Народные приметы 28 сентября день никиты. Русские народные приметы и суеверия. Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым

28 сентября по народному календарю: Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

Главным в этот день был гусь — в крестьянских домах забивали птиц, откормленных за лето, и на продажу, и для собственного стола, а дикие гуси собирались в стаи, для того чтобы лететь в теплые края. По их крику и полету судили о том, какая ожидается зима. Особые обряды проводили охотники. Чтобы обрести удачу на охоте, надо было прийти в гости к такому же охотнику. Входя на двор, стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил на задворки, где держали гусей. Здесь хозяин угощал гостя чаркой вина, а гость рассыпал гусям пшеницу, которую приносил с собой. Такие посещения продолжались весь день и заканчивались вечером пирушками. Считалось, что покровителем гусей был водяной — именно ему приписывались и пропажа птиц, и их болезни. В Никитин день ему жертвовали лучшего гуся, правда, ему обязательно надо было отрубить голову, для того чтобы домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не заметил пропажи. Гуся бросали в омут — считалось, что это его излюбленное место, — водоворот, опасные места рек или глубокое, как говорили в народе, бездонное, болото. Жертву водяному часто бросали в мутную воду за мельницей — считалось, что туда, поближе к человеку, перебирается на зиму водяной, спать до 1 апреля, до наступления весны.

Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками.

Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновен-ных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.

Поселяне день 28 сентября называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день».

Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 28 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной рушником, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали рушниками и угощали вином.

Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью под 28 сентября отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучает гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы ― мужик виноват.

Заговоры 28 сентября

Заговор, чтобы муж никогда не изменял жене

В конце сентября, до выпадения снега, жена срезает прядь волос с головы мужа (под каким-нибудь надуманным предлогом) и кладет их за печь, читая старинный заговор:

В море-океане, на острове Буяне
Растет дуб - широколист, разлапист.
Дуб тот не обойдешь ногами,
Не охватишь его руками,
Корни его могучи и длиннючи.
И как корни его в земле
Сидят прочно и глубоко,
Так бы изменушка раба Божьего
За моей печкой сидела,
И никуда плоть раба Божьего (имя)
От меня уходить не смела,
Никого бы не желала и не хотела.
Век по веку, отныне и довеку,
Всем аминям аминь.

Приметы 28 сентября

  • Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу, нос под крыло прячет — к ранней зиме.
  • Высоко летят гуси на Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому.
  • Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы — ожидалась осень сухой и теплой.

Обычаи, традиции, приметы и поговорки — что значит 28 сентября в народном календаре? Читайте справку Sputnik о том, как в старину относились к этому дню.

Традиции и обычаи 28 сентября

В этот день в деревнях начинали забивать гусей, которых подготавливали летом. Мужчины ходили на позднюю охоту, ведь птицы улетали в теплые края. После этого птицу продавали на рынках или готовили из нее блюда. Главное кушанье этого дня — запеченный гусь.

Люди верили, что дух водяного охраняет водных птиц — задабривали его угощениями. Водяному доставался лучший гусь. Но перед этим птице отрубали голову, для того чтобы об этом не прознал охранник всех птиц — домовой.

В этот день по народному календарю люди наблюдали за полетом птиц. Говорили: если гусь летит высоко — весна принесет большое половодье.

Наши предки называли этот день Репорезом. Люди собирали реповый урожай и срезали ботву с репы. Репа была излюбленным овощем крестьян. Люди ели ее в пареном и вареном виде, пекли реповые пироги и готовили реповый квас.

Старики читали детям сказку о репке и загадывали загадки.

Рожденные в этот день

Считалось что человек, который родился 28 сентября, обладает экстраординарной и мощной энергетикой. Оберег рожденных в этот день — аксинит.

Народные приметы 28 сентября

По народному календарю 28 сентября следили за погодой: в этот день наблюдали за птицей. Если гусь стоял над лужей, поджав одну ногу — ожидаются морозы, а если птица купалась в воде — погода будет теплая.

Сонник 28 сентября

В этот день снятся особенные сны, к которым нужно прислушиваться. Лучше всего удаются "запрограммированные" сновидения. В истинности сна вы сможете убедиться через пару дней.

Поверья 28 сентября

  • "Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут".
  • "Если гусь нос под крыло прячет — быть ранней зиме, а если гусь заговорил с тобой — знать, хорошо ты Никиту Гусятника отметил".
  • "Репа — не мясо, режь да ешь".

