В чем заключается основная цель логистической системы. Что такое логистика. Основные системы управления запасами

Т.в. (т.в с.) - одна из главных целей логистики (см. [Л 43]).  

Взаимодействие двух отмеченных выше принципов калькуляции издержек и прибыли в части, связанной с логистикой, привело к необходимости с четкой последовательностью разработать наиболее экономичную для фирм схему товародвижения. В первую очередь определяются цели логистики и альтернативы их реализации. Затем намечаются функции, выполнение которых должно привести к достижению поставленных целей, и исчисляются связанные с ними затраты для каждого альтернативного варианта. На заключительной фазе разработки логистической схемы, исходя из критерия сравнительной эффективности таких вариантов, производится выбор наиболее приемлемого из них.  


Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли . Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.  

Две противостоящие цели логистики - высокая готовность к поставке и низкие затраты на складирование - при разделении их на целевые функции и параллельные ограничения могут быть сформулированы в виде двух возможных сочетаний  

Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. В экономике логистику считают искусством управления материалопотоком, т.е. потоком продукции от источника до потребителя. Естественно, проходя этот путь, материалопоток испытывает воздействие различных организаций, фирм, посредников, связанных с распределением продукции , снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.  

Какова цель логистики как научного направления  

Главной целью логистики является доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительных минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации.  

Необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель логистики конкретизируется подцелями. Вот важнейшие из них.  

Что является главной целью логистики  

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяют на три группы.  

Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества , в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.  

В области закупок целью логистики является  

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.  

Основная цель логистики заключается в доставке требуемого ресурса от поставщика (источника) к потребителю по наиболее эффективному из возможных вариантов (нужный ресурс в необходимом количестве требуемого качества в нужное время с минимальными затратами максимально возможному количеству потребителей).  

Что является целью логистики  

Рассмотренные отечественные и зарубежные системы управления материальными потоками объединяет одно качество - они решают внутрипроизводственные задачи управления товародвижением и являются микрологистическими системами . В то же время каждая из них нацелена на выполнение главным образом одной из целей логистики и потому является локальной, узконаправленной системой.  

Целью логистики запасов является обеспечение снабжения потребителей разных уровней требуемыми материальными ценностями в определенном количестве и установленного качества, причем это должно происходить в виде непрерывного процесса.  

Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальной затратой ресурсов, которая обеспечит максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются организация материальных потоков предприятия оптимизация загрузки производственных мощностей оптимизация затрат на производство и реализацию изготовленной продукции экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков . Чтобы выполнить цели и задачи логистики в рамках предприятия, строят логистические системы.  

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).  

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы глобальные и частные (локальные) задачи.  

Каковы цели логистики как научного направления и что подразумевает под собой научная основа логистики  

В чем главная цель логистики и как она интегрируется в стратегические цели хозяйственной организации  

Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.  

Четвертая цель логистики состоит в том, чтобы достичь укрупнения объемов перевозки. Транспортные расходы - это объединенная крупная статья расходов логистики, представляющая почти 58% от общих затрат . В целом, транспортные расходы возрастают в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности товара повреждениям. Транспортные расходы на единицу веса уменьшаются по мере увеличения размера партии на длинных пробегах. Многие системы логистики спроектированы под использование высокоскоростного, надежного транспортного средства для того, чтобы достичь высококлассного обслуживания, правда, при огромных затратах. Максимальное укрупнение объемов перевозки может помочь снизить транспортные расходы . Укрупнение может быть достигнуто посредством объединения мелких партий в одну большую, предназначенную для длинного пробега (т. е. на длинную дистанцию). Партия товара , отправленная на длинную дистанцию, затем разбивается для доставки товара каждому отдельному заказчику. Хотя всегда существуют затраты на местное распространение, все равно наблюдается значительная экономия средств при объединенной перевозке на длительные дистанции. Максимальное укрупнение требует сотрудничества для того, чтобы сгруппировать малые партии товара . Такое сотрудничество должно вписываться в рамки общей цепочки ценности.  

