Реорганизация в форме присоединения к школе. Можно ли до окончания процедуры реорганизации изменить устав и лицензию? Слияние образовательных учреждений. Что ждет меня после выхода с отпуска по уходу за ребенком

12.1. Школа может быть реорганизована в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12.1.1. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) Школы осуществляется Учредителем в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими Федеральными законами Российской Федерации.

12.1.2. Школа считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

12.1.3. При реорганизации Школы в форме присоединения к ней другого юридического лица первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

12.1.4. Права и обязанности Школы в случае его реорганизации переходят к правопреемнику (правопреемникам).

12.1.5. При реорганизации Школы в форме преобразования, присоединения к образовательному учреждению, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего муниципального бюджетного образовательного учреждения Школа вправе осуществлять определенные в её уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных Школе, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.

При реорганизации Школы в форме присоединения к ней одного или нескольких образовательных учреждений лицензия и свидетельство о государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения переоформляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом лицензий и свидетельств о государственной аккредитации присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока действия лицензии и свидетельства о государственной аккредитации реорганизованного образовательного учреждения.

При изменении статуса Школы и его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом настоящего пункта форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, если Федеральным законом Российской Федерации не предусмотрено иное.

12.2. Ликвидация Школы осуществляется:

По решению Учредителя, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими Федеральными законами Российской Федерации.


По решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям Школы.

12.2.1. Ликвидация Школы влечет её прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

12.2.2. При ликвидации Школы Учредителем назначается ликвидационная комиссия, к которой с момента вынесения решения о ликвидации переходят права и обязанности Школы, в случае решения суда ликвидационная комиссия назначается органом, внесшим это решение.

12.2.3. При ликвидации Школы, учитываемые на отдельном балансе доходы, полученные от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество за вычетом платежей, связанных с выполнением обязательств, направляются на развитие муниципальной системы образования.

12.2.4. Имущество Школы при её ликвидации после расчетов по обязательствам переходит к Собственнику, документация сдается в установленном порядке в архив Управления образования Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.

12.2.5. Ликвидация Школы считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

12.2.6. Учредитель при ликвидации Школы гарантирует её работникам соблюдение их правил и интересов в соответствии с действующим трудовым законодательством и законодательством о занятости населения. Обучающимся гарантируется их право на получение образования путем перевода в иные общеобразовательные учреждения по месту жительства с учетом мнения обучающихся и их родителей (законных представителей).

12.3. Подробная процедура реорганизации и ликвидации Школы определяется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими Федеральными законами Российской Федерации.

Под реорганизацией путем присоединения образовательного учреждения понимается преобразование его статуса (вида, категории, типа) либо изменения его организационно-правовой формы, (к примеру, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную или основной в среднюю). После проведения такой процедуры устав образовательного учреждения, свидетельство о государственной аккредитации и лицензия утрачивают силу.

По действующему законодательству порядок реорганизации и ликвидации должен устанавливаться не федеральными органами власти для всех образовательных учреждений, а каждым уровнем государственной исполнительной власти или органами местного самоуправления для своих образовательных учреждений.На самом деле нет отличия в проведении этапов реорганизация юридических лиц в форме присоединения от порядка реорганизации и ликвидации образовательного учреждения. Есть общий порядок для всех юридических лиц, установленный гражданским законодательством.

По планам властей преобразование школ в виде слияния нужно проводить в целях уменьшения малоэффективных расходов на содержание некомплектных образовательных учреждений и совершенствования сети государственных образовательных учреждений По этой причине Департамент образования на примере московских школ принялся за уплотнение и без того переполненных классов. Если ранее предельный максимум из 25 учеников как-то ограничивался, то сейчас он превратился в минимум, и количество учеников ограничивает только «здравый смысл» чиновников.

Насколько действия властей являются эффективными и полезными для людей можно убедиться на примере слияния одной из московских школ для инвалидов со школой для обыкновенных детей. В результате детям-инвалидам нужно добираться до новой школы дольше, чем по существующим нормам это нужно делать здоровым детям. Ну а здоровые дети из-за такой «заботы» чиновников лишь понизят свой образовательный уровень. Слияние с обычной школой приводит не только к перезаполненности классов, но и резкому снижению уровня преподавания.

