Конспект учебного занятия по оригами на тему "письма с фронта". Как сложить письмо треугольником? История солдатских посланий

Елена Дьячкова

Уже совсем скоро праздник Великой Победы. В этот день я с ребятами и родителями своей группы посещаю митинг, посвященный этому празднику. Там мы обязательно дарим присутствующим ветеранам цветы и открытки , сделанные руками детей.

В этот раз мы решили подарить ветеранам открытку в виде фронтового письма-треугольника . Надеемся, что им понравится наше творчество.

Для работы нам понадобится :

1. Цветная бумага

3. Ножницы

4. Фигурный дырокол

5. Заготовкадля письма

6. Пайетки

Сначала изготовим георгиевскую ленточку, которой украсим наш фронтовой треугольник. Отрезаем от оранжевой бумаги полосу длиной 15см и шириной 3 см.

Из черной бумаги нарезаем 3 полоски длиной 15 см и шириной 0,5 см. Затем наклеиваем черные полоски на оранжевую. Фигурным дыроколом заготавливаем цветы из бумаги разного цвета. В серединку цветка приклеиваем пайетку.





Затем делаем непосредственно письмо - треугольник .

Для этого сворачиваем его следующим образом - лист перед собой, развернут по горизонтали. Поднимаем правый угол листа вверх (либо левый вниз, так чтобы получился прямоугольный треугольник.



Затем верхний угол треугольника складываем с нижним - сворачиваем пополам. В результате у нас получается двойной треугольник.



У получившейся фигуры подгибаем уголки вверх и заправляем их в получившийся карман верхнего треугольника.




У нас получилось треугольное письмо .


Теперь нам нужно письмо украсить . Для этого, приготовленную ранее георгиевскую ленту разрезаем пополам, и наклеиваем на край конверта уголком. Подписываем конверт и украшаем его заготовленными ранее цветами.






Наша поздравительная открытка готова!

Внутри содержится текст,который я заранее распечатала на компьютере.

Дорогой Ветеран !

Пусть дни войны тянулись очень долго,

Пусть быстро мчались мирные года.

Победы под Москвой, под Курском и на Волге

История запомнит навсегда.

Пусть Вы сейчас отцы и деды,

Виски посеребрила седина.

Вовек Вам не забыть весну Победы,

Тот день, когда закончилась война.

Пусть многие сегодня не в строю,

Мы помним все, что делалось тогда

И обещаем Родину свою

Сберечь для дела, мира и труда!

Дети, педагоги, родители

МБДОУ «Детский сад № 58»

Совсем скоро мы будем праздновать День Победы! Только представьте сколько уже лет прошло с того первого дня Победы весной 1945 года! С каждым днем, увы, ветеранов становится все меньше. А наша благодарность им? Она тоже уменьшается? Или растет?

Новое поколение не знает тех суровых дней и вложить в их память все это должны мы! Мы должны помнить наших прадедушек и прабабушек, которые были лишены своего детства и юности, а многие здоровья и жизни, во имя того, чтобы у нас, у наших детей, у наших внуков и правнуков... было все: и детство, и счастье, и жизнь...

Стихотворение о фронтовых письмах

А вот так пишет о фронтовых письмах поэт Евгений Кабалин:

Треугольники-птицы,
оригами войны.
Горьких судеб страницы
и страшны, и нежны.
Далеки расстояния
от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
через магию слов.
Карандашные строчки
на случайных листках
о боях, и о прочем
мимо политрука.
На трёхтонках надсадных,
на бипланах ночных
достигал адресатов
треугольник с войны.
Жили люди в разлуках
от письма до письма.
Эту радость без стука
приносили в дома.
Лишь конверты-квадраты
из бумаги штабной
возвещали о Братских,
опылив сединой.
Рассыпалась из армий
похоронок крупа
о всех тех, кто с плацдармов
в рай солдатский попал,
и по строчкам казённым
растекалась слеза,
как помин вознесённым
высоко в небеса.
Письма нам возвращают
пласт далёких времён,
только вот не вмещают
миллионы имён,
миллионы улыбок
нерождённых детей,
многотонную глыбу
горя, бед и смертей.
Почту деда в пакете
с пожелтевшей тесьмой
прочитаю я детям…
И в письме за письмом
мы услышим звучанье
затаённой струны
в треугольниках-чайках
незнакомой войны.

