ЗРК «Тор» — чистильщик неба от американских «Томагавков. Начаты поставки зенитных ракетных комплексов "Тор-М2" Чем отличается м15 от тор

, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов , планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов , в том числе и выполненных по технологии «стелс» . Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой» .

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году - защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» - Вениамин Павлович Ефремов . Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года .

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи , однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка . Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50-88 %, беспилотные летательные аппараты - 85-95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса - 8-12 секунд.

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка , и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска» . На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов . Стал первой системой ближнего боя в мире имеющей вертикальный старт.

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5-2° по азимуту, 4° - по углу места и 200 метров - по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25-27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6-7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40-70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13-20 км - 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км - не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет .

Станция наведения (СН)

ЗУР 9М330

9М330
Основные характеристики
Назначение Зенитная управляемая ракета
Разработчик МКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг 165
Диаметр, мм 230
Длина, мм 2890
Размах крыла, мм 650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км 12,0
Скорость полёта цели, км/ч 2520
Скорость полёта, 2,11..2,41
Боевая часть 14,8 кг
Наведение радиокомандное
Взрыватель радиовзрыватель
Носители 9А330, ЗК95
Модификации 9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16-21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700-800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель .

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО - SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир» . Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода .

«Тор-М1ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323 , антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе ЧМЗАП 8335.

«Тор-М1Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.

«Тор-М1ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.

«Тор-М1-2У»

Модернизированный комплекс «Тор-М1-2У» предназначен для замены комплексов «Оса» , «Тор» и «Тор-М1». Первая партия комплексов поступила в Южный военный округ в ноябре 2012 года . В декабре 2012 года с ОАО «Ижевский электромеханический завод „Купол“» был заключён новый контракт на сумму 5,7 млрд руб. в рамках ГОЗ-2013. В рамках контракта к декабрю 2013 года в российские войска должны поступить: 12 боевых машин 9А331МУ, три машины технического обслуживания 9В887М2У, одна машина технического обслуживания 9В887-1М2У, машина ЗИП 9Ф339-1М2У, по шесть транспортно заряжающих машин 9Т244-1 и 9Т245-1, один комплект наземного оборудования 9Ф116. Кроме того, контракт предусматривает поставку совместно с комплексом машин управления: по одной машине 9С931 и 9С931-1, три машины 9С932-1. Срок поставки - декабрь 2013 года .

9К332 «Тор-М2»

    Тор-М2 (9К332) - видна новая антенна обнаружителя

    Tor M2E maks2009.jpg

    ЗРК Тор-М2К (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

    Tor M2E Maquette maks2009.jpg

    Макет ЗРК Тор-М2К на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2». Главной отличительной особенностью комплекса является возможность вести огонь на ходу без остановок, - защита техники на марше.

«Тор-М2Э» (9К332МЭ) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

«Тор-М2К» (9К332МК) - зенитный ракетный комплекс с боевой машиной на колесном шасси. Шасси разработано белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей ». В состав боевых средств комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331 .

ТТХ

«Тор-М2КМ» (9К331МКМ) - создан в модульном исполнении, для размещения на различных видах шасси. В состав боевых средств комплекса входит: автономный боевой модуль 9А331МК-1 и зенитный ракетный модуль 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М9331. На МАКС-2013 был представлен на шасси индийского автомобиля TATA .

На вооружении

  • Россия Россия - более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  • Азербайджан Азербайджан - 8 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия - 12 комплексов «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год
  • Венесуэла Венесуэла
  • Греция Греция :
  • Египет Египет - 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • КНР КНР - 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  • Кипр Кипр - 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год . Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300 ПМУ1
  • Иран Иран - 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год .
  • Украина Украина - состояли на вооружении по крайней мере до 2001 года , сняты с вооружения из-за невозможности содержания в рабочем состоянии

Происшествия

Изображения

    9K330 Tor - IDELF-2008 (1).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (2).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (3).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (4).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (5).jpg

    9K330 Tor - IDELF-2008 (6).jpg

См. также

Напишите отзыв о статье "Тор (зенитный ракетный комплекс)"

Примечания

Источники

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. - Справочное издание. - Минск: Белорусский дом печати, 2001. - С. 244,247. - 461 с. - 11 000 экз.