Пятая цель логистики состоит в том, чтобы стремиться к постоянному улучшению качества. Управление качеством - это главный элемент во всех отраслях производства. Дефектный товар или плохое обслуживание снижает возможности получения дополнительной прибыли. Как только товар приблизился к конечному потребителю , расходы логистики на хранение и транспортировку не могут быть покрыты, если товар непригоден. В действительности, если качество продукта или услуги снижается как до, так и во время логистических операций, то  

Последней целью логистики является поддержка товара на протяжении всего жизненного цикла . Некоторые товары продаются без какой-либо гарантии того, что продукт будет действовать, как сказано в рекламе, в течение конкретного временного периода. В действительности некоторые товары, такие как, например, копировальное оборудование, приносят большую часть прибыли в послепродажный период, в ходе технического обслуживания и обеспечения запчастями и расходными материалами. Значение поддержки в течение жизненного цикла варьируется в прямой зависимости от потребителей и товаров. Для фирм, продающих товары длительного пользования или промышленное оборудование, поддержка товара на протяжении жизненного цикла составляет обязательное требование, а также одну из крупных статей расходов логистики. Способность систем логистики поддерживать продукт на протяжении его жизненного цикла должна быть тщательно спроектирована. Как было отмечено ранее, возвратная логистика , учитывая растущее внимание к заботе об окружающей среде во всем мире, требует способности к переработке вторсырья и упаковочных материалов.  

В этой связи в рамках координационных функций логистики на комбинате выделилось еще одно из ее направлений - оперативное планирование , продиктованное стремление сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия . Суть его состоит в том. что на основании прогноза спроса , корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции , который в итоге и определяет планирование производства , разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.  

Задачами планирования являются также поиск путей (стратегий), ведущих к намеченным целям, и определение объема средств, на которые необходимо при этом рассчитывать. Комплекс планов (план по обороту, план по рекламе,

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.


Краткое содержание параграфа. Логистика - наука, предметом которой является процесс доставки продукции от производителя до потребителя как единый материально-стоимостной процесс, т. е. и как процесс ее движения, и как процесс ее обмена на деньги.
Логистика - наука экономическая. Собственно технические процессы доставки продукции изучаются в соответствующих технических науках. Логистика изучает «технический» процесс доставки только с точки зрения его влияния на стоимость (цену) доставляемой продукции, которая с общеэкономических позиций должна быть доставлена потребителю в заданные сроки и при минимальных общественно необходимых затратах.
Основными целями логистической науки как практической науки, т. е. обслуживающей интересы конкретных участников рынка, являются разработка путей и методов минимизации расходов участников рынка на доставку продукции, а если речь идет о логистических услугах - то максимизации прибыли от их оказания.
Основными задачами логистической науки являются: концептуальная, методическая, расчетная, управленческая, организационная и др.
Эти задачи проявляются в логистических функциях: стратегическая, координационная, реализационная, расчетная, информационная и др.
Важнейшими методами логистической науки являются методы планирования и прогнозирования, экономико-математические методы, методы создания, ведения и использования информационных баз данных и др.

Понятие логистики. Логистика есть наука, которая изучает материальный процесс доставки продукции от ее производителя до ее потребителя в увязке с процессом ее денежного (стоимостного) обращения на рынке.
Выражаясь короче, логистика - это наука, изучающая процесс доставки продукции от ее производителя до потребителя.
Поскольку доставка продукции есть всегда одновременно и материальный и рыночный («стоимостной») процесс, постольку логистика изучает материальные процессы лишь под углом зрения их влияния на стоимость (цену) доставляемой продукции.
В отличие от финансовых наук, которые изучают способы перемещения денег между участниками рынка, логистика изучает процессы доставки лишь продукции в натуральном и денежном выражении, но не самих денег.
Логистика не является наукой обо всей сфере обращения или о сфере обращения товаров вообще, ибо сфера обращения включает не только процессы собственно доставки продуктов, но и многие другие процессы, например связанные с обращением денег, ценных бумаг, со спекуляцией товарами и т. п.
Логистика изучает обращение продукции на рынке, но только как объективно происходящий (действительный) процесс ее доставки, а вовсе не как любые возможные операции с товарами на современном рынке.
Совокупность рыночных действий, совершаемых с доставляемой продукцией, включает процессы ее купли-продажи, заимствования, кредитования, гарантирования и др. В данном учебнике рыночная форма логистических процессов рассматривается преимущественно как купля-продажа продукции, а другие рыночные процессы, совершаемые с продукцией, рассматриваются обычно в других экономических дисциплинах, относящихся к финансам.
Логистика как экономическая, а не техническая наука. Логистика изучает процесс доставки продукции от ее производителя до ее потребителя, в котором она есть товар, а не вещь вообще. Поэтому логистика является экономической, а не технической наукой. Техническая наука изучает только сам какой-то материальный процесс безотносительно к его рыночной форме существования.
Логистика изучает не просто как «физически», «технически» или процессуально доставляется продукция (как вещь) от ее

