Gerald r ford корабль. Авианосец «Gerald R.Ford»: новые технологии, новые возможности

Флот Военно-морских сил США в сентябре пополнит самый дорогой военный корабль из когда-либо построенных — авианосец USS Gerald R. Ford стоимостью $12,9 млрд. Об этом заявил официальный представитель военно-морского флота, сообщает CNN . Он станет первым кораблем нового класса многоцелевых атомных авианосцев США.

По состоянию на март, корабль был готов на 97%. Ходовые испытания планируют начать в июле, чтобы уже осенью «Ford class» присоединился к ВМС США. Gerald R. Ford является своеобразным «первопроходцем» Флота США, полностью спроектированным в системе 3D -дизайна, внедрённой компанией «Northrop Grumman» и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.

Его длина – 332 метра, вес – 100 тысяч тонн. При одинаковом с авианосцами типа «Nimitz » водоизмещении он будет иметь на 500-900 человек меньший экипаж. Это стало возможным за счёт широкого внедрения автоматизации и уменьшения трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем. Также, будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за весом и устойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.

Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35 , истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet , самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S , а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Nimitz». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками и система автоматического подлёта и посадки (JPALS) , использующая глобальную систему позиционирования GPS . Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов. Флагманские апартаменты на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу. Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников - с четырёх до трёх.

Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонная радиолокационная система (Dual Band Radar, DBR) , которая интегрирует в себе многофункциональный радар AN/SPY-3 X -диапазона фирмы Raytheon и радар объёмного обзора (Volume Search Radar, VSR) L-диапазона фирмы Lockheed . AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. Система разрабатывалась для эсминцев нового поколения .

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами RIM-162 ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RIM-116 RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH .

Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты (EMALS) фирмы General Atomics на основе линейных электродвигателей. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров AAG. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта. Разработка AAG ведется с 2010 года, а первые испытания системы были проведены уже в 2011 году. К настоящему времени аэрофинишер выполнил уже более 1200 торможений «мертвых грузов» различной массы. В состав электромеханического аэрофинишера входят тросовое устройство, гидротормоза, механический тормоз, электродвигатели-генераторы с низкой энерцией, но высоким крутящим моментом, а также конденсаторы. Последние необходимы для накопления энергии, вырабатываемой генераторами при торможении самолета.

Первая успешная посадка пилотируемого самолета Boeing F/A-18E Super Hornet на опытный образец авианосного турбоэлектрического аэрофинишера General Atomics Advanced Arresting Gear (AAG), установленный на наземном летно-испытательном комплексе американской палубной авиации на авиабазе МакГир-Дикс-Лейкхёрст. Лейкхёрст (Нью-Джерси), 31.03.2016 (с) ВМС США

Электродвигатели связаны с регулируемыми заслонками гидротормозов. При торможении самолета система управления динамикой при помощи заслонок постоянно корректирует сопротивление жидкости в гидротормозах. Благодаря этому обеспечивается равномерное торможение садящегося самолета вдоль всей траектории. Кроме того, управление динамикой позволяет заранее настраивать аэрофинишер на прием самолетов разной массы. Частично работа AAG обеспечивается накопленной при торможении самолетов энергией.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc .

Заново спроектированный ядерный реактор A1B может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца. Мощность нового ядерного реактора по сравнению с предшественниками увеличена на 25 %, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50 %. По существу, именно использование более мощной энергетической установки и позволило оснастить авианосец «Gerald R. Ford» электромагнитными катапультами EMALS.

Обладают десятью авианосцами, - совсем недавно их было 11, но «Энтерпрайс» списали. Сорок лет корабли этого класса не сходили с американских стапелей. Самый современный авианосец «Джеральд Форд» в 2016 году должен встать в строй, для того чтобы естественная убыль была восполнена. Естественно, что при его постройке учитывались самые последние достижения технологии. Служить кораблю предстоит полвека, за это время многое может произойти.