Ну а в освободившихся зданиях закрывающихся школ размещается дошкольные учреждения. К 2012 году таким образом в Москве планируется создать дополнительно — 4,5 тыс. мест.Учитывая те обстоятельства, что 90-х прошлого века после демографического спада, детские сады стали продавать или сдавать в аренду коммерческим структурам, то теперь власти проблему нехватки мест для дошкольников стали решать за счёт школьников и их родителей.

По этой причине такая реорганизация школ и их уплотнение наносит существенный удар по заметно ухудшающемуся качеству бесплатного образования. Кроме школьников, страдают как учителя разнопрофильных предметов, которые лишаются возможности качественно доносить до детей нужный материал, так и классные руководители, которые из-за нехватки времени перестали проводить интересные внеклассные мероприятия.

Несмотря на то, что «бюджетная реформа» официально отложена пока на 2012 год, но из практики видно, что она уже происходит сейчас. Следует заметить, что решения о закрытии «ненужных» классов и реорганизации школ это вовсе не инициатива местных чиновников и не их форма приказа о слиянии отделений внутри организации. Подобные решения «спускаются сверху» по указанию федеральных руководителей.

По мнению родителей детей пока ни их письма этим чиновникам, ни ссоры между собой из разных районов не смогут остановить стремительное уничтожение годами налаженной сферы образования. Для того чтобы что-то изменить, необходимо создавать комитеты борьбы родителей, детей и учителей, для координации действий разных школ и организации совместных протестов. Ну и результатом таких совместных действий должен быть разработанный, альтернативный план развития школ, который можно было бы консолидировано предъявлять чиновникам, выступив, в первую очередь, против уплотнения классов.

Во — вторую очередь стоит бороться против сокращений как зарплат и рабочих мест учителей, так и бюджетов школ в целом. За экономический кризис, который спровоцирован крупным бизнесом, не должны платить из своего кармана ни родители, ни учителя. Поэтому исход такого противостояния за качественное и бесплатное образование во многом зависит от всех заинтересованных сторон. Кроме прочего, вопрос такой реорганизации школ напрямую касается и студентов и преподавателей педагогических ВУЗов, т.к. для новых выпускников уже 2012-го года будет ещё меньше рабочих мест, поэтому в их интересах также проявить солидарность в этом вопросе.

В минувшие выходные в Москве прошёл митинг «В защиту столичного образования» - на Суворовскую площадь вышли полторы тысячи учителей и родителей школьников. Название акции кажется немного странным, ведь практически все уверены, что московские школы - лучшие в стране, а их выпускники гарантированно поступают в вузы. По просьбе The Village корреспондент «Коммерсанта» Александр Черных разобрался в проблемах московского образования и поговорил с теми, кого они затрагивают.

О проблемах с финансированием школ

Митинг организовали учителя школы «Интеллектуал»: они утверждают, что московские власти с 1 сентября резко сократили им финансирование и принуждают объединиться с соседней гимназией. История «Интеллектуала» хорошо иллюстрирует реформу столичного образования, которая идёт уже три года. Её начал ставленник мэра Сергея Собянина Исаак Калина, который возглавил городской департамент образования вместо «лужковской» Любови Кезиной. При «бабушке», как до сих пор её ласково называют в образовательном сообществе, система финансирования была довольно запутанной, но щедрой: лицеи, гимназии и другие «нестандартные» школы всегда могли рассчитывать на разнообразные доплаты и гранты из городского бюджета. Разброс был колоссальным: одни школы получали 63 тысячи рублей на ученика в год, а другие - целых 500 тысяч. Понятно, что далеко не все лицеи на самом деле соответствовали высокому статусу, но Любовь Кезина предпочитала закрывать на это глаза - ведь действительно выдающиеся учебные заведения получали при такой системе достойное финансирование. Кстати, «Интеллектуал» был создан именно департаментом образования, мечтавшем о собственном Хогвартсе - так и получилась небольшая школа-интернат для «ботаников», которой город заслуженно гордился.

Исаак Калина решил добиться полной прозрачности в распределении бюджетных средств по принципу «все дети равны». К этому времени родители из общеобразовательных школ начали откровенно роптать - они не понимали, почему их детям Москва выделяет так мало средств. И тогда департамент образования запустил так называемый пилотный проект - все школы, присоединившиеся к нему, получали одинаковую ставку (85 тысяч рублей в год на ученика младших классов, 107 тысяч - средних и 123 тысячи - старших классов). Для общеобразовательных школ это означало повышение финансирования, а вот «одарённые» теряли многое - поэтому до последнего отказывались присоединяться к «пилоту». Чиновники, надо признать, ждали три года и периодически призывали школы определяться (а чаще откровенно давили на них). Но итоговое решение вызывает недоумение - с 1 сентября 2014 года пилотный проект стал обязательным, а все школы, которые в нём не участвуют, стали получать от города норматив 2010 года - 63 тысячи рублей на человека. До этого «Интеллектуалу» выделяли 280 тысяч рублей на ученика - таким образом, за один день финансирование школы сократилось в четыре с половиной раза.

