Как фотографировать в золотые часы. «Золотой час» в фотографии. «Синий час» в фотографии

Каждый, кто занимается фотографией, должен знать, что такое «Золотой час». Для тех, кто не знаком с этим понятием, начнем с краткой формулировки: золотой час — это самое подходящее для съемки время, когда естественное освещение благоприятно сказывается на качестве снимков.

Искусственное освещение при съемке пейзажей, зданий и прочих обширных территорий практически бесполезно. Тут стоит рассчитывать только на небесное светило. Каждый день, в определенное время солнечный свет создает наклонные мягкие лучи, которые аккуратно, без пересветов и жестких теней заполняют всё вокруг. Такое время и называется «Золотой час».

Когда ждать «золотой час»?

Золотой час - это время за час до заката и за час после рассвета. В это время солнце находится низко и освещает всё под углом. Свет получается мягкий и рассеянный.

Контраст снимка получается не слишком большой. Благодаря этому детали не теряются в светлых тонах или в тени. Длинные тени помогают подчеркнуть глубину снимка.

Как поймать золотой час

Самый простой способ - это использование калькулятора золотого часа. В каждом регионе в различное время года время золотого часа отличается, поэтому калькулятор будет полезен. Найти его можно через поисковые системы.

Время рассвета и заката также можно узнать на сайтах с прогнозом погоды.

  1. Используйте штатив. Это позволит делать более четкие фотографии. При слабом освещении для правильной экспозиции нужна будет длинная выдержка и без штатива тут никак.
  2. На место съемки нужно приезжать заранее. Это позволит приготовиться и не упустить лучшее время для съемки.
  3. Во время золотого часа освещение меняется очень быстро, поэтому нельзя мешкать. Всё нужно делать быстро, но не в ущерб качеству.
  4. Берите с собой фонарик. Пробираясь к месту съемки по темноте и раскладывая оборудование, вы непременно ощутите необходимость в фонарике.

Если съемку планируется вести в холодное время года, то термос с горячим напитком будет как нельзя кстати.

Существует довольно много практик, к тому или иному роду деятельности. Но есть одно простое правило, которое легко сформулировать в одно предложение. Которое может повысить как к деятельности, так и продуктивность всего дня. И, даже, в результате неукоснительного его использования каждый день – изменить жизнь!

Правило «Золотого Часа»

Итак, если хотите мотивировать себя, повысить продуктивность работы:

«По пробуждению, сразу же, уделять час внимания необходимой деятельности!»

Как уделять внимание

Все зависит от того к какой деятельности нужно повысить мотивацию. Основные варианты: читать, изучать, смотреть соответствующую образовательную информацию по данной деятельности, мотивирующую литература, планировать день, анализировать соответствующие данные.

Почему это поможет мотивировать себя

Вообще, это правило – вне гласный устав для многих глубоко верующих людей. Когда первый час после сна – они читают религиозные литературу и молятся. Хорошо выразил его религиозный деятель 19в, Генри Уорд Бичер: «Первый час дня, это краткое руководство ко всему дню ». Т.е. начнешь с Богом, и проведёшь день с Ним…

Б. Тейси, тренер по личностному росту, так же уделяет особое внимание «Золотому Часу». Он уверен, что те мысли, что у нас в начале дня – задают определенную эмоциональную и умственную склонность в течении всего дня! Почему бы тогда это не использовать себе во благо?!

Как нейро программист — программистам. Уже затрагивал ранее, о . Суть в чем: наше сознание реагирует по разному в разные часы дня . Это легко установить самостоятельно. Утром наш внутренний аналитик – скептик, а иногда просто ворчун, еще не проснулся, а значит, сознание более расположено к самовнушению.

Выполняйте это правило, и тогда: Золотой Час принесет Золотой День!

Среди множества советов и трюков, которые начинающие фотографы узнают касательно освещения, время суток — это важное понятие, которое при съёмке некоторых пейзажей и некоторых динамичных кадров естественного или искусственного света представляет собой время заката или рассвета. Это время непосредственно перед появлением солнца или сразу же после его исчезновения, когда ещё не настолько темно, чтобы потребовался дополнительный источник света. Это введение в “синий час”, естественный промежуток времени, так популярный среди фотографов.

Что такое “синий час”?

Синий час можно определить как время суток, когда небо меняет цвет от синего до тёмно-синего, становясь далее чёрным, или наоборот в зависимости от рассматриваемого времени суток (рассвет или закат). Оно называется синим часом в предположении, что синий цвет неба сохраняется примерно на протяжении часа. На самом деле это длится приблизительно от 30 до 40 минут. Его длительность зависит от географического положения и времени года.