Авианосцы как часть глобальной стратегии США

Уже во время Второй мировой войны авианесущие корабли превратились из просто плавучих аэродромов в грозные боевые единицы флота. Впрочем, на европейском морском театре военных действий их роль оказалась не очень важной, они представляли собой слишком крупную цель, да и надобности в них особой не было. Зато против Японии их применяли широко, сказывалась потребность тактической авиационной поддержки вдали от американских берегов. Затем была Корея и Вьетнам, в течение этих региональных войн был очерчен круг боевых задач, предполагавших, что использование авианесущих соединений наиболее эффективно, если противник не обладает серьезным противокорабельным потенциалом. По этой причине в годы Холодной войны США отдавали предпочтение обычным наземным военно-воздушным базам, которые стремились как можно ближе придвинуть к границам СССР и стран Варшавского блока. Вывод из этого прост - новейший авианосец «Джеральд Форд» является средством реализации политики «большой дубинки», которой уже исполнилось более века, и будет служить средством устрашения небольших непокорных государств, находящихся вдали от берегов США.

Президент Форд

Джеральд Рудольф Форд-младший, безусловно, был выдающимся политическим лидером эпохи 70-х годов, и даже успел послужить народу США на президентском посту. Однако название нового корабля и всей последующей серии, в которой он занимает титульное место, вызвало уже на этапе проектирования, начавшегося в 1996 году, возражения руководителей Пентагона и простых офицеров ВМС. При всех своих достоинствах, по мнению многих флотских «ястребов», не заслуживает экс-президент, умерший в 2006 году, того, чтобы в честь его назвали авианосец. Джеральд Р. Форд не отличался воинственностью, был сторонником разрядки в отношениях с Советским Союзом, к тому же он стал единственным президентом, не избранным по принятой в Америке процедуре, а занявший пост «автоматически» после отставки замаравшегося в Уотергейте Никсона. Предлагалось другое гордое имя, может быть не очень оригинальное, но внушительное, «Америка». Но, несмотря на возражения, при закладке все же назвали авианосец «Джеральдом Фордом».

Проект

Замысел отличался особой амбициозностью. После столь длительного перерыва требовалось что-то особое, демонстрирующее немеркнущую славу и титаническое могущество американского флота, самого мощного в мире. Предлагались различные решения, в том числе самые революционные. Новый корабль собирались изначально построить по технологии Стеллс, придав его обводам характерную для «невидимок» угловатость. Однако, посчитав сметные расходы, руководство страны все же решило ограничиться корпусом уже проверенного проекта «Нимица» с некоторыми оправданными изменениями и сосредоточиться на технологических аспектах оснастки. Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» и так обошелся бюджету по самым скромным оценкам в 13 миллиардов, что вдвое выше (даже с учетом падения доллара), чем расходы на предыдущие аналогичные проекты. Сумма, кстати, не окончательная.

Сравнительная эффективность («Нимиц»)

При, в общем-то, сходных характеристиках (водоизмещение 100 тыс. т, размеры полетной палубы 317 х 40 метров) с последней серией авианосцев, состоящей на вооружении в настоящее время, этот корабль имеет ряд безусловных преимуществ. Не останавливаясь на экономике, можно оценить то, что в первую очередь интересует военных моряков, а именно боевые возможности, которыми будет обладать авианосец «Джеральд Форд». Характеристики у него следующие:

  • Число самолетов авиакрыла - 90.
  • Количество вылетов в течение суток - от 160 (нормальный показатель) до 220 (максимально, в боевых условиях).

Именно последний показатель является основным аргументом критиков проекта. Устаревший «Нимиц» мог «выстреливать» в небо и принимать на свою палубу 120 самолетов в день (в обычном режиме). Боевая эффективность выросла всего на 30% при увеличении расходов на авианосец «Джеральд Форд» вдвое.

Сколько стоит сбросить бомбу?

Американцы считают все. Например, то, что за последнее десятилетие морская авиация отправила на головы сербов, иракцев, ливийцев и прочих «плохих парней» 16 тысяч бомб и ракет. Деление этой цифры на число самолетов дает цифру 18 (столько бомб в среднем доставила к цели каждая боевая единица техники). Но и это еще не все, Есть и данные по стоимости сброса каждого отдельного боеприпаса - 7,5 млн $. Дороговато? Так вот, если учитывать цену палубного самолета F-35C, которым собираются комплектовать авианосец «Джеральд Форд», и расходы на его обслуживание, то сумма эта может вырасти в несколько раз. Сам корабль тоже вдвое дороже. Следовательно, для того чтобы бюджет не треснул, нужны меры по экономии. И они были приняты, причем на принципиально-конструктивном уровне.

Как на авианосце сэкономить?

