Какой штатив лучше выбрать. Как выбрать штатив для камеры. Недостатки использования штатива

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.

Прежде чем купить штатив для фотоаппарата, сначала нужно сделать осмысленный выбор, что уже само по себе может оказаться задачей более сложной, чем кажется на первый взгляд. А всё потому, что перед выбором вам придётся изучить такие аспекты как материал, из которого он изготовлен, типы крепления, штативные головки, соотношение цены и качества и прочее.

Поскольку у меня, в этом плане, уже сформировался многолетний опыт, я и пишу данное руководство. Хочу вам помочь не потонуть в потоке информации и познакомить с возможными вариантами. Надеюсь, данная информация станет для вас отправной точкой в выборе собственного штатива.

Плюсы и минусы использования штатива

Прежде чем принять решение купить штатив для фотоаппарата, полезно проанализировать плюсы и минусы этого приобретения, чтобы покупка не превратилась в ненужный хлам. Поскольку в первую очередь всегда интересует то, как штатив помогает в работе фотографа, я начну с плюсов.

Штатив - это точка опоры

Работа со штативом позволяет освободить руки и закрепить фотоаппарат. Великолепно подходит при работе с тяжелым оборудованием. Если вы снимаете натюрморт, то это идеальная конструкция, потому что у вас зафиксирована камера и вы можете спокойно изменять положение объектов. Штатив становится надёжным ассистентом фотографа, который, ко всему прочему, не просит зарплату.

  • Штатив позволяет делать съемку на длинных выдержках и с низким уровнем ISO. Штатив - это верный друг для походов на природу, особенно если вам нравятся восходы и закаты, макрофотография или любая ситуация, которая требует съемки на закрытых диафрагмах, с малым уровнем шума и на длинных выдержках.
  • Штатив позволяет делать фотографии без спешки и компоновать кадр более вдумчиво. Это достоинство похоже на недостаток, но с годами я понял, что работая со штативом, увеличиваю время между решением сделать фотографию и нажатием на спусковую кнопку. Надо нивелировать горизонт, высоту, угол фотосъемки. Это занимает определенное время, когда фотоаппарат стоит на штативе. Не стоит лениться делать это.
  • Штатив идеален для использования автоспуска при съемке групп и автопортретов, а так же для таймлапс (или покадровой съёмки).
  • Штатив позволяет снимать без вибрации как видео, так и фото, используя телеобъективы на длинных фокусных расстояниях.

Теперь, время поговорить о минусах и их можно выразить в двух словах: вес и размер. Добавим к этому дополнительное фотооборудование в сумку, что причиняет много хлопот когда мы путешествуем. Взять хотя бы прохождение контроля безопасности в аэропортах.

Если мы много ходим со штативом, то вес является главным недостатком. Размер, как недостаток, вступает в силу, когда мы передвигаемся в ограниченном пространстве. Таким образом, штатив может превратиться в настоящую головную боль. Поэтому мы должны очень четко видеть преимущества его использования и не падать духом во время первых выходов, думая, что зря его купили.

Варианты выбора штативов

Посмотрим, какие у нас есть варианты выбора штатива и его конфигурации: какую выбрать штативную головку, центральную штангу, ножки и упоры на концах ножек.

Штативная головка

Это самая важная часть, так как должна удерживать и закреплять фотоаппарат даже когда камера располагается под прямым углом. Существуют штативные головки шаровые, трехосные (3D), двуосные (2D) и джойстик. Я попробовал все и остановился на шаровой головке, так как она дает максимальную точность фиксирования фотоаппарата без необходимости прилагать чрезмерное усилие к механизму фиксации, а так же у них нет люфта, когда камера уже закреплена, как у некоторых 3D и 2D.

В момент выбора штативной головки надо обращать внимание, какой максимальный вес она выдерживает. Он должен быть в два раза больше, чем вес вашего фотоаппарата и самого тяжелого объектива. Почему в два раза? Чтобы головка не была чрезмерна загружена, а так же чтобы предусмотреть использование в будущем еще более тяжелых объективов и тушки.

Крепление фотоаппарата на штативную головку

Так же важный момент - крепление фотоаппарата на штативную головку. Хорошие штативы имеют площадку для крепления фотокамеры из двух частей. Одна все время находится на головке, а другая - съемная и привинчивается к фотоаппарату. Камера с прикрепленной площадкой легко и очень быстро ставится на штатив и снимается с него.

Можно найти площадки для крепления фотоаппарата типа «скрепка», которые устанавливаются и снимаются с площадки при помощи рычажка. Они часто бывают неудобными, и система получается громоздкой. Крепление типа «арка» (или быстрое «Quick-release») как бы скользит по рельсу. Они, как правило, менее заметные и удобные, что позволяет носить их всегда зафиксированными на камере.

Особенно хочу остановиться на штативных головках типа джойстик. Они привлекают своей скоростью, о чем нас в первую очередь информируют в магазинах. Я пользовался такой головкой, но наши отношения не были долгими, так как джойстик не подходит для тяжелого фотооборудования. Хотя должен сказать, что он очень удобен для съемки портретов со штатива, так как позволяет держать модель постоянно в кадре.