Всеволод Луховицкий

учитель русского языка и права в школе «Интеллектуал»

Я не понимаю, почему нам платят вдвое меньше, чем школам из пилотного проекта. Это означает, что привычного для нашей школы уровня образования больше не будет. Наши дети особенные, они любят учиться, после уроков идут на кружки, дополнительные занятия - и так до поздней ночи, для этого у нас система интерната. Теперь мы не можем всё это оплачивать, государство принуждает школу брать деньги у родителей - это, на мой взгляд, просто аморально. К тому же у нас 30 % детей из неполных или малоимущих семей, они не потянут такую плату.

Пока что учителя решили часть времени работать бесплатно. Коллектив «Интеллектуала» начал краудфандинговую программу - на неофициальном сайте школы опубликовали номер счёта с призывом помочь. Школьники написали открытое письмо о проблеме президенту и премьеру. Об «Интеллектуале» начали писать СМИ, и тогда на телеканале «Россия 1» в программе «Вести-Москва» вышел сюжет о школе, сделанный в лучших традициях «Анатомии протеста». Из подробного рассказа школьников о своей круглосуточной учёбе на экран попала лишь пара фраз о поездке класса в Нидерланды (о том, что экскурсию оплачивали родители, «Вести» умолчали). «Городу элитарная школа влетала в копеечку», - резюмировала корреспондент, не упоминая, что теперь «Интеллектуал» получает в два раза меньше остальных школ. Сюжет заканчивался недвусмысленным посланием: «Директорам школ придётся стать эффективными менеджерами, разумно планирующими свой бюджет, или оставить свои должности». 11 октября «Интеллектуал» организовал митинг, на который вышли 1 500 человек. Сейчас коллектив школы ждёт ответа на свою петицию.

«Интеллектуал» был создан именно департаментом образования, мечтавшем о собственном Хогвартсе - так и получилась небольшая школа-интернат
для «ботаников»
, которой город заслуженно гордился

Замглавы департамента образования Москвы Александр Гаврилов в эфире «Эха Москвы»: «Что мешало вашей школе вступить в пилотный проект в 11-м году, в 12-м, в 13-м? И давайте не будем кривить душой и проговорим, что, помимо 63 тысяч рублей на каждого ребёнка, школа „Интеллектуал“ получила грант в 10 миллионов рублей. И если их разделить на небольшой контингент вашей школы, это уже получится близко к 110 тысячам на ребёнка сумма. Дополнительно есть возможность получения грантов учителями. Кроме этого, школа могла и может заявиться на дополнительное финансирование на выполнение особых программ, что школа не сделала».

Алексей Сгибнев

учитель математики в «Интеллектуале»

Логика чиновников кажется мне очень странной. Да, «Интеллектуал» получил грант, как каждая школа из топ-20 в московском рейтинге. Но грант - это премия, которую «Интеллектуал» лично заслужил, а не компенсация за то, что нам теперь платят 63 тысячи. Представьте, что сосед получает 123 тысячи, а вы за ту же работу 63. Вы приходите к начальнику с вопросом, а он: «Ну ничего, если будешь очень стараться и получишь премию - будет 97 тысяч». При этом сосед может получить такую же премию на тех же основаниях, но сверх своих 123 тысяч. Это несправедливо. К тому же грант можно потратить лишь на определённые разделы бюджета. То же самое и с грантами учителей - это их достижения и их личные деньги. Давайте тогда вносить в школьный бюджет подработки на стороне.

«Интеллектуал» подал заявку на выполнение госпрограмм ещё в августе 2014 года, но большинству школ до сих пор неизвестно, какие суммы из их заявок одобрены и когда будут выданы. Работы уже надо вести, а денег на них ещё нет. А может, и не будет. В таких условиях планировать работу школы невозможно.