Главные статьи расходов при эксплуатации боевого корабля включают траты на содержание экипажа, топливо, амортизацию и мероприятия, связанные с учебно-боевой работой. При проектировании авианосца «Джеральд Форд» (Gerald Ford) учитывались пожелания руководства страны и командования флота о сокращении по сравнению с «Нимицем» личного состава экипажа, и Главным «пожирателем денег» на кораблях с атомной силовой установкой считается реактор (на «Форде» их два), особенно в момент замены энерговыделяющих элементов. Срок службы авианосца - 50 лет, и все эти годы он может обходиться без перезарядки. загруженное в активную зону при постройке, расходуется полвека.

Что касается экипажа, то он сокращен на тысячу человек, и состоит из 2500 членов команды. Это достигнуто за счет автоматизации многих операций. И все равно эксплуатация корабля за время его службы обойдется в сумму свыше 22 миллиардов.

ТТХ и вооружения

Следующий авианосец типа «Джеральд Форд» проект (CVN-77) будет называться «Джон Кеннеди». В течение ближайших двенадцати лет четыре корабля этого типа планируется к постановке на боевое дежурство. Известно о них не так уж много, но кое-какие данные опубликованы. Ход авианосца - 30 узлов в час) при неограниченной дальности плавания, осадка составляет 7,8 метра. Палуб 25. Надстройки спроектированы так, чтобы максимально уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), в результате авианосец «Джеральд Форд» на экранах радаров будет «светиться» как относительно небольшой эсминец. В конструкции широко применены композитные материалы (в том числе демпфирующие шумы) и радиопоглощающие покрытия. Корабль обладает мощным радарным и навигационным оборудованием, системами обеспечения полетов, спутниковой кодированной связи и многим другим, включая систему «Иджис». Основой авиакрыла станут «Супер-Хорнеты» F-18, и, возможно F-35C, если их производство возобновят. Новейший американский авианосец рассчитан на использование широкого спектра беспилотных аппаратов. Корабельная ПВО базируется на ракетах SM-3 «Стандарт» с достаточно скромными характеристиками.

Насколько страшен «Форд»?

Корабль впечатляет и размерами, водоизмещением, количеством самолетов на палубе и под ней, и своей электроникой. Безусловно, с его появлением американский флот станет еще сильнее. Однако сам факт упора на ударные возможности авиакрыла в ущерб защите от возможного воздушного (в том числе ракетного) нападения наводит на мысль, что, в отличие от многих других систем вооружения, авианосец «Джеральд Форд» США строят не для того, чтобы им угрожать России. Флот РФ намного (в разы) уступает американскому по общему водоизмещению, но при этом имеет эффективную структуру, позволяющую держать этих морских гигантов на безопасном расстоянии.

Авианосцы - оружие карательное, для реального боя с сильным противником они малопригодны.

В феврале 2016 года флот армии США получит на вооружение самый дорогой корабль в истории, сообщает CNN. Стоимость нового авианосца Джеральд Форд (Gerald Ford) составляет, по некоторым данным, 13 миллиардов долларов. Корабль также является самым большим в мире. Его длина - 333 метра, вес - 100.000 тонн. На его борту может разместиться 4.400 человек и 75 единиц авиатехники. Планируется, что он станет взлётно-посадочной площадкой для истребителей F-35. Новый авианосец должен снять нагрузку с 10 несущих дежурство кораблей. С его борта сможет подниматься существенно больше самолетов за определенный отрезок времени (по расчетам — на 25%) ...

USS Gerald R. Ford — серия многоцелевых атомных авианосцев США, строительство которых идет с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа Nimitz и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и меньшими эксплуатационными расходами.

Головной корабль, названный в честь 38-го президента США Джеральда Форда, заложен 14 ноября 2009 года. Второй корабль серии будет называться John F. Kennedy, третий — Enterprise. Всего планируется построить 10 кораблей типа Gerald R. Ford, по мере принятия на вооружение они будут заменять авианосцы Nimitz.

Специально для Gerald R. Ford разработаны ядерные реакторы A1B, мощность которых по сравнению с предшественниками, установленными на Nimitz, увеличена на 25 процентов, а трудоёмкость обслуживания сокращена вдвое. Как утверждают в ВМС США, энергетическая установка с двумя реакторами A1B сможет работать без замены топливных стержней всё время службы авианосца (в течение 50 лет).