Центральная штанга

Мы можем в некоторых моделях штативов выбирать использовать или нет центральную штангу, так как она является съемной. В других моделях производитель не дает нам такой возможности выбора. Для того, чтобы понять, хорошо или плохо иметь центральную штангу, рассмотрим все за и против.

Главный минус при подъеме центральной штанги в том, что теряем стабильность. Возрастает риск, что фото выйдет смазанным даже при использовании штатива. Центральная штанга так же мешает установить штатив прямо на землю, хотя в некоторых случаях ее можно повернуть или изменить расположение центральной штанги на горизонтальное. Но, как правило, это неудобно, а так же понижает устойчивость конструкции.

Выгода центральной штанги в том, что можно снимать с более высокого положения, невзирая на некоторую нестабильность. Когда я работаю в студии, мне кажется удобным опустить или поднять фотоаппарат на пару сантиметров без необходимости менять расположение ножек штатива.

Ножки штатива

Когда я решил для себя вопрос с головкой штатива, тема выбора ножек мучила меня ещё долгое время. Можно найти легкие углепластиковые, идеальные для съемки на природе или для тех, кто путешествует. Есть алюминиевые и железные, довольно тяжелые. Еще существуют пластиковые, которые, как правило, крепятся к центральной штанге.

На ножках можем сэкономить конечный вес штатива, поэтому углепластиковые - лучший выбор, тем более, сейчас, когда китайские производители предлагают штативы такого типа по приемлемым ценам.

Но самое важное - это диаметр ножек, чем он больше, тем устойчивее и надежнее штатив.

Фиксаторы на ножках штатива

Фиксаторы на ножках штатива - еще один момент, который надо хорошо продумать. Есть два вида: эксцентрический зажим и муфтовое соединение. На протяжении многих лет у меня был штатив с зажимами, и я думал, что лучше иметь муфтовое соединение. Наконец настал момент, когда у меня появился такой штатив. После одного года его использования для съемок на природе, думаю, что я немного выгадал. Взять хотя бы тот факт, что часто не знаешь, открыта или закрыта муфта, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Количество секций и высота штатива

Очень высокие штативы до 2 метров - очень неудобны, так как у них слишком много секций и соединений, а так же нужна лестница, чтобы посмотреть в фотоаппарат. Чтобы посчитать высоту всей конструкции, надо сложить высоту ножек, плюс высоту штативной головки, плюс высоту камеры.

Если приходится выбирать между ножками одинаковой высоты, но с разным количеством секций, то лучше всегда выбирать, где меньше сочленений. Так же надо помнить, что открывать штатив нужно с верхних секций.

Упоры на концах ножек

Обычно мы не обращаем на них внимания, но они играют важную роль. Существуют два типа: обрезиненные и с шипом, которые используются для работы вне студии, где важно, чтобы ножки не скользили. Но так же изготавливают смешанный тип, где есть одновременно и резина, и шип.

За покупкой: составляем лист желаний

Если вы собираетесь купить свой первый фотоштатив, то должны иметь в виду несколько моментов, чтобы не потратить слишком много или чтобы не сэкономить слишком сильно. Другими словами, покупка должна быть рентабельной.

Если вы используете компактную или беззеркальную камеру, достаточно будет купить штатив в пределах 150 евро (6000 рублей). Он без проблем выдержит вес вашего фотоаппарата, а зажимы будут достаточно хорошими для того, чтобы прослужить несколько лет. Но не применяйте чрезмерное усилие к механизму фиксации. Лучше выбирать штативы, у которых ножки не прикреплены к центральной штанге.

По этой цене сложно найти штативы, удовлетворяющие этим требованиям, но некоторые Benro или Vanguard вполне достойны вашего внимания.

Если вы ясно видите, что фотография - это ваше, и у вас есть необходимость использовать штатив почти всегда, тогда бюджет составит порядка 500 евро (20 000 рублей). Столько стоит хорошая штативная головка, площадка с быстрым креплением и углепластиковые ножки. Если есть только 300 евро (12 000 рублей), то я бы вложился в хорошую штативную головку и сэкономил на ножках.

Если вы уже монстр в фотографии, тогда можно посмотреть мой лист желаний и легко потратить 1000 евро (40 000 рублей) на такие бренды, как Gitzo, Feisol или Really Right Stuff.

И еще, я хочу вас предостеречь от покупки б/у штативов. Исключением могут быть две ситуации. Первая, когда вы можете подержать штатив в руках, проверить все зажимы, убедиться, что они работают идеально. Вторая, покупая б/у штатив через интернет, вы руководствуетесь тем, что он так дешев, что много не потеряешь если не все работает так хорошо, как хотелось бы.

Еще на заре появления фотографии штативы стали повсеместно использоваться фотографами при осуществлении съемок. Ведь низкая светочувствительность фотоматериалов требовала применения длительных выдержек, доходивших порой до нескольких минут. Штатив же обеспечивал максимальную неподвижность камеры во время съемки. Сами фотоаппараты в то время имели весьма внушительные размеры и вес, поэтому просто не могло быть и речи о съемке с рук.