Об объединении московских школ

Одновременно с реформой финансирования департамент образования запустил другой процесс - объединения школ и детских садов в огромные образовательные комплексы. Первые такие учебные центры появились ещё в девяностые годы и оказались очень успешными - например, школа «Царицыно» Ефима Рачевского. Чиновники указывали, что в большой школе с несколькими корпусами легче создать отдельные образовательные направления. Тогда ученик сможет выбирать не только между математическим и гуманитарным классами, а ещё и химическим, лингвистическим, экономическим - да каким угодно, хоть спортивным. Если присоединить детский сад, то малыши будут готовиться к конкретной школе уже в самом раннем возрасте. И, разумеется, большая школа получит из бюджета больше денег - ведь средства выделяются на каждого отдельного ученика. Чем больше школьников, тем больше бесплатных кружков, секций и экскурсий.

Открыто это не проговаривалось, но, объединяя школы, чиновники надеялись существенно сэкономить. Вместо пяти директоров зарплату нужно будет платить только одному; медсестёр, логопедов и прочих психологов тоже можно сократить. Да и учителя смогут взять больше классов, а значит, их зарплата приближается к средней городской (за этот показатель мэрия отчитывается напрямую президенту, причём Москва - один из немногих субъектов РФ, где с ним возникают проблемы). В общем, одни плюсы.

Но с выполнением этой прекрасной программы возникли серьёзные проблемы, причём по вине департамента образования. «Царицыно» и другие учебные центры оказались такими успешными, потому что процесс объединения был долгим и продуманным. А чиновники решили слить все школы в самые короткие сроки, не разбираясь в их особенностях, не оценивая сильные и слабые стороны - лишь бы рядом находились.

По закону объединение должно быть добровольным процессом, более того - проводиться только по инициативе родителей и администрации обеих школ. Но в этом вопросе до сих пор есть правовая неясность: сначала городские власти утверждали, что родительский совет может наложить право вето на слияние, потом - что их мнение лишь учитывается. Закон допускает обе трактовки.

И город захлестнула волна слияний и превращений: за последние несколько лет из четырёх тысяч образовательных учреждений получилось чуть больше тысячи центров. Мнение родителей «учитывалось», но на деле они повлиять ни на что не могли - подпись ставят директора, а они чаще всего молчали, ведь по Трудовому кодексу их могут уволить без объяснения причин в любую секунду. С теми, кто поначалу отказывался объединяться, чаще всего так и поступали. За несколько дней до митинга объединили и «Интеллектуал» с соседней гимназией - сейчас директор школы говорит, что этот шаг позволит получить необходимое финансирование. Учителя «Интеллектуала» разводят руками - они не понимают, как учить обычных детей по их крайне сложной программе.

В итоге город получил совсем уж удивительные центры, которые начитанные школьники на форумах сравнивают со средневековыми химерами, составленными из частей самых разных зверей. Например, образовательный холдинг № 2077, в состав которого вошли три обычных школы, спецшкола для умственно отсталых и школа для детей с девиантным поведением. Впрочем, чиновники в этом ничего страшного не видят, а Исаак Калина и вовсе привёл «МК» кулинарный пример: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет - маленький, большой, свежий, малосольный, - происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».

А чиновники решили слить
все школы в самые короткие сроки,
не разбираясь в их особенностях,
не оценивая сильные и слабые стороны - лишь бы рядом находились

Сейчас центр № 2077 присоединяет к себе школу № 1189, где преподают, в частности, сотрудники Курчатовского института. Туда приезжают учиться дети со всей Москвы и области, некоторые семьи даже переехали поближе именно из-за школы. Учителя, родители и управляющий совет направили официальный протест, который чиновники проигнорировали. «У наших школ совершенно разная нагрузка, атмосфера, подходы к ученикам, - говорят родители. - Наша школа объективно сильнее, но директора, который добился такого результата, убрали - вместо него пришёл человек, который просто не умеет общаться с людьми».

Андрей Капитанов

родитель ученика школы № 1189

Образование в нашей школе несколько отличается от того, которое ребёнок получает в обычной. Во-первых, приём в школу осуществляется по результатам Курчатовской олимпиады школьников. Поступающие - это обычные дети, просто они сами или с помощью родителей пришли к пониманию, что нужно серьёзно учиться, и готовы трудиться.

Во-вторых, наши учителя дают гораздо больше стандартной школьной программы, причём делают это так, что ребятам интересно. В старшей школе есть уже профильные классы, это фактически предуниверсарий - часть уроков ведут ученые из НИИ им. Курчатова, дети поступают на бюджетные места в лучшие вузы. В-третьих, за 20 с лишним лет в школе сложилась особая атмосфера. Это школа единомышленников и союзников: администрация, учителя, родители и ученики тесно общаются, уважают друг друга.