Корабль планируется оснастить оружием будущего: рельсовыми пушками, ракетами-перехватчиками, а также электромагнитными системами запуска воздушных судов (EMALS). EMALS сейчас проходят испытания. Они легче, надежнее, компактнее и проще в обслуживании имеющихся сейчас катапульт и должны резко, на треть увеличить интенсивность полетов авиации до 160 вылетов в сутки на Gerald Ford со 120 на Nimitz. У электромагнитных систем, созданных компанией General Atomics, немало и других преимуществ перед паровыми. Например, они более плавно разгоняют самолеты, обеспечивают более высокую управляемость, существенно расширяют диапазон скоростей и направлений ветра при взлете.

9 ноября 2013 года на американском судостроительном заводе Newport News был спущен на воду новейший авианосец Gerald R. Ford. В отличие от недавнего спуска на воду эсминца Zumwalt, на этот раз судостроительная промышленность и военные устроили торжественную церемонию. В соответствии с традициями о форштевень корабля разбили бутылку шампанского. Крестной матерью нового авианосца стала Сьюзан Форд Блейз - дочь бывшего президента США Джеральда Форда, в честь которого назван корабль. Во время церемонии прозвучало несколько речей. Особо стоит отметить слова командующего военно-морскими операциями адмирала Дж. Гринэрта. По его мнению, новейший авианосец Gerald R. Ford представляет собой «настоящее чудо технологий».


К настоящему времени, по информации американских средств массовой информации, строительство нового корабля завершено на 70%. Сейчас работники завода Newport News готовятся к завершающему этапу строительства: корабль, пришвартованный к достроечной стенке, оснастят оставшимся оборудованием различного назначения и вооружением. На эти работы предполагается потратить примерно полтора года. Уже в 2015 году авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78) выйдет на испытания. Принятие корабля в состав ВМС США запланировано на 2015 год.

Буквально через пару лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат новый авианесущий корабль, превосходящий по своим характеристикам и возможностям существующие авианосцы. В новом проекте предусмотрено использование ряда новых систем и технических решений, значительно повышающих боевой потенциал корабля. Так, в качестве главной энергетической установки авианосец «Джеральд Р. Форд» будет использовать два ядерных реактора A1B. Эти реакторы создавались специально для перспективных авианосцев и поэтому имеют ряд характерных черт. В первую очередь, это большая мощность. Реакторы A1B имеют меньший размер в сравнении с A4W (реакторы, используемые на современных кораблях типа Nimitz), но при этом на 25% мощнее их. Кроме того, реакторы не требуют замены ядерного топлива в течение всего срока службы авианосца - 50 лет.

Мощная энергетическая установка позволила применить на новом авианосце электромагнитные катапульты EMALS. Эти системы, в отличие от паровых, применяемых на имеющихся авианосцах, позволят увеличить интенсивность полетов. В нормальных условиях USS Gerald R. Ford при помощи электромагнитных катапульт сможет обеспечивать 160 самолетовылетов в сутки против 120 у существующих кораблей. При необходимости возможно осуществление 220 запусков в сутки. В дополнение к новым катапультам авианосец предполагается оснастить усовершенствованным аэрофинишером, способным работать с существующими и перспективными палубными самолетами.


Новый авианосец сможет нести до 90 самолетов и вертолетов различных типов. В течение первых лет службы состав авиагруппы почти не будет отличаться от состава групп имеющихся авианосцев. Тем не менее, в дальнейшем предполагается заменить истребители-бомбардировщики Boeing F/A-18E/F Super Hornet новейшими Lockheed Martin F-35C Lightning II. До конца десятилетия состав авиагруппы корабля USS Gerald R. Ford могут пополнить беспилотные летательные аппараты Northrop Grumman X-47. По имеющимся данным, уже сейчас в конструкции нового авианосца применены некоторые технические решения, которые в будущем позволят использовать перспективную технику с дистанционным управлением.

«Настоящее чудо технологий» имеет соответствующую цену. По разным данным, на разработку и строительство авианосца USS Gerald R. Ford было потрачено 13-14 миллиардов долларов. Ранее стоимость строительства первого корабля нового типа оценивалась не более чем в 8-10 миллиардов, но применение ряда новых систем и технологий привело к значительному изменению финансовых показателей проекта. При этом, как утверждают разработчики проекта, одно только сокращение экипажа корабля поможет добиться ощутимой экономии. За 50 лет службы на подобных расходах удастся сэкономить порядка 3,5-4 млрд. долларов. Увеличение интенсивности полетов тоже должно сказаться на общей стоимости жизненного цикла корабля. По различным оценкам, эксплуатация авианосцев проекта «Джеральд Р. Форд» будет стоить американскому бюджету ненамного больше, чем использование кораблей типа «Нимиц».