С уменьшением размеров оптики и совершенствованием фотоматериалов у фотографов появилась возможность снимать с рук, без использования штатива. Это дало новый толчок развитию фотографию, однако штатив по-прежнему являлся важным аксессуаром в арсенале фотографа. Казалось, что с появлением компактной цифровой фототехники штативы уйдут, наконец, безвозвратно в прошлое.

Но, несмотря на качественное улучшение характеристик фотопленки и оптики, многие фотографические сюжеты по-прежнему не могут обойтись без применения штатива. Сегодня штативы часто используются для съемки ночных сцен, пейзажей, студийной и макросъемки.

Штатив – это приспособление для установки камеры и обеспечения ее неподвижности во время съемки. Конструктивно, штатив состоит из «ног», обычно в виде треножной конструкции, и штативной головки. Штатив обеспечивает точное позиционирование камеры, что представляет особую важность при осуществлении, например, ночных съемок или других сюжетов на длинных выдержках.

С помощью штатива и длинных выдержек можно сделать по-настоящему яркие и необычные снимки ночного города. Кроме того, штатив помогает бороться с так называемой «шевеленкой», то есть смазанными изображениями, лишенными четких контуров. Такие некачественные снимки получаются как за счет вибраций самой камеры при съемке, так и за счет незначительной дрожи рук фотографа. В результате, такое «шевеление» существенно снижает резкость самого фотоизображения. Штатив же дает возможность предотвратить любое смещение фотоаппарата при съемке.

Большинство современных штативов имеет трехногую конструкцию. Каждая из таких «ног» состоит из нескольких телескопических труб, обладающих различным диаметром и сечением. Телескопические «ноги» могут быть из двух-пяти секций: причем чем меньше секций у «ноги», тем она крепче, но менее компактна. Трубы изготавливаются из алюминиевых сплавов, базальта, сплавов титана или магния, углепластика, дерева и других материалов.

Наибольшее распространение в последние годы получили штативы, выполненные с использованием труб из углепластика (карбона). Они отличаются прекрасной прочностью, жесткостью и грузоподъемностью, но одновременно значительно легче по весу алюминиевых штативов. В свою очередь, деревянные штативы не могут похвастаться компактностью, но отличаются высокой эстетичностью, отлично переносят морозы и хорошо гасят любые вибрации. Поэтому здесь все зависит от целей съемки и, конечно, личных предпочтений фотографа.

Например, если Вы планируете съемку на открытом воздухе, то лучше выбрать более легкие и удобные конструкции, изготовленные из углепластика или базальта. В любом случае «ноги» являются залогом устойчивости штатива, поэтому при выборе штатива им стоит уделить первостепенное внимание.

Среди важных характеристик штатива можно выделить прочность, компактность, предельную нагрузку и высоту в рабочем состоянии. Эти величины напрямую связаны друг с другом: легкий и высокий штатив не будет в большинстве случаев обладать значительной жесткостью и грузоподъемностью, если только он не изготовлен из высокопрочных современных материалов (углепластика).

Для любительского применения выпускаются штативы, имеющие облегченную конструкцию. Такие легкие и компактные штативы позволяют быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности. Однако для профессионального использования они вряд ли годятся, ведь профессиональная фототехника отличается более серьезной массой и габаритами.

Профессиональный штатив должен быть высоким и крепким в целях повышения резкости фотографий. К сожалению, подобные штативы отличаются несколько большим весом и сравнительно большими размерами. Зато они идеально выполняют свою функцию при ночных съемках или любых других съемках, требующих длинных выдержек.

Выбор конструкций штативов, обладающих различной грузоподъемностью, прочностью и компактностью, в настоящее время практически неограничен. Самое главное – это подобрать такой штатив, который бы стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата, и был максимально удобным в использовании. Всегда лучше остановить свой выбор на штативе более мощном и крепком, чтобы он не «складывался» под нагрузкой и обладал широкой областью применения.

Фотокамера надежно крепится к штативу с помощью штативной головки. Однако функции штативной головки этим не ограничиваются: она также обеспечивает возможность различного рода наклонов и поворотов камеры относительно штатива. Сегодня распространены штативные головки двух типов — 3D-головки и шаровые головки .

Что касается 3D-головки, то она позволяет наклонять и разворачивать фотокамеру относительно «ног» штатива в трех независимых плоскостях. В ней предусмотрено три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, что, в частности, обеспечивает 360-градусное вращение камеры вокруг вертикальной оси. Кроме того, с помощью 3D-головки Вы сможете наклонять камеру вперед на угол не менее 90 градусов, либо отклонять назад – на угол в 30 градусов. Также возможно наклонять фотоаппарат вбок, не менее 90 градусов в одну сторону. Все это открывает перед фотографом широкие перспективы для обеспечения различного рода съемок и кадрирования.

В основе шаровых штативных головок лежит металлический шар, закрепленный в особой обойме, которая оснащается регулируемым устройством фиксации. К этому шару, способному вращаться в любой плоскости, прикрепляется специальная площадка, на которую, собственно, и устанавливается фотоаппарат. Шаровые головки могут оснащаться дополнительными устройствами контроля прижима шара, расширяющими возможности применения таких головок.

