Оцифровка негативных пленок в домашних условиях. Как оцифровать фотопленку в домашних условиях

Превращать пленочные фотоархивы в цифровые или оцифровывать отдельные негативы / позитивы лучше с помощью специальных пленочных сканеров. Но если стОящих подобной процедуры снимков не так уж и много и цель не создание выставочных, а лишь возвращение к жизни (на экран компьютера или телевизора) памятных фотографий, то сканировать можно и с помощью цифровой камеры. Конструкция

Описываемая в статье система оцифровки была сделана из камеры Canon PowerShot G9 , переходника для крепления насадок и светофильтров, системы крепления светофильтров и самодельного «слайд-модуля». Комплекты, подобные Cokin , выпускаются и под камеры, для которых не предусмотрена возможность установки насадок на объектив (они крепятся к штативному гнезду), что позволяет превратить в пленочный сканер даже такие камеры.

Так как система «камера-сканер» компактна, она удобна для «выездной» работы. Мне хотелось «укомплектовать» ее так, чтобы слайд-фильм из старых пленок можно было сделать с помощью легкого ноутбука или нетбука. То есть, снимать в JPEG и почти не обрабатывать.

На фотографии в начале статьи изображена «камера - сканер». Идея проста - приспособление для макросъемки пленки. Задачи, которые надо решить, чтобы результат был хорошим:
обеспечить точное и жесткое крепление пленки в плоскости фокусировки, перпендикулярной оптической оси объектива;
равномерно подсветить пленку;
обработать цифровые снимки, преобразовать негативы в позитивы.

Своими руками нужно сделать не много: держатель для пленки и жесткую рамку, в которой этот держатель будет «скользить» («слайд-модуль»). Рамка устанавливается в держатель фильтров Cokin . Детали можно изготовить и из плотного черного картона, но он не обеспечит необходимой жесткости. Поэтому использовался черный пластик.


Держатель пленки (материал - пластик от папки-скоросшивателя).



Держатель пленки установлен в рамку. Рамка изготовлена из двух почти одинаковых деталей (пластин с кадровым окном, материал - пластик толщиной ~ 1 мм), склеенных вместе так, чтобы держатель пленки (вместе с пленкой) мог перемещаться внутри этой рамки. Для этого в местах склейки между пластинами прокладываются тонкие полоски пластика (2-3 полоски из того же материала, из которого сделан держатель пленки).

Размеры держателя пленки и рамки подобраны так, чтобы держатель пленки мог перемещаться в двух перпендикулярных направлениях в плоскости фокусировки. Это позволяет, при необходимости, помещать в центр кадра разные области пленки, что может пригодится при установке баланса белого и экспозиции по увеличенному участку снимка на пленке.


Если нужно оцифровать не пленку в отрезке, а в рамке, то закрепить ее можно с помощью канцелярской резинки:



«Сканер» в разобранном виде.



«Сканер» в сборе.

Подсветка

Подсветить пленку для пересъемки можно разными способами. Если есть просмотровой столик - с его помощью. Можно прикрепить молочный пластик к окну или установить его между лампой и камерой. Другая альтернатива - использовать вспышку, освещающую белую стену - отраженным светом будет подсвечена пленка. Если вспышка камеры находится слишком близко к объективу, как у Canon G9 , можно снимать с внешней вспышкой.

Настройки камеры

На фотографии в начале статьи «слайд-сканер» установлен не правильно - непосредственно на просмотровой столик. При пересъемке расстояние между поверхностью источника света и пленкой должно быть достаточно большим, чтобы матирование и дефекты поверхности источника света не были заметны на фотографии. Диафрагму нужно подобрать такой, чтобы глубины резкости хватало для неровной пленки, но и не на столько малой, чтобы на снимке были заметны детали поверхности источника света.

Как правило, у компактных камер наибольший масштаб съемки возможен при минимальном фокусном расстоянии. При этом, возможно, изображение будет искажено. Лучше уменьшить масштаб съемки и снимать на более длинных фокусных расстояниях. В этом случае придется увеличивать дистанцию между камерой и пленкой до той, при которой возможна фокусировка. В своей конструкции я использовал для удлинения конструкции оправы от светофильтров.

Фокусировка - автоматическая, макрорежим. Если у камеры есть стабилизатор, его обязательно надо отключить (он работает относительно неподвижного объекта съемки, а если этот объект закрепить на объектив, то стабилизатор будет выполнять обратное действие - «сотрясать» камеру).