Ссылки

Стремительное развитие авиации и высокоточного оружия поставило военных и конструкторов перед необходимостью противостоять новым угрозам. Опыт военных конфликтов конца XX – начала XXI века показывает, что действия авиации явились во многих случаях решающим фактором, обеспечившим победу одной из сторон. Кроме того, именно с помощью этого вида оружия противнику наносится основной ущерб.

Помимо ударных самолетов и вертолетов, большую опасность представляют крылатые ракеты, которые способны преодолевать тысячи километров и лететь на низких высотах, огибая рельеф местности, что сильно осложняет их обнаружение и уничтожение.

В связи с этим особенно остро встает проблема защиты войск на марше и важных объектов в тылу, поскольку именно эти цели являются приоритетными для крылатых ракет. Кроме того, бурное развитие беспилотных летательных аппаратов, обладающих малыми габаритами, также заставило искать средство противодействия.

В качестве ответа на новые вызовы российскими инженерами был разработан зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У». Этот комплекс на сегодняшний момент является одной из немногих систем, которые способны одновременно работать как по крупным воздушным целям, так и по крылатым ракетам и корректируемым авиабомбам.

Название комплекса не случайно: как известно, тор – фигура, похожая на бублик. Если увеличить диаметр этого «бублика» до 15 км, то он закроет собой именно то воздушное пространство, которое способен прикрыть один комплекс.

Основное вооружение ЗРК «Тор-М2У» – восемь ракет 9М331, помещающихся вертикально в своих пусковых контейнерах. Системы комплекса способны обнаруживать одновременно до 40 целей, автоматически определять наиболее опасные из них, одновременно сопровождать до десяти и обстреливать до четырех целей. Причем наводиться одновременно могут сразу все восемь ракет.

Комплекс способен перехватывать не только высотные цели, но и цели, летящие на высоте вплоть до десяти метров и со скоростями до 700 м/сек. Этого хватает для борьбы со всеми известными сегодня средствами воздушного нападения, в том числе и с крылатыми ракетами.

Органы управления огнем комплекса выполнены по очень простой и, как принято говорить сегодня, интуитивно понятной схеме. По сути, роль командира сводится только к выбору целей и решению о пуске ракет. При этом в случае необходимости ЗРК может работать и в автоматическом режиме – самостоятельно определять приоритетные цели и обстреливать их ракетами.

Каждый комплекс может использоваться как автономно, так и в составе подразделения. В случае выхода из строя системы обнаружения целей комплекс все равно может запускать ракеты, которые будут наводиться с других комплексов. Таким образом, с помощью нескольких «Тор-М2У» можно создать очень гибкую систему противовоздушной обороны с «настройками» под текущую обстановку и особенности местности.

По словам инженеров, уже сегодня есть возможность сделать ЗРК полностью роботизированным и даже создать систему ПВО из таких «роботов». Однако такой необходимости пока нет: человек все еще остается важнейшим звеном в деле принятия решения об уничтожении той или иной обнаруженной цели.

Станция обнаружения комплекса позволяет работать с широким диапазоном целей, в том числе и использующих технологию снижения заметности («стелс»). Высокая помехозащищенность комплекса позволяет работать в условиях интенсивного противодействия противника с помощью средств радиоэлектронной борьбы.

Еще одно из достоинств комплекса – его мобильность. За счет использования гусеничного шасси «Тор-М2У» способен сопровождать колонны бронетехники и прикрывать их во время маршей. При необходимости вместо гусениц могут быть использованы колеса, что позволяет задействовать комплекс на песчаных грунтах. Эту особенность уже оценили страны – партнеры России в военной сфере, в частности Египет, который проявляет интерес к экспортной версии комплекса.

На международных выставках «Тор-М2У» всегда привлекает к себе внимание. Российские представители не раз предлагали своим иностранным коллегам дуэль, чтобы выяснить, чей комплекс лучше и не завышают ли производители в рекламных целях характеристики своих изделий.

