Как раскрываются списки аффилированных лиц. Аффилированные субъекты юридического и физического лица

Институт аффилированных лиц - достаточно новое явление как в теоретическом, так и в практическом плане. В статье раскрывается само определение и сфера его применения.

Будет также уделено внимание правилам учета данной категории, ответственности за их невыполнение, а также взаимоотношениям основных и дочерних организаций.

Аффилированные лица. Понятие и виды

Само словосочетание возникло в русском языке в 90-е годы. Впервые понятие аффилированного лица упоминалось в 1992-м году в приложении к Указу Президента РФ. В нем шла речь об инвестиционных фондах. В широком смысле аффиляция подразумевает приближенность к чему-либо, поскольку английский глагол to affiliate, от которого происходит слово, употребляется в значении "присоединяться, соединяться".

Также этот термин можно трактовать как вступление в членство. Аффилированные лица в той или иной степени оказывают влияние друг на друга, будь то хозяйственная или экономическая деятельность. В общей сложности они представляют собой определенную группу.

Законодательное отражение этот термин нашел в 1995-м году, а официальное определение появилось лишь в 1998-м году в результате внесения изменений в Закон о конкуренции. Аффилированные лица – это граждане или предприниматели, которые могут оказывать влияние на предпринимательскую деятельность других людей или компаний. Существуют некоторые аспекты, в соответствии с которыми субъект считается контролирующим по отношению к организации. Аффилированные лица ОАО – это граждане или предприниматели:

  • Имеющие в распоряжении более 20% голосующих акций. При этом аффилированные лица Акционерного общества обладают возможностью воздействовать на на процесс принятия решений в этой организации.
  • Имеющие в распоряжении более 50% голосующих акций.

Считается, что физическое лицо способно оказать серьезное воздействие на организацию, обладая возможностью участвовать в принятии решений, даже не контролируя ее деятельность.

Законодательная база

Статья 4 ФЗ, как было выше сказано, определяет, что такое аффилированные лица. Кроме того, нормативный акт расшифровывает и возможный состав данной категории. В список аффилированных лиц в первую очередь входят субъекты, тесно связанные с механизмом контроля.

К ним могут быть отнесены держатели крупного пакета голосующих акций, непосредственные участники процесса управления предприятием. Аффилированность подразумевает, как правило, возможность одностороннего воздействия одной стороны хозяйственно-экономической деятельности на другую.

Следует подчеркнуть, что имеются в виду отношения, носящие не имущественный, а именно управленческий характер. Имущественную зависимость можно, скорее, определить как следствие, а вовсе не условие возникновения зависимости от контроля. Не последнюю роль в данном вопросе играют взаимоотношения родственного характера.

Классификация

Согласно Закону о конкуренции, аффилированные лица могут быть у:

1. Предприятия:

Один из владельцев данного юридического лица;

Член какого-либо органа управления (например, совета директоров);

Лица, имеющие в своем распоряжении не менее 20% от всего количества решающих акций;

Организация, в которой рассматриваемый субъект получает право распоряжаться количеством голосов, превышающим 20% от общего;

Сторона, осуществляющая полномочия единоличного органа.

2. Физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность:

Граждане, которые относятся к той же самой группе, что и данный субъект;

Организация, в которой рассматриваемый предприниматель вправе распоряжаться 20% и более от всего количества голосов, выраженных решающими акциями, вкладами, долями в уставном капитале.

3. Предпринимателей-участников финансово-промышленных групп:

Члены наблюдательных органов либо советов директоров;

Коллегиальные управленческие структуры;

Субъекты, которые осуществляют полномочия единоличных подразделений группы.

