Сколько нефти продает россия в день. Куда течет наша нефть: рейтинг стран-покупателей сырья. Экспортная пошлина и зависимость экономики от нефти

2015: Новый рекорд по объему добычи

Абсолютный максимум по добыче в СССР был показан в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки. Тогда помимо РСФСР весомый вклад в добычу вносили также такие республики, как Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР и Узбекская ССР.

В сентябре 2015 года Россия установила новый рекорд по нефтедобыче за постсоветский период - уровень добычи, по данным Министерства энергетики РФ, составил 10,74 млн баррелей в сутки. Это на 0,4% (30 тыс. баррелей в сутки) выше показателей августа 2015 года. Прежний максимум был показан в марте 2015 года на уровне 10,71 млн баррелей в сутки .

В целом сентябрьские показатели России по добычи нефти стали наиболее высокими за весь период после распада СССР.

По оценкам экспертов Deutsche Bank, которые приводит издание Wall Street Journal , по итогам 2015 года в России, скорее всего, также будет поставлен новые рекорд по среднегодовому уровню добычи: по прогнозам нефтедобыча в 2015 г. составит 10,6 млн баррелей в сутки по сравнению с прежним постсоветским рекордом в 10,58 млн баррелей в сутки, который был показан в 2014 г.

2013: Россия - крупнейший производитель нефти в мире

В 2013 году Россия была крупнейшим производителем нефти в мире, опережая Саудовскую Аравию, ближайшего конкурента, на миллион баррелей в сутки.

В 2013 году Россия установила новый годовой рекорд по добыче нефти, превзойдя все лучшие показатели индустрии с начала 1990-х годов. Об этом заявил министр топлива и энергетики России Александр Новак. По словам министра, объем добычи составил 523,2 миллиона тонн, что на 4,5 миллиона больше, чем в 2012 году .

Новак отметил, что по прогнозу социально-экономического развития страны предполагал объем добычи нефти на уровне 505-510 миллионов тонн. Он добавил, что прирост минувшего года был обеспечен в том числе благодаря поправкам в налоговое законодательство России, стимулирующим добычу трудноизвлекаемых запасов.

Одной из составляющих данного роста стала работа «Роснефти » на Ванкорском месторождении в Красноярском крае, где компания сумела существенно нарастить добычу. Кроме того, больше нефтяного сырья стал производить «Газпром ».

Транспортировка: Роль "Транснефти"

Экспорт нефти

2017: 252 млн тонн (-0,9%)

Трубопроводы

Еще один важный экспортный канал - трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай , который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн) .

Железная дорога

Нефтетрейдеры

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира - от государств Западной Европы до Японии и . Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей - не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Litasco (Лукойл)

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть » создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл » работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет (январь 2013 г). При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов .

Sunimex (Сергей Кишилов)

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию , но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, - что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Gunvor (Геннадий Тимченко)

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, - компания Gunvor (Гунвор) - и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России - непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза », ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко , то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре 2012 года агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит .

Glencore

Перед самым Новым 2013 годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters , Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

Появятся ли новые трейдеры

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

Прямые контракты

До 2013 года "Роснефть " занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале 2013 года стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно - с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе 2013 года сообщала, что «Татнефть » договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Экспортная пошлина и зависимость экономики от нефти

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась на уровне около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

При этом экономика России намного менее зависима от экспорта нефти, чем большинство стран – крупнейших экспортеров нефти в мире.

Каждый год Россия добывает около 500 миллионов тонн нефти, из которых чуть меньше половины идет на экспорт без переработки. В отличие от газовой отрасли, где есть один монополист и один способ доставки топлива, в нефтянке все сложнее, причем участники рынка постепенно меняются, а конкуренция между трейдерами нарастает.

Газовая реформа, сделавшая «Газпром» монополистом в сфере экспорта газа, упростила отношения между ним и другими газовыми компаниями донельзя: с середины 2000-х годов последние должны продавать топливо «Газпрому», а тот, используя свою систему магистральных газопроводов, отправляет его на экспорт. В нефтяной отрасли тоже есть свой трубопроводный монополист - «Транснефть», но он саму нефть у производителей не выкупает, а только берет плату за транзит. С одной стороны, это позволяет нефтяникам получить дополнительную прибыль, с другой - вынуждает их искать клиентов самостоятельно.

