Что значит травма на производстве. Считается ли травма по дороге на работу производственной? Работодатель в ФСС подает такие документы

Международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества.

В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства.

Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая. Виды ответственности как отражение специфики лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой.

Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. К формам материальной ответственности - реституции, субституции и репарации.

Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства.

Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю взамен) - разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной; выплачивается государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им агрессивной войны, т.е. военные репарации.

Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций.

Ординарная сатисфакция - это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции - восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Наиболее характерные формы - принесение извинений; выражение сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.


Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного вида временные ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация части или всей территории; международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

Также следует упомянуть такую форму политической ответственности, как ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом, которые именуются репрессалиями. Репрессалии должны быть соразмерными тем действиям, которыми они вызваны.

От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических отношений, а также в применении вооруженной силы.

Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкции не относится.

  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.

    Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного пра­ва и восстановления нарушенных прав и отношений. Она вы­ступает в качестве особого инструмента регулирования между­народных отношений и гаранта функционирования междуна­родного права.

    Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением. Как заявила в 1928 г. Постоянная палата международного правосу­дия (предшественница Международного Суда ООН), принци­пом международного права и, более того, общей правовой кон­цепцией является признание того, что любое нарушение взято­го на себя обязательства влечет за собой обязанность возмес­тить ущерб. Иначе говоря, это является непременным следст­вием несоблюдения договоров, в связи с чем нет необходимости оговаривать это в самом договоре.

    Из данного положения вытекает следующее: 1) обязанность нести ответственность за международные правонарушения есть общепризнанная норма обычного международного права; 2) в международном праве нет деления ответственности на дого­ворную и деликтную. Независимо от того, закреплено это в до­говоре или нет, любое его нарушение влечет за собой право требовать возмещения, с одной стороны, и обязанность отве­чать за свои действия - с другой.

    Нормы, касающиеся ответственности в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. В основном это обычные нормы, а также нормы, рассредоточен­ные по отдельным договорам. Комиссия международного права ООН, занимающаяся подготовкой проекта статей об ответст­венности, подчеркнула, что вопрос об ответственности - один из тех, для которых кодификация может сыграть особо важную роль. При разработке проекта она разбила всю проблему на три части: "происхождение международной ответственности", "содержание, форма и степень международной ответственности", "урегулирование споров".

    Международно-правовая ответственность - обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязатель­ства, или обязанность возместить ущерб в результате пра­вомерных действий, если это предусмотрено договором.

    Институт ответственности является общим, институтом международного права, его нормы призваны обес­печить охрану правопорядка во всех сферах межгосударствен­ных отношений.

    25. Основания международно-правовой ответственности.

    Ответственность наступает при наличии определенных ос­нований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность.

    Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С дру­гой - если в поведении субъекта нет признаков правонаруше­ния, то постановка вопроса об ответственности также исключа­ется.

    Юридические основания. Это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе кото­рых определенное поведение квалифицируется как междуна­родное правонарушение.

    Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения.

    Ими являются договоры, обычаи, решения международных су­дов и арбитражей, обязательные акты международных органи­заций, некоторые акты международных конференций и сове­щаний, отдельные односторонние акты государств международ­но-правового характера.

    Договор и обычай содержат обязательные правила поведе­ния как традиционные источники международного права.

    Акты международных организаций могут являться юри­дическим основанием ответственности в виде резолюций, по­становлений, деклараций, если им придается обязательный ха­рактер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюд­жете и распределении взносов, о приеме в организацию и ис­ключении из нее, акты толкования общепризнанных норм ме­ждународного права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ряда специализированных учреждений ООН.

    Обязательства государств могут вытекать не только из нор­мативных актов, но и из актов применения права. Такими акта­ми являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о применении принудительных мер, решения международных судов, арбит­ражей и трибуналов-Суд устанавливает факт правонаруше­ния, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его решении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера - для данных государств и для конкретных ситуаций.

    В отдельных случаях юридическим основанием междуна­родно-правовой ответственности-государства могут быть его односторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются дру­гими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины террито­риальных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов конти­нентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других госу­дарств либо без предварительного уведомления прекращать одностороннее обязательство.

    Фактические основания ответственности. Как уже отме­чалось, фактическое основание есть то, за что наступает ответ­ственность. В силу этого необходимо четко установить элемен­ты международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Государство -- это единый социальный организм, все функ­ции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения государ­ству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответ­ственность. Статья 5 проекта статей формулирует общее пра­вило: "Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассмат­ривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве таково­го, как деяние этого государства". Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определе­ние же системы таких органов относится к внутренней компе­тенции каждого государства.

    Последующие статьи проекта конкретизируют общее пра­вило и устанавливают, что не имеет значения, к какай власти принадлежит орган государства - учредительной, законода­тельной, исполнительной, судебной или иной, а также какой - международный или внутригосударственный - характер име­ют эти функции.

    Исходя из этих общих положений, можно отметить сле­дующие наиболее характерные случаи.