Предлагалось выставить ЗРК на полигон и произвести обнаружение и уничтожение учебной цели, скорость и высота полета которой выбираются произвольно. Иностранцы так и не пошли на такие натурные испытания.

Что касается Вооруженных Сил России, то, как сообщал ранее командующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Олег Салюков, в войска уже поступило два дивизионных комплекта ЗРК «Тор-М2» и два «Тор-М2У». В ближайшее время их число возрастет.

Подпишитесь на нас

Вступление

Появление нового поколения высокоточного оружия - одна из основных тенденций современного этапа развития вооружений. В числе таких средств поражения - ракеты, управляемые авиационные бомбы, дистанционно пилотируемые летательные аппараты, а так же современные скоростные высоко манёвренные самолёты действующие на малых высотах. Адекватным ответом стали высокоточные зенитные средства, способные уничтожать такие цели. При разработке зенитной ракетной системы особое внимание уделяется автоматизации процессов боевой работы, применению новых средств разведки воздушных целей, поражению целей в минимальные сроки.

Зенитный комплекс ТОР

По техническому заданию зенитная ракетная система ТОР, как средство противовоздушной обороны малой дальности, предназначалось для борьбы с различными типами высокоскоростных маневрирующих воздушных целей действующих на предельно малых и средних высотах.
Боевая машина ТОР оснащена комплексом радиоэлектронного оборудования в составе двух радиолокационных станций кругового обзора с системой опознавания государственной принадлежности и сопровождения целей. А так же оптико - электронной системой обнаружения и сопровождения целей на дальности до двадцати километров. Быстродействующая бортовая вычислительная система предназначена для автоматической оценки степени угрозы, выбора приоритетных целей для обстрела. Высокая степень автоматизации обеспечивает автономную работу боевой машины в автоматическом режиме. Все средства и системы размещены на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости, разработанном минским тракторным заводом. Оно унифицировано с шасси зенитного пушечно - ракетного комплекса ТУНГУСКА. ТОР весит в боевом положении не более тридцати двух тонн.
Твёрдотопливная зенитная ракета вертикального пуска имеет аэродинамическую схему утка. Она размещается в ракетном отсеке боевой машины по четыре ракеты с каждой стороны башни и стартует из него. Вертикальный старт ракеты осуществляется пороховой катапультой с последующим разворотом в направлении цели газодинамической системой, совмещённой с аэродинамическими рулями. Это обеспечивает высокий коэффициент полезного действия двигателя, который запускается на высоте около двадцати метров от земли.


Цели поражаются осколочно - фугасной боевой частью с активным радиовзрывателем. Он обеспечивает подрыв боевой части с учётом скорости и высоты полёта цели это позволяет создать правильную конфигурацию и направление полёта осколочного поля. Это обеспечивает максимальную вероятность накрытия цели и её поражения.
ТОР образца восемьдесят четвёртого года позволял поражать цели летящие со скоростью триста метров в секунду в диапазоне высот 10 - 6000 метров на дальностях то полутора до двенадцати километров. Период реакции от момента обнаружения цели до старта ракеты не превышало двенадцать секунд. Время перевода зенитного комплекса в боевое положение три минуты. Заряжание комплекса ТОР при помощи транспортно заряжающей машины составляет восемнадцать минут.

По фотографиях видно что форма антенны меняется в зависимости от модификации

Зенитный комплекс ТОР-1М

В девяносто первом году появился модернизированный зенитный комплекс ТОР-М1. В состав комплекса входит УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР. Ракеты стали располагаться в специальных сменных модулях на четыре ракеты, что ускорило перезарядку комплекса.

На верхних фотографиях УНИФИЦИРОВАННЫЙ БАТАРЕЙНЫЙ КОМАНДНЫЙ ПУНКТ РАНЖИР выполненный на базе лёгкого бронированного тягача. На нижней фотографии ракетный модуль на четыре ракеты.

Новая боевая часть обеспечивала более надёжное поражение цели. Новый ТОР был оснащён двухпроцессорной вычислительной системой повышенной производительности. А так же усовершенственой помехозащищённой радио радиолокационной системой на новой элементной базе и средствами автоматизации боевой работы. Минимальная дальность стрельбы уменьшилась с полутора до одного километра. Время реакции уменьшилась с двенадцати до восьми секунд.