Экспозиция - автоматическая, матричный замер. По гистограмме или снимку можно судить об ошибке и вносить поправки. Если динамического диапазона камеры не хватает для пленки, можно снимать в режиме эксповилки и «складывать» конечное изображение из нескольких файлов.

Баланс белого - автоматический. Какая разница камере, что снимать реальный объект или его изображение на пленке, даже негативной? Если автобаланс хорошо работает для реальных сюжетов, то и с пленкой он справится. Ошибка в настройке баланса белого может привести к потере деталей в одном из цветных каналов, что видно по следующей иллюстрации (красный канал, верхний фрагмент). Это не критично при съемке в RAW, но для JPEG «восстановить» света или тени будет невозможно.


Гистограммы для каналов RGB снимков цветного негатива, полученные при разных установках баланса белого в камере. Верхний снимок - баланс белого ручной, по источнику освещения. Средний - автобаланс белого. Нижний - баланс белого ручной по увеличенному фрагменту пленки, на которой снята серая карта (при ручной установке баланса белого фокусировка не обязательна, поэтому можно увеличивать фрагмент).

Разрешение


Фрагмент 1:1, черно-белый негатив.

Разрешающая способность «сканера» определяется разрешающей способностью камеры и точностью фокусировки. Характерная для цифровой камеры величина разрешения ~0,7 линии на пиксель. Для камеры с 12 Мп матрицей и длинной стороной в 4000 пикселей получим разрешение 2800 линий на длинную сторону кадра. Длинная сторона кадра для 35 мм пленки, примерно, 1,5 дюйма и разрешение «сканера» составит ~1800 линий/дюйм. С Canon G9 практически можно получить ~1700 линий на дюйм. Так как макрорежим этой камеры не очень эффективен, на снимке поле кадра пленки занимает, примерно, 3/4 (по длинной стороне) и практическое разрешение оказывается меньше ~ 1300 линий / дюйм. Этого вполне достаточно для слайд-шоу и печати до, примерно, 13×18 см.Обработка

Идеальный вариант, если в камере можно применить к изображению инверсию (негатив-позитив) и кадрирование. Угадав или правильно настроив баланс белого, можно после инверсии получать готовую фотографию. К сожалению, у Canon G9 функции «негатив» нет.



Результат применения кривой инверсии при пересъемке негатива. Слева при применении «простой» кривой. Справа - обработка «сложной» кривой с разным показателями гаммы для каналов RGB.



Фрагмент 1:1. Заметны «битые пиксели».

Работа с кривыми в CHDK для камеры Canon G9 пока не доведена до того уровня, который бы позволил получать хороший результат без существенных затрат времени и сил. Более того, при «применении кривых» в Canon PowerShot G9 до сих пор мне не удалось решить проблему «битых пикселей».

У многих дома хранятся старые пленки с негативами и позитивами фотографий. Наверняка мысли о сохранении этого материала в цифровом виде посещали многих. Но как это сделать? ? Эта статья поведает о том, как построить дома мини фотолабораторию, в которой можно будет быстро и качественно делать цифровые копии пленки и слайдов.

Для работы понадобятся:

Обязательно:

  • цифровой фотоаппарат (DSLR)
  • вспышка или другой мощный источник света
  • фотоувеличитель
  • объектив 50 мм-80 мм
  • макро-кольца
  • софтбокс
  • ПО к DSLR
  • провод usb-mini usb

Могут пригодиться:

  • переходное кольцо М42
  • слайд-адаптер
  • синхрокабель для вспышки
  • фонарик
  • скотч

Фотоувеличитель лучше всего поставить рядом с компьютером.

Фотоувеличитель в сборе.

Детали, обведенные красным цветом, придется демонтировать. Они будут мешать установке фотоаппарата. Объектив у каждого будет свой. Лучше всего использовать оптику с фиксированным фокусным расстоянием 50 или 80 мм. Объектив может искажать цвета, поэтому стоит поэкспериментировать с разными моделями. Макро-кольца следует подбирать методом проб и ошибок.

Софтбокс понадобится для создания фона. Сам софтбокс можно изготовить самостоятельно. Подойдет любая коробка для корпуса. В ней нужно проделать два отверстия. В одно установить вспышку или другой мощный источник света. В отверстия можно вложить белые листы бумаги для улучшения отражающей поверхности.

В качестве рассеивающего фона можно использовать любой пластиковый или пенопластовый предмет, который будет пропускать мягкий рассеянный свет.

Вот так светит наш софтбокс.