Согласно нынешним планам Пентагона, в течение нескольких следующих десятилетий американские заводы должны построить десять новых авианосцев. Поочередно входя в состав военно-морских сил, они заменят имеющиеся корабли. Однако по ряду причин первая подобная замена состоится лишь через несколько лет. Новый авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78) считается заменой для корабля USS Enterprise (CVN-65). Однако последний был списан в декабре 2012 года, а «Джеральд Р. Форд» будет сдан заказчику не ранее 2015 года.

В ближайшем будущем начнется строительство следующего авианосца проекта Gerald R. Ford. Корабль USS John F. Kennedy (CVN-79) будет спущен на воду в 2018 году и принят в строй в 2020-м. Третий авианосец USS Enterprise (CVN-90) предполагается заказать в 2018 финансовом году и принять в строй в середине следующего десятилетия. Последний из десяти планируемых кораблей предполагается ввести в эксплуатацию в конце пятидесятых годов. Подобный график строительства позволит постепенно списывать и заменять используемые сейчас авианосцы проекта «Нимиц».

Необходимо отметить, что ряд аспектов нового проекта подвергается критике. Претензии вызывает чрезмерная стоимость проекта, недостаточный рост боевой эффективности и т.п. особенности авианосцев проекта Gerald R. Ford. Тем не менее, планы на строительство новых кораблей с авиагруппой в течение последнего времени претерпевают лишь незначительные изменения. Пентагон не намерен отказываться от своих планов, однако собирается в будущем перейти на использование 10 авианосцев вместо 11. Подобный подход, как ожидается, позволит сократить расходы без потерь в обороноспособности.

Источник -

В настоящее время в США полным ходом идет постройка атомного авианосца CVN-78 "Джеральд Форд". Корабль строится по проекту CVNX-1, что предусматривает создание в несколько измененном корпусе АВ типа "Честер Нимитц" качественно нового корабля. Нужно сказать, что информации в сети немного, в сущности вот все, что удалось нарыть. Прошу любить и жаловать, символ американской военно-морской мощи, атомный авианосец CVN-78 "Gerald R. Ford":



Джеральд Р. Форд (1913 - 2006 гг.; 38-й президент США 1974-1977 гг.)

Пректирование авианосцев нового типа "CVX" началось с 1996 года.

На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных повысить оперативную гибкость нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем . В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств - сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.


Первоначальный облик имел даже излишне "стелсовые" очертания.


Впрочем, рассматривался и такой вариант:

Тем не менее, приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля с корпусом авианосца типа Нимитц. Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21 - 22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца - с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа Нимитц и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.

Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа Орли Берк. Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии стелт, а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец невидимым, задача разработчиков - настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.

АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа "Нимитц") будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, у которого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.

Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 - меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов и посадок самолетов, провести 6 000 сут в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.

ТТХ атомного авианосца "Джеральд Форд":

Полное водоизмещение: примерно 100 тыс. "длинных тонн" (101.6 тыс. метрических тонн.)

Размерения: Длина 317 метров, ширина 40.8 метров (наибольшая).

Главная энергетическая установка: АЭУ, 2 усовершенствованных водо-водяных реактора с увеличенным сроком эксплуатации.

4 ГТЗА (главных турбозубчатых агрегатов), 4 винта.

Полная скорость хода ок. 30 уз.

Экипаж (моряки, авиагруппа, вспомогательный персонал): 4660 человек.

Авиакрыло: 75 летательных аппаратов различного назначения.

Зенитно-ракетный комплекс:

"Усовершенствованный Си Спарроу" или RIM-116 (RAM-116).

Авиационно-технические средства: электромагнитные катапульты EMALS (разработка поручена фирме General Atomics)

Радиоэлектронное вооружение велючает в себя БИУС ACDS Bloc 1 (или её усовершенствованную версию), многофункциональную АСБУ "Aejis" Mk 7 (или улучшенную версию), РЛС с ФАР АСБУ "Aejis" Mk 7 PY-1E или PY-1F+VSR, радиолокационные системы обеспечения авиакрыла, системы спутниковой связи, навигационные системы и пр. и пр.