Объемы производства нефти в России хоть и медленно, но все же растут (см. график), чего нельзя сказать об экспорте: в натуральном (неденежном) выражении он в последние годы медленно сокращается. В 2012 году страна экспортировала чуть меньше 240 миллионов тонн нефти, из которых более 210 миллионов шло в дальнее зарубежье. Сокращение экспорта связано с тем, что российская экономика растет и требует все больше топлива. К тому же власти России выступают за то, чтобы хотя бы первичная переработка нефти происходила внутри страны.

Инфографика: Лента.ру

Поскольку основные добывающие активы российских компаний находятся в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, то есть в тысячах километров от основных экспортных путей, до границы топливо доставляется главным образом через трубопроводные системы «Транснефти». По данным на 2011 год, из всего экспорта российской нефти в 242 миллиона тонн «Транснефть» перекачала по своим трубам почти 208 миллионов тонн, то есть 86 процентов от общего объема.

Остальное сырье компании доставляют до границы самостоятельно. Как правило, речь идет о тех случаях, когда нефтяники управляют экспортным коридором - например, портом. Так, «Роснефть» продает часть нефти из Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции через принадлежащий ей перевалочный комплекс в Архангельске, а топливо с проекта «Сахалин-1» экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Он принадлежит консорциуму разработчиков «Сахалин-1», то есть «Роснефти», американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGK. «Лукойл» экспортирует более пяти миллионов тонн нефти в год через морской терминал в поселке Варандей (Тимано-Печора) и порт Светлый (Калининградская область).

Основу экспорта нефти из России составляет перевалка через морские порты, откуда танкеры развозят топливо по всему миру. В стране сложились два основных центра экспорта - Балтика и порты Черного моря. В 2011 году «Транснефть» транспортировала в сторону Новороссийска 43 миллиона тонн нефти, в сторону Приморска (Ленинградская область) - более 71 миллиона тонн. Приблизительно по 15 миллионов тонн в год отправляется на Дальний Восток в порт Козьмино. В 2012 году также началась отгрузка нефти по Балтийской трубопроводной системе-2 с конечной точкой в порту Усть-Луга (Ленинградская область) с мощностью в 30 миллионов тонн. Правда, стопроцентной загрузки Усть-Луги в 2012 году ждать не стоит - за 10 месяцев через порт было перевалено чуть меньше 11 миллионов тонн нефти.

Еще один важный экспортный канал - трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай, который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн).

По России нефть путешествует не только по трубопроводам, но и по железной дороге, однако объемы таких перевозок постепенно сокращаются, а на экспорт нефть в цистернах, судя по данным «Транснефти», не идет с 2009 года.

Примечательно, что рейтинги крупнейших добывающих компаний России и крупнейших экспортеров (если судить по данным «Транснефти») совпадают не полностью. Первое место и в том, и в другом рейтинге занимает «Роснефть», а вот второй по объему экспорта является ТНК-ВР - третья по величине добывающая компания страны. На долю двух этих корпораций в 2012 году пришлось 90,1 миллиона тонн экспортированной нефти, или 38 процентов от общего объема. С учетом того, что «Роснефть» в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти.

«Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, по экспорту не входит даже в тройку. Из-за высокого объема переработки внутри страны «Лукойл» экспортирует меньше 25 миллионов тонн, уступая по этому показателю «Сургутнефтегазу» (26,7 миллиона тонн в 2012 году). Впрочем, указанные данные не учитывают экспорта «Лукойла» по каналам «Транснефти», то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

Инфографика: Лента.ру

После пересечения границы

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира - от государств Западной Европы до Японии и США. Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей - не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть» создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл» работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет. При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов.

У «Роснефти» успехи пока куда более скромные. До недавнего времени эта компания занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно - с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе сообщала , что «Татнефть» договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию, но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, - что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, - компания Gunvor - и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России - непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко, то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

Перед самым Новым годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters, Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит.

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

» (в октябре 2016 г. 60,16% ее обыкновенных акций купила «Роснефть») – на 7% до 21,4 млн т, «Сургутнефтегаз » – на 0,4% до 61,8 млн т, «Газпром нефть » – на 9,2% до 37,8 млн т, «Татнефть » – на 5,2% до 28,68 млн т. «Лукойл » снизил добычу на 3,2% до 83 млн т, «Русснефть » – на 5,4% до 7 млн т.

