Хохлома из пластилина. Пластилинография «Золотая хохлома. две одинаковые колбаски из белого пластилина

Асель Кудьярова

Цель : Продолжать расширять представления о народном промысле «Хохлома »

с помощью нетрадиционной техники изобразительного искусства, как пластилинография .

Задачи :

Закреплять знания об элементах хохломской росписи ;

Воспитывать любовь к русскому декоративному творчеству;

Развивать умение видеть красоту в созданном изображении;

Познакомить с нетрадиционной техникой «пластилинография » ;

Развивать мелкую моторик рук.

Методы и приёмы :

Беседа, вопросы по теме, показ иллюстраций.

Материалы, необходимые для работы :

Изделия хохломской росписи , тарелки, вырезанные из черного картона, кусочки красного и желтого пластилина , салфетка для рук, стека, доска для раскатывания пластилина ;

Я считаю, что очень важно воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Мне нравятся очень изделия с хохломской росписью . Предварительно с детьми проводились различные познавательные беседы о хохломских изделиях . Также детки рассматривали изделия и альбомы декоративно-прикладного искусства, особенно о хохломе .

Я решила сделать с воспитанниками что-то интересное. И решила изобразить хохломской узор на тарелочке , вырезанной из черного картона, с помощью пластилина красного и желтого цвета. И вот что нас получилось.



Деткам очень понравилась создавать рисунок в технике "пластилинография ", у всех после занятия было хорошее настроение.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа) Цель: Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома). Задачи: Образовательные: продолжать знакомить.

«Золотая хохлома». Конспект НОД по образовательной области «Художественное творчество» Тема: «Золотая хохлома» Программное содержание: Образовательная область «Познание»: закреплять и расширять знания детей о народном художественном.

Конспект НООД «Чудо чудное, диво дивное - золотая хохлома» Конспект НООД «Чудо чудное,диво дивное -золотая хохлома» Составила Муравьёва М. А. Виды детской деятельности:познавательно –исследовательская.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект занятия для подготовительной группы «Золотая Хохлома» Програмное содержание: Познакомить детей с хохламской росписью,её историей,дать понять для чего служит роспись. Учить детей видеть и выделять.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» «Золотая хохлома» Программное содержание: -Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; -Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка,.

Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования , который доступен детям и дома, и в детском саду. Как понятно из названия, основным материалом в пластинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу. Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками. Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятиям. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
Техника рисования пластилином

Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:

  • картон или плотная бумага;
  • деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
  • емкость с водой для смачивания рук;
  • набор разноцветного пластилина;
  • влажные салфетки для рук;
  • набор стеков разной формы.

Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:

1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.

2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:

  • раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
  • скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
  • заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
  • сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
  • прищипывание;
  • оттягивание.

3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.

4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

  • не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
  • добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
  • получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белого пластилина.

Золотая Хохлома — яркое, самобытное явление русского народ-ного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный ху-дожественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома.

В этом глухом лесном краю исторически сложились весьма бла-гоприятные условия для развития народных художественных про-мыслов и ремесел. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жите-ли, будто сговорившись, поделили между собой весь технологиче-ский процесс. Жители деревень занятые на отдельных трудовых операциях селились рядом, составляя свой «цех» или «куст». У каждой группы деревень был центр — крупное торговое село, ку-да крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать вырабо-танную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревян-ную посуду, группировались вокруг крупного торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи.

Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вот-чинника и в царском обиходе. Нарядную деревянную посуду ок-рашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными крас-ками, порой золотом и серебром. Красиво отделанная ложка или ковш считались подарком. Но даже самую простую посуду нель-зя было использовать неокрашенной: от горячей пищи древеси-на расслаблялась, в ней образовывались трещины. Поэтому не-окрашенную посуду покрывали олифой — вареным льняным маслом.

Расписная, да еще с золотом, посуда была недоступна для кре-стьянина. Однако народные масте-ра сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользовать-ся сю могли и крестьяне. Так по-явилась посуда с хохломской рос-писью — посуда, которая легко выдерживает горячее, не боится, по сло-вам мастеров, ни жары, ни стужи, хоро-шо моется, долго служит, но нарядности соперничает с золотой, а по цене доступ-на беднякам.

Происхождение приемов окраски де-ревянной посуды в золотистый цвет без применения золота и сегодня остается за- гадкой даже для специалистов. Оригиналь-ная, веками отработанная технология и есть тот волшебный процесс, который обычное белое дерево превраща-ет в блестящее золотом изделие.

Процесс изготовления хохломской посуды совсем не прост. Сна-чала изделие выгачивали из сырого дерева. Белую посуду («бель») 12-15 суток выдерживали при комнатной температуре для про-сушки. Затем ее грунтовали, обмазывали глиной. Дело в том, что древесина очень пористый материал, и чтобы закрыть все поры, создать водонепроницаемый слой, ее нужно было промазать. Хо-рошим материалом для этого оказалась обычная глина. Эту глину мастера называли вапом, отчего и сам процесс пропитки изделий глиной стали называть ваплением. Глину растворяли в теплой во-де, разминали кусочки, перемешивали, получая раствор определен-ной густоты. Потом смазывали стенки изделия толстым слоем и оставляли на некоторое время — раствор должен был впитаться. Затем смазывали снова. Провапленное таким образом изделие с образовавшейся на нем глиняной коркой ставили на доски, где оно должно было просохнуть.