Сфера применения данной категории

Категорию аффилированных лиц достаточно часто можно встретить не только в теоретической, но и в практической части деятельности предпринимателей. Между тем, как практика показывает, многие не имеют четкого представления о данной категории. Это, в свою очередь, часто становится причиной достаточно серьезных ошибок в процессе экономической деятельности субъекта. Преимущественно термин "аффилированные лица" ассоциируется с корпоративным правом. Чаще всего он используется при:

  • процессе выявления лиц, заведомо имеющих интерес в действиях общества, которые предположительно приведут к заключению сделки;
  • идентификации директоров, обладающих правом решающего голоса в отношении интересующей их сделки, которую намерено совершить открытое акционерное общество с численностью участников свыше тысячи;
  • определении перечня субъектов, о которых хозяйственному обществу должны быть предоставлены сведения;
  • процессе установления лиц, предоставление информации о которых обязано обеспечить акционерное общество;
  • определении перечня участников, преодолевших тридцатипроцентный рубеж в ходе приобретения акций ОАО; в этом случае должны соблюдаться определенные процедуры, ход которых регулируется законодательно.

Взаимоотношения основного общества с дочерним

Как взаимодействуют аффилированные лица? Пример таких отношений можно рассмотреть, взяв преобладающее (основное) общество и дочернее (зависимое от главного). При создании последнего компания получает широкие возможности увеличить объем своей деятельности. Главное отличие основного общества от филиалов - юридическая самостоятельность.

Обязанности

Аффилированные лица имеют не только права и возможности. В силу своего статуса они обладают рядом обязанностей. В первую очередь им вменяется поставить в известность общество о принадлежащих им акциях. Это необходимо делать в письменной форме и с указанием оговоренных подробностей (точное количество, типы бумаг и т. д.).

Информация должна поступить в определенный срок с момента приобретения акций в собственность. Несмотря на то что не предусмотрена ответственность таких лиц перед законом в связи с непредоставлением в течение отведенного времени необходимых сведений, определенные санкции в их адрес все же существуют.

Если по вине аффилированных лиц акционерное общество понесло убытки какого-либо характера (например, имущественный ущерб), то в качестве наказания будет выступать компенсация всей суммы причиненного вреда (в соответствии со статьей 15 ГК РФ).

Обязанности предприятий по учету

Компания обязана вести список аффилированных лиц. Перечень в обязательном порядке предоставляется в соответствующие инстанции, отвечающие за регулирование данного рынка. Антимонопольное законодательство предполагает наложение штрафа за нарушение существующих правил предоставления необходимой информации. Такие же нормы распространяются и на список аффилированных лиц ООО. Перечни следует публично размещать на странице в сети Интернет.

Такие требования вполне объяснимы. Подобная информация весьма востребована в рамках определенного порядка по заключению сделок, в которых участвуют аффилированные лица. К ним, в частности, относят соглашения с заинтересованностью. Возникает закономерный вопрос: "А обязано ли закрытое акционерное общество подавать сведения об аффилированных лицах?"

Ведь оно, как правило, не занимается публичным размещением ценных бумаг. Соответственно, правило, касающееся открытого акционерного общества, не распространяется в полной мере на ЗАО. Тем не менее в его обязанности входит ведение учета рассматриваемых субъектов, хотя и в произвольной форме. Если же ЗАО осуществляет публичное размещение облигаций, то и оно обязано обнародовать реестр аффилированных лиц на сайте в Интернете.

Порядок учета

Если взять любой пример списка аффилированных лиц, то в перечне будут присутствовать следующие сведения:

1. Наименование фирмы (краткое и полное), почтовый адрес.

2. Фамилия и инициалы субъекта, адрес проживания (для физлиц);

3. Основания для того, чтобы являться влиятельной стороной, дата наступления этих оснований.

Ответственность

Существуют разные виды наказания за нарушение предписанного порядка.

1. Административная ответственность. Она наступает в том случае, если сведения предоставлены не полностью или с нарушением сроков, отмеченных в законодательстве.