Насчет состава авиакрыла:

Ударная составляющая будет представлена истребителями F/A-18E/F Super Hornet и F-35C.


В перспективе ударные возможности могут возрасти из-за введения в состав авиагруппы БПЛА, например по ТТЗ US Navy фирма Northrop Grumman работает над проектом X-47A.

В качестве истребителей ПВО, судя по всему, планируется использовать также истребители F/A-18E/F Super Hornet, по крайней мере специализированные перехватчики F-14 списаны, а новых не проектируется (в конце 90-х годов была информация о разработке корабельной версии F-22, но, судя по всему, тема заглохла).

Возможно ПВО АУГ будет возлагаться на ЭМ с АСБУ "Иджис", оснащенные ЗРК "Стандарт" SM-3.

Таким образом налицо преобладание ударных возможностей авиакрыла над ПВО.

Самолеты РЭБ: судя по всему в этом качестве будет выступать версия "Хорнета" EA-18G Growler (что весьма неплохо с точки зрения унификации состава авиагруппы).

Самолеты ДЛРО/управления будут представлены E-2D Advanced Hawkeye (по внешнему виду от обычных "Хокаев" не отличается, но имеет изрядно расширенные возможности; в частности в отличие от предшествующих вариантов, новый самолет "Эдванст Хокай" сможет координировать удары с воздуха по воздушным, наземным и морским надводным целям.).

В качестве противолодочного самолета скорее всего будет использоваться V-22 Osprey в варианте SV-22 (вместо "Викинга"), плюс к этому многоцелевой вариант конвертоплана НV-22, в виде десантного и поисково-спасательного средства.

Впрочем, это не отменяет наличия на борту и вертолетов, которыми скорее всего и остануться различные варианты "Си Хоков".

Некоторые вехи постройки CVN-78:

Первая секция киля заложена 14 ноября 2009. При закладке присутствовала Сюзан Форд Бойлс, дочь Джералда Р. Форда, которая выступила в роли покровительницы корабля, названного в честь её отца (нужно сказать, что по поводу названия корабля некоторое время шли споры, в частности ветераны флота настаивали на присвоении новому авианосцу имени "Америка", в честь списанного корабля класса "Китти Хок"). Её инициалы были выполнены электросваркой на стальном листе, который был вложен в первую секцию киля.

А вот, собственно, первая секция киля в судостроительном доке.

Итак, если сделать некоторые предварительные выводы об особенностях CVN-78, то представляется следующее:

1. Из новинок собственно говоря имеет место быть использование Э/м катапульты (реакторы с увеличенным сроком эксплуатации впервые внедрены на АПЛ типа "Вирджиния", АСБУ "Aejis" с ФАР впервые внедрена на предшествующем CVN-77 "George H. W. Bush"). С одной стороны это позволяет экономить немалую массу (Э/м катапульты примерно в 2 раза легче паровых, а вес паровых катапульт составляет примерно 20% от стандартного водоизмещения АВМА типа "Нимитц"), запускать более тяжелые машины; опять-же нет расхода воды (пара), нет износа гидравлики. С другой стороны оборудование э/м катапульт более чуствительно к агрессивным факторам морской среды, работа некоторых компонентов может создавать нежелательные колебания палубы; электро-магнитный импульс во время работы катапульты может создавать помехи радио-электронному оборудованию корабля.

2. С другой стороны, имеет место критика программы CVNX за излишнюю дороговизну, при этом оппоненты указывают, что для решения ударных задач флота достаточно использования КР корабельного базирования, а задачи авиационной поддержки морской пехоты может взять на себя F-35B Корпуса морской пехоты.

Предположительно постройка АВ "Джеральд Р. Форд" будет завершена в 2015 г.

Самый дорогой в мире американский головной сверхтяжелый авианосец CVN-78 типа "Джеральд Р. Форд", на создание которого ушло более 13 миллиардов долларов, непригоден для выполнения боевых задач.


Россия вывела из строя американский новейший авианосец «Джеральд Форд»: заявление Пентагона.

Американские моряки нашли виновных в выходе из строя новейшего авианосца «Джеральд Форд».
Стоит отметить, что именно этот авианосец, по словам президента США Дональда Трампа, должен наводить страх на врагов США.

Теперь американские моряки заявили, что в поломке авианосца виноваты россияне.

В Пентагоне утверждают, что за «Джеральдом Фордом» двое суток гонялось российское океанографическое судно «Виктор Леонов».
Российские моряки облучали американский авианосец радарами и фотографировали.

