Можно ли фотографироваться в церкви. Можно ли фотографировать в церкви

Часто туристы, посещая различные церкви, храмы, соборы или костелы попадают в неловкую ситуацию, когда начинают фотографировать различные церемонии или внутреннее убранство храма, и к ним с требованием прекратить съемку подходит служитель... О том как не попасть в такую неприятную ситуацию и пойдет речь в нашей статье.

Как правило, фото- и видеосъемка в костёлах () не запрещена, однако если это территория музея, то придется заплатить за право съемки.

Итак, если на входе в костёл не вывешен запрещающий знак, то снимать можно. Знак фотоаппарата с перечёркнутой вспышкой допускает проведение фотосъемки , но запрещает использовать вспышку. Все же по возможности рекомендуется спросить у служителя (смотрящего за порядком) разрешения на съемку в костёле. По личному опыту и опыту моих товарищей могу заметить, что если мы вежливо обращаемся за разрешением, то в 75 ‰ случаев получаем положительный ответ. Напротив, в 90 случаях, когда мы вели фото- или видеосъемку без предварительного разрешения, служитель сам подходил к нам и просил прекратить съемку.

В рамках приличия запрещается фото- и видеосъемка во время службы. Однако вы все же можете снимать, если будете делать это очень аккуратно и тихо, пользуясь бесшумной техникой в режиме без фотовспышки.

Всегда помните, что костёл это «дом Божий». Не стоит сильно размахивать своей техникой и проводить фотосессии на темы «я и святой Иисус», «я в молитве» и т.п. Не рекомендуется также снимать на фото или видео людей в костёле.

Но всегда есть исключения. Памятные снимки и видео будут очень уместны при проведении свадьбы, празднования совершеннолетия и других торжеств, когда собирается множество родственников, чтобы поздравить друг друга. На таких мероприятиях вы сможете провести любую съемку как вам удобно, и все будут считать вас гостем торжества. Однако в этом случае следует играть роль до победного конца, никто не должен догадаться, что вы турист, который с интересом снимает происходящее.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крестных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается - часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой - в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви - старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное - это самый лучший вариант, - когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми - тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз - и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу - может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения - это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится - ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте - невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты - помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало - для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу - можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные - это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель - очень важный, здесь выдержка короче - 1/320, значение ISO - выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги - не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка - белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

"Как-то с товарищем мы проходили мимо Успенского храма. По сути, ничем не примечательная церковь в спальном районе города. Есть только один забавный факт: до храма это был кинотеатр. Незло пошутили, что после революции власть приватизировала церковное имущество, а сейчас настало новое время:) По этому поводу решили сфоткать церковь. Зашли во двор, успели сделать один кадр, как из храма буквально вылетел брутальный лысый дядечка. Со словами «Сюда идем», сам ринулся навстречу. На «нейтральной территории» он суровым, но спокойным голосом спросил, для чего мы фотографировали храм. Спорить с ним не хотелось, поэтому честно сказали, что у здания интересная история. Охранник вроде бы успокоился…"

(история из Интернета)

Такие истории сегодня нередки. Казалось бы, чего такого, что ты запечатлел красивое здание, тем более, если оно является памятником архитектуры? Но нет, порой служители храма так ревностно утверждают, что съемка запрещена, будто держат за пазухой военную тайну!

Разбор изнутри

Для начала хочется отметить – чтобы не попасть в подобную ситуацию, лучше заручиться благословением на съемку. Его можно взять у настоятеля храма или монастыря, а если их нет – у лиц, исполняющих их обязанности (например, ключаря или наместника). Если же и их вы не можете найти, тогда обратитесь к братии или служащим храма – они точно все расскажут и объяснят.

Согласно как законодательству, так и церковным правилам, фотографировать внутри храма можно. Конечно, есть несколько нюансов, но о них расскажу ниже.

Важно помнить, что когда вы находитесь в церкви – вы в гостях. А значит, какое-либо ваше самовольство должно вами же и пресекаться. Подойдите к батюшке, сообщите о своих намереньях поснимать внутри храма – скорее всего вам не откажут. Могут лишь указать те места, куда не стоит лезть с камерой.

Некоторые спрашиваю, можно ли фотографировать Таинства. В 90% из 100 священники дают на это добро. Разумеется, при условии, что вы знаете фотографируемых людей. В конце концов, такие Таинства, как Крещение или Венчание, проходят раз в жизни. Поэтому иметь в домашнем альбоме несколько фотографий с этого замечательного события точно не лишне. Снимок станет памятным документальным свидетельством. К тому же и через фотографию Господь может донести определенные блага! Возможно, просматривая ваши изображения люди обретут душевное спокойствие, или вообще откроют для себя Церковь.