Вспышка отлично подходит в качестве источника света по нескольким причинам. Есть возможность регулирования мощности, и свет настолько сильный, что можно снимать на короткой выдержке с закрытой диафрагмой.

Теперь пора переходить к настройке фокуса и подбору макроколец. Фотоаппарат можно использовать практически любой, главное чтобы он был со сменной оптикой. Очень полезен режим Live View. Если на фотоаппарате установлен кроп сенсор, это придется компенсировать макрокольцами. Главное помнить, что чем больше макроколец, тем сильнее увеличение.

Подборка колец осуществляется следующим образом. Нужно снять с фотоувеличителя слайд адаптер и закрепить в нем пленку. Выбрать стоит наиболее резкий кадр. Этот кадр нужно подсветить. Для предварительной настройки подойдет любая подсветка. Можно использовать мобильный телефон.

Над столом нужно стать с фотоаппаратом, направив его вертикально на кадр. Теперь нужно проконтролировать, не обрезается ли кадр. Если всё же обрезается, то нужно увеличить или уменьшить количество колец. Когда всё готово можно вставлять пленку со слайд адаптером в фотоувеличитель, подключаем фотоаппарат к компьютеру, переводим его в ручной режим и отключаем автофокус. Камеру нужно положить вертикально под фотоувеличителем.

для настройки фокуса нужно перемещать фотоувеличитель вверх или вниз. Открыв диафрагму на максимум, поймать фокус будет проще. Дополнительная подсветка может помочь.

Когда фокус примерно пойман, можно затянуть регулировочные гайки на фотоувеличителе и приступать к точной калибровке фокуса на самой камере. Диафрагму лучше закрыть, чтобы получить максимальную резкость. Теперь можно сверху установить софтбокс и подключить вспышку. Вспышка может срабатывать при помощи подключения через синхрокабель или при помощи датчика. Во втором случае ведущей вспышкой должна быть вспышка, встроенная в фотоаппарат.

Все настройки камеры будут производиться в ручном режиме. Вспышка должна быть переведена в ручной режим тоже. ISO следует поставить наименьший возможный. Выдержка должна быть 1/250 или 1/125 секунды. Формат для сохранения кадров лучше установить RAW. Баланс белого нужно настраивать для различных типов пленок. Желательно, чтобы снимки сразу сохранялись на компьютере.

Если вы снимаете Ч/Б негативы, то тут температура цвета не играет ни какой роли. Нужно в настройках поставить монохромные снимки и фотографировать.

Снимая цветную пленку можно установить одно из стандартных значений баланса белого: портрет, пейзаж и другие. Для большинства снимков подойдет температура цвета 5500К. В некоторых случаях после инвертирования снимок может показаться слишком теплым. В таком случае значение можно поднять до 6200-6500. Фотографируя в формате RAW все эти манипуляции можно произвести в процессе обработки.

В процессе оцифровки самое главное правильно подобрать мощность вспышки и баланс белого.

Для негативной пленки:

  1. Чем больше света, тем снимок будет темнее после инвертирования.
  2. Чем температура цвета выше, тем ниже она будет после инвертирования.

Позитивная пленка не приносит таких хлопот. Там всё правильно. Чем больше света, тем ярче. Чем больше температура цвета, тем теплее снимок.

Несколько примеров:

Ч/Б негатив.

Цветной негатив. Москва. 1974 год.

Цветной позитив. Москва.

В итоге получается достаточно хорошее качество снимков, которое практически не уступает специализированным сканерам. При увеличении кадра можно разглядеть зерно пленки. Именно оно в большей степени влияет на качество снимка.

Процесс подготовки обычно занимает не более 10 минут. Съемка тоже проходит достаточно быстро. За один час можно оцифровать около 100 кадров. Существует много нюансов с последующей обработкой, но это уже совсем другой вопрос.

Оцифровка слайдов

Для слайдов применим такой же механизм. Только для их оцифровки не нужен фотоувеличитель.

Самое сложное - это построить конструкцию, которая будет держать слайды на одном уровне с софтбоксом. Можно использовать слайд адаптер и любые подставки: книги, коробки, доску и т.д.

Фотоаппарат нужно установить на штатив. Главное соблюдать плоскость.

Примерно вот такая конструкция должна получиться:

Софтбокс следует поставить от слайда на расстояние примерно 20-30см. Если на пленке появятся во время съемки белые пятна, можно попробовать передвинуть софтбокс.

В конце следует заметить, что самые резке снимки получаются при средних значениях диафрагмы. Это продемонстрировано на снимке, который был сделан при различных настройках: f7, f9, и f16. На f7 кадр получился резким, но замечаются оптические искажения и падение резкости по углам кадра. Значение f9 показало наиболее оптимальный результат.

