Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Дымковская барышня. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания, фото

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»
Задачи:
Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией;
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции.
2. Организация выставки на тему: «Веселая ярмарка дымковской игрушки».
3. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
Материал: изделия декоративно-прикладного искусства, рисунки дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; трафареты дымковской игрушки, цветные карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(дымковская игрушка)
-Правильно, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
(Дымковская игрушка)
- Давайте их рассмотрим. (Рассматривают игрушки).
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- Послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети).
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
- Какого цвета дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- Какие узоры вы видите на игрушках? (кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца)
- Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках? (лошадка, петушок, олень, баран, барышня)
- Наиболее,распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
- Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки. (Воспитатель раздает напечатанные трафареты всей группе)
- Мы будем украшать игрушку узорами. Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор.
Физминутка «Дымковские игрушки».
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
У нас ручки крендельком
Щёчки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Сядьте поудобнее, начинаем работу. (Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.)
- А теперь заканчивайте свои работы, и мы поселим все наши игрушки в Дымковскую слободу.
- Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Спасибо вам за работу.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №23

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «ДЫМКОВСКАЯ СЛОБОДА»
Составила: Чикваидзе Елена Георгиевна
посёлок Ремзавода
2017


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 47» Ладушки»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по Образовательной Области «Художественно- эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дымковская слобода»

Программное содержание : 1. Закрепить с детьми технику росписи игрушек по мотивам дымковской росписи

2. Развивать творческое воображение, подбор цветовой гаммы, наблюдательность, пространственное мышление.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам России, художественный вкус, эстетические чувства»

Материал: готовые изделия детских работ – игрушки из глины, краски, стаканчики с водой, кисточки 2 видов, салфетки.

Предварительная работа : рассматривание образцов дымковской росписи, изготовление кукол и игрушек по мотивам дымковской росписи. Оформление дымковской деревни с расписанными готовыми образцами.

Подготовка к занятию: влажная уборка, проветривание

Методика проведения:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам Создание

предлагаю отправиться в удивительное интереса

путешествие. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: В начале, я хочу вам

рассказать одну историю…

Давным-давно моя бабушка оставила Игровая ситуация

мне в наследство волшебный клубочек.

Куда клубочек покатится, туда мы

с вами и отправимся путешествовать.

Скажем волшебные слова: раз, два,

три – клубочек, катись. Давайте все

вместе скажем эти слова.

Дети: Раз, два, три-клубочек, катись.

Клубочек катиться, дети идут за ним.

Что это за чудеса, куда привел нас

клубочек? А привел нас он в чудесную

дымковскую деревню.

/Звучит народная музыка/

Дети подходят к выставке изделий

дымковской игрушки, перед ней

висит надпись «Веселая дымковская

деревня», сидит мальчик в русской

рубашке – мастер Вася, он продает Использование

игрушки . игрового

Воспитатель: Здравствуй, мастер – умелец. персонажа

Что же это у тебя за красота такая?

Вася: у меня дымковские игрушки.

Чтение стихотворения воспитателем.

В этой деревне живут, друзья, Художественное

дымковские игрушки. слово

Лошадки, собачки, козы, коровы

и другие зверушки.

Петушки, курочки и свинья,

Давайте познакомимся с ними, друзья!

Давайте рассмотрим чудесные Рассматривание

дымковские игрушки. декоративных игрушек

Дети совместно с воспитателем

рассматривают корову, козу,

лошадку, птицу, барыню и мужчину,

детей.

Воспитатель рассказывает детям о

дымковском промысле.

В селе Дымка Кировской области Рассказ воспитателя

давным – давно люди стали лепить

из глины игрушки для своих детей:

это были зверушки лесные, домашние

животные, люди, фигурки детей,

разные свистульки.

Игрушки сохли, затем их раскрашивали

в белый цвет, украшали полосками,

кругами, клеточками, точками.