Практические правила для синего часа

Основное правило касательно синего часа — это когда именно он начинается или заканчивается:

  • Восход. В это время суток синий час начинается приблизительно за 30 минут до восхода. Его пик может быть за 10 минут до восхода. Во время восхода синий цвет очень быстро ослабляется в направлении солнца, поднимающегося над горизонтом.
  • Закат. Во время заката синий час начинается примерно через 10 или 15 минут после захода солнца. Лично мне нравится фотографировать синий час во время заката, так как тогда у меня есть дополнительное время, чтобы настроить оборудование или переместиться куда-то до того, как начнётся сам синий час.
  • Есть сайты , где можно найти приблизительное время синего часа в любом месте, так что вы можете соответственно планировать своё путешествие.
  • Если погода пасмурная, то длительность синего часа уменьшается, и в некоторых случаях облачность может полностью уничтожить синий час.

Что фотографировать во время синего часа


В синий час лучше всего снимать городские или природные пейзажи и живописные пляжи. Эти кадры требуют длинной выдержки или низкой скорости затвора, из-за чего трудно получать изображения людей или движущихся объектов, так как лёгкое движение может сделать картину размытой, но тем не менее, в это время свет оптимальный, чтобы показать оживлённость пейзажа.

Зачем фотографировать в синий час

Творческое представление движения

Так как фотография в синий час требует длинную выдержку или относительно низкую скорость затвора, то в зависимости от сценария длинную выдержку можно творчески использовать, чтобы показать движение. Лучше всего в синий час заснять световые следы автотранспорта , фотографируя городские пейзажи; а если в это время есть облака, то движение облаков можно ипользовать, чтобы получить эффект протяжки. Во время съёмки живописных пляжей движение воды окажется сказочным. Все эти эффекты добавляют фотографии динамичности.

Лёгкое управление параметрами в слабом свете

Лично я нахожу съёмку в синий час довольно лёгкой и интересной по сравнению с условиями яркого света. При доступности правильного оборудования (например, штатив, пульт удалённого управления или задержка спуска) легко управлять различными параметрами, чтобы сформировать кадр. В сравнении с этим, ярким солнечным днём есть шанс получить пересвеченное изображение или выбеленные участки, если нет никаких средств управления светом относительно объекта съёмки. Однако, у любой техники фотографии есть свои достоинства и недостатки.


Список оборудования для синего часа

  • Цифро-зеркальная фотокамера — совершенно необходимая вещь для фотографий. Чем лучше ЦЗК, тем лучше будет характеристика шума при длинной выдержке.
  • Крепкий штатив — это совершенно необходимая вещь, и причина в длинной выдержке в синий час. Так что съёмка с рук сильно повышает шансы получить размытые изображения.
  • Проводной или беспроводной удалённый спуск — это также важная вещь, которая может помочь избежать сотрясения камеры. Альтернатива — это внутренний таймер, но временами в синий час может потребоваться использовать bulb-режим (выдержки длиннее 30 секунд), чтобы заснять окружение (для совмещения нескольких слоёв).
  • Удобный фонарь — чтобы видеть своё окружение при установке штатива, когда вокруг слегка темновато.
  • Секундомер — эта вещь сейчас присутствует в любом мобильном телефоне и приходит на помощь, когда нужно следить за длительностью экспозиции, в случае если фотокамера или пульт ДУ этого не делают.
  • Широкоугольный зум-объектив или объектив подходящий для композиции — не обязательно, но широкоугольный объектив облегчит правильную компоновку кадра, если есть возможность зуммировать туда и сюда в зависимости от того, что вы хотите видеть на фотографии.
  • Тряпочка для протирания объектива и резиновая груша — это важно, чтобы сохранять объектив чистым в случае отпечатков пальцев или грязи. Хотя это не специфично для синего часа, но это важный фото-инструмент всё равно.
  • Различные мелочи — эти вещи могут быть полезны и сделают процесс фотосъёмки комфортным. Если вы ставите штатив в траве, то будет полезным средство отпугивания насекомых, также если погода не жаркая, то не забудьте взять маленькое полотенце, чтобы вытереть росу с оборудования вместо того, чтобы намочить фотокамеру или объектив.