На мой взгляд, всё это и даёт прекрасные результаты: дети мотивированы к учебе, их стремления поддерживаются учителями и общей атмосферой. В этой школе модно учиться, отсюда и высокие места в рейтингах, победы в олимпиадах, хорошие результаты ГИА и ЕГЭ и так далее.

И этот слаженный живой организм пытаются уничтожить реорганизацией. Не имея для этого каких-либо весомых причин, в нарушение закона об образовании, неожиданно, без согласования с педагогами, родителями, в начале учебного года, фактически срывая учебный процесс, происходит присоединение сильной школы к средней. Директора вынудили уволиться, уходят учителя, дети и родители в растерянности и непонимании, как такое вообще возможно?

В школах для инвалидов
или девиантных детей тоже недовольны слияниями

Сейчас родители бьют в набат. Прошли митинг и пикет, мы пишем жалобы во все возможные инстанции, вплоть до премьер-министра и президента РФ. Но наши письма спускаются обратно, в Департамент образования города Москвы. Разве может чиновник, совершающий противоправные действия, сам разбираться в наших жалобах на его работу? Присоединение не несёт нашим детям никаких плюсов, а вот минусы всем очевидны - резкое снижение уровня
образования и уничтожение всего доброго и хорошего, что создавалось годами.


Есть наблюдение, что как только социальная система при своём воспроизводстве перестаёт выдвигать лучших представителей из основных слоёв наверх, а наоборот, верхние слои начинают сами подбирать себе замену, то такая система деградирует за несколько циклов. К сожалению, такая тенденция начинает прослеживаться в нашей системе образования.

В школах для инвалидов или девиантных детей тоже недовольны слияниями. Чиновники утверждают, что внедряют таким образом принятый на Западе инклюзивный подход, когда «особенные» дети учатся вместе с обычными, помогая друг другу. На деле всем становится только хуже: в объединённых центрах нет ни инфраструктуры, ни дополнительных ставок для специалистов по работе с инвалидами. «Инклюзивное образование - это хорошая штука, но в Москве этот лозунг исполняют буквально и грубо. И то, что могло быть полезным для развития детей, делается топором, рубится с плеч, - говорит правозащитница и экономист Ирина Ясина. - Я, всю жизнь выступая за инклюзивное образование, в ужасе от того, что получается, - берётся хороший лозунг и делается всё наоборот. Детей с особенностями просто толкают учиться в обычные школы. Цинизм и наплевательство, на примере этой реформы, к сожалению, характерен для всей нашей жизни».

Елена Лега

учитель географии и председатель профкома школы для детей с девиантным поведением № 1

У нас школа для особенных детей, с СДВГ, с проблемами в поведении, другими сложностями. К нам их направляет специальная медико-педагогическая комиссия, когда обыкновенная школа не может справиться с ребёнком. Здесь у нас созданы все условия для социализации таких детей, помощи им. В классе не больше десяти человек, чтобы учитель мог уделить внимание всем. К каждому классу приставлен воспитатель, который присутствует на всех уроках, на переменах, помогает после школы. Он имеет очень тесную связь с детьми, помогает им корректировать поведение. В итоге дети лучше учатся, меньше прогуливают, не попадают в криминальные истории, сдают экзамены.

Раньше такая школа была в каждом округе, теперь осталась только наша - остальных присоединили к кому-то. Говорили про инклюзию, а на самом деле раскидали по обычным классам. В итоге дети с более-менее приличным поведением пытаются учиться, хотя им очень сложно. И окружающим от них очень сложно - родители обычных детей постоянно жалуются на какие-то конфликты, даже драки. Понимаете, у таких детей проблемы, они очень вспыльчивые, не понимают шуток. Могут просто посреди урока стулом кого-то ударить. Даже похвалить их может быть опасно - учитель скажет, что он молодец, погладит по плечу, а тот вскинется: «Что вы до меня докапываетесь?» В нашей школе им помогает наставник, психолог, учителя умеют с ними общаться - а в обычных ничего этого нет.

А те, у кого совсем серьёзные проблемы, после слияния просто пропали. Может, прогуливают, может, пополнили ряды криминала. Кому от этого стало лучше?

Сейчас на нас давят экономически. Приказа о закрытии пока нет, но финансирование резко сократили, сняли все коэффициенты, которые город раньше платил нашей школе за работу с проблемными детьми. У нас мало учеников - и теперь мы получаем мало денег, 580 тысяч в месяц на коммунальные услуги и на зарплату 37 сотрудникам. Устно нам говорят, что комиссия больше не будет присылать к нам девиантных детей, они все останутся в обычных школах.