Какие штативные головки лучше – 3D или шаровые? На этот вопрос однозначного ответа нет. Шаровые головки традиционно отличаются большей компактностью и оперативностью в работе, в тоже время они менее надежны. Главное же преимущество 3D-головок заключается в том, что они позволяют фотографу более точно позиционировать камеру по каждой из осей.

С точки зрения удобства пользования штативом важно, чтобы 3D или шаровая головка была оснащена платой крепления фотоаппарата (Quick-release). Благодаря такой плате можно в считанные секунды зафиксировать или снять фотокамеру со штатива. Этим достигается максимальная оперативность и легкость работы со штативом.

Отдельно нужно остановиться на такой разновидности штатива как монопод. Он представляет собой «одноногую» телескопическую конструкцию с торцевым креплением для фотоаппарата. Монопод более легок и удобен в использовании, чем традиционные штативы.

Выбор монопода, в целом, аналогичен выбору штатива – необходимо лишь, чтобы его длина обеспечивала максимальное удобство в работе, а характеристики жесткости и прочности позволяли выдерживать массу фототехники. Фотоаппарат может крепиться к моноподу напрямую, а может через специальную моноподную головку, дающую дополнительную возможность наклонять камеру в одной плоскости. Монопод также может быть оснащен легкосъемной платой, что обеспечивает высокую оперативность работы со штативом.

При выборе штатива все определяется стоящими перед фотографом целями и задачами. Если у Вас легкая, компактная камера, у Вас нет фотостудии, и Вы не планируете тратить много времени на съемку ночных сюжетов, то вполне можно обойтись небольшими телескопическими моделями.

Для обеспечения профессиональных студийных или ночных съемок Вам потребуется более тяжелый и прочный штатив, обладающий широкими возможностями для изменения положения фотокамеры. В тоже время здесь стоит грамотно оценить свои силы, ведь такой громоздкий, крепкий и дорогой штатив может быть очень неудобным в переноске.

«Надя, ноги шире… раздвинь их до конца!» (О ногах штатива. Быль.).

Основная функция штатива: держать неподвижно камеру продолжительное время. Это позволяет делать резкие фотографии при длительной выдержке, вызванной недостаточной освещенностью. Начинающие фотографы иногда испытывают затруднение при покупке этого аксессуара, поэтому я расскажу свои принципы выбора штатива для фотоаппарата. Покупать первый штатив через интернет, без похода в магазин – играть в рулетку. Можно сделать исключение для известных, проверенных и надежных производителей, таких как Manfrotto или Gitzo. Но и тут, надо понимать, что может та или иная модель. Далее я буду приводить примеры для штативов Manfrotto, как наиболее популярных среди фотографов.

Какая у вас фотокамера?

Если вы снимаете компактной фотокамерой («мыльница»), то штатив может быть самый простой, а значит легкий и не дорогой, в общем – почти любой (не забывая о его высоте). Мыльницы не имеют механического затвора, а значит и вибраций. Поэтому вам подойдут даже миниатюрные модели Manfrotto - Digi. Но если у вас зеркальная фотокамера...

Нагрузка на штатив

Штатив для зеркальных фотокамер должен быть мощным настолько, чтобы суметь погасить вибрации затвора и зеркала фотоаппарата. А это, увеличивает его вес и стоимость. Manfrotto указывает, какой вес способен держать тот или иной штатив. Например 055 серия рассчитан на вес камеры и объектива в 7-8 кг., 190 серия может нести на себе 5 кг., а 290 - 4-5 кг. Зеркальные фотокамеры с небольшим объективом весят менее 2 кг., поэтому штатив любой серии мог бы подойти. Однако, мы должны помнить, чем прочней, тяжелей трипод, тем меньше вероятность появления «шевеленки». Взвесив за и против, я, в свое время, выбрал Manfrotto 190 (собственный вес 1,6 кг.), как компромисс между весом и жесткостью. Manfrotto 055 (вес 2,3 кг.), конечно, устойчивей, но его вес и габариты пугали меня. К тому же он не влезает в мой фоторюкзак, который имеет специальный карман для трипода.

Легкий штатив требуется альпинистам, в долгих пеших походах и хрупким девушкам. В любой серии больших триподов вы найдете «карбоновые» модели (Carbon Fibre). Этот материал позволяет сделать штатив легче на 500-700 граммов, что может быть существенно для некоторых фотографов. Естественно, карбоновые модели самые дорогие.

Высота штатива

Сложная ситуация у пейзажистов. Обычная для них высота камеры – рост человека. Чтобы поднять фотокамеру на такую высоту требуется или длинные ноги штатива (значит и габариты), или большее число секций, из которых состоит нога. Последнее неудобно, ибо чтобы поднять трипод на максимальную высоту надо вместо 9 (при трех секция) сделать 12 (при четырех) открытий-закрытий замков. Я рекомендую быстрые рычажные замки секций (последний на фотографии). Цанговые или завинчивающиеся замки неудобны и медлительны в работе.