2. Налоговая ответственность. Она наступает в отношении взаимозависимых лиц и касается необоснованной корректировки цен, идущей вразрез с реальной обстановкой на рынке. Если по результатам проверки окажется, что стоимость совершенной сделки отклоняется от существующей на торговой площадке более чем на 20%, этот факт дает право контролирующему органу произвести доначисление налога и пени. При этом взыскание производится в безакцептном порядке.

3. За нарушение порядка осуществления сделок, участниками которых являются аффилированные лица, также может налагаться гражданско-правовая ответственность.

Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы)

Список аффилированных лиц акционерного общества - это документ, содержащаяся в котором информация может быть использована в различных аспектах хозяйственной жизни АО (условия сделок, размер налогов и т. п.). О том, кто должен быть включен в такой список, как должна раскрываться информация и о некоторых других вопросах мы расскажем в данной статье.

Понятие аффилированных лиц

Понятие аффилированного лица (далее - аф. л.) не раскрывают ни Гражданский кодекс РФ, хотя упоминает их в ст. 53.2, ни закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, хотя также упоминает их в ст. 93. Оба указанных законодательных акта отсылают к ст. 4 закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1. Основным критерием аффилированности является способность оказывать влияние на деятельность юридического лица, в нашем случае - на деятельность акционерного общества (далее - АО).

Само по себе наличие аффилированности не порождает для АО каких-либо негативных последствий. Они возникают только тогда, когда законодатель прямо предусмотрел такие последствия в связи с аффилированностью. Кроме того, нельзя забывать, что помимо аф. л. законодатель предусмотрел и смежные понятия: «дочерности» (ст. 67.3 ГК РФ), взаимозависимости (ст. 105.1 НК РФ), контролирующих и подконтрольных лиц (ст. 2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ), связанных лиц (ПБУ 11/2008), бенефициарных владельцев (с 21.12.2016 - ст. 6.1 ФЗ от 07.08. 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации…»), а также группы лиц (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Подробнее о дочерних обществах можно узнать из статьи «Дочернее общество - это…» на нашем сайте. В данной же статье рассматривать отличия указанных понятий не будем.

Проверку и оценку информации, является или нет то или иное лицо аф. л. АО, каждая фирма осуществляет сама, в т. ч. используя поступающие уведомления от самих аф. л.

Кто является аффилированным лицом

Законодатель предусмотрел, что аф. л. как стороной влияния в определенном смысле могут быть как физические, так и юридические лица (в т. ч. некоммерческие), а именно:

  1. Физические лица:
    • член совета директоров АО;
    • руководитель или член коллегиального исполнительного органа;
    • лицо, принадлежащее к той же группе лиц, что и АО (по смыслу закона 135-ФЗ);
    • акционер с количеством акций более 20%.

    Важно!

    Суды (см. постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 по делу № А60-41550/2010-С) отмечают, что для определения аффилированности статус индивидуального предпринимателя или занятие предпринимательской деятельностью не требуются.

  2. Юридические лица:
    • акционер с количеством акций более 20%;
    • члены финансово-промышленной группы и (или) группы лиц.

    Важно!

    Несмотря на наличие в законе указания на членство в финансово-промышленной группе как признак аф. л., такой критерий по сути уже не применяется, т. к. закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ утратил свою силу с 05.07.2007.

    Важно!

    Как в доктрине, так и в судебной практике (см. постановление Президиума ВАС РФ от 06.12.2011 № 11523/11 и др.) дискуссионным остается вопрос о том, могут ли быть аф. л. публично-правовые образования, в т. ч. РФ (см. письмо ФАС от 27.03.2007 № АК/4056).

Форма списка аф. л. АО утверждена на подзаконном уровне (см. приложение № 4 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Банком России 30.12.2014 № 454-П [далее - Положение]). Необходимо помнить, что для кредитных организаций существуют отдельные требования как по общему списку аф. л. (см. указание ЦБ РФ от 12.11.2009 № 2332-У), так и по списку аф. л. из группы лиц, в которую также входит банк. В силу особой специфики указанных субъектов подробно на них в нашей статье останавливаться не будем.

