Всё об адаптивной вёрстке писем. Email шаблон под кодовым названием «Focus». Разбираемся с маленьким текстом

Расскажем об особенностях верстки email шаблонов - в чем основные проблемы верстки, как работать с мультимедиа, шрифтами и адаптивностью. И все это с примерами кода.

Самые популярные почтовые платформы

Разнообразие почтовых клиентов и движков рендеринга приводит к необходимости использования универсальных подходов. В частности, это значит, что вместо использования

лучше применять табличную верстку . Конкретно, это выливается в использование:

  • вместо
  • #FFFFFF вместо #FFF ,
  • padding вместо margin ,
  • CSS2 вместо CSS3,
  • HTML4 вместо HTML5,
  • background-color вместо background , также стоит использовать расширенные свойства, вроде padding-top;, padding-left; и другие,
  • фон цветом вместо фоновых изображений, а визуальные элементы через тег ,
  • HTML-атрибутов вместо CSS,
  • инлайн CSS вместо наборов стилей или блоков
    При добавлении Media Queries скрываем элементы с классом hide с помощью display:none, если ширина экрана меньше 600 px:

    @media only screen and (max-width: 600px) { table, img, td { display:none!important; } }
    Это стандартный подход при верстке адаптивных email"ов: перезапись CSS в head с помощью!important. При этом GMail будет игнорировать стили в head. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы контент везде корректно отображался. С помощью Media Queries можно также ограничить ширину блока с контентом:

    @media only screen and (max-width: 600px) { table { width: 92%!important; } }

    Кнопки

    После прочтения письма пользователь, в идеале, должен совершить какое-то действие. Поэтому роль «call to action» элементов очень важна. Кнопки должны быть крупны, заметны и располагаться, по возможности, в верхней части письма.

    К сожалению, не существует единого кроссплатформенного решения для кнопок в письмах. Один из вариантов:

    @media only screen and (max-width:600) { a{ display: block; padding: 7px 8px 6px 8px; -webkit-border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; border-radius: 5px; color: #fff!important; background: #f46f62; text-align: center; text-decoration: none!important; } }
    Ну совсем простой способ - обычная ссылка. Однако при этом страдает юзабилити на устройствах с тач-скрином:

    Click me!
    Скачать пример , описанный в статье.

    «Резиновые» письма

    Вместо адаптивной верстки писем, можно использовать обычную резиновую. Это намного проще, и email будет везде корректно отображаться. Однако в этом случае существует ряд недостатков. В первую очередь, будет сильно страдать юзабилити из-за того, что элементы письма нельзя перемещать в зависимости от ширины экрана устройства. Поэтому резиновая верстка - это не наш способ!

    Примеры адаптивных email"ов

    Вот пара хороших примеров того, как адаптивные письма должны отображаться на большом и мобильном экранах:



    Заключение

    По причине того, что существует большое количество видом платформ, устройств и экранов, очень сложно создать универсальное решение при верстке адаптивных email"ов. Если подвести итог всего вышесказанного, можно придти к одному простому правилу - «Простота - залог хорошего юзабилити писем».

    Представим ситуацию: Сергей - выпускник «Нетологии», начинающий маркетолог. Он работает в небольшом интернет-магазине, одна из его задач - запустить рассылку по клиентской базе. Стратегия, план и тексты для писем готовы. Что делать с дизайном и адаптивной версткой? Бюджет на исходе, поэтому у Сергея серьезный выбор: сэкономить и сделать все самому, в редакторе сервиса рассылки. Либо нанять фрилансера.

    Наш совет: Сергей должен определиться, какие письма ему нужны. Если он не гонится за креативностью, то справится с дизайном и версткой сам. Рассказываем, как сделать это правильно, без помощи сторонних специалистов. Результат будет отличаться, но в ситуации, когда бюджет на исходе и надо сделать более-менее качественно - это выход.

    Выбираем встроенный редактор или услуги верстальщика

    У крупных сервисов рассылки есть встроенный блочный редактор. В нем собирают простые адаптивные письма и это входит в стоимость подписки. Оформить сложное креативное письмо в редакторе не получится - это работа дизайнера и верстальщика. Для начала разберемся, какое письмо отнести к категории сложных, а какое - к простым.

    Дальше идут «фишки». Где-то можно задать точный размер для отдельных блоков, а где-то - нельзя. В одном редакторе можно собирать только одноколоночные письма, в другом ограничений по количеству колонок нет. В некоторых редакторах вы даже можете настроить, какие блоки показывать на десктопной версии, а какие - только на мобильных устройствах.

    Дизайнер и верстальщик предлагают индивидуальные решения, редактор - типовые. Учитывайте, что, собирая письмо в редакторе, вы в любом случае ограничены, например, набором шрифтов и их размерами. Дизайнер сделает так, как вы хотели. Верстальщик продумает, как переставить блоки на мобильных устройствах - так, как вы и планировали. Работая в блочном редакторе, вы полагаетесь на решения, предложенные разработчиками.

    Редактор адаптирует письмо по своему алгоритму, переделать алгоритм нельзя.

    Если вы проработали структуру, написали текст и подобрали картинки, то на создание письма уйдет от тридцати минут до двух часов. Напомним, что вы не платите за верстку, работа с редактором включена в стоимость аккаунта.

    Команда из дизайнера и верстальщика на фрилансе сделают письмо за два-три дня, стоить это будет от 5 000 до 15 000 рублей. Если заказываете в агентстве - в разы дороже. Помните историю из вступления? Для Сергея выбор очевиден: он будет собирать письмо сам, в его ситуации это дешевле и быстрее.

    Простое адаптивное письмо лучше собрать во встроенном редакторе. Если хотите нестандартных решений - отдавайте на аутсорс.