    Применительно к законодательству государства Постоян­ная палата международного правосудия в одном из судебных разбирательств отметила как само собой разумеющееся, что государство, принявшее определенное международное обяза­тельство, непременно должно внести в законодательство по­правки. Это означает, что оно навлекает на себя ответствен­ность как в случае издания противоречащих обязательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров государство "не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оправдания для невыполнения им до­говора".

    В равной мере государство несет ответственность за дей­ствия своих исполнительных органов, прежде всего правитель­ства. Это могут быть неправомерные решения либо действия должностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственно­сти либо гражданам.

    Следует четко разграничивать случаи ответственности хо­зяйственных, политических, общественных и других организа­ций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пытались возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

    Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязатель­ствам государства.

    Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение является решением органа государства. Государство может упол­номочить судебные органы применять договоры. Однако если суды выносят решения в нарушение международных обяза­тельств или отказываются применить договор либо не могут сделать это в силу непринятия необходимых законодательных изменений, само государство становится ответственным за на­рушение договора. Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федерации. В каждой конкретной ситуации все за­висит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

    Следовательно, общая концепция такова: государство не­сет ответственность за действия всех своих органов, а также за действия отдельных официальных лиц, осуществляющих пре­рогативы государственной власти, и за непринятие необходи­мых мер против правонарушений находящихся под его юрис­дикцией лиц.

    Кроме того, по некоторым договорам на государство возла­гается ответственность за всю национальную деятельность - как органов государства, так и любых физических и юридиче­ских лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6-7 Договора о принципах деятельности государств по исследова­нию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государст­венными, так и частными космическими объектами.

    Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства нарушением международных обязательств и фак­тическим основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.

    Министерство образования и науки Республики Казахстан

    Казахский Университет Международных отношений и Мировых языков им. Абылай хана

    Факультет: Международных отношений

    Кафедра: Международного права

    Предмет: Международное Публичное Право

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    на тему: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ

    Выполнила: Жиендинова Саида

    Специальность: МП

    Группа: 323

    Проверила: Маханова К.А.

    Алматы, 2009

    План

    Ведение. 3

    1. Понятие международно-правовой ответственности. 5

    2. Субъекты международной ответственности. 8

    3. Основания международно-правовой ответственности государств. 9

    4. Классификация международных правонарушений государств. 12

    5. Виды и формы международной ответственности. 16

    6. Обстоятельства, исключающие ответственность государств. 22

    7. Ответственность государства в связи с деянием другого государства 26

    Заключение. 29

    Список использованной литературы.. 31

    Ведение

    Конец ХХ столетия поставил множество проблем перед всем человечеством. Вооруженные конфликты, этнические чистки и террористические акты предопределили целостность и взаимозависимость мира.

    Нарушения гуманитарного права и увеличение числа вооруженных конфликтов вынудили мировое сообщество принимать меры для обеспечения более строгого соблюдения норм этого права, создавать органы, привлекающие к ответственности, вводить санкции для пресечения нарушений.

    Проблема международной ответственности стала актуальной в современных условиях. Международной ответственность является фактором международной безопасности и стабильности в мире.

    В международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-правовое деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

    История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Однако, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

    Международно-правовая ответственность - один из древнейших институтов международного права, является юридической обязанностью субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

    Целью данной работы является раскрытие в более широком спектре понятия международно-правовой ответственности, предусмотренной для субъектов международного права, а в частности государств.

    1. Понятие международно-правовой ответственности

    Одним из способов обеспечения международного правопорядка является использование института ответственности. Соблюдение норм внутреннего законодательства обеспечивается соответствующей национальной системой юридических норм, использование аппарата принуждения. В международных отношениях не существует централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Международно-правовая ответственность не является отдельным принципом или правовой нормой, а представляет собой правовой институт, известный международному публичному и международному частному праву. Наличие этого института присуще для всех без исключения отраслей международного публичного права.

    По мнению большинства ученых-международников, возникновение института ответственности совпадает с историей развития международного права. В первом, дошедшем до наших дней, письменном двустороннем договоре 1296 года до нашей эры между египетским фараоном и хеттским царем предусматривались своеобразные санкции за его нарушение: "Да сгинут дом, земля и рабы того, кто нарушит сии слова". Более того, моральная ответственность – утрата доверия, доброго имени – считались намного серьезнее материальных лишений.

    Важность и значение института ответственности непосредственно связывались с функционированием международного права, с укреплением международного мира и правопорядка. Долгое время в доктрине международного права ответственность относили к свойству государства. Но ответственность не является таковой, так как государство, добросовестно выполняющее обязательства, не причиняющее вреда другим субъектам права, не подвергается ответственности. Точнее обозначить ответственность как одно их свойств международных отношений. Соответственно, наличие такого свойства международных отношений является одним из способов поддержания порядка в международном сообществе.

    История международных отношений свидетельствует о постоянном практическом применении и совершенствовании института ответственности. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических исследований института международно-правовой ответственности. В международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-правовое деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

    Ответственность в международном праве – это те юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права, в случае нарушения им международно-правового обязательства. При этом необходимо отметить, что ответственность наступает только в том случае, если не имеется оснований, освобождающих от ответственности.

