К какой патологии может привести умственный труд. Физиологические особенности умственного труда

Умственная деятельность, даже самая интенсивная, внешне видимыми усилиями не сопровождается. Однако выяснено, что при интеллектуальной работе у организма наиболее важные системы испытывают значительную нагрузку. Например, у переводчика при синхронном переводе скорость биения сердца составляет 160-165 ударов в минуту (70-75 в состоянии покоя). Но наибольшая интенсивность труда наблюдается у основных структурных и рабочих единиц головного мозга – нейронов (нервных клеток).

Согласно исследованиям, во время переработки информации организуются из нейронов в головном мозге функциональные системы. При этом любой нейрон способен стать элементом многих систем и принимать участие в различных процессах. Он после включения в активно действующую систему может воспринимать, перерабатывать и передать информацию другим нейронам. Одновременно он осуществляет постоянно биосинтез, необходимый для поддержки жизнедеятельности и структуры клетки. При этом расходует часть своих белков и энергетических запасов. Эти резервы незначительные, что требует их постоянного восстановления.

При длительной активности нервной клетки, её интенсивной деятельности необходим повышенный расход белков и энергии. До определённого времени нейрон преодолевает трудности, мобилизует свой резерв. Кроме того, при умственной работе происходит усиление кровоснабжения головного мозга, что позволяет нервным клеткам получать дополнительный строительный материал и питание. Однако данные ресурсы истощаются при длительном и чрезмерном напряжении. Поэтому может нарушиться внутриклеточный обмен (метаболизм), а клетка погибнуть.

Мозг выработал за многие миллионы лет разные механизмы самозащиты. Особенно эффективно защищает клетку от избытка напряжения торможение охранительное, когда нейрон как будто выключается автоматически. Иногда получается с применением стимулирующих средств (лекарства, крепкий кофе, чай) или усилием воли выводить нервные клетки из состояния торможения и стимулировать их деятельность, когда возможности физиологические уже исчерпались. Таким путём удаётся возбуждать нервную систему на некоторое время, но нарушенный внутриклеточный метаболизм вследствие чрезмерного напряжения усугубляется ещё больше. Такие нарушения нередко вызывают гибель клеток.

После гибели отдельных нейронов сначала состояние ничем не проявляется. Это объясняется наличием в функциональной системе сотни тысяч работающих нейронов. Каждый из них способен продублировать погибший нейрон при необходимости, взяв дополнительную нагрузку на себя. Поэтому не страдают функции мозга до некоторого времени, несмотря на повреждения и гибель клеток. Но в дальнейшем у человека возникает состояние, когда мысли путаются, ничего не получается, например, проваливает экзамен способный студент. Такие срывы являются следствием чрезмерных нагрузок, умственного перенапряжения. Они истощают и уничтожают нервные клетки мозга.

Однако утверждать, что интенсивная умственная деятельность вредна, ошибочно. У различных нарушений функций нервной системы частой причиной бывает нерегламентированный, неорганизованный труд. Умственная деятельность при рациональном ритме, наоборот, помогает совершенствовать работу головного мозга, поскольку при адекватной функциональной нагрузке оказывается благоприятное воздействие на формирование связей между нейронами. Чем больше связей имеют нейроны, тем шире у мозга возможности.

Следует отметить, что поиск золотой середины, то есть плодотворного труда без переутомления, является непростой задачей. Возможности мозга и активность функций клеток неодинаковые у разных людей. Что является для одного адекватной нагрузкой, для другого – непосильной. Кроме того, умственную деятельность трудно дозировать. Нельзя себе приказать прекратить думать вообще. Например, врачи лечили сложного больного, инженера, которого преследовали мысли о графиках, планах, чертежах. Он мысленно пытался всё время анализировать результаты неудачных опытов, отыскивая допущенные ошибки.

Для составления оптимального режима умственной деятельности для себя необходимо самонаблюдение. Надо постараться проанализировать и выяснить о времени, являющемся наиболее продуктивным. Согласно опросам, многим хорошо думается в утреннее время. Некоторые продуктивно трудятся после полудня. Поэтому желательно распределение нагрузки таким образом, чтобы можно было решать самые трудные задачи в те часы, когда на полную мощность функционирует мозг. При этом целесообразно усилия сконцентрировать только на проблеме, требующей решения.

Заниматься одновременно интенсивно разными видами умственного труда непродуктивно. Формируются сразу в головном мозге функциональные конкурирующие высокоактивные системы. Они вызывают утомление и перенапряжение нервной системы. Мозг утомлённый не в состоянии решать успешно поставленные задачи. Это приводит к неудовлетворённости и мучительной тревоге. Нередко людей вынуждают обстоятельства переключаться с одних проблем на другие. Весьма плохо, если такие переключения становятся закономерностью. Для умственного труда необходимо планирование, позволяющее всегда выполнять намеченные задачи.