производителя до ее потребителя, а каким образом достичь того, чтобы эта доставка обошлась дешевле участнику рынка, чтобы время доставки было минимально, чтобы доставка происходила лишь в нужные сроки, какие необходимо делать при этом стоимостные расчеты и др.
Знание общих основ технической стороны доставки продукции совершенно необходимо для того, чтобы правильно произвести соответствующие экономические расчеты. Например, не зная того, из каких процессов состоит складская операция, невозможно определить расходы на хранение подукции.
Как составная часть экономической науки вообще логистика имеет своей общеэкономической целью разработку путей и методов минимизации общественно необходимых затрат на доставку продукции в общественном процессе воспроизводства. Чем меньше своего совокупного рабочего времени общество тратит на процессы доставки продукции, тем больше этого времени остается у него либо для увеличения производства этой продукции, либо для занятий нематериальными видами деятельности - науками, искусствами, освоением космоса и т. п. сферами человеческой деятельности, которые нацелены уже не на «поддержание» материального бытия человека, а на всемерное развитие того духовного потенциала, который заложен в человеке от природы.
Логистика как прикладная экономическая наука. «Прикладная» наука в данном случае означает, что логистика служит преимущественно интересам участников рынка как частных собственников, а не абстрактным интересам общества вообще.
Логистика изучает процессы доставки продукции не с целью решения каких-то научных, социальных или иных проблем, имеющихся в обществе и представляющих интерес для всех его членов, а имеет своей главной целью научное обоснование путей и методов минимизации расходов на доставку продукции каждым участником рынка, что ведет к увеличению прибыльности его основной коммерческой деятельности.
Доставка продукции, как говорилось, не есть ни процесс ее производства, ни процесс ее потребления, а потому при прочих равных условиях потребитель продукции заинтересован в минимизации своих расходов на доставку, ибо это один из важнейших путей уменьшения его производственных расходов или экономии расходов на потребление.

В том случае, когда речь идет о логистических услугах, то очевидно, что их «производители», как и любые иные участники рынка, нацелены на увеличение прибыльности от этого рода коммерческой деятельности.
Логистика как наука призвана обобщать существующие пути и способы достижения этих целей участников рынка, а также находить новые возможности для снижения расходов на доставку, для увеличения прибыльности от оказания логистических услуг.
Основные цели логистической науки. Обобщая сказанное, логистика как прикладная экономическая наука имеет следующие основные цели, которые по сути одинаковы для всех такого рода наук. В самом общем виде эти цели могут быть сформулированы следующим образом (рис. 1.7): минимизация расходов на доставку - это разработка и обоснование путей и методов минимизации затрат участника рынка, связанных с процессом доставки продукции в том случае, когда этот процесс для него не является самостоятельным видом коммерческой деятельности, или, выражаясь иначе, когда доставка не является рыночной (платной) услугой, оказываемой этим участником рынка; максимизация прибыли от процесса доставки - это разработка и обоснование путей и методов максимизации прибыли участника рынка в результате операций по доставке продукции в том случае, когда этот процесс для него является самостоятельным (профессиональным) видом коммерческой деятельности, т. е. когда доставка - платная услуга, которую он оказывает другим участникам рынка.