    Международные правонарушения с середины ХХ века подразделяются на международные деликты и международные преступления. К последним относятся особо опасные деликты, которые нарушают основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества. Международными преступлениями считаются акты агрессии, насильственное установление или сохранение колониального господства, геноцид, апартеид.

    Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.

    Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против международного мира и безопасности.

    С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Участники Конвенции обязались возмещать ущерб, причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в полете и космическому объекту другого субъекта международного права.

    Также провозглашается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года.

    Занимают вопросы в международном праве ответственности физических лиц, выступающих от имени государства и совершающие действия, которые квалифицируются как военные преступления и преступления против человечности.

    Генеральная Ассамблея ООН устанавливает, что агрессивная война является преступлением против мира, а агрессия влечет за собой международную ответственность.

    Институт ответственности базируется на некоторых принципах, являющихся основополагающими во всех без исключения отраслях современного международного права.

    1. Государство не может быть освобождено от международно-правовой ответственности путем ссылки на внутреннее законодательство. Этот принцип применим только в международном публичном праве, так как в частном праве международно-правовая ответственность отрицается именно путем ссылок на национальное законодательство. В этом суть коллизионных норм международного частного права.

    2. Принцип ответственности государства за издание законов, находящихся в противоречии с общепризнанными нормами международного права, так и ответственность за не издание законов, необходимых для выполнения международно-правовых обязательств субъектов права.

    3. Принцип ответственности субъектов международного права за принудительное удержание под своей властью или зависимостью других, за любые проявления насилия.

    4. Принцип ответственности перед международным сообществом за подготовку, планирование и совершение актов агрессии.

    5. Принцип применения международно-правовых санкций в отношении субъекта права, нарушившего обязательства, а также вменение в обязанность возместить причиненный ущерб.

    Характерным для международно-правовой ответственности является:

    Ответственность предполагает применение к правонарушителю международно-правовых санкций.

    Ответственность наступает за совершение международного правонарушения.

    Конечной целью для института ответственности является обеспечение международного правопорядка.

    Означает наличие определенных отрицательных последствий для правонарушителя.

    Международно-правовая ответственность не является просто обязанностью устранить вред и восстановить международный правопорядок. Ответственность в международном праве – это реализация этой обязанности, действительное возмещение вреда, защита прав потерпевшей стороны.

    2. Субъекты международной ответственности

    Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой.

    На практике поведение субъектов международного права выражается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этом качестве.

    Государство за их действия отвечает в принципе всем национальным достоянием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. При этом не имеет значения, принадлежит ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти, а также является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, носят ли функции органа международный или внутренний характер.

    Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность за это несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил.

    Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.

    3. Основания международно-правовой ответственности государств

    Доктрина права определяет категорию "основание ответственности" как общеправовую, имеющую две взаимосвязанные стороны: нормативную (правовую) и юридико-фактическую.

    Под нормативным (правовым) основанием понимается нарушение юридически обязательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. К этому виду основания ответственности относятся любые международно-правовые акты, предписывающие юридически обязательные для государства правила поведения. Эта система актов состоит из международного договора и международного обычая; решения международных судов и международных (межправительственных) организаций, имеющих обязательную силу; односторонние международно-правовые акты, адресованные другим государствам, положения которых устанавливают юридически обязательные правила поведения для государства, издавшего этот акт.

    Юридико-фактическим основанием международно-правовой ответственности государства является правонарушение – виновное, противоправное поведение субъектов международного права, направленное против международного правопорядка и нарушающее общепризнанные и нормы и принципы международного права. При правомерном, невиновном деянии ответственность не наступает, а возникает обязанность возместить причиненный ущерб.

    Для определения конкретного деяния основанием международно-правовой ответственности необходимо наличие совокупности признаков, образующих состав правонарушения. Общий состав международного правонарушения состоит из объекта противоправного деяния; противоправное поведение субъектов международного права, выраженного в форме активного действия или пассивного бездействия; причиненного вреда (ущерба); причинной связи между противоправным деянием и наступившими негативными последствиями; наличие вины как субъективного элемента правонарушения.

    Объект международного правонарушения. Объектом противоправного деяния будут все материальные и нематериальные блага. Эти блага самые разнообразные, например, мир и безопасность, честь, достоинство иностранного гражданина, неприкосновенность дипломатических и консульских представительств, окружающая среда, космическое пространство и т.д. реальным объектом правонарушения является нарушенная правовая норма.

    Противоправное поведение субъекта международной ответственности, как было отмечено, выражается в действии или бездействии. Примером противоправного деяния являются военные мероприятия – агрессия, захват чужой территории. Противоправное бездействие охватывает такие нарушения, как неоказание медицинской помощи раненным, больным, военнопленным.

    Вред (ущерб) как следствие противоправного поведения государства. Наличие причиненного вреда позволяет определить потерпевшую сторону, дает основания предъявлять требования к государству-правонарушителю, а также применять международно-правовые санкции. Существует два вида ущерба: материальный – имущественный потери; нематериальный – в зависимости от характера вреда выделяют положительный (действительно материальный) и упущенную выгоду.