Позднее их стали продавать в другие

деревни. Скоро и соседние деревни

стали лепить игрушки. И начался

промысел дымковской игрушки по

всей Кировской области. Вот сюда – то

нас и привел волшебный бабушкин

клубочек. А сама бабушка была

мастерицей по изготовлению таких

игрушек. Ну что дети, клубочек –

катиться. Давай, мастер Вася, с нами

пойдем. Ты научишь нас такие

игрушки раскрашивать.

стоят игрушки из глины, но не

раскрашенные. Сидит рядом мальчик Использование

в русской рубашке, очень грустный. игрового персонажа

Это мастер Матвей.

Воспитатель: Здравствуй, добрый

молодец. Что – то ты такой грустный

Матвей: Да вот игрушки из глины

налепил, а раскрасить не знаю как.

Воспитатель: Дети, может быть, мы Постановка цели

поможем Матвею раскрасить игрушки

по дымковским узорам.

Ответы детей: Конечно, поможем.

Воспитатель: Ребята, предлагаю Вопросы к детям

ещё раз вам вспомнить какие краски

нужно выбрать для этой росписи?

Дети: Фон будет белый. Узор нужно Хоровые ответы детей

выполнять яркими красками красными,

жёлтыми, зелёными, синими и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята. Лиза,

какие элементы присутствуют в дымковской Обращение к

росписи? Покажи пожалуйста ребятам. схемам

Лиза выходит к мольберту, показывает

схемы и рассказывает об элементах,

присутствующих в дымковской росписи.

Воспитатель: Молодец, Лиза! Ребята

теперь вы всё знаете. Выбирайте

игрушки по своему желанию, пойдем с Индивидуальный

нами, мальчик, мы научим тебя раскрашивать выбор

и поможем тебе выполнить красивые

работы по дымковской росписи.

Дети выбирают изделия из глины

и садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать

рисовать, разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика

Проводится пальчиковая гимнастика:

Разрисуем мы зверушки

Дымковские игрушки,

Всем потом покажем

И о них расскажем.

Дети садятся за столы, продумывают Самостоятельная

узор для раскрашивания, выполняют деятельность

работы по дымковской росписи. детей

Воспитатель следит за правильной

посадкой детей, напоминает о Напоминание

последовательности узора, использует Положительный

положительный пример товарища, пример товарища

обращает внимание детей на качество

выполнения работ, поощряет детей за Поощрение

проявленное творчество.

По окончанию работы выставляются

обратно на стол, детям предлагается

полюбоваться и порадоваться, как красиво

у них получилось. Мастера из дымковской

и глиняной деревни одобряют детей,

радуются вместе с ними.

Подводится итог занятия: обращается

внимание на подбор основных цветов,

узоров, характерных для дымковской

росписи, аккуратности в работе,

умение пользоваться кисточкой и

тряпочкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Анализ

какие у нас получились весёлые

игрушки. Илюша, какая игрушка тебе

кажется наиболее забавной?

Илья: Этот барашек кажется мне

наиболее весёлым. Колечки у него

ровные, но вот глазки как будто

подмигивают.

Воспитатель: Молодец, Илюша.

Ребята, как интересно подметил Илья!

Андрюша, как ты думаешь, сегодня

у тебя всё получилось отобразить

или были какие-то трудности?

Андрей: Сегодня я немного поспешил, Самостоятельный

колечки и волнистые линии получились анализ ребёнком

не такие ровные, как я хотел. Но в с

ледующий раз у меня обязательно всё

получится.

Воспитатель: Конечно всё получится. Анализ

Ребята, игрушки у вас получились воспитателем

просто замечательные, так и хочется

с ними поиграть. Я вам предлагаю

пригласить наших мастеров и поиграть

вместе с ними.

Мастера вместе с детьми покидают

групповую комнату.

Кузнецова Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад №47 « Ладушки»

Воспитатель

Город Заволжье, Нижегородская область

(коллективная композиция)

Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать представление о манере и технике дымковской росписи, ее характерных особенностях, воспитывать положительное отношение к народному искусству, развивать навыки коллективной работы.