Примечателен тот факт, что при скорости американского судна в тридцать узлов, трудно представить «погоню» российского судна, которое имело при спуске на воду скорость в шестнадцать узлов, да еще и столь продолжительный период.

Вашингтон выслал на подмогу «Джеральду Форду» эсминец «Коул», который своим корпусом прикрывал американский авианосец от российских моряков.
Как отмечают СМИ, в результате у американского «грозы морей» отказало рулевое устройство и судно было отбуксировано для ремонта в Норфолк.

"Виктор Леонов"

Предназначение "Виктора Леонова" - разведка, аналогов в американском флоте не имеет.

Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, писали американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке.
Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно.
Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.

В материале NBC News разведоборудование на «Викторе Леонове» названо устаревшим – якобы он может прослушивать только радиосвязь между судами, между судами и берегом, а также коммерческие радиопередачи.
«Я надеюсь, они с удовольствием послушали радио «Классик», – язвит анонимный офицер береговой охраны из Новой Англии (имеется в виду Classic 101, передающее старые рок-хиты и музыку в стиле кантри).
«Леонов» не является угрозой, вторит ему старший сотрудник разведки.
«Это доказательство слабости России по сравнению с США. Это показывает, как далеко русские отстали от США в сфере электронного прослушивания. Корабль специализируется на прослушивании радиосигналов, а не цифровой связи, так что он фактически не способен перехватить любые сколько-нибудь чувствительные военные или разведывательные сообщения», – считает он.

«Виктор Леонов» (до 2004-го он носил название «Одограф») – корабль действительно немолодой. Он, как и еще шесть однотипных, был построен в польском Гданьске в период с 1985-го по 1988 год, но неоднократно проходил модернизацию оборудования. Все семь кораблей этого проекта 864 узко специализированы по типам радиоэлектронного оборудования и сильно отличаются друг от друга даже по внешнему виду из-за характерных особенностей локаторов и других систем РЭБ. При этом они входят в «Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки», и все технические характеристики установленной на них радиоэлектронной аппаратуры строго засекречены, хотя общее назначение тех или иных комплексов РЭБ известно.

Ирония американцев – либо проявление невеликого ума тех морских офицеров, к которым журналисты обратились за комментариями, либо способ заретушировать собственную халатность, поскольку допуск «Виктора Леонова» чуть ли не вплотную к Норфолку – большая ошибка. В прежние времена американские корабли чуть ли не таранили «океанографические суда» проекта 864 (под легендой «изучения дна Мирового океана в научных целях» они на полгода зависали напротив баз ВМС США, а запасы пополняли на Кубе). Однажды американский ракетный крейсер «Техас» несколько дней гонялся за однотипной «Виктору Леонову» «Карелией» (сейчас в ремонте и на переоснащении), подходя на расстояние в несколько десятков метров борт в борт. При этом «Техас» раза в три больше – он мог попросту потопить «Карелию».

«Виктор Леонов» не предназначен для того, чтобы перехватывать интернет-трафик или вклиниваться в суперсовременные системы связи (которых, кстати, не существует). Его комплексы гидроакустической разведки (ГАР) и система с характерным названием «Память» фиксируют так называемые «шумовые профили» надводных и подводных объектов по параметрам излучения звуковых волн в толще воды. Проще говоря, каждый надводный корабль и особенно подводная лодка издают специфический набор шумов, характерный только для этого объекта. Это, по сути, звуковая волна, колебания которой в воде можно «срисовать» и запомнить в электронном виде. Это как картотека отпечатков пальцев преступников: один раз «срисовали» – и уже никогда не отвертится. Такая картотека «звуковых профилей» имеется в распоряжении гидроакустических команд всех российских военных судов и подводных лодок, что дает возможность на большом расстоянии и без контакта точно устанавливать, что за объект на тебя движется. А это особенно важно для подводной войны.

Примерно таким же образом аппаратура «Виктора Леонова» может запоминать профили конкретных РЛС потенциального противника и систем ПВО, электромагнитное излучение различных объектов тоже специфично для каждого. С точки зрения военной разведки такие данные – ценнейший трофей, агентурными силами за ним можно гоняться десятилетиями, распивая литры дешевого рома с сотрудниками базы Норфолк под пристальным взглядом морской полиции и ФБР, после чего обнаружить, что все эти профили уже пять лет как устарели вместе с печенью.