Особенно важно для умственной деятельности чередование отдыха и труда. Однако не подразумевается отдых в виде полного бездействия. Желательно переключаться на другую деятельность, лучше физическую. При любой умственной нагрузке функционирует только часть нервных клеток. Если усталость ощущается после умственного напряжённого труда, это не означает утомление всего мозга. Утомляются только его некоторые системы. Именно им и требуется немедленный отдых. В этих случаях целесообразны умеренные физические нагрузки, которые воспринимаются с удовольствием.

Отдых посредством физических нагрузок создаёт в мозге стабильную и сильную функциональную систему, у которой нервные клетки не принимают участие в интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство помогает уставшим нейронам восстанавливать свою активность. Также поступающие в мозг импульсы из функционирующих суставов, сухожилий, мышц являются тонусом для коры больших полушарий. Многие люди умственного труда имеют склонность к пассивному отдыху: телевизор, компьютер, книги, шахматы. Это неплохо при условии, что отдых пассивный не заменяет активный полностью. Поэтому считаются обязательными посильные физические нагрузки и занятия физкультурой.

Для нейтрализации умственного утомления неплохими средствами являются рыбалка, увлечение живописью, походы в лес, работа на дачном участке и многие другие творческие и интересные занятия. Они позволяют направить ход мыслей в другое русло, отключиться на время от служебных проблем, расширить кругозор. При современном бурном темпе жизни организм испытывает тяжёлые нагрузки. Целесообразно научиться управлять рационально и бережно биологической сложной машиной – мозгом. Это позволит использовать резервы продуктивности умственной работы и высокой работоспособности.

Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд.

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны. Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физическоготруда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).


С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н.Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем:

1) постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период

2) соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности;

3) определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться;

4) установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация, к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т.п.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, прикоторой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи. Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации (предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т.д.); чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста. Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо указать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т.д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько правильно строится их деловое общение . Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения. Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать лишних сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения. Техника установления непосредственных деловых контактов – важный элемент делового общения. Основываясь на практике, можно условно выделить два основных типа деловых разговоров: информационный, целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию. Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

Планирование личного бюджета времени , по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать. Планирование личной работыосуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления : карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности и др. Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Для характеристики напряжённости умственного труда с физиологической точки зрения не выработаны достаточно объективные критерии. Её можно характеризовать объёмом информации, подлежащей запоминанию и (или) анализу, а также скоростью поступления информации и принятия решений, мерой ответственности за возможные ошибки при принятии решений и др. Это характерно для таких профессий, как диспетчеры, операторы центральных пультов управления сложными объектами, руководители трудовых коллективов.

Труд, как процесс, совершающийся между природой и человеком, един и неделим. Тем не менее, проведение различий между физическим и умственным трудом важно в силу специфики каждого из них. Их соотношение характеризует степень интеллектуализации труда. Интеллектуализация общественного труда – одна из объективных тенденций на современном этапе. Соотношение между затратами физического и умственного труда изменяется: доля первого снижается, а доля второго – повышается.

Понятие умственного труда имеет, прежде всего, психофизиологическую основу, поскольку оно связано с деятельностью человеческого мозга. Это понятие имеет и социальный смысл, связанный с выделением категорий работников преимущественно физического (рабочих) и умственного (служащих) труда.

Сущность умственного труда изучается и характеризуется в различных аспектах: - физиологи и психологи рассматривают умственный труд как процессы высшей нервной деятельности, реализующие функции и взаимосвязи мозга с рецепторами и эффекторами; - психологи и социологи изучают мотивы умственной деятельности, её структуру, логику, а также поведение работников, морально-психологический климат; - специалисты по кибернетике рассматривают умственный труд как модель системы переработки информации.

Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся: - научный труд – труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой; - инженерный труд – труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой; - педагогический труд – труд профессоров, преподавателей и учителей; - врачебный труд; - управленческий труд – труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами; - производственный труд – труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами; - вспомогательный труд – труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Предметом умственного труда (независимо от вида) является информация, содержащая состояние практики и задания по ее изменению. Информация является также и продуктом умственного труда: - для научного труда – отчёт, монография, статья, доклад; - для инженерного труда – проект, конструкторская и технологическая документация, опытный образец; - для педагогического труда – конспект лекций или занятия, прочитанная лекция, экзамен и т.д.; - для врачебного труда – диспансерное обследование, постановка диагноза, хирургическая операция; - для управленческого труда – план работ, учёт, анализ, приказ; - для производственного труда – программа работы оборудования, автоматизированной системы управления.


Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Интенсивность всякого труда характеризуется величиной производительного потребления рабочей силы в единицу времени. Затраты рабочей силы в физиологическом смысле есть расходование функциональных возможностей человека, приводящее к снижению работоспособности, появлению утомления. Психофизиологическими ограничителями при умственном труде являются: - показатель снижения работоспособности; - показатель надежности функционирования человека в различных системах; - величина и симптомы субъективно ощущаемой усталости; - показатели психического и эмоционального состояния.

Одним из важнейших показателей эффективности работника в системе «человек – машина», а также при выполнении обязанностей диспетчера, оператора и других аналогичный профессий является внимание. Внимание – это направленность психики на определённые объекты и её сосредоточенность. Под направленностью понимается избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный или непроизвольный выбор её объектов. Сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, не относящегося к данной деятельности, и торможение реакции на побочную, конкурирующую деятельность.

Различают произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека. Этот вид внимания связан с ориентировочным рефлексом на новый или сильный внешний раздражитель (в производственной практике чаще всего его недостаток проявляется как отвлечение).

Произвольное внимание – сознательно регулируемое внимание. Труд требует произвольного внимания, которое может переходить во вторично непроизвольное (или послепроизвольное) внимание – показатель высокого профессионализма. При переходе внимания из произвольного в непроизвольное изменяется его структура: волевой компонент заменяется интересом и навыком, выработанным до автоматизма.

Характеристики внимания: интенсивность, устойчивость, распределение, возможность переключения.

Интенсивность внимания – степень сосредоточенности. Чем больше интерес к деятельности, чем она труднее, тем более интенсивным будет внимание.

Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Эта характеристика учитывает колебания и отвлечения внимания в процессе деятельности.

Колебание внимания – периодическое кратковременное непроизвольное изменение интенсивности внимания.

Отвлечение внимания – непроизвольное переключение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, отрицательно влияющие на выполнение работы. Лёгкая отвлекаемость свидетельствует о недостаточной устойчивости внимания.

Устойчивость зависит от характера и содержания деятельности, которая совершается при наличии того или иного вида внимания. Устойчивость растёт с увеличением сложности объекта внимания. Однако сложность должна быть оптимальной, иначе возможны быстрое утомление и ослабление сосредоточенности.

Переключение внимания – это перемещение, обусловленное сознательно поставленной новой задачей. Переключение проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой.

Распределение внимания определяется способностью одновременно выполнять различные виды деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности. При оценке внимания говорят о ширине его распределения.

Существуют профессии, для которых внимание играет ведущую роль (водитель, контролер, диспетчер). В таких случаях говорят о тех или иных характеристиках внимания как о профессионально важных качествах. Внимание непосредственно связано и с вопросами качества, и с вопросами безопасности труда. Практика показывает, что чаще всего несчастные случаи происходят из-за «невнимания» и вследствие того, что «не хватило внимания». Поэтому характеристики внимания необходимо учитывать как при профессиональном отборе, так и при расстановке кадров.

Сотрудник в современной организации является работником умственного труда, если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать и добиваться результатов. Например, это может быть способность организации увеличивать свою долю на рынке товаров и услуг. Такой человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться только к исполнению приказов. Он должен также нести ответственность за свою деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем кто-либо другой способен принимать правильные решения. Но его предложения могут и отвергаться, и он может быть понижен в должности или уволен, и это накладывает соответствующую эмоциональную нагрузку на работника.

Труд руководителей и специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие значительное воздействие на результат работы всей организации можно отнести к интеллектуальному труду. Деятельность, в которой основной движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению. Эту деятельность нельзя измерять по произведенным затратам. Интеллектуальная деятельность определяется по её результатам.

Высшей формой умственного труда является творчество. Творческим трудом является труд писателей, композиторов и других представителей искусства, а также труд ученых, изобретателей. Элементы творчества включает в себя и труд инженера. Напряжённость творческого труда с точки зрения физиологии объективно оценить ещё более трудно, и поэтому соответствующих критериев в настоящее время не существует.

Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственным трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определённого уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального образования в формировании соответствующих специалистов интеллектуального труда. В рыночном хозяйстве продукты интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц. В связи с этим интеллектуальная собственность охраняется и регулируется законодательно. Регулирование обеспечивается определенными нормами гражданского законодательства: нормами авторского права, нормами патентного права, нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля умственного компонента, что приводит к стиранию граней между умственным и физическим трудом.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей учащихся и студентов. Указанные виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

0ператорский труд .

В условиях современного механизированного производства основными становятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятельность.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Так, например, труд телефонисток характеризуется переработкой большого объем информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряжённостью.

Управленческий труд

труд руководителей учреждении, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд

(научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работников

отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов

характеризуется, напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие, наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).



