олеся Молькова : Пришли мы песни петь. да плясать, да себя показать.

Катя Чухманова : Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка : Красным молодушкам дам вышить белый ленок.

Раздаёт пяльцы, звучит песня «Со вьюном я хожу»

Дамир : Сидят девушки, вышивают, себя песней забавляют, каждая мастерица – трудится, не ленится.

Денис : Расступись, чесной народ, не пыли дорожка, добры молодцы идут – погулять немножко.

Шутят, рассаживаются (Саша, Стас, Богдан, Ваня)

Богдан : Мороз не велик, а стоять не велит.

Саша : Молодо-зелено – погулять велено.

Стас : Эй, девчоночки-беляночки, где вы набелилися?

Девочки : Мы вчера коров доили, молоком умылися.

Хозяйка : Ну что ж, пришла пора – отложи дела.

Делу время – а потехе час!

Ваня : Эх, возмём мы в руки ложки, разыграемся немножко.

Игра на ложках

Дамир : Мы не пишем, не читаем,

А частушки напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы ещё и спляшем вам!

Частушки : (Стас, Коля, Саша)

1. Шире, улица раздайся,

Мы с ребятами идём,

И весёлые частушки

От души сейчас споём.

2. Вы послушайте девчата,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь

3. Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кому нам петь частушки.

4. Ты играй повеселее,

балалайка – три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны.

5. Ох, плясал я в три ноги,

Потерял я сапоги,

Оглянулся да назад

Сапоги мои лежат.

6. Мы частушки пели вам

Больше чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите,

Вам ведь делать нечего.

Денис : Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хозяин : Всё что есть в печи – всё на стол мечи!

Хозяйка : Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.

Вот чай, чай, чай…Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай!

Дочка : Чай пить- приятно жить!

Соседка : Попьёшь чайку – позабудешь про тоску!

Отец : Чай не пьёшь – какая сила? Чай попил- совсем ослаб!

Сын : От чая лиха не бывает.

Хозяйка : Как Марфуша для Петра наварила, напекла, 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов! Хватит на всех едоков!

Хозяин : Хозяюшку нашу потешьте,

Блинков, пирогов поеште.

Соседка : Мы люди не гордые – нету хлеба – подавай пироги!

Хозяйка : Ну хватит вам болтать, пора пляску начинать.

(Олеся М., Катя, Ангелина, Стас, Коля, Денис)

Дамир : Ну, гости, дорогие, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

1 гость : Стол «спасибом» красится,

Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.

2 гость : Пироги у вас хорошие, сердца у вас приветливые.

3 гость : Спасибо, этому дому, пойдём к другому.

Песня «В хороводе были мы» (поют все под + или a cappella)

Денис : Вот и шуткам, прибауткам конец,

Дамир : А кто был здесь, да слушал нас – молодец!

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Деревенские посиделки» Сцена ярко украшена. На заднем плане нарисованы печка и яркие красочные фигурки игрушек: всевозможные матрёшки и уточки, так же солнце.

Сценарий спектакля «Свекольный переполох» Авторская разработка «Свекольный переполох» Предварительная работа: Слушание сказки. Обсуждение с детьми образов сказочных персонажей,.

Тема «Деревенские посиделки» Цель: Закрепление знаний, полученных на занятиях в занимательной игровой форме. Активизация и обогащение воспитательных.

Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество» Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать.



Онлайн калькуляторы