По данным ЦДУ ТЭК, экспорт нефти в дальнее зарубежье вырос на 7% до 235,8 млн т, в ближнее зарубежье (только Белоруссия) – упал на 20,3% до 18,14 млн т. Экспорт российской нефти падал с 2009 г., но по итогам 2015 г. произошел резкий рост на 9% до 243 млн т. То есть в прошлом году экспорт в целом вырос еще на 4,4% до 254 млн т. В то же время поставки на российские НПЗ увеличились в 2016 г. всего на 0,8% до 284,3 млн т. Из-за налогового маневра сократилась маржа переработки, экспорт российской нефти стал более выгодным, объясняет старший аналитик «Атона» Александр Корнилов.

Но с 1 января российским компаниям нужно сокращать производство нефти. В ноябре прошлого года ОПЕК решила снизить добычу на 1,2 млн барр. до 32,5 млн барр./сутки с 1 января 2017 г. Позже к ней присоединились Россия и еще 10 стран, не входящих в картель. Они сократят добычу на 560 000 барр., в том числе Россия – на 300 000 барр./сутки в первом полугодии. Сокращение добычи будет производиться от октябрьского уровня. В конце прошлого года российские компании заявляли, что будут снижать добычу. Представитель «Роснефти» не комментирует, начала ли компания с 1 января снижать добычу. Представители других российских компаний в воскресенье не ответили на запросы.

Саудовская Аравия (обеспечивает треть добычи ОПЕК) с нового года сократила добычу нефти не менее чем на 486 000 барр./сутки в сравнении с октябрем 2016 г., сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на источник. Кувейт снизил добычу на 130 000 барр./сутки, Оман – на 45 000 барр./сутки. Кувейт приостановит работу 80–90 нефтедобывающих скважин, сообщил руководитель Kuwait Oil Co. Джамал Джафар. Его слова приводит газета Al-Anba (цитата по «Интерфаксу»). Ирак намерен добиться снижения добычи за счет меньшего производства тяжелой нефти и нефти средней плотности, сказал министр нефти страны Джабар Али аль-Ляиби.

С момента достижения договоренностей о снижении добычи Brent подорожала почти на 12% до $57,1 за 1 барр. к 6 января (максимум с июля 2015 г.). При этом в прошлом году она опускалась ниже $30 за 1 барр. Сокращение добычи ОПЕК и странами, не входящими в картель, изменило настроения рынка, но пока нефть находится в режиме ожидания, цитирует Bloomberg Майкла Трана из RBC Capital Markets. По его словам, сейчас рынок ищет доказательства соблюдения договоренностей, рост цен может идти медленнее.

Первые цифры по добыче станут известны в начале следующего месяца с публикацией данных Bloomberg, Thomson Reuters и Platts. Международное энергетическое агентство и управление энергетической информации США предоставят такую информацию на одну-две недели позже. ОПЕК опубликует данные не ранее середины февраля. Но вот контролировать добычу таких небольших производителей, как Южный Судан и Экваториальная Гвинея, будет сложно, пишет Bloomberg. Ожидается, что комитет по мониторингу сокращения добычи встретится 21–22 января в Вене.

Договоренности о снижении добычи действуют только в первом полугодии этого года. За весь 2017 год по сравнению с 2016 г. добыча нефти в России немного вырастет, а не упадет, говорил в интервью «Ведомостям» вице-премьер Аркадий Дворкович. С учетом планируемого сокращения в первом полугодии рост по итогам 2017 г., скорее всего, будет, но более скромный, чем в 2016 г., согласен Корнилов.

Россия продала сырой нефти за первые 8 месяцев этого примерно на $80 млрд. Бюджет от этой торговли получил около 3,7 трлн рублей только «по линии» . При этом добыча «черного золота» вышла на многолетние максимумы. Об этом свидетельствуют данные федеральных ведомств.

В июне и июле объем производства нефти (включая газовый конденсат) превысил 47 млн тонн в месяц, следует из статистики на сайте Минэнерго. В августе, по данным ЦДУ ТЭК, добыча составила 47,4 млн тонн.