Первичные функциональные изменения в организме человека при умственном труде наступают прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности. Локальные процессы активации развиваются во многих зонах мозга, захватывая левое и правое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

При умственной работе обостряются восприятие, внимание, память.

Под влиянием умственной работы состояние психических функций претерпевает фазные изменения. В начале работы улучшаются внимание, запоминание, скорость выполнения тестовых задач и профессиональная работоспособность. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок). Умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга Усиливается кровоснабжение мозга, повышается энергетический обмен нервных клеток, изменяются показатели биоэлектрической активности мозга.

При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается, составляя 15 – 20% от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет лишь 2%, от массы тела. При этом потребление кислорода 100 г коры головного мозга оказывается в 5 - 6 раз большим, чем расходует скелетная мышца такого же веса при максимальной нагрузке.



Любая умственная работа, в особенности работа оператора, сопровождается определенным нервно-эмоциональным напряжением, причем для каждого, рода деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения. К эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, - ее опасность, ответственность. Нервно-эмоциональное напряжение приводит к усилению сердечно-сосудистой деятельности, дыхания, энергетического обмена; повышению тонуса мускулатуры.

Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде составляет от 10,5 до 12,5 МДж. Однако при отдельных видах умственной деятельности увеличение расхода энергии различно. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48%, при выступлении с публичной лекцией – 94%, у операторов вычислительных машин – 60 – 100%.

При нервно-эмоциональном напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций.

При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпатико-адреномедулярной, гипоталамо-гипофизарной, кортикальной систем. При эмоциональном возбуждении наблюдается ускорение обмена катехоламинов, увеличение выделения норадреналина в симпатических окончаниях, увеличивается содержание в крови адреналина и кортикостероидов, стимулирующих энергетические процессы, изменяющих минеральный обмен и повышающих возбудимость нейронов.

Оптимизация умственного труда должна быть направлена на сохранение высокого уровня работоспособности и на устранение хронического нервно-эмоционального напряжения.

При разработке рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать тот факт, что при умственной работе мозг склонен к инерции, к продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания умственной работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, обусловливая более длительное утомление и истощение ЦНС умственной работе, чем при физической.

Н.Е. Введенскому принадлежит классическое высказывание: «устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают». Им же были сформулированы общие основные физиологические условия продуктивной умственной работы.

1. В работу следует «входить» постепенно. Это обеспечивает последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.

2. Необходимо соблюдать определенный ритм работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.

3. Следует придерживаться обычной последовательности и систематичности в работе, что обеспечивает более длительное сохранение рабочего динамического стереотипа.

4. Правильное чередование умственного труда с отдыхом. Чередование умственного труда с физическим предупреждает развитие утомления, повышает работоспособность.

5. Высокая работоспособность сохраняется при систематической деятельности, обеспечивающей упражнение и тренировку.

Таким образом, происходит совершенствование и автоматизация навыков в умственной, особенно в операторской работе.

Оптимизации умственной деятельности, как и любой деятельности, способствует благоприятное отношение общества к труду, а также благоприятный психологический климат на производстве.

Ученые почти десять лет наблюдали за пожилыми людьми, как пациентами госпиталя, так и людьми, которые редко обращались к врачам и участвовали в эксперименте добровольно, пишет "МК" . Оказалось, что чем больше тот или иной человек был связан с наукой, тем более крепким здоровьем он обладал. Швейцарские исследователи связывают это с постоянной тренировкой мозга: если все время решать нестандартные задачи, учить иностранные языки, запоминать множество формул, то задействованные в работу нейроны - клетки головного мозга - умирают медленнее. Людям, кто хотел бы продлить свои годы жизни, дольше оставаться в здравом уме и твердой памяти, ученые советуют побольше тренировать мозг всевозможными заучиваниями и решать головоломки.

Комментарий вице-президента Европейской ассоциации геронтологов Владимира ХАВИНСОНА:

Наиболее важен для долгожительства даже не столько уровень IQ, сколько уровень интеллигентности людей. Насколько они внутренне уравновешенны, насколько уважительно относятся к окружающим, насколько умеренны в еде и дружат с физическим трудом. Часто такие люди могут быть не высокого интеллекта, но живут дольше за счет умеренности во всем. Кстати, те, кто придерживается религиозных правил, к примеру поста, отвержения злости и зависти, также часто относятся к группе долгожителей. Ученым же дополнительно помогают долго жить большие знания тех же правил гигиены и питания, больший интерес к жизни. К примеру, очень много долгожителей среди нобелевских лауреатов, независимо от того, к какой области научной деятельности они относятся. Признанный во всем мире факт: уровень долгожительства повышается с уровнем эволюционного развития человека.



Кадры