На основе материалов с сайта:

Процесс эволюции фотографии длится уже почти 200 лет и за это время пленочная фотография переродилась в фотографию цифровую, но после нее остались пленочные фотоархивы. Чтобы их хранить, нужны место и специальные условия, но если фотопленку оцифровать, все это будет не нужно. К тому же цифровые фотографии хранить безопаснее.

Кроме пленочных фотоархивов осталось много пленочной фототехники, на которую еще продолжают снимать. Пленочная фотография позволяет получать очень высокое качество изображений. Это значит, что она еще долго будет жить совместно с «цифрой». Если фотопленку оцифровать, то с помощью компьютера можно делать фотографии еще лучше.

Оцифровать фотопленку – это значит, что каждый кадр нужно разбить на отдельные элементы пикселы и сохранить информацию об их цвете и координатах в программном файле. Для этих целей можно использовать два основных устройства, это сканер или цифровой фотоаппарат. О том, как с их помощью оцифровывать фотопленку и пойдет речь дальше.

Каким сканером оцифровать фотопленку

Сканер – это самое удобное устройство для того чтобы оцифровать свои фотопленки или слайды разных форматов. С его помощью можно очень быстро перевести свой пленочный фотоархив в цифровой вид, сохраняя при этом очень хорошее качество изображений. Уровень качества будет зависеть от конструкции сканера (рис.1).

Рис.1 Оцифровать фотопленку можно на сканерах разного типа.

Существуют разные типы сканеров для оцифровки фотопленки, слайдов и других прозрачных фотоматериалов. Хотя все они приспособлены для работы с пленкой, но возможности у них разные, а значит и цена разная. Для того чтобы оцифровать фотопленку в домашних условиях подходят два типа сканеров – сканер со слайд-модулем и фильм-сканер.

В предыдущей мы познакомились со сканированием фотографий . Рассмотрим теперь процесс сканирования пленки .Оцифровка фотопленки можно реализовать с помощью домашнего сканера.

По сравнению с результат сканирования пленки более качественный. Это происходит оттого, что восстановление цвета при прохождении светового потока через пленку эффективнее отраженного света от фотооттиска.

В наших домашних архивах наверняка . Вроде бы их жалко выбросить (а вдруг пригодятся?), и в то же время не знаем, что с ними делать.

Отдавать в печать – руки не доходят. Да еще возникает вопрос, а возьмут ли? Ведь за долгие годы хранения пленки слипаются между собой, рвутся. Одним словом, стареют год от года. А, значит, качество отснятого материала ухудшается.

Как сканировать пленку?

Если в наличии у вас имеется обыкновенный планшетный сканер со слайд-адаптером, то существует возможность отсканировать негативные пленки и слайды.

Какие бывают виды пленок?

  • Негативные пленки . Самый популярный и известный вид пленок. Преимуществом считается простота использования из-за широкого динамического диапазона. Недостатком – большая зернистость, особенно в тенях. Любая царапина и пылинка при печати могут превратиться в различные линии, фигуры, точки.
  • Слайды . Иначе их называют позитивными пленками. То, что мы видим вокруг нас, то же самое мы видим и на пленке. Большим преимуществом является отличная цветопередача. Малое зерно, большой контраст изображения. А к недостаткам можно отнести сложность в проявке пленки, малый срок годности.
  • Черно-белые негативные пленки . Это самые «старые» по возрасту пленки. Преимущества этих пленок – они не имеют цвета, поэтому сканировать их легко, при этом настройка сканирования минимальна. А недостатки такие же, как и у цветных негативов.

Основные этапы сканирования пленки такие же, что и при .

  • Перед началом сканирования необходимо протереть поверхность адаптера. Не должно быть ни пылинки, ни соринки. Иначе все это отразится на отсканированном изображении. Кроме этого необходимо протереть и саму пленку от пыли.
  • В настройках сканера выбираем прозрачный или негативная пленка (в зависимости от того, будем сканировать слайды или негативную пленку)
  • Выбираем цвет 24 бит, этого достаточно. В моем сканере – «цвет».

  • Разрешение выбираем 2400 pix, чтобы в дальнейшем можно было сделать фотоснимки
  • Отключить все автоматические настройки
  • Сделать предварительный просмотр
  • Подстроить, если нужно гистограмму, яркость, контрастность

  • Сканируем
  • Для дальнейших настроек можно идти в Photoshop .


Документы