Если вы получили разрешение на съемку Таинства, нелишним будет поинтересоваться у священника, где лучше стоять, с какого ракурса снимать, на какие детали обратить внимание. Вопросы эти не случайны. Так вы предугадаете сразу несколько аспектов. Во-первых (уже говорилось), вы находитесь в Доме Божьем, и лишняя, беспричинная, суета тут неприемлема. Из этого вытекает следующее: не надо демонстративно показывать, что вы фотограф и вам ничего не надо, окромя выполнения своего профессионального долга. Когда вы в храме – вы в гостях, и вы не знаете наверняка, для чего тут собрались остальные прихожане. Не ломайте отношения человека и Бога, не мешайте священнику грамотно проводить обряд. Лучше всего воспринимать сьемку, как некое послушание. Во-вторых, священники от вашей фотосъемки тоже имеют определенную выгоду. Самое меньшее – вы прославляете их храм, а значит - увеличиваете поток прихожан. В-третьих, кроме общих композиций следует уделить особое внимание и деталям. Просто потому, что это красиво.

В идеале фотографировать надо либо до Таинства, либо после, чтоб во время проведения самого обряда молитвенно поприсутствовать с собравшимися. Но обычно право выбора остается за вопрошающим.

Со «внутренним миром» мы разобрались.

Что касается внешнего облика храма, то его фотографировать не запрещено. Зачастую храмы – это настоящие произведения искусства, поэтому оставлять их вез внимания – это как минимум глупо. В наши дни именно с фотографий церковных зданий люди начинают интересоваться религией: выясняют, что это за храм, где он расположился. И так, шаг за шагом, приходят к вере.

Иногда священники говорят о небольшом моменте, который, кстати, не лишен смысла. Фотографировать сам храм можно и нужно, но вот фотографироваться на фоне храма все-таки не следует. В этом случае идет некая «игра образов». Для христианина на первом месте стоит Бог. Фотографируясь же на фоне храма, человек в первую очередь выставляет себя. Таким образом, Господь словно бы отодвигается на второй план. Хотя и тут все на совести людей.

Табу на фото

Несмотря на то, что по всем правилам фотографировать в стенах храмов и монастырей можно, все таки не следует пренебрегать запрещающими знаками. Если вы увидели табличку, что снимать на территории запрещено, лучше не вступать в дискуссии, а принять все как есть. Вывешивать подобные знак будут только с напутствия настоятеля, значит и заперт идет от него.

Священники могут запретить фотографировать по ряду причин.

В первую очередь это касается храмов, с большим количеством прихожан. Ваши действия (как уже неоднократно говорилось выше) могут нарушить незримую связь Бога и человека. Как следствие, люди могут разозлиться, что в храме недопустимо. К тому же и вам стоит задуматься – так ли важна для вас эта фотография? Что вы потом будете с ней делать? Выложите в Интернет? Будете созерцать долгими зимними вечерами? Вряд ли… Скорее всего, вы забудете о ней сразу же после «щелчка затвора».


Во-вторых, запрет накладывается на церкви со старой росписью, иконами, деталями интерьера или иными старинными предметами. Вспышки фотоаппарата могут принести непоправимый вред краскам, а значит вы, сами того не осознавая, разрушите святыню.

В-третьих, не следует самовольно фотографировать торжественные богослужения, в том числе Божественную Литургию. Несмотря на всю тожественность и нарядность обрядов, люди, принимающие в них участие, сконцентрированы на молитве. Не надо мешать им. К тому же есть вероятности, что большая часть кадров получится бракованной.

Есть и личные причины для запрета на сьемку. Например, в монастырях. Обитель – это не только территория незримого обитания Бога, но и место жительства братии. В буквальном смысле! Поставьте себя на место монахов – вам точно будет неприятно, если в ваш дом придут посторонние люди (хоть и по вашему приглашению) и станут фотографировать каждую мелочь.

А еще среди пришедших в храм есть люди с грешными помыслами. К сожалению, исключать этого не стоит. Из разговоров с церковными охранниками понимаешь две детали – каждый из служащих в храме боится пострадать от нечистых на руку.