Зенитный комплекс ТОР-2

С учётом различных условий эксплуатации на основе базового варианта боевой машины ТОП-М1 с гусеничным шасси была разработана её колёсная модификация в самоходном, буксируемом и стационарном варианте. Теперь основу зенитной системы составляет автономный боевой модуль 9А331МК-1.

Он способен выполнять те же задачи, что и предыдущие комплексы семейства «Тор». И предназначен для защиты важных объектов от удара с воздуха в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Кроме того, вероятно, сохранена возможность сопровождения и противовоздушной обороны войск на марше. Последний вариант зенитного комплекса ТОР-М2КМ состоит из следующих компонентов: автономного боевого модуля 9А331МК-1, зенитного ракетного модуля 9М334, транспортно-заряжающей машины 9Т224К, мастерских технического обслуживания, комплектов запасных частей и такелажного оборудования.
Станция обнаружения целей зенитного ракетного комплекса Тор-М2КМ способна одновременно обрабатывать до сорока восьми целей, десять из которых можно взять на сопровождение с автоматическим определением приоритета. Аппаратура комплекса может наводить ракеты на четыре цели одновременно. Радиолокационная станция комплекса Тор-М2КМ способна находить цели на дальностях до тридцати двух километров. Поражение целей производится на дальностях от одного до пятнадцати километров на высотах в пределах от десяти до десяти тысяч метров. Максимальная скорость атакуемой цели – семьсот метров в секунду. Боевой модуль имеет боекомплект из восьми управляемых ракет 9М331МК-1. На пуск первой ракеты после обнаружения цели (время реакции) уходит не более восьми секунд.

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 "Тор-М1" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Комплекс представляет собой компактную функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автономно или в составе системы ПВО выполнять поставленную боевую задачу. ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК "Тор" . В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК "Тор-М1" (9К331) принимали участие:

    Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М.Дризе;

    Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП - по конструктивной доработке боевой машины;

    Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);

    Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 производились соответственно в ПО "Кировский Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" и на Пeнзeнском радиозаводе.

Не имеющий аналогов в мире ЗРК "Toр-M1" (см. сравнительные характеристики ), способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях на выставках современного оружия в ряде стран мира. Эти комплексы обладают хорошей конкурентоспобностью на мировом рынке и состоят на вооружении подразделений ПВО Китая, Греции и Ирана.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны варианты комплекса с размещением основных элементов на колесных базах - в самоходном варианте "Tор-M1ТА", с размещением аппаратной кабины (АК) на автомобиле "Урал-5323", а антенно-пускового поста (АПП) - на прицепе ЧМЗАП8335, в буксируемом "Тор-М1ТБ" (на двух прицепах АК - СМЗ-782Б, АПП - ЧМЗАП8335). За счет отказа от проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания/ свертывания до 8..15 мин. достигается снижение стоимости комплекса. Разработан и стационарный вариант комплекса "Top-M1TC".

Прошел испытания модернизированный вариант комплекса, получивший обозначение "Тор-М1В". "Тор-М1В" отличается от своего предшественника повышенными боевыми возможностями:

  • расширена зона поражения системы по высоте и курсовому параметру. Необходимость такого расширения продиктована опытом военных действий авиации в Югославии и на Ближнем Востоке;
  • повышена помехозащищенность комплекса в условиях применения противником уводящих помех самоприкрытия. Для этого разработаны специальные режимы работы боевых средств, автоматически включающиеся при постановке современных и перспективных помех;
  • введен специальный режим боевой работы "звено" для слаженной и эффективной работы двух боевых машин без батарейного командного пункта при защите точечных объектов.

На Международном авиакосмическом салоне "МАКС - 2007" ОАО "Ижевский электромеханический завод "Купол" совместно с ОАО "Концерн ПВО "Алмаз - Антей" представил новейшую разработку - боевую машину 9А331МК зенитно-ракетной системы "Тор-М2Э" . Новая система отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Состав

В состав комплекса 9К331 входят:

  • боевая машина 9А331 и зенитно-ракетный модуль 9М334 (с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281 );
  • транспортно-заряжающая машина 9Т244 ;
  • транспортная машина 9Т245;
  • машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M
  • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
  • машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
  • автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.