    Причинная связь между правонарушением и наступившими вредными последствиями. Основываясь на философском понимании причинности и изучения всех обстоятельств, возможно, определить случайный и необходимый характер причинной связи.

    Вина как субъективный элемент международного правонарушения. Вина субъектов международно-правовой ответственности зависит от действия или бездействия. Она всегда связана с нарушением общих международно-правовых норм и принципов или конкретных договорных обязательств.

    Правонарушение может быть умышленным или неумышленным. Если в национальном законодательстве вина отражает психическое отношение субъекта международного права к совершенному им действию, то в международном праве вина имеет несколько иное значение.

    Вина в международном праве означает сам факт совершения субъектом действия, причиняющего вред другому субъекту. В политических взаимоотношениях государств вина может проявится в форме нарушения обязательства, без намерения причинить ущерб, из-за небрежности в ходе выполнения договорных обязательств. Примером виновной небрежности являются многочисленные случаи хулиганских выходок отдельных граждан в отношении иностранного дипломатического представительства. В этих случаях речь идет не о преступных действиях органов государства или их намерении причинить ущерб. Здесь необходимо констатировать вину государства в форме небрежности, заключающейся в том, что согласно международным конвенционным нормам правительство страны пребывания обязано принимать меры для обеспечения безопасности на всей своей территории иностранному представительству.

    4. Классификация международных правонарушений государств

    Долгое время доктрина международного права не разделяла международные правонарушения на группы или категории, так как не могла определиться с характером, степенью общественной опасности или специфики объекта. Однако стремительное развитие международных событий, необходимость их правовой регламентации настоятельно требовали дифференциации в международном правонарушении. Международное правонарушение, как упоминалось выше, являющееся основанием для привлечения к ответственности, разделяется на международные деликты и международные преступления.

    Теория международного права определяет деликт как умышленное международно-правое деяние, в отличие от правонарушения, совершаемого без намерения причинить вред другому субъекту международного права. Международным преступлением признается тягчайшее противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности.

    Категория международных преступлений была обозначена в ряде конвенционных норм. В частности, в Уставе Международного военного трибунала 8 августа 1945 года; в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года; Конвенции о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года; Конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказания за него 1973 года; определение агрессии в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года.

    Выделение категории международных преступлений и установление особого режима ответственности за их совершение является важным событием в истории доктринального развития института. Комиссия международного права в своих документах отметила, что международное преступление "не может рассматриваться и толковаться как нарушение, подобное другим… оно, несомненно, является более серьезным международно-противоправным деянием, нарушением, которое должно квалифицироваться иным образом и которое поэтому предполагает применение иного режима ответственности".

    Представляется целесообразным процитировать статью 19 Проекта статей о международной ответственности государств:

    1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.

    2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление.

    3. С соблюдением пункта 2 и в соответствии с действующими нормами международного права, международные преступления могут, в частности, возникать в результате:

    А) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающее агрессию;

    В) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения права народов на самоопределение, такого как обязательство, запрещающее установление или сохранение силой колониального господства;

    С) тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты человеческой личности, таких, как обязательства, запрещающее рабство, геноцид, апартеид;

    Д) тяжкого и массового нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательства, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

    Необходимо отметить, что пункт 3 статьи 19 Проекта не является исчерпывающим. К сожалению, современное состояние института международно-правовой ответственности имеет различные критерии классификации международных преступлений. Например, общеизвестно деление международных преступлений на следующие группы:

    1 группа – преступления против мира – тягчайшее международное преступление, включающее в соответствии с квалификацией Устава Международного военного трибунала планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из этих действий. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 года к данному виду международных преступлений следует также отнести деяния, связанные с применением оружия массового уничтожения, нарушения договоров по разоружению, массовым загрязнениям атмосферы и морей, колониализмом и неоколониализмом и другие.

    2 группа – военные преступления – нарушают законы и обычаи ведения войны. Состав данных видов международных преступлений предусмотрен Уставом Нюрнбергского военного трибунала, Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года и другими международными соглашениями. Военные преступления выражаются в применении запрещенных международным правом средств и методов войны; бессмысленном разрушении городов и населенных пунктов; уничтожения культурных ценностей; жестоком обращении с военнопленными, раненными, больными, а также с мирным населением; грабежах и захватах общественной или частной собственности и другие аналогичные преступления. Согласно конвенции о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям простив человечества 1968 года, к военным преступления не применяется срок давности. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, принятыми резолюциями Генеральной Ассамблеей ООН в 1973 году.

    3 группа - преступления против человечности - в соответствии с Уставом Международного военного трибунала к ним относятся тягчайшие преступления, такие как убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны. В мирное время этот вид преступления выражается в преследовании по политическим, расовым или религиозным мотивам. В современной интерпретации к этому виду преступлений относят геноцид, апартеид, расизм и расовая дискриминация.

    4 группа – преступления против безопасности человечества - тягчайшее международное преступление, угрожающее основам существования наций и государств, их прогрессивному развитию и мирному международному сотрудничеству.

    Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, обсуждаемый Комиссией с 1953 года, включил перечень этих преступлений следующие деяния: любая агрессия, угроза миру с помощью агрессии, подготовка к незаконному применению вооруженной силы, организация вооруженных банд для вторжения в чужую территорию, возбуждение междоусобиц, террористическая деятельность. Кроме того, к данному виду международного преступления относят нарушения международных обязательств об обеспечении мира, интервенцию, бесчеловечные акты по отношению к мирному населению.

    5. Виды и формы международной ответственности

    Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая.

    Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются средством применения санкций.

    Санкции - это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры:

    временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация;

    полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь или иной вид вооруженных сил или вооружений;

    ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений.

    Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых региональных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного суверенитета, когда высшую власть осуществляют представители государств-победителей. Так бы в отношении Германии и Японии после подписания ими безоговорочной капитуляции.

    Санкции как форма принуждения применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, потому что по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.

    Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

    К реторсиям относятся:

    отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт;

    выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;

    запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства.

    В 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. В августе 1987 года Канада выслала и объявила персоной нон грата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в отношении 13 канадских дипломатов.

    Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

    Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

    Так, в 1994 году Президент США подписал билль об ужесточении санкций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации, в результате которой погибли четыре летчика. В числе санкций - приостановление чартерных авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дела с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе, запрет ввозить в США продукты, произведенные с использованием кубинского сахара.

    Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

    Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

    Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения; выражения сожаления или сочувствия; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем; оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке. Например, в октябре 1994 года на Восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом.

    Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальные извинения премьер-министру и министру внутренних дел России. По этому поводу было принято совместное коммюнике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона сочла инцидент исчерпанным.

    Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда реституция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

    Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающегося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное государству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символический характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего государства.

    Сатисфакция не должна носить карательного характера или предусматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

    Таким образом, сатисфакция преследует три цели:

    принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния;

    наказание виновных;

    принятие мер к предотвращению повторения нарушения .

    Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

    Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение права голоса, права на представительство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание), и как крайняя мера - исключение из Международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному Договору между СССР и Финляндией о ненападении СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.

    Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации, реституции и субституции.

    Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами, услугами. Объем и вид репараций, как правило, применяются на основе международных договоров. Сумма репараций обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 году репарации с Германии составили всего20 миллиардов долларов, что даже несопоставимо с нанесенным Советскому Союзу ущербом в целом. Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 года обязывало США лишь внести "свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая" (статья 21). Необходимо отметить, что правительство ФРГ (после включения в ее состав ГДР.) приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, угнанным в Германию во время Второй мировой войны.

    Реституция - это восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Например, в соответствии со статьей 75 Мирного договора между союзными державами и Италией от 10 февраля 1947 года, Италия обязалась вернуть "в возможно кратчайший срок имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединенных Наций".

    Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное время, то есть вне связи с военными действиями, или же отмена какого-либо правового акта или их сочетания.

    В судебно-арбитражной практике нередко употребляется термин "юридическая реституция". Этот вид реституции требует или предполагает изменение юридической ситуации либо в рамках правовой системы ответственного государства, либо в его правовых отношениях с потерпевшим государством. Такие случаи включают в себя отзыв, отмену или изменение конституционного или законодательного положения, принятого в нарушение норм международного права, аннулирование или пересмотр административной или судебной меры, неправомерно принятой в отношении какого-либо лица или имущества иностранца. В некоторых случаях может применяться как материальная, так и юридическая реституция. Например, Постоянная палата Третейского суда ООН в 1993 году постановила, что Чехословакия "обязана вернуть королевскому Венгерскому будапештскому университету им. Петера Пазмани требуемое им недвижимое имущество без какой-либо переуступки, принудительного управления или секвестра и в том со состоянии, в каком оно было до применения данных мер".

    Компенсация. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

    По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в возмещении фактических убытков, понесенных в результате международно-противоправного деяния.

    Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.

    Проценты. Они начисляются тогда, когда это необходимо для обеспечения полноты возмещения вреда. Ставка и метод расчета процентов определяются таким образом, чтобы достичь этого результата. Проценты исчисляются с даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, на дату выполнения платежного обязательства.

    Субституция - это разновидность реституции. Она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

    6. Обстоятельства, исключающие ответственность государств

    Как правило, всякое противоправное деяние государства влечет международную ответственность этого государства. Однако в действительности могут иметь место обстоятельства, которые препятствуют на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе выполнению их в срок. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государств. Наряду с такими обстоятельствами могут существовать и обстоятельства, смягчающие ответственность государства за невыполнение своих обязательств.

    Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, подготовленные Комиссией международного права и одобренные (точнее, "принятые к сведению") LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 года, содержат перечень обстоятельств, исключающих противоправность. Ответственность государств исключается при следующих определенных условиях:

    1. В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права. Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно рассматривается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую как акт агрессии. Однако подобная акция не может быть признана таковой, если она осуществляется по просьбе или с согласия государства.

    Исключение ответственности государства в данном случае наступает при наличии следующих условий:

    согласие государства должно быть международно-правомерным;

    согласие должно быть ясно выраженным (а не подразумеваемым);

    согласие должно предшествовать совершению действий.