Как фотографировать в синий час

Установка оборудования

В первую очередь надо установить камеру на штатив, на твёрдую землю, чтобы избежать сотрясений камеры. Поставьте штатив на землю и хорошенько на него надавите, чтобы убедиться, что он хорошо стоит. Поместите камеру на штатив и проверьте, что она надёжно закреплена. Посмотрите в видоискатель и скомпонуйте кадр, а также проверьте, что камера нормально выровнена по пузырьковому или электронному уровню (если такой есть на вашей камере). Убедитесь, что вы не находитесь под прямым источником яркого света, который может вызвать зайчики в объективе.

Подключите пульт дистанционного управления к фотокамере, если он проводной, или приготовьте беспроводной. Смотря в видоискатель, остановите фокус на каком-нибудь светлом объекте в кадре. Когда фокус установлен, переставьте переключатель фокусировки объектива в ручной режим, чтобы дальше не перефокусироваться и не потерять таким образом фокус.

Попробуйте получить картинку в формате RAW, а не JPEG , так как это даёт больше гибкости и деталей при пост-обработке изображения. Дважды проверьте, что фокус нормально покрывает весь кадр, сделав несколько тестовых снимков. Я всегда пробую и проверяю, что всё в порядке, задолго до наступления синего часа, так что могу занять своё рабочее время, чтобы настроить оборудование и быть готовым получать картины.

Несколько экспозиций

Когда оборудование установлено, а объектив правильно сфокусирован, установите диафрагму между f/8 и f/16, чтобы наверняка получить хорошую глубину резкости. Мне лично нравится сохранять баланс между ISO и скоростью затвора, чтобы управлять шумом на картине. Предпочтительно ISO около 100-200, а всё остальное я отношу к выдержке, которая меняется от пяти секунд до более минуты в зависимости от деталей переднего плана или какого-то светового зрелища, которое я хочу запечатлеть. Я предпочитаю снимать в полностью ручном режиме , чтобы иметь возможность управлять всеми параметрами.

Если в строение вашего кадра входят деревья и трава, то постарайтесь получить несколько экспозиций с хорошим освещением, чтобы позже использовать их при пост-обработке. Это также даст вам представление, какая потребуется выдержка для съёмки неба.

Продолжайте делать кадры с различными интервалами в течении синего часа, с тем чтобы использовать при пост-обработке изображения лучшую экспозицию. Если композиция содержит какие-то световые представления или же архитектуру, полную света, то может потребоваться соответственно подстроить выдержку, чтобы избежать пересвета. В то же время нужно продолжать проверять кадры, чтобы быть уверенным, что они правильно экспонированы для пост-обработки.

Пост-обработка экспозиций

Это может быть отдельной статьёй на тему «Слияние нескольких уровней в Adobe Photoshop », но я дам здесь краткое описание.

Я использую Adobe Photoshop для слияния нескольких слоёв своих фотографий синего часа. Если изображение в формате RAW, то можно изменить базовые параметры такие как Exposure , Clarity , Vibrance , Temperature и т. д. после открытия файла. Когда вы это всё сделаете, в Adobe Photoshop откроется актуальная картинка. Выберите и откройте несколько изображений исходя из экспозиции неба, переднего плана и т. д. Выберите одно изображение с лучшей экспозицией синего неба и сделайте чистый “Новый слой”, чтобы скопировать другое изображение с хорошей экспозицией переднего плана.


Нижний слой для источников света, средний слой для земли и верхний слой для неба.

Расставьте различные слои по очереди покрытия. У изображения в примере слой с большим участком неба идёт самым верхним, а за ним следует слой переднего плана. Используйте инструмент Erase , чтобы вытереть недоэкспонированные области из верхнего слоя, чтобы открыть нормально проэкспонированный слой с передним планом (можно также использовать маску слоя). Подстройте параметры такие как Selective Colour , Shadow/Highlights , Contrast и т. д. каждого слоя, чтобы получить одинаковое ощущение цвета. Склейте вместе эти слои, чтобы образовать единый слой, когда закончите, и вы получите готовое изображение.

Я лично не склеиваю слои, что даёт мне возможность поправить любой из слоёв, если это потребуется в будущем.

Чувствуйте себя свободно насчёт пожеланий или комментариев, если у вас они есть, так как я всегда страстно желаю научиться чему-то ещё и ещё.

Посмотрите внимательно на фотографии и подумайте, что же их объединяет, (ну кроме того, что от них захватывает дух).


Все эти фотографии сняты в одинаковых условиях освещения, когда солнце находится низко у линии горизонта. Во время золотого часа (обычно это первый час после восхода солнца или последний час до захода солнца) солнце дает очень мягкий, рассеянный, и теплый золотисто-красноватый свет, который так волшебно смотрится на фотографиях. Это вам не жесткий свет от полуденного солнца. При использовании освещения во время золотого часа, вы получите меньше резких контрастов на фотографии, уменьшите вероятность пересветить или недосветить объекты. Теплый мягкий свет красиво ложится на лица людей при портретной съемке, а длинные тени от низкого солнца придают фотографии большую текстурность и объем.