Указанные цели логистики не противоречат друг другу, как это может показаться на первый взгляд, а лишь дополняют друг друга. Дело в том, что минимизация затрат по доставке продукции участника рынка означает, что он стремится максимизиро
вать прибыль от своей основной коммерческой деятельности, по отношению к которой доставка - лишь элемент его общих затрат.
Наоборот, максимизация прибыли от доставки продукции является целью участника рынка, для которого эта деятельность - основная коммерческая деятельность. При этом он, как и в первом случае, тоже будет стремиться минимизировать свои расходы на оказание какой-то услуги по доставке продукции. Ho в данном случае сокращение расходов на доставку автоматически означает увеличение прибыли от оказания платной услуги. В первом же случае уменьшение расходов на доставку не обязательно отразится в увеличении прибыли, ибо, например, ка- кие-то другие виды расходов участника рынка могут в этот раз возрасти, и потому его прибыль в целом не увеличится. (Однако следует заметить, если бы он не сократил свои расходы по доставке, то, возможно, его прибыль в целом вообще сократилась бы по сравнению с предшествующим уровнем.)
Необходимо всегда иметь в виду, что поскольку «потребители» логистических услуг и их «производители» - разные участники рынка, постольку в известных пределах их рыночные цели могут противоречить друг другу. Например, повышение цены какой-то услуги ведет к росту прибыли торговца или поставщика, но для покупателя этой услуги рост ее цены будет означать увеличение расходов на доставку продукции. В определенной мере логистическая наука призвана вырабатывать пути сглаживания такого рода противоречий.
В целом можно сказать, оптимизация затрат и прибыли по доставке продукции и есть главная цель логистики как прикладной экономической науки.
Основные задачи логистики как науки. Под задачами логистической науки понимаются частные цели, достижение которых способствует достижению ее более общих целей. К ним обычно относятся (рис. 1.8): концептуальная задача - это разработка логистических концепций, т. е. общих подходов к процессу доставки как единому и целостному процессу на современном рынке; методическая задача - это разработка методов достижения согласованности (координации) по срокам, затратам, ценам и т. п. всех действий участника рынка, связанных с доставкой продукции;



расчетная задача - это обоснование методов расчетов затрат и результатов в процессе доставки продукции; управленческая задача - это разработка методов управления процессами доставки; организационная задача - это обоснование организационных структур участников рынка, занимающихся логистической деятельностью; задача согласования - это согласование логистических целей и задач с целями и задачами других экономических наук и др.
Логистические функции участника рынка. Логистика - это наука, которая применяется каждым участником рынка в процессе его повседневной коммерческой деятельности. Участник рынка в большей или меньшей степени (в зависимости от наличия у него соответствующей информации о данной науке) использует достижения и рекомендации логистической науки, что проявляется в тех логистических действиях, или функциях, которые он осуществляет с продукцией, основываясь на выводах данной науки.
К основным логистическим функциям любого участника рынка относятся (рис. 1.9): стратегическая - это выбор стратегии, применяемой в доставке продукции; координационная - это согласование всех процессов доставки продукции, имеющих отношение к данному участнику рынка по всем материальным и стоимостным параметрам; реализационная - это собственно осуществление всевозможных процессов, связанных с доставкой продукции (ее покупка, продажа, транспортировка, хранение, перегрузка и т. д.);



расчетная - это осуществление всех необходимых денежных расчетов по определению затрат или выручки по процессам доставки продукции; информационная - это организация и ведение компьютерных и иных информационных баз данных о процессах доставки.
Перечисленные логистические функции носят самый общий характер, а участник рынка должен конкретизировать их применительно к своей специфической рыночной деятельности. Главное, чтобы какие-то важные логистические процессы не были «случайно» забыты. В то же время наука - это лишь определенное обобщение рыночных процессов, а потому участник рынка должен не только воспользоваться рекомендациями науки, т. е. уметь их применить, но и пытаться развить их далее в своей работе, поскольку рынок находится в постоянном изменении и развитии.
Методы логистики. Методы, применяемые в логистике, не отличаются от методов, применяемых в других экономических науках, и обычно они включают методы планирования и прогнозирования процессов доставки продукции, методы составления и использования информационных баз данных, экономико-математические методы и модели и др.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИСТИКЕ

1) ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ

Понятие логистики.

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

Доведения сырья и материалов до производственного предприятия;

Внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;

Доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями;

Передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукцией в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Логистика изучает не только товарные, но и сопутствующие потоки - информационный и финансовый.