    Согласие может быть использовано в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния только в тех пределах, которые имеет в виду государство, дающее такое согласие (речь идет о сфере действия и сроках). Однако согласие не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

    2. В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются правомерными с точки зрения международного права мерами в отношении государства-правонарушителя, или, иными словами, когда имеется вина самой потерпевшей стороны. Такие меры могут быть применены также по поручению или уполномочию компетентной международной организации (например, ООН, соответствующей региональной организацией).

    3. Если деятельность государства была вызвана непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями. Причем предполагается, что оба указанных события не позволили государству действовать в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его проведение не соответствует этому обязательству. В частности, речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (наводнение, землетрясение, эпидемия) или деятельностью людей, и обозначаются они терминами "форс-мажор", или "непредвиденный", "непреодолимый" случай. Форс-мажор как основание для освобождения государства от ответственности предусмотрен, например, в статье 41 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статье 18 Конвенции ООН по морском управу 1982 года.

    Однако государства не освобождаются от ответственности, если форс-мажорная ситуация обусловлена - либо целиком, либо в сочетании с другими факторами - поведением ссылающегося на нее государства или государство приняло на себя риск возникновения такой ситуации.

    4. Если субъект поведения, представляющий данное государство, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей. На практике случаи бедствия были в основном связаны с воздушными или морскими судами, которые оказывались на территории государства из-за плохих погодных условий, технической неисправности или выхода из строя навигационного оборудования.

    Бедствие как обстоятельство, исключающее ответственность государства, предусмотрено, например, в статьей 14 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статьей 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, приложении 1 Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов1973-78 годов, статьей 5 Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года.

    Государство несет ответственность, если оно само содействовало возникновению ситуации крайнего бедствия или если поведение, о котором идет речь, могло вызвать более тяжкое бедствие.

    Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой, потерпевшая серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту, в котором она пытается укрыться и произвести необходимый ремонт. В этом случае будет поставлена под угрозу жизнь гораздо большего числа людей, и государство, чей флаг несет подводная лодка, не может освобождаться от ответственности.

    5. Если государство было вынуждено нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости. Однако ссылка на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий, в частности абсолютно-исключительного характера ситуации, на которое ссылается государство; неизбежности характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения; невозможности устранить такую опасность другими средствами; непременно временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

    Государство не может ссылаться на состояние крайней необходимости еще, по крайней мере, в следующих двух случаях:

    если международное обязательство, которому не соответствует деяние этого государства, установлено договором, в котором прямо или косвенно исключается возможность ссылки на состояние крайней необходимости в отношении этого обязательства;

    если государство, о котором идет речь, само способствовало возникновению состояния крайней необходимости, которое и не позволило выполнить свои международные обязательства.

    6. Если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в целях самообороны от агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН, совершаемой этим другим государством.

    7. Противоправность деяния государства, не соответствующего международно-правовому обязательству этого государства в отношении другого государства, если и исключается, то в той мере, в какой это деяние является контрмерой. Судебные решения, практика государств и доктрина подтверждают тезис о том, что контрмеры, отвечающие определенным существенным и процессуальным условиям, могут быть правомерными.

    7. Ответственность государства в связи с деянием другого государства

    Обстоятельства, которые порождают ответственность государства в связи с деянием другого государства, указаны в главе IV Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятых к сведению LVI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 2001 года. Государство, которое помогает или содействует другому государству в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за это, если:

    б) деяние явилось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

    Такие ситуации возникают в тех случаях, когда государство добровольно содействует или помогает другому государству в осуществлении деяния, нарушающего международные обязательства второго государства, например, путем сознательного предоставления существенно важного средства или финансирования соответствующей деятельности, закрытия международного водотока, содействия похищению лиц. Государством, несущим главную ответственность, в каждом случае является государство-исполнитель, а содействующее государство играет лишь вспомогательную роль .

    Содействующее в совершении международно-противоправного деяния государство несет ответственность в следующих трех случаях:

    соответствующему органу или учреждению государства, предоставляющему помощь или содействие, должно быть известно об обстоятельствах, придающих поведению государства, которому: предоставляется помощь, международно-противоправный характер;

    помощь или содействие должны предоставляться с целью облегчения совершения такого деяния и фактически должны вести к его совершению;

    выполнение деяния должно носить противоправный характер, как если бы оно было совершено самим содействующим государством.

    Государство, которое руководит другим государством и осуществляет контроль над ним в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если:

    а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния;

    б) деяние являл ось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

    Государство, которое принуждает другое государство к совершению какого-либо деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если такое деяние, если бы не принуждение, являлось бы международно-противоправным деянием принуждаемого государства и принуждающее государство делает это, зная об обстоятельствах этого деяния. В данном случае для принуждаемого государства нет никакого реального выбора, кроме как выполнить желание государства, применяющего принуждение. Принуждающее государство должно принуждать к совершению международно-противоправного деяния.

    Заключение

    В результате рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:

    Международно-правовая ответственность - это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате правомерных действий, если это предусмотрено международным договором.

    1. Проблема международной ответственности является ключевой в современных условиях. Причиной этому является увеличение вооруженных конфликтов, этнических чисток и террористических актов.