А вот мудрость творчества Владимира Высоцкого:

Письмо

Полчаса до атаки,
Скоро снова под танки,
Снова слушать разрывов концерт.
А бойцу молодому
Передали из дому
Небольшой голубой треугольный конверт.

И как будто не здесь ты,
Если почерк невесты
Или пишут отец твой и мать,
Но случилось другое -
Видно, зря перед боем
Поспешили солдату письмо передать.

Там стояло сначала:
«Извини, что молчала,
Ждать не буду» - и всё, весь листок.
Только снизу приписка:
«Уезжаю не близко,
Ты ж спокойно воюй и прости, если что».

Вместе с первым разрывом
Парень крикнул тоскливо:
«Почтальон, что ты мне притащил?!
За минуту до смерти
В треугольном конверте
Пулевое ранение я получил!»

Он шагнул из траншеи
С автоматом на шее,
Он разрывов беречься не стал.
И в бою под Сурою
Он обнялся с землёю,

И в бою над Сурою
Он обнялся с землёю,
Только - ветер обрывки письма разметал.

Жди меня...

Ирина Зацепина

Я листаю прошлого страницы...
Вот картинка — милый отчий дом.
В маминых руках мелькают спицы.
Теплый вечер бродит за окном.
Серой кошки тихое урчанье,
От торшера мягкий добрый свет...
И ланцетом — боль в воспоминанье!
В папиных руках дрожит конверт.
Он без марки, желтый треугольник,
Опаленной весточкой с войны...
И молчит со мной братишка-школьник
От нахлынувшей откуда-то вины.
Мы — живые, мы поем, смеемся,
Радуемся солнцу и весне,
Ветке клена, что стучит в оконце.
И не помним павших на войне...
В том листочке, сложенном конвертом,
Писаны простым карандашом
Строчки «Жди меня», что перед смертью
Дедушка для бабушки нашел.
В этих строчках, стертых, неуклюжих,
Было столько боли и любви...
Путеводной звездочкой мне служит
Тот призыв. Люблю тебя! ЖИВИ!

Фронтовые письма треугольники. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер – класс по изготовлению подарочного письма «Треугольничек заветный»

Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Описание : данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок, работа на выставку, оформление тематических стенгазет
Цель: изготовление поздравительной открытки в форме письма – треугольника.
Задачи:
- формировать представления о письмах – треугольниках военных лет;
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- вызвать интерес к предстоящей деятельности, используя различные приемы;
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, чувство гордости и уважения к ветеранам и труженикам тыла.

В данном мастер – классе я предлагаю сделать письмо – поздравление нашим ветеранам, труженикам тыла в знак благодарности за мирное небо над головой, за подаренную светлую жизнь или же эти письма дети смогут подарить своим близким на одном из мероприятий, посвященных 70-летию великой Победы, проходящих в образовательных учреждениях.

Для изготовления писем - поздравлений нам потребуются следующие материалы и инструменты:
- листы белой бумаги;
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей ПВА;
- георгиевская лента;
- пластилин;
- пакетик чая или щепотку растворимого кофе;
- шаблоны.


Правила техники безопасности при работе с ножницами
1.Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами
2.Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы
3.Ножницы клади кольцами к себе
4.Следи за движением лезвий во время резания
5.Не оставляй ножницы раскрытыми
6.Передавай ножницы кольцами вперед
7.Не играй ножницами, не подноси к лицу
8.Используй ножницы по назначению


Правила работы с клеем ПВА

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе
3. Необходимо наносить клей ровным тонким слоем
4. Излишки клея убирать бумажной салфеткой
5. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза
6. После работы клей плотно закройте и уберите
7. Вымойте руки и рабочее место с мылом

Для работы нужен будет текст поздравления или праздничный рисунок, выполненный детьми. Для того, чтобы передать своеобразность письма – треугольника (цвет, его рельефность) можно использовать 2 способа для того, чтобы «состарить» бумагу.
1 способ. Распечатываем текст поздравления и мочим его при помощи влажной губки с лицевой и обратной стороны.