День Никиты осеннего. Никита Гусятник, Гусепролёт, Репорез. В этот день в крестьянских дворах начинался забой гусей, откормленных за лето: на продажу и на собственный стол. По старинной традиции, устраивались гусиные бои. Считалось, что гусей охраняет дедушка Водяной. Поэтому в Никитин день водяному жертвовали лучшего гуся, предварительно отрубив голову, что-бы, в свою очередь, домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не обнаружил пропажи. Дёргали репу. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.
В народе бытовало поверье, что все пропажи водоплавающей птицы на прудах, озерах и реках – злодейские дела «водяного», а хвори и порчи на гусей напускал «домовой». Поэтому в Никитин день «на прощание», до будущей весны, крестьяне старались задобрить «хозяина вод».
С этого дня дикие гуси улетают в теплые моря. По крику гусей и полету они судили о наступлении скорых холодов. Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому. Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.
Огородники выкапывали в полях последнию репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. Не дремли, баба, на репорезов день». Во многих городах в этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки.

Никита Гусятник. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу. "Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме".
Синица пищит - зиму вещает.
Если в барсуках и зайцах много жира, то зима будет продолжительной и холодной, и наоборот.
Журавли отлетели - через 3 недели жди первых настоящих морозов.
Разноцветный венец вокруг луны на фоне почти невидимых тонких облаков сулит дождь через 1-2 дня.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения

Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками. Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновенных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси - бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.
Поселяне сей день называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы. - Не дремли баба на репорезов день.» Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 15 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной ширинкой, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали ширинками и угощали вином.
Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью, под 15 сентября, отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучит гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы, мужик виноват.
Во многих городах на этот день бывают гулянья, а в селах ярмарки. В Ярославле бывает гулянье на Никитской улице, в Москве близ Никитского монастыря. Наши поселяне в старину приезжали с своими новинами на ярмарки, не то чтобы для продажи, а так, запросто, чтобы допытаться: какие цены установятся на хлеб?

28 сентября по народному календарю: Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

Главным в этот день был гусь - в крестьянских домах забивали птиц, откормленных за лето, и на продажу, и для собственного стола, а дикие гуси собирались в стаи, для того чтобы лететь в теплые края. По их крику и полету судили о том, какая ожидается зима. Особые обряды проводили охотники. Чтобы обрести удачу на охоте, надо было прийти в гости к такому же охотнику. Входя на двор, стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил на задворки, где держали гусей. Здесь хозяин угощал гостя чаркой вина, а гость рассыпал гусям пшеницу, которую приносил с собой.
Такие посещения продолжались весь день и заканчивались вечером пирушками. Считалось, что покровителем гусей был водяной - именно ему приписывались и пропажа птиц, и их болезни. В Никитин день ему жертвовали лучшего гуся, правда, ему обязательно надо было отрубить голову, для того чтобы домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю птицу по головам, не заметил пропажи. Гуся бросали в омут - считалось, что это его излюбленное место, - водоворот, опасные места рек или глубокое, как говорили в народе, бездонное, болото. Жертву водяному часто бросали в мутную воду за мельницей - считалось, что туда, поближе к человеку, перебирается на зиму водяной, спать до 1 апреля, до наступления весны.

Гусиные промышленники и охотники празднуют сей день с особенными обрядами. В старину охотники хаживали по дворам с пшеницей в руках. Входя на двор, они стучали в притолоку и вызывали хозяина показать свою охоту. Хозяин встречал гостя на крыльце и уводил его на загородь, где содержались гуси. Здесь хозяин угощал гостя чаркою вина, а гость рассыпал гусям пшеницу. Такие посещения продолжались во весь день и оканчивались вечером пирушками.

Друзья-охотники дарили друг друга лучшими гусями. Гусь передавался из полы в полу, с особенными пожеланиями и проводами до ворот, где чарка с вином скрепляла будущие уверения в дружбе. Вечерние угощения происходили в доме богача охотника. Здесь круговые чаши с вином и медом стояли с самого утра на столе. Гость, входя в дом, после обыкновен-ных приветствий, угощался из этой чаши вином или медом и клал на стол калач на новоселье гусям. После сбора всех гостей хозяин вносил в комнату пару гусей-бойцов на похвальбу своей охоты. Гуси-бойцы украшались красными лентами. Над головами этих красавцев все гости пили из круговой чаши вино или мед. Хозяин сбрызгивал гусей-бойцов медом. Нередко бывало, что ретивые охотники на веселой пирушке заводили споры и побоища.