В последний раз подобное сканирование Норфолка и других баз на Атлантическом побережье США проводилось в 2015 году – пора обновлять картотеку.

Что же касается перехвата обычных радиосообщений, то и здесь американцы перестарались с сарказмом. Ведь они точно так же, как и весь остальной мир, переговариваются по рации, на открытых частотах между кораблями, а в некоторых случаях до сих пор даже азбука Морзе в ходу, хотя уже в конце 80-х годов казалось, что это совсем уж доисторическое знание (в специфических учебных заведениях жаловались на необходимость тратить время на заучивание бессмысленных сочетаний точек и тире). Никаких особых средств связи американцы еще не изобрели и не внедрили, так что классика рок-музыки – не единственное, что могло бы заинтересовать специалистов с «Виктора Леонова».

У самих американцев подобных разведывательных судов, кстати, нет. Под эти характеристики кое-как попадают десять судов гидроакустической разведки (СГАР), из которых половина тех же годов постройки, что и «Виктор Леонов» с компанией. Большинство из них небольшие – с экипажем около 30 человек – и предназначены в основном для обнаружения дизельных подводных лодок на небольших глубинах – они тащат за собой на канате буксируемый буй с гидролокатором, практически как во времена Второй мировой войны. Еще один корабль переделали в пункт слежения за запусками баллистических ракет. К концу ХХ века в США посчитали, что такой специфический тип судов больше не нужен – в связи с отсутствием (как им тогда ошибочно казалось) объектов наблюдения. И именно поэтому они теперь удивляются самому явлению «Виктора Леонова» к их берегам, тем более повторить такой трюк напротив Североморска, Гаджиево или Петропавловска-Камчатского американцы не могут.

В США продолжают полагаться на сверхмощную группировку орбитальных спутников, но их возможности, как это ни парадоксально, ограничены – большинство используемых в радиообмене частот с орбиты перехватить невозможно, а уж составить звуковой или электромагнитный профиль объекта и вовсе нереально. Кстати, союзники США по НАТО (и – если шире – Западу в целом) от использования судов подобного класса и ведения такого рода физической разведки предусмотрительно не отказались. Причем в большинстве своем такие суда построены одновременно с российско-советским проектом 864. Например, они есть в ВМС Германии (три типа «Осте» проекта 423 водоизмещением 3200 т, постройки 1988–1989 годов), Италии (РЗК «Алеттра» типа «Альянс», 3180 т, 2003 года), Испании (РЗК «Алерта» типа «Даре», 2292 т, 1982-го), Норвегии (РЗК «Марьята», 7560 т, построен в 1994 году на замену устаревшему кораблю того же названия и назначения), Польше (два типа «Мома» модифицированный, проекта 863, водоизмещением 1677 т, постройки 1997–1999 годов), Греции («Гермис», бывший РЗК ФРГ, 1497 т, 1960-го), Франции (РЗК «Буганвилль», 5195 т, 1988-го), Швеции (РЗК «Орион», 1400 т, 1984-го), Румынии (РЗК «Грегоре Антипа» типа «Корсар», 1450 т, 1980 года постройки).

В последнее время американцы и англичане возложили обязанности физической разведки на надводные корабли и даже подлодки. В этих целях на них просто вешают дополнительное оборудование, которое (вместе с персоналом) только осложняет жизнь корабля. Так, флот Ее Величества присобачил на подлодку «Трафальгар» какие-то новые радары, после чего она сломалась и встала в сухой док. Функция электронной разведки перешла к ракетным фрегатам «Бродсворт» и «Дюк», что увеличило их экипаж за счет обслуживающего персонала электроники и повысило опасность судоходства, поскольку теперь эти корабли вынуждены идти на опасное сближение с объектом изучения, а подобное не приветствуется.

В сухом остатке реакция американских моряков на работу «Виктора Леонова» больше походит на журналистский трюк.
Еще раньше о вояже «Виктора Леонова» пресса донесла лично Дональду Трампу.
И на вопрос, что он собирается делать с кораблем, президент ответил – «не скажу»: «Я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Северной Кореей. И я не обязан вам говорить, что собираюсь делать с Ираном.
Знаете, почему? Потому что они не должны этого знать.
И когда вы меня спрашиваете, что я собираюсь делать с российским кораблем, я не буду вам отвечать.
Надеюсь, что я ничего не буду делать, но я вам не скажу».



Документы