Основными вопросами, которыми занимается логистика, являются:

1) управление снабжением предприятия сырьем и расходными материалами (сюда входит решение таких задач, как выбор поставщика, расчет оптимального объема, структуры и ритмичности поставки, оценка эффективности работы поставщика);

2) планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием (на этом этапе решаются задачи выбора перевозчика, формы собственности складских помещений, организации приемки товара и проверки его качества);

3) внутризаводская переработка сырья, материалов и полуфабрикатов;

4) доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего (поддержание необходимого ассортиментного перечня товаров, своевременная обработка заказов покупателей, поиск новых форм и методов сбыта, анализ торговой деятельности);

5) передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Наука координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт.

Цели логистики.

Цель логистики – создание возможности для улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия, направленной на снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли. Цель логистики считается достигнутой, если нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место. Цель логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя. Иными словами, все то, что не приносит пользу потребителю и, соответственно, дохода предприятию, является излишним.

Задачи логистики.

Задачи, решаемые в логистике, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Задачи, решаемые в логистике

Глобальные задачи

Общие задачи

Частные задачи

1.Достижение максимального эффекта функционирования логистической системы с минимальными затратами

1.Создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков

1.Снижение уровня страховых запасов

2.Разработка способов управления движением товаров

2.Сокращение времени хранения продукции в запасах

2.Моделирование логистической системы и условий их надежного функционирования

3.Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров

3.Сокращение времени перевозки

4.Разработка системы учета и анализа логистических издержек

4.Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории

5.Внедрение системы качества на предприятии

5.Поиски, выбор поставщиков

6.Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.

6.Организация приемки, разгрузки, складирования материальных ресурсов

7.Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями

7.Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей

8.Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей

8.Выбор места расположения торговой точки

9.Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов

9.Кратковременное увеличение мощности логистической системы

10.Внедрение систем управления движением материальных потоков, планирования потребности в материалах

10.Устранение непроизводительных участков

11.Планирование мощности логистической цепи

11.Оформление заказов

12.Контроль материальных потоков

12.Выбор типа торгового посредника

13.Координация деятельности различных подразделений предприятий

13.Выбор вида транспорта для перевозки грузов

14.Внешняя и внутренняя интеграция

14.Выбор маршрута перевозки

15. Разработка логистической стратегии

15.Оформление внешнеторговой сделки

Принципы логистики.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

6. Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

2) ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ

Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным элементом оргтехники для работников самых разнообразных специальностей. Программное обеспечение компьютеров дает возможность на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники позволяет с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

Совершенствование количественных показателей микропроцессорной техники, таких, как быстродействие процессора, объем памяти, простота общения с компьютером, стоимость вычислительной техники и другие, обеспечило качественную возможность интеграции различных участников в единую систему. При этом следует иметь в виду, что каждый из этих участников оперирует большими объемами информации.

В плановых и, частично, в диспозитивных информационных системах обработка логистической информации осуществляется в вычислительных центрах или в отделах на рабочих местах специалистов. Совокупность решаемых здесь задач зависит от роли участника в общем логистической процессе.

В исполнительных информационных системах осуществляется оперативное управление материальными потоками. Для этих систем особенно важно фиксировать и обрабатывать информацию в темпе прохождения материального потока. Решение возникающих при этом задач зачастую возможно лишь при условии применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени.

Особым элементом информационных технологий, применяемых в логистике, является штриховое кодирование продукции.

Штриховой код – код, присваиваемый каждой конкретной единице товара, который характеризуется ценой, размером, массой, цветом, качеством, идентифицируется путем присвоения ей штрихового кода.

В международной торговле штриховое кодирование уже давно стало нормой. Штрихкод EAN – это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины – модуль. Другие штрихи и пробелы составляют два или три модуля, т. е. две или три толщины самого узкого штриха или пробела.

Каждая цифра представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов. В начале и конце штрихкода находятся краевые удлиненные штрихи, которые указывают на начало и на конец считывания кода, а в центре – центральные удлиненные штрихи, облегчающие визуальную проверку полноты записи кода.

13-разрядный код товара включает в себя код страны, код самого товара, контрольное число. Код страны выдается ассоциацией EAN централизованно (например, Китай - 690, Польша - 590). Следующие пять цифр, т. е. код изготовителя, присваивает национальный орган страны централизованно конкретному предприятию-изготовителю. Следующие пять цифр кода присваивает предприятие-изготовитель товара самостоятельно.