Поскольку источник света (солнце) находится сбоку, практически под углом 75-90 градусов, его можно использовать в качестве бокового или контрового освещения . Именно боковой и контровой свет создают объем на фотографии, прорисовывая красивые тени (боковой) и контуры (контровой) на объектах съемки. Присмотритесь еще раз к фотографиям на закате и на рассвете – обратите внимание, откуда падает свет, и вы поймете, в чем волшебство съемки в золотой час. А теперь немного советов про съемку во время «золотого часа»:

  • Планируйте все заранее. Это поразительно насколько быстро пролетает этот час, поэтому я рекомендую заранее продумать позы, композицию и проставить настройки, чтобы не тратить на это драгоценные минуты.
  • Определите свой золотой час. Для этих целей вы можете использовать либо онлайн калькулятор , либо собственные наблюдения.
  • Поэкспериментируйте с открытой диафрагмой. Даже если вы обычно не фотографируете на открытых диафрагмах, попробуйте сделать несколько снимков во время золотого часа. Таким образом вы можете получить естественный эффект боке. Фотография ниже была снята во время золотого часа, используя максимально раскрытое кольцо диафрагмы и короткое фокусное расстояние.

  • Кроме того, на открытой диафрагме вся фотография будет выглядеть мягче – более плавные градиенты на закатном небе,сглаженные, постепенно растворяющиеся лучи закатного солнца. Интенсивность света во время золотого часа очень быстро снижается, поэтому открытая диафрагма поможет вам снимать без штатива и при этом избежать съемки на завышенных ISO.
  • Не прекращайте фотографировать. Вся прелесть золотого часа в том, что свет быстро меняется и по интенсивности, и по цветовой температуре. Поэтому нужно успеть как можно больше за этот короткий промежуток времени.
  • Настройте вручную баланс белого. Золотой час – это не лучшее время полагаться на автоматический выбор баланса белого. Здесь важна не точность, а более художественный подход. Попробуйте использовать режим баланса белого «облачно», для того чтобы добавить теплоты на фотографии и усилить волшебное золотистое свечение. Ну или при дальнейшей конвертации из RAW и обработке скорректируйте цвета так, чтобы передать всю прелесть золотого заката.

"Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое."
М. Метерлинк. "Синяя птица"

Наверное, все помнят эту прекрасную сказку Метерлинка. Очень хотелось Тильтилю найти синюю птицу и помочь внучке волшебницы выздороветь. Но увы. Все поиски были тщетны. И вдруг случилось невероятное!

Самая обычная серая горлица, которая жила у него в клетке, вдруг превратилась в синюю красавицу. Тильтиль не верил своим глазам, но это было именно так. Бедная девочка, получив синюю птицу, немедленно выздоровела. А горлица внезапно улетела... .

Вы, я надеюсь, помните, что действо с горлицей произошло на рассвете.
Что то мне подсказывает, что сыграл тут свою роль волшебный "синий час", который привлекает фотографов всего мира некой сказочной магией.

В определенное время суток все окрашивается волшебными голубыми красками, даже ультрамариновыми. Но это волшебство длится недолго. Вот и простая горлица превратилась в волшебную, а потом улетела, не захотела разочаровывать детей своей обыденностью.

Интересно, когда он бывает, этот волшебный миг, который способен сотворить сказку? Об этом и поговорим.
И посмотрим на работы современных фотографов из разных стран, которые пытаются поймать эту "синюю птицу
счастья" и у них это неплохо получается.

"Синий час" бывает два раза в день. Это одно из немногих явлений, которое позаботилось одинаково о "совах"
и о "жаворонках". Он бывает утром до зари и вечером после заката.

Но учтите, что продолжительность его не соответствует названию. Это время волшебства может длиться несколько минут, а может и целый час. Все зависит от календарного времени года и от того, в какой географической точке вы находитесь.

Например, в Москве вечерний "синий час" в июне этого года будет продолжаться ежедневно около часа, а в Одессе и в Бишофсцелле всего лишь около 40 минут. Для определения продолжительности "синего часа" в конкретной местности земного шара можно воспользоваться онлайн сервисом по этой ссылке:

Этот отрезок времени, когда город не успел озариться лучами утреннего солнца или, наоборот, не погрузился в полную мглу после заката, способен придать любому архитектурному сооружению, особенно подсвеченному, таинственность и выразительностьНо не только город интересен в этот час.