На базе боевой машины 9А331 (см. компоновку ) размещаются:

    два зенитно-ракетных модуля 9М334 (восемь ракет 9M331 в ТПК 9Я281 );

    трехкоординатная станция обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;

    станция наведения (СН) с фазированной антенной решеткой;

    дублирующий телевизионно-оптический визир, обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

    быстродействующая цифровая вычислительная система;

    аппаратура стартовой автоматки (аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты командира и операторов, вспомогательная аппаратура);

    система телекодовой оперативно-командной радиосвязи;

    аппаратура навигации, топопривязкн и ориентирования;

    система функционального контроля боевой машины:

    система автономного зпектропитания и жизнеобеспечения (источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или ходового двигателя самоходного шасси).

В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330):

    использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;

    в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищённость станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;

    в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира,введена аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).

РЛС обнаружения представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора. Она работает в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Средняя мощность передатчика 1,5 кВт, разрешающая способность не хуже 1.5-2.0° по азимуту, 4° по углу места и 200м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляют не более половины указанных величин разрешающей способности. Применение цифровой обработки сигнала позволяет надежно обнаруживать как скоростные, так и малоподвижные (до 10м/с) цели без "слепых скоростей" в сложных условиях пассивных (естественных и искусственных) помех с учетом влияния подстилающей поверхности. Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия основных решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями. РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных аппаратов. Для обеспечения возможности работы станции во время движения БМ положение антенны стабилизируется.

Станция способна обнаруживать с вероятностью не менее 0.8 на дальности 25-27км самолеты типа F-15, летящие на высотах от 30 до 6000м. беспилотные летательные аппараты обнаруживаются с вероятностью не менее 0.7 на дальности 9-15км, зависшие в воздухе вертолеты — с вероятностью 0.6-0.8 на дальности 13-20км, находящиеся на земле вертолеты с вращающимися винтами — с вероятностью 0.4-0.7 на дальности 13-20км. При этом могут обнаруживаться и цели, прикрываемые активными и пассивными помехами. РЛС обнаружения обеспечивает многопарциальный (8 парциалов — лучей) трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом (см. диапазон сканирования ). Период сканирования 1с, ширина луча в вертикальной плоскости 4°. Сканирование углового пространства обзора в вертикальной плоскости механически разбивается на два диапазона от 0-32° и 32-64°. Это означает, что две батареи ЗРК "Top-M1" могут одновременно просматривать зону в угловом растре 0-64°. Предусмотрено повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной модуляцией и режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале — три в одном.

РЛС наведения (СВР) - когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) РЛС. Она работает в сантиметровом диапазоне волн, имеет малоэлементную фразированную антенную решетку (ФАР), формирующую луч шириной 1° по азимуту и по углу места, обеспечивающую электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Такое построение системы позволяет обеспечить практически мгновенный (400-600мс) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел двух целей в секторе ФАР. Станция осуществляет поиск цели по данным целеуказания от станции обнаружения целей и захват одной цели на автосопровождение. С вероятностью 0.5 станция наведения способна переходить на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23км. С уменьшением дальности эта вероятность существенно возрастает, так, на дальности 20км она уже составляет 0.8. Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов и соответствующим алгоритмом обработки сигналов, обеспечивает не только высокие точности и помехозащиту, но и распознавание класса цели, что позволяет оптимизировать режимы работы системы наведения ракеты и ее боевого снаряжения.