    2. Институты международной ответственности, рассматриваемые в работе, являются фактором международной безопасности и стабильности в мире.

    3. Субъектами ответственности за преступления являются государства или индивиды. Процедуры реализации ответственности государств и индивида существенно различаются между собой. Международную ответственность несут лица за серьезные нарушения, классифицируемые как военные преступления, классификация которых отражена в Женевских Конвенциях и Протоколе I. Серьезные нарушения государства обязаны отразить в своем законодательстве, если они этого не делают, то не соблюдают обязательства, взятого на себя при ратификации Женевских Конвенций и Протокола I.

    4. Система пресечения нарушений в настоящее время является смешанной, в основном пресечение нарушений предусматривает законодательство государств, а международное право лишь обеспечивает правовую основу для их пресечения.

    5. Уголовные санкции на международном уровне не определены, поэтому определение наказания является делом государств.

    6. Общей целью создания новых институтов международной ответственности является борьба с международными преступниками и применение наказания за совершение международных правонарушений. Компетенция МУСа на современном этапе ограничится по кругу лиц. Необходимость создания МУСа вытекает из того, что международное сообщество должно иметь механизм правосудия над серьезными нарушениями. МУС в отношении международных преступлений, совершаемых представителями государства, должен стать одним из элементов системы по поддержанию мира и безопасности.

    Список использованной литературы

    1. Л.П. Ануфриева, Д.К. Бякишев, К.А. Бякишев, В.В. Устинов и др. Международное публичное право –3е издание, М., 2004 г.;

    2. И.И. Лукашук, Право международной ответственности, М., 2004 г.;

    3. М.Б. Кудайбергенов, Международное публичное право, часть общая и особенная, Алматы, 2002 г.;

    4. Броунли Я. Международное право: В 2 т.М., 1977гю Т.2.

    5. Устав ООН, 1945г.;

    6. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.;

    7. Устав Международного военного трибунала, 1945 г.;

    8. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.;

    9. Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказания за него, 1973 г.;

    10. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, 1968 г.;

    11. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.;

    12. Конвенция ООН по морскому управу 1982 г.;

    13. Доклад Комиссии международного права. LII сессия ООН, Нью-Йорк, 2001 г.


    Броунли Я. Международное право/ пер. с англ. Книга вторая. М., 1977. С. 117.

    Доклад Комиссии международного права. LII сессия. С 150.

    Ответственность является ключевым понятием в праве. Необходима она для постоянного поддержания общественного порядка и справедливости. Благодаря институту ответственности и санкций, любые споры могут завершаться мирным и безопасным способом. В нашей статье будет рассказано о видах ответственности в международном праве.

    Понятие ответственности

    Как известно, правовая норма имеет трехчленную структуру. Она содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотезой называют определенные жизненные обстоятельства. В каждой жизненной ситуации необходимо соблюдать правила поведения, которые устанавливаются в диспозиции. За нарушение таких правил на человека может быть возложена санкция - мера наказания.

    Понятие ответственности тесно связано с третьим элементом права, санкцией. Общество обладает определенными обязательствами, за каждое из которых несет ответственность. Это характерно как для национального, так и для международного права.

    На межгосударственном уровне ответственность устанавливается для стран, крупных общественных организаций и видных мировых деятелей. Существует несколько видов ответственности в международном праве. Каждый вид обладает особой спецификой.

    История института ответственности

    За всю свою историю человек не раз сталкивался с различными проблемами и трудностями. Разрешались они при помощи грубых, зачастую даже насильственных методов. Однако сила и оружие не могли стать источниками справедливости. Человек все чаще стал обращаться к мирному разрешению споров - путем договоров, соглашений и простых диалогов.

    В разных государственных образованиях свое развитие получили различные правовые нормы. Чуть позже государства стали контактировать между собой, и появилось понятие международного права. Сформировался и особый институт ответственности, целью которого было поддержание мира и безопасности. Особую роль сыграл протокол Лиги Наций "О мирном разрешении споров", подписанный в 1924 году. Положения этого документа широко используются и по сей день.

    В настоящее время существует несколько видов и форм ответственности в международном праве. О каждом из них будет рассказано далее.

    Институт международной ответственности

    На сегодняшний день не существует единого мнения о том, что же представляют собой виды ответственности в международном праве. Раньше политики полагали, что рассматриваемое понятие тесно связано с государственным суверенитетом. Государство само решает, следует ли возмещать ущерб другим странам.

    Сегодня имперские наклонности большинства стран, к счастью, остались в прошлом. На первое место выходят понятия сотрудничества, коллективизма, открытого диалога и прочих демократических ценностей. Это значит, что понятие и виды ответственности в международном праве приобрели совсем другой характер.

    Страны должны отвечать за любые свои ошибки. Существует множество межгосударственных инстанций, которые следят за поведением государств и крупных мировых объединений. Если страна или группа стран не хотят конфронтации с внешним миром, то следует принять на себя те виды ответственности, которые закрепляются международным сообществом.