Предположим, что трипод пейзажиста должен обеспечить высоту фотокамеры 170 см. С учетом того что штативная головка приподнимет камеру еще сантиметров на пять, будем считать что нам надо найти модель высотой 165 см. У Manfrotto 290 серии это единственная модель - 294, но и она нам не подойдет, так как желаемая высота получается лишь при максимальном выдвижении центральной штанги. А это есть зло.

Центральная штанга – самое слабое место в части гашения вибраций. При ее максимальном поднятии мой 190 штатив не может погасить вибрации затвора даже при предварительном поднятии зеркала (фотокамера Canon 5DII). Однако, ситуация нормализуется, если центральная штанга выдвинута до средины своей высоты. Поэтому пейзажисту я бы рекомендовал Manfrotto 055 серии (высота при половине выдвинутой центральной штанге около 160 см.) или тяжелые четырехсекционные 057 (высота 190 см.). Если вы посчитаете что эти штативы слишком громоздкие, или дорогие, то обратите внимание на 055 и 190 серии (135 см), но учтите, что часто высота точки съемки будет ниже, чем вам хотелось бы.

Низкий штатив требуется любителям эффектных нижних ракурсов и при макросъемке на природе, когда камеру приходится опускать до уровня земли. Большая часть моделей Manfrotto имеет возможность так широко раздвинуть ноги штатива, что он практически ложится на землю, имея высоту (без штативной головки) всего 6-8 см. Но, сама центральная штанга не позволит вам опустить камеру до этого уровня, если только вы не выкопаете под нее яму в земле. А если асфальт? Эту проблему можно решить тремя путями.

1/ переворачивать центральную штангу, таким образом камера оказывается между ног штатива, и может опускаться до уровня земли (фото 1). Это неудобно, так как все органы управления и меню оказываются вниз головой. Я могу рекомендовать этот способ если низкая точка съемки используется вами чрезвычайно редко.

2/ купить специальный «настольный» штатив (фото 2). Легкий, компактный, но, увы, не рассчитанный на большие нагрузки (максимальный вес 2 кг.). Для легких фотокамер – прекрасное решение. Кстати, такой штативчик полезно всегда иметь с собой: его можно поставить на стол или прислонить к стене на любой высоте.

3/ приобрести «большой» штатив, у которого центральная штанга может фиксироваться в горизонтальном положении (фото 3). К сожалению, это универсальное решение увеличит вес и стоимость трипода. Данная технология Manfrotto называется «Q90°».

Монопод

Монопод используется при съемках, требующих от фотографа подвижности и мобильности. Как правило, это репортаж. В виду своей компактности и легкости, некоторые фотографы носят с собой монопод «на всякий случай». А еще его используют как палку для ходьбы:)

Как выбрать штатив в магазине

Если вы хотите купить штатив непосредственно в магазине, то рекомендую провести три простых теста перед покупкой. Попросите те модели, которые подходят вам по цене и высоте. Выдвиньте все ножки тестируемых штативов (не поднимая центральную штангу), обхватите верхнюю часть трипода рукой и попробуйте делать скручивающее движение в горизонтальной плоскости. Наиболее прочные экземпляры будут лучше сопротивляться движению руки. Затем поднимите до конца центральную штангу и попробуйте ее покачать. Лучшая модель будет иметь меньшую амплитуду раскачивания. Последний тест на прочность фиксаторов ножек: поставьте штатив поочередно на каждую его ножку и надавите на нее с усилием, примерно, 2-3 килограмма. Если замок работает надежно, то ножки не должны складываться.

Продолжение о выборе штативной головки следует.

За хороший и надежный штатив, такой как Vanguard Alta Pro 263AT , вам придется выложить около 200 $, некоторые могут сказать, что это слишком много за хороший штатив, но если вы действительно пытаетесь найти надежную модель, которая будет служить долгие годы, то это не так уж и дорого. К приличным бюджетным вариантам относится Slik Sprint Pro II , стоимость которого составляет 90 $.

Как определить хороший штатив

{module Яндекс директ (7)}

Первое, что стоит сделать, это выкинуть ужасный дешёвый штатив, который достался вам «в нагрузку» при покупке фотоаппарата. Часто, в магазинах предлагают купить со скидкой недорогой штатив, но от таких моделей может быть больше вреда, чем пользы.

Начнем с самого важного - из какого материала должен быть изготовлен хороший штатив? Пластиковые модели, являются очень популярными и дешевыми, но они не надежные. Среди достойных вариантов чаще всего встречаются штативы из алюминия , углеродного волокна , и, что несколько удивительно, - из дерева . Основными факторами, определяющими надежность штатива, является удачное сочетание веса, цены и демпфирование (подавление) вибраций.

Древесина очень хорошо поглощает вибрации и является довольно доступной, но весит чрезвычайно много. Углеродное волокно легкое и устойчивое, но позволить его себе сможет не каждый. Алюминий является доступным, и довольно легким, но не всегда идеально поглощает вибрации.