Для ЗРК "Тор-М1" впервые в практике создания зенитных комплексов применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 , который в совокупности с ЗУР 9M331 составил ракетный модуль 9М334. Каждый модуль 9М334 комплектуется двумя специальными балками, с помощью которых модули могут быть собраны в многоярусные пакеты. В таких пакетах осуществляется хранение и транспортировка ракет на всех этапах эксплуатации. Транспортная машина 9Т245 перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина 9Т244 - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модуля в боевую машину. Заряжание БМ производится с помощью транспортно-заряжающей машины. Сначала модуль переводится из горизонтального положения в вертикальное, затем опускается в шахту БМ. Время заряжания боевой машины двумя модулями - 25 минут. Модуль 9М334 в течение установленного срока службы эксплуатируется без проведения регламентных работ и проверок бортового оборудования ракет. Основные параметры модуля: масса модуля (ТПК плюс четыре ракеты) с двумя балками - 1053кг, масса ТПК с двумя балками - 333кг, масса одной балки - 40кг, габариты модуля с двумя балками - 539x1507x3005мм

ЗУР 9M331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 (за исключением материала поражающих элементов БЧ) и может использоваться в ЗРК "Тор" , "Top-M1", "Тор-М2" и в корабельном ЗРК "Кинжал" .

Боевая работа ЗРК 9К331 происходит по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения (см. описание боевой работы ). Станция обнаружения в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цели. Вычислительные средства боевой машины производят анализ воздушной цели, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения (станция передачи команд, СПК). Станция наведения (станция визирования ракеты плюс станция передачи команд) на основании данных целеуказания осуществляет:

    поиск и захват одной цели на автосопровождение;

    точное сопровождение цели по трем координатам;

    пуск одной или последовательно (через 4с) двух ракет по сопровождаемой цели;

    захват ракеты после старта отдельным координатором и ввод ее в луч фазированной антенной решетки;

    точное сопровождение ракеты;

    управление ракетами по командам, вырабатываемым по разности координат между ракетами и целью в соответствии с выбранным методом наведения, соответствующим наиболее оптимальным условиям встречи ракеты с целью в зависимости от ее типа, высоты и характера полета;

    выдачу на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабатывания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью.

Эксплуатация комплекса разрешается на высотах не более 3000 м над уровнем моря, в любое время года и суток, в различных метеорологических условиях в интервале температур окружающего воздуха от —50°С до +50°С, в условиях солнечной радиации и относительной влажности не более 98% при температуре (30 ± 5)°С и скорости ветра не более 20 м/с. Режим работы аппаратуры ракеты при включениях на боевой машине циклический: 10 мин работы — 10 минут перерыва. После трех включений должен быть перерыв не менее одного часа. В любое время перерыва допускается одноразовое включение аппаратуры ракеты на одну минуту для проведения пуска.

Тактико-технические характеристики

Количество одновременно обнаруживаемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых целей 2 (4 для Тор-М2Э)
Зона обнаружения:
- по дальности, км
- по азимуту, град
- углу места, град
- по высоте, км

27
360
0-32 или 32-64
не менее 23
Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

1..12
0,01..6 (0,01..10 для Тор-М2Э)
6 (8 для Тор-М2Э)
Вероятность поражения одной ракетой:
- самолета (типа F-15)
- вертолета
- крылатой ракеты
- высокоточного оружия

0.45-0.8
0.62-0.75
0.93-0.97
0.75-0.9
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели 10
Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты), с:
- с позиции
- с короткой остановки

7.4
9.7
Масса боевой машины, т 37
Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры), км 500
Боевой расчет 3
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5

Предназначена для эффективного прикрытия войск, войсковых и административно-промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего от высокоточного оружия (ВТО), а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Мобильная всепогодная система ближнего действия "Тор" осуществляет противовоздушную оборону войск в подвижных формах боя и на марше, а также в районах сосредоточения, защиту наиболее ответственных войсковых объектов (командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов).
Основным элементом ЗРС "Тор" является боевая машина (БМ), в состав которой входят:

Трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) совместно с наземным радиолокационным запросчиком;

Радиолокационная станция сопровождения целей и наведения с фазированной антенной решеткой и системой электронного управления лучом;

Дублирующий телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

Быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;

Аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты (пульт управления) командира боевой машины и операторов;

Система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;

Аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);

Зенитные управляемые ракеты в групповых транспортно-пусковых контейнерах (два контейнера по четыре ЗУР в каждом);

Источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя самоходного шасси;

Аппаратура жизнеобеспечения экипажа;

Вспомогательная аппаратура.