    Признаки ответственности в международном праве

    Виды межгосударственной ответственности обладают различными группами признаков. Тем не менее, можно выделить наиболее общие особенности, характерные для рассматриваемого института:

    • Реализация в особой процедуре, не связанной с нормами национального права. Здесь применяются положения, разработанные крупными мировыми сообществами.
    • Ответственность напрямую связана с определением, формированием и наложением отрицательных последствий для нарушителя международного права;
    • Ответственность наступает только за межгосударственные нарушения - войны, вмешательства в дела других стран, терроризм, подстрекательство к нарушению порядка и т. д.

    Основной целью рассматриваемого правового института является обеспечение, поддержание и развитие мирового порядка.

    Виды юридической ответственности в международном праве

    Для мировой ответственности характерно то, что нельзя найти в национальном праве. Это понятия политических санкций, репарации, сатисфакции, реторсии и т. д. При этом некоторые специалисты уверены, что институт межгосударственной ответственности находится в хаотичном состоянии. Это не совсем так. Большинство норм действительно стоит систематизировать, однако международное право обладает довольно четкими и ясными механизмами. Все же, свое развитие оно получало на протяжении нескольких десятков лет.

    Как и в любой другой юридической сфере, ученые выделяют следующие виды ответственности в международном праве:

    • Материальная. Если одно государство причинило значительный вред другому государству, то виновнику следует возместить материальный ущерб.
    • Нематериальная ответственность. Самая частая форма такой ответственности - военное вмешательство. Применяется она крайне редко, как правило, в отношении крайне агрессивных стран.

    О каждом виде ответственности будет подробно рассказано далее.

    Реституции и репарации

    Первым и самым распространенным видом материальной ответственности в международном праве является репарация. Речь идет о возмещении материального ущерба в любой удобной форме - деньгами, услугами, товарами и т. д. Выплачиваемая сумма, как правило, ниже стоимости ущерба. Чаще всего репарацию применяют после войны.

    Вторым видом материальной ответственности является реституция. Это процедура восстановления положения, которое существовало до совершения противоправных деяний. Например, одна страна возвращает другому государству имущество, которое было изъято в ходе силовых действий. Или, например, страна, разрушенная войной, восстанавливается за средства субъектов мирового сообщества.

    Существует два основных вида реституции. Первая форма - пересмотр незаконной меры, закрепленной судебной инстанцией. Второй вариант касается отмены или изменения законодательного положения, которое было принято при нарушении международных норм.

    Субституция и компенсация

    К видам ответственности в международном праве относятся такие формы материальных санкций, как субституция и компенсация. В случае с субституцией происходит замена имущества, которое было неправомерно повреждено или уничтожено.

    Международной компенсацией именуют возмещение вреда, которое было причинено какому-либо государству. Компенсация чаще всего выступает в качестве альтернативы субституции, если последнюю операцию осуществить затруднительно.

    Не так давно гвинейские пограничники арестовали судно "Сайга" Сент-Винсенты. Неправомерное задержание судна отрицательно повлияло на работу многих морских портов. Представители компании обратились в мировую судебную инстанцию - Международный трибунал ООН. Специалисты в области морского права присудили пострадавшим компенсацию в размере 2,1 млн долларов.

    Следует отметить, что материальные формы ответственности характерны для любого юридического направления. Компенсации, субституции, реституции и репарации применяются в морском, транспортном, воздушном, экологическом, и даже в космическом праве. Виды международно-правовой ответственности материального характера одинаковы для всех государств.

    Нематериальная ответственность

    К нематериальным видам ответственности в международном праве относятся две группы: военное вмешательство и совокупность дипломатических отношений. К первой группе относится временное ограничение суверенитета, послевоенная оккупация, аннексия, территориальная демилитаризация и многое другое. В группу дипломатических отношений включены четыре понятия: реторсия, репрессалия, сатисфакция и ресторация.

    Реторсия - наиболее частая форма ответственности субъектов международного права. Как вид и категория нематериального обязательства эта санкция представляет собой принудительное действие одной страны в отношении другой. К примеру, это запрет на выезд из страны или на въезд в нее, отзыв посла или целой дипломатической миссии, запрет на работу иностранных СМИ и многое другое. Реторсия выражается в знак протеста.

    К репрессалиям относятся принудительные действия государства в ответ на неправомерное поведение другой страны. Целью репрессалий является восстановление нарушенного права. В качестве примера здесь можно привести разрыв дипломатических отношений, запрет на ввоз и вывоз товаров и услуг и многое другое.

    Сатисфакция и ресторация

    Под сатисфакцией в международном праве понимается удовлетворение одним государством потребностей другой страны, которые возникли после нанесения вреда. Существует большое количество видов сатисфакций. Это, например, выражение сочувствия или сожаления, извинение, предоставление гарантий, что неправомерные действия не повторятся и т. д. Как уже понятно, сатисфакция не поддается финансовому оцениванию. Это даже не санкция, поскольку не носит карательный характер.

    Ресторация является последним видом нематериальной ответственности. По своему значению она близка к реставрации: например, государство обязуется восстановить разрушенные памятники культуры, наладить экологическую ситуацию и т. д. При этом ни ресторация, ни сатисфакция не должны носить унизительный характер.



    Декларация по УСН