Получается парадоксальная ситуация - департамент образования начал вроде бы правильную реформу, но её исполнение зачастую приводит к обратным результатам. Понятно, что и школы за три года могли бы серьёзнее отнестись к вопросу - но раз реформа непонятна большинству её объектов, это проблема всё-таки тех, кто её начал. Ничто не мешало чиновникам подойти к объединению школ более ответственно - спокойно разобрать каждый отдельный случай и решить, где оно действительно нужно, а где принесёт лишь вред. Можно было бы сохранить нескольким действительно выдающимся школам повышенное финансирование, дать им возможность заработать деньги самостоятельно - Москва от этого вряд ли обеднела бы. А уж отбирать финансирование и привычные условия у «проблемных» детей и инвалидов - позор в любом случае, которому не могут служить оправданием никакие соображения экономии.

В итоге, действуя привычным для себя способом, московские чиновники вполне ожидаемо получили митинги и пикеты, которые, кстати, будут продолжиться. О более серьёзных последствиях реформы столичного образования мы узнаем через несколько лет.

В подготовке материала принимали участие студентки Академии «КоммерсантЪ» Дарья Бурлакова и Наталья Майборода
Фотографии:

Сегодня состоялось заседание Президиума Правительства Москвы, на котором столичный градоначальник Сергей Собянин подвел итоги реализации госпрограммы «Развитие образования города Москвы „Столичное образование“» в 2014 году.

Сергей Собянин, выступая на заседании Президиума Правительства Москвы, заявил, что основные мероприятия по реорганизации образовательных учреждений Москвы завершены. Кроме того, мэр рассказал и о планах по строительству новых зданий образовательных учреждений и ремонту уже имеющихся. Собянин сообщил, что в последние годы в городе построено 220 новых зданий и в более чем 500 проведен ремонт (капитальный и текущий), что в конечном итоге существенно повысило уровень материально-технического оснащения.

Отметим, что госпрограмма, по расчетам властей, должна создать условия для социальной и образовательной успешности жителей города, что включает - доступность качественного образования, улучшение условий труда педагогов, повышение информационной открытости системы образования, укрепление материально-технической базы образовательных организаций и повышение эффективности их деятельности. По словам мэра, по всем этим направлениям достигнуты значительные успехи.

В ходе реализации программы, более четырех тысяч однопрофильных учебных заведений были объединены в 696 крупных многопрофильных. Реализуется новая система финансирования учебных заведений, которое теперь зависит не от статуса организации, а от самих учащихся. Кроме того, было существенно увеличено это самое финансирование, что, безусловно, привело к повышению качества материально-технического оснащения учреждений. Значительно увеличился размер грандов, выдаваемых лучшим образовательным учреждениям, общий размер выданных грандов в минувшем году составил 1,05 миллиардов рублей, что на 300 тысяч больше, чем в 2013. Возросла и средняя з\п педагогов, что привело к общему увеличению престижности данной профессии – существенно возрос конкурс на поступление в педагогический университет (16,9 человек на место).

Значительные изменения были внесены в саму организацию педагогического процесса. Организованы проекты дополнительного образования «Профессиональная среда» для учащихся колледжей и «Университетские субботы» для школьников. В школах созданы управляющие советы, которые активно участвуют в принятии управленческих решений. Повысилась и информационная открытость системы образования. Актуальная информация регулярно размещается на сайтах всех образовательных организаций города. Налажена работа с обращениями граждан, в том числе через электронный сервис на портале Департамента образования города Москвы, ведётся работа по информированию москвичей о городской системе образования через СМИ. Кроме того, создан портал «Открытый департамент», на котором ведутся трансляции открытых совещаний по различным вопросам.

Лучшим доказательством правильности проводимых изменений городской системе образования является то, что существенно увеличилось количество московских школьников, которые проходят в заключительный этап Всероссийской школьной олимпиады. В минувшем году на данном конкурсе столицу представляли 796 школьников, что на 42% больше, чем в 2010 году. Увеличилось также и количество победителей, среди москвичей – 123 школьника, представляющих 68 учебных заведений. Кроме того, увеличилось и представительство столичных школ среди лучших 500 образовательных организаций страны – 126 школ, из которых 13 попали в рейтинг лучших 25.



Кадры