ЗРС "Тор" размещается на одном гусеничном шасси и представляет собой компактную, функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автоном-но или в составе системы ПВО выполнять боевую задачу на всем протяжении современного боя без дополнительной заправки и заряжания и при этом обеспечить круглосуточное (при дозаправке топливом) всепогодное боевое дежурство и сопровождение войск в бою или на марше.
Транспортируется всеми видами транспорта, включая воздушный.

РЛС обнаружения обеспечивает многопарциональный, трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом. Предусмотрены повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной частотной модуляцией, а также режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале.

Применение цифровой обработки сигнала позволяет обеспечить надежную работу в сложных условиях пассивных (естественных и преднамеренных) помех, а также обнаружение как скоростных, так и малоподвижных (до 10 м/с) целей без "слепых скоростей" при непосредственном влиянии подстилающей поверхности.

Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия боевых решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями.

РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных средств.

РЛС сопровождения импульсно-доплеровского типа для обеспечения устойчивого перехода на автосопровождение целей, в том числе скоростных и малоразмерных, снабжена малоэлементной фазированной антенной решеткой. Такое построение антенной системы позволяет обеспечить практически мгновенный (0,6 - 0,8 с) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел целей в секторе ФАР.

Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая моноимпульсная со сжатием импульсов и быстрым преобразованием Фурье обеспечивает не только высокие показатели точности и помехозащиты, но и распознавание класса цели для оптимизации режимов работы системы наведения оружия и боевого снаряжения ракеты.

Ракета (ЗУР) комплекса "Тор" твердотопливная с максимальной скоростью 850 м/с и маневренностью до 300 м/с2 .

Старт ракеты - вертикальный. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР на высоту 15 - 20 м, затем происходит склонение ракеты в сторону цели, после чего запускается маршевый двигатель. На ПУ в постоянной готовности находятся восемь ракет.

Боевое снаряжение ракеты состоит из адаптируемого к условиям боевого применения радиовзрывателя и боевой части осколочно-фугасного типа.

Управление ракетой - радиокомандное. Оно начинается с входом ЗУР в луч ФАР и заканчивается в момент встречи с целью.

Сочетание высокой точности наведения и могущества боевой части позволяют с высокой эффективностью поражать широкий класс целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 10 ед. и малоуязвимых.

ЗРС "Тор" обеспечивает высокую эффективность отражения массированных (в том числе "звездных") налетов противника при высокой степени устойчивости системы ПВО.

Транспортировка, хранение и старт из ПУ боевой машины обеспечиваются транспортно-пусковым модулем (ТПМ) многоразового применения.

В состав комплекса входят боевые средства - боевая машина 9А331 и зенитная ракета 9М330.

Технические средства включают:

Транспортно-заряжающую машину 9Т244;

Транспортную машину 9Т245;

Машины технического обслуживания 9В887;

Комплект такелажного оборудования 9Ф116;

Машину группового комплекта ЗИП 9Ф339;

Автономный электронный тренажер операторов боевой машины 9Ф678.

Кроме того, на базах и арсеналах имеются комплект технологического оборудования 9Ф117 и контрольно-испытательная станция 9В98.

Боевая работа ЗРС "Тор" осуществляется по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения ЗУР Станция обнаружения целей в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цель. Вычислительные средства боевой машины проводят анализ воздушной обстановки, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения. На месте или на короткой остановке станция наведения производит захват цели на ав-тосопровождение, определяет момент запуска ЗУР, выдает команду на ее запуск, захватывает ракету на автосопровождение и автоматически по радиокомандам наводит ее на цель. Для эффективного поражения цели станция наведения осуществляет и управление боевым снаряжением ракеты. Она выдает на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабаты-вания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью и таким образом обеспечивает оптимальное накрытие воздушной цели осколками боевой части. В случае промаха происходит самоликвидация ракеты.

ЗРС "Тор-М1" является модернизированной ЗРС "Тор", обеспечивающей поражение одновременно двух целей, повышение эксплуатационных характеристик за счет размещения ракет в четырехместном транспортно-пусковом контейнере и повышение общей надежности боевой машины, а также совершенствование программного обеспечения и модернизации отдельных систем боевой машины, введение сопряжения с батарейным командным пунктом 9С737М «Ранжир-М1».