За последние пять лет такие показатели были зафиксированы только дважды - по итогам сентября и ноября 2016года. Именно высокий ноябрьский уровень позволил России спокойно пойти на сделку по ограничению добычи +, и снизить снижение производство на 300 тысяч баррелей в сутки. После того, как стороны смягчили сделку, отечественные нефтяники нарастили добычу.

Но цены на нефть могут легко уйти и за отметку в $80 за баррель еще до того, как США введут обещанное эмбарго на поставку нефти из Ирана.

«До санкций нефть может долететь и до 85 долларов. В течение 2 месяцев мы можем увидеть и 90 долларов. Это возможно при повышении спроса на бензин от ускорения экономики США, усложнении спящих гражданских процессов в Ливии, рэкете в Африке, диверсиях на трубопроводах в Латинской Америке, учащении ураганов в Карибском бассейне»,

— говорит директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» .

При средней цене почти в $70, Россия смогла продать нефти за восемь месяцев этого года примерно на $80 млрд. Дорогая нефть позволяет решать правительству две задачи - сводить с профицитом федеральный бюджет и пополнять резервы.

По итогам января-июля, профицит федерального бюджета достиг 1,4 трлн руб., а объем средств, которые направляется на покупку валюты в рамках бюджетного правила на 6 сентября составит 2,4 трлн руб. В Фонде национального благосостояния сейчас находится 4,8 триллиона.

Дешевый рубль полностью отвечает интересам правительства, отмечают аналитик. Но августовское падение рубля заставило ЦБ заявить о приостановке покупки валюты для Минфина на рынке. В ведомстве заявили, что будут приобретать валюту напрямую у регулятора. Это должно было снять давление на российскую валюту. Но эффект оказался минимальным.

«Ситуация с рублем очень подозрительна. После того, как перестал покупать валюту на рынке для Минфина в рамках бюджетного правила, следовало бы ожидать как минимум прекращения снижения котировок рубля. Но этого не произошло, особого снижения спроса на доллары и евро не наблюдалось», — отмечает аналитик «Алор брокер» .

Он предполагает, что, возможно, дело в том, что валюта для формирования резервов Минфина приобретается у каких-либо крупных банков, либо у самого ЦБ, которые все равно покупают ее на рынке. Таким образом, рыночные факторы опять могут иметь слабое влияние на курсообразование российской валюты.

«Рублю было бы неплохо откатиться в район 66-66,5 руб за доллар, чтобы потом проверить на прочность отметку 70», — считает аналитик.

Финансовые власти не будут как-то пытаться повлиять на курс пока ситуация на рынке и в экономике находится в более-менее управляемом состоянии. Инфляция растет, но пока далека от целевого уровня в 4%.

При этом, даже в случае, если «таргет» будет превышен (этому поспособствует рост НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года), это вряд ли сподвигнет ЦБ к тому, чтобы начать «палить резервы». Он скорее повысит ключевую ставку с нынешних 7,25% годовых. Этот шаг рискует затормозить экономику, но ЦБ это никогда не останавливало.

Oil export from Russia

A. KORZHUBAEV, L. EDER, RAS Siberian branch

Рассмотрена современная структура экспорта нефти из России по способам, направлениям и маршрутам поставок, включая транзит.

In clause the modern system of export of crude and mineral oil from Russia is considered. It is shown, for increase of efficiency of the international business it is expedient diversification of petroleum export by the ways, directions and routes of deliveries.

Современные тенденции

Россия – крупнейший (наряду с Саудовской Аравией) в мире производитель и экспортер нефти. В структуре отраслей нефтяная промышленность в наибольшей степени интегрирована в мировую экономику, при этом ее роль в бюджетной системе страны является определяющей. Около 75% продукции нефтяной промышленности поставляется на экспорт, при этом доходы от экспорта углеводородов составляют 60 – 65% всех доходов от экспорта товаров из России. В последние годы добыча неф­ти и конденсата в РФ составляет 488 – 494 млн тонн; экспорт нефти и нефтепродуктов – 350 – 360 млн тонн. Структура нефтяного экспорта по способам, направлениям и маршрутам поставок определяет экономические и геополитические приоритеты развития.