Итак, сначала давайте поговорим о штативах из углеродного волокна. На сегодняшний день, это одни из самых популярных и доступных штативов. Алюминиевые модели значительно дороже пластиковых, но все же, их могут позволить себе большинство мастеров. Если средства для вас не являются проблемой, и наличие надежного штатива является крайне важной задачей, то рассмотрите вариант приобретения модели от Thom Hogan . Стоимость такого штатива составит примерно 1000 $. Согласитесь, что для штатива это слишком огромная цена, ведь не каждый наш читатель может позволить себе даже камеру за такие деньги, но он стоит внимания, если деньги для вас не проблема. В дальнейшем мы будем рекомендовать только модели, цена которых не превышает 250 $.

Что касается штативов из углеродного волокна, то они очень хрупкие. Это прекрасные модели для путешествий и съемок, которые отлично поглощают вибрации, но тем ни менее, по сравнению со многими другими, это хрупкие штативы. Там где на штативе из алюминия появится вмятина или сгиб, модель из углеродного волокна просто сломается. Кроме того, легкость такого штатива не всегда является преимуществом, так как это делает его менее устойчивым.

Обсуждать деревянные штативы мы не будем, потому что они слишком тяжелые для повседневного использования.

Не забывайте о штативной головке

Помните - сама по себе тренога ничего не значит, важнейшей частью штатива является штативная головка, которая зачастую продается отдельно. Покупая головку отдельно, вы можете выбрать такую, которая бы больше всего соответствовала требованиям. Технически, есть способ, с помощью которого, вы можете прикрепить камеру непосредственно на штативе с помощью крепежного болта, но так потеряется подвижность, и камера будет двигаться только по одной оси.

Что должно быть в штативе

В первую очередь, стоит проверить, насколько высоким может быть штатив. Большинство штативов могут выдвигаться в центре, с помощью специальной колонны, минимальная высота это высота штатива, когда все ножки собраны на минимальное расстояние. Стоит так же задуматься и о величине штатива тогда, когда он будет полностью разложенным. Наличие большего количества сегментов ножек, может означать, что по высоте штатив будет не таким уже и высоким, но на установку уйдет больше времени. Вес штатива так же определяет уровень комфортности его использования в повседневной съемке. Особенно если приходится отправляться с ним в пешие прогулки или брать с собой в отпуск.

Выбирая штатив, так же стоит обратить внимание на наличие крючка, находящегося под выдвижной колонной. Этот крючок очень важен и полезен во время работы, на него вы сможете повесить дополнительный грузик, который сможет гарантировать дополнительную стабильность, к тому же, вы всегда можете убрать крючок, когда он не используется. В некоторых моделях, центральная колонна может двигаться вверх и вниз, таким образом можно снимать и при очень низком положении к земле, получая необычные оригинальные точки зрения.

Есть большое количество дополнительных возможностей и аксессуаров, которые дополнят ваш штатив, но их наличие, или отсутствие сводится к личным предпочтениям.

Особенности штативов

Предлагаем вашему вниманию штатив Vanguard Alta Pro 263AT , стоимость которого составляет 135 $, или 210 вместе со штативной головкой. В этой модели есть все, что может понадобиться в работе со штативом.

Высота модели при полном выдвижении всех секторов ножки составляет 130 см, а с выдвижением центральной колонны – 162,5 см. рост треноги достаточно внушительный, что касается веса, то он составляет 2,2 кг. Данный штатив отлично сочетает в себе хорошую высоту и вес, который с одной стороны, не очень большой, а с другой, достаточен для хорошей стабилизации.

Модель имеет выдвижной крючок в нижней части крепления стабилизирующего вес. Центральная колонна легко смещается, так что вы можете легко перемещать её и наклонять почти под любым углом в диапазоне 180 °. Ножки штатива состоят из трех секций, которые, как правило, более устойчивы, чем ножки, состоящие из четырех секций. Минимальная высота штатива, при которой вы можете фотографировать, составляет 16 см от земли, тренога может выдержать до 7 кг дополнительного груза. Для сравнения, зеркалка с большим объективом весит около 1,5 кг. Чаще всего тренога поставляется с сумкой, которая позволяет носить его ссобой повсюду.

Мэтью Ричардс из TechRadar представил небольшой обзор Vanguard Alta Pro: «это очень прочный и наиболее эффективный штатив, но стоимость такой модели превышает цену аналогичной Benro A297EX и Giottos MTL9361B .» Штатив рассмотрели и с точки зрения, устойчивости ножек, и с точки зрения надежности головки и качество данной модели было подтверждено. «Это надежный комплект из треноги и головки, который обеспечивает превосходную стабильность, даже тогда, когда все секции открыты и центральная колонна выдвинута вверх».

В интернете нет подробного обзора 263AT, но есть парочка очень положительных отзывов от тех фотографов, кто использует данный штатив. Например, на CameraDojo есть отзыв, в котором фотограф говорит об использовании центральной колонны под разными углами: «Одним простым движением вы можете легко и безопасно перемещать центральную колонку и при этом сохранять ее стабильность». TechRadar также похвалил центральную колонну штатива за то, что она - «очень хорошо реализована». Рон Стерн в JustSayGo восхищался отличным подавлением вибраций штативом «это очень функциональный штатив, использовать который одно удовольствие.» Кирк Норбери был впечатлен его весом и гибкостью в центральной колонке, но жаловался на то, что, чтобы разложить штатив полностью уйдет слишком много времени.