Последняя цифра-разряд представляет собой контрольное число, которое предназначено для проверки правильности считывания штрихового кода сканером.

8-разрядный код предназначен для товаров небольших размеров. Он состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.

Правила размещения штрихкодов на упаковках и этикетках:

1) каждый товар должен иметь только один код;

2) код должен находиться на задней стороне упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев;

3) штрихкод должен быть темного цвета, так как сканер цветов не различает, и печататься должен на светлом фоне.

Преимущества применения штрихового кодирования:

1) присутствие штрихкода позволяет определить страну-импортера, фирму-изготовителя, а также конкретный номер товара, что дает возможность по необходимости предъявить претензию производителю;

2) применение системы штрихового кодирования позволяет отказаться от многочисленных бумажных документов, отражающих такую информацию, как производство продукции, ее технические характеристики, сбор заказов покупателей, учет поступления товара, его комплектование;

3) учет и контроль сбыта товара;

4) контроль товара на складе магазина;

5) способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него. В ряде развитых стран отсутствие штриховых кодов делает реализацию продукции практически невозможной, так как у производителя его не могут принять;

6) использование штриховых кодов дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с предприятия-изготовителя и кончая складом магазина, а также осуществлять электронный обмен данными о товарах между торговыми партнерами, что ускоряет движение товаров к потребителю.

Нанесение штрихового кода не увеличивает ни время, затрачиваемое на производство товара, ни его стоимость.

Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастерфильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.

На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. "Это может быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. "Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи.

При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит па сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек.

В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система перманентно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования товаров.

Количественный учет реализации товара используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.

Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

На производстве:

Создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;

Сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.

В складском хозяйстве:

Автоматизация учета и контроля за движением материального потока;

Автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;

Сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.

В торговле:

Создание единой системы учета материального потока;

Автоматизация заказа и инвентаризации товаров;

Сокращение времени обслуживания покупателей.

Единый стандарт маркировки грузовых пакетов.

Этикетка EAN для грузового пакета может содержать различную информацию. Однако ее основное назначение – нести на себе машиночитаемый код, позволяющий идентифицировать данную грузовую единицу. Этот штриховой код располагают в части А (нижней части этикетки). Формируется код в соответствии с символикой UCC/EAN-128. Этот тип кода позволяет объединить в одном штриховом коде информацию о товаре (то есть код EAN-13 содержащегося в грузовом пакете товара), информацию о сроках хранения, а также информацию, позволяющую однозначно идентифицировать данную грузовую единицу.

В зоне В (средней зоне) этикетки размещают данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.

Информация, располагаемая в зоне С (верхней зоне), определяется по усмотрению грузоотправителя. Здесь, например, может размещаться полное или сокращенное название фирмы или другие данные в виде цифр, рисунка или текста. Размеры стандартной этикетки 148 мм х 210 мм.

Для того, чтобы в процессе грузопереработки этикетка была постоянно видна оператору, ее наносят на все четыре боковые стороны пакета. При этом середина кода грузового пакета (основная часть кода) должна находиться на расстоянии 450 мм (±50 мм) от несущей поверхности, на которой уложен грузовой пакет, например, от поверхности полки стеллажа.

Использование кода UCC/EAN-128 обеспечивает эффективное управление и контроль за логистическими процессами не только за счет идентификации грузовых пакетов, но и за счет возможности применения систем электронного обмена данными (EDI) на основе стандарта EANCOM.

Преимущества применения этикетки EAN:

Обеспечивается однозначная и простая идентификация поддона, во многом схожая с идентификацией потребительской упаковки кодом EAN-13. Серийный код транспортной упаковки (UCC/EAN-128) является своеобразным ключом, обеспечивающим доступ к информации, хранящейся в компьютере;

Этикетка, нанесенная первоначально поставщиком поддона, может использоваться всеми без исключения участниками цепи «производитель – потребитель»;

Значительно облегчается процесс коммуникации между партнерами;

Сканирование штриховых кодов обеспечивает быстрый и правильный ввод информации;

Неоднократно снижается время обработки грузов на всех этапах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.– 121 с.