Высохшее изделие пропитывали льняным невареным маслом и снова выдерживали небольшое время, чтобы слой глины смешал-ся с маслом. Затем изделие шлифовали, протирая поверхность лыч-ным мочалом и льняным отрепьем. После шлифовки изделие ста-вили на досках в истопленную печь и держали там 4-5 часов.

Следующая операция — шпаклевка, то есть замазка изделия гли-ной, смешанной с олифой. Эта смесь должна была заделать все не-ровности, сучки, трещинки и другие дефекты древесины. Прошпак-леванное изделие снова ставилось на просушку.

Затем следовала обработка олифой для создания на изделии масляной пленки. Олифой изделия промазывались три раза, каж-дый раз в промежутках снова подсушивались и только тогда ста-вились в печь при температуре 80-90 градусов. Проолифенное таким об-разом изделие лудили — обмазы-вали оловянным (алюминиевым) порошком, и оно становилось «се-ребряным». Только после этого изделие было го-тово к росписи красками. Расписанное лу-женое изделие вновь обильно обмазыва-ли олифой и ставили на досках в нежаркую печь для каления. И только тогда «сере-бряные» изделия волшебным образом пре-вращались в «золотые», приобретая на-конец такой хорошо знакомый всем вид.

Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного воз-раста на уроках труда и изобразительного искусства. Представлены основные приемы хохломской рос-писи. Материал изложен по принципу от простого к слож-ному, от изучения основных элементов хохломской роспи-си и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

Материалы с успехом могут быть использованы учителями, воспитателями старших групп дошкольных образователь-ных учреждений, педагогами художественных школ, руко-водителями кружков и различных студий, а также родите-лями в домашних занятиях с детьми.

Для начала работы необходимо иметь:

. краски гуашевые желтого, красного, зеленого и чер-ного цветов;

Кисти беличьи № 2 и № 3;

Банку с водой;

Мягкую тряпочку для снятия лишней краски с кисти;

Листок белой плотной бумаги или белую мелкую та-релку без узоров, которая будет служить палитрой.

В хохломской росписи «травкой» называется орнамент, выполненный от-дельными ритмично расположенными мазками.

Все элементы травного орнамента рисуются сразу ки-стью, без нанесения предварительного рисунка каранда-шом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. В упражнение вклю-чены главные элементы «травки»:

«Осочки» — самый простой элемент узора; он выполня-ется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«Травинки» — это мазки с небольшим плавным утол-щением;

«Капельки» рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге;

«Усики» рисуются в виде непрерывной линии одина-ковой толщины, закрученной в спираль.

«Завитки» выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«Кустик» —это наиболее сложный элемент «травки»; он состоит из более простых симметрично расположен-ных элементов — «осочек», «травинок», «капелек», «уси-ков» и «завитков».

Во всех заданиях на импровизацию дети сначала рас-сматривают роспись, выполненную мастером, а затем са-мостоятельно расписывают рисунок изделия.

Рассмотрите с детьми чашку с травным узором, выпол-ненную мастером. Праздничный и торжественный коло-рит росписи достигается сочетанием золотого, красного и черного цветов.

Детям предлагается самостоятельно придумать и укра-сить ложку элементами травного орнамента, используя два цвета — черный и красный.

Анна холина

Презентация составлена для детей средней группы,для использования в занятиях лепке по ознакомлению с хохломской росписью .

На этом занятие , презентация помогла наглядно познакомить дошкольников со старинным русским народным промыслом, который представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели,и т. д. На слайдах презентации представлены фотографии с примерами посуды, расписанной под хохлому . Так же представлена адаптированная информация в виде истории возникновения хохломской росписи ,художественном слове (отрывок стихотворения) ,и иллюстрациях видов росписи и этапов подготовки посуды к росписи. Красочные иллюстрации на слайдах просто заворожили детей.

Детям очень понравилось,стихотворение мы выучили а закрепили материал занятием по художественно эстетическому развитию-лепке . С детьми слепили тарелочку с использованием диска и ложку с хохломским узором . Дети с удовольствием унесли поделки домой,а впечатлениями от занятия поделились с родителями! А еще, мы создали минимузей в группе,где было собрано : ложки, посуда, поделки детей с родителями. А одна мамочка рукодельница,даже испекла пряники с хохломской росписью !

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.

ОД с детьми старшего возраста «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Успенский.

Цель: Продолжать расширять представления о народном промысле «Хохлома» с помощью нетрадиционной техники изобразительного искусства, как.

Проект «Чародейка-щеголиха, золотая хохлома» Актуальность Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы.

ПРОЕКТ ТЕМА: «Золотая Хохлома» Вид проекта: информационно-творческий Разделы: Коммуникация, Познания, Социализация, Художественное творчество.



Закрытие ИП