Штатив получил премию TIPA, как лучший аксессуар в 2009 года. Когда 263AT дебютировал несколько лет назад, он сразу же был принят фотографическим сообществом на ура, и премия TIPA 2009 стала вполне заслуженным символом признания. Это было справедливое решение несколько лет назад, но и сегодня штатив не перестает радовать своей функциональностью. Кстати, победителем этой же премии в 2012 году был еще один продукт Vanguard, штатив Ballhead стоимость которого составляет 200$.

Доступной альтернативой, которая поможет вам сэкономить деньги может быть штатив Slik Sprint Pro II Tripod . Эта тренога намного легче, и гораздо менее устойчива, но все равно хороша для начинающих фотографов. Стоимость модели составляет 90$.

Если речь идет о профессиональном оборудовании для фотографов, то затраты могут быть слишком высоки. Настоящее мастера не экономят на своей технике, поэтому цена 210 $ для комплекта из треноги и головы, как правило, никого не испугает. Штатив Slik Sprint Pro II больше предназначен для новичков и мастеров среднего класса, которые планируют потратить на штатив не более чем 100 $. Не смотря на свою простоту, штатив все-таки достаточно надежен.

Маленький штатив

Если вы фотографируете с небольшой камерой, то вам понадобится миниатюрный штатив, который гармонично сочетался бы с вашим фотоаппаратом. Рекомендуем присмотреться к треноге Joby Gorillapod , цена за такой штатив составит 20$ - 80$, в зависимости от размера. Такие штативы отличаются хорошей устойчивостью, не смотря на небольшой размер и легкость конструкции. Эта модель отлично подходит для использования в любых необычных ситуациях.

Дорогие модели

Допустим, вы хотите приобрести по-настоящему дорогой и надежный штатив, и при этом, высокая цена вас не пугает. Идеальным штативом для такого фотографа станет Gitzo , стоимость которого может доходить до 1000 $. Треноги данной марки изготавливаются из углеродного волокна. Для такой мощной треноги требуется и соответствующая голова, например, вариант от BH-55 , за который придется выложить еще 500 $. Учтите, только что речь шла о лидерах отрасли, а значит о самых дорогих вариантах.

Ножки из углеродного волокна обеспечивает лучшее гашение вибраций, чем алюминиевые аналоги. Не смотря на то, что углеродные треноги так хорошо справляются с основными задачами штатива - подавлением вибраций, такие модели весят намного меньше чем алюминиевые. Пользователи фото и видеокамер по достоинству оценят существенную экономию веса.

У штатива высокого класса Ballhead есть значительные и ощутимые преимущества. Работает он плавно, стоит на земле надежнее и прослужит своему обладателю значительно дольше.

Многие производители создают одни и те же модели в разных вариантах – алюминиевых и штативы из углеродного волокна. Каждый фотограф может выбрать понравившийся штатив, произведенный из того, или иного материала, в зависимости от возможностей бюджета.

Удобная конструкция

Трудно выбрать среди модельного ряда хороших треног среднего уровня. Честно говоря, есть около десятка очень похожих моделей, все они отлично выполняют свою работу. В конце концов, все сводится к наличию тех или иных дополнительных функций, ведь, в простом виде, это только ножки из алюминия или углеродного волокна.

Manfrotto 055XPROB очень популярен, но ему не хватает некоторых особенностей Vanguard. Его центральная колонна не устанавливается под разными углами, и ему не хватает крючка в центре. 055XPROBs являются одними из самых распространенных треног, цена на такую модель может достигать 140 $. Важным преимуществом является максимальная высота, которая достигает 175 см, а весит тренога 5,3 кг.

Серьезным конкурентом такой модели будет Benro A2970F , цена треноги составляет 150 $, крючок в центре колонны может выдержать вес около 9,5 кг. Такой штатив точно выдержит любой фотоаппарат с объективом и даже сумку. Центральная колонна штатива поворачивается в разные стороны.

Стоит обратить внимание на модель молодой британской компании, которая построена из углеродного волокна, есть так же несколько вариантов из магниевого сплава. Модели X1.1 Adrian и X4 Jack являются самыми популярными из возможных вариантов компании. Треноги отличаются оригинальными цветами и стилем.

Хорошей и недорогой моделью является Slik 700DX , стоимость которой составляет 100 $. В треноге нет ничего сверхъестественного, колонна может поворачиваться и наклоняться в разные стороны. Небольшим недостатком штатива является большой вес - почти 3 кг. Тем ни менее, за 100 $ вы получаете невероятно хороший, очень простой и устойчивый штатив. Тренога имеет большую максимальную высоту, равную 175 см.

Еще одним вариантом, над приобретением которого стоит задуматься, является Oben AC-2320LA , или более ранняя модель AC-2320L . Информации о штативе как таковой нет, но пользователи им довольны.