Поселяне день 28 сентября называют: гусепролет, гусари, репорезы. По их замечаниям, с этого дня дикие гуси улетают стадами на теплые моря. По крику гусей и полету они заключают о наступлении скорых холодов. Огородники начинают на этот день вырывать в полях репу. Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе, что подошли репорезы», «Не дремли, баба, на репорезов день».

Гусиные промышленники с этого дня начинают скупать по селам гусей. В селах бой гусей прежде начинался с 28 сентября. Когда наши бояре живали в деревнях, им подносили старики на челобитье гуся с гусыней от всего мира. Гусыню накрывали кумачной рушником, а на шею гуся надевали льняную плетенку в виде кольца. Челобитчиков бояре одаривали рушниками и угощали вином.

Наши поселяне сохранили странное поверье о гусях: будто они все лето живут под надзором водяного дедушки. Чтобы задобрить сего неумолимого дедушку, они ночью под 28 сентября отрывают гусю голову и бросают туловище в воду. Водяной за такие поминки стережет гусей и никому не дает их в обиду. В противном случае он мучает гусей или изводит их. Оставшуюся голову относят на птичий двор из опасения, чтобы домовой по убыли не узнал о проделках мужика. Известное дело, что заботливый домовой ведет счет по головам. Есть голова налицо, он покоен; нет головы ― мужик виноват.

Заговор, чтобы муж никогда не изменял жене

В конце сентября, до выпадения снега, жена срезает прядь волос с головы мужа (под каким-нибудь надуманным предлогом) и кладет их за печь, читая старинный заговор:

В море-океане, на острове Буяне

Растет дуб – широколист, разлапист.

Дуб тот не обойдешь ногами,

Не охватишь его руками,

Корни его могучи и длиннючи.

И как корни его в земле

Сидят прочно и глубоко,

Так бы изменушка раба Божьего

За моей печкой сидела,

И никуда плоть раба Божьего (имя)

От меня уходить не смела,

Никого бы не желала и не хотела.

Век по веку, отныне и довеку,

Всем аминям аминь.

Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу, нос под крыло прячет - к ранней зиме.

Высоко летят гуси на Воздвиженье - к высокому половодью, низко - к малому.

Если перелетные гуси часто садились на землю, если еще не спешили с отлетом скворцы - ожидалась осень сухой и теплой.

По народному календарю 28 сентября – Никита-гусятник. В этот день дикие гуси покидают родные гнездовья и улетают в теплые края. Опытные люди по их поведению предсказывали, какой будет предстоящая зима.

Охота на этих птиц в этот день была самой удачной. По традиции, подстреленный сегодня гусь обещал охотнику-промысловику удачу на весь год.

И даже те крестьяне, которые были далеки от охоты, 28 сентября резали домашних гусей и готовили из них вкусные блюда. Часть откладывали на продажу. Завершался день скромным торжеством в кругу семьи за праздничной трапезой.

В некоторых областях России верили, что начальником над всеми гусями является сам Водяной. Поэтому в день святого Никиты старались его задобрить. Забивали самую большую птицу, отрубали голову, оставляли ее дома (чтоб домовой полакомился), а тушку бросали в омут или в болото. Иногда жертву приносили за мельницей – считалось, что водяной проводит зиму под мельничным жерновом.

Те, у кого были овцы, в этот день стригли их.

Народные приметы на 28 сентября

1. Если погода ясная – на следующий день будет ветрено.

2. Дождливая погода – к поздней и сырой весне.

3. Ветви елей опущены вниз – к дождю.

4. В лесу много больших муравейников – к морозной зиме.

5. Если гусь пропал – значит, его украл водяной.

6. Увидеть в этот день стаю летящих гусей – к скорым холодам.

7. Гуси высоко летят – к большому половодью весной и морозам на Покров. Летят низко – воды весной будет мало. Еще эта примета сулит скорый снегопад.

8. Дикие гуси сидят на земле – к теплой осени. На одной ноге стоят – к заморозкам. В воде плавают – к резкому потеплению.

9. Утки в пруду ныряют – к дождю.

10. Чтобы в этот день оказать человеку свое расположение, надо подарить ему гуся и выпить с ним на двоих бокал вина.

11. Святому Никите в его праздник следует молиться о выздоровлении больных младенцев, а также о здоровье домашней птицы.



Документы