Ни для кого не секрет, что сегодня ряд средств массовой информации (в том числе, Интернет-ресурсов) пытается очернить Церковь. И один из самых простых, но действенных способов – это клевета. Один из служащих как-то поведал мне (имя просил не называть): «На прихрамовую территорию зашли молодые люди. Они долго ходили вокруг церкви, фотографировали его, выбирали ракурс. Мы не мешали им. Да и что им предъявить, когда формального запрета на съемку нет? А спустя какое-то время, в Сети появились изображения нашего храма, которые никак не соответствовали действительности. На одном фото у крыльца стоял дорогой автомобиль. А возле него наш, якобы позирующий у своей модной тачки, батюшка. На другой фотографии – на колоколенке храма расположилась спутниковая тарелка. И так далее. Фотомонтаж творит чудеса. И этим «чудесам» почему-то верят? Особенно, если под ними есть характерная надпись: «Вот куда идут деньги прихожан!» К слову, батюшка, до храма всю жизнь на трамвае добирался ». К сожалению, такие случаи не единичные, и лжесвидетельства из серии «Прихожанин, подай на машину» еще долго будут ходить в Сети. Хоть правда и не на стороне провокаторов, служителям церкви все равно неприятно.


Другой аспект касается церквей, где есть действительно ценные святыни. Например, старинные иконы или утварь из драгметаллов. Не идеализируйте людей приходящих в храм. Вполне возможно, что потенциальные воры захотят присвоить себе церковное имущество. Или перепродать вещи по своим каналам. Фотографирование в данном случае может стать ни чем иным, как «разведкой». При помощи фотоаппарата могут быть выявлены такие мелочи, как расположение похищаемого предмета, охранные системы, недостатки внутренних конструкций храма. На улице камера может запечатлеть места возможного отхода: лазы, дыры в заборе, - а также места экстренного схрона украденного. Все-таки церковь – это не квартира, и к ее ограблению преступники заблаговременно готовятся.

Встречается и еще один схожий момент, но наиболее часто он касается старых городских храмов, которые после революции выполняли нехрамовую роль и недавно были переданы РПЦ. Не секрет, что земля для застройки безумно дорога и иные люди пытаются заполучить ее незаконным путем. Фотографируя реставрируемый объект, можно определить его слабые места, систему коммуникаций и другие мелочи. А затем, такие люди, например, устраивают небольшой пожар, который «сам собой» достигает колоссальных размеров. Здание выгорает, и у застройщиков есть новое место для возведения очередного бизнес-центра или торгово-развлекательного предприятия.

Не игнорируйте запрет на съемку! Если в данном месте так заведено, то не надо устраивать бурю в стакане, и пытаться доказать свою правоту. Вы находитесь в гостях, а со своим уставом в чужой монастырь не лезут!

Однако, если вам прямо «смерть как охота» пофотографировать, то лучше заручитесь поддержкой настоятеля храма.

Вопрос: «Как фотографировать в церкви ?» – в принципе сводится к вопросу: « ?». Однако, учитывая ситуацию, в которой проводится обряд крещения или венчания, существует множество нюансов, которыми нельзя пренебрегать.Во-первых – храм, церковь или костел – это место, в котором весьма необычно соединяются источники света. Как правило, это маленькие окна и тусклое освещение. Свет источают лишь высоко подвешенные люстры и свечи. В любом случае фотографу предстоит столкнуться с тем обстоятельством, что для проведения съемки будет недостаточно света. Это в свою очередь грозит либо поднятием ISO и, как следствие сильными шумами, либо использованием вспышки, о чем будет рассказано ниже.

Во-вторых, церковь — это место, представляющее собой религиозную святыню, будь-то православный храм или католический костел. Это необходимо учитывать во время проведения фотосъемки. Поэтому, съемка в церкви должна проводиться с почтением к святому месту.

В-третьих – фотографу приходится сталкиваться со сложностью работы в маленьком помещении, особенно это имеет отношение к съемке крестин.

Если есть возможность, то необходимо осмотреть будущее место съемок и учесть степень его освещенности. Желательно захватить фотокамеру с собой, и прикинуть какую выдержку надо установить чтобы получилась корректная . Если же света действительно недостаточно, то придется использовать один из двух нижеприведенных вариантов, при которых съёмка в храме окажется удачной. Итак,

1. Использовать светосильные объективы
В этом случае вряд ли понадобятся зумы типа 24-70 2.8 и прочие дорогие 17-35 2.8. Наиболее простой стандартный объектив 50 мм со светосилой — 1.4 будет здесь более полезен. Как свидетельствует практика, хорошие снимки можно также получить светосильной и резкой оптикой — Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резкой — Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Не важно, какую систему предполагается использовать, и какая светосила приемлема. Если обычного китового зума со стабилизатором будет достаточно для съемки в помещении с плохим освещением, то можно использовать и его. Если же освещение совсем плохое, то надо будет поднять ISO до невероятных высот. При этом, стоит оговориться, что снимать придётся в RAW, а затем нужно будет подавить шумы в фоторедакторе. Зато, таким образом, сохранится атмосфера места съемки, что весьма важно. Кроме того, в случае необходимости можно поставить поправку экспозиции на минус треть или на минус единицу.