Пейзажи, вода и даже портреты приобретают налет фантастической загадочности. Правда, портретная съемка сложна в это время и требует дополнительной подсветки.

Выдержка при съемке, как правило, должна быть длинной, а значение диафрагмы подбираем экспериментально. Главное, добиться такого эффекта, при котором в кадре есть достаточная резкость и небо не выжигается. Если есть в кадре источники света, то значение необходимо подобрать такое, которое позволит сохранить обворожительный синий фон .

Какие правила надо соблюдать начинающему ловцу "синей птицы"?

Правило 1 - снимать обязательно со штатива, можно заменить его любой твердой поверхностью, например, парапетом набережной.

Правило 2 - снимать лучше с автоспуском или пультом, чтобы минимизировать дрожание камеры.

Правило 3 - Снимаем при низких ISO, всего лишь 200 или 100, это поможет понизить уровень шума на фото.

Самое главное, к съемкам надо подготовиться заранее. Постарайтесь выбрать точку, откуда будете снимать, установите камеру, определитесь с композицией.

И ждите. Терпеливо. И экспериментируйте еще и еще раз, пока не поймаете тот призрачный миг беспредельного счастья.

А теперь познакомимся с творчеством наших современников - фотографов, которые смогли дотянуться до крыла синей птицы и радуют нас своими шедеврами.

Даниэль Чонг (Daniel Cheong)



Даниэль Чонг (Daniel Cheong)

- I am a "rooftopper", I find the city most appealing when it is shot from the highest vantage
points, and specially at the "Blue Hour".

- Я - руфер, я считаю город наиболее привлекательным, когда он снят с самых высоких точек, специально
в "Синий час".

Прославился Даниэль своей серией фотографий "Дубай. Туман".


Дубай. Daniel Cheong


Дубай. Daniel Cheong


Дубай. Daniel Cheong


Дубай. Daniel Cheong


Дубай. Daniel Cheong


Дубай. Daniel Cheong


Гонконг. Daniel Cheong


Гонконг. Daniel Cheong


Гонконг. Daniel Cheong


Оман. Ближний Восток. Daniel Cheong

Джонатан Флеминг (Jonathan Fleming)
Сан-Франциско

Джонотан Флеминг - фотограф из Сан-Франциско. И, конечно, он обязательно должен был запечатлеть в "синий час" знаменитый мост "Золотые Ворота".


Jonathan Fleming


Jonathan Fleming



Jonathan Fleming


Jonathan Fleming

Очень интересная у Джонотана Флеминга серия фотографий под названием:"52 Weeks Of Suki".
Выбрала из этой серии снимки, которые были сделаны в "синий час".
ks Of Suki 2 Weeks Of Suki 52 Weeks Of Suki


Jonathan Fleming


Jonathan Fleming


Jonathan Fleming

Фотограф Александр Ермолицкий.

Россия. Москва.
Александр Ермолицкий.


А. Ермолицкий. Москва. Измайловский Кремль.


А. Ермолицкий. Москва.Крутитское Патриаршее подворье.


А. Ермолицкий. Москва. Вечерний МГУ.


А. Ермолицкий. Россия. Республика Алтай, Северо-Чуйский хребет. "Холодно и одиноко".

Интересно, что в фотографии "Холодно и одиноко" скомбинировано 2 кадра.
Дерево и горы сняты в утренних сумерках, а ночное небо за несколько часов до восхода солнца.

Гарри Шлаттер (Garry Schlatter)
Австралия

Garry Schlatter -"Vision and imaginationision"
"The beauty of creation invokes such a curiosity in me that I can"t help but explore new and exciting places to capture those moments
of unimaginable perfection. I seem to be drawn most to Landscape and Seascape genres of shooting but do not stop exploring other
areas of photography as well."

"Красота творения вызывает такое любопытство во мне, что я не могу удержаться от исследования новых интересных мест, желая поймать моменты невообразимого совершенства. Хотя кажется, что я обращаю больше внимания на съемки ландшафтов и морских пейзажей, но я не прекращаю исследования и в других областях фотографии "

Причал - Озеро Mapourika , Новая Зеландия. Garry Schlatter

Garry Schlatter

Garry Schlatter

Брисбен Панорама . Garry Schlatter

Garry Schlatter

Garry Schlatter

Удачи всем в поисках удивительных кадров в режимное время - время мечтателей под названием "Синий час"!

Страница "30 Day Photo" на



Декларация по УСН