Еще один штатив, достойный вашего внимания Giottos MTL9360B/MT9360 . Giottos MT поставляется с чехлом. Штатив отличается устойчивостью и надежностью. Giottos и Vanguard чрезвычайно похожи. Эти модели практически идентичные по своим функциональным возможностям. Оба имеют крючок и регулируемую центральную колонну. Giottos поставляется с более надежным чехлом и специальными креплениями внизу ножек, для большей устойчивости. Ножки с шипами от Giottos помогают прочно удерживать конструкцию на земле.

Основным отличием между Giottos и Vanguard является то, что Vanguard более устойчивый, а Giottos стоит на 40 $ меньше. В целом, ножки Vanguard более простые в обращении, да и сам штатив более удобный в управлении. Очень просто и без лишних усилий регулируется центральная колонка.

На самом деле, выбор между двумя моделями треног сводится к личным предпочтениям. Было бы хорошо испробовать каждый из вариантов в магазине и решить, выбрав более удобную в использовании, треногу. Особенно, если 40 долларов разницы для вас не проблема. Учтите, что все штативы, о которых мы говорили ранее, будут не плохими помощниками в работе фотографов разного уровня мастерства и достатка.

Штативная головка

{module Яндекс директ (9)}

Давайте усложним вашу жизнь еще больше. До сих пор мы говорили только ножках треноги, но головка имеет не менее важное значение. Найти отзывы об этой части штатива гораздо сложнее, чем о ножках. В принципе, вы можете выбрать головку той же фирмы, что бы облегчить выбор. Но мы поговорим о разных вариантов всевозможных брендов.

Можем порекомендовать вам головку SBH-100 , которая идет в комплекте со штативом Vanguard Pro 263AT. Вместе это отличное сочетание. Стоимость комплекта составит около 220 $. На некоторых ресурсах сообщается, что можно сэкономить до 20 $ покупая части штатива отдельно, но это зависит от магазина, где вы совершаете покупку.

Всего можно отметить несколько типов штативных головок. Есть головки для панорамирования , они наклоняются в разные стороны и могут двигаться по одной оси. Такие головки более доступные, но громоздкие и маломаневренные. Есть шаровые головки , которые являются более предпочтительными для большинства мастеров. Они немного дороже, но двигаются быстрее. Эту головку можно плавно и с легкостью перемещать. Есть еще курковая головка , которая позволяет еще быстрее управлять штативом, но они не так популярны, как два других типа, в силу большего веса и сложности точной настройки.

SBH-100 относится к шаровым головкам, вот почему эта модель такая удобная и маневренная. Пользователи могут вращать камеру по горизонтали, или зафиксировать её в одном положении. Кроме того, эта головка относительно легкая.

Можно найти несколько отзывов по поводу SBH-100, так же свое мнение по поводу этой головки выражали некоторые фотографы на своих сайтах. Профессиональный пейзажный фотограф дикой природы Кирк Норбери похвалил головку за прочность и плавность движения, и это при том, что пейзажные фотографы используют огромные объективы, стабилизировать которые не просто. Коммерческий фотограф Дэвид Флит был впечатлен тем, как хорошо эта головка держит камеру в одном положении.

В соотношении цены и качества SBH-100 выходит на первое место. По такой же цене, можно приобрести и Manfrotto, который к сожалению не имеет показателя уровня и весит намного меньше.

Чего ожидать в дальнейшем

Рынок по производству штативов движется черепашьими темпами по сравнению со смартфонами или планшетами. Новые материалы и конструкции, как правило, появляются где-то раз в год или около того, но хороший штатив имеет исключительно долгий срок службы. Giottos только что объявил о появлении новой линейки штативов, в которой будет изменена центральная колонна, что должно привести к уменьшению веса. Изменение центральной колонны так же позволит уменьшить вес штатива в целом. Детальной информации о новых штативах нет, но можно предположить, что такая инновационная модель будет стоить дороже среднестатистических треног. Так же не известны основные функциональные возможности треноги и её дизайн. Стоит следить за отзывами и реакцией фотографов на новый аксессуар, и уже потом делать какие-то выводы.

В любом случае, частота появления новинок не будет вас беспокоить, если вы один раз купите достойный штатив. Таким надежным и долговечным штативом может быть Vanguard, который гарантировано, прослужит долгие годы, и вряд ли заставит усомниться в правильности выбора. Возможно, придется отдать за него целых 200 долларов, но эта сумма окупится за те года, что вам прослужит эта тренога.

Заключение

Выбирая штатив для регулярной и плодотворной работы, помните об основных качествах, которыми он должен обладать. Тренога должна быть надежной, устойчивой и, что немало важно, не дорогой. Все эти качества есть у комплекта из треноги Vanguard Alta Pro 263AT и штативной головки SBH- 100 Ballhead. Этот штатив обладает фантастическим набором функций, включая чудесную центральную колонну, способную поворачиваться под различными углами и наличие крючка для дополнительного груза. К тому же, тренога вместе с головкой обойдется вам чуть больше чем 200$.

Вконтакте



Закрытие ИП