Итак, список аф. л. содержит информацию двух групп.

  1. Первую группу составляют данные об АО как эмитенте: название АО, адрес, адрес в сети Интернет, подписи ответственных лиц, а также код эмитента и дата, на которую искомый список аф. л. составлен.
  2. Вторую группу составляют данные о входящих в указанный список лицах: имя или наименование, адрес, основания внесения и дата возникновения такого основания, а также доля акций лица из указанного списка как в общем числе обыкновенных акций, так и в уставном капитале АО в целом.

Кроме того, список аф. л. должен содержать как статическую информацию, так и изменения в содержании за определенный период. Важно знать, что внесению подлежит не только содержание изменения и дата его наступления, но и дата внесения таких изменений в список аф. л.

Случаи использования информации об аффилированных лицах

Несмотря на то что, как уже указывалось выше, понятие аффилированности раскрывается в законе о конкуренции, применение этого института гораздо шире борьбы с монополистической деятельностью. Зафиксированная в списке аф. л. АО информация может найти свое применение в следующих ситуациях:

  • возмещение убытков от заведомо невыгодных сделок (см. постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 по делу № А09-1562/2012);
  • оспаривание процессуальных решений (результат экспертиз - постановление ФАС МО от 22.02.2012 по делу № А40-132408/10-141-1098, отказ от иска - постановление ФАС УО от 23.04.2015 по делу № Ф09-10258/13 и др.);
  • обязанность уведомлять о приобретении новых дополнительных акций этого АО;
  • недобросовестность при участии в публичных торгах (см. постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2014 № 3891/14);
  • совершение сделки с заинтересованностью (определение КС РФ от 02.11.2011 № 1486-О-О);
  • банкротство (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2014 по делу № А69-845/2013, определение ВС РФ от 08.04.2015 № 305-ЭС14-1353 и др.);
  • оспаривание решения третейского суда (постановление КС РФ от 18.11.2014 № 30-П, определение ВС РФ от 19.03.2015 по делу № 310-ЭС14-4768 и др.).

Способы раскрытия информации об аффилированных лицах

Можно предположить, что основной смысл ведения списка аф. л. заключается не только в фиксации информации, но и в предоставлении возможности всем заинтересованным лицам, причем неопределенному кругу таких лиц, знакомиться с этой информацией. Поэтому законодатель и предусмотрел обязанность АО раскрывать информацию о своих аф. л.

В упоминавшемся выше Положении в п. 73.3 установлена обязанность АО публиковать на своем сайте в сети Internet список аф. л. по состоянию на конец отчетного периода. Важно отметить, что Положение строго устанавливает не только сроки публикации указанного списка (2 рабочих дня с момента окончания отчетного периода), но и сроки доступности его для ознакомления (3 года). Таким образом установлен запрет на недобросовестные действия эмитентов в этой области, такие как публикация и последующее удаление информации с сайта.

Дополнительно к обязанности публиковать сведения о списке аф. л. во Всемирной паутине законодатель в ч. 2 ст. 91 закона 208-ФЗ установил обязанность предоставлять такой список акционерам по их требованию в месте нахождения генерального директора или иного исполнительного органа АО (см. указание Банка России «О дополнительных требованиях …» от 22.09.2014 № 3388-У).

Необходимо отметить, что неполное раскрытие информации или включение в список аф. л. заведомо недостоверных сведений также считается недобросовестным поведением, за которое законодатель предусмотрел административную ответственность - см. ст. 15.19 КоАП РФ (а для кредитных организаций еще и дополнительно по ст. 19.7.3 КоАП РФ).

Таким образом, список аффилированных лиц АО может быть использован заинтересованными лицами в разных случаях хозяйственной жизни общества. При этом установлены жесткие требования как к его форме, так и к срокам опубликования. Однако определением того, кто входит в этот список, занимается каждое АО самостоятельно на основе определения закона.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.



Закрытие ИП