    Алесинская Т.В., Дейнека Л.Н., Проклин А.Н., Фоменко Л.В., Татарова А.В. и др. Менеджмент организации. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 304 с.

    Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 228 с.

    Дегтяренко В. П. Основы логистики и маркетинга. – М.: Гардарика, 1996. – 425 с.

    Логистика: Учеб. пособие. / Под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997.– 276 с.

    Сербин В.Д. Основые логистики: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.– 68 с.

По характеру зон управления логистика делится на внешнюю и внутреннюю.

По характеру хозяйственной деятельности логистика бывает:

1. Заготовительной (закупочной, снабженческой). Заготовка материальных ресурсов.

2. Производственной. Материальное обеспечение производства.

3. Распределительной (маркетинговой). Реализация продукции и послепродажное обслуживание.

4. Информационной. Информационные потоки (производство, обращение и финансы), коммуникации и компьютеризация.

5. Транспортной. Транспортировка материальных ресурсов.

6. Складской. Складирование, хранение и переработка материальных ресурсов.

7. Финансовой. Управление и рационализация денежных потоков на всех этапах движения наличных денежных средств (банки, страхование, инвестиционная и торговая деятельность).

Все виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока , включающего поступление совокупности данных о параметрах материальных потоков, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде.

Главная цель логистики – доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительно минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации. Предназначение логистики состоит в адаптации результатов предпринимательской деятельности к желаниям потребителей .

Главная цель логистики конкретизируется подцелями :

1. Создание эффективной системы контроля, вскрывающей неоптимизированные процессы, на основе комплексных сравнений, выгод и рисков, доходов и расходов, возможностей и потребностей.

2. Создание функционально согласованной и технологически рациональной организационной структуры хозяйственного образования.

3. Создание эффективной системы управления по оптимизации материальных, информационных и иных потоков, обеспечивающих минимизацию совокупных затрат при максимальном использовании существующих мощностей.

Формирование логистических систем связано :

1. С глубоким изучением рынка, его тенденций и закономерностей.

2. С оптимизацией методики выработки альтернативных вариантов и осуществлением правильного выбора.

3. С Эффективным прогнозированием не только прямых конечных и промежуточных результатов, но и побочных явлений.

4. Синхронизацией действий на всех уровнях и во всех сферах управления.

В соответствии с главной целью логистической системы отдельно выделяется главная задача логистики – достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности субъектов предпринимательской деятельности к рыночной конъюнктуре, увеличение на рынке своей доли участия и получение преимущества перед конкурентами.



Задачи логистики :

1. Осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в логистических системах

2. Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками.

3. Многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т.д.

4. Выявление несбалансированности:

Между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения;

Потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы.

5. Стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций.

6. Рациональное формирование хозяйственных связей.

7. Выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов.

8. Оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов.

9. Определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции.

10. Формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.

Частные задачи логистики имеют локальный характер. Они более динамичны и разнообразны:

1. Оптимизация запасов всех видов и на всех этапах.

2. Максимальное сокращение времени перевозок.

3. Быстрая реакция на требования потребителей.

4. Повышение готовности к поставкам.

5. Снижение затрат во всех звеньях логистической цепи.

6. Рациональное распределение транспортных средств.

7. Гарантирование качества послепродажного обслуживания.

8. Поддержание постоянной готовности к приему, обработке и выдаче информации и т.д.

Чтобы реализовать цели и задачи логистики, необходимо располагать соответствующей системой обеспечения , которая имеет 4 направления:

1. Социально-экономическое обеспечение – это спрос, наличие сфер производства и обращения, а также совокупность мотиваций в социально-экономической жизни общества.

2. Материально-техническое обеспечение – это материалы и технические средства для физической реализации логистических целей, а именно:

Транспортные средства, подъездные пути.

Подъемно-транспортное оборудование.

Здания, сооружения.

Вычислительные машины.

Средства связи.

Складское оборудование.

Тара, упаковка и т.д.

3. Технологическое обеспечение – это четкая синхронизация процессов производства и управления материальными и информационными потоками на всех этапах их продвижения.

4. Математическое обеспечение – это применение методов и инструментария математики и кибернетики.



Закрытие ИП