2. Аккуратно воспользоваться вспышкой
Если же по какой-либо причине отсутствует светосильный объектив, но есть внешняя вспышка, можно использовать ее. Но со вспышкой работать в церкви еще сложнее, нежели со светосильной оптикой. Обусловлено это тем, что сооружение имеет достаточно большую высоту. Это обстоятельство не дает возможности использовать внешнюю вспышку с отражением от потолка. Кроме того, отраженный свет будет иметь не самый приятный цветовой оттенок. Дело в том, что в церкви стены и потолки расписаны картинами, иконами или же покрыты фресками. Так что лучше использовать заполняющий свет с карточным отражателем или специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель позволит смягчить тени, однако нужно быть готовым к тому, что фотографии будут сделаны в стиле «вспышка в лоб». Иной раз с аналогичным результатом можно использовать и встроенную вспышку. В том случае если всё-таки разрешено использовать вспышку, то для того чтобы получить резкие снимки необходимо будет прикрыть диафрагму.

Как фотографировать в церкви со вспышкой

В первую очередь нужно узнать, можно ли использовать вспышку. Запрет может налагаться в связи с тем, что старые иконы и росписи стен чувствительны к жесткому импульсному свету. Перед съёмкой необходимо спросить у кого-нибудь из работников церкви или обратиться непосредственно к батюшке за благословением на съемку. Также надо узнать, можно ли пользоваться вспышкой и куда можно или же нельзя заходить. Не стоит пренебрегать этим советом. Как показывает практика, обычно батюшки охотно дают разрешение на съемку.

Во время съемки не стоит делать длинные серии по 10 кадров в секунду. В помещении церкви или храма присутствует особая акустика, которая усиливает звуки затвора и обрывает слова батюшки. Можно сделать серию снимков во время пения хора. И естественно, не надо бегать и громко разговаривать во время съемки в церкви, это элементарная культура.

Съемка венчания

Не стоит огорчаться, если в церкви мало места и получается сфотографировать, лишь затылки молодой четы – это вполне нормально. Хотя при этом и теряется художественная часть снимка. В связи с длительностью церемонии, молодые долгое время стоят со свечами. Разнообразия, конечно, не слишком много. Однако, в этот момент можно параллельно сделать несколько отличных снимков родителей и друзей, которых переполняют чувства. Не стоит забывать и о интересных местах храма, а также церковных атрибутах, таких как росписи на стенах, подсвечники, и т.д. Тем более, если всё действо происходит в таком городе как москва фотограф на свадьбу и последующее венчание просто обязан запечатлеть богатые элементы убранства собора.

Фотограф во время съемки венчания может сделать отличные кадры – это и символическое связывание батюшкой рук молодых, и восхитительные короны над их головами, и обход алтаря, который повторяется трижды.

Съемка крещения

Отдельно следует рассказать о фотосъемке крестин. Крайне важно предварительно осмотреть место предстоящей съемки обряда. Для того чтобы в небольшом помещении наилучшим образом запечатлеть церемонию, следует захватить с собой монопод, кусок пластиковой трубы, лыжную палку, швабру, в общем что найдете в качестве упора. Для проведения съемки лучше всего использовать настройки ISO в 800-1600, с диафрагмой F3.5-4. Выдержку следует подобрать по лицам. Во время съемки нужно стараться как можно больше двигаться, чтобы уловить все нюансы обряда. Камеру следует фокусировать то на ребенке, то на горящей свече в руках, то на спине батюшки. Хорошие снимки можно получить, опустив камеру вниз к полу или же сверху. Например, стоя на табуретке (если, конечно, позволят). Неплохо использовать мелкие серии. Также интересными будут кадры алтаря, а после окончания обряда — батюшки с младенцем и крестными родителями на фоне икон.

Используя эти нехитрые советы, получится запечатлеть древние христианские обряды, которые имеют большое значение в жизни виновников этих событий.



Документы