    Как собрать письмо во встроенном редакторе

    Тем, кто собирает письмо в редакторе, знать код не обязательно. Единственное, что нужно - продумать структуру письма, подобрать картинки и написать текст. Никакой «ручной» верстки - вы соберете письмо из блоков, как в конструкторе посадочных страниц.

    Шаг 1. Схема или прототип письма

    Начните с черновика, начертите на бумаге схему будущего письма: где будет заголовок, где картинка, где кнопка и т. д. Если есть время, соберите полноценный прототип в Balsamiq или NinjaMock . Такой прототип не стыдно показать директору и передать в работу дизайнеру.

    Шаг 2. Верстка письма в редакторе

    Добавляете нужное количество колонок, исходя из уже готовой схемы или прототипа

    Перетаскиваете нужные элементы в тело письма

    Обычно во встроенных редакторах действует принцип Drag-and-drop. Если в вашем не так, посмотрите статьи из Базы знаний - принципы работы в редакторе описаны там.

    Настраивайте содержимое элементов: отступы, интервалы, выравнивание и начертание

    Здесь же вписываете нужный текст, добавляете фотографию или иллюстрацию, с ссылками или без. Не забывайте, что вы можете добавить анимированную картинку, большинство редакторов поддерживает формат GIF.

    Только не переборщите с размером файла. Почтовые клиенты не любят «тяжелые» письма и могут скрыть их содержимое под кнопку «Показать полностью» - так, например, делает Gmail. Подбирайте файлы так, чтобы готовое письмо весило не более 600 Кб, это оптимальный размер.

    Не забудьте настроить кнопки и добавить к ним ссылки для перехода.

    Шаг 3. Проверка адаптивности во встроенном редакторе

    Когда письмо готово, проверьте, как оно отображается на разных устройствах.

    В 90% случаев все будет в порядке, блоки «перестроятся» автоматически. Если верстка все-таки «слетает» или результат вас не устраивает - проверьте значения отступов в блоках, они должны быть одинаковыми. Если один один блок отступает на 10 пунктов, а другой на 30, в мобильной версии они могут перестроиться некорректно. Если оба блока отступают на 10 пунктов, скорее всего, все будет в порядке.

    Шаг 4. Проверка адаптивности на сторонних сервисах

    Проверьте результат через Litmus или Email on Acid . Эти сервисы покажут, как письмо отобразится на разных устройствах, в разных браузерах и разных почтовых клиентах.

    В некоторых редакторах проверка через Litmus интегрирована по умолчанию. Если в вашем редакторе такой возможности нет, отправляйте тестовую копию письма на специальный e-mail, который дадут после регистрации в Litmus.

    Услуга платная, месячная подписка в Litmus начинается от 79 $, в Email on Acid - от 45 $. Если вы отправляете по одному письму раз в месяц, выходит дороговато. В крайней случае, попробуйте Browser Shots , он старый и неудобный, зато бесплатный. Помните, что подобные сервисы не дают 100% гарантии. Даже если в Литмусе все хорошо, это не повод сразу же запускать рассылку. Отправьте письмо на личную почту и откройте его там.

    Выбирайте редактор, в котором показано, как выглядит письмо на разных устройствах. Идеально, если редактор интегрирован с сервисом Litmus. Если интеграции нет, проверяйте адаптивность вручную через личную почту.

    Как оценить результат работы - своей или верстальщика

    Если собираете письмо сами, проверьте адаптивность внутри редактора и посмотрите письмо с личной почты - этого достаточно. Хотите проверить адаптивность на многих устройствах, браузерах и почтовых клиентах сразу - тогда покупайте аккаунт в Litmus или Email on Acid, смотрите результат там.

    Тем, кто отдавал верстку на аутсорс, покупать аккаунт не обязательно, попросите скриншоты из Litmus у верстальщика. Если он профессионал, то проверяет письма на подобных сервисах, отправить скриншот для него не проблема.

    При проверке присмотритесь к почтовым клиентам, в основном, косяки всплывают здесь. Обязательно проверьте, как открывается письмо в Outlook, Gmail, Yandex и Mail.ru - это самые популярные почтовые клиенты в России.

    Не стоит тратить время на исправление макета, если он некорректно отображается на третьем айфоне, в седьмой версии Internet Explorer или в почтовом клиенте The Bat. Да, всегда найдутся те, кто пользуется третьим айфоном, но их меньшинство. Стоит ли переделывать макет ради 1-2% от общей базы? Зависит от количества и «качества» базы.

    Надеемся, вы ее сегментировали и про своих подписчиков знаете все. Если 1-2% - это 10 000 человек, то заморочиться стоит. Если вы работаете в b2b и эти 1-2% - управляющие компаний, собственники бизнеса и другие вип-клиенты, придется адаптировать письма под них.

    Проследите за тем, чтобы письмо адекватно отображалось в Outlook, Gmail, Yandex и Mail.ru - этого достаточно.

    Памятка маркетолога

    1) Определитесь с форматом письма, каким оно будет: стандартным и простым или сложным и креативным. Письма со сложной структурой отдавайте дизайнеру и верстальщику. Простые письма собирайте в редакторе сервиса рассылки, они адаптируются по умолчанию.

    2) Проверяйте результат во встроенном редакторе и, если позволяет бюджет, на сторонних сервисах. Принимая письмо у верстальщика, просите скриншоты, которые подтверждают, что письмо отображается корректно - по крайней мере, в популярных почтовых клиентах и популярных браузерах.

    3) Обязательно просмотрите письмо через личную почту, хотя бы в основных почтовых клиентах и с актуальных моделей смартфонов на iOS и Android.

    Мультиканальная маркетинговая платформа



    Закрытие ИП