Экспорт нефти из России в 2009 г. составил около 246 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 3,4%, однако более чем на 8 млн тонн меньше, чем в 2007 г. (табл. 1, 2). Увеличение экспорта нефти связано с ростом добычи при снижении внутреннего потребления. Кроме сырой нефти в значительных количествах экспортировались нефтепродукты – свыше 120 млн тонн; учитывая особенности налогообложения в России и спроса на международных рынках, структура экспорта на сегменте нефтепродуктов не изменилась – главным образом мазут и дизельное топливо, выступающие в качестве сырья для дальнейшей переработки в странах-реципиентах.

Табл. 1. Структура экспорт нефти из России в 2009 г

Табл. 2. Экспорт нефти из России в дальнее и ближнее зарубежье

Основная часть экспорта нефти из России – 211,9 млн тонн, или более 86%, в структуре совокупного экспорта была поставлена в дальнее зарубежье, главным образом в Нидерланды, Польшу, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Китай. За последний год этот показатель вырос на 4,3%. В то же время продолжают сокращаться поставки в ближнее зарубежье, в 2009 г. экспорт в этом направлении снизился на 1,8% – до 34,1 млн тонн.

Поставки российского сырья в Казахстан сократились на 11,4% и составили 6,3 млн тонн. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 0,7% и достиг 21,4 млн тонн. Объем поставок в Украину увеличился на 5,2% – до 6,3 млн тонн (табл. 3).

Табл. 3. Структура экспорта нефти из России в страны ближнего зарубежья

Организационная и технологическая структура экспорта

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефте­провод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Мин­неф­тепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб. м.

В 2007 – 2008 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки неф­ти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2009 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2008 г. (табл. 4). В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Табл. 4. Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре

В 2009 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн тонн, транзит составил около 23,7 млн тонн (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2009 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн.

Табл. 5. Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2009 г.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

В организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2009 г. около 27,9% (48,4 млн тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн тонн) (табл. 6). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.

Табл. 6. Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)


Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.

Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. – 140 млн тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн тонн) (табл. 7). В 2009 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2008 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).

Табл. 7. Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок


Около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2009 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти (табл. 8); общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн тонн (рост на 1,2% относительно 2008 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2009 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.

Табл. 8. Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2009 г. составил около 33 млн тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн тонн с 42,6 млн тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн тонн.).

В конце 2009 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнеф­тепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

В декабре 2009 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2009 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки неф­ти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 г. экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2008 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2009 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год, что может быть полностью завершено в 2014 г.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России (табл. 9).

Табл. 9. Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Нефтепровод ВСТО

В декабре 2009 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2009 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. За последние четыре года в период 2006 – 2009 гг. экспорт нефти по неф­тепроводу «Дружба» сократился с 73 до 53,2 млн тонн, прежде всего, объемы поставок в страны, реэкспортирующие российскую нефть. Наряду с российской неф­тью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки неф­ти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2009 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2009 г. составил около 2,6 млн тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2009 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г. составил 120,6 млн тонн (табл. 10). С 2005 г. наблюдается постепенное снижение темпов роста экспорта неф­тепродуктов. Если в 2005 г. экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007 г. – на 8,6%, а в 2009 г. – на 5,2%.

Табл. 10. Экспорт нефтепродуктов из России в 2000 - 2009 гг., млн тонн

Свыше 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7%, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4% (с 7,79 до 5,18 млн тонн).

На мазут приходится около 53% (63,85 млн тонн) в общей структуре экспорта нефтепродуктов из России, дизельное топливо – 31,1% (37,5 млн тонн), бензин – 3,7% (4,5 млн тонн) (табл. 11).

Табл. 11. Структура экспорта нефтепродуктов из России в 2009 г.

Выводы

В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов – поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.

Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок – расширение мощности на балтийском направлении (Приморск – БТС; Усть-Луга – БТС-2), увеличение транзита на черноморском направлении (КТК-2), развитие тихоокеанского направления (ВСТО-2 – Сковородино–Козьмино; отвод на Китай – Сковородино – Дацин; Северный Сахалин – Комсомольск-на-Амуре; Северный Сахалин – Де-Кастри – «Сахалин-1»; Северный Сахалин – Корсаков – «Сахалин-2».

Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения (не для переработки) может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Козьмино).



Закрытие ИП