ЗРС Тор-М1" имеет ряд преимуществ по сравнению с предшествующими аналогами. Так, в отличие от ЗРС Тор", входящая в состав ЗРС "Тор-М1" боевая машина 9А331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована современная трехканальная система обработки сигналов.

Существенно усовершенствована станция наведения. Система ведет стрельбу как ракетой 9М331, так и ЗУР 9М330. Пуск ракет производится из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых модулей. Вес каждого модуля 936 кг. Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину.

Шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на БМ 9А331 заменено на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.

Зона поражения ЗРС "Тор-М1" примерно такая же, как и у ЗРС "Тор", однако каждая БМ ЗРС Тор-М1" может вести одновременно стрельбу по двум целям.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны конструктивные модификации боевых средств ЗРК - контейнерный, буксируемый и колесный варианты.

Эти модификации ЗРС обладают теми же тактико-техническими характеристиками, исключая мобильность, но несколько дешевле самоходной базовой.

Средства ЗРС "Тор-М1" могут использоваться не только при ведении боевых действий. Многие важные промышленные, особенно экологически опасные объекты (например, АЭС, нефтеносные поля и др.) целесообразно защищать от угрозы терроризма и в мирное время.

ЗРС "Тор-М1" экспортируется в ряд зарубежных стран, где она получила заслуженное признание.

Автономный тренажер операторов боевой машины ЗРК "Тор-М1" (9Ф678) обеспечивает:

Обучение личного состава БМ эксплуатации боевых средств в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе в помехах;

Поддержание постоянной боевой готовности расчетов без применения БМ и авиации;

Объективный контроль функционального состояния операторов.

В тренажере эргономика рабочего места расчета воспроизведена полностью.

Основными средствами тренажера являются:

Датчик воздушной обстановки;

Имитационная аппаратура;

Заимствованная аппаратура БМ 9А331-1 без высокочастотной части с рабочими местами для номеров расчета.

Радиотехническая аппаратура размещается в кузове К4-4320. В передней части расположен главный пульт заимствованной аппаратуры боевой машины с рабочими местами тренируемого расчета.

Тренажер позволяет имитировать разнообразную сложную воздушную
обстановку:

Массированные налеты;

Применение любых современных и перспективных средств воздушного нападения;

Радиоэлектронное противодействие;

Сложные метеоусловия.

Количество имитируемых одиночных целей составляет от 0 до 15, групповых - от 3 до 5 (с числом целей в группе 3 - 5).

Возможны различные варианты тактического построения имитируемых целей и виды их маневра.

Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет создать дуэльный режим имитации боя.

Оценка работы операторов боевых машин ЗРК "Top-M1" автоматизированная.

Для отработки операций алгоритмов работы механиков-водителей ГМ 355, ГМ 355А2 создан тренажер 2У453. В его состав входят рабочее место механика-водителя, стойка аппаратурная, табло индикации операций и «подсказки», комплекты кабелей и ЗИП. Тренажер обеспечивает отработку шести алгоритмов работы механика-водителя в реальном и ускоренном в 10 раз масштабах времени, имитацию 11 неисправностей и других операций.

Основные характеристики:

Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт.

Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление)

Дальность обнаружения целей СОЦ, км

Дальность сопровождения целей, СН, км

Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с

Зона поражения, км:

по дальности

по параметру

Вероятность поражения одной ЗУР

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

Среднее время реакции при стрельбе, с:

с позиции (на стоянке)

с короткой остановки

Минимальное время реакции, с

Средняя скорость полета ЗУР, м/с

Способ наведения

радиокомандный

радиокомандный

Аэродинамическая схема ЗУР

Масса ракеты, кг

Масса боевой части, кг

Канальность по цели

Канальность по ЗУР

Время развертывания (свертывания), мин.

Способ заряжания боевой машины

одиночными ЗУР

модулями по 4 ЗУР

Время заряжания ракет, мин.

Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт.

Максимальная скорость движения, км/ч

Сопрягается с БКП

Боевой расчет, чел.

Год принятия на вооружение



Документы