Материалы и оборудование к занятию: интерактивная доска для показа фотографий с изображением дымковской деревни, электронный носитель с аудиозаписью народных песен (по выбору воспитателя) , дымковские игрушки, вырезанные из бумаги фигурки дымковских козликов, барышень, олешков, кисти, краски (гуашь) , стаканчики с водой, индивидуальные салфетки.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, подготовка большого листа бумаги (рисунок по теме, тонирование) для коллективной работы.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и заглянем в заречную слободу Дымково, что рядом с городом Вятки (а сегодня называется городом Кировом) .

На экране (интерактивной доске) детям показывается подборка фотографий с изображением дымковской слободы и дымковских игрушек. Каждая фотография сопровождается кратким рассказом воспитателя по теме: об истории возникновения дымковского промысла, о преемственности традиции изготовления игрушки из глины по женской линии, о процессе росписи, о ярмарке «Свистуньи-свистопляски» , о старейших мастерицах и их ученицах. Следует подробнее остановиться на технике создания дымковской игрушки в наше время. Вместе с ребятами сделать вывод об уникальности и большом культурном значении данного явления русского народного искусства.

Молодцы! Интересно вам было заглянуть в прошлое? Вы были очень внимательными и узнали много нового. А сейчас самое время немного отдохнуть.

Физкультминутка: «Пальчики рисуют»

Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком.

Нарисует пальчик круг,
А потом овал.
Букву А и букву Б
Пальчик рисовал.

Может О нарисовать,
Может цифру 5.
Не устанет никогда
Пальчик рисовать.

(Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет)

Воспитатель: Ребята! А хотите выступить в роли мастеров и попробовать создать такую дымковскую деревушку с игрушками своими руками? Предварительно мы с вами подготовили большой лист бумаги, на котором каждый из вас разместит свою игрушку.

Под звучание народных песен дети приступают к росписи вырезанных из бумаги фигурок дымковских игрушек. Следует напомнить ребятам о разнообразии цветовой гаммы и различных элементах узора при росписи фигурок.

После высыхания всем вместе участвовать в раскладывании фигурок на большом листе бумаги. Предложить полюбоваться получившейся коллективной композицией.

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

Картинка 6 из презентации «Роспись дымковской игрушки» к урокам изо на тему «Игрушка»

Размеры: 400 х 320 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока изо, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роспись дымковской игрушки.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2999 КБ.

Скачать презентацию

Игрушка

«Филимоновская народная игрушка» - Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Cтарейший народный художественный промысел России. Филимоновская игрушка.

«Изготовление дымковской игрушки» - Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Сушили на воздухе, в тени. Расписывали яркими красками. Технология изготовления игрушек. Декоративно-прикладное искусство. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Выбери, какими материалами ты будешь работать при изготовлении дымковской игрушки.

«Глиняные игрушки» - Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками. Дымковская игрушка. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. Фигурки имеют удлинённое туловище. Народная глиняная игрушка. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая. Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

«Роспись дымковской игрушки» - Особенности росписи. Дымковский индюк хорош. Яркие, народные игрушки. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Есть на Вятке слобода. Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Набор элементов и композиций для средней группы. Есть солярные солнечные знаки. Украшение платочка.

«Народные игрушки России» - Филимоновская игрушка. Способ обработки дерева. Путешествие в мир игрушки. Точёная игрушка. Можно ли прожить без игры. Крупнейшая коллекция народной игрушки. Соломенная кукла. Японский старичок. Тряпичная кукла. Моховики. Семёновская матрёшка. Работы мастеров. Купец. Глиняная игрушка. Мастер. Забавная игрушка.

«Дымковская игрушка детям» - Абашевская игрушка. Орнаменты. Дымково. Цвета и орнаменты. Каргопольские игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Абашевские мастера. Окраска яркими масляными красками. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Продолговатая форма.

Всего в теме 30 презентаций



Декларация по УСН