Далее для работы нам потребуется щепотка растворимого кофе, который посыпаем по всей поверхности листа – с лицевой стороны и проводим по листу мягким мокрым предметом (поролоновой губкой или чайным пакетиком), чтобы растворить крупинки кофе. То же самое делаем и с обратной стороны листа. Оставляем лист сохнуть.



Пока первый лист сохнет, предлагаю познакомиться со вторым способом « состаривания» бумаги. Для данного способа нам потребуется пакетик заваренного чая. Внимание: заваривает чай взрослый!


Чайным пакетиком закрашиваем всю поверхность листа – с обеих сторон. В качестве поздравления можно использовать детский рисунок. Рисунки лучше всего рисовать восковыми мелками, так как рисунок выполненный фломастером или же акварельными карандашами размазывается под воздействием воды.



Когда листы просохнут можно приступать к сборке письма, следуя наглядному показу, предложенному на фотографиях.







Чтобы придать письмам – треугольникам праздничный вид предлагаю украсить их цветочной композицией с использованием георгиевской ленты. Отмеряем нужную длину ленты, приложив ее к уголку письма, отрезаем и приклеиваем.



Далее вырезаем цветы ромашек из бумаги белого цвета. Края лепестков закручиваем при помощи карандаша или ножниц.




Из бумаги зеленого цвета вырезаем фигурными ножницами листья и делаем прожилки при помощи сгибания определенным способом, как показано на фотографии.



Далее приступаем к оформлению цветочной композиции. Вырезаем тонкие стебельки из зеленой бумаги и наклеиваем их поверх георгиевской ленты. Далее приклеиваем цветы ромашки и листья.



Серединку цветов оформляем шариками из желтого пластилина, которые слегка придавливаем и с помощью стержня от авторучки оставляем следочки.




Дополняем письмо праздничной надписью, которую также обрабатываем при помощи заваренного пакетика чая и когда надпись просохнет наклеиваем ее на письмо.




Для оформления второго варианта письма используем шаблоны звездочек разного размера, уголки которых поднимаем кверху и наклеиваем друг на друга таком образом, чтобы лепестки каждой звездочки располагались между лепестками следующей звездочки. Лепестки звездочки, находящейся в середине сгибаем так, чтобы лепестки соединялись друг с другом.



Наклеиваем готовые цветочки – огонечки на подготовленную основу (наклеенная лента и стебельки) и вырезаем мелкие листочки, у которых промазываем клеем только одну сторону, другая будет приподниматься. Добавляем поздравительную надпись и письмо готово!



Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.
Конверт-треугольник - обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось - его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.
При отсутствии конвертов в зоне боевых действий во время Первой чеченской кампании (1994-1996) солдаты, проходившие военную службу по призыву, также иногда посылали домой письма, сложенные «треугольником».
Берешь обычный прямоугольный лист бумаги, сгибаешь пополам верхний левый угол, приглаживаешь сгиб, потом так же сгибаешь левый нижний. Получается большой треугольник. Теперь его пополам - и готово!




http://live.bibnout.ru/?p=782

Такие "треугольники" НЕ ЗАКЛЕИВАЛИСЬ, а складывались особым образом. Таким способом решались две задачи: нет необходимости в конверте, и предоставлялся легкий доступ для военных цензоров.
Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был либо страничный листик из школьной тетрадки, либо – "двойной", вырванный из середины тетради. Складывать треугольник следовало так, как показано на рисунке. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт.
Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.
После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.
Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.
В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адреса, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с "крестом" на адресной стороне треугольник заменял "похоронку".
Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на "чистой" стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма "гуляли" годами и находили солдата через несколько лет после войны. Я такой случай помню. После войны еще лет десять письма в армию и из армии на родину шли в таких треугольниках. Но этим правом могли воспользоваться только солдаты срочной службы на территории СССР. В Германии и Австрии солдатам выдавались конверты.
Обычный тетрадный лист, он прямоугольный, Сворачивается верхним краем к боковому левому, получившийся треугольник сворачиваем еще пополам. Оставшуюся снизу част заправляем во внутрь, подгибая уголки. Вот и все.




Закрытие ИП